Вопросы к экзаменационному тесту по дисциплине «Дифференциальная психология» (2014 год)

 

  Главная      Тесты

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1        2          3       4      

 

 

 

 

 

Вопросы к экзаменационному тесту по дисциплине «Дифференциальная психология» (2014 год)

 

 

Тема 1 История возникновения и этапы развития дифференциальной психологии и психофизиологии

1.      Дифференциальная психология как наука появилась, благодаря:

2.       Отнесение людей по тем или иным признакам к полярным группам – это:

3.       При описании типов неповторимость индивидуальности лежит в основе:

4.       Основное в развитии современной и дифференциальной психологии является:

5.       Сочетание дифференцированного и интегрального подходов к индивидуальному развитию, по мнению Б.Г. Ананьева, приводит:

6.       Одной из задач дифференциальной психологии является:

7.       Гуманитарная парадигма – это:

8.       Теория «среднего человека» — это:

9.       Область знания, определяющая особенности человека по форме строения черепа, - это:

10.   Подход, при котором в качестве основания для выделения черт берутся конструкты, репрезентированные в повседневном языке, - это:

11.   Общегрупповой опыт, означающий, что влияние на индивидуальные различия, являются более устойчивыми, предполагает, что:

12.   Когда в исследовании в качестве объекта изучается согласованность двух и более признаков у нескольких индивидов, то это:

13.   Когда в исследовании в качестве объекта два и более индивида в отношении многих признаков, то это:

14.   Какое из описанных утверждений является истинным:

15.   Для какого направления характерно объяснение проявлений основных тенденций человеческого поведения через понятия эволюционно-видовой предпочтительности и генетической детерминации:

16.   Функциональной асимметрией является:

17.   Создателем френологии является:

18.   Классификация личности А.Ф.Лазурского основана на:

19.   Что не является характерной чертой ВПФ:

20.   Основателями теории активации являются:

21.   В группу первичных природных основ индивидуальности по теории Б.Г.Ананьева не входят:

22.   Сущностью типологического подходя является:

23.  Система, обеспечивающая согласованную работу физиологических и психических процессов с целью осуществления целостного поведенческого акта, это:

24.  Как называется системная реакция личности на воздействие раздражителя с целью достижения полезного результата или сохранения целостности:

 

Тема 2. Методология системного исследования в дифференциальной психологии

25.         Основная задача системного подхода на современном этапе заключается в:

26.         Необходимость системного подхода обусловлена (2):

27.   Одной из задач системных исследований индивидуальных различий входит:

28.         Системный подход применяется:

29.   Большой вклад в зарождение системного подхода в науках человеке был внесен:

30.   С точки зрения локализации психических функций и созревания нервно-мозговых структур норма - это:

31.   С точки с точки зрения использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека норма - это:

32.   С точки зрения основных психических новообразованиях норма - это:

33.   Взаимодействие с людьми разного возраста в плане развития означает:

34.   Антонимом понятия «групповая нормализация»:

35.   Идиографический подход — это:

36.   Описание индивидуальности с точки зрения историчности ее развития — это:

37.   Понятие нормы в психологии чаще всего:

38.   Генеалогический методэто метод:

39.   Цель психогенетических методов:

40.   Как называется понятие, используемое для оценки темпа и содержания психического развития человека, основанного на статистических данных?

41.   Понятие, используемое для оценки темпа и содержания психического развития человека, основанного на социальных стереотипах, - это:

42.   Системность – это:

43.   Люди, которые находятся на самом высоком уровне развития, А.Ф. Лазурский называл:

44.   В системный анализ индивидуальности человека входит:

45.   Диагностический подход, направленный на предсказание усредненных случаев, отражающих общие закономерности, называют:

46.   Оценка индивидуального психологического состояния при помощи системы тестов называется:

47.   Какие элементы концепции личности лежат в работах К.Юнга (2):

48.   Основная задача факторного анализа в интегративном исследовании индивидуальности заключается:

49.   В индивидуальную психологию А.Адлера входит понятие:

50.   Комплексный подход изучения индивидуальности предлагает:

51.   Системное исследование предполагает:

52.   Системное исследование требует:

