Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 19

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  695  696  697   ..

 

 

Единство основных прав и свобод обязанностей человека и гражданина

Единство основных прав и свобод обязанностей человека и гражданина

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРТСВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ФИЛИАЛ В Г. ПЕРМИ

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Оценка______________________

Подпись_____________________

преподавателя

«____» _________________2010

Единство основных прав и свобод обязанностей человека и гражданина.

По дисциплине «Обеспечение прав человека»

Каменская Ксения Владимировна

Гр. Ю-451 спец. Юриспруденция

Научный руководитель

Пастухов П.С. к.ю.н., доцент

Пермь

2010

Содержание

с.

Введение ___________________________________________________________________3

Глава 1. Понятие и сущность основных прав и свобод

человека и гражданина

1.1. Понятие права человека_________________________________________ 5

1.2. Классификация прав человека_____________________________________8

1.2.1. Политические и гражданские права______________________________10

1.2.2. Экономические социальные и культурные права___________________12

1.3. Права человека и права гражданина. ______________________________16

Глава 2. Понятие обязанностей человека и гражданина

2.1. Классификация обязанностей___________________________________25

2.2. Содержание обязанностей по Конституции РФ ____________________26

Глава 3. Взаимосвязь основных прав, свобод и обязанностей

человека и гражданина ____________________________________________31

Заключение_______________________________________________________35

Список использованной литературы________________________________37

Введение

В процессе развития положений о правовом статусе личности, закрепленных в Декларации независимости США и французской Декларации прав человека и гражданина, институт прав и свобод стал “центральным в конституционном праве” и “сердцевиной конституционного строя”1 . Однако категория прав человека вышла за рамки собственно юриспруденции и развивалась также философской, социологической, антропологической мыслью, проблемы прав человека были поставлены в религиозных догматах, биоэтике, медицине.

Демократическое правовое государство - это идеал, к которому человечество стремилось веками. Представления человека о государстве как организации, функционирующей на основе справедливого закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. Важным признаком правового государства является реальное обеспечение прав и свобод личности. Права человека - это квинтэссенция правового государства, важнейший фактор в развитии общества в целом. Знаменитый софист Протагор вывел чрезвычайно важную для последующих эпох формулу: «Мера всех вещей - человек». [1] Со временем пришло понимание того, что лучшей гарантией прав человека может быть закон, который призван охранять важнейшие интересы личности, облеченные в форму права.

Подлинно демократическое правовое государство наделяет своих граждан не только правами и свободами, но и налагает на них определенные обязанности. Очень важно, чтобы права и свободы граждан были соответствующим образом гарантированы, в противном случае они из блага превращаются в пустые лозунги, не представляющие никакой ценности. И, наконец, в правовом государстве должна господствовать взаимная ответственность государства и личности. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях, и наоборот, правомерные решения и действия государственных органов в определенных случаях могут ограничивать свободу личности.

Таким образом, институт прав и свобод личности является фундаментальным институтом Конституционного права всякого государства, декларируемого в качестве правового. Анализ теории и практики его применения позволяет наглядно продемонстрировать соотношение принципов правового государства, продиктованных теорией, и фактического положения, которое имеет место в реальной жизни того или иного государства. Правовое положение личности - важнейший индикатор законности и правопорядка в обществе.

Цель работы – в чем заключается единство основных прав и свобод и обязанностей человека и гражданина.

В связи с обозначенной целью поставлены следующие задачи:

1. Выяснить понятие и сущность основных прав и свобод

2. Понять в чем заключаются сходство и различия прав и обязанностей человека и гражданина

3. Выяснить, как права и обязанности человека и гражданина закреплены конституционно

4. Выявить взаимосвязь прав и обязанностей человека и гражданина

В ходе работы использованы нормативные документы, учебная литература, статьи из периодических изданий.

Глава 1. Понятие и сущность основных прав и свобод

человека и гражданина

1.1. Понятие права человека

Права человека - одна из определяющих ценностей современной мировой цивилизации - понятие сложное, многообразное. Ему трудно дать одно единственное определение и однозначное толкование, ибо это категория не только юридическая, но и философская, политическая, нравственная.

Права человека появляются у людей в момент рождения не только как неотъемлемые (государство не вправе их отменить) условия существования, которых требует природа человека для его выживания, и существенные возможности развития, но и как средства и цель жизни, вне зависимости от того, осознаются они или нет.

Права человека - принадлежность индивида (он - их субъект), потенциал и мера его свободы в обществе и государстве, грани возможного поведения, очерченные правовыми и другими социальными нормами.[2]

Права человека - средство достижения основных материальных и духовных благ, реализации своих способностей, талантов.

В правах человека выражаются важнейшие общечеловеческие ценности, какими должен пользоваться каждый, кем бы он ни был и где бы ни проживал (пол, раса, национальность и т.п.). И сами они стоят в ряду таких общечеловеческих ценностей, как господство права, справедливость, эффективность закона, толерантность (терпимость), плюрализм (многообразие).

