Главная      Учебники - Психология     Лекции по психологии - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  368  369  370   ..

 

 

Мотивация учебной деятельности и достижений у старших подростков

Мотивация учебной деятельности и достижений у старших подростков

Министерство образования и науки Российской Федерации

Уровень 11 А 11Б 11В 11Г Общий

Очень

0 % 0 % 0 % 0% 0%
Высокий 23%(5) 48%(12) 50%(12) 5%(1) 31%(30)
Средний 68%(16) 43%(10) 46%(11) 59%(14) 54%(51)
Сниженный 9%(2) 9%(3) 4%(2) 36%(9) 15%(16)
Уровень 11 А 11Б 11В 11Г Общий
Очень Высокий 0 % 0 % 0 % 0% 0%
Высокий 5%(1) 30%(8) 9%(3) 0% 11%(12)
Средний 59%(13) 52%(13) 64%(16) 55%(14) 58%(56)
Сниженный 36%(9) 9%(2) 23%(5) 45%(10) 28%(26)
Низкий 0% 9%(2) 4%(1) 0% 3%(3)
Мотивы 11 А 11Б 11В 11Г Общий
Позиционный 54 %(11) 22 %(5) 64 %(16) 35%(8) 44%(40)
Учебный 0% 0% 4%(1) 0% 1%(1)
Социальный 0% 0% 0% 0% 0%
Внешний 0% 0% 0% 10%(3) 2%(3)
Отметка 0% 0% 0% 0% 0%
Игровой 18%(4) 4%(1) 0% 0% 1%(5)
Нет ведущих мотивов 36%(8) 74%(19) 32%(8) 55%(13) 51%(48)
уровень 11 А 11Б 11В 11Г Общий

Очень

0 % 0 % 0 % 0% 0%
Высокий 23%(5) 35%(9) 36%(9) 5%(1) 31%(24)
Средний 77%(18) 61%(15) 64%(16) 59%(14) 54%(63)
Сниженный 0% 4%(1) 0% 36%(9) 15%(10)
Уровень 11 А 11Б 11В 11Г Общий
Высокий 22,7 %(5) 11,2 %(3) 30 %(9) 25,1%(6) 22,3%(23)
Средний 41,0%(9) 66,6%(16) 50%(13) 39,3%(9) 49,2%(47)
Низкий 36,3%(8) 22,2%(6) 20%(5) 35,6%(8) 28,5%(27)


Рекомендации

Библиографический список:

1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев - М., 1976.

2. Асеев, В.Г. О формах мотивационно-ценностного отношения к действительности / В.Г. Асеев // Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов. - Тбилиси, 1971.

3. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович - М., 1995.

4. Божович, Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема / Л.И. Божович // Известия АПН РСФСР.1951, вып.36, С. 3-28.

5. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В.Благонадежной. - М., 1972, с.7-44.

6. Васильев, И.А., Магомед-Эмиров М.Ш. Мотивация и контроль за действием / И.А. Всильев, М.Ш. Магомед-Эшонов - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 144 с.

7. Вилюнас, В.К. Инстинкт в свете эмоциональной концепции мотивации / В.К. Вилюнас // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1997. - № 1. - С.3.

8. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы биологической мотивации / В.К. Вилюнас - М., 1986.

9. Изард, К. Э. Психология эмоций / К.Э. Изард - СПб, 2000.

10. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин - СПб: Питер, 2006. - 508 с.

11. Ильин, Е.П. Сущность и структура мотива / Е.П. Ильин // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, №2.

12. Конюхов, Н.И. Словарь-справочник практического психолога / Н.И. Конюхов - Воронеж, 1999.

13. Леонтьев, А.Н.Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев - М., 1975.

14. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.- 40 с.

15. Люшер, М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы / М. Люшер - Воронеж, 1993.

16. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дис. / М.Ш. Магомед-Эминов - М., 1987.

17. Маркова, А.К. Исследование мотивации учебной деятельности и идеи Л.С. Выготского / А.К. Маркова // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. - М., 1981.

18. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

19. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу - СПб: Евразия, 1999. - 478 с.

