Профиль «Дошкольное образование» (44.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ). Образовательная программа (бакалавр) - 2016 год

 

  Главная      Тесты

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1       

 

 

 

 

Профиль «Дошкольное образование» (44.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ). Образовательная программа (бакалавр) - 2016 год

 

педагогический университет

 

 

 

Основная профессиональная образовательная программа

высшего образования

 

 

Направление подготовки

44.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Профиль «Дошкольное образование»

 

 

Квалификация (степень)

 

Бакалавр

 

 

Форма обучения

заочная

 

 

 

 

 

 

 

 

2016

 

СОДЕРЖАНИЕ

1        Общие положения

 

2        Характеристика профессиональной деятельности выпускника

2.1     Область профессиональной деятельности выпускника

2.2     Объекты профессиональной деятельности выпускника

2.3     Виды профессиональной деятельности выпускника

2.4     Задачи профессиональной деятельности выпускника

 

3        Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ОПОП ВО

 

4        Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ОПОП ВО

4.1     Календарный учебный график

4.2     Учебный план

4.3     Рабочие программы дисциплин (модулей)

4.4     Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся

 

5        Фактическое ресурсное обеспечение ОПОП ВО

 

6        Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников

 

7        Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП ВО

7.1     Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

7.2     Государственная итоговая аттестация выпускников

 

8        Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

 

Приложение 1. Макет структурной матрицы формирования компетенций в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Приложение 2. Кадровое обеспечение подготовки бакалавров по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование».


1          ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1       Основная профессиональная образовательная программа высшего образования (ОПОП ВО) по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и профилю подготовки «Дошкольное образование», реализуемая в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).

ОПОП ВО бакалавриата регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практик, программы ГИА и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

 

1.2       Нормативные документы для разработки ОПОП ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Нормативную правовую базу разработки ОПОП ВО бакалавриата составляют:

·      Федеральный  закон  от  29.12.2012  №  273-ФЗ  «Об  образовании  в  Российской Федерации»;

·      Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «04» декабря 2015 г. № 1426;

·      Устав ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».

·      Положение об основной профессиональной образовательной программе высшего образования;

·      Положение об организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры;

·      Положение о курсовой работе (проекте) студентов;

·      Положение о самостоятельной работе;

·      Положение о рабочей программе дисциплины (модуля);

·      Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, специалитета, магистратуры;

·      Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева;

·      Положение о порядке формирования дисциплин по выбору обучающихся в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева;

·       Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

 

1.3       Общая характеристика ОПОП ВО по направлению подготовки бакалавров 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование»

1.3.1    Цель (миссия) ОПОП ВО

ОПОП ВО по направлению подготовки бакалавров имеет своей целью развитие у обучающихся уровня  профессиональной    компетентности, воспитание  педагогической культуры  и  конкурентоспособности,  способности  осуществлять  педагогическую деятельность,  содействовать индивидуальному развитию каждого ребенка  на основе реализации образовательных программ дошкольного образования в учреждениях образования, социальной  сферы, культуры.

В области воспитания целью ОПОП ВО по направлению подготовки бакалавров является: подготовка кадров с высоким уровнем профессиональной компетентности, педагогической культуры и конкурентоспособности в области дошкольного образования, владеющих профессионально значимыми личностными качествами.

В области обучения целью ОПОП ВО по направлению подготовки бакалавров является: подготовка бакалавров, способных осуществлять педагогическую деятельность в учреждениях системы образования в соответствии с потребностями рынка труда.

1.3.2    Срок освоения ОПОП ВО

Срок освоения ОПОП ВО – 5 лет.

1.3.3    Трудоемкость ОПОП ВО

Трудоемкость освоения обучающимся данной ОПОП ВО за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению подготовки составляет 240 зачетных единиц и включает все виды контактной работы преподавателя с обучающимся и самостоятельной работы обучающегося, практики и время, отводимое на контроль качества освоения обучающимся ОПОП ВО.

 

1.4       Требования к абитуриенту

К освоению программ бакалавриата допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

К освоению образовательных программ высшего образования допускаются лица, имеющие образование соответствующего уровня, подтвержденное:

- при поступлении на обучение по программам бакалавриата - документом о среднем общем образовании или документом о среднем профессиональном образовании, или документом о высшем образовании и о квалификации.

Поступающий представляет документ, удостоверяющий образование соответствующего уровня.

Прием на обучение проводится на конкурсной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Порядок проведения конкурсного отбора устанавливается Правилами приема Университета.

