Автомобили Ярославского завода Я-5, ЯГ-3, ЯГ-4 (Муханов Г.И.) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Автомобили Ярославского завода Я-5, ЯГ-3, ЯГ-4 (Муханов Г.И.) - 1936 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

 

Автомобили Ярославского завода Я-5, ЯГ-3, ЯГ-4 (Муханов Г.И.) - часть 2

 

 

8. ОХЛАЖДЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯ

а) Общие сведения

Во время сгорания в цилиндре рабочей смеси температура газов доходит до 2000° Ц и более, вследствие чего стенки цилиндра и головка поршня могут сильно нагреться. От перегрева цилиндров, поршней и всего двигателя масло начнет гореть и поршень может заесть. Кроме того, от высокой температуры прочность материала уменьшится, в результате чего части двигателя могут разрушиться. Для того чтобы двигатель мог работать нормально, т. е. не перегреваться, применяют искусственное охлаждение цилиндра. В настоящее время большинство двигателей имеет водяное охлаждение. При водяном охлаждении цилиндры имеют рубашки, в которых циркулирует вода. Циркуляция воды бывает двух видов: термосифонная, когда вода циркулирует при помощи разности температуры, и принудительная, когда естественная циркуляция воды усиливается действием насоса. Для охлаждения воды, нагревающейся в рубашках цилиндра, впереди автомобиля ставят радиатор. Таким образом, вода, нагревшаяся в рубашке цилиндра, поступает в радиатор, где охлаждается, после чего поступает опять в цилиндр двигателя.

б) Схема охлаждения двигателя автомобиля Ярославского завода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При всяких повреждениях немедленно отнять питательный провод, соединяющийся с аккумулятором, во избежание короткого замыкания.

Неисправное динамо немедленно отправляется для ремонта в мастерские.

Реле динамо в регулировке со стороны водителя не нуждается.

Динамомашина автомобиля рассчитана на совместную работу с аккумулятором, поэтому не следует питать электросеть от одной динамомашины без аккумулятора, так как в этом случае напряжение у динамо повышается и делается настолько высоким, что приводит прежде всего к порче лампочек, а затем автоматов и динамомашины. Смазка динамомашины осуществляется через масленки, которые наполняются костяным маслом через 3000 км. Сменяется масло только при разборке динамомашины.
 


10. СТАРТЕР

а) Общее понятие




Пуск двигателя в ход достигается при помощи пусковой рукоятки или при помощи электромотора (самопуск), называемого стартером.

Устройство стартера ничем не отличается от динамомашины, за исключением обмотки.

Стартер имеет более толстую обмотку как якоря, так и электромагнитов, нежели динамо. Кроме того, в стартере применяется последовательное соединение обмотки якоря и полюсных башмаков, т. е. так называемая обмотка сериес. Такой мотор обладает большой вращательной способностью (крутящим моментом), что и требуется при запуске двигателя.

На автомобилях Ярославского завода стартеры устанавливались фирмы Авто-Лайт, Электрозавода ВЭО и немецкой фирмы Бош. В настоящее время устанавливают только стартеры типа ВЭО.

Приспособление, позволяющее соединять во время пуска стартер с двигателем и разъединять его во время работы, осуществляется при помощи шестеренки Бендикса или передвижным якорем (Бош).

б) Стартер Бош с электромагнитным включением

Общий вид стартера Бош показан на фиг. 74 и на фиг. 75 в разрезе.

Эта система заключается в том, что в момент пуска якорь может выдвигаться вдоль оси и тем самым сцеплять шестеренку якоря с венцом маховика.

Достигается это тем, что якорь стартера устанавливается не в центре полюсных башмаков (где наибольшая магнитная сила), а несколько смещается в сторону вправо (фиг. 75) вдоль оси, удерживаясь в таком положении специальной пружиной. Такого типа стартер имеет две обмотки возбуждения: одну тонкую, другую толстую. При пропуске тока по тонкой обмотке якорь перемещается и медленно вращается; при сцеплении (соединении) шестерни якоря с шестерней маховика автоматически включается ток толстой обмотки с меньшим сопротивлением. Ток пойдет с большой силой, отчего якорь с шестерней начнет вращаться с большим крутящим моментом и при том

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. ЗАЖИГАНИЕ РАБОЧЕЙ СМЕСИ
а) Общее понятие


Для воспламенения рабочей смеси применяется электрическая искра, которая должна проскакивать между электродами свечи. Сжатая рабочая смесь представляет значительное сопротивление для прохождения электрического тока, поэтому для получения электрической искры между контактами применяется электрический ток напряжением около 5 000—10 000 V.

В современном автомобиле ток высокого напряжения для зажигания

получают от: а) батареи аккумуляторов через катушку высокого напряжения и б) магнето высокого напряжения.

На автомобилях Ярославского завода применяются системы зажигания — магнето или батареи, а поэтому рассмотрим их в отдельности.

