Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 19

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  417  418  419   ..

 

 

Верховный Суд, его функции

Верховный Суд, его функции

Глава 8

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8.1. ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ - СУДЕБНЫЙ ОРГАН , ВОЗГЛАВЛЯЮЩИЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКИХ

И ВОЕННЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ .

СОСТАВ И СТРУКТУРА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ .

ПОРЯДОК ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам об­щей юрисдикции. Он является высшим органом как для федераль­ных гражданских, военных и специализированных судов обшей юрис­дикции, так и для судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации — для мировых судей.

Верховный Суд РФ состоит из Пленума Верховного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ, судебных коллегий Верховного Суда РФ и аппарата Верховного Суда РФ. При нем также функцио­нирует Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

В составе Верховного Суда РФ действуют следующие судебные коллегии: Судебная коллегия по уголовным делам; Судебная колле­гия по гражданским делам; Военная коллегия; Кассационная колле­гия.

Верховный Суд РФ формируется в составе Председателя, его за­местителей и членов Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федераль­ного Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на положительном заключении Высшей квалификационной колле­гии судей РФ. Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федераль­ного Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда РФ; для заместителя председателя Верховного Суда РФ дополнительно требуется наличие положительного заключения Высшей квалифика­ционной коллегии судей.

131

Созданный в соответствии с Конституцией РФ Верховный Суд РФ может быть упразднен только путем внесения поправок в Кон­ституцию РФ.

8.2. ПОЛНОМОЧИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ .

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА

ВЕРХОВНОГО СУДА РФ

Исходя из положений ст. 56 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» Верховный Суд РФ:

■ в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открыв­шихся обстоятельств);

• изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам при­менения законодательства РФ, возникающим при рассмотрении су­дебных дел;

• осуществляет контроль за выполнением судами общей юрис­дикции РФ руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;

• разрешает в пределах своих полномочий вопроса, вытекающие из международных договоров Российской Федерации.

Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной ини­циативы в Федеральном Собрании РФ. Пленум Верховного Суда РФ рассматривает и решает вопросы о внесении представлений (законо­проектов) в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке осуществления законодательной инициативы.

Прежде чем внести законопроект о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопро­екты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, на рассмотрение в Государственную Думу, должно быть по­лучено заключение Правительства РФ (ст. !04 Конституции РФ).

Кроме перечисленных в Конституции РФ и Законе РСФСР ♦О судоустройстве РСФСР» видов осуществляемой Верховным Су­дом РФ деятельности ему предоставлены также права:

1) устанавливать количество военных судов и численность судей военных судов (ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»);

2) принимать решение об изменении территориальной подсуд­ности уголовных и гражданских дел на территории, где введено чрез-

132

вычайное положение (ч. 3 ст. 36 Федерального конституционного за­кона «О чрезвычайном положении»);

3) представлять на рассмотрение Президента РФ или Правитель­ства РФ рекомендации о заключении, прекращении или приостанов­лении действия международных договоров Российской Федерации (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 35 Федерального закона «О международных догово­рах Российской Федерации»);

4) обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о провер­ке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ нор­мативных актов органов государственной власти и договоров между ними (ст. 84, 88 Федерального конституционного закона «О Консти­туционном Суде Российской Федерации»);

5) по просьбе учреждения иностранного государства, от которого исходит поручение о правовой помощи, решать вопрос о возможнос­ти применения при исполнении поручения процессуального законо­дательства запрашивающего иностранного государства, если оно не противоречит законодательству Российской Федерации (п. 7 ч. 1 Фе­дерального закона от 25 октября 1999 г. «О ратификации Европей­ской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и дополнительного протокола к ней»);

6) должен получать:

• доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за год (ч. 1 ст. 33 Федерального конституци­онного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Россий­ской Федерации»);

• постановления и заключения Конституционного Суда РФ, ко­торые должны направляться в адрес Верховного Суда РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания (ч. 2 ст. 77 Федераль­ного конституционного закона «О Конституционном Суде Россий­ской Федерации»);

7) готовить заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступле­ния (ст. 108 Федерального конституционного закона «О Конститу­ционном Суде Российской Федерации»).

