ОПК-8 (Готовность к самостоятельной научно-исследовательской работе). Тесты с ответами для магистров

 

  Главная      Тесты

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1        2       

 

 

 

ОПК-8 (Готовность к самостоятельной научно-исследовательской работе). Тесты с ответами для магистров

 

 

 

 

ОПК-8 «Готовность к самостоятельной научно-исследовательской работе и работе в научном коллективе, способность порождать новые идеи»

 

 

Вариант 1

 

 

Вопросы с одним правильным ответом

 

1. Наиболее эффективный метод полевой экологии (выбрать 1 из 4)

·        наблюдение

·        предположение

·        созерцание

·        эксперимент

 

2. Наиболее распространенный стандарт управления проектами (выбрать 1 из 4)

·        AGILE

·        KANBAN

·        LEAN

·        PMBoK

 

3. Наиболее полная библиографическая и реферативная база данных научных публикаций (выбрать 1 из 4)

·        E-library (РИНЦ)

·        Scopus

·        Web of Science

·        ВАК

 

4. Одним из основных направлений современной экологии как фундаментальной науки является (выбрать 1 из 4)

·        глобальная экология

·        экологическое просвещение

·        экология духа

·        экология нефти

 

5. К числу направлений современной прикладной экологии относится (выбрать 1 из 4)

·        аутэкология

·        эволюционная экология

·        экологический инжиниринг

·        экология человека

 

6. Существует ли в России закрепленная на уровне документов норма (нормы) оригинальности магистерских, кандидатских докторских диссертации, обязательные для всех диссертационных советов (выбрать 1 из 4)

·        да, но для магистерских работ это одни нормы, для кандидатских – другие, а для – докторских третьи

·        да, такие нормы в России есть, но они учитывают не только уровень диссертации (магистерская, кандидатская и докторская), но и область наук (естественные, технические, общественные и пр.)

·        нет, жестких норм нет, но есть рекомендации Минобрнауки, которыми можно руководствоваться

·        нет не только жестких норм оценки на антиплагиат, но и рекомендаций с пороговыми значениями, каждая организация их определяет сама

 

7. Ключевые инструменты для определения актуальных направлений исследовательской деятельности на региональном и местном уровне (выбрать 1 из 4)

·        Scopus

·        Web of Science

·        ВАК

·        РИНЦ

 

8. Оптимальный способ мотивации членов научной (проектной) группы на самостоятельный научный поиск (выбрать 1 из 4)

·        комбинированная монератно-немонитарная мотивация (за научный результат доп. выплата и/или повышение статуса, а за отсутствие запланированного научного результата вычет и/или понижение статуса)

·        монетарная мотивация (выплата за научный результат и вычет за отсутствие запланированного научного результата)

·        немонетарная мотивация (повышение статуса в группе за научный результат и понижение статуса за отсутствие запланированного научного результата)

·        отсутствие прямой мотивации (наука сложный творческий процесс и система мотивации здесь не работает)

 

9. При обобщении полученных результатов и формулировке выводов необходимо, чтобы (выбрать 1 из 4)

·        если какие-то задачи не были решены (или их решение не позволило сформулировать выводов, даже «отрицательных»), то такие задачи можно оставить (не надо корректировать их список)

·        если при выполнении работы были получены «неожиданные» выводы их следует оставить (при этом задачи корректировать не следует)

·        задачи и результаты вообще не обязательно находятся в соответствии друг с другом

·        полученные выводы находились в полном соответствии с поставленными задачами (нет выводов, не связанных с поставленными задачами, и нет задач, решение которых не позволило сформулировать выводы)

 

10. Минимально достаточное требование к репрезентативности полученных результатов на современном этапе развития экологической науки (выбрать 1 из 4)

·        если автором честно заявляется, что по объективным причинам оценка репрезентативности полученных результатов не производилась, это допустимо

·        если в основе научного исследования не лежит многопараметрическая математическая модель, описанная языком многомерной статистики, то такое исследование доверия не вызывает

·        если в основу работы положен выборочный метод, а для всех основных заключений приведены оценка среднего и доверительные интервалы, то это считается допустимым для современной экологии

·        репрезентативность полученных результатов не является обязательным для современной науки

 

 


 

Вопросы с несколькими правильными ответами

 

11. Современные экологические проблемы это (выбрать 2 из 6)

·        бедность природы удаленных океанических островов

·        неравноценность распределения биологического разнообразия

·        загрязнение окружающей среды

·        потепление климата и озоновые дыры

·        различные климатические условия стран

·        различный технологический уклад

 

12. Пути решения экологических проблем это (выбрать 2 из 6)

·        внедрение безотходных/малоотходных производственных технологий

·        вынесение вредных производств в космическое пространство

·        наказание виновных в соответствии с законодательством

·        рекультивация нарушенных земель

·        своевременное документирование инцидентов

·        экологическое воспитание и просвещение виновных

 

