|
|
Системные речевые нарушения. Тестовые задания (2020 год)
Задания для контрольной работы:
1 .Задание:
Этапы формирования речи в онтогенезе
Возраст ребенка |
Характеристика речевого развития |
|
|
2. Задание:
«Особенности основных компонентов речи у детей с ОНР на каждом уровне»
Уровень речевого развития |
Компоненты речи |
||||||
Фразовая речь |
Лексика |
Грамматика |
Фонетика |
фонематика |
Слоговая структура |
Понимание речи |
|
I уровень речевого развития |
|
|
|
|
|
|
|
II уровень речевого развития |
|
|
|
|
|
|
|
III уровень речевого развития |
|
|
|
|
|
|
|
IV уровень речевого развития |
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3.
1. Провести комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с ОНР (заполнить речевую карту, написать развернутое логопедическое заключение, предоставить видео отчет)
2. Написать психолого-педагогическую характеристику на диагностируемого ребенка.
3. Составить индивидуальный план работы на обследуемого ребенка.
Вопросы к экзамену по курсу «Системные речевые нарушения»
Теоретическая часть:
1. Системная организация языка.
2. Этапы формирования речи детей в онтогенезе
3. Речь: функции, виды.
4. Роль родного языка в развитии психики ребёнка
5. История выявления и изучения проблемы ОНР в России. Понятие ОНР.
6. Понятие, структура дефекта при ОНР.
7. Этиология, патогенез ОНР.
8. Классификация ОНР
9. Психолого-педагогичсекая характеристика детей с ОНР
10. Особенности обследования детей с ОНР: сбор анамнестических данных.
П. Особенности обследования детей с ОНР: обследование грамматического строя речи.
12. Особенности обследования детей с ОНР: обследование лексики.
13. Особенности обследования детей с ОНР: обследование связной речи.
14. Особенности обследования детей с
ОНР: обследование слоговой структуры и
звукоироизношения
15. Особенности обследования детей с ОНР: обследование фонематических процессов
16. Психолого-педагогическое обследование детей с ОНР.
17. Поэтапное формирование речи при её недоразвитии
18. Коррекционно-логопедическая
работа по формированию звукопроизношения и
слоговой структуры у детей с ОНР
19. Формирование навыков словоизменения имен существительных у дошкольников с ОНР
20. Формирование навыков словообразования у детей с ОНР
21. Методика формирования и развития связной речи у дошкольников с ОНР.
22. Специфические методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с ОНР
23. Коррекционно-логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР
24. Характеристика речи у дошкольников с I уровнем речевого развития.
25. Характеристика речи у дошкольников со 11 уровнем речевого развития.
26. Характеристика речи у дошкольников с III уровнем речевого развития.
27. Характеристика речи у дошкольников с IV уровнем речевого развития.
28. Задачи и основные направления работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР.
29. Организация коррекционно-логопедической и воспитательной работы в группах дошкольников с ОНР.
30. Виды, структура логопедических занятий. Требования к построению разных видов логопедических занятий.
31. Анализ программы обучения дошкольников с ОНР в старшей группе детского сада (авторы - Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина).
32. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в группах для детей с ОНР.
33. Комплектование групп для дошкольников с ОНР в специальных (логопедических) детских садах.
34. Режим дня в группах для детей с ОНР
35. Оснащение логопедического кабинета.
36. Нормативные документы регламентирующие деятельность логопеда в дошкольном учреждении.
37. Документация учителя-логопеда в группе для детей с ОНР 38.Взаимосвязь логопеда с родителями в группе для детей с ОНР,
38. Специфика музыкальных занятий в логопедической группе.
39. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедической группы по развитию речи детей с ОН Р.
1. |
Введение в предмет. |
Системная организация языка (структура). Язык и речь. Функции речи. Виды речи. Роль родного языка в развитии психики ребенка. Этапы формирования речи у детей. |
||
2. |
Общее недоразвитие речи как системное речевое расстройство. |
История выявления и изучения проблемы ОНР в России. Понятие «общее недоразвитие речи». Этиология. Патогенез. Речевая симптоматика: нарушения фонематического слуха, недоразвитие грамматического строя речи, недоразвитие связной речи, вторичные нарушения письменной речи. Неречевая симптоматика: неврологические нарушения, психопатологические нарушения. |
||
3. |
Классификация ОНР |
Клиническая классификация (по Мастюковой Е.М). Психолого-педагогическая классификация (P.E. Левина). Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР. |
||
4. |
Дифференциальная диагностика ОНР со сходными нарушениями |
Общее недоразвитие речи и задержка речевого развития. Общее недоразвитие речи и олигофрения. ОНР и задержка психического развития. ОНР и нарушение слуха. ОНР и аутизм. |
||
5. |
Комплексная психолого-педагогическая диагностика детей с ОНР |
Принципы, этапы диагностики. Сбор анамнеза. Психолого-педагогическая диагностика детей с ОНР. Диагностический материал. Диагностика всех компонентов речи: звукопроизношение и слоговая структура слов, лексика, грамматика, связная речь, фонематические процессы. Заполнение речевой карты. Написание заключения. Формулировка выводов по результатам диагностики. |
||
6. |
Методика коррекционно-педагогической работы в группах дошкольников с ОНР |
Основные принципы коррекционной работы. Основные направления логопедической работы. Поэтапное формирование речи при её недоразвитии (Жукова Н.С., Маслюкова Е.М., Филичева Т.Б.) |
||
7. |
Специфические методы формирования звукопроизношения и слоговой структуры слов у детей с ОНР |
Основные направления работы по формированию звукопроизношения, слоговой структуры у детей с ОНР. Методики формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР. |
||
8. |
Специфические методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с ОНР |
Направления работы. Дидактические игры и задания, направленные на развитие лексики у детей с ОНР. Планирование и разработка конспектов занятий по развитию лексики у детей с ОНР. |
||
9. |
Специфические методы логопедической работы по формированию грамматического строя речи |
Этапы и методы работы по формированию словообразования. Задания на развитие словообразования. Методы и этапы работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР. Задания и игры на развитие словоизменения. Планирование и разработка конспектов занятий по развитию грамматического строя у детей с ОНР. |
||
10. |