Права человека универсальны, ибо являются достоянием каждого (международное сообщество признает права за всеми людьми), неделимы, взаимосвязаны и взаимообразны.Их сила не только в том, что они нашли отражение в юридически закрепленных нормах, но в том, что представляют собой некую универсальную этическую норму и моральную основу законодательства вообще.

В своей совокупности права выражают особый тип отношений между человеком и обществом, индивидом и властью, в существе своем, договорных правоотношений между гражданином и государством, фиксируемых международной и национальной системами правовых принципов и норм, которые устанавливают правила взаимоотношений между людьми, положение личности (гражданина) в государстве, защищенных международными организациями и государствами, направленных на реальное предоставление индивиду возможности действовать по своему усмотрению или получать определенные блага.[3]

Вопрос об обеспечении прав и свобод человека самый большой и тревожный, ибо они не нечто даруемое, а, наоборот, то, что пытаются не дать реализовать в полной мере либо вообще отнять. Поэтому в понятие прав человека в широком смысле не могут не быть включены ответственность государства (органов и должностных лиц) за их нарушения, гарантии (условия), обеспечивающие их беспрепятственное осуществление, составляющие основу и механизм воплощения этих прав. При этом, если право одного человека требует нарушения прав другого, то оно не является и не может быть правом.

Определяются права человека и как возможность налагать конкретные ограничения на государство, социальные гарантии, нормы гражданских и политических свобод, закрепленных в законах. В данном плане права человека представляют собой установленные национальными законами юридические возможности граждан, отражающие общечеловеческие моральные нормы, в которых приоритет отдается добру, справедливости, равенству, состраданию и милосердию. Выступают права и как установленные, гарантируемые, защищаемые государством возможности правомерных действий человека в очерченных законами областях. Понятия «права», «свободы» идентичны с точки зрения права. Свободы те же права, только они являются такими сферами функционирования человека, в которые государство не должно вмешиваться и обязано обеспечить их защиту.

Между тем «в международных актах и национальном законодательстве утвердилась формула «права и свободы человека». Юридически обе правовые дефиниции равноценны и взаимозаменяемы… Категория «свобода» используется для определения прав человека и гражданина в области духовной, творческой деятельности и личной неприкосновенности. Посредством категории свободы сформулированы ст. 27–30, 34, 37, 44 Конституции РФ, провозгласившие свободу передвижения, свободу совести, мысли и слова, свободное использование способностей и имущества, свободу труда и участия в культурной жизни общества. В формулировках остальных прав человека и гражданина используется понятие «право»… Такой способ формулирования прав человека и гражданина соответствует Всеобщей декларации прав человека… Аналогично сформулированы пакты о правах человека и гражданина». Из этого делается предположение, что свободами именовали первые сформировавшиеся юридические ценности, что также не бесспорно.[4]

Все права и свободы складываются в систему прав человека, состоящую из взаимосвязанных прав первого, второго и третьего поколений. Система прав человека совместно с механизмами их гарантий имеет всемирное значение для человечества, так как предстает средством защиты, предупреждения и преодоления глобальных угроз, создающих опасность его существованию.

Права человека делятся наосновные (конституционные) и остальные. Основные на уровне конституций и главных международных документов о правах человека закрепляют гуманистические идеалы общества, ограничивают власть и защищают человека от ее произвола. В принципе конституция существует для того, чтобы защищать человека от правительства.

Права человека универсальны и применимы повсюду независимо от уровня и особенностей той или иной страны.

Права человека представляют собой сложный, динамично развивающийся феномен, вышедший, с одной стороны, за пределы собственно правоведения и выступающий, например, в качестве философских концепций или идеологического обоснования определенных акций (будь то, например, международная деятельность государств или действия отдельного человека), а с другой стороны, являющий собой вполне определенную юридическую конструкцию, устанавливающую механизм взаимоотношений человека и государства. Развитие этого механизма происходит как в пространстве (на региональном уровне, уровне отдельных государств и международном уровне), так и во времени (смена поколений прав человека), характеризуется постоянной модернизацией и является по сути юридическим, формальным отражением конкретно исторического признания места и роли индивида в обществе.

В настоящее время развитие может осуществляться как по пути фиксации новых правовых притязаний, так и по пути ограничения уже имеющихся.[5]

1.2. Классификация прав человека

Права человека подразделяются по разным основаниям. Например, в науке государственного права традиционно деление прав на личные и публичные. Есть систематизация, разбивающая права на четыре группы: элементарные (на жизнь, свободу, защиту чести и др.), гражданские, политические, социально-экономические и культурные. Имеется классификация по характеру субъектов права: индивидуальные и коллективные.[6]

Один из критериев систематизирования деления прав человека - время. Деление на поколения весьма наглядно и достаточно употребительно. На сегодняшний день известны три поколения прав. Они отражают историческую последовательность углубления их понимания, временную очередность включения в общепризнанные международные документы. Права каждого поколения в свою очередь разделяются на группы в соответствии со сферами реализации.