13. Анализ, систематизация и усвоение передового опыта проведения научных исследований – это неотъемлемый элемент (выбрать 2 из 6)

·        жизни любого интеллигентного человека

·        научного исследования

·        обучения в университете

·        обучения в школе

·        работы на предприятии

·        экологического контроля и надзора

 

14. Ключевые инструменты для определения актуальных направлений исследовательской деятельности с учетом мировых и национальных тенденций (выбрать 2 из 6)

·        InCites

·        SciVal

·        Scopus

·        Web of Science

·        ВАК

·        РИНЦ

 

15. Основные условия ведения научной дискуссии (выбрать 2 из 6)

·        договориться в начале дискуссии с ее участниками об основных понятиях, чтобы не было разночтений

·        дождавшись хотя бы секундной паузы в речи оппонента немедленно включиться в дискуссию

·        начинать каждое свое выступления словами: «позвольте, коллега, с вами не согласиться»

·        отстаивая свою точку зрения быть предельно холодным, не допускать даже намека на эмоциональность

·        стараться взять научного оппонента «измором», последовательно излагая и обосновывая один тезис за другим

·        четко сформулировать положения, которые собираетесь отстаивать

 

16. Под самоплагиатом в науке обычно понимается (выбрать 2 из 6)

·        значительное количество самоцитирования (доминирование самоцитирования над внешним цитированием)

·        значительное количество цитирования соавторами работ автора (доминирование цитирования соавторов над другими видами внешнего цитирования)

·        одновременная публикация самим автором значительных по объему и идентичных (или очень близких) по форме и содержанию научных текстов в различных журналах (издательствах)

·        повторная публикация самим автором значительных по объему и идентичных (или очень близких) по форме и содержанию научных текстов без указания на то, что эти тексты уже были опубликованы ранее

·        ситуация, когда большинство внешних цитирований ваших трудов принадлежит одному автору, в перечне цитирований которого, доминируют ваши цитирования (при этом соавторами вы не являетесь)

·        ситуация, когда большинство публикаций автора сделаны только в одном научном журнале

 

 

Вопросы на сопоставление

 

17. Установите соответствие по методам генерирования новых идей (сопоставьте цифры буквам)

1) Метод Дельфи

2) Метод синектики

3) Мозговой штурм

4) ТРИЗ

а) выявление экспертного мнения специалистов в условиях анонимности с последующей обработкой полученных результатов статистическими методами

б) группа людей активно предлагает различные идеи, участники группы пытаются их развить, тут же анализируют их, выявляя недостатки и преимущества

 

в) поиск аналогий, когда первоначально нужно выбрать предмет исследования, создать таблицу для его аналогий (прямые, субъективные/личные, символические и фантастические) и сопоставить цeль, объект и косвенные аналогии, найти решение проблемы на метауровне, «приземлить» его на практике

г) решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов, при котором на первом этапе производится такое переформулирование ситуации, чтобы сама формулировка отсекала бесперспективные и неэффективные пути решения, далее формулируется мини-задача, способствующая более точному описанию задачи, выявлению противоречий и их последующему устранению.

 

18. Установите соответствие ключевых факторов сопоставления альтернативных вариантов решения исследовательских и практических задач (сопоставьте цифры буквам)

1) время

2) качество

3) надежность

4) стоимость

 

а) сопоставление в зависимости от качества и точности решения задачи

б) сопоставление в зависимости от риска неполучения ожидаемого результата (вероятность того, что задача останется нерешенной)

в) сопоставление в зависимости от финансовых расходов на решение задачи

г) сопоставление по длительности решения задачи

 

19. Выберите правильную последовательность этапов инициации научного исследования (сопоставьте цифры буквам)

1) этап

2) этап

3) этап

4) этап

 

а) выбор метода(ов) проведения исследования

б) обоснование актуальности научной темы

в) постановка цели

г) формулировка конкретных задач исследования

 

20. Установите соответствие основных видов теоретического научного метода (сопоставьте цифры буквам)

1) гипотеза

2) научное моделирование

3) научный закон

4) теория

 

а) изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал, позволяющее систематизировать существующие данные и сформулировать прогнозы, необходимые для поиска новых

б) недоказанное утверждение, предположение или догадка (открытая научная проблема)

в) система знаний, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления (формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом)

г) утверждение, объясняющее наблюдаемые факты и признанное на данном этапе научным сообществом согласующимся с экспериментальными данными

 

 

 

 

Вариант 2

 

 

Вопросы с одним правильным ответом

 

1. Для публикации результатов научных исследований в ведущем научном издании в обязательном порядке необходимо (выбрать 1 из 4)

·        войти в состав крупной научной коллаборации

·        выполнить исследование на современном оборудовании

·        решить актуальную научную проблему

·        сослаться на труды ведущих ученых

 

2. Наиболее актуальным для современной экологии являются следующий количественный метод анализа (выбрать 1 из 4)

