Спасатель (первоначальная подготовка). Рабочая программа (2011 год)

 

  Главная      Тесты

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1        2         

 

 

 

 

Спасатель (первоначальная подготовка). Рабочая программа (2011 год)

 

 

 

 

                                             

 

Ι. Общие положения

 

Цель: получение слушателями необходимых знаний по первоначальной подготовке спасателей.

 

Категория слушателей: группы смешанного состава.

Срок обучения: 146 часов.

Режим занятий стандартный – 5 дней по 7 часов в день.

Форма обучения – с отрывом от производства.

 

Программа разработана на основании Программы первоначальной подготовки спасателей МЧС России, утвержденной министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 15 мая 1999 года.

В ней излагаются:

- организация первоначальной подготовки спасателей;

- расчет часов по предметам обучения;

- задачи обучения;

- методические указания по предметам обучения;

- тематический расчет часов;

- наименование тем и содержание занятий;

- количество часов на их изучение;

- руководства (литература).

        В результате обучения по программе «Спасатель (первоначальная подготовка)», слушатели приобретают знания об основах медицинской, противопожарной, психологической, специальной (технической), тактико-специальной подготовкам, подготовке по связи, топографии и радиационной, химической и биологической защите.

        По окончании обучения в МКОУ МО г. Краснодар «Курсы ГО», слушатели сдают зачеты, и им выдаются свидетельства установленного образца.

 

ΙΙ. Организация обучения

         Первоначальная подготовка спасателей осуществляется в соответствии с директивами, указаниями и приказами МЧС России и настоящей Программой.

Обучение_спасателей организуется и проводится в МКОУ МО г. Краснодар «Курсы ГО» на договорной основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 УЧЕБНЫЙ ПЛАН

    программы «Спасатель (первоначальная подготовка)»

 

(составлен в соответствии с требованиями «Программы первоначальной  подготовки спасателей МЧС России», утвержденной Министром МЧС РФ 15.05.1999 г.)

 

п/п

Предметы обучения

 

Всего часов

В том числе

Лекции

Практика

1

Медицинская подготовка

64

18

46

2

Противопожарная подготовка

30

11

19

3

Психологическая подготовка

20

8

12

4

Специальная (техническая) подготовка

6

2

4

5

Радиационная, химическая и биологическая защита

2

2

-

6

Подготовка по связи

2

2

-

7

Топография

2

2

-

8

Тактико-специальная подготовка

20

16

4

 

Итого:

146

61

85

 

 

 

Медицинская подготовка

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

( составлен в соответствии с программой первоначальной подготовки спасателей  утвержденной министром МЧС 15.05.1999)

п/п

Наименование тем

Всего

часов

В том числе

Лекций

Практика

 

1

Медико-тактическая характеристика  очагов  аварий, катастроф и стихийных бедствий.

1

1

 

2

Первая помощь. Юридические основы прав и обязанностей спасателей при ее оказании.

1

1

 

3

Основы анатомии и физиологии человека.

8

2

6

4

Средства оказания первой помощи.

2

 

2

5

Первая помощь при ранениях.

10

2

8

6

Первая помощь при кровотечениях.

4

 

4

7

Первая помощь при травматическом шоке.

2

 

2

8

Первая помощь при острых заболеваниях.

3

1

2

9

Первая помощь при вывихах и переломах костей.

6

2

4

10

Основы сердечно-легочной реанимации.

4

1

3

11

Первая помощь при синдроме длительного сдавливания.

2

 

2

12

Первая помощь при ожогах и отморожениях.

2

 

2

13

Первая помощь при несчастных случаях.

2

 

2

14

Первая помощь при поражениях отравляющими и аварийно химически опасными веществами (АХОВ).

2

 

2

15

Первая помощь при радиационных поражениях.

2

 

2

16

Первая помощь пострадавшим с острыми расстройствами психики.

3

1

2

17

Основы гигиенических знаний.

2

1

1

18

Основы эпидемиологии.

2

2

 

19

Вынос и транспортировка пострадавших из очагов поражения.

2

 

2

20

Зачет.

4

 

4

 

Итого:

64

14

50

 

Задачи обучения:

      знать содержание и объем первой помощи пострадавшим в различных чрезвычайных ситуациях, порядок выноса, транспортировки пострадавших из очагов поражения и их погрузки на транспорт, правила личной и общественной гигиены;

      уметь оказывать первую помощь пострадавшим в различных чрезвычайных ситуациях, сформировать у обучаемых психологическую устойчивость к стрессовому воздействию факторов различных чрезвычайных ситуаций;

      привить навыки, развить способности управления своим психологическим состоянием.

 

Методические указания

      Занятия по медицинской подготовке проводятся специалистами медицинской службы в учебных классах и на учебных площадках, оснащенных наглядными пособиями, тренажерами, муляжами и т. п. с использованием кино- и видеоматериалов, диафильмов, слайдов, фотографий и других подобных материалов, а также табельных и подручных средств для оказания первой помощи.

      До 40% занятий и тренировок по отработке практических приемов и способов оказания первой помощи могут проводиться в составе ПСФ под руководством штатного медицинского работника,

      В начале каждого занятия руководитель объясняет и показывает последовательность выполнения приема по оказанию первой помощи с использованием табельных и подручных средств, а затем обрабатывает их со слушателями практически.

      Для практической отработки приемов все обучаемые разбиваются на две подгруппы (отрабатывающих приемы и статистов) и поочередно их выполняют. На практическое выполнение приемов отводится не менее 70% учебного времени.

      Навыки в проведении приемов сердечно-легочной реанимации и использовании шприц-тюбика отрабатываются на манекенах и тренажерах.

      Занятия должны обеспечиваться учебным имуществом не менее чем на 50% слушателей.

      Полученные на занятиях по медицинской подготовке знания и практические навыки совершенствуются в ходе занятий по тактико-специальной подготовке.

      По окончании обучения проводится зачет.

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

 

Тема 1. Медико-тактическая характеристика очагов аварий, катастроф и стихийных бедствий.

            Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Определение понятий; авария, катастрофа, стихийное бедствие, их классификация и характеристика. Поражающие факторы: механический, термический, химический, радиационный, биологический, психогенный. Их медико-тактические характеристики. Санитарные потери: их величина и структура.