Права первого поколения насчитывают уже двести лет. Впервые наиболее полно они были зафиксированы во французской Декларации прав человека и гражданина и американском Билле о правах. К ним относятся гражданские и политические права.

Фиксированным правам второго поколения всего полвека, но это не умаляет их значения. Они начали складываться после Первой мировой войны и были в значительной степени инициированы Советской Россией, а затем СССР. Впервые права второго поколения получили международное признание во Всеобщей декларации прав человека. К ним относятся права экономические, социальные, культурные.

Права третьего поколения были обозначены документально под эгидой ООН в 80-е годы XX века. К ним относятся права на развитие, здоровую окружающую среду и другие, которые еще не стали в полной мере субъектами международного права как обязательные к исполнению. Их основательная разработка, широкая пропаганда еще впереди.

На настоящий момент юридическое конструирование прав человека достигло определенной точки бифуркации: с одной стороны, предлагается дальнейшее расширение перечня прав человека, а с другой – более активное использование механизма ограничения прав и свобод, который предусмотрен как на международном уровне, так и на уровне отдельных государств.

Что касается расширения перечня прав человека, то речь идет уже не только о коллективных правах, так называемых правах “четвертого поколения” (право на мир, на ядерную безопасность, космос и т.д.), но и о соматических правах (от греч. soma – тело) – группе притязаний личности по самостоятельному распоряжению своим телом (право на смерть, права в сфере трансплантологии, сексуальные и репродуктивные права, право на перемену пола).[7]

1.2.1. Политические и гражданские права

Эти права определяют свободное развитие личности, обеспечивают ей независимость и неприкосновенность, предохраняют от нежелательных нарушающих свободу вмешательств и ограничений. Их осуществление не зависит от ресурсов государства, уровня социально-экономического развития страны.

Из прав первого поколения приоритетны политические, ибо, не став гражданином, общественно-политически активной личностью, человек не добьется осуществления в максимальном объеме других прав и не обеспечит реализацию своих первичных и прочих потребностей.

Политические права и свободы не только самоценны для формирующейся и формируемой гармоничным развитием личности, но являются необходимой предпосылкой изменения всего уклада и стиля жизни людей, хотя сами по себе и не способны улучшить жизнь.

Политические права провозглашают и определяют обеспеченные законами возможности граждан соучаствовать во власти, в управлении государственными делами и активно участвовать в общественно-политической жизни.

К политическим правам относятся:

- избирательное право, право на референдум, право петиций - делают возможным соучастие граждан во власти, в управлении государственными делами;

- свобода слова и печати, свобода союзов (ассоциаций), свобода собраний (митингов, демонстраций) - делают возможным активное участие граждан в общественно-политической жизни.

Реальность политических прав и свобод - одна из основных черт современной цивилизации, требующая ограждения законами от прямого вмешательства государства в эти права человека. Политические права принадлежат, как правило, только гражданам данной страны, и иностранцы не могут претендовать на обладание ими.

Гражданские права - неотъемлемые, основополагающие права, принадлежащие человеку как члену гражданского общества, обеспеченные законами и призванные гарантировать ему индивидуальную автономию, личную свободу, защитить его от произвола со стороны государства и других людей.

Гражданские права не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государствами; ими в равной степени обладают все люди, в какой бы

стране (своей или чужой) они ни проживали, какое бы гражданство они ни имели (или вообще живущие без гражданства). К гражданским правам относятся:

- право на жизнь;

- право на уважение человеческого достоинства;

- право на свободу и равенство;

- право на защиту чести и репутации;

- право на справедливый, независимый, компетентный, беспристрастный, публичный суд;

- право на свободу передвижения и выбора местожительства;

- право на гражданство;

- право покидать любую страну, включая собственную, и возвращаться в нее;

- право на личную неприкосновенность, включая свободу от произвольного ареста или содержания под стражей;

- право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем;

- право на неприкосновенность жилища;

- право на тайну корреспонденции;

- право на свободу мысли, совести, религии;

- право на сопротивление угнетателям;

- право на свободу от рабства и содержания в подневольном состоянии;

- право на равенство перед законом и на равную без всякой дискриминации защиту со стороны закона;

- право считаться невиновным, пока виновность не будет доказана согласно закону;

- право на гуманное обхождение в случае лишения свободы, предотвращение пыток или жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство обращений и наказаний;

- право на свободу от понуждения к обязательному или принудительному труду;

- право вступать в брак, образовывать семью и воспитывать детей;

- право не подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в личную и семейную жизнь;

- право на признание правосубъектности, где бы человек ни находился;

- право не подвергаться осуждению за совершение действия, которое не было преступным в момент его совершения;

- право не подвергаться наложению наказания более тяжелого, нежели то, которое могло быть наложено в момент совершения преступления;

- право на эффективное восстановление в правах в случае нарушения основных прав, предоставляемых конституцией или законом.

Гражданские права обеспечивают человеку жизнь, ценность его личности, блага свободы, гарантии равноправия, личную безопасность, средства правовой защиты.

