Фармация 33.05.01 (квалификация: провизор). Образовательная программа (2016 год)

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1         2

 

 

 

 

Фармация 33.05.01 (квалификация: провизор). Образовательная программа (2016 год)

 

 

2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Общие положения
2. Общая характеристика образовательной программы высшего образования (ОП ВО)
по направлению подготовки (специальности)
2.1
Цель ОП ВО
2.2
Факультет, форма обучения, трудоемкость, срок освоения, квалификация
2.3
Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ОП ВО
2.4
Характеристика профессиональной деятельности
2.4.1. Область профессиональной деятельности выпускника
2.4.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника
2.4.3. Виды профессиональной деятельности выпускника
2.4.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника
3. Планируемые результаты освоения ОП ВО
3.1
Компетенции выпускника ОП ВО
3.2
Матрица соответствия требуемых компетенций и формирующих их частей ОП ВО
3.3
Паспорта и программы формирования компетенций
4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного про-
цесса при реализации ОП ВО
4.1
Календарный учебный график
4.2
Учебный план
4.3
Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
4.4
Программы практик
4.4.1. Программы учебных практик
4.4.2. Программы производственных практик
5. Нормативно-методическое обеспечение системы контроля качества освоения обучаю-
щимися ОП ВО
5.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежу-
точной аттестации
5.2. Государственная итоговая аттестация студентов-выпускников
6. Фактическое ресурсное обеспечение ОП ВО по направлению подготовки
6. 1. Кадровое обеспечение реализации ОП ВО
6. 2. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при
реализации ОП ВО
6.
3. Материально-техническое обеспечение для реализации образовательного процесса в
СамГМУ в соответствии с ОП ВО
7. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-
личностных компетенций выпускников
8. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающи-
мися ОП ВПО
8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество
подготовки обучающихся
ПРИЛОЖЕНИЯ
3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Образовательная программа высшего образования (ОП ВО), реализуемая в ФГБОУ ВО
СамГМУ Минздрава России по направлению подготовки (специальности) 33.05.01 «Фарма-
цияª представляет собой комплекс основных характеристик образования, организационно-пе-
дагогических условий, форм аттестации, разработанный на основе Федерального государ-
ственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.05.01 «Фар-
мацияª (уровень специалитета).
ОП ВО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии
реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по направле-
нию подготовки (специальности) 33.05.01 «Фармацияª и включает в себя: учебный план, ра-
бочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы,
обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производ-
ственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечиваю-
щие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Нормативную правовую базу разработки ОП ВО составляют:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерацииª
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 г. № 1367 «Об утверждении порядка орга-
низации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам ба-
калавриата, программам специалитета, программам магистратурыª (приказ утратил силу, см.
Лист изменений, стр. 20);
Письмо Минобрнауки РФ от 13.05.2010 г. № 03-956 «О разработке вузами основных
образовательных программª
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по
направлению подготовки (специальности) 33.05.01 «Фармацияª, утвержденный приказом Ми-
нобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1037;
Примерная образовательная программа по специальности 33.05.01 «Фармацияª, утвер-
жденная УМО по специальности «Фармацияª (носит рекомендательный характер);
Устав ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России.
4
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
(СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 33.05.01 «ФАРМАЦИЯª
2.1. Цель (миссия) ОП ВО
Цель ОП - сформировать модель подготовки специалиста-провизора, отражающую цели
обучения, ожидаемые результаты, содержание подготовки, методы и технологии обучения,
воспитания, оценки качества подготовки, ресурсное обеспечение образовательного процесса.
ОП ВО реализуется для создания студентам условий для приобретения необходимого для осу-
ществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков и опыта дея-
тельности.
Главной целью ОП ВО по направлению подготовки (специальности) 33.05.01 «Фармацияª яв-
ляется формирование у студентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональ-
ных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подго-
товки. В области воспитания целью ОП ВО является развитие у будущих провизоров социально-
личностных качеств, позволяющих на основе использования принципов этики и деонтологии ре-
ализовывать профессиональные задачи в системе лекарственного обеспечения населения и орга-
низации оказания лекарственной помощи различным категориям граждан РФ.
Задачи ОП ВО:
9
определить основное содержание ОП ВО;
9
обеспечить целостность ОП ВО, логическую последовательность изучения дисци-
плин и прохождения практик в соответствии с ФГОС ВО;
9
определить место, роль и ответственность дисциплин, кафедр за формирование не-
обходимых компетенций, как ожидаемого конечного результата освоения ОП ВО;
9
установить целесообразное соотношение между аудиторной и самостоятельной
нагрузкой студента, между теоретической и практической составляющей содержа-
ния образования;
9
определить систему обеспечения контроля качества подготовки, виды оценочных
средств, аттестационных мероприятий, вид и программу итоговой аттестации вы-
пускника;
9
определить эффективные образовательные технологии, методы и средства обучения
и воспитания обучающихся;
9
определить необходимое ресурсное обеспечение учебного процесса.