            Тема 2. Первая помощь. Юридические основы прав и обязанностей спасателей при ее оказании.

            Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Виды первой помощи. Задачи и объем первой помощи. Обязанности спасателя по оказанию первой помощи. Юридические основы прав и обязанностей спасателя при оказании первой  помощи. Понятие о медицинской сортировке, эвакуации.

            Тема 3. Основы анатомии и физиологии человека.

            Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Занятия 2-4. Практические – по 2 часа.

            Понятие об анатомии и физиологии человека. Понятие об органах, системах организма. Скелет и его функции. Кости головы, конечностей, таза,

позвоночник, грудная клетка, суставы верхних и нижних конечностей. Мышечная система, сухожилия.

            Органы кровообращения. Понятие о кровообращении, Количество крови в организме человека, ее свертываемость. Значение своевременной остановки кровотечения.

            Органы кровообращения: сердце, сосуды, их строение. Работа сердца.

            Главнейшие артерии верхних и нижних конечностей, сонная артерия. Определение мест прижатия важнейших артерий.

            Тема 4. Средства оказания первой помощи.

 Занятие 1. Практическое – 2 часа. Назначение, устройство и правила пользования аптечкой индивидуальной, пакетом перевязочным медицинским индивидуальным (ППМИ), сумкой медицинской санитарной, пакетом противохимическим индивидуальным (ИПП), перевязочным материалом. ППМИ, его устройство, состав, правила вскрытия. Наложение окклюзионных повязок с его помощью. Аптечка индивидуальная, Состав, правила пользования. Использование содержимого аптечки индивидуальной: для обезболивания, при отравлении фосфороорганическими отравляющими веществами (ФОБ), для профилактики лучевых поражений, при первичной реакции ОЛБ, для профилактики инфекционных заболеваний. Виды перевязочного материала: марля; бинты; легкий; косынки; индивидуальный перевязочный материал; салфетки.

            Тема 5. Первая помощь при ранениях.

            Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Общее понятие о закрытых и открытых, повреждениях. Понятие о ране, опасность ранения (кровотечение, загрязнение раны, повреждение жизненно важных органов). Проникающие ранения черепа, груди, живота. Симптомы, первая помощь. Понятие об асептике. Правила обращения со стерильным материалом. Понятие об антисептике. Первичная повязка.

            Занятие 2. Практическое – 2 часа. Повязки на голову и шею, на глаза, лоб, ухо, волосистую часть головы, нижнюю челюсть, подбородок. Наложение повязок в порядке само- и взаимопомощи. Сетчато-трубчатые повязки.

            Занятие 3. Практическое – 2 часа. Повязки на грудь, живот и промежность. Особенности оказания первой помощи и наложение окклюзионной повязки при проникающих ранениях, грудной клетки с открытым пневмотораксом и живота. Наложение повязок в порядке само- и взаимопомощи.

             Занятие 4. Практическое – 2 часа. Повязки на верхние и нижние конечности. Повязка на верхние конечности: область плечевого сустава, плеча, локтевого сустава, кисти, пальцев.

            Занятие 5. Практическое – 2 часа. Повязка на нижние конечности: паховую область, верхнюю часть бедра, тазобедренный сустав, среднюю часть бедра, коленный сустав, голень, голеностопный сустав, стопу.

            Особенности наложения повязок зимой. Наложение повязок в порядке само- и взаимопомощи.

            Тема 6. Первая помощь при кровотечениях.

            Занятие 1. Практическое – 2 часа. Кровотечение и его виды, способы временной остановки кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение давящей повязки, закрутки жгута. Максимальное сгибание конечности. Правильность наложения жгута. Изготовление жгута из подручных средств.

Первая помощь при кровотечении из внутренних органов.

            Занятие 2. Практическое – 2 часа. Тренировка в наложении повязок, жгута, первой медицинской помощи при внутреннем кровотечении.

            Тема 7. Первая помощь при травматическом шоке.

      Занятие 1. Практическое – 2 часа. Понятие о травматическом шоке, его признаки, причины, профилактика. Первая помощь при шоке.

            Тема 8. Первая помощь при острых заболеваниях.

             Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Острая коронарная недостаточность. Стенокардия. Инфаркт миокарда, кардиогенный шок. Острая сосудистая недостаточность. Асфиксия (механическая). Почечная колика. Острые нарушения мозгового кровообращения. Коматозные состояния. Симптомы. Первая помощь.

            Занятие 2. Практическое – 2 часа. Способы оказания первой помощи при острых заболеваниях.

            Тема 9. Первая помощь при вывихах и переломах костей.

            Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Причины, признаки и оказание первой  помощи при ушибах, растяжениях вывихах. Ушибы мягких тканей в сочетании с переломами костей.

            Занятие 2. Теоретическое – 1 час. Понятие о переломах. Виды и признаки

переломов. Виды транспортных шин, подручные средства. Способы оказания первой помощи при переломах костей конечностей.

            Занятия 3 и 4. Практические – по 2 часа. Способы оказания первой  помощи при вывихах, переломах конечностей, ребер, костей черепа, позвоночника и таза. Способы транспортировки при различных переломах.

            Тема 10. Основы сердечно-легочной реанимации

             Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Понятие о реанимации. Терминальные

состояния, определение признаков клинической и биологической смерти.

Определение объема и последовательности реанимационных мероприятий.

            Занятие 2. Практическое – 3 часа. Проведение искусственного дыхания

методами «рот в рот», «рот в нос», с помощью воздуховода. Методы

элементарной сердечно-легочной реанимации одним и двумя спасателями.

            Тема 11. Первая помощь при синдроме длительного сдавливания.

             Занятие 1. Практическое – 2 часа. Понятие о синдроме длительного

сдавливания. Вид компрессии (раздавливание, прямое сдавливание, позиционное сдавливание), локализация, сочетание поврежденных мягких тканей, осложнения, степени тяжести, периоды компрессии, комбинации с другими поражениями, классификация компрессивного синдрома. Ишемия конечностей, классификация, некроз конечности. Клинические признаки ишемии. Прогноз. Определение комбинированных поражений конечностей.

Особенности оказания первой помощи.

