Маршалл В.К. Основные опасности химических производств

  Главная      Учебники - Промышленность     Основные опасности химических производств (Маршал В.К.) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

 

Маршалл В.К. Основные опасности химических производств

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА

Время от времени средства массовой информации сообщают о различных авариях на промышленных предприятиях, об индустриальных и транспортных катастрофах. Высочайшие достижения человеческой цивилизации, символы и гордость нашего века - прорыв человека в космос, победы над голодом и болезнями, овладение атомной энергией - оборачиваются гибелью "Челенджера", трагедиями Бхопала и Базеля, бедой Чернобыля. Возникает вопрос: насколько безопасна техносфера - среда обитания современного человека, создаваемая им самим?

Предлагаемая вниманию советского читателя книга В. Маршалла "Основные опасности химических производств" посвящена проблемам безопасности той части техносферы, которая связана прежде всего с химическими энергоносителями и отчасти с токсичными веществами. Предмет рассмотрения данной книги - отнюдь не узкоспециальные вопросы, как может показаться на первый взгляд. Книга обращена не только к специалистам, она представляет интерес и для широкого круга читателей. Это обусловлено теми коренными изменениями в промышленности, которые произошли за послевоенные десятилетия, новым местом химических производств в нашей жизни.

Доля нефти и газа среди первичных энергоисточников возросла до 70%. Энергонасыщенность современных объектов стала колоссальна - типовой нефтеперерабатывающий завод мощностью 10-15 млн.т/год сосредоточивает на своей промышленной площадке от 300 до 500 тыс. т углеводородного топлива, энергосодержание которого эквивалентно 3-5 мегатоннам тротила. Постоянно интенсифицируются технологии - такие параметры, как температура, давление, содержание опасных веществ, растут и приближаются к критическим. Растут единичные мощности аппаратов, количества находящихся в них опасных веществ. Номенклатура выпуска нефтехимического или химического завода с передовой технологией, обеспечивающей комплексную переработку сырья, стала состоять из тысяч позиций, причем многие из изготавливаемых продуктов горючи, чрезвычайно токсичны или ядовиты. Экономическая выгодность кластеризации промышленных предприятий ведет к созданию индустриальных комплексов, в которых находятся узлы энергораспределения, тепло- и газоснабжения, транспортных магистралей и которые, как правило, размещаются в местах проживания населения. Убыстряющаяся смена технологий, внедрение принципиально новых решений не позволяют конструкторам и проектировщикам, а также персоналу промышленных предприятий опираться на статистику аварий при решении задач обеспечения безопасности.

Перечисленные особенности современной промышленности обусловливают масштаб аварийности и последствий аварий, определяя тем самым общественное и политическое значение развития химических производств, исключительное внимание как специалистов, так и общественности к вопросам безопасности. К сожалению, в нашей стране длительное время этой специфике современного производства не уделялось должного внимания. Акцент делался на охране труда и технике безопасности, т. е. защиту персонала от техники, тогда как вопросы защиты техники от персонала оставались нерешенными. Такое отношение к проблеме сдерживало формирование современных научных представлений о промышленной безопасности. Даже по чисто внешним признакам - количеству научных институтов, конференций, журналов, подготовке специалистов по промышленной безопасности - мы значительно отстаем от развитых стран. Отсутствие научного задела не позволяло развиваться "культуре обеспечения безопасности" и продуцировало отставание во всех сферах: проектирования, изготовления, эксплуатации, надзора за безопасностью, подготовки специалистов, действий в чрезвычайных ситуациях. В результате аварийность на наших предприятиях и смертность при авариях значительно выше, чем на аналогичных предприятиях западных стран (по нашим оценкам, на порядок). Весь спектр нерешенных проблем особо отчетливо ощущался теми, кто ликвидировал последствия аварий. Например, практики констатировали, что "...способы проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ при ликвидации крупных производственных аварий в принципе мало чем отличаются от способов ведения работ в очагах ядерного поражения" [Егоров,1977].

Неадекватность положения, сложившегося в обеспечении безопасности промышленности, уровню современной технологии тревожила специалистов [Бесчастнов,1983; Легасов.1987]. Требовалось пересмотреть стереотипы подхода. Новое отношение к проблеме выразилось также в новом определении аварии:

"Авария промышленного предприятия - процесс разрушительного высвобождения его собственного энергозапаса, при котором сырье, промежуточные продукты, продукция предприятия и отходы производства, установленное на промышленной площадке технологическое оборудование, вовлекаясь в аварийный процесс, создают поражающие факторы для населения, окружающей среды, самого предприятия и соседних промышленных объектов" [Легасов, 1988].

Именно такое понимание аварии и исповедует В. Маршалл в своей книге, хотя и не говорит нигде об этом явно и предпочитает оперировать понятием "основная опасность", подразумевая под этим крупный пожар, взрыв, токсический выброс или некоторую их комбинацию. Избранная автором точка зрения позволила ему увидеть и показать читателю (следует признать - удачно), что обеспечение безопасности в промышленности - сфера человеческой деятельности, целостная система со своей логикой. В книге автор не стремился изложить только свои результаты или свой взгляд на предмет, здесь почти исчерпывающе представлен современный западный подход, узловые направления которого точно передает оглавление книги.