5
2.2. Факультет, форма обучения, трудоемкость, срок освоения, квалификация
ОП ВО реализуется на фармацевтическом факультете в очной форме обучения.
В соответствии с ФГОС ВО лица, зачисленные для обучения по специальности на очно-заоч-
ную форму до вступления в силу приказа Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1037 (дата ре-
гистрации приказа в Минюсте - 25.08.2016 г.), продолжают обучение в соответствии со стандар-
том с сохранением указанной формы, а также ранее установленного срока обучения до заверше-
ния освоения образовательной программы высшего образования по специальности.
Трудоемкость освоения студентом данной ОП ВО за весь период обучения в соответствии
с ФГОС ВО по данному направлению (специальности) составляет 300 зачетных единиц.
Срок освоения ОП ВО - 5 лет для очной формы обучения.
Срок освоения ОП ВО для очно-заочной формы обучения составляет 5,5 лет.
Получение образования по программе специалитета возможно по индивидуальному учеб-
ному плану. Срок обучения по индивидуальному учебному плану составляет не более 5 лет,
при этом объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуаль-
ному учебному плану не может превышать 75 зачетных единиц.
Квалификация (степень) выпускника: Провизор (основание: приказ Минобрнауки России
№ 1061 от 12.09.2013 г.)
2.3. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ОП ВО
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем
образовании или среднем профессиональном образовании.
2.4. Характеристика профессиональной деятельности
2.4.1. Область профессиональной деятельности выпускника
В соответствии с ФГОС ВО по специальности 33.05.01 «Фармацияª область профессио-
нальной деятельности выпускников-специалистов, освоивших программу специалитета,
включает фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств, в соот-
ветствии с действующим законодательством РФ и профессиональными стандартами.
Профессиональная деятельность выпускников по данному направлению подготовки (спе-
циальности) осуществляется в организациях и учреждениях, осуществляющих фармацевтиче-
скую, медицинскую, организационно-управленческую, научно-исследовательскую деятель-
ность (таблица 1).
Таблица 1. Связь ОП ВО с профессиональными стандартами
Наименование вы-
Виды
Обобщенные
Наименования
бранного
Уровень
профессиональной
трудовые
ОП ВО / код
стандарта (или не-
квалификации
деятельности
функции
скольких)
1)
Квалифици-
рованная фарма-
цевтическая по-
мощь населению,
пациентам меди-
цинских организа-
Профессиональный
ций;
стандарт
Организация и
2)
Работы,
ОП ВО по
«Провизорª (утвер-
ведение фармацев-
услуги по доведе-
специальности
жден приказом Ми-
тической деятельно-
7
нию лекарственных
33.05.01
нистерства труда и
сти в сфере
препаратов, меди-
«Фармацияª
социальной защиты
обращения лекар-
цинских изделий,
от 9 марта 2016 г. N
ственных средств
других товаров,
91н)
разрешенных к от-
пуску в аптечных
организациях, до
конечного потреби-
теля
2.4.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника
Лекарственные средства,
Совокупность средств и технологий, направленных на создание условий для разра-
ботки, производства, контроля качества обращения лекарственных средств и кон-
троля в сфере обращения лекарственных средств в соответствии с установленными
требованиями и стандартами в сфере здравоохранения;
Физические и юридические лица;
Население.
2.4.3. Виды профессиональной деятельности выпускника
В соответствии с ФГОС ВО, выпускники, завершившие обучение по ОП ВО по специаль-
ности 33.05.01 «Фармацияª, осуществляют следующие виды профессиональной деятельности:
фармацевтическая, медицинская, организационно-управленческая, научно-исследовательская
деятельность.
Фармацевтическая деятельность включает:
9
производство и изготовление лекарственных средств,
9
реализация лекарственных средств,
9
обеспечение условий хранения и перевозки лекарственных средств,
9
участи в проведении процедур, связанных с обращением лекарственных средств,
7
9 участие в контроле качества лекарственных средств,
9 обеспечение информирования о лекарственных препаратах в пределах, установленных
действующим законодательством, проведение санитарно-просветительской работы с
населением, формирование мотивации граждан к поддержанию здоровья.
Медицинская деятельность:
9 оказания первой помощи в торговом зале аптечной организации при неотложных со-
стояниях у посетителей до приезда бригады скорой помощи,
9 участие в оказании помощи населению при чрезвычайных ситуациях на этапах меди-
цинской эвакуации, в том числе в организации снабжения лекарственными средствами
и медицинскими изделиями
Организационно-управленческая деятельность:
9 участие в организации производства и изготовления лекарственных средств,
9 организация и проведение мероприятий по хранению, перевозке, изъятию и уничтоже-
нию лекарственных средств;
9 участие в организации и управлении деятельностью организаций, занятых в сфере об-
ращения лекарственных средств, и (или) их структурных подразделений,
9 участие в организации мероприятий по охране труда и технике безопасности, профи-
лактике профессиональных заболеваний, контролю соблюдения и обеспечения эколо-
гической безопасности,
9 ведение учетно-отчетной документации в фармацевтической организации,
9 соблюдение основных требований информационной безопасности;
Научно-исследовательская деятельность:
9 анализ научной литературы и официальных статистических обзоров, участие в прове-
дении статистического анализа и публичное представление полученных результатов,
9 участие в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач в
сфере обращения лекарственных средств.