            Правила освобождения пострадавших из-под развалин. Профилактика осложнений.

            Тема 12. Первая помощь при ожогах и отморожениях.

            Занятие 1. Практическое – 2 часа. Ожоги, их причины, признаки, виды и классификация. Отморожение, причины, признаки, виды и классификация. Профилактика ожогов и отморожений.

            Первая  помощь при ожогах. Ожоги от воздействия агрессивных сред, особенности оказания первой помощи при них. Первая помощь при отморожениях. Общее охлаждение, особенности оказания первой  помощи при нем.

            Тема 13. Первая помощь при несчастных случаях.

            Занятие 1. Практическое – 2 часа. Первая  помощь при утоплении. Белая и синяя асфиксия. Первая помощь при поражении электрическим током и молнией. Профилактика теплового и солнечного ударов. Первая помощь. Тренировка спасателей в оказания первой помощи при несчастных случаях.

            Тема 14. Первая помощь при поражениях отравляющими и аварийно химически опасными веществами (АХОВ).

            Занятие 1. Практическое – 2 часа. Отравляющие и аварийно химически опасные вещества, их классификация по действию на организм человека. Признаки поражения. Средства защиты. Оказание первой помощи. Антидоты. Особенности оказания помощи при отравлении продуктами горения. Использование аптечки индивидуальной, антидотная терапия.

            Тема 15. Первая помощь при радиационных поражениях.

             Занятие 1. Практическое – 2 часа. Лучевая болезнь, ее начальные признаки. Оказание первой помощи. Особенности оказания первой  помощи пораженным на загрязненной местности. Использование аптечки индивидуальной. Профилактические мероприятия, способствующие увеличению сопротивляемости организма спасателя к воздействию проникающей радиации в очаге.

            Тема 16. Первая помощь пострадавшим с острыми расстройствами психики.

             Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Занятие 2. Практическое – 2 часа. Признаки расстройства психики у пострадавших в очагах чрезвычайных ситуаций. Первая  помощь, особенности ее оказания. Правила ухода и транспортировки.

            Тема 17. Основы гигиенических знаний.

             Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Личная гигиена и ее значение в сохранении здоровья спасателя. Знание мероприятий по защите человека от радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. Гигиена одежды, обуви, снаряжения. Меры защиты продуктов питания от порчи, загрязнения, заражения. Определение зараженности тары, продуктов.

             Занятие 2. Практическое – 1 час. Требования, предъявляемые к качеству

воды, потребность ее для организма. Индивидуальное обеззараживание воды во флягах с помощью таблеток. Размещение в полевых условиях, выбор места.

Способы утепления, отопления, вентиляции и уборки помещений, в которых размещаются спасатели. Устройство и оборудование туалетов.

            Тема 18. Основы эпидемиологии.

            Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Инфекционные заболевания, источники, причины, пути распространения. Возбудители инфекционных заболеваний. Пути заражения: контактный, пищевой, водный, капельно-пылевой, трансмиссивный. Понятие об особо опасных инфекциях, эпидемии. Особенности работы спасателя в очагах особо опасных инфекций.

            Тема 19. Вынос и транспортировка пострадавших из очагов поражения.

             Занятие 1. Практическое – 2 часа. Размещение типового санитарного оборудования на транспортных средствах (в железнодорожных вагонах, теплоходах, самолетах, автобусах, автомашинах) для перевозки пострадавших. Погрузка и размещение пострадавших внутри транспортных средств. Носилки, их виды, лямки, их использование. Вынос пострадавших с использованием подручных средств, на руках, спине. Переноска пострадавших одним или двумя спасателями.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Учебник спасателя С.К.Шойгу и др. ЗАО НПЦ «Средства спасения» 2002 г

2.Учебное пособие «Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях» В.В. Шаховец, А.В. Виноградов, Москва, 2006 г.

3. Учебное пособие «Основы медицинских знаний» Ростов - на – Дону  «Феникс» 2001 г.

4. Учебное пособие «Первая помощь в ожидании врача»  Н. И. Федюкович. Ростов - на – Дону  «Феникс» 2000 г.

5.Справочник «Оказание первой медицинской реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций», И.Ф. Богоявленский, Санкт-Петербург, 2005 г.

6.Учебник для подготовки санитарных дружин и санитарных постов, Ф.Г. Захаров, Москва, «Медицина», 1977 г.

7.Практическое пособие «Первая помощь в экстремальных ситуациях», МВД России, Москва, 2000 г.

8.Российское общество Красного Креста «Первая помощь»,  Ф.Е. Вратанян

9. А.З. Занченко «Охрана жизни людей на воде» М. 1978 г.

10. Комплект плакатов по оказанию доврачебной    медицинской помощи.

 

 

Противопожарная подготовка

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 ( составлен в соответствии с программой первоначальной подготовки спасателей  утвержденной министром МЧС 15.05.1999)

 

п/п

Наименование тем

Всего

часов

В том числе

Лекций

Практика

I.Пожарно-тактическая подготовка

1

Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии.

2

2

 

2

Пожарная тактика и ее задачи  Разведка пожара. Действия спасателя при спасении людей.

2

2

 

3

Тушение пожара Действия спасателя при тушении.

4

2

2

II. Пожарная техника

4

Общие сведения о пожарных машинах общего назначения.

2

 

2

5

Пожарное оборудование, вывозимое на пожарных автомобилях.

4

 

4

6

Первичные средства пожаротушения.

2

1

1

7

Изолирующие противогазы и дыхательные аппараты.

4

2

2

III. Пожарно-строевая подготовка

8

Упражнения с пожарно-техническим оборудованием.

4

 

4

9

Спасение людей на пожарах и самоспасение.

4

 

4

10

Зачет.

2

 

2

 

Итого:

     30

9

21

 

 

 

Задачи обучения:

знать общие обязанности спасателей при выполнении боевой задачи на пожаре; общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии; общие сведения об основных огнетушащих веществах; общие сведения о пожарно-техническом оборудовании; меры безопасности при спасении людей, эвакуации имущества и выполнении специальных работ на пожаре;

            уметь правильно действовать при обнаружении пожара, применять средства пожаротушения, умело использовать ручной механизированный и немеханизированный инструмент, спасать людей с помощью лестниц, веревки и проводить самоспасение при ведении спасательных работ.

