|
|
Вопросы к экзаменационному тесту по дисциплине «Дифференциальная психология» (2014 год)
Тема 1 История возникновения и этапы развития дифференциальной психологии и психофизиологии
1. Дифференциальная психология как наука появилась, благодаря:
2. Отнесение людей по тем или иным признакам к полярным группам – это:
3. При описании типов неповторимость индивидуальности лежит в основе:
4. Основное в развитии современной и дифференциальной психологии является:
5. Сочетание дифференцированного и интегрального подходов к индивидуальному развитию, по мнению Б.Г. Ананьева, приводит:
6. Одной из задач дифференциальной психологии является:
7. Гуманитарная парадигма – это:
8. Теория «среднего человека» — это:
9. Область знания, определяющая особенности человека по форме строения черепа, - это:
10. Подход, при котором в качестве основания для выделения черт берутся конструкты, репрезентированные в повседневном языке, - это:
11. Общегрупповой опыт, означающий, что влияние на индивидуальные различия, являются более устойчивыми, предполагает, что:
12. Когда в исследовании в качестве объекта изучается согласованность двух и более признаков у нескольких индивидов, то это:
13. Когда в исследовании в качестве объекта два и более индивида в отношении многих признаков, то это:
14. Какое из описанных утверждений является истинным:
15. Для какого направления характерно объяснение проявлений основных тенденций человеческого поведения через понятия эволюционно-видовой предпочтительности и генетической детерминации:
16. Функциональной асимметрией является:
17. Создателем френологии является:
18. Классификация личности А.Ф.Лазурского основана на:
19. Что не является характерной чертой ВПФ:
20. Основателями теории активации являются:
21. В группу первичных природных основ индивидуальности по теории Б.Г.Ананьева не входят:
22. Сущностью типологического подходя является:
23. Система, обеспечивающая согласованную работу физиологических и психических процессов с целью осуществления целостного поведенческого акта, это:
24. Как называется системная реакция личности на воздействие раздражителя с целью достижения полезного результата или сохранения целостности:
Тема 2. Методология системного исследования в дифференциальной психологии
25. Основная задача системного подхода на современном этапе заключается в:
26. Необходимость системного подхода обусловлена (2):
27. Одной из задач системных исследований индивидуальных различий входит:
28. Системный подход применяется:
29. Большой вклад в зарождение системного подхода в науках человеке был внесен:
30. С точки зрения локализации психических функций и созревания нервно-мозговых структур норма - это:
31. С точки с точки зрения использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека норма - это:
32. С точки зрения основных психических новообразованиях норма - это:
33. Взаимодействие с людьми разного возраста в плане развития означает:
34. Антонимом понятия «групповая нормализация»:
35. Идиографический подход — это:
36. Описание индивидуальности с точки зрения историчности ее развития — это:
37. Понятие нормы в психологии чаще всего:
38. Генеалогический метод — это метод:
39. Цель психогенетических методов:
40. Как называется понятие, используемое для оценки темпа и содержания психического развития человека, основанного на статистических данных?
