Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 19

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  483  484  485   ..

 

 

Разработка стратегии развития муниципального унитарного предприятии Тверьспецавтохозяйство

Разработка стратегии развития муниципального унитарного предприятии Тверьспецавтохозяйство

Федеральное агентство по образованию РФ

Глава 1. Теоретические аспекти понятия разработки стратегии.

1.1. Сущность и виды стратегии предприятия и организации……………… 5

Глава2 Характеристика организации как объекта управления

2.1. Обшая арактеристика предприятия……………………………………….14

Глава 1. Теоретические аспекти понятия разработки стратегии.

1.1. Сущность и виды стратегии предприятия и организации.

1.3. Основные этапы процесса разработки стратегии муниципальных предприятий

Глава 2. Характеристика организации как объекта управления

2.1. Общая характеристика предприятия

В качестве объекта исследования я выбрала муниципальное унитарное предприятие «Тверьспецавтохозяйство»

Муниципальное предприятие основано на праве хозяйственного ведения и осуществляет деятельность на основании решения Тверской городской Думы от 25.02.2004 г. №13 администрация города Твери в лице департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери в соответствии с постановлением Главы города Твери №795 от 20.04.2004 г. «О создании МУП «Тверьспецавтохозяйство».

Предмет и виды деятельности предприятия МУП «ТСАХ»:

1. Удаление твердых отходов с территории домовладений, предприятий и организаций;

2. Удаление жидких бытовых отходов из неканализированных домовладений;

3. Содержание и эксплуатация полигонов по сбору, хранению, переработке бытовых отходов;

4. Содержание муниципальных общественных туалетов;

5. Отлов бродячих животных.

МУП «Тверьспецавтохозяйство» является юридическим лицом и своем хозяйственном ведении имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, имеет расчетные, валютные и прочие счета в банках РФ и в других банках, круглую печать с собственным наименованием на русском языке и указанием на место нахождения предприятия, штампы и бланки со своим наименованием, собственный товарный знак, эмблему и другие реквизиты.

МУП «Тверьспецавтохозяйство» должно предоставлять отчеты о своей деятельности заместителю Главы администрации города, курирующему отрасль, должностному лицу, курирующему МУП, на основании постановлений Главы администрации города.1

На получение любых сведений о деятельности МУП «Тверьспецавтохозяйство» имеют право Тверская городская Дума и администрация города Твери в лице своих органов и подразделений.

Предприятие обязано исполнять требования Федеральных законов «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», «О воинской обязанности и военной службе» в части его касающейся.2

В своей деятельности предприятие руководствуется действующим законодательством РФ, Тверской области, Положением о муниципальном унитарном предприятии, настоящим Уставом уставом и актами органов муниципального самоуправления г. Твери. 3

Учредительным документом МУП «Тверьспецавтохозяйство» является его устав, который утверждается уполномоченными государственными органами Российской Федерации.

_______________________________

1,2,3 Устав муниципального унитарного предприятия «Тверьспецавтохозяйство» гл. 1, ст. 1

2.2. Организация деятельности МУП « Тверьспецавтохозяйство»

МУП «Тверьспецавтохозяйство» возглавляет директор. Он назначается на должность в соответствии с «Порядком возникновения и прекращения трудовых отношений с руководителем муниципального унитарного предприятия». По основаниям, предусмотренным трудовым договором или действующим законодательством, директор предприятия может быть освобожден от занимаемой должности. Директор предприятия, действуя в его интересах добросовестно и разумно и организуя выполнение решений собственника имущества предприятия.

Директор МУП «Тверьспецавтохозяйство» имеет право с учётом коллективного договора самостоятельно в пределах единого фонда материального поощрения и социального развития определять долю этого фонда, направляемую на социальное развитие, исходя из конкретных задач, стоящих перед предприятием, в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности предприятия, утверждённым в установленном порядке.

Директор МУП «Тверьспецавтохозяйство» имеет право:

· без доверенности действовать от имени предприятия;

· представлять его интересы во всех отечественных и иностранных организациях;

· по согласованию с собственником распоряжаться имуществом предприятия;

· заключать договора, в том числе и трудовые;

· выдавать доверенности, открывать в банках расчетный и другие счета;

· утверждать штатное расписание;

· издавать приказы и давать указания, обязательные для всех работников предприятия.

В своем подчинении директор имеет штат сотрудников, которые выполняют свои обязанности, а также указы, утвержденные директором.

Штат расписания муниципального унитарного предприятия утверждается директором этого предприятия, а также подписывается главным бухгалтером и инспектором по кадрам. Директор издает указ, в котором прописывается: должность (специальность, профессия), разряд, класс категория), квалификацию каждого сотрудника; тарифная ставка, надбавка и общая сумма заработной платы.

В компитенции учредителя учреждение предприятия; расторжение договора с директором предприятия, определение видов деятельности предприятия; контроль за имуществом предприятия; согласование планов деятельности, тарифов, совершения сделок и др.

Огрганизационная структура МУП «ТСАХ» представлена на рисунке 1.

Рис. 1 Организационная структура МУП "Тверьспецавтохозяйство"

2.3. Анализ существующих стратегий развития МУП «ТСАХ»

В данном разделе курсовой работы рассмотрим общую стратегию и охарактеризуем внешнюю и внутреннюю среды предприятия МУП «ТСАХ».