Методические указания

            Занятия по пожарной тактике, первичным средствам пожаротушения проводятся в специально оборудованном классе, а по пожарным машинам – в парке. Обучаемые знакомятся с общими сведениями о процессах горения, пожаре и его развитии, с огнетушащими веществами, используемыми в первичных средствах пожаротушения, а также с пожарной техникой. Приемы и способы тушения пожаров, работа с пожарными лестницами, спасательными веревками, механизированным и электрифицированным инструментом изучаются на специально оборудованных учебных площадках, где обучаемым демонстрируются возможные причины возникновения пожаров, способы ликвидации пожаров, показываются приемы спасения людей, а также приемы работы с механизированным и электрифицированным инструментом, спасательными веревками и пожарными лестницами.

            При обучении используются учебные плакаты, схемы, макеты, видеофильмы, кинофильмы.

            По окончании обучения проводится зачет.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

 

I. Пожарно-тактическая подготовка

            Тема 1. Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии.

            Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии. Краткие сведения о характере горения наиболее распространенных горючих веществ: древесины, торфа, легковоспламеняющихся  (ЛВЖ) и горючих жидкостей (ГЖ), газов, лаков и красок, бумаги, полимерных и волокнистых материалов, смол, горючих смесей паров, газов и пыля с воздухом.

             Общее понятие о пожаре и краткая характеристика явлений, происходящих на пожаре. Способы прекращения горения.

             Классификация основных огнетушащих средств, общие сведения о них: виды, краткая характеристика, области и условия применения.

            Тема 2. Пожарная тактика и ее задачи. Разведка пожара, Действия спасателя при спасении людей.

            Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Роль и общие обязанности спасателей при выполнении основной боевой задачи на пожаре. Виды боевых действий. Характерные ошибки, допускаемые при ведении боевых действий.

            Понятие о разведке пожара, ее цели и задачи. Действия спасателя при ведении разведки, отыскании людей в задымленных помещениях, спасении людей и эвакуации имущества на пожаре. Правила открывания дверей в горящие путей эвакуации. Вскрытие конструкций для создания условий эвакуации.

             Меры безопасности при ведении разведки пожара и спасении людей.

            Тема 3. Тушение пожара. Действия спасателя при тушении пожара.

            Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Понятие о локализации и ликвидации, пожара. Характер боевых действий на каждом этапе.

             Особенности боевых действий при недостатке сил и средств. Определение боевых участков на пожаре, способы подачи огнетушащих средств (водяных, ленных и порошковых стволов) и работа с ними. Способы подачи огнетушащих средств в очаг пожара на охлаждение (защиту) конструкции. Создание водяных завес для защиты личного состава от лучистой теплоты. Способы подачи пенных стволов (в подвалы, пустоты перекрытий и перегородок, на горящую поверхность ЛВЖ и ГЖ). Меры безопасности при работе со стволами.

            Особенности работы в задымленных помещениях и меры безопасности. Меры безопасности при тушении пожара и разборке конструкций. Способы прокладки рукавных линий.

            Занятие 2. Практическое – 2 часа. Приемы и способы вскрытия и разборки конструкций на пожаре.

            Занятие 3. Теоретическое – 1 час. Виды лесных пожаров. Разведка лесного пожара. Тактика тушения лесных и торфяных пожаров. Меры безопасности.

 

II. Пожарная техника

            Тема 4. Общие сведения о пожарных машинах общего назначения.

            Занятие 1. Групповое – 2 часа. Назначение и тактико-технические характеристики автоцистерн пожарных, рукавных автомобилей, автомобилей пенного и порошкового пожаротушения. Схемы боевого развертывания.

            Назначение и тактико-технические характеристики пожарных мотопомп. Схемы боевого развертывания. Занятие на пожарной цистерне с показом основных агрегатов, узлов, оборудования. Их расположение и назначение.

            Тема 5. Пожарное оборудование, вывозимое на пожарных автомобилях.

            Занятие 1. Групповое – 2 часа. Назначение пожарных рукавов, рукавного оборудования и стволов.

            Ручной немеханизированный и механизированный инструмент. Гидроинструмент и пневмоинструмент.

             Средства и способы защиты от высоких температур и теплового излучения: теплозащитные, теплоотражательные костюмы, их эксплуатация. Техника безопасности при работе с пожарным и аварийно-спасательным оборудованием.

            Занятие 2. Практическое – 2 часа. Приемы работы с механизированным и немеханизированным, электрифицированным и пневмоинструментом. Меры безопасности.

            Тема 6. Первичные средства пожаротушения.

             Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Назначение, виды, область применения, состав огнетушащего вещества, маркировка огнетушителей, сроки перезарядки.

            Занятие 2. Практическое – 1 час. Приведение огнетушителей в действие, меры безопасности.

            Тема 7. Изолирующие противогазы и дыхательные аппараты.

            Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Назначение, тактико-техническая характеристика, устройство изолирующих противогазов и дыхательных аппаратов и приемы работы в задымленных помещениях.

            Занятие 2. Практическое – 2 часа. Работа в изолирующих противогазах и дыхательных аппаратах на сжатом воздухе в газодымокамере. Меры безопасности.

 

Ш. Пожарно-строевая подготовка

            Тема 8. Упражнения с пожарно-техническим оборудованием.

            Занятие 1. Практическое – 2 часа. Прокладка рукавных линий из скаток, с рукавной катушки. Уборка рукавных линий. Подъем рукавной линии на высоту с помощью спасательной веревки и по пожарной лестнице. Наращивание действующей рукавной линии. Работа с действующими стволами стоя, с колена, лежа, маневрирование стволами. Особенности работы с рукавами и стволами при подаче воды в зимнее время,

            Занятие 2. Практическое – 2 часа. Упражнения с ручными пожарными лестницами (снятие, переноска, установка и укладка на автомобиль).

Использование ручных пожарных лестниц как вспомогательного оборудования при спасении людей и выполнении .других работ при тушении. Меры безопасности. Команды. Сигналы управления.

            Тема 9. Спасение людей на пожарах и самоспасение.

