|
|
Олимпиада по литературе 8 класс – 2021 год
1.
Выберите номера правильных суждений о классицизме как о литературном направлении:
1. Название направления восходит к латинскому classicus, что означает образцовый.
2. Образцы и формы античного искусства в классицизме почитались образцовыми, отсюда и культ античности.
3. Как литературное направление классицизм появился в Европе в 17 веке. Во Франции достиг своего расцвета уже в 17 столетии: в драматургии (Корнель, Расин, Мольер), в поэзии (Лафонтен). В 1674 году Буало в поэме «Поэтическое искусство» создал развёрнутую эстетическую теорию классицизма, оказавшую огромное воздействие на формирование классицизма в других странах.
4. Русский классицизм зародился во второй четверти 18 века в творчестве А.Д.Кантемира, В.К.Тредиаковского, М.В.Ломоносова, достиг развития в творчестве А.П.Сумарокова, Д.И.Фонвизина, М.М.Хераскова, Г.Р.Державина.
5. Русский классицизм был тесно связан с передовыми идеями эпохи Просвещения. Он проникнут критикой существовавших устоев (несправедливости, корысти, стяжательства, неуважения личности), защитой естественных прав человека, свободолюбивыми мотивами.
6. Велики заслуги русского классицизма при формировании личности дворянина. Дворянин – служащий государю, но не раб; он свободен в выборе. Это образованный, культурный, здравомыслящий человек.
7. По правилам классицизма надлежало строго придерживаться «иерархии жанров»: все драматические жанры – высокие, все поэтические – средние, а все эпические – низкие.
8. Ода – излюбленный поэтический жанр классицизма. Античная ода - торжественная песнь – слагалась в честь победителей, прославляла заслуги и достоинства героев. Русские оды Г.Р.Державина очень часто, кроме комплиментов, содержали в себе поучения государям и вельможам, как им следует действовать.
9. Очень часто понятие нормы в поведении формировалось методом от противного: пороки и недостатки преувеличивались и высмеивались. Невероятной популярностью пользовались комедии. Неслучайно образ Митрофанушки из комедии Д.И.Фонвизина взывает интерес и у наших современников, эту пьесу ставят российские театры.
10. Известен исторический курьёз: когда юный А.Н.Оленин «узнал» себя в недоросле Митрофанушке, то он ужаснулся и всерьёз «принялся» за себя. Оленин получил великолепное образование, с 1811 года был директором публичной библиотеки, с 1819 года возглавлял Российскую Академию художеств, в его доме собиралось общество просвещённых и образованных людей. В его доме бывал и молодой А.С.Пушкин и даже, говорят, влюбчивый поэт сватался к юной Анне Олениной.
1 вопрос: 7 суждение неверно. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимально – 9 баллов.
2.
Многие реплики героев и персонажей пьесы «Недоросль» стали крылатыми. Их знают и употребляют к месту образованные люди. Продолжите высказывания действующих лиц пьесы Д.И.Фонвизина.
1. Ответ Простаковой на вопрос, зачем нужна география: «Да извозчики–то на что ж? Это их дело. Это и наука-то не дворянская».
2. Митрофанушка: « Не хочу учиться, а хочу жениться».
3. Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существителна.
4. Образ Митрофана не только смешной, но и страшный. Своей матери, самозабвенно любящей сына, в финале комедии ( когда её лишили права управлять имением, и она , бросаясь обнимать сына, говорит: «Один ты остался у меня, мой сердешный друг, Митрофанушка») он говорит: « Да отвяжись, матушка, как навязалась…».
5. Допишите фразу, какую диктует своему недорослю ученику Кутейкин, а тот старательно записывает, ничего не понимая: «Аз же есмь червь, аз есть скот, а не человек, поношение человека».
6. Стародум: «Имей сердце, имей душу, так и будешь человек во всякое время».
За каждый правильный по смыслу ответ ( можно не дословный) – 1 балл.
Максимально – 6 баллов.
3.
Многие крылатые слова и выражения пришли к нам из Библии.
Найдите соответствия и ответ оформите в виде таблицы.
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
За каждое верно указанное соответствие – 1 балл. Максимально – 10 баллов.
Ответы.
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
8 |
3 |
6 |
2 |
1 |
10 |
4 |
7 |
9 |
5 |
1. Что-либо заманчивое, желанное, но недозволенное. |
1. Манна небесная. |
2. Отпечаток, след, отметина; внешние признаки преступления. |
2. Вавилонское столпотворение. |
3. Нагишом, без всякой одежды. |
3. Каинова печать. |
4. Полная неразбериха, беспорядок, путаница, суматоха. |
4. Заблудшая овца. |
5. Что-либо желанное, крайне необходимое и столь же нереальное. |
5. В допотопные времена |
6. Очень громкий голос. |
6. В костюме Адама. |
7. Человек, сбившийся с правильного пути. |
7. Валаамова ослица |
8. Покорный, молчаливый человек, который неожиданно для окружающих выразил своё мнение или протест |
8. Запретный плод. |
9. Прикидываясь несчастным, стараясь разжалобить, плакаться, жаловаться на свою судьбу |
9. Петь Лазаря. |
10. Очень давно. |
10. Иерихонская труба. |
4.
Пушкин с юности думал о высоком назначении поэта и поэзии.
Эхо.
Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом –
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов –
И шлёшь ответ.
Тебе же нет отзыва… Таков
И ты, поэт!
1831год.
В греческой мифологии нимфа Эхо могла лишь повторять окончания чужих слов. Насколько точно, по-вашему, сопоставление поэтического творчества с эхом (не повторение, а отклик).
Каков смысл последних двух строк? Дайте развернутый письменный ответ.
За самостоятельность, оригинальность и этичность - от
0 до 3 баллов.
За последовательность, логичность рассуждения, четкость мысли – от
0 до 3 баллов.
За богатство речи, убедительность, доказательность - от 0 до 3 баллов.
За отсутствие ошибок – 1 балл.
Максимально – 10 баллов.
5.
Вспомните произведения А.С.Пушкина Запишите их названия в алфавитном порядке. Посчитайте, сколько произведений у Вас получилось?
За каждое верно названное произведение – 1 балл.
Если во всей работе отсутствуют орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, то следует прибавить к набранной сумме баллов ещё 2 балла.
////////////////////////////