Одной из составляющих разработки стратегического плана является оценка внутренней и внешней среды предприятия. Существует стандартизованная процедура, которая получила название SWOT – анализ.

Сущность такого анализа заключается в оценке перспектив финансово-хозяйственной деятельности предприятия в двух аспектах. Говоря о сегодняшнем положении предприятия, определяют его достоинства и недостатки, а взгляд на перспективу выявляет возможности продолжения дальнейшей деятельности и угрозы успешному выполнению планов. Результаты сводятся в таблицу, которая дает наглядный материал для планирования дальнейшей деятельности по преодолению недостатков и реализации рыночных преимуществ предприятия с учетом выявленных возможностей и угроз.

SWOT - это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка компании отражается в основном в S и W, а внешняя - в О и Т. Опишем основные факторы, которые целесообразно учитывать в SWOT-анализе.

SWOT-анализ МУП «ТСАХ» г.Твери представлен в табл.2.

Таблица 2.

Таблица 2 Факторы, учитываемые в SWOT-анализе

Потенциальные внутренние сильные стороны (S) Потенциальные внутренние слабости(W)
Внутренняя среда 1.Связи, большой опыт работы на рынке 1. Отсутствие эффективной рекламы отрасли
2. Отсутствие конкурентов на рынке предлагаемых услуг 2. Недоступность финансов, необходимых для изменения стратеги
3.Наличие базы для деятельности (помещения, укомплектованный штат, инструменты, техника, автомобили) 3.Недостаточная квалификация штата
4.Специальные знания 4. Наличие убытков
5.Доступ к информации различного рода (структура и состав населения, законодательство, база данных по жителям -паспортный стол и новым предприятиям/организациям) 5. Низкое качество предоставляемых услуг
6.Наличие лицензий на проведение работ по сбору и вывозу отходов, уборку территорий 6.Недостаток необходимых оборотных средств

7. Надежная сеть распределения

7. Отсутствие инновационных технологий производства
8.Отсутствие маркетинговой службы, и, как следствие, маркетинговой программы
9.Изношенность инвентаря, техники и машин
10.Наличие сверхнормативной дебиторской и кредиторской задолженности
11. Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации
12. Устаревшие технологии и оборудование
13. Слабая политика продвижения
Внешняя среда Потенциальные внешние благоприятные возможности (О) Потенциальные внешние угрозы (Т)
1.Смена организационно-правововй формы 1.Появление конкурентных организаций
2. Повышение квалификации персонала деятельности 2.Ослабление бюджетного финансирования
3. Диверсификация и дифференциация 3.Повышение тарифов не приведет к улучшению финансового состояния предприятия (рост выпадающих доходов, дебиторской задолженности, дотаций)
4.Расширение номенклатуры предоставляемых услуг 4.Проведение конкурсов на обслуживание
5.Применение современной техники и технологий (введение в эксплуатацию новой техники, установка газового оборудования и т.д.) 5. Неблагоприятная политика правительства
6.Повышение тарифов на предоставляемые услуги 6.Законодательное регулирование цены
7.Внедрение инновационных технологий (раздельный сбор отходов, утилизация, переработка отходов)
8.Использование льготного налогообложения организаций, направляющих средства на развитие ЖКХ

Неустойчивое финансовое положения предприятия, нехватка оборотных средств, изношенность основных фондов, значительная дебиторская и кредиторская задолженность свидетельствует о том, что данное предприятие относится к категории слабых, находящихся в состоянии кризиса организаций.

Изменить дотационный, высокозатратный характер отрасли ЖКХ в сложившихся условиях позволяет реализация стратегии глобальной экономии.

Глобальная экономия – это стратегия не самих предприятий жилищно-коммунального хозяйства, а органов власти по отношению к ним, что является правомерным ввиду их финансовой и административной зависимости от городской администрации.

Глобальная экономия не предусматривает в краткосрочном периоде прямого сокращения выделяемых бюджетных средств или повышения тарифов при прочих равных условиях.

Огромные текущие расходы на ЖКХ и необходимость капитальных вложений нацеливают на формирование системы многовариантности источников их финансирования.

Для формирования системы многовариантного развития городской инфраструктуры в органе местного самоуправления должен быть разработан комплекс мер, способствующий притоку финансовых ресурсов. Этот комплекс основан на маркетинговых инструментах. Полученные средства направляются на внедрение ресурсоберегающих технологий, автоматизацию, механизацию, страхование и другие мероприятия, дающие в будущем сокращение текущих расходов в жилищно-коммунальной сфере.

Основным направлением стратегии глобальной экономии применительно к организациям ЖКХ является связанная диверсификация деятельности жилищно-коммунальных предприятий.

Широкий, но гармоничный номенклатурный ряд оказываемых услуг приведет к появлению новых источников финансирования предприятий ЖКХ при сохранении профиля их деятельности и более полном удовлетворении потребностей населения.

Стратегия глобальной экономики – это стратегия органов власти по отношению к МУП «ТСАХ», предполагающая комплексное сокращение затрат за счет реализации стратегии диверсификации внутри предприятия, организационного и финансового реинжениринга и механизации.

Для коммунальных предприятий стратегия глобальной экономики выражается во внедрении энергоресурсосберегающих

Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию стратегии развития МУП «ТСАХ»

3.1. Безопасность движения в системе оперативного управления зимним содержанием дорог.