Методы и приёмы коррекционной работы по формированию и развитию связной речи у детей с ОНР |
Основные направления работы по формированию и развитию связной речи у детей с ОНР. Методика обучения детей с ОНР составлению рассказов по картинке, серии картинок, сюжетным картинкам, художественным картинам, составлению рассказов-описнаий, пересказу. ( Методика В.П. Глухова, В.К. Воробьёвой, Ткаченко Т.А., Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. и др.) Планирование и разработка конспектов занятий по развитию и формированию связной речи у детей с ОНР. |
||
11. |
Методика обучения грамоте дошкольников с ОНР |
Система обучения грамоте в России. Анализ методов обучения грамоте. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Дидактический материал для обучения грамоте |
||
|
|
дошкольников подготовительной группы. Планирование и проведение фронтальных занятий по обучению грамоте детей с ОНР в подготовительной к школе группе. Последовательность изучения звуков и букв. Знакомство с методиками обучения грамоте. Профилактика нарушений письменной речи. |
|
|
12. |
Организация логопедической работы в группах для детей с общим недоразвитием речи |
Принципы комплектования групп для детей с ОНР. Режим дня. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Оснащение логопедического кабинета. Виды логопедических занятий. Требования, предъявляемые к построению и проведению занятий. Нормативные документы, регламентирующие работу логопеда в дошкольном учреждении. Документация учителя-логопеда в группе для детей с ОНР. Единый логопедический режим в специализированных группах. Речь педагога и требования к ней. Обязанности воспитателя логопедической группы. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедической группы по развитию речи детей. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР. Коррекционно-воспитательная работа по закреплению речевых навыков и умений у дошкольников с ОНР. Взаимосвязь логопеда с музыкальным руководителем и физ. инструктором. Специфика музыкальных занятий в логопедических группах. Взаимосвязь логопеда с родителями детей с ОНР. |
|
|
13. |
Инновационные системы коррекции ОНР |
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР - Н.В. Нищева. Знакомство с системой работы с детьми с ОНР - Ткаченко Т.А., Арбекова Н.Е., Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. и др. Современные средства коррекции ОНР. |
|
|
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Системные речевые нарушения» 6.1 Литература:
а) основная литература:
1. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. М., 2010.
2. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.,2013.
3. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2003.
б) дополнительная литература:
1. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Б 12 Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. М., 2005. 2.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. М., 2006.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Т 2. С.с. в 6 -ти т., М., 1982.
4. Глухов
В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи. М., 2004.
5. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М., 2005.
6. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М., 1978.
7. Жукова П. С, Мастюкова Р. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 2011.
8. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. М., 2005.
9. Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. Настольная книга логопеда. М., 2005.
10. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М., 2005.
11. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, М., 1985.
12. Кисилёва Н.А. Методическое оснащение диагностической деятельности учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2007.
13. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., 1982.
14. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб., 1998.
15. Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приёмы: методическое пособие. М., 2010.
1 б.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.,1985.
17. Лалаева
Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у
дошкольников. СПб., 1999.
Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. М., 1958.
18. Лиханова И.П., Дмитриева Е.А. Совместная работа учителя-логопеда и педагогов ДОУ // Логопед. 2008. №2. с.46-49.
19. Лопатина Л.В., Серебрякова П.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.:, 2001.
20. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб., 2006.
21. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2002.
22. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2005.
23. Сековец Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников, ч.1, ч.2 М., 2005. 24.Селиверстов В.И. и др. Речевые игры с детьми. М., 1994.
25. Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. М., 1954.
26. Ткаченко Т. А. В первый класс - без дефектов речи. СПб., 1999.
27. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. М., 1999.
28. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. СПб., 1998.
29. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: Формирование
лексико-грамматических
представлений. СПб., 1999.
30. Ткаченко Т.А. Совершенствование звукового анализа и обучение грамоте. М., 1999.
31. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 1981.
32. Успенская Л.В., Успенский М.Б., Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. М., 1973.
33. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. М., 1989.
34. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987.
35. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.
36. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2007.
37. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада: М., 1980.
38. Четверушкина
Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений
для детей 5-7 лет. М., 2006.
49. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., 2010.
40. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999.
программное обеспечение и Интернет-ресурсы
001 Демографическая статистика и причины её изменения в последние годы (реферат) - 2018 год
002 Биосфера, биогеоценоз, экосистема. Тесты (2020 год)
003 Культура речи (8 класс). Тест по русскому языку (2020 год)
004 Экономика предприятия. Тесты для студентов (1 семестр) - 2020 год
005 Тест по теме: Административное право Российской Федирации (2020 год)
006 Развитие детского художественного творчества. Тесты с ответами (2020 год)
007 Деньги и их функции. Тесты (2020 год)
008 Индия: насильственное разрушение традиционного общества (8 класс). Тест с ответами по истории
////////////////////////////