20. Мерлин, В.С.Лекции по психологии мотивов человека / В.С. Мерлин - Пермь, 1971. - 120 с.

21. Немов, Р.С. Психология, т.1. / Р.С. Немов - М., 1999

22. Орлов, А.Б. развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации / А.Б. Орлов // Вопросы психологии. - 1981. - № 5.

23. Реан, А.А. и др. О ценностно-мотивационной сфере студентов-универсантов / А.А. Реан, Т.В. Андреева, Н.П. Киреева, Н.Л. Москвичева // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. - СПб, 1999.

24. Рубинштейн, С.Л. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, логики и психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Наука, 1997. – 463 с.

25. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / С.Л. Рубинштейн - М., 1976.

26. Сайт «Форум открытых уроков».

27. Фопель, К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего / К. Фопель - М., 2000.

28. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность: В 2 т. - Т. 1 / Под ред. Б.М. Величковского - М., 1986. - 408 с.

29. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. - Т.2. / Х. Хекхаузен - М.: Педагогика, 1986.

30. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен - СПб: Речь, 2001. - 240 с.

31. Холл, К.С., Линдсей Г. Теории личности / К.С. Холл, Г. Линдсей - М., 2000.

32. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон - М., 1969.

33. Ярошевский, М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества / М.Г. Ярошевский // Проблемы научного творчества в современной психологии. - М., 1971, С. 204-224.

Приложение 1.

Программа «Проектирование учебной деятельности как условие развития мотивации учащихся»

Современное общество требует от выпускников не только, и даже не столько, прочного багажа знаний, сколько умения воспользоваться им, а затем – самостоятельно пополнить. В стратегии модернизации образования это рассматривается как комплекс компетенций. Реальная жизнь предъявляет новые требования к формированию качеств личности: жизненная активность, ориентация на дело, высокая степень самостоятельности и личной ответственности за результаты деятельности, способность разрабатывать реальные планы будущего, готовность к самостоятельному решению жизненных проблем, готовность преодолевать жизненные трудности и препятствия, уменьшение тревожности и страха перед ошибкой и неудачей.

Получение заданных стандартов образования является непременным показателем эффективности обучения, поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.

Путь разрешения данных проблем мы видим через реализацию программы “Проектирование учебной деятельности как условие развития мотивации учащихся”.

Программа актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, их родителей, учителей, а также в связи с глобальной проблемой российского образования – снижение учебной мотивации учащихся (дети не хотят учиться).

Главная цель программы – создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя.

Основная задача в рамках реализации программы – повышение учебной мотивации (учить детей так, чтобы им захотелось учиться).

Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти регресс, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается.

Как показало изучение педагогических и психологических разработок в этом направлении, мотивационная сторона учения школьника в практике обучения, по мнению ученых, наименее управляема (М.В.Матюхина, 1984). Формирование мотивации подчас идет стихийно, являясь скорее результатом достижения отдельных передовых учителей, чем предметом целенаправленной систематической работы. В.С. Мерлин считал, что “необходимо управлять не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний” [20], иначе приобретение знаний становится неким механическим, неосознанным процессом. На уроке же учитель зачастую нацеливает учеников на выполнение определенных учебных действий, операций (“Вы должны уметь решать такой-то тип уравнений, задач, это пригодится на контрольной, на экзамене” и т.п.). Часто школьники учатся, не осознавая цикла всей учебной деятельности, при этом не отдают себе отчета в том, зачем они учатся и чем руководствуются в учении. Учебная мотивация в рамках личностно-ориентированного, гуманистического, подхода должна идти не через принуждение, а через осознание.

Мотивация, как направленная активность предполагает, на взгляд отечественных психологов, определенное соотношение динамической и содержательной сторон. Структура мотивации формируется в результате осмысленного отражения действительности. Смысл деятельности человека, в том числе и учебной, не только в том, чтобы получить определенный результат, но и в самой деятельности, в том, чтобы проявлять физическую и умственную активность. Так же как и физическая, мышечная активность, умственная активность сама по себе доставляет человеку удовольствие и является специфической потребностью.