53.   Объектами систематизации являются:

54.   Индивидуальность и вариабельность в дифференциальной психологии – это:

55.   В характеристику системных описаний входит:

56.   Одним из видов системного описания является:

57.   В принципы системного подхода по Б.Ф. Ломову входит:

Тема 3 Структура индивидуальности

58.   Система связей, охватывающих все условия и факторы индивидуального развития отдельного человека, это:

59.   Индивидуальность человека изучается (2):

60.   Наиболее в общем виде проблема соотношения индивида, личности и индивидуальности была разработана:

61.   Индивидуальные свойства организма по В.С.Мерлину – это:

62.   В комплексный подход индивидуальности Б.Г. Ананьева не входит:

63.   В модель целостной индивидуальности В.М. Русалова не входит:

64.   Определение «интегральной индивидуальности» было введено:

65.   Какие свойства не входят в систему индивидуальных психологических свойств интегральной индивидуальности:

66.   Индивидуальность - это:

67.   Специальная теория индивидуальности - это в:

68.   Операциональная (рабочая) структура индивидуальности включает в себя:

69.   Биологическая основа индивидуально-психологических различий является главным теоретическим постулатом при:

70.   Понятие индивидуальности «как единство свойств человека как личности и субъекта деятельности, в структуре которой функционируют природные свойства человека как индивида» описал:

71.   Что не входит в систему органических индивидуальных свойств интегральной индивидуальности:

72.   Что не входит в систему индивидуальных социально-психологических свойств интегральной индивидуальности:

73.   Типология по профессиональным качествам содержит:

74.   Принцип инвариативности индивидуальных различий означает:

75.   Принцип индивидуального единства означает:

76.   Интрапунитивность – это:

77.   Локус контроля» - это:

78.   Интегральная индивидуальность — это:

79.   Структурными метахарактеристиками инструментальной стороны индивидуальности не являются:

80.   Системообразующими свойствами интегральной (В.С.Мерлин) индивидуальности являются:

81.   Стемообразующими свойствами интегральной индивидуальности (Б.Г.Ананьев) являются:

82.   Какой тип В. В. Белоус внес в типологию интегральной индивидуальности:

83.  Какой тип характеризует преобладание у человека какой-либо базовой эмоции (радости, гнева, печали, страха):

84.  Типы людей, выделяемые по преобладанию в психической деятельности первой сигнальной системы (художественный тип) или второй сигнальной системы (мыслительный тип), это:

Тема 4 Роль наследственности и среды в детерминации индивидуальных различий

85.  Как называется уровень проявления какого-то показателя в определенном возрасте:

86.  Как называются исходные показатели, по которым делается прогноз об уровне развития ребенка в будущем:

87.  Если речь идет о сплаве врожденных и приобретенных в онтогенезе особенностей и свойств человека, то это:

88.   При каком подходе признается роль наследственности в детерминировании межиндивидуальной вариативности признаков:

89.   Как характеризуется видовая специфика биологического в развитии индивидуальности человека:

90.   В чем отражаются показатели наследуемости:

91.   Какой процесс приводит к количественным и качественным преобразованиям индивидуальных различий:

92.   К естественно-природным формам психики относятся:

93.   Как называется неравномерность развития, которая приводит к сочетанию подчеркнуто детских и взрослых черт, - это:

94.   Структура деятельностей, ролей и межличностных взаимодействий в данном конкретном окружении – это:

95.   Повышенная моральная ответственность в семье, приводящая к появлению индивидуальных черт личности, – это:

96.   Активное воздействие окружающей среды на формирование индивидуальности человека возможно, если:

97.   Дифференциация индивидуальности как следствие сочетания наследственных и средовых факторов - это:

98.   Дифференциация поведения означает:

99.   Как называется метод возрастных срезов:

100.                Какой тип среды в меньшей степени влияет на формирование индивидуальности:

101.                Наукой о биологических основах всех форм социального поведения называется:

102.                  «Наследуемый в узком смысле» - это:

103.                  Наследуемость в широком смысле» это:

104.                Неравномерность развертывания наследственной информации - это:

105.                В характеристики гетерохронии не входит:

Тема 5. Темперамент и характер

106.                     Как называется сила раздражителя, при которой наблюдается наибольшая ответная реакция:

107.                     Как называется затрудненность в изменении точек зрения, планов деятельности и поведения в условиях, объективно требующих этого:

108.                     То, что воздействует на органы чувств человека, это:

109.                     Как называется минимальная величина раздражителя, способная вызвать ответную реакцию, это:

110.                     Как называется свойство нервной системы, характеризуемое соотношением интенсивности возбудительных и тормозных реакций центральной нервной системы:

111.                     Как называется предельная сила или длительность раздражителя, не вызывающая еще снижение эффекта реагирования:

112.                     Как называется направленность человека на собственный субъективный мир, поглощенность собственными проблемами и переживаниями в ущерб тому, что происходит вокруг:

113.                     Как называется сочетание типологических особенностей свойств нервной системы, оказывающих одинаковое влияние на какую-либо особенность человека:

114.                     Как можно назвать человека, характеризующегося низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, сдержанностью речи:

115.                     Что означает быстрота затухания возбуждения и торможения после прекращения действия раздражителя:

116.                     Что означает быстрота и интенсивность ответной реакции организма на стимул:

117.                     К какому типу темперамента можно отнести человека с высокой психической активностью и работоспособностью, быстротой движений, богатством мимики, быстрым темпом речи:

118.                     Как называются психологические и поведенческие характеристики человека, обусловленные сплавом врожденных и приобретенных особенностей человека:

119.                     Как называются устойчивые особенности работы центральной нервной системы, влияющие на поведение, эффективность деятельности, темперамент и характер человека:

120.                     Как называется свойство темперамента, проявляющееся в повышенной чувствительности человека к происходящим с ним событиям, тревожности, боязни новых ситуаций и людей:

121.                     Выделенные И. П. Павловым художественный, мыслительный и смешанный типы, это:

122.                     Что такое характеристика человека со стороны его врожденных динамических особенностей:

123.                     Как называется определенное сочетание типологических особенностей свойств нервной системы, однонаправленно влияющих на проявление способностей и психологических особенностей человека:

124.                     Выделенные И. П. Павловым определенные сочетания свойств нервной системы, соответствующие четырем типам темперамента, это:

125.                     К какому типу темперамента можно отнести человека, характеризующегося низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики, плохой переключаемостью с одной деятельности на другую, низкой адаптивностью:

126.                     Как называется легкость перехода нервной системы из одного состояния в другое:

127.                     Как называются устойчивые акцентуированные черты личности:

128.                     Тип темперамента, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичности, резкостью, вспыльчивостью, быстрым темпом:

129.                     Устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях, особенности поведения человека, это:

130.                     Как называется способность организма ощущать слабые по интенсивности раздражители; величина, обратно пропорциональная нижнему порогу ощущений:

131.                     Направленность личности на мир внешних объектов, это:

132.                     Обращенность сознания человека на внешнюю среду в большей мере, чем на самого себя и на свои переживания, это:

133.                     Легкость (быстрота) возникновения эмоций, это:

134.                     Постоянство проявления какой-либо эмоции, настроения, это:

135.                     Способность человека противостоять дезорганизующему влиянию эмоций, это:

136.                     Свойство темперамента, проявляющаяся в легкой и большой эмоциональной отзывчивости на возникающие ситуации, это:

137.                       По мнению В.Д. Небылицина, понятиями чувствительность и возбудимость подчеркивается:

138.                       С точки зрения Г.Айзенка, основными чертами личности, характеризующие его индивидуальность, являются:

139.                       По мнению Я.Стреляу, основными чертами личности, характеризующие его индивидуальность, являются:

140.                       Эволюционное предназначение темперамента состоит:

141.                       По мнению В.Д. Небылицина реактивность означает:

142.                       Характер — это:

143.                       Автором регулятивной теории темперамента является:

144.                       Понятие акцентуации характера ввел:

145.                       Какие из свойств не относятся к свойствам темперамента:

146.                       Автором специальной теории темперамента, в основе которой лежит «проявление темперамента в социальной, предметной и коммуникативной среде» является:

147.                       Центральным образованием характера является:

148.                       Какие из указанных черт не являются базальными чертами личности:

149.                       Как называется установка на препятствие контакту с объектами внешнего и внутреннего мира ввиду высокой рефлексии:

150.                       Черта — это:

151.                       Способность выдерживать длительное или часто повторяющееся возбуждение — это:

152.                       Скорость возникновения и прекращения нервных процессов — это:

153.    Акцентуации характера появляться в результате:

154.                       Скорость моторно-двигательных операций в структуре темперамента — это:

155.                       Мера чувствительности к расхождению реального и желаемого результата в структуре темперамента — это:

156.                       Определение темперамента как «индивидуальные особенности организма, которые определяются деятельностью двигательных органов, органов чувств и всего нервно-мозгового аппарата» дал:

157.                   Согласно теории акцентуации К.Леонгарда и А.Личко, какой тип характера проявляется подвижностью, общительностью, склонностью к озорству, отсутствием робости и застенчивости перед другими людьми, повышенным фоном настроения:

158.                       Согласно теории акцентуации К.Леонгарда и А.Личко, какой тип характера соответствует злобно-тоскливому настроениию, приступам гнева или ярости, эмоциональной напряженностью, взрывчатостью и безудержной агрессивностью:

159.         Согласно теории акцентуации К.Леонгарда и А.Личко, какой тип характера выделяется яркостью проявления чувств, раскованностью, эмоциональностью, актерскими данными:

160.         Согласно теории акцентуации К.Леонгарда и А.Личко, какой тип характера соответствует выраженностью меланхолического или холерического склада, не уверенностью в себе, заниженной самооценкой, в работе предпочитает привычные условия, неизменные права и обязанности, инициативу не проявляет, осторожен:

161.         Согласно теории акцентуации К.Леонгарда и А.Личко, к какому типу характера принадлежит человек, который твердо придерживается усвоенных правил, ритуалов, взглядов, в периоды плохого настроения злобно тосклив и неподступен, порой агрессивен, а в работе сверхточен, аккуратен и обязателен:

Тема 6. Конституция как природнообусловленный тип индивидуальности

162.     Возраст подростка, определяемый степенью полового созревания, это:

163.     Совокупность всех морфологических, физиологических и психологических особенностей человека, обусловленных действием общих генетических факторов, это:

164.       Гармония личности — это:

165.       Конституция в современном понимании – это:

166.       Энергетическое значение компонентов тела имеет:

167.       Общая конституция обуславливает:

168.       Кто впервые описал астенический, атлетический и пикнический типы телосложения:

169.       Астеник, или лептосоматик — это:

170.       Атлетик— это:

171.       К какому типу телосложения относятся люди, обнаруживающие склонность к колебаниям настроения вплоть до развития маниакально-депрессивного психоза?

172.       Конституциональный принцип в исследовании означает:

173.       К какому из типов по схеме В.Штефко и А.Островского относится дети, характеризующиеся преобладанием роста в ширину — массивный костный скелет, широкая, чаще цилиндрическая грудная клетка, спина прямая, с хорошо выраженными изгибами, нормальная осанка, прямой живот, умеренное жироотложение и сильное развитие мускулатуры:

174.       К какому из типов по схеме В.Штефко и А.Островского относятся дети, характеризующиеся преобладанием роста в длину: длинное туловище и конечности, тонкий костяк, уплощенная грудная клетка; впалый живот, часто сутулая спина с резко выступающими лопатками, мышцы развиты слабо, подкожно-жировой слой незначителен:

175.       К какому из типов по схеме В.Штефко и А.Островского относятся дети, характеризующиеся относительно узким сложенный, хотя и пропорциональным типом, костный скелет достаточно тонкий, грудная клетка средняя, живот и спина прямые, иногда выступают лопатки, жироотложение умеренное: общая масса мускулатуры невелика, хотя тонус мышц достаточно высокий:

176.       К какому из типов по схеме В.Штефко и А.Островского относятся дети, характеризующиеся обильным жировым компонентом, костный скелет развит хорошо, кости крупные, массивные, форма грудной клетки коническая, короткая, расширяющаяся книзу, живот округлый, выпуклый, с жировыми складками, особенно над лобком, такие же складки на спине, на боках, спина прямая или уплощенная, мускулатура значительна, с хорошим тонусом».