б) Зажигание от батареи аккумуляторов

Напряжение, которое дает аккумулятор в 6 V, как уже указывалось, недостаточно. Для получения тока высокого напряжения применяется индукционная катушка, которая повышает напряжение до 10 ООО V.

Индукционная катушка (бобина) состоит из: 1) железного сердечника, в виде пучка тонкой отожженной проволоки; 2) первичной обмотки из толстой медной проволоки, имеющей небольшое количество витков (200—250) диаметром 0,8 мм, длиной 25—30 м, изолированной; 3) вторичной обмотки из тонкой медной проволоки, изолированной, диаметром 0,08 мм, длиной 1000—1500 м и намотанной в количестве 12 000—15 000 витков. Оба конца первичной обмотки выводятся наружу (кверху) в виде клемм, к которым присоединены провода. Вторичная обмотка одним концом присоединена на массу, другой выводится вверх для провода к распределителю. Работа бобины основана на электромагнитной индукции.

Действие системы зажигания от батареи аккумуляторов и катушки высокого напряжения для шестицилиндрового двига еля происходит следующим образом (фиг. 80): электрический ток поступает из аккумулятора 7 через массу к контактам прерывателя 7. От прерывателя ток будет поступать в первичную обмотку 4 бобины, а из бобины через выключатель ток возвращается в аккумулятор. При прохождении электричества по толстой обмотке сердечник катушки намагничивается. В это время прерыватель, приводимый в действие своим кулачком, прервет ток в первичной обмотке. При прекращении тока в первичной обмотке сердечник катушки размагничивается. Вследствие этого во вторичной (тонкой) обмотке 5 возбуждается (индуктируется) ток высокого напряжения. Вторичная обмотка присоединена одним концом к массе (как показано на фиг. 80) или к первичной обмотке, вторым — к распределителю 8. Индуктированный ток вторичной обмотки 5 поступает к распределителю, затем по проводам 9 на центральный стержень свечи 10 и далее через массу или аккумулятор ток возвращается на другой конец тонкого провода.

Присоединение проводов, идущих от распределителя к свечам цилиндра, соответствует порядку работы 1—5—3—6—2—4. В первичную обмотку параллельно включают конденсатор 6, предохраняющий контакты прерывателя от искрения и увеличивающий ток во вторичной обмотке.

На фиг. 81 представлена более детально схема зажигания от батареи аккумулятором. В отличие от предыдущей схемы на фиг. 81 прерыватель и распределитель объединены и приводятся во вращение от одного валика.

Такая схема и применяется на автомобилях Ярославского завода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) из-за образования нагара на электродах и внутренней части изолятора получится замыкание. Нагар происходит от богатой смеси и обильной смазки;

б) неправильной установки зазора между электродами;

в) загрязнения поверхности изолятора. Тогда электрический ток пройдет по поверхности изолятора;

г) поломки изолятора (трещины внутри).

Загрязнение и нагар удаляют промывкой бензином и осторожным соскабливанием.

Разборку свечи следует делать только в том случае, если промывка не достигает своей цели.

При нормальной эксплуатации и хорошем уходе свеча может работать в продолжение 800—1000 час.

Диаметр нарезки свечей, который применяется в автомобилях Ярославского завода, равен 18 мм (ЯГ-4) и 22 мм (ЯГ-3).



ж) Зажигание от магнето высокого напряжения

Для зажигания рабочей смеси применяют также и прибор, называемый магнето, дающий ток высокого напряжения.

Магнето не требует источника тока, так как само является динамомашиной переменного тока.

Магнето может быть:

а) с вращающейся обмоткой и

б) с неподвижной обмоткой.

Магнето Бош. На фиг. 85 представлена общая схема магнето Бош, которая относится к магнето с вращающейся обмоткой. Магнето Бош состоит из следующих основных частей:

а) Магнитных дуг, изготовленных из особой магнитной стали, к концам дуг привертываются наконечники, называемые полюсными башмаками.

б) Якоря магнето 7 —железного сердечника (двутаврового сечения), на котором помещаются первичная и вторичная обмотки.

Первичная изолированная обмотка имеет длину 15—20 м и диаметр 0,7—0,8 мм с общим количеством витков 150. Один конец первичной обмотки присоединен к телу сердечника, а второй конец выводится через центральный изолированный болт к прерывателю. Вторичная обмотка наматывается поверх первичной, один конец ее крепится к первичной обмотке, а второй присоединяется к коллекторному кольцу. Длина вторичной обмотки 1000—1200 м, диаметр 0,08 мм. Общее количество витков около 15 ООО.

Якорь магнето вместе с обмоткой вращается в магнитном поле.

в) Прерывателя тока в первичной обмотке, вращающегося вместе с якорем. Выступы в обойме заставляют контакты прерывателя разомкнуться, отчего и происходит размыкание тока.

г) Распределителя тока высокого напряжения, которым разносится ток.

д) Основания (корпуса магнето), на котором крепятся детали. Основание делается из алюминия с той целью, чтобы электрический ток мог проходить через него, но магнитные линии не могли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..