41. Понятие, используемое для оценки темпа и содержания психического развития человека, основанного на социальных стереотипах, - это:
42. Системность – это:
43. Люди, которые находятся на самом высоком уровне развития, А.Ф. Лазурский называл:
44. В системный анализ индивидуальности человека входит:
45. Диагностический подход, направленный на предсказание усредненных случаев, отражающих общие закономерности, называют:
46. Оценка индивидуального психологического состояния при помощи системы тестов называется:
47. Какие элементы концепции личности лежат в работах К.Юнга (2):
48. Основная задача факторного анализа в интегративном исследовании индивидуальности заключается:
49. В индивидуальную психологию А.Адлера входит понятие:
50. Комплексный подход изучения индивидуальности предлагает:
51. Системное исследование предполагает:
52. Системное исследование требует:
53. Объектами систематизации являются:
54. Индивидуальность и вариабельность в дифференциальной психологии – это:
55. В характеристику системных описаний входит:
56. Одним из видов системного описания является:
57. В принципы системного подхода по Б.Ф. Ломову входит:
Тема 3 Структура индивидуальности
58. Система связей, охватывающих все условия и факторы индивидуального развития отдельного человека, это:
59. Индивидуальность человека изучается (2):
60. Наиболее в общем виде проблема соотношения индивида, личности и индивидуальности была разработана:
61. Индивидуальные свойства организма по В.С.Мерлину – это:
62. В комплексный подход индивидуальности Б.Г. Ананьева не входит:
63. В модель целостной индивидуальности В.М. Русалова не входит:
64. Определение «интегральной индивидуальности» было введено:
65. Какие свойства не входят в систему индивидуальных психологических свойств интегральной индивидуальности:
66. Индивидуальность - это:
67. Специальная теория индивидуальности - это в:
68. Операциональная (рабочая) структура индивидуальности включает в себя:
69. Биологическая основа индивидуально-психологических различий является главным теоретическим постулатом при:
70. Понятие индивидуальности «как единство свойств человека как личности и субъекта деятельности, в структуре которой функционируют природные свойства человека как индивида» описал:
71. Что не входит в систему органических индивидуальных свойств интегральной индивидуальности:
72. Что не входит в систему индивидуальных социально-психологических свойств интегральной индивидуальности:
73. Типология по профессиональным качествам содержит:
74. Принцип инвариативности индивидуальных различий означает:
75. Принцип индивидуального единства означает:
76. Интрапунитивность – это:
77. Локус контроля» - это:
78. Интегральная индивидуальность — это:
79. Структурными метахарактеристиками инструментальной стороны индивидуальности не являются:
80. Системообразующими свойствами интегральной (В.С.Мерлин) индивидуальности являются:
81. Стемообразующими свойствами интегральной индивидуальности (Б.Г.Ананьев) являются:
82. Какой тип В. В. Белоус внес в типологию интегральной индивидуальности:
83. Какой тип характеризует преобладание у человека какой-либо базовой эмоции (радости, гнева, печали, страха):
84. Типы людей, выделяемые по преобладанию в психической деятельности первой сигнальной системы (художественный тип) или второй сигнальной системы (мыслительный тип), это:
Тема 4 Роль наследственности и среды в детерминации индивидуальных различий
85. Как называется уровень проявления какого-то показателя в определенном возрасте:
86. Как называются исходные показатели, по которым делается прогноз об уровне развития ребенка в будущем:
87. Если речь идет о сплаве врожденных и приобретенных в онтогенезе особенностей и свойств человека, то это:
88. При каком подходе признается роль наследственности в детерминировании межиндивидуальной вариативности признаков:
89. Как характеризуется видовая специфика биологического в развитии индивидуальности человека:
90. В чем отражаются показатели наследуемости:
91. Какой процесс приводит к количественным и качественным преобразованиям индивидуальных различий:
92. К естественно-природным формам психики относятся:
93. Как называется неравномерность развития, которая приводит к сочетанию подчеркнуто детских и взрослых черт, - это:
94. Структура деятельностей, ролей и межличностных взаимодействий в данном конкретном окружении – это:
95. Повышенная моральная ответственность в семье, приводящая к появлению индивидуальных черт личности, – это:
96. Активное воздействие окружающей среды на формирование индивидуальности человека возможно, если:
97. Дифференциация индивидуальности как следствие сочетания наследственных и средовых факторов - это:
98. Дифференциация поведения означает:
99. Как называется метод возрастных срезов:
100. Какой тип среды в меньшей степени влияет на формирование индивидуальности:
101. Наукой о биологических основах всех форм социального поведения называется:
102. «Наследуемый в узком смысле» - это:
103. Наследуемость в широком смысле» это:
104. Неравномерность развертывания наследственной информации - это:
105. В характеристики гетерохронии не входит:
Тема 5. Темперамент и характер
106. Как называется сила раздражителя, при которой наблюдается наибольшая ответная реакция:
107. Как называется затрудненность в изменении точек зрения, планов деятельности и поведения в условиях, объективно требующих этого:
108. То, что воздействует на органы чувств человека, это:
109. Как называется минимальная величина раздражителя, способная вызвать ответную реакцию, это:
110. Как называется свойство нервной системы, характеризуемое соотношением интенсивности возбудительных и тормозных реакций центральной нервной системы:
111. Как называется предельная сила или длительность раздражителя, не вызывающая еще снижение эффекта реагирования:
112. Как называется направленность человека на собственный субъективный мир, поглощенность собственными проблемами и переживаниями в ущерб тому, что происходит вокруг:
113. Как называется сочетание типологических особенностей свойств нервной системы, оказывающих одинаковое влияние на какую-либо особенность человека:
114. Как можно назвать человека, характеризующегося низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, сдержанностью речи:
115. Что означает быстрота затухания возбуждения и торможения после прекращения действия раздражителя:
116. Что означает быстрота и интенсивность ответной реакции организма на стимул:
117. К какому типу темперамента можно отнести человека с высокой психической активностью и работоспособностью, быстротой движений, богатством мимики, быстрым темпом речи:
118. Как называются психологические и поведенческие характеристики человека, обусловленные сплавом врожденных и приобретенных особенностей человека:
119. Как называются устойчивые особенности работы центральной нервной системы, влияющие на поведение, эффективность деятельности, темперамент и характер человека:
120. Как называется свойство темперамента, проявляющееся в повышенной чувствительности человека к происходящим с ним событиям, тревожности, боязни новых ситуаций и людей:
121. Выделенные И. П. Павловым художественный, мыслительный и смешанный типы, это:
122. Что такое характеристика человека со стороны его врожденных динамических особенностей:
123. Как называется определенное сочетание типологических особенностей свойств нервной системы, однонаправленно влияющих на проявление способностей и психологических особенностей человека:
124. Выделенные И. П. Павловым определенные сочетания свойств нервной системы, соответствующие четырем типам темперамента, это:
125. К какому типу темперамента можно отнести человека, характеризующегося низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики, плохой переключаемостью с одной деятельности на другую, низкой адаптивностью:
126. Как называется легкость перехода нервной системы из одного состояния в другое:
127. Как называются устойчивые акцентуированные черты личности:
128. Тип темперамента, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичности, резкостью, вспыльчивостью, быстрым темпом:
129. Устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях, особенности поведения человека, это:
130. Как называется способность организма ощущать слабые по интенсивности раздражители; величина, обратно пропорциональная нижнему порогу ощущений:
131. Направленность личности на мир внешних объектов, это:
132. Обращенность сознания человека на внешнюю среду в большей мере, чем на самого себя и на свои переживания, это:
133. Легкость (быстрота) возникновения эмоций, это:
134. Постоянство проявления какой-либо эмоции, настроения, это:
135. Способность человека противостоять дезорганизующему влиянию эмоций, это:
136. Свойство темперамента, проявляющаяся в легкой и большой эмоциональной отзывчивости на возникающие ситуации, это:
137. По мнению В.Д. Небылицина, понятиями чувствительность и возбудимость подчеркивается:
138. С точки зрения Г.Айзенка, основными чертами личности, характеризующие его индивидуальность, являются:
139. По мнению Я.Стреляу, основными чертами личности, характеризующие его индивидуальность, являются:
140. Эволюционное предназначение темперамента состоит:
141. По мнению В.Д. Небылицина реактивность означает:
142. Характер — это:
143. Автором регулятивной теории темперамента является:
144. Понятие акцентуации характера ввел:
145. Какие из свойств не относятся к свойствам темперамента:
146. Автором специальной теории темперамента, в основе которой лежит «проявление темперамента в социальной, предметной и коммуникативной среде» является:
147. Центральным образованием характера является:
148. Какие из указанных черт не являются базальными чертами личности:
149. Как называется установка на препятствие контакту с объектами внешнего и внутреннего мира ввиду высокой рефлексии:
150. Черта — это:
151. Способность выдерживать длительное или часто повторяющееся возбуждение — это:
152. Скорость возникновения и прекращения нервных процессов — это:
153. Акцентуации характера появляться в результате:
154. Скорость моторно-двигательных операций в структуре темперамента — это:
155. Мера чувствительности к расхождению реального и желаемого результата в структуре темперамента — это:
156. Определение темперамента как «индивидуальные особенности организма, которые определяются деятельностью двигательных органов, органов чувств и всего нервно-мозгового аппарата» дал:
157. Согласно теории акцентуации К.Леонгарда и А.Личко, какой тип характера проявляется подвижностью, общительностью, склонностью к озорству, отсутствием робости и застенчивости перед другими людьми, повышенным фоном настроения:
158. Согласно теории акцентуации К.Леонгарда и А.Личко, какой тип характера соответствует злобно-тоскливому настроениию, приступам гнева или ярости, эмоциональной напряженностью, взрывчатостью и безудержной агрессивностью:
159. Согласно теории акцентуации К.Леонгарда и А.Личко, какой тип характера выделяется яркостью проявления чувств, раскованностью, эмоциональностью, актерскими данными:
160. Согласно теории акцентуации К.Леонгарда и А.Личко, какой тип характера соответствует выраженностью меланхолического или холерического склада, не уверенностью в себе, заниженной самооценкой, в работе предпочитает привычные условия, неизменные права и обязанности, инициативу не проявляет, осторожен:
161. Согласно теории акцентуации К.Леонгарда и А.Личко, к какому типу характера принадлежит человек, который твердо придерживается усвоенных правил, ритуалов, взглядов, в периоды плохого настроения злобно тосклив и неподступен, порой агрессивен, а в работе сверхточен, аккуратен и обязателен:
Тема 6. Конституция как природнообусловленный тип индивидуальности
162. Возраст подростка, определяемый степенью полового созревания, это:
163. Совокупность всех морфологических, физиологических и психологических особенностей человека, обусловленных действием общих генетических факторов, это:
164. Гармония личности — это:
165. Конституция в современном понимании – это:
166. Энергетическое значение компонентов тела имеет:
167. Общая конституция обуславливает:
168. Кто впервые описал астенический, атлетический и пикнический типы телосложения:
169. Астеник, или лептосоматик — это:
170. Атлетик— это:
171. К какому типу телосложения относятся люди, обнаруживающие склонность к колебаниям настроения вплоть до развития маниакально-депрессивного психоза?
172. Конституциональный принцип в исследовании означает:
173. К какому из типов по схеме В.Штефко и А.Островского относится дети, характеризующиеся преобладанием роста в ширину — массивный костный скелет, широкая, чаще цилиндрическая грудная клетка, спина прямая, с хорошо выраженными изгибами, нормальная осанка, прямой живот, умеренное жироотложение и сильное развитие мускулатуры:
174. К какому из типов по схеме В.Штефко и А.Островского относятся дети, характеризующиеся преобладанием роста в длину: длинное туловище и конечности, тонкий костяк, уплощенная грудная клетка; впалый живот, часто сутулая спина с резко выступающими лопатками, мышцы развиты слабо, подкожно-жировой слой незначителен:
175. К какому из типов по схеме В.Штефко и А.Островского относятся дети, характеризующиеся относительно узким сложенный, хотя и пропорциональным типом, костный скелет достаточно тонкий, грудная клетка средняя, живот и спина прямые, иногда выступают лопатки, жироотложение умеренное: общая масса мускулатуры невелика, хотя тонус мышц достаточно высокий:
176. К какому из типов по схеме В.Штефко и А.Островского относятся дети, характеризующиеся обильным жировым компонентом, костный скелет развит хорошо, кости крупные, массивные, форма грудной клетки коническая, короткая, расширяющаяся книзу, живот округлый, выпуклый, с жировыми складками, особенно над лобком, такие же складки на спине, на боках, спина прямая или уплощенная, мускулатура значительна, с хорошим тонусом».
