Олимпиада по литературе 8 класс – 2021 год

 

  Главная      Тесты

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1        2          3    

 

 

 

 

 

Олимпиада по литературе 8 класс – 2021 год

 

1.

            Выберите номера правильных суждений о классицизме как о литературном направлении:

1.        Название направления восходит к латинскому classicus, что означает образцовый.

2.        Образцы и формы античного искусства в классицизме почитались образцовыми, отсюда и культ античности.

3.        Как литературное направление  классицизм появился в Европе в 17 веке. Во Франции достиг своего расцвета уже в 17 столетии: в драматургии (Корнель, Расин, Мольер), в поэзии (Лафонтен). В 1674 году Буало в поэме «Поэтическое искусство» создал развёрнутую эстетическую теорию классицизма, оказавшую огромное воздействие на формирование классицизма в других странах.

4.         Русский классицизм зародился во второй четверти 18 века в творчестве А.Д.Кантемира, В.К.Тредиаковского, М.В.Ломоносова, достиг развития в творчестве А.П.Сумарокова, Д.И.Фонвизина, М.М.Хераскова, Г.Р.Державина.

5.        Русский классицизм был тесно связан с передовыми идеями эпохи Просвещения. Он проникнут критикой  существовавших устоев (несправедливости, корысти, стяжательства, неуважения личности), защитой естественных прав человека, свободолюбивыми мотивами.

6.         Велики заслуги русского классицизма при формировании личности дворянина. Дворянин – служащий государю, но не раб; он свободен в выборе. Это образованный, культурный, здравомыслящий человек.

7.        По правилам классицизма надлежало строго придерживаться «иерархии жанров»: все драматические жанры – высокие, все поэтические – средние, а все эпические – низкие.

8.        Ода – излюбленный поэтический жанр классицизма. Античная ода  - торжественная песнь – слагалась в честь победителей, прославляла заслуги и достоинства героев. Русские оды Г.Р.Державина очень часто, кроме комплиментов, содержали в себе поучения государям и вельможам, как им следует действовать.

9.        Очень часто понятие нормы  в поведении   формировалось  методом от противного: пороки и недостатки преувеличивались и высмеивались. Невероятной популярностью пользовались комедии. Неслучайно образ Митрофанушки из комедии Д.И.Фонвизина взывает интерес и у наших современников, эту пьесу ставят российские театры.

10.    Известен исторический курьёз: когда юный  А.Н.Оленин «узнал» себя в недоросле Митрофанушке, то он ужаснулся и всерьёз «принялся» за себя. Оленин  получил великолепное образование, с 1811 года был директором публичной библиотеки, с 1819 года возглавлял Российскую Академию художеств, в его доме собиралось общество просвещённых  и образованных людей. В его доме бывал и молодой А.С.Пушкин и даже, говорят, влюбчивый поэт сватался к юной Анне Олениной.

1 вопрос: 7 суждение неверно. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимально – 9 баллов.

 

2.

 Многие реплики героев и персонажей пьесы «Недоросль» стали крылатыми. Их знают и употребляют к месту образованные люди. Продолжите высказывания действующих лиц пьесы Д.И.Фонвизина.

1.      Ответ Простаковой на вопрос, зачем нужна география: «Да извозчики–то на что ж? Это их дело. Это и наука-то не дворянская».

2.      Митрофанушка: « Не хочу учиться, а  хочу жениться».

3.      Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

     Митрофан. Дверь? Котора дверь?

     Правдин. Котора дверь! Вот эта.

      Митрофан. Эта? Прилагательна.

      Правдин. Почему же?

      Митрофан. Потому что она  приложена к своему месту. Вон  у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существителна.

4.  Образ Митрофана не только смешной, но и страшный. Своей матери, самозабвенно любящей сына, в финале комедии ( когда её лишили права управлять имением, и она , бросаясь обнимать сына,  говорит: «Один ты остался у меня, мой сердешный друг, Митрофанушка») он говорит: « Да отвяжись, матушка, как навязалась…».

5.  Допишите фразу, какую диктует своему недорослю ученику Кутейкин, а тот старательно записывает, ничего не понимая: «Аз же есмь червь, аз есть скот, а не человек, поношение человека».

6.   Стародум: «Имей сердце, имей душу, так и будешь человек во всякое время».

За каждый правильный по смыслу ответ ( можно не дословный) – 1 балл.

Максимально – 6 баллов.

3.

            Многие крылатые слова и выражения пришли к нам из Библии.

Найдите соответствия  и ответ оформите в виде таблицы.

1.       

2.       

3.       

4.       

5.       

6.       

7.       

8.       

9.       

10.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За каждое верно указанное соответствие – 1 балл. Максимально – 10 баллов.

Ответы.

1.       

2.       

3.       

4.       

5.       

6.       

7.       

8.       

9.       

10.  

8

3

6

2

1

10

4

7

9

5

 

1.      Что-либо заманчивое, желанное, но недозволенное.

1.      Манна небесная.

2.      Отпечаток, след, отметина; внешние признаки преступления.

2.      Вавилонское столпотворение.

3.      Нагишом, без всякой одежды.

3.      Каинова печать.

4.      Полная неразбериха, беспорядок, путаница, суматоха.

4.      Заблудшая овца.

5.      Что-либо желанное, крайне необходимое и столь же нереальное.

5.      В допотопные времена

6.      Очень громкий голос.

6.      В костюме Адама.

7.      Человек, сбившийся с правильного пути.

7.      Валаамова ослица

8.      Покорный, молчаливый человек, который неожиданно для окружающих выразил своё мнение или протест

8.      Запретный плод.

9.      Прикидываясь несчастным, стараясь разжалобить, плакаться, жаловаться на свою судьбу

9.      Петь Лазаря.

10. Очень давно.

10. Иерихонская труба.

 

4.

            Пушкин с юности думал о высоком назначении поэта и поэзии.

Эхо.

Ревёт ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поёт ли дева за холмом –

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

 

Ты внемлешь грохоту громов,

И гласу бури и валов,

И крику сельских пастухов –

И шлёшь ответ.

Тебе же нет отзыва… Таков

И ты, поэт!

 

                    1831год.

 

 В греческой мифологии нимфа Эхо могла лишь повторять окончания чужих слов. Насколько точно, по-вашему, сопоставление поэтического творчества с эхом (не повторение, а отклик).

Каков смысл последних двух строк? Дайте развернутый письменный ответ.

За самостоятельность, оригинальность и этичность  - от 0 до 3 баллов.
            За последовательность, логичность рассуждения, четкость мысли – от 0 до 3 баллов.

За  богатство речи, убедительность,  доказательность -  от 0 до 3 баллов.

За отсутствие  ошибок – 1 балл.

Максимально – 10 баллов.

 

5.

Вспомните произведения А.С.Пушкина Запишите их названия в алфавитном порядке. Посчитайте, сколько произведений у Вас получилось?

За каждое  верно  названное произведение – 1 балл.

 

 

Если во всей работе отсутствуют орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, то следует прибавить к набранной сумме баллов ещё 2 балла.

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////