·        корреляционный анализ

·        многомерная статистика

·        оценка дисперсии

·        оценка среднего значения

 

3. Личный вклад каждого ученого в проведенное коллективное исследование определяется на основе (выбрать 1 из 4)

·        в зависимости от абмиций

·        его важности для итогового результата

·        изначальной договоренности

·        потраченного времени

 

4. Доказательством научной новизны научного исследования является только (выбрать 1 из 4)

·        если автор достиг цель и решил все поставленные в начале задачи, т.е. «куда вывело исследование, то и стало новизной»

·        если автор использует убедительные формулировки типа «впервые» и «ранее неисследованные»

·        если аргументировано показано «приращение» нового знания относительно проведенной автором историографии по данному вопросу

·        если работа посвящена теме из области, в которой ранее никто не работал

 

5. Общепризнанным доказательством практической значимости научного исследования будет являться как минимум (выбрать 1 из 4)

·        акт внедрения результатов

·        лицензионный договор

·        научная публикация, в которой говорится о практической значимости результатов

·        юридическое лицо, созданное для внедрения результатов

 

6. Рекультивация земель не проводится по следующим направлениям (выбрать 1 из 4)

·        лесохозяйственное

·        марикультурное

·        природоохранное

·        сельскохозяйственное

 

7. Нулевая гипотеза не формулируется для проверки (выбрать 1 из 4)

·        альтернативной гипотезы

·        гипотезы о равенстве нулю значений выборочных характеристик

·        гипотезы об отсутствии влияние фактора и/или отсутствии эффекта

·        гипотезы об отсутствии различий

 

 

8. Научное познание мира – это (выбрать 1 из 4)

·        познание, основанная на вере в реальное существование сверхъестественных сил (Бога)

·        познание, особенностью которой является универсализм (общий характер) и критицизм (проверка результатов доводами разума)

·        познание, целью которого является открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи

·        целостное, а не расчлененное отображение мира и человека в мире, отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы

 

 

9. Научный проект – это (выбрать 1 из 4)

·        временное научное предприятие, направленное на создание уникального научного результата (продукта или услуги)

·        научная единица, объединенная исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемая выдающимся ученым

·        совокупность и последовательность теорий, связанных непрерывно развивающимся основанием, общностью основополагающих идей и принципов

·        совокупность исследований занимающихся определенной тематикой, определенный сектор научной дисциплины, некоторая часть дисциплинарного научного сообщества

 

10. Прикладные научные исследования – это (выбрать 1 из 4)

·        выполнение определенных действий, направленных на получение новых знаний или пополнение багажа уже существующих путем изучения и анализа новых объектов, территорий, банков данных и т.п.

·        глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей изучаемых явлений, результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования

·        исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач, результатом такого исследования является создание и совершенствование новых технологий

·        комплекс работ по разработке конструкторской и технологической документации на опытный образец, по изготовлению и испытаниям опытного образца изделия, выполняемых по техническому заданию

 

 

Вопросы с несколькими правильными ответами

 

11. Междисциплинарность – это когда (выбрать 2 из 6)

·        в проведении научного исследования принимают участие исследователи из различных научных областей

·        исследователь в одной работе цитирует труды ученых из различных научных областей (дисциплин)

·        исследователь для описания различных сегментов сложного комплекса обращается к философии и теологии

·        исследователь использует для описания различных сегментов сложного комплекса различные языки, принадлежащие различным научным дисциплинам

·        исследователь использует язык описания одной области для описания другой области

·        исследователь, проводящий исследование, является носителем компетенций по различным научным дисциплинам

 

12. Основные формы коммуникации внутри научного сообщества (выбрать 2 из 6)

·        взаимодействие с бизнесом, в том числе в форме фандрайзинга (привлечение средств на научные исследования)

·        взаимодействие с государством, в т.ч. с федеральными, региональными и местными органами власти

·        непосредственные связи, в т.ч. личные беседы, очные научные дискуссии и устные доклады (на конференциях), научные семинары

·        профориентация абитуриентов и продвижение академических ценностей в среде учащихся общеобразовательных учебных заведений

·        связи, опосредствованные техническими средствами тиражирования информации (в т.ч. публикации статей в научных журналах)

·        трансляция науки в широкие массы с помощью масс-медиа (научно-популярные журналы и блоги, образовательные передачи, фестивали науки и пр.)