177. Лептосомные конституции по И.Б. Галанту:
178. Мезосомные конституции по И.Б. Галанту характеризуются:
179. Мегалосомные конституции по И.Б. Галанту:
180. Акселерация – это:
181. Признаками акселерации не являются:
182. Астенизация молодежи связана с:
Тема 7. Конституция и биохимическая индивидуальность человека.
183. Половые различия и изменчивость компонентов тела описываются типами:
184. Индивидуальную конституцию не определяет:
185. В характеристики функциональной конституции не входят:
186. Конституция – это:
187. Синдром Марфана — это:
Тема 8. Половой диморфизм как детерминанта индивидуализации развития человека
188. Подростки с задержкой полового созревания, это:
189. Тестикулярная феминизация (синдром Морриса) — это:
190. Какой из перечисленных пунктов не характеризует биологическую сущность человека:
191. Гипергонадизм — это:
192. Запоздалое половое развитие— это:
193. К причинам акселерации относится:
194. Акселерация — это:
195. Биологическая причина полового диморфизма:
196. Феномен полового диморфизма — это:
197. Эволюционное предназначение дифференциации полов состоит: Биологические и психосоциальные новообразования появляются в филогенезе:
198. Биологические и психосоциальные новообразования появляются в филогенезе:
199. Полоролевая социализация в рамках психоанализа есть:
200. Разнообразие отношений между мужчинами и женщинами в рамках этологии объясняется:
201. В области профессиональных достижений высокоинтеллектуальные женщины отличаются от женской группы в целом:
202. Концепция развития морального сознания, созданная Л. Кольбергом, реализует:
203. Гендерная роль — это:
204. Гендер — это:
205. Половая идентификация — это:
206. Гендерная схема — это:
207. Наличие различий в анатомофизиологических признаках у мужских и женских особей называется:
208. Наличие различий у представителей различного пола — это:
209. Временное несовпадение проявления женских и мужских признаков — это:
210. Сексуальное поведение у людей:
Тема 9. Биоритмы в структуре индивидуальности
211. Биоритмологией является наука, которая изучает:
212. Биологические часы являются:
213. Чувствительности дыхательного центра к углекислому газу в зависимости от периодичности интенсивности солнечного света была обнаружена:
214. Сезонные колебания ультрафиолетовой радиации исследовал:
215. Развитие скелета и сопутствующих процессов метаболизма в зависимости от периодическим влиянием на организм ультрафиолетовых лучей доказал:
216. Сезонные ритмы физиологических показателей были описаны:
217. Закономерным колебаниям в зависимости от времени года подвержены:
218. Признаками сезонного аффективного расстройства не являются:
219. Как называются биологические ритмы, которые соответствуют основным функциям человека:
220. К биологическим ритмам человека не относится:
221. Что означает синхронность биоритмической активности партнеров:
222. Уровень биоритмической совместимости дает возможность:
223. Интерпретация вероятностей распределения совместимости (синхронности) биоритмической активности позволяет сделать вывод:
224. Совместимость (синхронность) биоритмической активности позволяет:
225. Действие механизма «биологических часов» определяется работой:
226. Колебания работоспособности в течение суток обусловлены:
227. Хронотипологические особенности человека являются:
228. Для «сов» характерен:
229. Для «жаворонков» характерен:
230. Для «голубей» характерен:
231. В основе смены сна и бодрствования лежат:
232. Физиолоическая основа адаптации организма к изменяющимся условиям внешней среды определятся:
233. Действие механизма «биологических часов» находится:
Тема 10. Интеллект, креативность и умственная одаренность
234. Высший уровень проявления одаренности, это:
235. Определенное сочетание способностей и (для физической работы) морфологических и антропометрических особенностей человека, обеспечивающее успешность какой-либо деятельности:
236. Совокупность познавательных способностей, обусловливающих высокий уровень интеллектуальных достижений:
237. Совокупность интеллектуальных и двигательных способностей, а также особенностей телосложения, обусловливающих высокий уровень достижений в двигательной деятельности:
238. Дети, значительно опережающие сверстников в успешности осуществления какой-либо деятельности (интеллектуальной, музыкальной, физической и т. д.).