Успешная учебная мотивация в рамках образовательного учреждения возможна, прежде всего, при действии единой общешкольной системы активного воздействия на мотивы обучения учащихся. Основополагающим компонентом мотивации учебной деятельности учащихся является изменение структуры учебного процесса, единицей которого становится не урок, а тема – логически законченный раздел содержания учебного предмета.

Как указывали в своих исследованиях Л.М.Фридман и К.Н.Волков (1985), отдельно взятый урок не может иметь всех особенностей учебного процесса, на уроке могут быть решены лишь отдельные, ограниченные задачи осуществления учебного процесса. Зачастую учебный процесс проходит для ученика (иногда и для учителя) как простая последовательность мало связанных друг с другом уроков. Поэтому структура каждого отдельного урока определяется целью и местом этого урока в системе уроков по изучению учебной темы.

Для учебной темы можно указать единую, общую структуру. Она состоит из трех частей (трех типов уроков) – этапов учебного процесса изучения каждой темы.

1 этап - Вводно-мотивационный (1 тип урока). На этом этапе учащиеся должны осознать основную цель изучения учебной темы, её место и роль в общем образовании, её практическое и теоретическое значение. Учитель знакомит с понятиями, которые будут изучены в теме; указывает, какие знания и умения ранее пройденного материала понадобятся при изучении данной темы. Учитель сообщает организационную структуру изучения темы, сколько уроков отведено на изучение темы, сроки ее завершения, перечисляет основные элементы темы.

2 этап – Операционно-познавательный (2 тип урока). На этом этапе учащиеся усваивают знания, овладевают умениями и навыками (действиями), входящими в содержание данной темы.

3 этап – Рефлексивно-оценочный (3 тип урока). На этом этапе происходит обобщение изученного материала и подведение итогов работы учащихся по данной теме. Главная цель этапа – развитие у учащихся рефлексивной деятельности, самоанализа, способности к обобщению, формированию адекватной самооценки. Таким образом, термин “неуспевающий ученик”, “неуспеваемость” не употребляются вовсе, они заменяются словосочетанием “выполнил работу”, “сдал тему”. Такая терминология сдвигает оценку с личности ученика (неуспевающий – неспособный) на оценку его работы. Таким образом, мы дифференцируем понятия “отметка” и “оценка”.

На проведение вводно-мотивационного этапа урока на усмотрение учителя отводится от 20 минут до целого урока. Цели изучения темы разрабатываются в соответствии с государственным образовательным стандартом (овладение методами научного познания мира). Цели изучения темы ученик получает от учителя или в готовом виде или активно их формирует на уроке – все зависит от уровня учащихся. Главное, - чтобы цели изучения темы были понятны и приняты, став побудительной силой, превратились в мотив. Учитель, мотивируя учащихся на изучение темы, показывал ее значимость для получения образования в целом; ее место и роль в изучении учебного предмета, других наук; теоретическое и практическое значение учебной темы, возможность использовать свои знания в жизни. Как показали результаты проведенного эксперимента, эта часть самая трудная для подготовки 1 типа урока, но и самая продуктивная для формирования учебных мотивов.

Поскольку вводно-мотивационный этап урока напрямую связан с рефлексивно-оценочным (3 типом урока) ученикам предлагается «Индивидуальная программа» изучения темы, содержащая три уровня заданий (на оценку “3”, “4” и “5”). Объем заданий рассчитывается по коэффициенту 1:3 (от количества часов изучения темы), что позволяет избежать учебной перегрузки учащихся при условии, что на изучение темы не должно отводиться более 12 часов. Соотношение теоретического и практического материала (контрольных вопросов и контрольных заданий) определяет учитель. Уровень заданий выстроен по принципу пирамиды: более высокий уровень предполагает обязательное выполнение низкого (В.П.Симонов, 1978). Знакомясь с Индивидуальной программой изучения темы, ученик выясняет обязательный минимум содержания (чему он будет учиться), объем максимальной нагрузки (сколько придется учить), и требования к уровню подготовки (что он должен знать и уметь). Все это позволяет учащемуся соотнести свои возможности, уровень притязаний и самооценку с предъявляемыми требованиями учения и самостоятельно выбрать (запланировать) предполагаемый результат в виде определенной оценки. Для закрепления принятия ответственности учащегося на себя заключается письменный контракт в форме контрольного листа с выбранной итоговой оценкой по теме, который ученик в конце 1 типа урока (вводно-мотивационного этапа) сдает учителю.