Конкретные виды фармацевтической деятельности, к которым готовится специалист, опре-
деляется высшим учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями.
2.4.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника
Задачи профессиональной деятельности выпускника формируются для каждого вида
профессиональной деятельности по данному направлению и профилю, специализации подго-
товки ВО на основе ФГОС ВО и ПрООП ВО и дополняются с учетом традиций вуза и потреб-
ностями заинтересованных работодателей.
8
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОП ВО
3.1. Компетенции выпускника ОП
Результаты освоения ОП ВО определяются приобретаемыми выпускником компетен-
циями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с
задачами профессиональной деятельности. В результате освоения данной ОП ВО выпускник
должен обладать следующими компетенциями:
Общекультурные компетенции (ОК)
ОК-1
Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОК-2
Способность использовать основы философских знаний для формирования миро-
воззренческой позиции
ОК-3
Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического
развития общества для формирования гражданской позиции
ОК-4
Способность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этиче-
скую ответственность за принятые решения
ОК-5
Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию
творческого потенциала
ОК-6
Способность использовать методы и средства физической культуры для обеспече-
ния полноценной социальной и профессиональной деятельности
ОК-7
Готовность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в
условиях чрезвычайных ситуаций:
1. Готовность использовать приемы оказания первой помощи в условиях чрезвы-
чайных ситуаций;
2. Готовность использовать методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
ОК-8
Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этниче-
ские, конфессиональные и культурные различия
Общепрофессиональные компетенции (ОПК)
ОПК-1
Готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с исполь-
зованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической
и фармацевтической терминологии, информационно-коммуникационных техно-
логий и учетом основных требований информационной безопасности:
1. Готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с ис-
пользованием информационных ресурсов, информационно-коммуникационных
технологий и учетом основных требований информационной безопасности;
2. Готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с ис-
пользованием медико-биологической и фармацевтической терминологии.
ОПК-2
Готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и ино-
странном языках для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-3
Способность использовать основы экономических и правовых знаний в професси-
ональной деятельности:
1. Способность использовать основы экономических знаний в профессиональной
деятельности;
2. Способность использовать основы правовых знаний в профессиональной дея-
тельности
ОПК-4
Способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в
профессиональной деятельности
9
ОПК-5
Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности
для предотвращения профессиональных ошибок
ОПК-6
Готовность к ведению документации, предусмотренной в сфере производства и
обращения лекарственных средств
ОПК-7
Готовность к использованию основных физико-химических, математических и
иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных за-
дач:
1. Готовность к использованию основных математических методов при решении
профессиональных задач;
2. Готовность к использованию основных физико-химических, математических
методов при решении профессиональных задач;
3. Готовность к использованию основных естественнонаучных понятий и методов
при решении профессиональных задач
ОПК-8
Способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и па-
тологических процессов в организме человека для решения профессиональных за-
дач:
1. Способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний в
организме человека для решения профессиональных задач;
2. Способность к оценке патологических процессов в организме человека для ре-
шения профессиональных задач
ОПК-9
Готовность к применению специализированного оборудования и медицинских из-
делий, предусмотренных для использования в профессиональной сфере
Профессиональные компетенции (ПК)
ПК-1
Способность к обеспечению и контроля качества лекарственных средств в усло-
виях фармацевтических организаций
ПК-2
Способность к проведению экспертиз, предусмотренных при государственной ре-
гистрации лекарственных препаратов
ПК-3
Способность к осуществлению технологических процессов при производстве и из-
готовлении лекарственных средств
ПК-4
Готовность к осуществлению реализации лекарственных средств в соответствии с
правилами оптовой торговли, порядком розничной продажи и установленным за-
конодательством порядком передачи лекарственных средств
ПК-5
Способность к организации заготовки лекарственного растительного сырья с уче-
том рационального использования ресурсов лекарственных растений
ПК-6
Готовность к обеспечению хранения лекарственных средств
ПК-7
Готовность к осуществлению перевозки лекарственных средств
ПК-8
Готовность к своевременному выявлению фальсифицированных, недоброкаче-
ственных и контрафактных лекарственных средств
ПК-9
Готовность к участию в процедуре ввоза лекарственных средств в Российскую Фе-
дерацию и вывоза лекарственных средств из Российской Федерации
ПК-10
Способностью к проведению экспертизы лекарственных средств с помощью хи-
мических, биологических, физико-химических и иных методов:
1. Способностью к проведению экспертизы лекарственных средств с помощью хи-
мических методов;
2. Способностью к проведению экспертизы лекарственных средств с помощью
биологических методов.