             Занятия 1 и 2. Практические – по 2 часа. Отработка приемов и способов спасения людей на пожаре. Вязка одинарной и двойной спасательной петли без надевания и с надеванием ее на пострадавшего. Спасение пострадавшего с этажей учебной башни. Спасение и эвакуация людей, получивших травмы. Самоспасение с этажей учебной башни с помощью спасательной веревки, лестниц. Меры безопасности. Команды, Сигналы управления.

              

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Учебник спасателя С.К.Шойгу и др. ЗАО НПЦ «Средства спасения» 2002 г.

2.  Боевой устав пожарной охраны.

3. Методическое пособие по тактико-специальной подготовке пожарных подразделений войск ГО РФ.

 

 

Психологическая подготовка

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 ( составлен в соответствии с программой первоначальной подготовки спасателей  утвержденной министром МЧС 25.02.1999)

 

п/п

Наименование тем

Всего

часов

В том числе

Лекций

Практика

1

Морально-психологические основы профессионального статуса спасателя в современном обществе.

2

2

 

2

Профессионально-важные качества спасателя.

4

2

2

3

Психологические особенности поведения населения в чрезвычай­ных ситуациях.

2

 

2

4

Психологическая подготовка спасателя к действиям в чрезвычай­ных ситуациях.

2

 

2

5

Методы управления психическим состоянием спасателя при дей­ствиях в чрезвычайных ситуациях.

4

2

2

6

Основы саморегуляции и психологической реабилитации.

4

2

2

7

Зачет.

2

 

2

 

Итого:

     20

8

12

 

            Задачи обучения:

знать психологические требования к профессии спасателя, свои индивидуально-психологические особенности, особенности психологического воздействия обстановки при чрезвычайных ситуациях, методы и приемы управления собственным состоянием;

            уметь учитывать свои индивидуальные психологические особенности при ведении спасательных работ и корректировать их, психологические особенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях; применять на практике знания, умения и навыки в поддержании психологической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, контролировать свое психическое состояние и применять приемы управления им, развивать способности к быстрой внутренней мобилизации при действиях в условиях риска для жизни, поддержанию эффективного внутригруппового взаимодействия.

Методические указания

            В рамках программы проводится тестирование, на основе которого делаются выводы об индивидуально-психологических особенностях спасателя.

             Психологическая подготовка спасателей осуществляется в строгом соответствии с требованиями директивных и нормативных документов МЧС России, министерств и ведомств Российской Федерации по данному вопросу с учетом характерных для соответствующих регионов чрезвычайных ситуаций.

            К проведению занятий привлекаются прошедшие подготовку на инструкторско-методических сборах и семинарах психологи, медицинские работники, преподаватели, командно-начальствующий состав ПСФ.

            Для обеспечения эффективного проведения занятий по психологической подготовке спасателей в соответствующих учебных центрах (пунктах подготовки) создается современная учебно-материальная база, которая

включает:

            специальные классы (кабинеты), оснащенные современными техническими средствами обучения и контроля знаний, средствами индивидуальной защиты;

            кино- и видеоаппаратуру, комплекты учебно-тематических планов, учебных пособий, методических материалов, кино- и видеофильмов, плакатов, слайдов, тестов для оценки качеств, важных для профессии спасателя.

            Изучение предмета завершается зачетом.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

 

            Тема 1. Морально-психологические основы профессионального статуса спасателя в современном обществе.

            Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Спасение людей – смыслообразующая основа жизни спасателя, доминирующий мотив профессии. Профессиональное становление спасателя. Роль морального фактора, примеры самоотверженных действий спасателей при аварии на ЧАЭС, в других чрезвычайных ситуациях.

            История спасательного дела в России, профессиональные традиции, их роль в формировании личностных качеств спасателей. Демонстрация документальных кинофильмов.

            Возрастание социальной значимости профессии спасателя в связи с ростом в современных условиях числа аварий и катастроф техногенного и природного характера.

            Проведение тестирования с целью выявления особенностей мотивации поведения обучаемых.

            Тема 2. Профессионально-важные качества спасателя.

            Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Понятие о профессионально-важных

качествах, их роль в обеспечении успешной деятельности спасателя.

            Психологические особенности спасателя, требуемые для профессиональной деятельности:

личностные характеристики; эмоциональная устойчивость в экстремальных условиях, стиль взаимоотношений в отряде, готовность к риску, дисциплинированность, настойчивость и целеустремленность при ведении спасательных работ;

статистические и динамические характеристики психических процессов: зрительного и слухового восприятия, пространственного представления, пространственной ориентировки, внимания, памяти, мышления в экстремальных условиях функционирования;

способности к управлению собственным состоянием и работоспособностью, к мобилизации психических и физических резервов организма, к воздействию на других спасателей в критической обстановке, творческой организации деятельности в условиях неопределенности.

            Занятие 2. Практическое – 2 часа. Проведение тестирования обучаемых с       целью выявления степени развития необходимых профессионально-важных качеств, умений и навыков.

            Беседа и обсуждение результатов тестирования в рамках индивидуальной

психологической консультации. Ознакомление обучаемых с их индивидуальными особенностями, рекомендации по их коррекции и учету.

            Тема 3. Психологические особенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях.

            Занятие 1. Групповое – 2 часа. Психологическое воздействие обстановки при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера. Факторы, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека: масштаб события, скорость его развития, опасность для жизни, потеря близких, утрата материальных ценностей, резкое изменение жизненного уклада, наличие массовых жертв, дефицит информации, потеря управления,

            Демонстрация документальных кинофильмов, комментарии и беседа но результатам их просмотра.

            Индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию: сохранение самообладания, способности к активной деятельности; кратковременные изменения психического состояния; патологические нарушения психической деятельности.

            Практическое ознакомление с клинической картиной психогенных расстройств, возникающих в чрезвычайных ситуациях. Демонстрация учебных фильмов для подготовки врачей-психиатров (психотерапевтов).

            Индивидуальные и коллективные формы панических реакций в чрезвычайных ситуациях. Условия их возникновения, методы предупреждения и пресечения паники при ведении спасательных работ. Поведение спасателя среди паникующей и социально напряженной толпы, в условиях боевых действий, терроризма, уголовной среде.

            Массовое помешательство при галлюцинации. Приемы противодействия слухам. Разбор конкретных ситуаций из практики ведения спасательных работ.