 

2          ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1       Область профессиональной деятельности выпускника

В соответствии с ФГОС ВО по данному направлению подготовки область профессиональной деятельности бакалавра с профилем подготовки «Дошкольное образование» включает образование, социальную сферу, культуру.

Выпускник по данному направлению подготовки может осуществлять свою профессиональную деятельность в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

 

2.2       Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности выпускника по профилю подготовки «Дошкольное образование»  в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению подготовки являются: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.

 

2.3              Виды профессиональной деятельности выпускника

В соответствии с ФГОС ВО по данному направлению подготовки с профилем подготовки «Дошкольное образование» подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности: педагогическая.

 

2.4       Задачи профессиональной деятельности выпускника

Выпускник по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (по профилю «Дошкольное образование») должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и направленностью ОПОП ВО:

в области педагогической деятельности:

  изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования;

осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;

обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей;

организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями) обучающихся, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности;

          формирование образовательной среды для обеспечения качества обра-зования, в том числе с применением информационных технологий;

          осуществление профессионального самообразования и личностного роста;

обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

 

3          КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ОПОП ВО

 

Результаты освоения ОПОП ВО определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения данной ОПОП ВО выпускник должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями (ОК):

-        способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);

-        способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);

-        способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);

-        способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

-        способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);

-        способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

-        способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);

-        готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);

-        способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9);

общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

-        готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

-        способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

-        готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

-        готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования (ОПК-4);

-        владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5);

-        готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6);

профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду профессиональной деятельности, на который ориентирована программа бакалавриата:

педагогическая деятельность:

-        готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);

-        способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

-        способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);

-        способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);

-        способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);

-        готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);

-        способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7).

-        готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11)

-        Способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12)

 

На каждую компетенцию разрабатывается паспорт компетенций выпускника (Таблица 1), а также структурная матрица формирования компетенций в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профилю «Дошкольное образование» (Приложение 1 к ОПОП ВО).

Таблица 1 – Паспорт компетенций выпускника

 


образовании) (воспитатель, учитель)

Компетенции ФГОС ВО

Трудовые функции

Код

Наименование

Код

Наименование кода

ОК-1

Способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения

А/02.6

Воспитательная деятельность

А/03.6

Развивающая деятельность

В/01.5

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

ОК-2

Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции

А/02.6

Воспитательная деятельность

В/01.5

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

ОК-3

Способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве

А/01.6

Общепедагогическая функция. Обучение

А/03.6

Развивающая деятельность

ОК-4

Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

А/01.6

Общепедагогическая функция. Обучение

А/02.6

Воспитательная деятельность

В/01.5

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

ОК-5

Способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия

А/01.6

Общепедагогическая функция. Обучение

А/02.6

Воспитательная деятельность

А/03.6

Развивающая деятельность

В/01.5

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

ОК-6

Способность к самоорганизации и самообразованию

А/01.6

Общепедагогическая функция. Обучение

ОК-7

Способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности

А/01.6

Общепедагогическая функция. Обучение

В/01.5

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

ОК-8

Готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность

А/01.6

Общепедагогическая функция. Обучение

А/03.6

Развивающая деятельность

В/01.5

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

ОК-9

Способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций

А/01.6

Общепедагогическая функция. Обучение

А/02.6

Воспитательная деятельность

В/01.5

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

ОПК-1

Готовность сознавать социальную

В/01.5

Педагогическая деятельность по


 

 

значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

 

реализации программ дошкольного образования

ОПК-2

Способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся

А/03.6

Развивающая деятельность

В/01.5

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

ОПК-3

Готовность к психолого- педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса

А/01.6

Общепедагогическая функция. Обучение

ОПК-4

Готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования

А/01.6

Общепедагогическая функция. Обучение

В/01.5

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

ОПК-5

Владение основами профессиональной этики и речевой культуры

А/02.6

Воспитательная деятельность

В/01.5

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

ОПК-6

Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся

А/01.6

Общепедагогическая функция. Обучение

А/02.6

Воспитательная деятельность

В/01.5

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

ПК-1

Готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов

А/01.6

Общепедагогическая функция. Обучение

В/01.5

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

ПК-2

Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики

А/01.6

Общепедагогическая функция. Обучение

А/02.6

Воспитательная деятельность

А/03.6

Развивающая деятельность

В/01.5

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

ПК-3

Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

А/02.6

Воспитательная деятельность

В/01.5

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

ПК-4

Способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого

А/01.6

Общепедагогическая функция. Обучение

В/01.5

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования


 

