|
|
13. Федеральный государственный образовательный стандарт общей средней школы: структурно-содержательная характеристика. Понятие метапредметного содержания образования. Универсальные учебные действия, виды, сущность.
Федеральный государственный образовательный стандарт (определение): это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Структура и содержание основных разделов ФГОС (школьного):
1. Общие положения:
2. Стандарт является основой для разработки системы объективной
оценки уровня образования учащихся на ступени основного общего
образования.
3. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и
этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
4. Стандарт направлен на обеспечение:
-формирования российской гражданской идентичности учащихся;
-доступности получения качественного основного общего образования;
-духовно-нравственного развития, воспитания учащихся и
сохранения их здоровья;
-развития государственно-общественного управления в образовании;
условий создания социальной ситуации развития учащихся,
-обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством
личностно значимой деятельности.
5. В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход
6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик
выпускника («портрет выпускника основной школы»)
Подходы, составляющие методологическую основу формирования содержания ФГОС и коротко их сущность:
Системно-деятельностный
подход позволяет
выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и
универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование
гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы
целенаправленно вести за собой развитие.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование
гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры,
которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
Образовательные результаты в соответствии с ФГОС:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций и другие [19].
В образовательном процессе современной школы предусматривается формирование УУД при изучении всех учебных предметов, и каждая отдельная дисциплина обеспечивает определенные условия для возможности формирования УУД.
Метапредметное содержание образования – Метапредметность подразумевает обучение детей приемам, техникам, схемам, образцам познавательной деятельности, которые могут и должны использоваться не только при изучении различных дисциплин, но и во внешкольной жизни.
Виды универсальных учебных действий:
////////////////////////////