 

13. Укажите обязательное требование при подаче заявки на любой научный грант или выполнение научного исследования в рамках лота (выбрать 2 из 6)

·        взять на себя обязательства по внедрению результатов научного исследования в учебный процесс в вузе

·        взять на себя обязательства по публикации результатов в высокорейтинговых журналах Scopus и/или Web of Science

·        подготовить английский вариант заявки (помимо русскоязычного варианта заявки)

·        сформулировать предмет исследования (цель, задачи) и результат(ы), который(е) будет(ут) получен(ы)

·        указать бюджет научного исследования

·        указать в качестве руководителя исследователя с ученой степенью

 

 

 

14. Ключевые элементы научной презентации – это (выбрать 2 из 6)

·        акцент на ключевых теоретических (научно-практических) ваших достижениях (чтобы «за деревьями лес не потерять»)

·        в начале презентации необходимо подробно изложить актуальность избранной темы, пусть даже на презентацию результатов останется меньше времени

·        методы в презентации должны быть изложены системно и подробно, даже если они являются стандартными для этой области науки

·         слайды должны быть предельно информативны, чтобы избежать лишних вопросов

·        строгий дизайн слайдов, не отвлекающий слушателя от понимания сути вашей научной работы

·        яркие слайды, чтобы слушатель не заскучал в ходе вашей презентации

 

15. Выберите программные продукты, не имеющие прямого отношения к визуализации пространственных данных в формате ГИС (выбрать 2 из 6)

·        ArcGIS

·        AutoCAD

·        gvSIG

·        MapInfo

·        Quantum GIS

·        Visio

 

16. Экологическая политика организации (корпоративная экологическая политика) в соответствии с ISO 14001 не обязательно должна (выбрать 2 из 6)

·        быть доступной для общественности на всех основных европейских языках

·        включать обязательство в отношении постоянного улучшения охраны окружающей среды и предотвращения ее загрязнения

·        включать обязательство соответствия природоохранному законодательству и регламентам, а также другим требованиям, с которыми организация согласилась

·        согласовываться с уполномоченным органом государственной власти

·        соответствовать характеру, масштабу и воздействиям на окружающую природную среду деятельности организации, ее продукции или услуг

·        устанавливать целевые и плановые экологические показатели, проводить их анализ

 

 

Вопросы на сопоставление

 

17. Установите соответствие основных форматов представления результатов научной деятельности в устной форме (сопоставьте цифры буквам)

1) научная конференция

2) научный конгресс (съезд)

3) научный семинар

4) ученый совет

 

а) постоянно действующий выборный представительный орган образовательной организации высшего образования или научной организации, который, в рамках своих полномочий, в том числе залашивает научные доклады

б) форма коллективного, публичного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объеме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам

в) форма организации научной деятельности, представительное национальное или международное научное собрание, созванное в связи с необходимостью решения какого-либо важного вопроса, подведения итогов работы за предстоящий период, а также намерением наметить перспективы развития на будущее

г) форма организации научной деятельности, при которой исследователи публично представляют и обсуждают свои работы, обычно выделяются пленарные («задающие тон», общие) и секционные (специальные) выступления (могут быть вузовскими, региональными, национальными, международными и пр.)

 

18. Установите соответствие основных форматов представления результатов научной деятельности в письменной форме (сопоставьте цифры буквам)

1) научная монография

2) научная статья

3) отчет о НИР

4) тезисы (материалы) конференции (съезда, конгресса)

 

а) материалы предварительного характера, входящие в специальные сборники (материалы), могут рассматриваться как апробация результатов проведенных исследований, поскольку предполагают публичное обсуждение результатов (иногда могут индексироваться в библиографических и реферативных базах данных)

б) научно-технический документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе, описывает состояние научно-технической проблемы, процесс и (или) результаты научного исследования (соответствует техническому заданию, может быть промежуточным или заключительным)

в) научный труд, являющийся итогом многолетних научных исследований, который содержит всестороннее исследование определенной проблемы и принадлежит одному или нескольким авторам, она является итогом многолетних научных исследований и часто кладется в основу докторской диссертации

г) целостное научное произведение, имеющее законченный вид, в которой отражаются результаты проведенных научных исследований, опубликованное в структуре периодического издания (научного журнала) или непериодического издания (сборник научных статей/трудов)

 

19. Установите соответствие основных видов эмпирического научного метода (сопоставьте цифры буквам)

1) измерение

2) наблюдение

3) научное исследование

4) эксперимент

 

а) набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами (должен быть воспроизводим)

б) определение количественных значений свойств объекта с использованием специальных технических устройств и единиц измерения

в) процесс изучения результатов наблюдений, экспериментов, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний

г) целенаправленный (обычно многократный) процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в описании

 

20. Установите соответствие основных видов выпускных квалификационных и научно-квалификационных работ (сопоставьте цифры буквам)

1) квалификационная работа бакалавра

2) магистерская диссертация

3) кандидатская диссертация

4) докторская диссертация

 

а) научная квалификационная работа, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления, либо осуществлено решение научной проблемы, имеющей важное социально-культурное, народно-хозяйственное или политическое значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение научно-технического прогресса.