            Тема 4. Психологическая подготовка спасателя к действиям в чрезвычайных ситуациях.

            Занятие 1. Групповое – 2 часа. Методы психологической подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях, создание моделей чрезвычайных ситуаций, проведение тренировок в экстремальных погодных и климатических условиях, на учебно-тренировочных базах с применением комбинированного воздействия факторов огня, задымления, высоты, водных преград, химически опасных веществ; создание трудных ситуаций по спасению пострадавших  (манекенов) из-под завалов при наличии загораний, тушение загораний на манекенах, преодоление водных преград в специальном снаряжении, тренировки по решению задач с применением видеокомпьютерных имитаторов ситуаций аварий на химически и радиационно опасных объектах, принятие решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки; психологическая закалка, посещение морга, демонстрация учебных фильмов по подготовке врачей-травматологов.

            Тема 5. Методы управления психическим состоянием спасателя при действиях в чрезвычайных ситуациях.

            Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Психологическая подготовленность, опыт действий в чрезвычайных ситуациях, индивидуальные особенности – факторы, определяющие психологическую устойчивость спасателя.

            Изменение текущего состояния спасателя при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределенности, лимита времени, длительных и интенсивных физических нагрузок, острых эмоциональных воздействий(работа с ранеными, погибшими). Субъективные и оперативные признаки состояний перевозбуждения, апатии, боевой готовности. Страх, его проявления.

            Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации. Управление состоянием спасателя и повышение эффективности спасательных работ, сохранение здоровья спасателя.

            Занятие 2. Практическое – 2 часа. Методы управления состоянием. Аутогенная тренировка, техника ее проведения. Дыхательные и физические упражнения.

            Приемы психической саморегуляции. Способы вывода пострадавшего из обморочного состояния.

            Приемы рациональной организации труда и отдыха при ведении работ.

            Тема 6. Основы саморегуляции и психологической реабилитации.

            Занятие 1. Групповое – 2 часа. Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия. Методики восстановления. Отдых. Лечение. Профилактические мероприятия: питание, аутогенная тренировка, активный отдых, функциональный покой, функциональная музыка. Основы восстановления работоспособности. Патологические и непатологические изменения в организме.

            Занятие 2. Практическое – 2 часа. Формирование практических навыков аутогенной тренировки. Обучение упражнениям для проведения аутогенной тренировки, Освоение методик проведения тренировки. Освоение методик определения состояния человека. Формирование практических навыков по быстрому восстановлению, снятию усталости и боли.

 

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

           

1. Учебник спасателя С.К.Шойгу и др. ЗАО НПЦ «Средства спасения» 2002 г.

2. Приемы психической саморегуляции Практическое пособие. – М., ПАВС, 1992 г.          

3. Бахарев В.Д. Аутотренинг. – М.: Знание, 1992.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1980.

5. Айдаралиев А.А., Максимов А.Л. Адаптация человека к экстремальным условиям. – Л.: Наука, 1988.

Кино- и видеофильмы, рекомендуемые для просмотра в ходе психологической подготовки спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях: «Против огненной стихии»; «В случае аварии на АЭС;      «Действия в зоне карантина»; «Между жизнью и смертью»; «Меры безопасности при проведении спасательных и других неотложных работ»;

«Поисково-спасательные работы в горах»; «Поисково-спасательные работы на воде».

              

 

Специальная (техническая) подготовка

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 (составлен в соответствии с программой первоначальной подготовки спасателей  утвержденной министром МЧС 15.05.1999)

 

п/п

Наименование тем

Всего

часов

В том числе

Лекций

Практика

1

Технические средства и оборудование, применяемые при ведении поисково-спасательных работ.

6

2

4

 

Итого:

     6

2

4

 

            Задачи обучения:

знать назначение, технические характеристики штатных технических средств и оборудования, применяемых при ведении ПСР, правила их хранения и сбережения;

            уметь готовить штатные технические средства и оборудование к работе, правильно их эксплуатировать;

            быть ознакомленными с приборами наблюдения, поиска пострадавших, разведки.

Методические указания

            Изучение спасателями штатных технических средств, применяемых при ведении ПСР, проводится в оборудованных технических классах, на учебных площадках или на образцах.

            Особое внимание уделяется изучению устройства, работы механизмов и агрегатов, применению их в различных ЧС.

            На всех практических занятиях совершенствуются навыки в проведении осмотров, ежедневных технических обслуживании, а также соблюдении мер безопасности при работе с ними.

            Формирование навыков в применении технических средств, инструмента и оборудования проводится на практических занятиях в учебных городках или учебных площадках, где обучаемые выполняют приемы и способы подготовки их к работе и работы с ними.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

 

            Тема 1. Технические средства и оборудование, применяемые при ведении поисково-спасательных работ.

            Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Назначение, основные технические характеристики штатных комплектов технических средств, аварийно-спасательных инструментов (механизированных, немеханизированных, электрических, пневматических гидравлических, специальных) и оборудования. Техника безопасности при работе с различным инструментом.

            Занятие 2. Практическое – 4 часа. Формирование первоначальных навыков в подготовке к работе и эксплуатации комплектов технических средств, инструментов, приспособлений, устройств, механизмов и оборудования, применяемых при ведении ПСР.

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Учебник спасателя С.К.Шойгу. М., ЗАО НЦП «Средства спасения», 2002 г.

2. Технология и технические средства ведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ. Справочное пособие М НЦ ЭНАС, 2004 г.

3. Ю.Ю.Крамер, А.Е.Харкевич «Аварийные работы в очагах поражения» М., 1990 г.

4. ГОСТ 12.4.107-82. ССБТ. Строительство. Канаты страховочные. Общие технические требования.

 5. ГОСТ 12.3.033-84. ССБТ. Строительные машины. Общие требования безопасности при эксплуатации.

 6. ГОСТ Р 22.9.01-95. Безопасность в ЧС. Аварийно-спасательный инструмент и оборудование. Общие технические требования.