Безусловно, избранная автором система изложения материала не безупречна. В отдельных разделах место физических и математических моделей занимают общие рассуждения; старательно обходятся при анализе "человеческий фактор" и проблемы замены опасных технологий технологиями с "внутренне присущей безопасностью". По-видимому, к приведенному перечню следует добавить и отсутствие каких-либо упоминаний работ и результатов советских авторов, в связи с чем редакторами составлен дополнительный список литературы на русском языке и внесены соответствующие ссылки в текст книги.

Однако это никоим образом не умаляет достоинств книги, главные среди которых - системность изложения всех основных вопросов промышленной безопасности, рассмотрение каждого из них в тесной увязке результатов натурных экспериментов, теоретических выводов и анализа статистики аварий, прослеживание взаимовлияния различных аспектов проблемы. Все это позволяет нам рекомендовать ее советским читателям как интересное изложение апробированного на практике подхода к обеспечению безопасности в промышленности.

Особое внимание при переводе книги было обращено на систему терминов, используемых в промышленной безопасности. В рамках упорядочения терминологии и сопряжения ее с существующими работами на русском языке в данной области и смежных областях несколько пересмотрен и дополнен имевшийся в оригинале словарь терминов. Макет книги для фотонабора подготовили Е.Г. Михеева, М.И. Макстенек и А.Л. Лелякин.

Б.Б. Чайванов

А.Н. Черноплеков

ПРЕДИСЛОВИЕ

Автор этой книги - Виктор Кристофер Маршалл - был бессменным членом Комитета советников по основным опасностям (АСМН)* в течение всего периода его существования - с момента образования в 1975 г. до роспуска в 1983 г. Он добросовестно исполнял все обязанности члена комитета, но, как председатель комитета, я глубоко убежден в том, что главный его вклад - это результаты его исследований и его публикации, которые служили столь необходимым исходным материалом для обсуждений в комитете. Поэтому создание Маршаллом всеобъемлющего труда по промышленным опасностям, который аккумулировал бы его богатый опыт и обобщал бы результаты многих исследований в этой области, было бы существенным шагом вперед.

Главные фабричные инспекторы (и автор настоящего предисловия не составил исключения) начиная с 1967 г. предупреждали о возможности крупных аварий в промышленности. Однако потребовалась катастрофа в Фликсборо, чтобы работники промышленности и общественность всерьез задумались о проблемах безопасности и начались принципиальные перемены в проектировании, конструировании, да и во всех других сферах, связанных с функционированием современных промышленных предприятий. Казалось, события в Фликсборо послужат уроком всему индустриальному миру, однако катастрофы в Сан-Хуан-Иксуатепек и Бхопале, которые по своим масштабам затмили аварию в Фликсборо, показали, что еще многому следует научиться, чтобы передовые технологии восстановили кредит доверия у общественности. Повышение безопасности принципиально невозможно без обеспеченности необходимыми исходными данными. Эмоции, возбуждаемые средствами массовой информации, ничего не решают, хотя их внимание к проблемам безопасности необходимо, чтобы не потерять делового настроя.

Одна из трудностей в предотвращении промышленных катастроф состоит в том, что память о прошлых событиях постоянно ослабляется. Десятилетие -достаточно большой срок, в течение которого те, кто помнит случившиеся аварии, отходят от активной деятельности, и опыт поколения теряется. Пришедшая смена организаторов производства и инженерного корпуса будет склонна повторять ошибки предшественников, пусть даже внешне это будет выглядеть по-новому. Культуру обеспечения безопасности в промышленности следует непрерывно воспроизводить, постоянно пополнять кладовую опыта, откуда будут черпать знания и идеи новые поколения проектировщиков, эксплуатационников, администрации.

Определенный вклад в пополнение свода знаний об обеспечении безопасности в промышленности внесли отчеты Комитета советников по основным опасностям, последующие европейские и национальные правила безопасности, в которых указаны главные направления действий и способы преодоления характерных трудностей. Однако одной философии и методологии недостаточно, требуется и конкретная информация. Именно этим бесценным качеством обладает настоящая книга. Вызывает восхищение умение автора осмыслить с единых позиций столько разнородных и детальных сведений - это бесспорно ставит книгу в ряд самых современных и авторитетных работ по промышленной безопасности.

В этой связи следует особо подчеркнуть, что в книге читатель найдет не только теоретическое рассмотрение отдельных вопросов промышленной безопасности, но и обстоятельный анализ условий, в которых оказались возможными аварии, когда теория проявилась на практике с такими зловещими результатами.

Следует поздравить автора с несомненной удачей. Я верю и надеюсь, что индекс цитируемости этой книги будет очень большим. Желаю ей всяческих успехов.

Брайан Харви,

бывший Главный фабричный инспектор и заместитель генерального директора Управления по вопросам охраны здоровья и промышленной безопасности, председатель Комитета советников по основным опасностям

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..