б) научная квалификационная работа, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические  или технологические  разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач

в) самостоятельное научное исследование, выполненное по актуальной для данного направления науки теме; основные научные результаты подлежат обязательной апробации путем публикации в научных печатных изданиях, изложенных в докладах на научных семинарах, конференциях

г) самостоятельное целостное концептуальное научное исследование, содержащее всесторонний критический анализ научных источников по теме исследования и самостоятельное решение актуальной научной проблемы, опирающееся на совокупность методологических представлений и методических навыков в области избранной профессиональной деятельности

 

 

 

Вариант 3

 

 

Вопросы с одним правильным ответом

 

1. Наиболее полная библиографическая и реферативная база данных научных публикаций (выбрать 1 из 4)

·        E-library (РИНЦ)

·        Scopus

·        Web of Science

·        ВАК

 

2. Наиболее эффективный метод полевой экологии (выбрать 1 из 4)

·        наблюдение

·        предположение

·        созерцание

·        эксперимент

 

3. Наиболее распространенный стандарт управления проектами (выбрать 1 из 4)

·        AGILE

·        KANBAN

·        LEAN

·        PMBoK

 

4. Одним из основных направлений современной экологии как фундаментальной науки является (выбрать 1 из 4)

·        глобальная экология

·        экологическое просвещение

·        экология духа

·        экология нефти

 

5. К числу направлений современной прикладной экологии относится (выбрать 1 из 4)

·        аутэкология

·        эволюционная экология

·        экологический инжиниринг

·        экология человека

 

6. Для публикации результатов научных исследований в ведущем научном издании в обязательном порядке необходимо (выбрать 1 из 4)

·        войти в состав крупной научной коллаборации

·        выполнить исследование на современном оборудовании

·        решить актуальную научную проблему

·        сослаться на труды ведущих ученых

 

7. Наиболее актуальным для современной экологии являются следующий количественный метод анализа (выбрать 1 из 4)

·        корреляционный анализ

·        многомерная статистика

·        оценка дисперсии

·        оценка среднего значения

 

8. Личный вклад каждого ученого в проведенное коллективное исследование определяется на основе (выбрать 1 из 4)

·        в зависимости от абмиций

·        его важности для итогового результата

·        изначальной договоренности

·        потраченного времени

 

9. Доказательством научной новизны научного исследования является только (выбрать 1 из 4)

·        если автор достиг цель и решил все поставленные в начале задачи, т.е. «куда вывело исследование, то и стало новизной»

·        если автор использует убедительные формулировки типа «впервые» и «ранее неисследованные»

·        если аргументировано показано «приращение» нового знания относительно проведенной автором историографии по данному вопросу

·        если работа посвящена теме из области, в которой ранее никто не работал

 

10. Общепризнанным доказательством практической значимости научного исследования будет являться как минимум (выбрать 1 из 4)

·        акт внедрения результатов

·        лицензионный договор

·        научная публикация, в которой говорится о практической значимости результатов

·        юридическое лицо, созданное для внедрения результатов

 

 

 

Вопросы с несколькими правильными ответами

 

11. Современные экологические проблемы это (выбрать 2 из 6)

·        бедность природы удаленных океанических островов

·        неравноценность распределения биологического разнообразия

·        загрязнение окружающей среды

·        потепление климата и озоновые дыры

·        различные климатические условия стран

·        различный технологический уклад

 

12. Пути решения экологических проблем это (выбрать 2 из 6)

·        внедрение безотходных/малоотходных производственных технологий

·        вынесение вредных производств в космическое пространство

·        наказание виновных в соответствии с законодательством

·        рекультивация нарушенных земель

·        своевременное документирование инцидентов

·        экологическое воспитание и просвещение виновных

 

13. Анализ, систематизация и усвоение передового опыта проведения научных исследований – это неотъемлемый элемент (выбрать 2 из 6)

·        жизни любого интеллигентного человека

·        научного исследования

·        обучения в университете

·        обучения в школе

·        работы на предприятии

·        экологического контроля и надзора

 

14. Междисциплинарность – это когда (выбрать 2 из 6)

·        в проведении научного исследования принимают участие исследователи из различных научных областей

·        исследователь в одной работе цитирует труды ученых из различных научных областей (дисциплин)

·        исследователь для описания различных сегментов сложного комплекса обращается к философии и теологии

·        исследователь использует для описания различных сегментов сложного комплекса различные языки, принадлежащие различным научным дисциплинам

·        исследователь использует язык описания одной области для описания другой области

·        исследователь, проводящий исследование, является носителем компетенций по различным научным дисциплинам

 

15. Основные формы коммуникации внутри научного сообщества (выбрать 2 из 6)

·        взаимодействие с бизнесом, в том числе в форме фандрайзинга (привлечение средств на научные исследования)

·        взаимодействие с государством, в т.ч. с федеральными, региональными и местными органами власти

·        непосредственные связи, в т.ч. личные беседы, очные научные дискуссии и устные доклады (на конференциях), научные семинары

·        профориентация абитуриентов и продвижение академических ценностей в среде учащихся общеобразовательных учебных заведений

·        связи, опосредствованные техническими средствами тиражирования информации (в т.ч. публикации статей в научных журналах)

·        трансляция науки в широкие массы с помощью масс-медиа (научно-популярные журналы и блоги, образовательные передачи, фестивали науки и пр.)