 

учебного предмета

   

ПК-5

Способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся

А/03.6

Развивающая деятельность

В/01.5

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

ПК-6

Готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса

А/03.6

Развивающая деятельность

В/01.5

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

ПК-7

Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности

А/03.6

Развивающая деятельность

В/01.5

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

ПК-11

Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования

А/03.6

Развивающая деятельность

В/01.5

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

ПК-12

Способность руководить учебно- исследовательской деятельностью обучающихся

А/03.6

Развивающая деятельность

В/01.5

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

 

 

Состав общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника представляет собой эталон компетентностной модели специалиста – совокупный ожидаемый результат образования по завершению освоения ОПОП ВО.

Компетенции и результаты образования рассматриваются как главные целевые установки в реализации ФГОС ВО, интегрирующее начало «модели» выпускника. Компетентностная модель охватывает, с одной стороны, квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образования.

 

4          ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОПОП ВО

 

4.1       Календарный учебный график

Последовательность реализации ОПОП ВО по направлению подготовки бакалавров 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование» по годам (включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы) представлена в календарном учебном графике.

С учетом разработанного календарного учебного графика ОПОП ВО ежегодно утверждается график учебного процесса.

 

4.2       Учебный план

По ОПОП ВО разрабатываются базовый учебный план, который содержит календарный график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени и дисциплинарно-модульную часть и рабочий учебный план. В учебных планах отражается логическая последовательность освоения дисциплин, модулей, практик, обеспечивающих формирование компетенций.

Учебный план составлен в полном соответствии с ФГОС ВО  по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, в нем указан перечень дисциплин (модулей), практик, аттестационных испытаний государственной итоговой аттестации обучающихся, других видов учебной деятельности с указанием их объема (общая трудоемкость) в зачетных единицах, последовательности и распределения по периодам обучения. В учебном плане выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем (по видам учебных занятий) и самостоятельной работы обучающихся в академических часах.

Общая трудоемкость дисциплин составляет не  менее двух зачетных единиц. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц,  выставляется оценка. Для каждой дисциплины, модуля, практики указаны виды учебной работы и формы текущей и промежуточной аттестации.

В учебном плане отражена логическая последовательность освоения 3 блоков.

Блок 1.  «Дисциплины (модули)», которые включают дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;

Блок 2. «Практики», который в полном объеме относится к вариативной части программы;

Блок 3. «Государственная итоговая аттестация», которая в полном объеме относится к базовой части программы.

Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся определяется в соответствии с Положением университета.

Максимальный объем учебных занятий обучающихся составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды  аудиторной (в форме заочного обучения составляет 27 часов) и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ОПОП бакалавриата. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре. Раздел «Физическая культура» трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при заочной форме обучения в объеме 72 часов, объем практической, в том числе игровых видов подготовки  составляет не менее 328 часов.

Базовый и рабочий учебный планы, выполненные в программе Excel и GosInsp соответственно, прилагаются к ОПОП ВО.

 

4.3       Рабочие программы дисциплин (модулей)

В ОПОП ВО приводятся рабочие программы всех учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) как базовой, так и вариативной частей учебного плана, включая дисциплины по выбору обучающегося. Разработка учебных программ осуществлялась в соответствии с Положением о рабочей программе дисциплины (модуля) и федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Во всех программах принята единая структура: цели освоения учебной дисциплины, место дисциплины в структуре ОПОП ВО бакалавриата, компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения учебной дисциплины, структура и содержание учебной дисциплины, образовательные технологии, оценочные средства для диагностического и текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации, учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) четко сформулированы конечные результаты обучения в соответствии с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ОПОП ВО по направлению подготовки бакалавров.

Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) прилагаются.

4.4       Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся

Блок 2. «Практики» представляют вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся и организуются в соответствии с Положением о практике обучающихся, осваивающих ОПОП ВО – программы бакалавриата, специалитета, магистратуры. На практике обучающиеся закрепляют знания и умения, приобретаемые в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки, что способствует комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций.

Программы практик прилагаются: учебная (ознакомительная) практика; научно-исследовательская практика; производственная (педагогическая) практика; производственная (летняя педагогическая) практика; производственная (преддипломная) практика.