 7. Справочник спасателя. МЧС России – М., 1997 г.,

 8. Охрана труда спасателя. МЧС России. – М., 1998 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Радиационная, химическая, биологическая защита

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 (составлен в соответствии с программой первоначальной подготовки спасателей  утвержденной министром МЧС 15.05.1999)

 

п/п

Наименование тем

Всего

часов

В том числе

Лекций

Практика

1

Аварийно химически опасные вещества.

2

2

 

 

Итого:

2

2

 

 

            Задачи обучения:

            ознакомиться с основными аварийно химически опасными веществами (АХОВ), их свойствами, поражающими факторами и способами защиты от них;

            научиться пользоваться средствами индивидуальной защиты, действовать в условиях заражения воздуха и местности.

Методические указания

            Занятия по изучению АХОВ и способам защиты от них проводятся в специально оборудованном классе с демонстрацией кино-, видеофильмов, слайдов, плакатов, схем и другого учебного материала.

            При обучении пользованию средствами индивидуальной защиты особое внимание обращается на правильность их надевания.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

 

            Тема 1. Аварийно химически опасные вещества.

            Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Перечень и общая характеристика АХОВ. Взрыво- и пожароопасность. Воздействие АХОВ на организм человека. Защита от АХОВ в чрезвычайных ситуациях. Способы и средства ликвидации последствий выбросов АХОВ в окружающую среду.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Учебник спасателя С.К.Шойгу. М., ЗАО НЦП «Средства спасения» 2002 г.

2. А.Д.Зимон, В.К.Пикалов, «Дезактивация», М.. 1994 г.

3. М.Т.Максимов, «Защита от СДЯВ», М., 1993 г.

4. «Приемы и способы спасения и самоспасения пострадавших в очагах поражения» (Учебно-методическое пособие), М., 1997 г.

5. Ю.Ю.Краммер, А.Е.Харкевич, «Аварийные работы в очагах поражения», М., 1990 г.

 

           

 

 

 

Подготовка по связи

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 (составлен в соответствии с программой первоначальной подготовки спасателей  утвержденной министром МЧС 15.05.1999)

п/п

Наименование тем

Всего

часов

В том числе

Лекций

Практика

2

Основы управления и связи в ПСФ.

2

2

 

 

Итого:

2

2

 

         Задачи обучения:

            знать табельные средства связи и требования руководящих документов по обеспечению безопасности связи при повседневной деятельности и в чрезвычайных ситуациях;

            уметь самостоятельно технически грамотно эксплуатировать табельные средства связи во всех режимах работы, обеспечивать устойчивую связь в различной обстановке, проводить техническое обслуживание средств связи;

            ознакомиться со средствами радиосвязи, используемыми в войсках ГО и в органах управления по делам ГОЧС.

Методические указания

            Основной формой обучения являются практические занятия на штатной технике связи, в ходе которых главное внимание уделяется вопросам подготовки к работе и эксплуатации средств связи в различных режимах.

            Первоначальное обучение работе на средствах связи проводится в классе и на действующей (штатной) аппаратуре.

            При проведении занятий широко используются стенды, плакаты и другие наглядные пособия. К работе на средствах связи обучаемые допускаются после изучения требований безопасности и дисциплины связи, получения твердых навыков в приеме и передаче радио-телефонограмм с соблюдением правил ведения переговоров.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

            Тема 1. Основы управления и связи в ПСФ.

            Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Значение управления и связи при подготовке и ведении ПСР. Средства управления и связи: табельные, стационарные, мобильные, радиостанции, телефонные аппараты.

            Понятие о линии и канале связи. Способы организации радиосвязи, преимущества и недостатки. Классификация радиоволн. Дисциплина связи и ее требования. Понятие о безопасности связи. Правила установления радиосвязи и ведения обмена в радиотелефонном режиме. Ознакомление со средствами связи, используемыми в войсках ГО и в органах управления по делам ГОЧС.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Учебник спасателя С.К.Шойгу. М., ЗАО НЦП «Средства спасения» 2002 г.

2. Учебник спасателя. МЧС России. – М.,1997г.

3. Технические описания радиостанций, отдельных образцов техники связи.

4. Руководство по техническому обеспечению связи и АСУ.

5. Методические пособия по отдельным образцам техники связи.

Топография

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 (составлен в соответствии с программой первоначальной подготовки спасателей  утвержденной министром МЧС 15.05.1999)

 

п/п

Наименование тем

Всего

часов

В том числе

Лекций

Практика

2

Топографические карты, схемы, местности и планы.

2

2

 

 

Итого:

2

2

 

 

            Задачи обучения:

            научиться ориентироваться на местности, производить простейшие измерения

             на ней, выдерживать заданное направление движения без карты и по карте при выполнении задач днем и ночью.

Методические указания

            Практические занятия проводятся на местности. Чтение топографических карт и измерения расстояний по ним спасатели осваивают по топографическим картам масштаба 1:50000 и 1:100000.

            Навыки, полученные на занятиях по топографии, совершенствуются на других занятиях в полевых условиях.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

 

            Тема1. Топографические карты, схемы местности и планы.

             Занятие 1. Практическое – 2 часа. Классификация топографических карт, схемы местности и планы. Условные знаки топографических карт. Определение по карте: расстояний, высот точек местности и превышений. Ориентирование по карте в населенных пунктах и на местности,

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Учебник спасателя С.К.Шойгу. М., ЗАО НЦП «Средства спасения» 2002 г.  

2. Методика топографической подготовки.

3. Условные знаки топографических карт.

4. Комплект плакатов по топографии.

 

 

 

 

 

 

 

Тактико-специальная подготовка

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 (составлен в соответствии с программой первоначальной подготовки спасателей  утвержденной министром МЧС 15.05.1999)

 

п/п

Наименование тем

Всего

часов

В том числе

Лекций

Практика

1

Организация спасательного дела в России.

4

4

 

3

Классификация аварий, катастроф, стихийных бедствий. Причины  и последствия.

4

4

 

7

Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях.

4

4

 

8

Действия спасателя при ведении поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях.

4

4

 

 

Зачёт.