 

16. Укажите обязательное требование при подаче заявки на любой научный грант или выполнение научного исследования в рамках лота (выбрать 2 из 6)

·        взять на себя обязательства по внедрению результатов научного исследования в учебный процесс в вузе

·        взять на себя обязательства по публикации результатов в высокорейтинговых журналах Scopus и/или Web of Science

·        подготовить английский вариант заявки (помимо русскоязычного варианта заявки)

·        сформулировать предмет исследования (цель, задачи) и результат(ы), который(е) будет(ут) получен(ы)

·        указать бюджет научного исследования

·        указать в качестве руководителя исследователя с ученой степенью

 

 


 

Вопросы на сопоставление

 

17. Установите соответствие по методам генерирования новых идей (сопоставьте цифры буквам)

1) Метод Дельфи

2) Метод синектики

3) Мозговой штурм

4) ТРИЗ

а) выявление экспертного мнения специалистов в условиях анонимности с последующей обработкой полученных результатов статистическими методами

б) группа людей активно предлагает различные идеи, участники группы пытаются их развить, тут же анализируют их, выявляя недостатки и преимущества

 

в) поиск аналогий, когда первоначально нужно выбрать предмет исследования, создать таблицу для его аналогий (прямые, субъективные/личные, символические и фантастические) и сопоставить цeль, объект и косвенные аналогии, найти решение проблемы на метауровне, «приземлить» его на практике

г) решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов, при котором на первом этапе производится такое переформулирование ситуации, чтобы сама формулировка отсекала бесперспективные и неэффективные пути решения, далее формулируется мини-задача, способствующая более точному описанию задачи, выявлению противоречий и их последующему устранению.

 

18. Установите соответствие ключевых факторов сопоставления альтернативных вариантов решения исследовательских и практических задач (сопоставьте цифры буквам)

1) время

2) качество

3) надежность

4) стоимость

 

а) сопоставление в зависимости от качества и точности решения задачи

б) сопоставление в зависимости от риска неполучения ожидаемого результата (вероятность того, что задача останется нерешенной)

в) сопоставление в зависимости от финансовых расходов на решение задачи

г) сопоставление по длительности решения задачи

 

19. Установите соответствие основных форматов представления результатов научной деятельности в устной форме (сопоставьте цифры буквам)

1) научная конференция

2) научный конгресс (съезд)

3) научный семинар

4) ученый совет

 

а) постоянно действующий выборный представительный орган образовательной организации высшего образования или научной организации, который, в рамках своих полномочий, в том числе залашивает научные доклады

б) форма коллективного, публичного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объеме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам

в) форма организации научной деятельности, представительное национальное или международное научное собрание, созванное в связи с необходимостью решения какого-либо важного вопроса, подведения итогов работы за предстоящий период, а также намерением наметить перспективы развития на будущее

г) форма организации научной деятельности, при которой исследователи публично представляют и обсуждают свои работы, обычно выделяются пленарные («задающие тон», общие) и секционные (специальные) выступления (могут быть вузовскими, региональными, национальными, международными и пр.)

 

20. Установите соответствие основных форматов представления результатов научной деятельности в письменной форме (сопоставьте цифры буквам)

1) научная монография

2) научная статья

3) отчет о НИР

4) тезисы (материалы) конференции (съезда, конгресса)

 

а) материалы предварительного характера, входящие в специальные сборники (материалы), могут рассматриваться как апробация результатов проведенных исследований, поскольку предполагают публичное обсуждение результатов (иногда могут индексироваться в библиографических и реферативных базах данных)

б) научно-технический документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе, описывает состояние научно-технической проблемы, процесс и (или) результаты научного исследования (соответствует техническому заданию, может быть промежуточным или заключительным)

в) научный труд, являющийся итогом многолетних научных исследований, который содержит всестороннее исследование определенной проблемы и принадлежит одному или нескольким авторам, она является итогом многолетних научных исследований и часто кладется в основу докторской диссертации

г) целостное научное произведение, имеющее законченный вид, в которой отражаются результаты проведенных научных исследований, опубликованное в структуре периодического издания (научного журнала) или непериодического издания (сборник научных статей/трудов)

 

 

 

 

 

Вариант 4

 

 

 

Вопросы с одним правильным ответом

 

 

1. Ключевые инструменты для определения актуальных направлений исследовательской деятельности на региональном и местном уровне (выбрать 1 из 4)

·        Scopus

·        Web of Science

·        ВАК

·        РИНЦ

 

2. Оптимальный способ мотивации членов научной (проектной) группы на самостоятельный научный поиск (выбрать 1 из 4)

·        комбинированная монератно-немонитарная мотивация (за научный результат доп. выплата и/или повышение статуса, а за отсутствие запланированного научного результата вычет и/или понижение статуса)