Новая структура изучения темы предполагает фиксированное (1 : 3) количество оценок каждого учащегося, при этом учащийся заранее знает требования, предъявляемые за каждую оценку, что приводит к бесконфликтности в оценивании знаний. Организованный процесс обучения способствует более прочному усвоению знаний учащимися, повышению их ответственности за конечный результат учения.

Приложение 2.

Программа «Психология учебной деятельности»

Современное общество требует от выпускников не только, и даже не столько, прочного багажа знаний, сколько умения воспользоваться им, а затем – самостоятельно пополнить. В стратегии модернизации образования это рассматривается как комплекс компетенций. Реальная жизнь предъявляет новые требования к формированию качеств личности: жизненная активность, ориентация на дело, высокая степень самостоятельности и личной ответственности за результаты деятельности, способность разрабатывать реальные планы будущего, готовность к самостоятельному решению жизненных проблем, готовность преодолевать жизненные трудности и препятствия, уменьшение тревожности и страха перед ошибкой и неудачей.

Получение заданных стандартов образования является непременным показателем эффективности обучения, поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.

Путь разрешения данных проблем мы видим через реализацию программы "Психология мотивации учебной деятельности".

Программа актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, их родителей, учителей, а также в связи с глобальной проблемой российского образования – снижение учебной мотивации учащихся (дети не хотят учиться).

Цель программы : раскрыть внутренние потенциальные возможности учащихся и научить их технологиям использования психических познавательных процессов для организации более продуктивной учебной деятельности.

Задачи:

1. Дать представление о психических познавательных процессах и основных механизмах их действия.

2. Исследовать индивидуальные особенности каждого учащегося в плане возможностей их более эффективного использования.

3. Развить учебные умения.

4. Способствовать расширению общего кругозора.

Методы:

1. Тестирование и самоанализ

2. Беседы

3. Практикумы, интеллектуальные игры

Форма контроля: психолого-педагогический мониторинг учебной деятельности.

Планируемые результаты: Адаптация учащихся к обучению в вузах, понимание своих индивидуальных особенностей и возможности их наиболее продуктивного использования, формирование мотивации к обучению, повышение эффективности учебной деятельности.

В процессе изучения курса «Психология учебной деятельности», приобретаемые учащимися знания и навыки последовательно отрабатываются, а затем углубляются на всех предметах общеобразовательного и специального циклов.

№ п/п X Y (xi -Mx) (yi -My) (xi (yi (xi -My)
1 30 33 -5 -1,1 25 1,21 5,5
2 37 30 -2 -4,1 4 16,81 8,2
3 32 30 -3 -2,1 9 4,41 6,3
4 30 34 -5 -0,1 25 0,01 0,5
5 40 31 5 -3,1 25 9,61 -15,5
6 39 30 4 -4,1 16 16,81 -16,4
7 35 34 0 -0,1 0 0,01 0
8 31 31 -4 -3,1 16 9,61 12,4
9 33 39 -2 4,9 4 24,01 -9,8
10 40 40 5 5,9 25 34,81 29,5
11 36 41 1 6,9 1 47,61 6,9
12 32 32 -3 -2,1 9 4,41 6,3
13 31 37 -4 2,9 16 8,41 -11,6
14 38 39 3 4,9 9 24,01 14,7
15 39 33 4 -1,1 16 1,21 -4,4
16 37 32 2 -2,1 4 4,41 -4,2
560 546 204 207,36 28,4
Среднее 35 34,125
Учебно-тематический план занятий Содержание