Всвязи с ростом интенсивности движения проблема обеспечения безопасного проезда по дорогам к себе все большее внимание. В зарубежных странах одним из основных принципов обеспечения безопасности движения является приоритет жизни и здоровья пользователей дорог над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Федеральная целевая программа развития автомобильных дорог до 2010 года среди основных направлений дорожной политики предусматривает развитие международных транспортных коридоров и их интеграцию в Европейскую систему автомобильных дорог. Процесс интеграции предусматривает достижение определенных уровней безопасности движения и сервиса для пользователей дорог за счет повышения их потребительских свойств, особенно, в сложных погодных условиях.

Снижение уровня безопасности дорожного движения в зимний период обусловлено влиянием погодных условий на состояние дорожных покрытий и его сцепные качества. Низкие сцепные качества покрытия на зимних дорогах являются одной из основных причин возникновения ДТП. Для обеспечения высоких транспортно-эксплуатационных показателей дорог эксплуатационная служба ТСАХ в зимний период проводит комплекс работ по их содержанию. Наибольшее влияние на безопасность дорожного движения оказывает качество и своевременность проведения работ по борьбе с зимней скользкостью.

Одним из путей решения задач, указанных в программе развития автомобильных дорог. является совершенствование системы оперативного управления работами по зимнему содержанию дорог и развитие систем погодного мониторинга. Это позволит перейти от существующих в Твери технологий ликвидации зимней скользкости к профилактике ее образования, что обеспечив повышение безопасности движения в зимний период в сложных погодных условиях.

Совершенствование оперативного управления зимним содержанием дорог за рубежом идет по пути развития интеллектуальных транспортных систем, составной частью которых является подсистема погодного мониторинга. Информация, получаемая в данной подсистеме. позволяет дорожно-эксплуатационной службе выбирать оптимальные стратегии работ по зимнему содержанию дорог и проводить профилактические работы с целью недопущения образования скользкости на дорожном покрытии. Для повышения безопасности движения система оповещает пользователей дорог о состоянии проезда, безопасном скоростном режиме и возможных маршрутах движения. Необходимость решения задач совершенствования специализированного метеорологического обеспечения для управления работами по зимнему содержанию дорог определяется рядом причин: ужесточением требований к уровню содержания дорог и безопасности дорожного движения; развитием и совершенствованием техники для содержания дорог. позволяющей более точно дозировать противогололедные материалы при их распределении: внедрением современных технических средств для организации дорожного движения, сбора. передачи и обработки оперативной информации о погодных параметрах в зоне прохождения дороги и состоянии дорожного покрытия; все более широким внедрением информационных технологий в процессы управления дорожным движением и содержанием дорог.

Погодные факторы оказывают непосредственное влияние на безопасность движения. Вероятность возникновения ДТП повышают факторы, зависящие напрямую от погодных условий: низкие сцепные качества покрытия, сужение проезжей части при наличии снега на дорожном покрытии, наличие снежных валов на пересечениях в одном уровне в зоне треугольника видимости, ограничение видимости по погодным условиям.

В системе оперативного управления зимним содержанием дорог показатель БДД является одним из основных выходных параметров. По нему, в конечном счете, оценивается эффективность выбора управляющих воздействий - стратегий проведения работ по борьбе с зимней скользкостью.

Выбор управляющего воздействия (стратегии работ) при оперативном управлении работами по зимнему содержанию дорог зависит от дорожных и погодных факторов. Предложена классификация работ по борьбе с зимней скользкостью с учетом особенностей оперативного управления. Все виды работ разделены на две группы: удаление скользкости переводом ее в другое агрегатное состояние и механическое удаление скользкости (см. рис. 2).

Различие в требованиях к ресурсам:

· Технике и навесному оборудованию для зимнего содержания дорог

· Виду противогололедного материала

· Нормам распределения

· Погодной информации (состав прогнозов, прогнозируемые параметры, заблаговременность, степень детализации)

Рис. 2

Классификация стратегий работ по борьбе с зимней скользскостью.

Они различаются по технологиям работ, времени проведения работ и их цикличности, составу погодной информации, которая учитывается при проведении работ. Системы погодного мониторинга позволяют перейти к стратегиям профилактической обработки дорожных покрытий, а при ликвидации скользкости выбирать оптимальные нормы распределения противогололедных материалов.

В соответствии с принятой классификацией в таблице 3 приведены номера стратегий и краткое описание технологических операций. На основе информации, приведенной в таблице, может быть разработана методика оценки уровня безопасности дорожного движения как одного из выходных параметров системы оперативного управления зимним содержанием дорог.

Таблица 3

Технологии проведения работ по зимнему содержанию автомобильных дорог

Стратегия

Наименование

Описание технологии производства работ

I

Ликвидация зимней скользкости

По образовавшемуся слою ледяных отложений распределяются противогололедные материалы (ПГМ) с нормами, достаточными для перевода отложений в другое агрегатное состояние

II

Профилактика зимней скользкости

До образования скользкости производится распределение ПГМ с уменьшенными нормами для предотвращения образования скользкости

III

Удаление рыхлого снега с покрытия

Производится патрульная снегоочистка при выпадении осадков и механическая очистка рыхлого снега с покрытия после их окончания

IV

Профилактика образования снежного наката

Распределяются ПГМ во время снегопада для недопущения уплотнения и сохранения снега в рыхлом состоянии с последующей механической очисткой

V

Распределение фрикционных материалов

Фрикционные материалы в чистом виде или в смеси с ПГМ распределяются по слою снежно-ледяных отложений, когда использование ПГМ в чистом виде неэффективно

VI

Расчистка снежных заносов

Технология расчистки снежных заносов зависит от толщины снежных отложений и участка дороги (насыпь, выемка)

Для количественной оценки этого выходного параметра используется метод итоговых коэффициентов аварийности [7]: Китог = К1 / К2 ...К n , (1), где К1 ...Кп - частные коэффициенты аварийности - отношение числа ДТП на участке дороги с различными элементами плана и профиля, состояния покрытия к количеству ДТП на эталонном участке дороги с сухим шероховатым покрытием.

