Системные речевые нарушения. Тестовые задания (2020 год)

 

  Главная      Тесты

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1        2          3       4       5        6         7        8       

 

 

 

 

 

Системные речевые нарушения. Тестовые задания (2020 год)

 

 

 

Задания для контрольной работы:

1 .Задание:

Этапы формирования речи в онтогенезе

 

Возраст ребенка

Характеристика речевого развития

 

 

 

 

2. Задание:

«Особенности основных компонентов речи у детей с ОНР на каждом уровне»

 

 

Уровень речевого развития

Компоненты речи

Фразовая речь

Лексика

Грамматика

Фонетика

фонематика

Слоговая структура

Понимание речи

I уровень речевого развития

 

 

 

 

 

 

 

II уровень

речевого

развития

 

 

 

 

 

 

 

III уровень

речевого

развития

 

 

 

 

 

 

 

IV уровень

речевого

развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3.

1.      Провести комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с ОНР (заполнить речевую карту, написать развернутое логопедическое заключение, предоставить видео отчет)

2.      Написать психолого-педагогическую характеристику на диагностируемого ребенка.

3.      Составить индивидуальный план работы на обследуемого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы к экзамену по курсу «Системные речевые нарушения»

 

Теоретическая часть:

1.  Системная организация языка.

2.  Этапы формирования речи детей в онтогенезе

3.  Речь: функции, виды.

4.  Роль родного языка в развитии психики ребёнка

5.  История выявления и изучения проблемы ОНР в России. Понятие ОНР.

6.  Понятие, структура дефекта при ОНР.

7.  Этиология, патогенез ОНР.

8.  Классификация ОНР

9.  Психолого-педагогичсекая характеристика детей с ОНР

10. Особенности обследования детей с ОНР: сбор анамнестических данных.

П. Особенности обследования детей с ОНР: обследование грамматического строя речи.

12.  Особенности обследования детей с ОНР: обследование лексики.

13.  Особенности обследования детей с ОНР: обследование связной речи.

14.   Особенности обследования детей с ОНР: обследование слоговой структуры и
звукоироизношения

15. Особенности обследования детей с ОНР: обследование фонематических процессов

16. Психолого-педагогическое обследование детей с ОНР.

17. Поэтапное формирование речи при её недоразвитии

18.   Коррекционно-логопедическая работа по формированию звукопроизношения и
слоговой структуры у детей с ОНР

19.  Формирование навыков словоизменения имен существительных у дошкольников с ОНР

20.  Формирование навыков словообразования у детей с ОНР

21.  Методика формирования и развития связной речи у дошкольников с ОНР.

22.  Специфические методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с ОНР

23.  Коррекционно-логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР

24.  Характеристика речи у дошкольников с I уровнем речевого развития.

25.  Характеристика речи у дошкольников со 11 уровнем речевого развития.

26.  Характеристика речи у дошкольников с III уровнем речевого развития.

27.  Характеристика речи у дошкольников с IV уровнем речевого развития.

28.  Задачи и основные направления работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР.

 

29.  Организация коррекционно-логопедической и воспитательной работы в группах дошкольников с ОНР.

30.  Виды, структура логопедических занятий. Требования к построению разных видов логопедических занятий.

31.  Анализ программы обучения дошкольников с ОНР в старшей группе детского сада (авторы - Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина).

32.  Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в группах для детей с ОНР.

33.  Комплектование групп для дошкольников с ОНР в специальных (логопедических) детских садах.

34.  Режим дня в группах для детей с ОНР

35.  Оснащение логопедического кабинета.

36.  Нормативные документы регламентирующие деятельность логопеда в дошкольном учреждении.

37.  Документация учителя-логопеда в группе для детей с ОНР 38.Взаимосвязь логопеда с родителями в группе для детей с ОНР,

38.   Специфика музыкальных занятий в логопедической группе.

39.   Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедической группы по развитию речи детей с ОН Р.

 

1.

Введение в предмет.

Системная организация языка (структура). Язык и речь. Функции речи. Виды речи. Роль родного языка в развитии психики ребенка. Этапы формирования речи у детей.

2.

Общее недоразвитие речи как системное речевое расстройство.

История выявления и изучения проблемы ОНР в России. Понятие «общее недоразвитие речи». Этиология. Патогенез. Речевая симптоматика: нарушения фонематического слуха, недоразвитие грамматического строя речи, недоразвитие связной речи, вторичные нарушения письменной речи. Неречевая симптоматика: неврологические нарушения, психопатологические нарушения.

3.

Классификация ОНР

Клиническая классификация (по Мастюковой Е.М). Психолого-педагогическая классификация (P.E. Левина). Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР.

4.

Дифференциальная диагностика ОНР со сходными нарушениями

Общее недоразвитие речи и задержка речевого развития. Общее недоразвитие речи и олигофрения. ОНР и задержка психического развития. ОНР и нарушение слуха. ОНР и аутизм.

5.

Комплексная психолого-педагогическая диагностика детей с ОНР

Принципы, этапы диагностики. Сбор анамнеза. Психолого-педагогическая диагностика детей с ОНР. Диагностический материал. Диагностика всех компонентов речи: звукопроизношение и слоговая структура слов, лексика, грамматика, связная речь, фонематические процессы. Заполнение речевой карты. Написание заключения. Формулировка выводов по результатам диагностики.

6.

Методика коррекционно-педагогической работы в группах дошкольников с ОНР

Основные принципы коррекционной работы. Основные направления логопедической работы. Поэтапное формирование речи при её недоразвитии (Жукова Н.С., Маслюкова Е.М., Филичева Т.Б.)

7.