4.4.1 Программа учебной практики

Учебная (ознакомительная) практика (4 семестр), организуется стационарным способом проведения направлена на приобретение первичных профессиональных культурно-просветительских и педагогических умений. Цель: ознакомление обучающихся с особенностями педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Во время учебной практики основное время обучающихся регламентировано заданиями по наблюдению, изучению, анализу  различных сторон взаимодействия ребенка и воспитателя, организации различных видов деятельности детей, изучению документации группы. База практики: дошкольные образовательные учреждения различного типа, с посещением вариативных моделей дошкольного образования (лекотеки, группы кратковременного пребывания и др.), организаций культуры и социальной защиты.

 

4.4.2 программа научно-исследовательской практики

 Научно-исследовательская работа

Цель: расширение и углубление знаний обучающихся о методологии исследований проблем дошкольного образования, знаний в области теоретических основ изучаемых дисциплин, формирование практических навыков подготовки и проведения самостоятельной научно-исследовательской работы, выполнение выпускной  квалификационной работы

Виды и этапы выполнения научно-исследовательской работы:

•          изучение научно-педагогической литературы и другой научной информации о достижениях отечественной и зарубежной науки в сфере дошкольного образования;

•          планирование  выпускной  квалификационной работы, научного исследования, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования;

•          осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научной информации по теме (заданию);

•          составление отчета о научно-исследовательской работе и подготовке выпускной  квалификационной работы (этапу, заданию);

•          участие в научно-практических конференциях, выступление с докладом.

База практики: дошкольные образовательные учреждения различного типа, кафедры и специализированные лаборатории (кабинеты) факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии. По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.

 

4.4.3 Программа производственной (педагогической)  практики

Производственная (летняя педагогическая) (6 семестр), производственная (педагогическая) практика (7 семестр), организуются стационарным способом проведения, направлены на закрепление общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся при решении задач профессиональной деятельности (культурно-просветительской и педагогической) в самостоятельной организации педагогического процесса с детьми раннего и дошкольного возраста.

База практики: детские оздоровительные лагеря (летняя педагогическая практика), дошкольные образовательные учреждения различного типа. По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.

4.4.4 Программа производственной (преддипломной) практики

Производственная (преддипломная) практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы (10 семестр).

 

5          ФАКТИЧЕСКОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПОП ВО

Ресурсное обеспечение данной ОПОП ВО формируется на основе требований к условиям реализации ОПОП ВО, определяемых ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование с учетом особенностей, связанных с уровнем и профилем ОПОП ВО.

Ресурсное обеспечение ОПОП ВО Университета определяется в целом по ОПОП ВО:

-       кадровое обеспечение;

-       учебно-методическое и информационное обеспечение;

-       материально-техническое обеспечение.

5.1. Кадровое обеспечение.

Реализация программы бакалавриата обеспечивается руководящими и  научно-педагогическими работниками организации, имеющими, высшее базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающиеся научной и научно-методической деятельностью, а также лицами, привлекаемыми к реализации программ бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.

Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный № 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) составляет не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, составляет не менее 70 процентов.

Доля       научно-педагогических       работников       (в       приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагагических работников, реализующих программу бакалавриата, составляет 50 процентов.

Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, составляет не менее 10 процентов.

5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение.

ОПОП ВО бакалавриата обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям). Содержание каждой из учебных дисциплин (курсов, модулей)  представлено в локальной сети образовательного учреждения. Внеаудиторная работа обучающихся  сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся по ОПОП бакалавриата обеспечен не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине, входящей в образовательную программу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями основной учебной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, из расчета не менее 50 экземпляров, дополнительной литературы из расчета не менее 25 экземпляров на 100 обучающихся.

Методическое обеспечение включает также внутривузовские издания и разработки: методические указания и рекомендации, учебно-методические комплексы, компьютерные обучающие программы, тесты и др. Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Студентам обеспечена возможность свободного доступа к фондам учебно-методической литературы и интернет-ресурсам. Все студенты  имеют возможность открытого доступа к вузовской ЭБС на платформе MARK SQL http://biblio.chgpu.edu.ru/, ЭБС: Ай Пи Эр Медиа (Договор № 1703/16 от 16.02.2016 (16.02. 2016 по 01.03.2017),  http://ibooks.ru  (договор № 04-03/16 К от 04.03.2016 (04.03.2016 по 01.03.2017),  к фондам учебно-методической документации на сайтах выпускающих кафедр через http://biblio.chgpu.edu.ru/.

Электронно-библиотечные системы и электронная информационно-образовательная среда обеспечивают одновременный доступ 25% обучающихся по программа бакалавриата.