ПК-11
Способность к участию в экспертизах, предусмотренных при государственной ре-
гистрации лекарственных препаратов
ПК-12
Способность к проведению контроля качества лекарственных средств в условиях
фармацевтических организаций
10
ПК-13
Способность к оказанию консультативной помощи медицинским работникам и
потребителям лекарственных препаратов в соответствии с инструкцией по приме-
нению лекарственного препарата
ПК-14
Готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропа-
ганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности:
1. Готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропа-
ганде здорового образа жизни;
2. Готовность к проведению информационно-просветительской работы по без-
опасности жизнедеятельности
ПК-15
Способность к применению основных принципов управления в фармацевтической
отрасли, в том числе в фармацевтических организациях и их структурных подраз-
делениях
ПК-16
Способность к участию в организации деятельности фармацевтических организа-
ций
ПК-17
Способность к участию в организации заготовки лекарственного растительного
сырья с учетом рационального использования ресурсов лекарственных растений
ПК-18
Способность к организации контроля качества лекарственных средств в условиях
фармацевтических организаций
ПК-19
Способность к проведению процедур по изъятию из гражданского оборота фаль-
сифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств
и их уничтожению
ПК-20
Способность к обеспечению деятельности фармацевтических организаций по
охране труда и техники безопасности
ПК-21
Способность к анализу и публичному представлению научной фармацевтической
информации
ПК-22
Способность к участию в проведении научных исследований
ПК-23
Способность к участию во внедрении новых методов и методик в сфере разра-
ботки, производства и обращения лекарственных средств:
1. Способность к участию во внедрении новых методов и методик в сфере разра-
ботки, лекарственных средств;
2. Способность к участию во внедрении новых методов и методик в сфере произ-
водства лекарственных средств;
3. Способность к участию во внедрении новых методов и методик в сфере обра-
щения лекарственных средств
ПК-24
Способность и готовность оценивать качество лекарственного растительного сы-
рья и лекарственных растительных препаратов
ПК-25
Способностью к участию в оказании помощи населению при ЧС на этапах меди-
цинской эвакуации, в том числе в организации снабжения лекарственными сред-
ствами и медицинскими изделиями
3.2. Матрица соответствия требуемых компетенций и формирующих их составных ча-
стей ОП ВО
Форма «Структурно-логические связи дисциплинª (Приложение 1).
Форма матрицы соответствия дисциплин ОП ВО (Приложение 1а).
3.3. Паспорта и программы формирования компетенций
(Приложение 2).
11
4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОП ВО
В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по образовательным программам высшего образования, программам бакалавриата, програм-
мам специалитета и программам магистратуры, ФГОС ВО по направлению подготовки (спе-
циальности) 33.05.01 «Фармацияª содержание и организация образовательного процесса при
реализации данной ОП ВО регламентируется учебным планом с учетом профиля, рабочими
программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечиваю-
щими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производ-
ственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими матери-
алами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.
4.1. Календарный учебный график
Последовательность реализации ОП ВО по направлению подготовки (специальности)
33.05.01 «Фармацияª по годам (включая теоретическое обучение, практики, промежуточные
и итоговую аттестации, каникулы) приводится в базовом учебном плане.
4.2. Учебный план
Базовый учебный план для очной (Приложение 3) и очно-заочной форм обучения (Прило-
жение 4).
4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
Перечень утвержденных рабочих программ дисциплин (Приложение 5).
4.4. Программы практик
Практики на фармацевтическом факультете регламентируются «Положением об организа-
ции и проведении практики студентов СамГМУª (принято решением Ученого Совета
СамГМУ Минздрава России, протокол № 8 от 29 апреля 2016 г.) и рабочими программами
практик (Приложение 5).
4.4.1. Программы учебных практик
При реализации данной ОП ВО предусматривается учебная практика (практика по полу-
чению первичных профессиональных умений и навыков, в т.ч. первичных умений и навыков
научно-исследовательской работы; тип практики - стационарная), которая представлена сле-
дующими видами:
9 фармацевтическая пропедевтическая практика (очная и очно-заочные формы - на 1 курсе)
9 полевая практика по ботанике (очная форма - на 1 курсе, очно-заочная - на 2 курсе)
9 практика по фармакогнозии (очная и очно-заочная формы - на 3 курсе),
9 практика по общей фармацевтической технологии (очная и очно-заочная формы - на 4
курсе).
Перечень утвержденных программ практик (Приложение 5).
12
4.4.2. Программы производственных практик
При реализации ОП ВО предусматриваются следующие виды производственных практик:
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельно-
сти:
9 стандартизация ЛРС и лекарственных растительных препаратов (очная форма - на 5
курсе, очно-заочная форма - на 3 курсе)
9 фармацевтическая технология (очная форма - на 5 курсе, очно-заочная - на 4 курсе),
9 контроль качества лекарственных средств (очная и очно-заочная формы - на 5 курсе),
1)
управление и экономика аптечных учреждений (очная форма - на 5 курсе,
очно-заочная форма - на 5 и 6 курсах).