Количество часов

всего

В том числе практических занятий
Вводное занятие Для чего учиться? Определение профиля учебных умений 2 1
Тема 1. Где живет наша психика? 2 1
Тема 2. Внимание, внимание! 4 3
Тема 3. Как вы воспринимаете окружающий мир (о восприятии) 4 3
Тема 4. Тайны хорошей памяти 3 2
Тема 5. Методы развития памяти 4 3
Тема 6. Мыслю, следовательно, существую (о мышлении) 8 6
Тема 7. Как решать проблему? 4 3
Тема 8. Воображение и творчество 6 5
Тема 9. Развитие речи 3 2
Тема 10. Понятийное чтение 3 2
Тема 11. От книги – к конспекту 6 4
Тема 12. Как писать 3 2
Всего 52 37

Материально-техническое обеспечение программы: пособие для каждого учащегося «Психология учебной деятельности».

Основное содержание курса

Урок 1. Вводное занятие.

Что такое обучение? Для чего необходимо учиться? Что включает в себя деятельность учителя, что включает в себя деятельность ученика? (заполнение таблицы) - 1 час.

Урок 2. Построение профиля учебных умений (по результатам анкеты) - 1 час.

Тема 1. Где живет наша психика.

Урок 1. Интеллектуальная разминка. Знакомство с психическими процессами человека. Текст «Где живет наша психика», выработка способности вдумчиво работать с текстом, используя различные символы - 1 час.

Урок 2. Диагностика показателей межполушарного взаимодействия. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия - 1 час.

Тема 2. Внимание, Внимание!

Урок 1. Интеллектуальная разминка. Психический процесс - внимание.

Виды внимания. - 1 час.

Урок 2. Упражнение- тест «Насколько вы внимательны?».

Полезные советы. - 1 час.

Урок 3. Упражнения на развитие внимания. - 2 часа.

Тема 3. Как вы воспринимаете окружающий мир (о восприятии).

Урок 1. Интеллектуальная разминка. Текст. «Как вы воспринимаете окружающий мир», выработка способности вдумчиво работать с текстом, используя различные символы. Восприятия и их яркие проявления. - 1 час.

Урок 2. Упражнение - тест на определение ведущего канала восприятия. Полезные советы, рекомендации по коррекции индивидуальных особенностей. - 1 час.

Урок 3 . Упражнения по развитию восприятия. - 2 часа.

Тема 4. Тайны хорошей памяти.

Урок 1. Интеллектуальная разминка. Психический процесс - память. Выработка способности вдумчиво работать с текстом, используя различные символы. - 1 час.

Урок 2. Структура памяти, виды памяти. Полезные советы. - 1 час.

Урок 3. Упражнение - тест на определение степени развития различных видов памяти. Рекомендации «Как учить стихотворение» - 1 час.

Тема 5 . Методы развития памяти.

Урок 1. Интеллектуальная разминка. Знакомство с мнемоническими техниками. - 1 час.

Урок 2. Методы запоминания: метод ассоциативных связей. Практические упражнения. - 1 час.

Урок 3. Методы запоминания: метод мест. Практические упражнения по развитию памяти. - 2 часа.

Тема 6. Мыслю - следовательно, существую (о мышлении).

Урок 1 . Интеллектуальная разминка. Выработка способности вдумчиво работать с текстом, используя различные символы.

Мышление, виды мышления. Что есть «ум» человека. - 2 часа.

Урок 2. Упражнения по развитию анализа и синтеза. - 1 час.

Урок 3. Сравнение. Обобщение. Практические упражнения. - 1 час.

Урок 4. Классификация. Абстрагирование. Практические упражнения. - 1 час.

Урок 5. Упражнения на понятийное обобщение и классификацию понятий. - 2 часа.

Урок 6. Рекомендации по развитию мышления. Практические упражнения. - 1 час.

Тема 7. Как решать проблемы.

Урок 1. Интеллектуальная разминка. Примеры задач - проблем: математических, словесно-логических, технических, житейских. - 1 час.

Урок 2. Общий алгоритм решения умственной задачи. Рекомендации к решению задач - проблем. - 1 час

Урок - 3. Практическое решение математических словесно-логических, технических, житейских задач - проблем. - 2 часа.

Тема 8. Воображение и творчество.