В развитие этого метода, позволяющего получить осредненную оценку условий движения, А.П. Васильев предложил использовать сезонные коэффициенты аварийности, учитывающие влияние погодно-климатических факторов и кратковременные изменения дорожных условий.

Для учета влияния погодных условий и различных стратегий работ по борьбе с зимней скользкостью на показатели аварийности изменяются частные коэффициенты для зимнего периода (см. табл. 4).

Таблица 4

Частные сезонные коэффициенты аварийности, учитываемые при оценке различных стратегий работ по борьбе с зимней скользкостью

Частный коэффициент аварииност и, уч ит ывающий (1) актор

Стратегии производства работ по 3 ими ему содержанию

Примечания

Интенсивность и состав движения для зимнего периода

1 II, III, IV,

V, VI

Ширина проезжей части и обочин (фактически используемая для движения в зимний период)

1,11, III, IV, VI

При современных требованиях к уровню содержания дорог (очистка проезжей части на полную ширину) поправочный коэффициент может не вводиться

Уменьшение ширины обочин за счет образования снежных отложений

III, IV, VI

На период проведения работ, до окончания очистки обочин

I, И, III, IV, VI

Для дорог, на которых в зависимости от | принятого уровня содержания допускается очистка обочин не на полную ширину

Ограничение видимости на кривых в плане снежными валами, образующимися при очистке дорог от снега

III, IV, VI

На период проведения работ, до окончания очистки обочин

Ограничение видимости на прямых участках из-за выпадения осадков

III, IV, VI

На период выпадения осадков. Величина ограничения зависит от вида и интенсивности выпадения осадков.

Скользкое покрытие

I, III, IV, V, VI

Значение поправочных коэффициентов зависит от состояния покрытия, вида зимней скользкости.

Поправочные коэффициенты, приведенные в таблице, могут быть учтены как для всего участка автомобильной дороги, так и для пересечений, примыканий и искусственных сооружений. Эти участки дорог, как наиболее характерные и опасные, имеют свои особенности при зимнем содержании, учтенные в классификации работ.

По итоговому коэффициенту аварийности итог i ), вычисленному для зимнего периода и для соответствующей стратегии работ, оценить возможное количество ДТП (Z)на 1 млн-авт-км можно по эмпирической формуле : Z = 2-10 5 Китог i 0,373 N ti L , где N - интенсивность движения, авт/ч; ti — продолжительность нахождения дорожного покрытия дороги в условиях зимней скользкости, ч; L - длина участка дороги, км.

Для проведения расчетов составлена специальная номограмма. Продолжительность нахождения покрытий в условиях зимней скользкости учитывается с помощью временных диаграмм, составленных для различных стратегий работ.

Методы оценки безопасности движения были использованы при проведении исследований по совершенствованию оперативного управления зимним содержанием автомобильных дорог и искусственных сооружений. Они использовались также при оценке:

· эффективности специализированного метеорологического обеспечения дорожных организаций; влияния метеорологических условий на

· эффективность функционирования дорожи о-транспортного комплекса;

· адаптивности различных технологических процессов к погодным воздействиям;

Результаты исследований подтвердили необходимость совершенствования оперативного управления зимним содержанием дорог на основе развития систем погодного мониторинга, что будет способствовать повышению безопасности движения в сложных погодных условиях за счет:

· профилактики или своевременной ликвидации скользкости на дорожном покрытии

· информации для водителей о состоянии проезда по дорогам и безопасным маршрутам движения

· установки средств дополнительной информированности водителей о рекомендуемых режимахдвижения в сложных погодных условиях (знаки со сменной информацией, информационныетабло, временные дорожные знаки)

· использования технических средств систем погодного мониторинга (видеокамер) дляорганизации и управления дорожным движением.

По экспертным оценкам зарубежных специалистов, совершенствование управления содержанием дорог на основе систем погодного мониторинга снижает уровень аварийности на 10-15%.

3.2. Разработка мер по совершенствованию организации сбора и утилизации бытовых отходов в г. Твери

Предложения по совершенствованию организации сбора и утилизации бытовых отходов в г. Твери сводится к следующему:

1. Увеличение численности Экологической Комиссии;

2. Разработка Экологической Межмуниципальной Программы;

3. Пересмотрение Стратегического Плана Развития МУП "Тверьспецавтохозяйство", и ориентирование его на улучшение экологической обстановки в г. Твери и его окрестностей;

4. Техническое перевооружение МУП "Тверьспецавтохозяйство";

5. Организация межмуниципального сотрудничества

6. Внедрение более современных форм и методов утилизации сбора бытовых отходов и мусора в г. Тверь;

7. Активная работа с местным населением, предприятиями и организациями по вопросу снижения объемов отходов;

8. Активная работа с региональными органами власти по привлечению финансирования и помощи в осуществлении данных мероприятий.