·        монетарная мотивация (выплата за научный результат и вычет за отсутствие запланированного научного результата)

·        немонетарная мотивация (повышение статуса в группе за научный результат и понижение статуса за отсутствие запланированного научного результата)

·        отсутствие прямой мотивации (наука сложный творческий процесс и система мотивации здесь не работает)

 

3. Существует ли в России закрепленная на уровне документов норма (нормы) оригинальности магистерских, кандидатских докторских диссертации, обязательные для всех диссертационных советов (выбрать 1 из 4)

·        да, но для магистерских работ это одни нормы, для кандидатских – другие, а для – докторских третьи

·        да, такие нормы в России есть, но они учитывают не только уровень диссертации (магистерская, кандидатская и докторская), но и область наук (естественные, технические, общественные и пр.)

·        нет, жестких норм нет, но есть рекомендации Минобрнауки, которыми можно руководствоваться

·        нет не только жестких норм оценки на антиплагиат, но и рекомендаций с пороговыми значениями, каждая организация их определяет сама

 

4. При обобщении полученных результатов и формулировке выводов необходимо, чтобы (выбрать 1 из 4)

·        если какие-то задачи не были решены (или их решение не позволило сформулировать выводов, даже «отрицательных»), то такие задачи можно оставить (не надо корректировать их список)

·        если при выполнении работы были получены «неожиданные» выводы их следует оставить (при этом задачи корректировать не следует)

·        задачи и результаты вообще не обязательно находятся в соответствии друг с другом

·        полученные выводы находились в полном соответствии с поставленными задачами (нет выводов, не связанных с поставленными задачами, и нет задач, решение которых не позволило сформулировать выводы)

 

5. Минимально достаточное требование к репрезентативности полученных результатов на современном этапе развития экологической науки (выбрать 1 из 4)

·        если автором честно заявляется, что по объективным причинам оценка репрезентативности полученных результатов не производилась, это допустимо

·        если в основе научного исследования не лежит многопараметрическая математическая модель, описанная языком многомерной статистики, то такое исследование доверия не вызывает

·        если в основу работы положен выборочный метод, а для всех основных заключений приведены оценка среднего и доверительные интервалы, то это считается допустимым для современной экологии

·        репрезентативность полученных результатов не является обязательным для современной науки

 

 

 

6. Рекультивация земель не проводится по следующим направлениям (выбрать 1 из 4)

·        лесохозяйственное

·        марикультурное

·        природоохранное

·        сельскохозяйственное

 

7. Нулевая гипотеза не формулируется для проверки (выбрать 1 из 4)

·        альтернативной гипотезы

·        гипотезы о равенстве нулю значений выборочных характеристик

·        гипотезы об отсутствии влияние фактора и/или отсутствии эффекта

·        гипотезы об отсутствии различий

 

8. Научное познание мира – это (выбрать 1 из 4)

·        познание, основанная на вере в реальное существование сверхъестественных сил (Бога)

·        познание, особенностью которой является универсализм (общий характер) и критицизм (проверка результатов доводами разума)

·        познание, целью которого является открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи

·        целостное, а не расчлененное отображение мира и человека в мире, отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы

 

9. Научный проект – это (выбрать 1 из 4)

·        временное научное предприятие, направленное на создание уникального научного результата (продукта или услуги)

·        научная единица, объединенная исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемая выдающимся ученым

·        совокупность и последовательность теорий, связанных непрерывно развивающимся основанием, общностью основополагающих идей и принципов

·        совокупность исследований занимающихся определенной тематикой, определенный сектор научной дисциплины, некоторая часть дисциплинарного научного сообщества

 

10. Прикладные научные исследования – это (выбрать 1 из 4)

·        выполнение определенных действий, направленных на получение новых знаний или пополнение багажа уже существующих путем изучения и анализа новых объектов, территорий, банков данных и т.п.

·        глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей изучаемых явлений, результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования

·        исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач, результатом такого исследования является создание и совершенствование новых технологий

·        комплекс работ по разработке конструкторской и технологической документации на опытный образец, по изготовлению и испытаниям опытного образца изделия, выполняемых по техническому заданию

 

 

Вопросы с несколькими правильными ответами

 

11. Ключевые инструменты для определения актуальных направлений исследовательской деятельности с учетом мировых и национальных тенденций (выбрать 2 из 6)

·        InCites

·        SciVal

·        Scopus

·        Web of Science

·        ВАК

·        РИНЦ

 

12. Основные условия ведения научной дискуссии (выбрать 2 из 6)

·        договориться в начале дискуссии с ее участниками об основных понятиях, чтобы не было разночтений

·        дождавшись хотя бы секундной паузы в речи оппонента немедленно включиться в дискуссию

·        начинать каждое свое выступления словами: «позвольте, коллега, с вами не согласиться»

·        отстаивая свою точку зрения быть предельно холодным, не допускать даже намека на эмоциональность