Урок 1. Интеллектуальная разминка. Выработка способности вдумчиво работать с текстом, используя различные символы.- 1 час.

Урок 2. Воображение, медитация, грезы, мечты, творчество. Практическое упражнение «Психогеометрический тест». - 3 часа

Урок 3. Практические упражнения на развитие воображения. - 2 часа.

Тема - 9. Развитие речи.

Урок 1. Интеллектуальная разминка. Выработка способности вдумчиво работать с текстом, используя различные символы.

Слово, речь, дикция. - 1 час.

Урок 2. Темп, интонация. Общие требования к речи. Упражнения -скороговорки. - 1 час.

Урок 3. Упражнение «Моя речь со стороны». Рекомендации для докладов и выступлений. - 1 час.

Тема 10. Понятийное чтение.

Урок 1. Интеллектуальная разминка. Текст «Как стать душой компании». Исследование скорости чтения и уровня понимания текста. - 1 час.

Урок 2. Быстрое чтение. Скорочтение. Практические советы.

Упражнение- тест «Самооценка навыков чтения». - 2 часа.

Тема 11. От книги - к конспекту.

Урок 1. Интеллектуальная разминка. Повторение и закрепление пройденного материала. Работа с текстом. Формы конспектирования. План. - 2 часа.

Урок 2. Простой план. Сложный план. Практические задания по составлению двух форм плана при работе с текстом. - 1 час.

Урок 3. Виды конспектирования: заголовочное, тезисное, схематическое, символическое. Практические советы по составлению конспекта. - 1 час.

Урок 4. Средства выражения. Упражнения - задания «Творческий конспект», «Шифровка». - 1 час.

Урок 5. Подготовка к экзаменам, зачетам. Полезные советы, практические задания. - 1 час.

Тема 12. Как писать .

Урок 1. , введение, актуальность темы, цель, обзор изученной литературы, заключение, список изученной литературы. Работа с текстом.

- 1час.

Урок 2. Основные требования к написанию и защите а. Написание а на выбранную тему. Работа над ошибками. - 2 часа.

Приложение 3.

Тренинг мотивации достижения

Цель тренинга: Достижение стойкого повышения уровня мотивации достижения удачи и снижения уровня мотивации избегания неудачи у участников тренинга.

Задачи тренинга:

1. Достижение того, чтобы у участников тренинга по окончании его появились / развились стойкие желания и умения в самостоятельной постановке целей деятельности,

2. Развитие стойкого стремления к достижению самостоятельно поставленной цели.

3. Нивелирование стремления понравиться окружающим людям в своих целях, средствах и результатах деятельности.

4. Обучение умению и желанию выбирать средние или чуть выше среднего по сложности выполнения задачи. Объект тренинга: каждый, кому одиннадцать и более лет, и кто желает стать несколько более целеустремленным и счастливым.

1. Содержательные аспекты работы в тренинге мотивации достижения.

Как было уже указано основными категориями мотивации достижения являются: самостоятельная постановка цели, стремление достичь самостоятельно поставленной цели, отсутствие стремления понравиться и предпочтение средних по трудности задач. В связи с этим необходимо отметить то, что эти категории находятся в глубокой взаимосвязи между собой и, отражая отдельные стороны мотивации достижения, они не могут рассматриваться как самостоятельные факторы, независимо от других помогающих/в случае отрицательной заряженности мешающих развитию мотивации достижения. Для изменения уровня мотивированности особенно важным представляется не парциальное использование этих категорий в методах: упражнениях, играх и т.д., а синтетическое использование, по крайней мере, двух категорий в каждом методе.

Поэтому, как правило, на практике речь идет уже не об этих категориях или показателях, а о формирующих влияниях. Так Д.Макклелланд, анализируя условия формирования мотивации достижения, объединил основные формирующие влияния в четыре группы:

1) формирование синдрома достижения, т.е. преобладания у человека стремления к успеху над стремлением избегать неудачи; 2) самоанализ; 3) выработка оптимальной тактики целеобразования в конкретных видах поведения и в жизни в целом; 4) межличностная поддержка. Каждая из этих групп складывается в свою очередь из совокупности более конкретных влияний.