2)
Клиническая практика:
9 Медицинская ознакомительная практика (очная форма - на 3 курсе, очно-заоч-
ная - на 2 курсе)
3)
Научно-исследовательская работа:
При реализации данной ОП ВО предусматривается выполнение студентами научно-иссле-
довательской работы, представленной в виде производственной практики «Решение отдель-
ных научно-исследовательских и научно-прикладных задач в практическом здравоохране-
нииª:
9 очная форма: на 5 курсе (9 и 10 семестры);
9 очно-заочная форма: на 4 курсе (7 и 8 семестры).
Результаты научно-исследовательской работы:
9 оформляются в виде подготовленных студентами дневников и отчетов по научно-
исследовательской;
9 представляются в виде докладов (выступлений) на научных конференциях различ-
ного уровня;
9 могут служить основной для подготовки статей и тезисов (для публикации в сбор-
никах и научных журналах).
Рабочие программы производственных практик (Приложение).
5. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОП ВО
В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 33.05.01 «Фармацияª и Приказом
Минобрнауки России от 19.12.2013 г. № 1367 «Об утверждении порядка организации и осу-
ществления образовательной деятельности по образовательным программам бакалавриата,
программам специалитета, программам магистратурыª (приказ утратил силу, см. Лист изме-
13
нений, стр. 20) контроль качества освоения обучающимися основных образовательных про-
грамм включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итого-
вую аттестацию обучающихся. Оценочные средства представлены в виде фондов оценочных
средств.
5.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации
Текущая и промежуточная аттестации служат основным средством обеспечения в учебном
процессе обратной связи между преподавателем и студентом, необходимой для стимулирова-
ния работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Текущая аттестация представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно
осуществляемую на протяжении семестра. Промежуточная аттестация, как правило, осу-
ществляется в конце семестра и может завершать как изучение отдельной дисциплины, так и
ее раздела (разделом). Текущая аттестация позволяет оценить совокупность знаний и умений,
а также формирование определенных компетенций.
К формам текущего и промежуточного контроля относятся: собеседование, коллоквиум,
зачет, экзамен (по дисциплине (модулю), тест, контрольная работа, эссе и иные творческие
работы, реферат, отчет (по практикам, научно-исследовательской работе студентов и т.п.),
курсовая работа (проект) и др.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным
требованиям соответствующей ОП ВО фармацевтическим факультетом разработаны фонды
оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной атте-
стации. Фонды включают: контрольные вопросы и типовые задания для практических заня-
тий; лабораторных и контрольных работ; коллоквиумов; зачетов и экзаменов; тесты и компь-
ютерные тестирующие программы; примерную тематику курсовых работ, рефератов. Указан-
ные формы оценочных средств позволяют оценить степень сформированности компетенций
обучающихся.
Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттеста-
ции приводятся в рабочих программах дисциплин (модулей) и программах практик, УМКД.
5.2. Государственная итоговая аттестация студентов-выпускников вуза
Организация государственной итоговой аттестации (ГИА) соответствует требованиям
ФГОС ВО. Итоговая государственная аттестация выпускников по направлению подготовки
(специальности) 33.05.01 «Фармацияª включает проведение государственного экзамена.
14
ГИА выпускников протекает в три этапа: тестирование, прием практических навыков и со-
беседование. ГИА проводится по специальным для фармацевтического факультета дисципли-
нам: управление и экономика фармации, фармацевтическая технология, фармацевтическая хи-
мия, фармакология, фармакогнозия.
Тестирование представляет собой первый этап и заключается в том, что выпускники пись-
менно отвечают на поставленные вопросы. Предоставление вопросов осуществляется в ре-
жиме on-line, в формате свободной выборки, формируемой специально разработанной в
СамГМУ компьютерной программой.
Во время приема второго этапа - приема практических навыков - проверяется умение вы-
пускников на практике решать профессиональные задачи: осуществлять фармацевтическую
экспертизу рецептов и накладных-требований, изготавливать лекарственные формы, иденти-
фицировать образцы лекарственного растительного сырья и гербария и др.
Третий, завершающий этап - собеседование - позволяет в форме дискуссии обобщить и
систематизировать весь изученный материал, отражая междисциплинарные связи между пред-
метами (Приложения 6; 6.1; 6.2).
6. ФАКТИЧЕСКОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОП ВО
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 33.05.01 «ФАРМАЦИЯª
Фактическое ресурсное обеспечение данной ОП ВО формируется на основе требований к усло-
виям реализации образовательных программ, определяемых ФГОС ВО по направлению подго-
товки 33.05.01 «Фармацияª с учетом рекомендаций соответствующей примерной ОП ВО.
6.1. Кадровое обеспечение реализации ОП ВО
К преподаванию учебных дисциплин по профессиональному циклу привлекаются 11 докторов
наук, профессоров или доцентов; 19 кандидатов наук, доцентов 5 выпускающих кафедр, а также
6 преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций.
Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок),
имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе научно-педагогических работни-
ков, реализующих ОП ВО, составляет 70,7%. Доля преподавателей, имеющих учетную степень
и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс
по профильному циклу данной ОП ВО, составляет 89%.
К преподаванию учебных дисциплин по гуманитарному, социальному и экономическому
циклу привлекается 6 докторов наук, профессоров; 14 кандидатов наук, доцентов 6 кафедр.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе препо-
давателей, обеспечивающих образовательный процесс, составляет 80%, из них 25% докторов
наук, профессоров.
15
Доля штатных научно-педагогических работников СамГМУ (в приведенных к целочислен-
ным значениям ставок), участвующих в реализации ОП ВО по специальности 33.05.01 «Фар-
мацияª, составляет не менее 50% от общего количества научно-педагогических работников
организации.
Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ста-
вок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, в общем
числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, составляет
100%.
Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководи-
телей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профи-
лем) реализуемой ОП ВО, имеющих стаж работы в данной профессиональной области не ме-
нее 3 лет, в общем числе работников, реализующих программу специалитета, составляет
21,0%.
6.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
при реализации ОП ВО
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной
учебной литературы по дисциплинам базовой и вариативной частей всех циклов, изданными
за последние 10 лет, а для дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла за
последние 5 лет. Общее количество печатных изданий основной литературы, перечисленной
в рабочих программах дисциплин (модулей) в наличии (суммарное количество экземпляров)
в библиотеке по ОП ВО составляет 9964 экземпляра. Общее количество наименований основ-
ной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), в наличии в биб-
лиотеке по ОП ВО составляет 127 единиц. Общее количество наименований дополнительной
литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), в наличии в библио-
теке (суммарное количество) по ОП ВО составляет 5603 единицы. Общее количество печат-
ных изданий дополнительной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин
(модулей), в наличии в библиотеке (суммарное количество) по ОП ВО составляет 5603 еди-
ницы. Общее количество наименований дополнительной литературы, перечисленной в рабо-
чих программах дисциплин (модулей), в наличии в библиотеке по ОП ВО составляет 169 еди-
ниц.
Фонд дополнительной литературы включает следующие официальные справочно-библио-
графические и специализированные периодические издания: журнал «Фармацияª; «Химико-
фармацевтический журналª; «Растительные ресурсыª; «Химия растительного сырьяª; «Бота-
нический журналª.
16
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным неогра-
ниченным доступом к электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к элек-
тронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система
(электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда обеспечивают
возможность доступа обучающихся из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-
коммуникационной сети «Интернетª, как на территории СамГМУ, так и вне вуза. Учебно-мето-
дическая документация, комплекс основных учебников, учебно-методических пособий и ин-
формационных ресурсов для учебной деятельности студентов по всем учебным дисциплинам
(модулям), практикам, НИР и др., включенным в учебный план ОП ВО, представлены в ло-
кальной сети университета. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и
электронная информационно-образовательная среда обеспечивают одновременный доступ не
менее 25% обучающихся по ОП ВО.
Общее количество наименований основной литературы, указанной в рабочих программах
дисциплин (модулей), имеющихся в электронном каталоге электронно-библиотечной си-
стемы, составляет 68 наименований. Общее количество наименований дополнительной лите-
ратуры, указанной в рабочих программах дисциплин (модулей), имеющихся в электронном
каталоге электронно-библиотечной системы, составляет 71 наименование.
Обучающиеся имеют доступ к современным профессиональным базам данных и информа-
ционно-справочным системам, которые определены в рабочих программах дисциплин (моду-
лей).
6.3. Материально-техническое обеспечение для реализации образовательного про-
цесса в вузе в соответствии с ОП ВО
Для организации учебно-воспитательного процесса по данной ОП ВО университет располагает
материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и
междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской ра-
боты обучающихся, предусмотренных учебным планом, и соответствующей действующим сани-
тарным и противопожарным правилам и нормам.
Специальные помещения вуза представлены учебными аудиториями (для проведения занятий
лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, те-
кущего контроля и промежуточной аттестации), помещениями для самостоятельной работы; по-
мещениями для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специаль-
ные помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обу-
чения, служащими для представления учебной информации большой аудитории. Для проведения
занятий лекционного типа имеются наборы демонстрационного оборудования и учебно-нагляд-
17
ных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным про-
граммам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей). Перечень
материально-технического обеспечения, необходимого для реализации ОП ВО по специальности
33.05.01 «Фармацияª, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием,
в зависимости от степени сложности. Помещения для самостоятельной работы обучающихся
оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспече-
нием доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
Материально-техническое обеспечение включает: 4 специально оборудованные лекционные
аудитории, 1 лингафонный кабинет, 2 компьютерных класса с выходом в Интернет, 25 аудиторий,
специально оборудованных мультимедийными демонстрационными комплексами, 20 учебных
специализированных лабораторий и кабинетов (в т.ч. учебная аптека), 1 исследовательская лабо-
ратория (центр), 3 специализированные библиотеки, 6 специализированных спортивных зала и
др. Каждый обучающийся во время самостоятельной подготовки обеспечен рабочим местом в
компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Доступ студентов к сети Интернет составляет 6 часов на человека в неделю. Университет обеспе-
чен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. Количество имеюще-
гося в наличии ежегодно обновляемого лицензионного программного обеспечения, предусмот-
ренного рабочими программами дисциплин (модулей), составляет 6 единиц.
7. ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
В ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России созданы необходимые условия для развития лич-
ности и регулирования социально-культурных процессов, способствующие укреплению нрав-
ственных, гражданственных, общекультурных качеств обучающихся.
На базе кафедр СамГМУ функционирует студенческое научное общество. Результаты науч-
ных исследований студентов представляются на научных конференциях различного уровня
(университетских, межвузовских, Всероссийских и др.). По итогам научной работы студенты
СамГМУ многократно удостаивались различных именных стипендий и наград. Научная ра-
бота, начатая в студенческом научном кружке, нередко перерастает в исследования по теме
кандидатской диссертации. Результаты студенческих научных работ ежегодно публикуются в
сборниках работ студентов и молодых ученых, а также в различных журналах, в т.ч. рекомен-
дованных ВАК Минобрнауки России. Студенческий научный кружок работает во внеучебное
время (в т.ч. по субботам). Научная работа студентов нередко осуществляются на базе не-
скольких кафедр СамГМУ.
В СамГМУ активно проводится активная воспитательная работа со студентами. Осуществ-
ляется воспитание через предмет на каждом практическом занятии, а также в рамках учебной
18
практики. Таким образом прививается любовь к выбранной профессии, трудолюбие, ответ-
ственность.
В университете проводятся разнообразные мероприятия, среди которых совместное посе-
щение студентов и преподавателей музеев и выставок, участие студентов в художественной
самодеятельности. Ежегодно в СамГМУ отмечается День первокурсника, Новый год, Студен-
ческая весна и другие праздники, проводятся выпускные вечера с участием студентов фарма-
цевтического факультета.
Спортивная база университета представлена 2 большими спортивными залами и 4 малыми
спортивными залами, 2 футбольными полями под открытым небом. Во внеучебное время в вузе
работают различные спортивные секции.
Ежегодно проводятся соревнования между спортивными командами различных факультетов,
по итогам которых команды фармацевтического факультета (по волейболу, баскетболу, шахма-
там и др.) неоднократно занимали призовые места.
ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Положение об аттестационной комиссии СамГМУ (принято решением Ученого Совета ГБОУ
ВПО СамГМУ Минздрава России 28 марта 2014 г.);
- Положение о проведении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся уни-
верситета (принято решением Ученого Совета ГБОУ ВПО СамГМУ Минздрава России 24 апреля
2015 г.);
- Положение о государственной итоговой аттестации выпускников по образовательным програм-
мам высшего образования - программам бакалавриата и специалитета (принято решением Уче-
ного Совета ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России 23 декабря 2016 г.);
- Положение о программе государственной итоговой аттестации выпускников по образователь-
ным программам высшего образования - программам бакалавриата и специалитета (принято ре-
шением Ученого Совета ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России 23 декабря 2016 г.);
- Положение о реализации основных образовательных программ высшего образования по инди-
видуальному учебному плану (принято решением Ученого Совета ГБОУ ВПО СамГМУ Мин-
здрава России 25 марта 2016 г.);
- Положение о режиме занятий обучающихся (принято решением Ученого Совета ГБОУ ВПО
СамГМУ Минздрава России 24 апреля 2015 г.);
- Положение об организации самостоятельной работы студентов (принято решением Ученого Со-
вета ГБОУ ВПО СамГМУ Минздрава России 23 апреля 2015 г.);
- Положение о правилах внутреннего распорядка обучающихся (принято решением Ученого Со-
вета ГБОУ ВПО СамГМУ Минздрава России 24 октября 2014 г.);
- Регулярно осуществляется мониторинг и периодическое рецензирование образовательной про-
граммы;
- Регулярно проводятся самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности
(стратегии), результаты представляются в отдел управления качества;
19
Образовательная программа высшего образования составлена в соответствии с требованиями
ФГОС ВО, с учетом рекомендаций примерной ОП ВО по направлению подготовки 33.05.01 «Фар-
мацияª (и профилю подготовки).
Программа одобрена методической комиссией фармацевтического факультета (протокол
№ 4 от 16 декабря 2016 г.)
20
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
На заседании методической комиссии фармацевтического факультета ФГБОУ ВО СамГМУ
Минздрава России (протокол № 1 от 29.08.2017 г.) в образовательную программу высшего обра-
зования по специальности 33.05.01 «Фармацияª внесены изменения:
1) Раздел 1 «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯª изложить в следующей редакции:
Нормативную правовую базу разработки ОП ВО составляют:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерацииª от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Приказ Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка орга-
низации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам выс-
шего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистра-
турыª
(далее - по тексту).