1. Увеличение численности независимой Комиссии, которая будет состоять из:

• представительной и исполнительной власти;

• населения и общественных организаций;

• ведомств государственного надзора (отделений Госкомприроды, СЭС);

• руководителей крупнейших предприятий-источников муниципальных отходов в городе;

• руководителя предприятия по утилизации ТБО (свалок и т. д.);

•транспортников, руководителей предприятий по переработке вторсырья;

• представителей СМИ.

На сегодняшний день в городе Тулуне функционирует Экологическая Комиссия, в состав которой входят: председатель комитета ЖКХ, эколог, и председатель административной комиссии. Однако, для наиболее эффективной работы данной комиссии, необходимо ввести в ее состав представителей бизнеса, СМИ, общественных организаций, ведомств государственного надзора и т.п.

Данная Комиссия будет осуществлять следующие виды деятельности:

- обсуждения, и принятие решений по наиболее эффективной очистке города Тулуна от бытовых отходов и мусора, таким способом, при котором экологии города и Тулунского района приносится минимальный ущерб;

- организация работы с населением и предприятиями о возможности сокращения отходов, вторичном использовании упаковки, пакетов, пластиковой посуды;

- организация межмуниципального сотрудничества а так же разработка предложений и проектов по улучшению ситуации с последующей презентацией их в органах государственной власти Тверской области и РФ;

- отслеживание результатов деятельности предприятий по уборке и очистке города, а так же совместная работа с ними по стратегическим разработкам и наиболее эффективной их деятельности;

- координация интересов всех заинтересованных сторон, принятие наиболее компромиссных решений;

- исследование опыта наиболее развитых регионов и зарубежных стран, и оценка возможностей внедрения этого опыта в г. Тулуне;

- иная деятельность, направленная на повышение эффективности организации сбора и утилизации бытовых отходов и мусора на территории города Твери.

Как показывает опыт работы российских общественных организаций, именно требование создания такого комитета и участия в нем представителей общественности может явиться удачным первым шагом на пути к осуществлению экологически приемлемой программы решения проблемы ТБО.

2. Разработка межмуниципальной экологической программы.

Следующим шагом является разработка муниципальной экологической Программы, которая будет ориентирована на межмуниципальное сотрудничество в решении данной проблемы.

В дальнейшем для осуществления тех или иных программ утилизации ТБО возможно создание других, более практически ориентированных структур, например, муниципальных или кооперативных предприятий по сбору отходов, переработке вторсырья и т. д. Иногда эти структуры могут пересекать административно-территориальные границы: быть межрайонными или межобластными.

В рамках данной Программы будет предусмотрено ряд стратегических задач, для решения которых необходимо объединение нескольких муниципальных образований на договорной и добровольной основе:

- максимально возможного использования селективного сбора отходов с целью получения вторичных ресурсов и сокращения объема захораниваемых отходов;

- применения новейших технологий по переработке отходов во вторичные материалы, что позволит вернуть их составляющие в производственный цикл;

- рекультивации отслуживших свой срок полигонов и ликвидации несанкционированных свалок, что позволит уменьшить занимаемые ими площади и снизить их негативное воздействие на окружающую среду;

- оптимальной эксплуатации существующих полигонов для размещения отходов с учетом последующей рекультивации их территорий;

- организации пунктов сбора вторичного сырья;

- строительства мусоросортировочных комплексов для переработки отходов и предприятий по переработке вторичного сырья;

- совершенствования системы учета и контроля за образованием и перемещением отходов;

- применение экономических методов управления отходами, стимулирования деятельности в области обращения с отходами;

- соблюдения принципа "загрязнитель платит";

- развития рынков вторичного сырья;

- сотрудничества государственного, муниципального и частного секторов в системе обращения с отходами;

- объединения усилий нескольких муниципальных образований, заключения межмуниципальных соглашений по оптимизации управления потоками отходов на территории нескольких муниципальных образований;

- совершенствования тарифной политики.

Таким образом, основное направление данной Программы – сокращение объемов захораниваемых отходов и максимальное вторичное их использование.

3. Следующим шагом совершенствования сбора и утилизации бытовых отходов на территории города Твери предлагается разработка нового Стратегического плана развития МУП "Тверьспецавтохозяйство".

В рамках данного предложения миссия предприятия будет иметь следующий смысл:

- улучшение экологической обстановки в городе Твери и прилегающих территорий путем наиболее эффективной организации сбора и утилизации бытовых и промышленных отходов с целью повышения качества жизни населения.

В соответствие с предлагаемой миссией МУП "Тверьспецавтохозяйство" предполагается разработка стратегических задач:

- техническое перевооружение МУП "Тверьспецавтохозяйство", модернизация и закуп современного оборудования;

- внедрение прогрессивных технологий;

- работа с местным населением организациями и предприятиями;

- организация межмуниципального сотрудничества;

Работа с местным населением, предприятиями и организациями

Эффективность работы с отходами возможно повысить, учитывая социальный фактор. Участие населения в такого рода процессе может быть как обязательным, так и добровольным.

Предполагается, что участие населения в сфере управления отходами будет развиваться по следующим направлениям:

- работа по информационному обеспечению;

- активное участие общественных организаций;

- проведение разъяснительной, просветительской работы в дошкольных, общеобразовательных учебных заведениях;

- работа с организациями и предприятиями, находящихся на территории города Твери с целью пропаганды сокращения использования упаковочных отходов, сортировки мусора.