Так, например, формирование синдрома достижения предполагает:

а) обучение способам создания проективных рассказов с ярко выраженной темой достижения, б) обучение способам поведения, типичным для человека с высокоразвитой мотивацией достижения (предпочтение средних по трудностей целей и избегание легких и очень сложных целей; пред- почтение ситуаций с личной ответственностью за успех дела; избегание ситуаций, где цель задают другие люди; предпочтение ситуаций с обратной связью и т.д.), в) изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также из жизни людей, обладающих высокоразвитой мотивацией достижения; анализ этих примеров при помощи системы категорий, используемых при диагностике мотивации достижения.

В программе данного тренинга заложено использование всех формирующих влияний.

2. Особенности форм и методов проведения тренинга мотивации достижения.

В процессе тренинга участникам выдается стимульный материал: категории содержания проективных рассказов, отражающие мотивированность на достижение и избегание, рисунки с темой достижения.

Также выдается материал, репрезентирующий ситуацию тренинга: перечни категорий и характеристик, свойственных мотивации достижения успеха, а также упражнения для самостоятельного исполнения.

По окончании тренинга каждому желающему выдается справка о про- хождении тренинга мотивации достижения.

3. Структурные компоненты занятий.

Продолжительность тренинга составляет два дня, в два этапа. Продолжительность одного этапа - пять часов, включая один перерыв.

В соответствии с традиционными представлениями о поэтапности усвоения мотива достижения весь тренинг разбит на шесть шагов (по три на каждый этап):

1) привлечение внимания участников к содержанию тренинга;

2) получение участниками в ходе различных игр и при выполнении специальных упражнений опыта мышления, поведения и эмоционального реагирования, отвечающего данному мотиву;

3) усвоение участниками специальных терминов, обозначающих различные компоненты формируемого мотива;

4) соотнесение данного мотива каждым участником со своим идеалом, со своими основными духовными ценностями и личностное принятие мотива;

5) практическое использование участниками (с помощью ведущего) знаний, полученных в ходе тренинга, в реальных жизненных (тренинговых) ситуациях;

6) самостоятельное поведение участников в соответствии с усвоенным мотивом на фоне уменьшающейся помощи и ослабляющегося контроля со стороны ведущего.

Каждый шаг в среднем занимает около полутора часов, но в зависимости от потребности, категории участников ведущий вправе варьировать временные затраты.

4. Программа занятий.

Первый день .

Знакомство, вступительная речь

Первый шаг: привлечение внимания участников к содержанию тренинга.

а) Проведение небольшого теста (по Шмальту): всем участникам раздается картинка с темой достижения и перечень восемнадцати утверждений ("Он считает, что справится с этим" и т.д.); затем каждый по очереди выбирает то утверждение, которое, на его взгляд, соответствует изображению на картинке; после этого ведущий каждому участнику ставит небольшой "диагноз" в полушутливой форме.

б) Краткий рассказ о двух категориях людей: с высокой и низкой мотивацией достижения, о тех, кто бывает счастлив и о тех, кто не бывает счастлив никогда.

в) Проведение эксперимента: вызывается доброволец и ему в руки дается небольшой текст; затем сообщается, что доброволец с этим текстом в течение трех минут должен выполнить какие-то действия; ему дается 30 секунд на размышление: сам он будет задавать себе цель или же ведущий; после того как доброволец решил - его садят.

г) Второй эксперимент: то же самое, только добровольцу однозначно самому следует поставить перед собой цель, и после того, как доброволец определился его не садят, а предлагают выполнить задание (если доброволец решил, что цель задает ведущий, то ему предлагается задание: сосчитать все запятые в тексте); если цель достигнута - то доброволец награждается апплодисментами;

д) Третий эксперимент: вызывается очередной доброволец и ему предлагается на выбор: либо же надо вслух прочесть довольно длинный прозаический текст (примерно на 3 мин.), либо же из готового набора слов (около 20-ти) составить фразу из 6-8 слов и дважды ее музыкально пропеть.