2) Раздел
5
«НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОП ВОª изложить в следующей ре-
дакции:
В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 33.05.01 «Фармацияª и Приказом Ми-
нобрнауки России от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществ-
ления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования -
программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратурыª, контроль ка-
чества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий кон-
троль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся (да-
лее - по тексту).
ОСНОВАНИЕ: внесение изменений в нормативную базу. В частности, приказ Минобрнауки
России от 19.12.2013 г. № 1367 «Об утверждении порядка организации и осуществления образо-
вательной деятельности по образовательным программам бакалавриата, программам специали-
тета, программам магистратурыª утратил силу в связи с выходом приказа Минобрнауки России
от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образователь-
ной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бака-
лавриата, программам специалитета, программам магистратурыª.
21
29.08.2017 г.
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
На заседании методической комиссии фармацевтического факультета ФГБОУ ВО СамГМУ
Минздрава России (протокол № 2 от 31.08.2017 г.) в образовательную программу высшего обра-
зования по специальности 33.05.01 «Фармацияª внесены изменения:
1) Пункт 4.2. изложить в следующей редакции:
Базовый учебный план для очной (Приложение 3) и очно-заочной форм обучения (Приложение
4).
При освоении основной образовательной программы для лиц, обучающихся по индивидуаль-
ному учебном плану, составляется индивидуальный учебный план.
ОСНОВАНИЕ: Освоение образовательных программ для лиц, обучающихся по индивидуаль-
ному учебному плану, осуществляется в соответствии с «Положением о реализации основных
образовательных программ высшего образования по индивидуальному учебному плануª (По-
ложение принято решением Ученого Совета ГБОУ ВПО СамГМУ Минздрава России, прото-
кол № 7 от 25 марта 2016 г., утверждено ректором 29 марта 2016 г., приложение № 1 к приказу
ректора ГБОУ ВПО СамГМУ Минздрава России № 152-у от 19 мая 2016 г.).
На основании пункта 2.10 «Положения о реализации основных образовательных программ
высшего образования по индивидуальному учебному плануª, при формировании учебного
плана, рабочего учебного плана, индивидуального графика обучения учитывается, что доля
аудиторных часов составляет не менее 30% от общего количества часов, предусмотренных
ФГОС по специальности.
22
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
Подпись
Дата внесения
ответственного
Номер
Название, дата, номер документа о внесе-
изменения
нии изменений в ОП ВО
изменений
за внесение
изменений
1.
08.05.2020 г.
Решение Ученого Совета фармацевтиче-
ского факультета от 08.05.2020 г., прото-
кол № 4
В соответствии с приказом ректора СамГМУ № 116-у от 24.04.2020 г. «О внесении из-
менений в приказ ректора от 21.012.2019 г. N 422-у «О государственной итоговой аттестации
выпускников университета в 2020 годуª, а также в связи с необходимостью реализации про-
тивоэпидемических мероприятий, связанных с распространением коронавирусной инфекции
(COVID-19), внести изменения:
1.1.
В Приложение 3 пункта 4. 2 «Учебный планª;
1.2.
В Приложение 6 «Программа государственной итоговой аттестации по специальности
33.05.01 «Фармацияª (включая «Программу государственного экзамена и фонды оце-
ночных средств).
1.3.
Пункт 5.2. «Государственная итоговая аттестация студентов-выпускников вузаª изло-
жить в следующей редакции:
Организация государственной итоговой аттестации (ГИА) соответствует требованиям
ФГОС ВО. Итоговая государственная аттестация выпускников по направлению подготовки
(специальности) 33.05.01 «Фармацияª включает проведение государственного экзамена. В
2020 г. ГИА выпускников протекает в два этапа: тестирование (с применением дистанционных
23
образовательных технологий) и собеседования по специальности, включающего проверку
освоения практических навыков.
ГИА проводится по специальным для фармацевтического факультета дисциплинам:
управление и экономика фармации, фармацевтическая технология, фармацевтическая химия,
фармакология, фармакогнозия, а также включает несколько вопросов по правоведению, фило-
софии и сердечно-легочной реанимации.
Тестирование представляет собой первый этап и заключается в том, что выпускники от-
вечают на поставленные вопросы. Предоставление вопросов осуществляется в режиме on-line,
в формате свободной выборки, в ЕИОС СамГМУ.
Во время приема второго этапа - приема практических навыков и собеседования - про-
веряется умение выпускников на практике решать профессиональные задачи: осуществлять
фармацевтическую экспертизу рецептов и накладных-требований, изготавливать лекарствен-
ные формы, идентифицировать образцы лекарственного растительного сырья и гербария и др.
Программа государственной итоговой аттестации (включая Программу государственного эк-
замена и фонды оценочных средств) представлены в Приложениях 6; 6.1; 6.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////