1.2.2. Экономические социальные и культурные права

Эти права в международно-правовом отношении ведут свой отсчет с 1948 года, когда важнейшие из них были зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека. К ним относятся - экономические, социальные, культурные. Они равны по значению гражданским и политическим и тесно с ними связаны. Более того, вплоть до середины XX века такие права, как право на собственность и труд (в смысле свободного распоряжения рабочей силой), вообще объединялись с правами гражданскими.

В большинстве своем права второго поколения могут быть предоставлены только обществом и гарантированы правительством. По существу, они выступают как определенные требования к власти и являются обязанностями государства, прежде всего в том, что касается поддержания самой жизни индивида и его социальной обеспеченности, достоинства и духовного развития личности.

Пройдя период политических, идеологических и пропагандистских спекуляций, экономические, социальные и культурные права человека к концу XX в. окончательно встали в один ряд с правами гражданскими и политическими, что и было однозначно зафиксировано международным сообществом.

Экономические права обеспечивают человеку свободное распоряжение основными факторами производственной (хозяйственной) деятельности, составляющей основу существования и развития общества.

К экономическим правам относятся:

- право на труд;

- право на собственность (владение, пользование, распоряжение);

- право на предпринимательство (свободную экономическую деятельность);

- право на забастовки.

Все трудящиеся и работодатели имеют также:

- право на заключение коллективных договоров;

- право на свободное объединение в национальные или международные организации для защиты своих экономических интересов.

В тексте Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах отсутствуют право собственности и право предпринимательства, где им вроде бы следовало быть.

Эти права зафиксированы:

- во Всеобщей декларации прав человека («владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими»);

- в Парижской хартии для новой Европы, принятой в рамках СБСЕ в 1990 году («владеть собственностью единолично или совместно с другими и заниматься предпринимательством»);

- в Конституции Российской Федерации (ст. 34, 35). Участники названного пакта - государства, ратифицировавшие его, - приняли на себя обязанность обеспечить право на забастовку при условии осуществления его в соответствии с национальным законодательством.

Из экономических прав особое значение имеет право на труд. Оно выражает природную потребность человека в труде и потому является естественным правом, отвечающим его природе, необходимым и постоянно действующим, сопутствующим ему на всех этапах формирования и деятельности. Это право включает получение возможности каждым человеком зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается.

Социальные права обеспечивают человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность. К ним относятся:

- право на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации;

- право на условия работы, отвечающие требованиям безопасности жизни;

- право на одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основе трудового стажа и квалификации;

- право на справедливые и благоприятные условия труда;

- право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения;

- право на защиту от безработицы;

- право на жилище;

- право на создание профессиональных союзов и вхождение в них для защиты своих интересов;

- право на отдых и досуг, в том числе право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск;

- право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который требуется для поддержания здоровья и благосостояния самого человека и его семьи;

- право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от индивида обстоятельствам;

- право на материнство и детство;

- право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

Для наиболее полного воплощения социальных прав человека государства должны проводить всеобщую внутреннюю и внешнюю политику, широко использовать достижения научно-технического и социального прогресса, опыт разумного использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Социальные права - это проявление заботы каждого государства и международного сообщества о будущем человечества.

Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают ему стать полезным участником экономического, социального и культурного прогресса общества своей страны.

К ним относятся:

- право на образование;

- право на доступ к культурным ценностям;

- право свободно участвовать в культурной жизни общества;

- право на художественное творчество;

- право наслаждаться искусством;

- право участвовать в научном прогрессе, включая техническое творчество, и пользоваться его результатами;

- право на защиту моральных и материальных интересов человека, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, в которых он - автор.

Тесно примыкают к культурным правам обязательства государств, взятые ими согласно ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, «уважать свободу, безусловно, необходимую для научных исследований и творческой деятельности».

Культурные права, закрепленные в указанном Пакте и во Всеобщей декларации прав человека, были развиты и дополнены в ряде деклараций, конвенций и рекомендаций, принятых ЮНЕСКО (в 1968, 1980, 1982 гг.).

1.3. Права человека и права гражданина.

Эти две категории прав обычно упоминаются в одном смысле, однако их содержание не одинаково. Права человека проистекают из теории естественного права, а права гражданина – из теории позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются базовыми, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин, того или иного государства обладает всем набором прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин «гражданские права и свободы», объединяющий обе группы прав и свобод.

Права гражданина – своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).

Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации право частной собственности относится к категории прав человека, а право частной собственности на землю относится только к категории прав граждан) или в силу особенностей некоторых гарантий (Российское государство, в состоянии гарантировать защиту и покровительство за пределами страны только своим гражданам).

В наше время при возросшей миграции населения разных стран, и прежде всего – рабочей силы и беженцев, а также в связи с развитием широких контактов в мире бизнеса, науки и культуры в каждой стране постоянно находится, а часто и оседает много людей, которые по разным причин временно не приобретают гражданства государства пребывания. Их положение определяется только статусом прав человека, который, однако, охраняется каждым государством в силу его конституции и международного права.[8]

В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова «каждый имеет право на...», «никто не может быть лишен...», «все». Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то «гарантировать», «признавать» или «охранять». Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка «граждане имеют право». Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, т е. объема прав и обязанностей человека и гражданина.