- организация сбора и приемки отходов, которые может подвергаться вторичной переработки: стеклотары, жестяных банок, и т.д.

Всего на реализацию проекта потребуется 58 170 тыс. рублей. Однако эта сумма рассчитана на долгосрочную перспективу. Направления инвестирования представлены в таблице 5. Предполагается, что предлагаемые мероприятия будут реализованы поэтапно, в течение 5 лет. Объем инвестиций рассчитан исходя из текущих рыночных цен и предполагаемого количества.

Таблица 5

Направления инвестирования, тыс. руб.

2010 2011 2012 2013 2014 Итого
Инвестиции в основной капитал: 11375 10825 14125 12000 11000 55000
Приобретение машин и оборудования 7000 7500 8000 8500 7000 33625
Приобретение и внедрение технологий 2000 2500 3000 3500 4000 15000
Строительство зданий и сооружений 2375 875 3125 - - 6375
Прочие инвестиции: 450 520 650 700 850 3170
Содержание экологической Комиссии 200 200 250 250 300 1200
Работа с населением, предприятиями 150 200 250 250 300 1150
Межмуниципальное сотрудничество 100 120 150 200 250 820
Всего 9450 10520 11650 12700 13850 58170

Данные, приведенные в таблице 5 свидетельствуют о том, что в течение пяти лет на приобретение машин и оборудования понадобится 40 млн. руб., на внедрение новых более современных технологий – 15 млн. руб., на содержание Комиссии – 1,2 млн. руб., на работу с населением и предприятиями – 1,15 млн. руб., и межмуниципальное сотрудничество 820 тыс. руб. Более конкретный расчет представлен в следующей таблице 5.1.

Таблица 5.1

Расчет потребности в денежных средствах за пять лет

Статьи затрат примечание Кол-во шт. Цена, тыс. руб. Сумма, тыс. руб.
Приобретение машин ЗИЛ КО 440 1 1200 1200
Приобретение бульдозера Т-170 1 2700 2700
Строительство здания для прессов и прочего оборудования Площадь 250 м2 3125
Строительство гаража для бульдозеров Площадь 50 м2 625
Строительство административного здания Площадь 20 м2 250
Протяжка ЛЭП 1175
Строительство и монтаж подстанции Мощность 110 КВа 1200
Приобретение пресса для мусора 1 2000 2000
Приобретение пресса для пакетирования 1 2800 2800
Приобретение пресса для гофркартона 1 1800 1800
Приобретение дробилки роторной 1 3400 3400
Приобретение промышленного шредера Для крупногабаритных отходов 1 9725 9725
Приобретение гранулятора Для переработки полимеров 1 10000 10000
Приобретение реактора (или газопоршневого комплекса) 1 15000 15000
Итого Инвестиции в основной капитал: 55000
Представительские расходы 800
Презентации проектов 220
Печать информации в СМИ 150
Заработная плата членам Комиссии 800
Транспортные расходы 1200
Итого прочие инвестиции: 3170
Всего на реализацию всех мероприятий 58170

Предлагаемое оборудование и технологии.

Воронежский изобретатель Владимир Комаров разработал уникальную технологию переработки твердых бытовых отходов. Он из подручных средств сконструировал молекулярный реактор, подобного которому в мире пока нет. Мусор, попадающий туда, просто испаряется при температуре более 1500 Со , образуя синтетический газ (близкий к метану), на котором могут работать и автомобильные двигатели, и котельные для обогрева городов и поселков. Преимуществ у этого метода много. Во-первых, таким способом можно уничтожать не только бытовой мусор, но даже пестициды и ураносодержащие материалы. Во-вторых, в реакторе можно уничтожать любые отходы: железо, стекло и т. д. В-третьих, при таком способе имеется возможность выплавки цветных, черных и драгоценных металлов. В-четвёртых, такие аппараты можно быстро собирать и устанавливать, а главное - себестоимость по сравнению с западными заводами на порядок ниже. В Москве эта технология уже внедрена, ее стоимость составляет 15 млн. руб.

Альтернативная технология. ООО "Прогресс-Т", (г. Самара) был разработан, изготовлен, испытан и сертифицирован комплекс утилизирующего оборудования с использованием процесса газификации, имеющий в соответствии с ТУ 3116-001-74150904-2007 различные модификации и общее название - <Комплекс экологический энергогенерирующий>, далее комплекс.

Процесс газификации, на котором основана работа комплекса, представляет собой термохимическое разложение органического вещества на газовые составляющие при неполном кислородном окислении. Это означает, что углерод и водород органического вещества первично подвергается горению, с выработкой инертных газов СО2 и паров воды Н2О. Но так как горение происходит при недостатке кислорода, то часть углерода топлива не вступает в реакцию окисления кислородом и выпадает в виде реагента, который и создает регенерирующий слой. Через этот слой принудительно прокачивается углекислый газ и пары воды, которые, вступая в химическую реакцию с реагентом, образуют горючие газы, называемые генераторным газом. Способы газификации бывают прямой и обратный.

При прямом способе газификации кислород воздуха подается снизу через отверстия колосниковой решетки, а получаемый генераторный газ забирается сверху, вынужденно проходя через весь слой газифицируемой органики, унося с собой большое количество твердых механических частиц и пирогенетических смол, которые получаются при термическом разложении органики. То есть генераторный газ при прямом процессе по своей загрязненности и невозможности очистки до требований предъявляемых к чистоте газа, работающего в двигателях внутреннего сгорания, не может применяться в газопоршневых электростанциях. Такой газ без предварительного остужения, может применяться только в пароводогрейных котлах. При подобном способе по экологическим нормам возможно применение только простых видов топлива (древесина, уголь, горючие сланцы), которые не образуют вредные соединения (фенол, формальдегид, диоксины и т.п.).