Специфические методы формирования звукопроизношения и слоговой структуры слов у детей с ОНР

Основные направления работы по формированию звукопроизношения, слоговой структуры у детей с ОНР. Методики формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР.

8.

Специфические методы

логопедической работы по развитию лексики у

дошкольников с ОНР

Направления работы. Дидактические игры и задания, направленные на развитие лексики у детей с ОНР. Планирование и разработка конспектов занятий по развитию лексики у детей с ОНР.

9.

Специфические методы

логопедической работы по формированию грамматического строя речи

Этапы и методы работы по формированию словообразования. Задания на развитие словообразования. Методы и этапы работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР. Задания и игры на развитие словоизменения. Планирование и разработка конспектов занятий по развитию грамматического строя у детей с ОНР.

10.

Методы и приёмы коррекционной работы по формированию и развитию связной речи у детей с ОНР

Основные направления работы по формированию и развитию связной речи у детей с ОНР. Методика обучения детей с ОНР составлению рассказов по картинке, серии картинок, сюжетным картинкам, художественным картинам, составлению рассказов-описнаий, пересказу. ( Методика В.П. Глухова, В.К. Воробьёвой, Ткаченко Т.А., Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. и др.) Планирование и разработка конспектов занятий по развитию и формированию связной речи у детей с ОНР.

11.

Методика обучения грамоте

дошкольников с ОНР

Система обучения грамоте в России. Анализ методов обучения грамоте. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.    Дидактический    материал   для    обучения    грамоте

 

 

дошкольников подготовительной группы. Планирование и проведение фронтальных занятий по обучению грамоте детей с ОНР в подготовительной к школе группе. Последовательность изучения звуков и букв. Знакомство с методиками обучения грамоте. Профилактика нарушений письменной речи.

 

12.

Организация логопедической работы в группах для детей с общим недоразвитием речи

Принципы комплектования групп для детей с ОНР. Режим дня. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Оснащение логопедического кабинета. Виды логопедических занятий. Требования, предъявляемые к построению и проведению занятий. Нормативные документы, регламентирующие работу логопеда в дошкольном учреждении. Документация учителя-логопеда в группе для детей с ОНР. Единый логопедический режим в специализированных группах. Речь педагога и требования к ней. Обязанности воспитателя логопедической группы. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедической группы по развитию речи детей. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР. Коррекционно-воспитательная работа по закреплению речевых навыков и умений у дошкольников с ОНР. Взаимосвязь логопеда с музыкальным руководителем и физ. инструктором. Специфика музыкальных занятий в логопедических группах. Взаимосвязь логопеда с родителями детей с ОНР.

 

13.

Инновационные системы коррекции ОНР

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР - Н.В. Нищева. Знакомство с системой работы с детьми с ОНР - Ткаченко Т.А., Арбекова Н.Е., Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. и др. Современные средства коррекции ОНР.

 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Системные речевые нарушения» 6.1 Литература:

а) основная литература:

1.  Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. М., 2010.

2.  Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.,2013.

3.  Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2003.

б) дополнительная литература:

1. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Б 12   Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. М., 2005. 2.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. М., 2006.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Т 2. С.с. в 6 -ти т., М., 1982.

4.   Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи. М., 2004.

5.  Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М., 2005.

6.  Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М., 1978.

7.  Жукова П. С, Мастюкова Р. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 2011.

 

8.  Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. М., 2005.

9.  Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. Настольная книга логопеда. М., 2005.

10. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М., 2005.

11.  Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, М., 1985.

12.  Кисилёва Н.А. Методическое оснащение диагностической деятельности учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2007.

13.  Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., 1982.

14.  Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб., 1998.

15.  Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приёмы: методическое пособие. М., 2010.

1 б.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.,1985.

17.    Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у
дошкольников. СПб., 1999.

Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. М., 1958.

18.  Лиханова И.П., Дмитриева Е.А. Совместная работа учителя-логопеда и педагогов ДОУ // Логопед. 2008. №2. с.46-49.

19.  Лопатина Л.В., Серебрякова П.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.:, 2001.

20.  Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб., 2006.

21.  Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2002.

22.  Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2005.

23.  Сековец Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников, ч.1, ч.2 М., 2005. 24.Селиверстов В.И. и др. Речевые игры с детьми. М., 1994.

 

25.  Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. М., 1954.

26.  Ткаченко Т. А. В первый класс - без дефектов речи. СПб., 1999.

27.  Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. М., 1999.

28.  Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. СПб., 1998.

29.   Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: Формирование лексико-грамматических
представлений. СПб., 1999.

30.  Ткаченко Т.А. Совершенствование звукового анализа и обучение грамоте. М., 1999.

31.  Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 1981.

32.  Успенская Л.В., Успенский М.Б., Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. М., 1973.

33.  Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. М., 1989.

34.  Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987.

35.  Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.

 

36.      Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2007.

37.      Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада: М., 1980.

38.  Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений
для детей 5-7 лет. М., 2006.

49. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., 2010.

40. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999.

программное обеспечение и Интернет-ресурсы

 

 

 

 

 

 

  001  Демографическая статистика и причины её изменения в последние годы (реферат) - 2018 год

  002  Биосфера, биогеоценоз, экосистема. Тесты (2020 год)

  003  Культура речи (8 класс). Тест по русскому языку (2020 год)

  004  Экономика предприятия. Тесты для студентов (1 семестр) - 2020 год

  005  Тест по теме: Административное право Российской Федирации (2020 год)

  006  Развитие детского художественного творчества. Тесты с ответами (2020 год)

  007  Деньги и их функции. Тесты (2020 год)

  008  Индия: насильственное разрушение традиционного общества (8 класс). Тест с ответами по истории

 

 

 

 

 

////////////////////////////