Конституция РФ разграничивает основные права и свободы человека и гражданина. Впервые такое разграничение ввела французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Оно вытекает из теории правового государства и гражданского общества. Человеку отводится отдельное поле деятельности, независимое от государства, и движущей силой выступают его личные интересы.Реализация таких интересов осуществляется в гражданском обществе, основанном на частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, и опирается на естественные права человека, принадлежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь от вмешательства в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было вмешательства. Таким образом, в гражданском обществе на основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ёе независимости от любого незаконного вмешательства.[9] Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством — института гражданства.[10] Все статьи главы 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» последовательно различают права и свободы по указанному принципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т. д. Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.Наряду с этим в ст. 31, 32, 33, 36 сформулированы права, принадлежащие только гражданам РФ. Это преимущественно политические права — право собраний, митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на обращение. Однако ст. 36 закрепляет социально-экономическое право частной собственности на землю только за гражданами и их объединениями.В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане РФ — защита Отечества (ст. 59); возможность осуществления своих прав и обязанностей в полном объеме с 18 лет (ст. 60). Только на граждан РФ распространяется запрет высылки за пределы государства или выдачи другому государству (ст. 61); возможность иметь гражданство иностранного государства — двойное гражданство (ст. 52).В этой связи следует обратить внимание на формулировки Международного пакта о гражданских и политических правах: «каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 9), «никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство» (ст. 11); «все лица равны перед судами и трибуналами» и др. Личные права сформулированы применительно к человеку, который может быть, а может и не быть гражданином того или иного государства. Однако ст. 5, закрепляющая политические права (право на участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным, допуск в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе), применяет термин «каждый гражданин». Стало быть, за различием терминов и понятий «человек» и «гражданин» следует различие в правовом статусе индивида.Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека, государство имеет право требовать от него поведения, которое соответствовало бы поведению, зафиксированному в юридических нормах. Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Государство как носитель политической власти располагает специальными механизмами обеспечения прав человека и выполнения им своих обязанностей.[11] Обязанность — это необходимое, должное поведение человека. Следует вместе с тем подчеркнуть, что индивид не всегда осознает эту обязанность, часто это приводит к нарушению нормы. Государство в системе обязанностей указывает социально полезный и необходимый вариант поведения. Часть обязанностей как элемент правового статуса распространяется на всех лиц, проживающих в государстве. Так, Конституция РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), Наряду с этим обязанность, закрепленная в ст. 59, четко формулирует, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.В правовой статус личности включаются, как видно, и обязанности, постольку, поскольку права одних лиц, не подкрепленные обязанностями других, реализованы быть не могут.Государство руководствуется на свободе и ответственности поведения, соответствие его интересам обществами интересами, а поэтому требует выполнения обязанностей и определяет запреты, связанные с ненадлежащим использованием прав и свобод, с целью защитить интересы общества и государства, права других лиц. Связь свободы и обязанностей раскрывается в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности».Правовой статус охватывает все многообразие прав, относящихся к самым различным сторонам деятельности индивида. В соответствии со сферами его деятельности можно определить структуру и характер прав, составляющих правовой статус. Такая структура вытекает из Всеобщей декларации прав человека, и особенно из международных пактов по правам человека, и включает: гражданские (личные) права, политические права, культурные права, социальные и экономические права.

Глава 2. Понятие обязанностей человека и гражданина

«Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».[12] В правовом государстве обязанности представляют собой комплекс морально-правовых требований, предъявляемых к личности и вытекающих из объективных потребностей развития и совершенствования общества, самой личности.[13]

В литературе традиционно большое внимание уделяется правам и свободам человека и гражданина. Однако предоставление всем одних только прав без каких-либо обязанностей означало бы упразднение всякой свободы и демократии, так как свобода одного неизбежно выступает как мера ограничения свободы других, как следствие их обязанностей. Вот почему необходимо, не забывая о правах и свободах, глубоко раскрыть вторую сторону неразрывного диалектического единства: обязанности, ответственность, общественный долг, дисциплина и организованность граждан, – ибо те широкие права и свободы, которыми они располагают, могут быть успешно реализованы только при выполнении ими своих обязанностей.

Единство прав и обязанностей в нашем обществе является важнейшим принципом, выражающим гармоническое сочетание личных и общественных интересов, взаимную ответственность и взаимные социальные требования, притязания гражданина и правового государства. Тезис о том, что «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав», получает здесь реальное воплощение. При этом обязанности, как и права, носят реальный характер и коренным образом отличаются от тех обязанностей, которые декларативно провозглашаются в Конституциях социалистических стран, где государство – чужая для них сила, сила, служащая интересам одной лишь, господствующей во всех сферах общественной жизни партии.

Конституционные обязанности человека и гражданина – это выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории. К этому определению, соответственно, относятся как граждане, так и не граждане данного государства.