В обратном процессе газификации кислород воздуха подается через специальные воздушные фурмы, расположенные в зоне горения, отбор генераторного газа идет снизу через регенерирующий слой и выводится через колосниковую решетку, предварительно проходя зону разложения смол. Благодаря тому, что смолы проходят эту зону, они разлагаются на горючие газовые составляющие. А так как генераторный газ не проходит через слой органики, то не уносит с собой дополнительно твердые механические частицы, и вредные составляющие. Полученный генераторный газ при обратном процессе газификации намного чище, чем газ, получаемый при прямом процессе, его удается очистить от механических примесей и остатков смол и в результате применять в виде топлива в газопоршневых электростанциях, где и вырабатывается электрический ток.

Разработанные комплексы являют собой газификаторы обратного процесса, а разработанная нами система подготовки и очистки газа от механических примесей и смол дает возможность применения генераторного газа, как в пароводогрейных котлах, так и в газопоршневых станциях для выработки электроэнергии.

При использовании газификатора основным продуктом является генераторный газ, который в последствии выполняет работу по получению тепла или (и) электроэнергии.

Благодаря конструктивным особенностям газификатора и заложенной в него системе автоматики, в зоне термического разложения топлива и в зоне регенерации поддерживается постоянная более высокая температура, чем в существующих в мире моделях газификаторов, которая позволяет получить газ однородный по химическому составу с более высокой теплотворной способностью, избавиться от вредных составляющих газа и обеспечить полное обеззараживание исходного топлива. Исключение составляют нежелательные химические элементы и активные тяжелые металлы, которые можно перевести в инертное состояние путем купажирования топлива или обработкой золы гуминовыми препаратами. Учитывая это, можно сказать, что применение наших комплексов возможно даже при утилизации медицинских отходов.

На выпускаемый комплекс имеются российские сертификат соответствия, гигиенический сертификат, протоколы аккредитованных лабораторий по составу генераторного газа, золы, разрешение на его применение со стороны Ростехнадзора. Изобретения, заложенные в конструкцию комплекса, оформлены пятью патентами и имеют новизну мирового уровня.

Требования, предъявляемые к топливу: размер от 20 до 150мм, влажность не более 35%; требуют иногда применения дополнительного оборудования по подготовке топлива.

Комплектация оборудования комплекса зависит от вида утилизируемых отходов и назначения: использование газа для применения в пароводогрейных котлах или для выработки тепла и электроэнергии. Стоимость такой технологии составляет 25 млн. руб.

Таким образом, применение комплексов позволяет решить одновременно и задачу утилизации всевозможных отходов и задачу получения альтернативных или порой единственных источников энергии. Следует к этому добавить, что пока существует человечество, запасы источника энергии (отходы жизнедеятельности) неисчерпаемы и, более того, имеют тенденцию к постоянному увеличению. И если раньше утилизация отходов всегда считалась заведомо убыточной, то сейчас она может стать <золотой жилой> для людей, понимающих и желающих сохранить землю для своих потомков.

Финансирование проектов будет осуществляется в рамках за счет следующих источников финансирования:

- областной бюджет – 20%;

- бюджеты муниципальных образований – 20%;

- внебюджетные источники, в т.ч. средства инвесторов – 60%.

При этом необходимо отметить, что средства областного бюджета направляются на реализацию проектов в области обращения с отходами на основании соглашений с администрациями муниципальных образований о совестном финансировании мероприятий, направленных на совершенствование системы управления отходами.


3.3. Ожидаемые конечные результаты реализации мероприятий, направленных на совершенствование системы управления отходами на территории города Твери

Предлагаемый проект совершенствования утилизации твердых отходов города Твери затрагивает различные стороны его социально-экономического развития и направлено на снижение уровня негативного влияния на состояние окружающей среды, а также подразумевает для осуществления этой цели использование современных достижений научно-технического прогресса.

Усиливающееся загрязнение окружающей среды города Твери обусловлено тем, что административные природоохранные структуры утрачивают своё влияние на обеспечение процесса рационального их использования. Это в первую очередь объясняется сокращением финансирования мероприятий по развитию ресурсосберегающих технологий и организации переработки бытовых отходов в городе.

Основными результатами предлагаемых мероприятий являются:

- сокращение количества захораниваемых отходов на 25-30% по массе;

- социальный аспект решаемой проблемы – создание индустрии вторсырья, предоставление новых рабочих мест;

- закрытие к 2012 году полигона, исчерпавшего свой ресурс и не соответствующих современным экологическим требованиям;

- значительное улучшение экологической ситуации.

- более эффективная реализация возложенных вопросов местного значения к которым относятся:

1. организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

2. организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

- предотвращение образование несанкционированных свалок на территории г. Твери и прилегающих территорий,

- приведение схемы мусороудаления в соответствие с нормативными требованиями природо -охранного и санитарно- эпидемиологического законодательства,

Возможные риски в ходе реализации мероприятий программы

- Риск определения оптимальной формы сотрудничества между муниципалитетом и частным инвестором. В целях снижения риска возможно рассмотрение варианта создания совместной организации либо выбора оптимальной схемы финансовых потоков и договорных отношений.