е) Четвертый эксперимент: вызывается доброволец и ему сообщается, что у экспериментатора имеется девять заданий по возрастающей степени трудности: первое самое легкое, а девятое самое тяжелое; добровольцу предлагается выбрать номер задания и его выполнить (арифметическое действие).

ж) Происходит обсуждение, в процессе которого участникам объясняется соответствие экспериментов категориям мотивации достижения.

Второй шаг : получение участниками опыта мышления, поведения и эмоционального реагирования, отвечающего мотиву достижения.

а) Составление проективных рассказов с ярко выраженной темой достижения: участникам выдается список категорий мотивации достижения, которые необходимо использовать в рассказе: потребность достижения успеха, инструментальная деятельность, направленная на достижение цели, ожидание успеха, похвала как результат высокого достижения и позитивное эмоциональное состояние, связанное с работой, достижением, успехом в осуществлении поставленной цели; объясняется значение каждой категории и выдаются картинки, на которых так или иначе присутствует тема достижения; участникам дается время на подготовку (5 мин.), после чего каждый вслух оглашает свой рассказ; ведущий кратко анализирует каждый рассказ.

б) Предпочтение средних по трудности целей: так же как и выше ведущий оглашает, что у него имеется набор заданий по девяти степеням сложности; каждый по очереди выбирает сложность задания и решает соответственную задачу; причем, задачи 1-4 уровня очень легкие, 5-6 нормальные, а 7-9 фактически не решаемые.

в) Предпочтение ситуаций, предполагающих личную ответственность за успех дела: одного добровольца просят выйти; оставшимся предлагают решить задачу (не очень трудную, но требующую сосредоточенности), причем решать надо коллективно; по истечении 3 минут коллектив оглашает свое решение; затем возвращается доброволец и ему дается точно такая же задача; затем по очереди каждый рассказывает о том, что он чувствовал во время решения задачи.

г) Вызываются два добровольца; каждому выдается кусочек текста и одному дается задание самому поставить цель и добиться ее, а другому цель ставит ведущий (сосчитать все гласные буквы); после этого каждый участник тренинга должен оценить то, что чувствовали добровольцы во фразах Шмальта, причем первого во фразах мотивации достижения, а второго во фразах мотивации избегания.

д) Изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также из жизни людей, обладающих высокоразвитой мотивацией дости- жения; анализ этих примеров при помощи системы категорий, ис- пользуемых при диагностике мотивации достижения.

Третий шаг: усвоение учащимися специальных терминов, обозначающих различные компоненты формируемого мотива.

а) Проводится небольшая лекция, в которой излагаются помимо вышеуказанных и другие категории, отражающие направленность на цель: потребность в достижении цели, ожидание успеха, ожидание неудачи, позитивное эмоциональное состояние, негативное эмоциональное состояние, неудачная инструментальная деятельность, успешная инструментальная деятельность, поддержка извне, препятствие в окружающей обстановке и препятствие в индивиде, а также другое.

б) Обсуждение.

Второй день.

Четвертый шаг: соотнесение мотива достижения каждым участником со своим идеалом, со своими основными духовными ценностями и личностное принятие мотива.

а) Краткое вступительное слово, в котором показывается то, что мотив достижения никоим образом не может помешать человеку в его стремлении к идеалу, соответствии духовным ценностям.

б) Каждый участник по очереди рассказывает о своем идеале и о том, как на его взгляд мотив достижения может помочь ему в приближении к идеалу.

в) Каждый участник по очереди рассказывает о своих пяти самых главных ценностях и так же соотносит их с мотивом достижения.

Пятый шаг: практическое использование участниками знаний, полученных в ходе обучения, в реальных тренинговых ситуациях.

а) Каждому участнику тренинга выделяется 10 минут; за это время он должен придумать себе какую-нибудь цель, которую можно достичь "здесь и сейчас", оглашает эту цель и пытается ее реализовать.

б) Происходит коллективный анализ того, что произошло по четырем категориям мотивации достижения: самостоятельная постановка цели, стремление достичь этой цели, отсутствие стремления понравиться и предпочтение средних по трудности задач.

Шестой шаг:

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  368  369  370   ..