Иными словами обязанности можно определить как конкретную (нормированную) форму выражения ответственности. Будучи предписаниями о должном, они представляют собой четко зафиксированный в законодательном порядке реестр требований, предъявляемых обществом к личности. Этот реестр выражает минимум, а не максимум, так как законом нельзя охватить всего содержания и всех форм проявления ответственности. Юридические обязанности – лишь официальные определители вида и меры желательного поведения, выражение государственной необходимости. Общественно необходимое поведение постулируется в законе как юридическая обязанность, исполнение которой поддерживается авторитетом власти.

И в то же время – это выражение свободы индивида, ибо свобода есть мера необходимости. Обязанности устанавливаются как в интересах общества, так и в интересах самого правообязанного субъекта. Конечно, отдельно взятая юридическая обязанность ограничивает в известной мере свободу индивида, его волю, желания; она может внешне восприниматься им как нечто стесняющее его действия, как форма принуждения (например, обязанность защиты отечества и уплаты налогов). Там не менее обязанность, наряду с правом, – предпосылка свободы и, в конечном счете, выражает собственные интересы ее носителя, даже если он этого не осознает.[14]

В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом.

Наряду с правами и свободами, как уже было сказано выше, обязанности являются составной частью правового статуса личности. Этим и определяется то, что они закрепляются в гл. 2 Основного закона. Права и обязанности выступают как две неразделимые категории диалектического единства. Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

Некоторые обязанности человека, наряду с правами, возникают только с достижением определенного возраста, например, воинская обязанность.

Согласно ч.2 ст. 6 Конституции, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан. Принцип равенства обязанностей по общему понятию распространяется на граждан и не граждан. Конституция не освобождает не граждан от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и др.).

Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности специальных субъектов права (например, обязанность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить возможность граждан возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающих их права и свободы). Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности-запреты (например, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства).

Итак, конституционные обязанности как равноценная составная часть правового статуса личности – это закрепленное конституционными нормами обязательное поведение человека и гражданина, когда на стороне государственных органов, органов местного самоуправления и других физических лиц имеется право требовать выполнение предписанных Конституцией правил.[15]

2.1. Классификация обязанностей

Как уже подчеркивалось выше, конституционные обязанности могут возникать у гражданина и (или) человека, следовательно, возможно разделение конституционных обязанностей на обязанности граждан и обязанности людей (сюда необходимо включить лиц без гражданства и иностранных граждан).[16]

Конституция Российской Федерации закрепляет следующие обязанности:

- обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15 п.2);

- обязанность в ходе экономической деятельности не допускать монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 п. 2);

- обязанность не наносить ущерба окружающей среде (ст. 36 п. 2);

- обязанность заботиться о детях и их воспитании (ст. 38 п. 2);

- обязанность трудоспособных детей с 18 лет заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38 п.3);

- обязанность получить основное общее образование (ст. 43 п. 4);

- обязанность заботиться о сохранении культурного и исторического наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44 п. 3);

- обязанность уплаты налогов и сборов (ст. 57);

- обязанность охраны природы и окружающей среды (ст. 58);

- обязанность защиты Отечества (ст. 59);

- обязанность воинской или альтернативной службы (ст. 58 п.2 и п.3).

Из-за небольшого количества обязанностей, непосредственно обозначенных в Конституции РФ, их сложно вставить в какую либо систему и проследить их подчиненность.

2.2. Содержание обязанностей по Конституции Российской Федерации

Рассмотрим подробнее конституционные обязанности.

Соблюдение Конституции и законов

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции России. По сути, она распространяется и на лиц не являющихся гражданами РФ, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений. Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией Российской Федерации и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить, как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Уважение прав и свобод других лиц

Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.[17]

Забота о детях и нетрудоспособных родителях

В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их .воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав.

Получение основного общего образования

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей. Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

Забота о памятниках истории и культуры

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. [18] Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Уплата налогов и сборов

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.[19] Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества. Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Сохранение природы и окружающей среды

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).[20] Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Защита Отечества

Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации. Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности. Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (ст. 8). Граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Закон о воинской обязанности и военной службе от 11 февраля 1993 г. установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту.

Альтернативная служба может осуществляться в медицинских и других учреждениях, о чем должен быть принят федеральный закон. Отсутствие закона, который бы определял условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, создает препятствия для полного осуществления гражданами их конституционного права, прежде всего, применительно к случаям, которые согласно ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации должны устанавливаться именно в нем.