239. Высокий уровень проявления способностей - это:
240. Какие качества не входят в характеристику способностей:
241. Одаренность в детском возрасте можно рассматривать:
242. Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка – это:
243. Особый тип организации знаний одаренного ребенка - это:
244. Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка характеризуется:
245. Психологическая характеристика ребенка с уже достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами:
246. Одаренность, проявляющаяся в атипичной, замаскированной форме, и не замечается окружающими:
247. Одаренность, которая проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности:
248. Система знаний, ориентированная на жизненно важные практические стороны жизни— это:
249. Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяет выделить:
250. Вторичная психологическая защита, приводящая к отделению аффекта от интеллекта при формальном сохранении чувств, называется:
251. По мнению психологов-когнитивистов, все виды нашего поведения:
252. Дети, направляющие всю энергию на достижение успеха и избегающие риска или высказывания собственного мнения, как правило, характеризуются:
253. В основе оригинальных решений лежит:
254. Склонности в терминологии В. Штерна — это:
Тема 11 Стили деятельности человека
255. Индивидуальный стиль деятельности — это:
256. Индивидуальный стиль деятельности обусловлен:
257. Стиль педагогического общения по содержанию ближе:
258. Понятие жизненного стиля стало использоваться впервые в работах:
259. Стилевые особенности человека проявляются:
260. Когнитивный стиль познавательной деятельности— это:
261. Что такое способ управления группой или организацией, основанный на типичном методе принятия решения?
262. Результат образования устойчивых привычных связей между доминирующими потребностями, целями, ценностями и способами общения, формирующиеся в результате взаимодействия с другими людьми и представляющее собой устойчивый способ реализации определенных мотивов, - это:
263. Стиль человека — это:
264. Впервые понятие «стиль деятельности» использовал:
265. Какое из утверждений передает содержание понятия «внутренняя карта»:
266. огнитивный стиль (в широком смысле слова) — это:
267. Психологические защиты — это:
268. Определение индивидуального стиля как «совокупность особенностей поведения человека, способствующих компенсации его индивидуальных дефектов (физических, психологических и социальных)», дал:
269. Определение когнитивных стилей как это симптомокомплекс личностно обусловленных индивидуальных и возрастных различий в познавательной деятельности («полезависимый» и «поленезависимый» стили) дал:
270. К стилям эвристической деятельности не относятся:
271. К стилям научения не относятся:
272. Интеллектуальные стили – это:
273. Эпистемологические стили – это:
274. Познавательный стиль, при котором личность строит свой познавательный контакт с миром на основе данных непосредственного восприятия и предметно-практического опыта, - это:
275. Как называется познавательный стиль личности, чей взгляд на действительность определяется широкими понятийными схемами, категориями и "теориями":
276. Познавательный стиль, который проявляется в склонности к максимальному разнообразию впечатлений и комбинированию отдаленных областей знаний, - это:
277. Механизм психологической защиты, использующий переключение возникшего при конфликте напряжения на какую-либо деятельность или объект, не связанные с конфликтом, это:
278. Определенная совокупность удобных для данного человека способов и приемов выполнения конкретной деятельности, это:
279. Как называется определенная совокупность способов и средств, используемых руководителем для оказания нужного воздействия на подчиненных:
280. Как называется вид когнитивного стиля, характеризующийся преимущественной ориентацией человека на внешние обстоятельства при объяснении причин своего успеха или неудач:
281. Как называется вид когнитивного стиля, характеризующийся ориентацией на собственное мнение при объяснении своих успехов:
282. Как называется внешний локус контроля, при котором проявляется склонность человека приписывать причины происходящего внешним факторам:
////////////////////////////