4

 

4

 

Итого:

20

16

4

 

            Задачи обучения:

            знать обязанности, права и правовую ответственность спасателя, основные положения законодательства по вопросам организации ПСР, нормативные и правовые документы, регламентирующие деятельность ПСФ, обязанности спасателя при приведении формирования в готовность к выполнению задач, характеристику стихийных бедствий, аварий, катастроф, их последствия, требования безопасности при ведении ПСР, потенциально возможные ЧС в зоне ответственности, назначение, цели, задачи и возможности ПСФ;

            уметь вести ПСР при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, выполнять страховку и самостраховку, оказывать пострадавшим первую медицинскую и психологическую помощь, владеть приемами выживания и поддержания жизнедеятельности, проводить разведку района ЧС, оценивать степень риска при выполнении различных работ, переносить большие физические и морально-психологические нагрузки, вести работы по спасению домашних и сельскохозяйственных животных, продовольствия, материальных ценностей;

            ознакомиться с отечественным и зарубежным опытом ведения поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, с задачами МЧС России, применяемыми технологиями ПСР, направлениями их совершенствования, основами экологии.

 

Методические указания

            Обучение проводится на оборудованных площадках учебного поля, на объектах экономики или на макете местности. Кроме этого, при возможности используется полевая учебно-материальная база соединений и воинских частей гражданской обороны.

            На занятиях должна создаваться сложная обстановка, характеризующая ЧС, с использованием имитационных средств, которая позволяла бы вызывать у обучаемых физическое и умственное напряжение, проявление инициативы, эффективное использование штатных средств механизации работ.

            Основными формами обучения спасателя являются теоретические, практические и тактико-строевые занятия.

            Теоретические занятия (лекция, рассказ) имеют целью дать систематизированные основы знаний о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), структуре, задачах ПСФ, изучить основные положения законодательства по вопросам организации ПСР, нормативные и правовые документы, регламентирующие деятельность ПСФ, обязанности спасателя, требования безопасности при ведении ПСР.

            Контрольное занятие определяет и проводит старший начальник.

            При обучении в МКОУ МО г. Краснодар «Курсы ГО» данный предмет обучения заканчивается зачетом (4 часа), в который включаются вопросы: специальной подготовки, топографии, подготовки по связи, радиационной, химической и биологической защиты.

     

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

 

Тема 1. Организация спасательного дела в России.

            Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. МЧС России. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций  (РСЧС). Силы РСЧС, возлагаемые задачи.

            Поисково-спасательные формирования региона, субъекта РФ, города. Организационная структура, решаемые задачи, кадровый состав.

            Занятие 2. Теоретическое – 2 часа. Социально-правовые аспекты трудовой деятельности спасателей, нормативная правовая база трудовой деятельности спасателей, требования, предъявляемые к ним, профессиональный отбор, обязанности и права спасателей, специальности, необходимые для эффективной работы, условия труда спасателей, организация и проведение медицинских осмотров, аттестация спасателей, уровни профессионального роста.     

            Тема2. Классификация аварий, катастроф, стихийных бедствий. Причины и последствия.

            Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Определение ЧС природного и техногенного характера. Причина возникновения чрезвычайной ситуации. Сущность процессов и явлений, лежащих в основе ЧС, особенности протекания. Охват территории, географические координаты. Условия спасения людей при ЧС природного и техногенного характера.

             Занятие 2. Теоретическое – 2 часа. Виды аварий, катастроф, стихийных бедствий, характерных для региона, республики, края, области, города. Ознакомление со статистическими данными о чрезвычайных ситуациях за последние годы. Классификация ЧС. Необходимые силы и средства для их ликвидации, объем работ, который может выполнить ПСФ в полном составе и в составе дежурной смены.

            Тема 3. Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях.

            Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Основы выживания. Оптимальные и экстремальные условия жизнеобитания человека. Порог выживаемости человека  (условия, время, возможность возвращения к жизни). Физиологические аспекты выживаемости человека. Возможные последствия для организма человека, пребывающего в экстремальных условиях.

            Экстремальные условия и их влияние на человека (жара, холод, ветер, пыль, стесненные условия, высота, повышенные уровни освещенности и шума, вибрации, дыма, перепады давления и т. д.).

Выживание в природной среде. Организация жилья, укрытия, питания, охраны. Определение места нахождения. Защита от животных и насекомых. Перемещение в природной среде.

            Занятие 2. Теоретическое – 2 часа. Выживание в техногенной среде: при транс­портных авариях, при химическом и радиационном заражении, при перемещении в разрушенных зданиях и сооружениях в условиях возможного возникновения взрывов, пожаров, вредных выбросов и т. д.

            Выживание в условиях эпидемии, в нетрадиционных ситуациях.

            Тема 4. Действия спасателя при ведении поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях.

            Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Особенности действий спасателя при ведении ПСР в особых условиях: в районе социальной напряженности; в районе боевых действий; в условиях химического, радиационного и биологического заражения, радиоактивного загрязнения, разрушений, пожаров и задымления, в условиях дорожно-транспортного происшествия в горной местности, при работе на воде.

            Занятие 2. Теоретическое – 2 часа. Определение мест возможного нахождения пострадавших. Организация и проведение поиска пострадавших. Визуальный осмотр. Свидетельства очевидцев. Способы извлечения пострадавших. Определение их состояния. Транспортировка пострадавших в безопасное место.

           

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Учебник спасателя. С.К.Шойгу. М. ЗАО НПЦ «Средства спасения», 2002 г.

2.С.К.Шойгу и др., «Охрана труда спасателя», М. 1998 г.

3.Н.Д.Марков, В.А.Королихин «Тактико-специальная подготовка спасательных подразделений МЧС России», М., 1997 г.

4. В.В.Овчинников и др. «Руководство по выполнению спасательных и других неотложных работ в условиях завалов и разрушений зданий и сооружений» М., 1994 г.         

 5. Федеральный закон РФ от 11.11.1994 г. «О защите населения и террито - рий от ЧС природного и техногенного характера».

 6. Федеральный закон РФ от 14.07.1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

   7. Постановление Правительства РФ от 5.11.1995 г. № 1113 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

   8. Постановление Правительства РФ от 3.08.1996 г. № 924 «О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

   9. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.1996 г. № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

  10. Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 г. № 1479 «Об аттеста - ции аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей»,

  11. Методическое пособие по тактико-специальной подготовке спасатель -ных подразделений Войск ГО Российской Федерации. Под общей редакцией генерал-полковника Кириллова Г.Н. – М., 1997.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////