Глава 3. Взаимосвязь основных прав, свобод и обязанностей

человека и гражданина

Принцип единства прав и обязанностей - принцип демократического правового государства, в соответствии с которым государство, предоставляя гражданам права и свободы, одновременно принимает на себя целый ряд обязательств перед гражданами. Так, если конституцией закрепляется право частной собственности на землю, то государство обязано гарантировать юридическое и фактическое полноправное владение, пользование, распоряжение земельным участком, принадлежащим гражданину на праве частной собственности. Если конституция предоставляет право на охрану частной жизни, то государство обязано гарантировать это право, исключить вмешательство в частную жизнь гражданина. Это означает, что каждый человек не только обладает правами, но и несет обязанности (перечень основных обязанностей исчерпывающе закреплен в Конституции РФ: обязанность соблюдать Конституцию и законы, защищать Отечество, платить законно установленные налоги и сборы, охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам). Такой подход вытекает из гуманистического положения, согласно которому невозможно жить в обществе и быть свободным от него. Этому положению соответствует и ч. 3 ст. 17 Конституции РФ (осуществление прав и свобод одним лицом не должно нарушать права и свободы других лиц). Есть еще один, частный аспект данного положения: если между субъектами конституционного права возникает правовое отношение, то стороны такого отношения связаны взаимными правами и обязанностями. Например, праву граждан (избирателей) выдвинуть кандидата на выборную должность (собрав для этого требуемое законом число подписей в его поддержку) корреспондирует обязанность избирательной комиссии зарегистрировать конкретное лицо в качестве кандидата; праву субъекта законодательной инициативы, внесшего законопроект в Государственную Думу, соответствует обязанность Государственной Думы в установленном порядке принять такой законопроект к обсуждению и т. д.[21]

Вопрос о единстве прав, свобод и обязанностей в основах правового статуса личности независимо от того, закреплен ли он в конституции или нет, является определяющим моментом правового статуса личности. Это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов. Именно это обстоятельство диктует необходимость рассматривать их как целостное правовое явление.

Как известно, в нашей Конституции опущена обязанность граждан трудиться. Это в известной степени символизирует теоретический и практический разрыв прав и обязанностей. В этой связи заслуживает всяческой поддержки посыл немецкого ученого Ф.Фабрициуса: «Право на труд признается в качестве примера прав человека. Вывод об обязанности трудиться представляется допустимым, ибо ценности, не обеспечиваемые природой, должны создаваться трудом»».[22]

В системе права конституционные права, свободы и обязанности занимают свое особое место и представляют собой самостоятельный институт.

Как особый государственно-правовой институт основные права, свободы и обязанности обладают рядом таких свойств, признаков, которые выделяют их из всей системы прав, свобод и обязанностей граждан и обусловливают их определяющую роль в оформлении правового статуса личности в демократическом обществе и государстве.

Единство прав, свобод и обязанностей обусловлено как их содержанием, так и формой закрепления. Конституционная форма представляет собой один из факторов их единства.

Единство прав и обязанностей достигается в основном: а) посредством таких формулировок, в которых права и свободы трудно отделять от обязанностей. Они как бы сливаются между собой. Примером такого способа служит текст ст. 48. Здесь возможность основного общего образования является вместе с тем и обязанностью. В советских конституциях право граждан на труд означало в то же время и обязанность трудиться; б) путем сочетания различных но содержанию прав и обязанностей, например закрепленное в ст. 35, 37 право частной собственности и право на свободный труд связано с обязанностью платить установленные законом налоги и сборы (ст. 57); в) посредством согласования прав и свобод человека и гражданина с его обязанностями или путем гарантии прав одних обязанностями других. Так, в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ утверждается, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Здесь также нужно отметить наличие единства между правовым статусом личности и статусом государства, его органов, должностных лиц, а также общественных объединений. Предоставление прав и свобод человеку и гражданину и возложение на них определенных обязанностей должны координироваться с правами и обязанностями соответствующих субъектов правового общения. Оно выражается в том, что правам и свободам личности должны соответствовать определенные обязанности государства и его органов. И наоборот, возложенные на человека и гражданина обязанности обусловливают права и полномочия государства, государственных органов и должностных лиц. Сравните две нормы Конституции: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе» и «Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации...».

Здесь в первом случае речь идет о праве граждан, во втором – об обязанности Президента РФ.

Однако, определяя правовой статус, например, органа государства посредством указания на права и обязанности, конституция и закон порой не делают различия между этими двумя институтами. Оно объясняется тем, что в правовом статусе любого органа и должностного лица права и обязанности сливаются воедино, образуя их компетенцию. Для государственного органа и должностного лица в их практической деятельности не имеет в общем большого значения, определятся ли предоставленные ему полномочия терминами «имеет право» или «обязан». И в том и в другом случае они должны осуществить определенные действия или воздержаться от них.

Матузов Н.И. дает такую характеристику единства прав и обязанностей. По его мнению, единство прав и обязанностей выражается: в их одинаковой социально-политической однородности, одинаковой значимости и ценности; в их юридической согласованности; в диалектическом взаимодействии как парных категорий; в однозначности роли как определителей вида и меры поведения субъектов (соответственно возможного и необходимого); невозможности раздельного (независимого) функционирования и реализации; в общности целей, путей, задач развития; в гарантированности со стороны государства и одинаковой заинтересованности в осуществлении и тех и других.[23]

Заключение

Право плюс обязанности, свобода плюс ответственность – таков один из основополагающих принципов гражданского общества.