Организация обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. Программные продукты, применяемые в учебном процессе: информационно-справочная система «Гарант»; информационно-справочная система «Консультант+».

Для доступа к интернет-ресурсам к услугам обучающихся предоставлена беспроводная связь Wi-Fi, электронный читальный зал, компьютерные классы.

Обучающимся  обеспечен доступ к современным отечественным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам: Министерство образования и науки РФ - www.mon.gov.ru; Росстата - www.gks.ru; Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» - www.informika.ru; Федеральный портал «Российское образование» - www.edu.ru и др. Доступность фондов учебно-методической документации для студентов составляет 100 %.

5.3. Материально-техническое обеспечение.

Материально-техническая   база университета  соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам и позволяет обеспечить   проведение   всех   видов   дисциплинарной   и междисциплинарной подготовки,   лабораторной,   практической   и   научно-исследовательской   работы обучающихся,   предусмотренных   учебным   планом.

Аудиторный фонд университета позволяет качественно организовывать образовательный процесс. Имеются отраслевые отделы библиотеки с читальными залами, достаточное количество учебных кабинетов, оснащенных учебно-лабораторным оборудованием специального назначения, компьютерные классы с выходом в Интернет, аудитории, специально оборудованные мультимедийными демонстрационными комплексами, исследовательские лаборатории (центры – Детская академия), новые методические и учебные кабинеты, оснащенные современным мультимедийным оборудованием с выходом в Интернет, спортивные залы и лечебно-оздоровительный комплекс (тренажерные залы, бассейн и др.). Университет обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения и доступом всех студентов к сети Интернет.

Факультет входит в интрасеть университета и имеет свою локальную сеть с выходом в Интернет, а также  современные технические средства информатизации, интегрированную программную среду, комплекс  инженерного обеспечения информационных ресурсов. В целом это позволяет успешно внедрять в образовательный процесс и в управление факультетом ИК-технологии.

Обеспеченность учебно-лабораторным оборудованием отвечает содержанию учебных программ, что позволяет проводить все виды учебной и внеучебной деятельности обучающихся,  предусмотренных учебным планом, в соответствии с  требованиями  ФГОС ВО направления подготовки.

 

6          ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДЫ ВУЗА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ (СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ

 

В Университете создана социокультурная среда вуза и благоприятные условия для развития личности и регулирования социально-культурных процессов, способствующих укреплению нравственных, гражданственных, общекультурных качеств обучающихся.

Общекультурное (социально-личностное) развитие обучающихся в университете организуется в соответствии с Положениями: об организации воспитательной работы со студентами; о совете по воспитательной работе и социальным вопросам; о кураторе (наставнике) учебной группы; о студенческом самоуправлении; о студенческих общежитиях, а также другими нормативными и организационно-распорядительными  документами.

Система общекультурного (социально-личностного) развития обучающихся включает: организацию воспитательной деятельности; организацию деятельности в социальной сфере; организационно-управленческие структурные подразделения; студенческое самоуправление и общественные объединения; организацию досуговой деятельности.

На факультете сформирована социокультурная среда, которая состоит из: учебной, предметно-развивающей среды (с учетом специфики направления подготовки); среды духовно-нравственных ценностей и организованной воспитывающей деятельности обучающихся; психолого-педагогической среды социального окружения; социально-бытовой среды жизнедеятельности обучающихся в учебных корпусах и общежитиях.

В соответствии с ФГОС ВО  направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование разработана модель выпускника, основными содержательными компонентами которой являются профессиональная, личностная и социальная компетентности. Реализация компетентностного подхода в  организации учебного процесса  предусматривает  углубление  практикоориентированной  направленности  всех  видов  учебной  деятельности, использование активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

 В рамках учебных курсов  предусмотрены встречи с представителями образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социальной защиты, научных, государственных и общественных организаций, органов управления образованием, мастер-классы экспертов и специалистов.

Важным  компонентом развития  общекультурных (социально-личностных) компетенций обучающихся является научно-исследовательская  работа (НИР), которая проводится  на  всех  кафедрах  факультета  и    в  научно-исследовательской  лаборатории  педагогики  и  психологии детства. Основной формой организации НИР являются проблемные группы. Обучающиеся 1 курса выполняют учебно-исследовательские, творческие задания в рамках изучаемых дисциплин, начиная со 2 курса  - выполняют  курсовые работы, а на выпускном курсе проводят исследования, которые становятся основой выпускной квалификационной работы. На факультете сформировались следующие направления НИР обучающихся: 

·      организация  ежегодных    научно-практических  конференций,  в  том  числе  межвузовских  (с участием  обучающихся  Московского  педагогического  государственного  университета,  Ульяновского,  Марийского  и других университетов России);

·      публикация  результатов  научных  исследований  в  ежегодно  выпускаемых  факультетом  сборниках  научных трудов «Культурологические проблемы дошкольного образования», а также в журналах и сборниках научных трудов других университетов;

·                    участие в конкурсах научных работ различного статуса («Национальное достояние России», Всероссийских, межрегиональных, республиканских и др.).