177.       Лептосомные конституции по И.Б. Галанту:

178.       Мезосомные конституции по И.Б. Галанту характеризуются:

179.       Мегалосомные конституции по И.Б. Галанту:

180.       Акселерация – это:

181.       Признаками акселерации не являются:

182.       Астенизация молодежи связана с:

Тема 7. Конституция и биохимическая индивидуальность человека.

183.  Половые различия и изменчивость компонентов тела описываются типами:

184.  Индивидуальную конституцию не определяет:

185.  В характеристики функциональной конституции не входят:

186.  Конституция – это:

187.  Синдром Марфана — это:

Тема 8. Половой диморфизм как детерминанта индивидуализации развития человека

188.  Подростки с задержкой полового созревания, это:

189.  Тестикулярная феминизация (синдром Морриса) — это:

190.  Какой из перечисленных пунктов не характеризует биологическую сущность человека:

191.  Гипергонадизм — это:

192.  Запоздалое половое развитие— это:

193.  К причинам акселерации относится:

194.  Акселерация — это:

195.  Биологическая причина полового диморфизма:

196.           Феномен полового диморфизма — это:

197.           Эволюционное предназначение дифференциации полов состоит: Биологические и психосоциальные новообразования появляются в филогенезе:

198.           Биологические и психосоциальные новообразования появляются в филогенезе:

199.           Полоролевая социализация в рамках психоанализа есть:

200.           Разнообразие отношений между мужчинами и женщинами в рамках этологии объясняется:

201.           В области профессиональных достижений высокоинтеллектуальные женщины отличаются от женской группы в целом:

202.  Концепция развития морального сознания, созданная Л. Кольбергом, реализует:

203.           Гендерная роль — это:

204.           Гендер — это:

205.           Половая идентификация — это:

206.           Гендерная схема — это:

207.           Наличие различий в анатомофизиологических признаках у мужских и женских особей называется:

208.           Наличие различий у представителей различного пола — это:

209.           Временное несовпадение проявления женских и мужских признаков — это:

210.  Сексуальное поведение у людей:

Тема 9. Биоритмы в структуре индивидуальности

211.  Биоритмологией является наука, которая изучает:

212.           Биологические часы являются:

213.  Чувствительности дыхательного центра к углекислому газу в зависимости от периодичности интенсивности солнечного света была обнаружена:

214.  Сезонные колебания ультрафиолетовой радиации исследовал:

215.  Развитие скелета и сопутствующих процессов метаболизма в зависимости от периодическим влиянием на организм ультрафиолетовых лучей доказал:

216.  Сезонные ритмы физиологических показателей были описаны:

217.           Закономерным колебаниям в зависимости от времени года подвержены:

218.           Признаками сезонного аффективного расстройства не являются:

219.           Как называются биологические ритмы, которые соответствуют основным функциям человека:

220.           К биологическим ритмам человека не относится:

221.           Что означает синхронность биоритмической активности партнеров:

222.           Уровень биоритмической совместимости дает возможность:

223.           Интерпретация вероятностей распределения совместимости (синхронности) биоритмической активности позволяет сделать вывод:

224.           Совместимость (синхронность) биоритмической активности позволяет:

225.           Действие механизма «биологических часов» определяется работой:

226.           Колебания работоспособности в течение суток обусловлены:

227.           Хронотипологические особенности человека являются:

228.  Для «сов» характерен:

229.  Для «жаворонков» характерен:

230.  Для «голубей» характерен:

231.  В основе смены сна и бодрствования лежат:

232.  Физиолоическая основа адаптации организма к изменяющимся условиям внешней среды определятся:

233.           Действие механизма «биологических часов» находится:

Тема 10. Интеллект, креативность и умственная одаренность

234.          Высший уровень проявления одаренности, это:

235.          Определенное сочетание способностей и (для физической работы) морфологических и антропометрических особенностей человека, обеспечивающее успешность какой-либо деятельности:

236.          Совокупность познавательных способностей, обусловливающих высокий уровень интеллектуальных достижений:

237.          Совокупность интеллектуальных и двигательных способностей, а также особенностей телосложения, обусловливающих высокий уровень достижений в двигательной деятельности:

238.          Дети, значительно опережающие сверстников в успешности осуществления какой-либо деятельности (интеллектуальной, музыкальной, физической и т. д.).