1. Права и свободы – высшая ценность, признаваемая, соблюдаемая и защищаемая государством.

Конституционные права и свободы - есть представленная Конституцией возможность поведения человека и соответствующая ему обязанность государства, физических и юридических лиц не нарушать, не препятствовать реализации этих прав и свобод.

2. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством.

Конституционные обязанности как равноценная составная часть правового статуса личности – это закрепленное конституционными нормами обязательное поведение человека и гражданина, когда на стороне государственных органов, органов местного самоуправления и других физических лиц имеется право требовать выполнение предписанных Конституцией правил.

3. Наряду с правами и свободами, обязанности являются составной частью правового статуса личности.

Единство прав и обязанностей в нашем обществе является важнейшим принципом, выражающим гармоническое сочетание личных и общественных интересов, взаимную ответственность и взаимные социальные требования, притязания гражданина и правового государства.

4. Добиваться реализации обязанностей граждан можно и нужно не только кнутом, но и осознанием авторитета власти, от которой указание этих обязанностей исходит.

Как сказал известный правовед Коркунов: «Авторитет велений власти основывается всегда в конце-концов на признании их обязательности со стороны общества. Каждый отдельный гражданин вынужден подчиняться велениям органов власти не потому только, что повелевающий от него этого требует, но и потому, что все общество признает для него эти веления обязательными. Но такое признание необходимости исполнения каждым обращенных к нему велений и обусловленное им нравственное понуждение других к подчинению не есть уже исполнение велений, a составляет деятельное к ним отношение. Такое признание, составляющее главное основание государственного властвования, само не может уже основываться на подчинении велениям органов власти».[24]

Список использованной литературы

1. Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993г. – СПС Консультант Плюс.

2.Всеобщая декларация прав человека, 1948 г. – СПС Консультант Плюс3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод, 1950 г. – СПС Консультант Плюс

4. Международный пакт о гражданских и политических правах: Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. .Вступил в силу 23 марта 1976 года. - СПС Консультант Плюс.

2. Литература

5. Апиян Н.А. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. 2001. - №5.

6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - 4-е изд., изм. и доп. - М., 2004.

7. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. – М., 2001.

8. Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики/ Под ред. Ф.М. Рудинского. – 2-е изд. – М., 2006.

9. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России/ Под ред. Ю.А. Веденеева. - М., 2003.

10. Конституционное право: Энциклопедический словарь. - М., 2005.

11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2009.

12. Лаврик М.А. Права человека: новации в понимании и юридической фиксации //Сибирский Юридический Вестник. - 2005. - № 2.

13. Лукашева Е. А. Права человека. - М.,2001.

14. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.- М., 2002.

15. Права человека/ Под ред. Е.А. Лукашевой. - М., 2000.

16. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации: Постатейный.- М., 2001.

17. Стефанов. А. Ю. Право и свобода: Некоторые вопросы теории и философии права//Сибирский Юридический Вестник. - 2004. - № 2.

18. Тиунов О.И.Международное гуманитарное право. Ч. 1. – М., 2009.

19. ФабрициусФ Права человека и европейская политика. - М , 1995.

20. Федоров Г.К. Теория государства и права. – М., 1998.


[1] Федоров Г.К. Теория государства и права. – М., 1998. - с.152

[2] Тиунов О.И.Международное гуманитарное право. Ч. 1. – М., 2009. - с. 23.

[3] Права человека/ Под ред. Е.А. Лукашевой. – М., 2001. – с.97.

[4] Стефанов. А. Ю. Право и свобода: Некоторые вопросы теории и философии права//Сибирский Юридический Вестник. - 2004. - № 2.

[5] Лаврик М.А. Права человека: новации в понимании и юридической фиксации //Сибирский Юридический Вестник. - 2005. - № 2.

[6] Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. Ч. 1. – М., 2009. – с. 56.

[7] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - 4-е изд., изм. и доп. - М., 2004. - С. 164.

[8] Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики/ Под ред. Ф.М. Рудинского. – 2-е изд. – М., 2006. – с.29.

[9] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2009. – с. 45.

[10] Конституция Российской Федерации. Ст.6. – СПС Консультант Плюс.

[11] Лукашева Е. А. Права человека. - М.,2001. - С. 99

[12] Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России/ Под ред. Ю.А. Веденеева. - М., 2003. – с.102.

[13] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М., 2002. – с.74.

[14] Апиян Н.А. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. 2001. - №5.

[15] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2009. – с. 96.

[16] Там же. С. 117.

[17] Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации: Постатейный.- М., 2001. – с.34.

[18] Конституция Рф. Ч.3. Ст. 44. – СПС Консультант Плюс.

[19] Там же. Ст. 57.

[20] Конституция РФ. Ст. 59. – СПС Консультант Плюс.

[21] Конституционное право: Энциклопедический словарь. – М., 2005. – с. 112.

[22] Фабрициус Ф. Права человека и европейская политика. - М , 1995. - С. 43–44.

[23] Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. – М., 2001. – с. 145.

[24]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  695  696  697   ..