·        стараться взять научного оппонента «измором», последовательно излагая и обосновывая один тезис за другим

·        четко сформулировать положения, которые собираетесь отстаивать

 

13. Под самоплагиатом в науке обычно понимается (выбрать 2 из 6)

·        значительное количество самоцитирования (доминирование самоцитирования над внешним цитированием)

·        значительное количество цитирования соавторами работ автора (доминирование цитирования соавторов над другими видами внешнего цитирования)

·        одновременная публикация самим автором значительных по объему и идентичных (или очень близких) по форме и содержанию научных текстов в различных журналах (издательствах)

·        повторная публикация самим автором значительных по объему и идентичных (или очень близких) по форме и содержанию научных текстов без указания на то, что эти тексты уже были опубликованы ранее

·        ситуация, когда большинство внешних цитирований ваших трудов принадлежит одному автору, в перечне цитирований которого, доминируют ваши цитирования (при этом соавторами вы не являетесь)

·        ситуация, когда большинство публикаций автора сделаны только в одном научном журнале

 

14. Ключевые элементы научной презентации – это (выбрать 2 из 6)

·        акцент на ключевых теоретических (научно-практических) ваших достижениях (чтобы «за деревьями лес не потерять»)

·        в начале презентации необходимо подробно изложить актуальность избранной темы, пусть даже на презентацию результатов останется меньше времени

·        методы в презентации должны быть изложены системно и подробно, даже если они являются стандартными для этой области науки

·         слайды должны быть предельно информативны, чтобы избежать лишних вопросов

·        строгий дизайн слайдов, не отвлекающий слушателя от понимания сути вашей научной работы

·        яркие слайды, чтобы слушатель не заскучал в ходе вашей презентации

 

15. Выберите программные продукты, не имеющие прямого отношения к визуализации пространственных данных в формате ГИС (выбрать 2 из 6)

·        ArcGIS

·        AutoCAD

·        gvSIG

·        MapInfo

·        Quantum GIS

·        Visio

 

16. Экологическая политика организации (корпоративная экологическая политика) в соответствии с ISO 14001 не обязательно должна (выбрать 2 из 6)

·        быть доступной для общественности на всех основных европейских языках

·        включать обязательство в отношении постоянного улучшения охраны окружающей среды и предотвращения ее загрязнения

·        включать обязательство соответствия природоохранному законодательству и регламентам, а также другим требованиям, с которыми организация согласилась

·        согласовываться с уполномоченным органом государственной власти

·        соответствовать характеру, масштабу и воздействиям на окружающую природную среду деятельности организации, ее продукции или услуг

·        устанавливать целевые и плановые экологические показатели, проводить их анализ

 

 

Вопросы на сопоставление

 

17. Выберите правильную последовательность этапов инициации научного исследования (сопоставьте цифры буквам)

1) этап

2) этап

3) этап

4) этап

 

а) выбор метода(ов) проведения исследования

б) обоснование актуальности научной темы

в) постановка цели

г) формулировка конкретных задач исследования

 

18. Установите соответствие основных видов теоретического научного метода (сопоставьте цифры буквам)

1) гипотеза

2) научное моделирование

3) научный закон

4) теория

 

а) изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал, позволяющее систематизировать существующие данные и сформулировать прогнозы, необходимые для поиска новых

б) недоказанное утверждение, предположение или догадка (открытая научная проблема)

в) система знаний, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления (формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом)

г) утверждение, объясняющее наблюдаемые факты и признанное на данном этапе научным сообществом согласующимся с экспериментальными данными

 

19. Установите соответствие основных видов эмпирического научного метода (сопоставьте цифры буквам)

1) измерение

2) наблюдение

3) научное исследование

4) эксперимент

 

а) набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами (должен быть воспроизводим)

б) определение количественных значений свойств объекта с использованием специальных технических устройств и единиц измерения

в) процесс изучения результатов наблюдений, экспериментов, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний

г) целенаправленный (обычно многократный) процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в описании

 

20. Установите соответствие основных видов выпускных квалификационных и научно-квалификационных работ (сопоставьте цифры буквам)

1) квалификационная работа бакалавра

2) магистерская диссертация

3) кандидатская диссертация

4) докторская диссертация

 

а) научная квалификационная работа, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления, либо осуществлено решение научной проблемы, имеющей важное социально-культурное, народно-хозяйственное или политическое значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение научно-технического прогресса.

б) научная квалификационная работа, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические  или технологические  разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач

в) самостоятельное научное исследование, выполненное по актуальной для данного направления науки теме; основные научные результаты подлежат обязательной апробации путем публикации в научных печатных изданиях, изложенных в докладах на научных семинарах, конференциях

г) самостоятельное целостное концептуальное научное исследование, содержащее всесторонний критический анализ научных источников по теме исследования и самостоятельное решение актуальной научной проблемы, опирающееся на совокупность методологических представлений и методических навыков в области избранной профессиональной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////