- Учитывая, что на рынке мусороудаления появляется множество частных организаций по сбору платежей за сбор, вывоз, сортировку ТБО, размещение ТБО на полигоне, возникает риск "потери" экологических платежей, включённых в состав тарифа для населения, а также существует риск невозможности использования понижающего коэффициента к плате за негативное воздействие (размещение отходов).

Таким образом, предлагаемые мероприятия позволят наиболее эффективно реализовать жизненно важные задачи утилизации бытовых отходов, не нарушая и даже улучшая экологию города Твери, повышая качество жизни местного населения, что является главной целью органов государственной и муниципальной власти.

Заключение

Стратегия муниципального образования включает в себя: формулирование главной цели развития, определение основных задач, необходимых для достижения цели, планирование основных мероприятий для решения этих задач и контроль, а также выявление основных проблем в процессе реализации стратегии развития.

Основой стратегии социально-экономического развития территории является совокупность проработанных и обоснованных стратегических направлений развития. Перечень стратегических направлений развития территории формируется коллективом разработчиков на основе ряда информационно-аналитических источников, благодаря которым возможно проанализировать современную социально-экономическую ситуацию.

Методология разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования в настоящее время основывается на сочетании трех подходов: экономико-математического, социолого-коммуникативного и сценарного. Конечно, существует ряд проблем, стоящих перед разработчиками стратегии.

Это, во-первых, высокий уровень внутренней и внешней неопределенности.

Во-вторых, недостаточный опыт разработки стратегий. Так же к проблемам можно отнести сложность сбора необходимой информации и низкую скорость принятия решений.

Для преодоления существующих препятствий необходимо: создание комплексной информационной базы, подготовка квалифицированных кадров, использование зарубежного опыта, налаживание более тесных связей с вышестоящими органами власти.

Значимость разработки стратегии развития МО очевидна, так как стратегия развития позволяет определить готовность муниципального образования к реагированию на выявленные факторы влияния внешней среды и объединить ресурсы внутри муниципального образования. Кроме того, стратегия свидетельствует о способности МО вести планомерную работу по привлечению внешних ресурсов для его развития. Значимость вначале после сущности.

Наличие стратегии социально-экономического развития является весомым аргументом при получении субсидий из самых различных источников, для финансирования отдельных мероприятий и объектов для реализации целевых программ, адресных инвестиционных проектов.

Благодаря долгосрочной стратегии социально-экономического развития возможно эффективно и согласованно применять всю совокупность административно-правовых, экономических и других методов управления территорией.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях от 01.12.2007 № 318-ФЗ;

2. Федеральный закон №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

3. Устав муниципального унитарного предприятия МУП «Тверьавтохозяйство» образованного на праве хозяйственного ведения;

4. Организационная схема МУП «Тверьавтохозяйство».

5. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики – М.: Финансы и статистика, 2008. – 176 с.

6. Зайцев Л. Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Юристь, 2008. – 416 с.

7. Парахина В.Н. Муниципальное управление: Уч. пособие. – М.: КНОРУС, 2009. – 496 с.

8. Поршнев, А.Г. Управление организацией: Учебник / А.Г. Поршнев, З.П. Румянцева, Н.А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2009. - 296с.

9. Стратегическое планирование: Уч. Пособие/Под ред. проф. А.Н. Петрова. - Спб: Знание, ГУЭФ, 2008 – 200с.

10. Самодурова Т.В. Оперативное управление зимним содержанием дорог: Научные основы: Монография/Т.В, Самодурова; Воронеж, архит.-строит, ун-т. —Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та , 2003. —168 с.

11. Ахметова Г.З. История развития проблемы ТБО // Актуальные методологические и теоретические проблемы в российской науке: сб. науч. тр. Ч.1. - Омск: Омск. экон. ин-т, 2008. - С.218-225. - Библиогр.: 11 назв.

12. Бикбау М.Я. Новые подходы к переработке ТБО // Экол. вестн. России. - 2009. - N12. - С.48-51.

13. Богоявленский Р.Г., Рыжов В.А. Мировые тенденции в области современных технологий утилизации твердых промышленных и бытовых отходов // ЭКОС. - 2006. - Т.1, N8-12. - С.42-51.

14. Васенков О.Г. Социально-экономические проблемы управления образованием и использованием твердых бытовых отходов: автореф. дис. ... канд. экон. наук / ФГУП "Институт микроэкономики". - М., 2006. - 20 с.

15. Ветрова Т.П. Экономические аспекты утилизации твердых бытовых отходов // Вестник МГУ. Сер.6. - 1998. - N5. - С.99-107. - Библиогр.: 8 назв.

16. Дудникова А. Роль общественности в решении "мусорной" проблемы // Менеджер-эколог. - 2006. - N12. - С.40-44.

17. Дюдин Ю.К., Капитонов С.И. Современные тенденции в развитии индустрии переработки твердых бытовых отходов // Вестн. Гефеста. - 2007. - N3. - С.20-25.

18. Ансофф И. Стратегическое управление. – М. Экономика, 1995

19. Петров. А.Н. Методология выработки стратегии предприятия. – СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1992

20. Виханский О.С. Стратегическое планирование: Учебник, М.: Гардарики, 2000 – 296 с.

21. Ляско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательство «Экзамен», 2005г. - 288с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  483  484  485   ..