В формировании социокультурной среды участвуют такие подразделения вуза, как центр дополнительного образования, научно-образовательный центр, отдел по воспитательной работе, отдел по связям с общественностью, отдел творческих инициатив, музеи: И. Я. Яковлева, материнской славы, истории ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, научно-исследовательский институт этнопедагогики, спортклуб и спортивные объекты университета (стадионы, бассейн, спортивные залы в учебных корпусах), санаторий-профилакторий «Мечта», учебно-бытовой комплекс, агробиостанция, а также научная библиотека и другие подразделения университета.

В университете активно развиваются общественные движения, первичная профсоюзная организация обучающихся. Все нуждающиеся обучающиеся обеспечиваются местом в благоустроенных общежитиях.

 

7          НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОПОП ВО

 

В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование», и  Положением об организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, Положением о рейтинговой оценке качества знаний студентов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева оценка качества освоения обучающимися ОПОП ВО включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся, оценку уровня освоения компетенций.

Университет обеспечивает гарантию качества подготовки обучающихся на основе разработанной Политики в области качества путем:

-       разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

-       мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

-       разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

-       обеспечения компетентности преподавательского состава;

-       регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

-       информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

7.1     Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации созданы соответствующие фонды оценочных средств. Эти фонды включают: типовые задачи (задания), контрольные работы, комплект тестовых заданий, разработанный по соответствующей дисциплине, а также  другие оценочные средства (нестандартные задачи (задания), комплекс проблемных ситуаций, соответствующих будущей профессиональной деятельности, сценариев деловых игр и др.), предназначенные для оценивания уровня сформированности профессиональной готовности обучающихся к основным видам деятельности, указанным в пп. 2.3 и 2.4 данной ОПОП ВО бакалавриата на определенных этапах обучения. Фонды оценочных средств также включают методические рекомендации для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплинам (модулям) ОПОП ВО по направлению подготовки бакалавров.

Фонды оценочных средств включены в состав рабочих программ дисциплин.

 

7.2       Государственная итоговая аттестация выпускников университета

Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной (бакалаврской) работы, включающей подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.

Государственная итоговая аттестация выпускников ОПОП ВО бакалавриата организуется в соответствии с  Положением об  организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, в котором разработаны и утверждены требования к содержанию, объему и структуре выпускным квалификационных работ в соответствии с требованиями ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки.

Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа предназначена для определения сформированности общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра, определяющих его подготовленность к решению профессиональных задач, установленных ФГОС ВО, способствующих его устойчивости на рынке труда и продолжению образования в магистратуре.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной (бакалаврской) работы определяются выпускающей кафедрой в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки и Положением об общих требованиях к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности обучающихся.

Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа предоставляется в форме рукописи. Время, отводимое на подготовку к защите ВКР, составляет 4 недели.

 

8.         ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В университете разработана, внедрена и сертифицирована система менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями международного стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2008, с учетом Типовой модели системы качества образовательного учреждения (СКОУ) и рекомендациями IWA2:2007.

В университете в соответствии с требованиями международного стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2008 разработана Политика в области качества, гарантирующая качество предоставляемых образовательных услуг и научно-исследовательских разработок.

Разработано и утверждено более 70 документов системы менеджмента качества, в том числе: положения, документированные процедуры, информационные карты процессов, инструкции.

В области обеспечения качества подготовки обучающихся факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии руководствуются следующими документами системы менеджмента качества:

- положение о рейтинговой оценке качества знаний студентов;

- положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов;

- регламент размещения текстов выпускным квалификационных работ обучающихся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования в электронно-библиотечной системе (ЭБС) ЧГПУ им. И.Я. Яковлева и др.

В университете проводится мониторинг удовлетворенности обучающихся качеством содержания и организации учебного  процесса и условиями обучения, а также систематические самообследования, регламентированные Положением о мониторинге оценки качества образовательных услуг участниками образовательного процесса  университета и работодателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////