239.          Высокий уровень проявления способностей - это:

240.           Какие качества не входят в характеристику способностей:

241.           Одаренность в детском возрасте можно рассматривать:

242.  Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка – это:

243.  Особый тип организации знаний одаренного ребенка - это:

244.  Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка характеризуется:

245.  Психологическая характеристика ребенка с уже достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами:

246.  Одаренность, проявляющаяся в атипичной, замаскированной форме, и не замечается окружающими:

247.  Одаренность, которая проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности:

248.           Система знаний, ориентированная на жизненно важные практические стороны жизни— это:

249.           Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяет выделить: 

250.           Вторичная психологическая защита, приводящая к отделению аффекта от интеллекта при формальном сохранении чувств, называется:

251.  По мнению психологов-когнитивистов, все виды нашего поведения:

252.  Дети, направляющие всю энергию на достижение успеха и избегающие риска или высказывания собственного мнения, как правило, характеризуются:

253.  В основе оригинальных решений лежит:

254.           Склонности в терминологии В. Штерна — это:

Тема 11 Стили деятельности человека

255.           Индивидуальный стиль деятельности — это:

256.           Индивидуальный стиль деятельности обусловлен:

257.           Стиль педагогического общения по содержанию ближе:

258.           Понятие жизненного стиля стало использоваться впервые в работах:

259.           Стилевые особенности человека проявляются:

260.           Когнитивный стиль познавательной деятельности— это:

261.           Что такое способ управления группой или организацией, основанный на типичном методе принятия решения?

262.           Результат образования устойчивых привычных связей между доминирующими потребностями, целями, ценностями и способами общения, формирующиеся в результате взаимодействия с другими людьми и представляющее собой устойчивый способ реализации определенных мотивов, - это:

263.           Стиль человека — это:

264.  Впервые понятие «стиль деятельности» использовал:

265.           Какое из утверждений передает содержание понятия «внутренняя карта»:

266.           огнитивный стиль (в широком смысле слова) — это:

267.           Психологические защиты — это:

268.           Определение индивидуального стиля как «совокупность особенностей поведения человека, способствующих компенсации его индивидуальных дефектов (физических, психологических и социальных)», дал:

269.           Определение когнитивных стилей как это симптомокомплекс личностно обусловленных индивидуальных и возрастных различий в познавательной деятельности («полезависимый» и «поленезависимый» стили) дал:

270.           К стилям эвристической деятельности не относятся:

271.           К стилям научения не относятся:

272.           Интеллектуальные стили – это:

273.           Эпистемологические стили – это:

274.           Познавательный стиль, при котором личность строит свой познавательный контакт с миром на основе данных непосредственного восприятия и предметно-практического опыта, - это:

275.           Как называется познавательный стиль личности, чей взгляд на действительность определяется широкими понятийными схемами, категориями и "теориями":

276.           Познавательный стиль, который проявляется в склонности к максимальному разнообразию впечатлений и комбинированию отдаленных областей знаний, - это:

277.          Механизм психологической защиты, использующий переключение возникшего при конфликте напряжения на какую-либо деятельность или объект, не связанные с конфликтом, это:

278.          Определенная совокупность удобных для данного человека способов и приемов выполнения конкретной деятельности, это:

279.          Как называется определенная совокупность способов и средств, используемых руководителем для оказания нужного воздействия на подчиненных:

280.          Как называется вид когнитивного стиля, характеризующийся преимущественной ориентацией человека на внешние обстоятельства при объяснении причин своего успеха или неудач:

281.          Как называется вид когнитивного стиля, характеризующийся ориентацией на собственное мнение при объяснении своих успехов:

282.          Как называется внешний локус контроля, при котором проявляется склонность человека приписывать причины происходящего внешним факторам:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////