Помимо прав у Верховного Суда РФ есть и обязанности. Так, Вер­ховный Суд РФ, как минимум, обязан:

а) не позднее чем в 3-дневный срок рассмотреть жалобу политичес­кой партии, избирательного блока об исходящем от Центральной изби­рательной комиссии РФ отказе в выдаче заверенных копий списков кан­дидатов (ч. 9 ст. 41 Федерального закона «О выборах депутатов Государ­ственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);

133

б) не позднее чем в 5-дневный срок рассмотреть жалобу на реше­ние Центральной избирательной комиссии РФ о регистрации феде­рального списка кандидатов либо об отказе в его регистрации (ч. 12 ст. 47 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);

в) принимать участие в согласовании с соответствующим субъек­том РФ общего числа мировых судей и количества судебных участ­ков в этом субъекте РФ (ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»);

г) установить порядок определения стажа работы судьи для пре­доставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (ч. 2 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

8.3. ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ . СОСТАВ , ПОЛНОМОЧИЯ , ПОРЯДОК

ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ . РАЗЪЯСНЕНИЯ ПЛЕНУМА ПО ВОПРОСАМ

СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ , ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пленум Верховного Суда РФ — это общее собрание всех судей Верховного Суда РФ. В его состав входят Председатель, заместители Председателя и судьи Верховного Суда РФ. Соответственно, Пленум формируется вместе с образованием самого Верховного Суда РФ. Между тем почти невозможно один раз в 4 месяца, а именно с такой частотой должен заседать Пленум, собрать вместе всех судей Верхов­ного Суда РФ. Поэтому в законе закреплено правило, согласно кото­рому заседание Пленума Верховного Суда РФ правомочно при нали­чии не менее двух третей его состава.

В заседаниях Пленума Верховного Суда РФ обязательно участие Генерального прокурора РФ. По собственной инициативе в них мо­жет принимать участие Министр юстиции РФ, а по приглашению Председателя Верховного Суда РФ — судьи других судов, члены На­учно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представи­тели министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

Пленум Верховного Суда РФ наделен следующими полномочиями:

1) рассматривать материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики/ а также представления Генераль­ного прокурора РФ и Министра юстиции РФ и давать руководящие

134

разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ; при обсуждении вопросов о даче судам руководящих разъяснений заслушивать сообщения председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, военных судов о судебной практике по применению законодательства;

2) утверждать по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ;

3) утверждать по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ;

4) рассматривать и решать вопросы о внесении представлений в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке осуще­ствления законодательной инициативы и о толковании законов РФ;

5) заслушивать сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных кол­легий Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;

6) рассматривать представления Председателя Верховного Суда РФ о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ законодательству РФ;

7) осуществлять другие полномочия, предоставленные ему зако­нодательством.

В соответствии со ст. 56 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, приме­няющих закон, по которому дано разъяснение. Все правоохранитель­ные органы должны соблюдать требования, изложенные в постанов­лениях Пленума Верховного Суда РФ. Разъяснения Пленума Верхов­ного Суда РФ способствуют точному и единообразному применению как материального, так и процессуального закона, укреплению за­конности и правопорядка в государстве.

8.4. ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ .

ЕГО СОСТАВ , ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ,

ПОЛНОМОЧИЯ

В отличие от Пленума Президиум Верховного Суда РФ — специ­ально создаваемый орган Верховного Суда РФ. Он состоит из 13 су­дей и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ утверждается Советом Федера­ции Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ,

135

основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ. В состав Президиума входят Председатель Верховного Суда РФ, за­местители Председателя по должности и утвержденные Советом Фе­дерации РФ судьи Верховного Суда РФ.

Президиум Верховного Суда РФ принимает постановления боль­шинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании.

Президиум Верховного Суда РФ обладает следующими полномо­чиями:

1) в пределах своей компетенции рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств);

2) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

3) рассматривает вопросы организации работы судебных колле­гий и аппарата Верховного Суда РФ;

4) оказывает помощь нижестоящим судам в правильном приме­нении законодательства, координируя эту деятельность с Министер­ством юстиции РФ;

5) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему зако­нодательством.

Президиум Верховного Суда РФ:

• в надзорном порядке рассматривает гражданские дела по жало­бам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстан­ции; определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ и на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассаци­онном порядке (п. 5 ч. 2 ст. 377 ГПК), а по уголовным делам — на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, приго­воры и определения Судебной коллегии по уголовным делам Верхов­ного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ, поста­новления судей Верховного Суда РФ о назначении судебного заседа­ния (п.'5 ст. 403 УПК);

• рассматривает заключение прокурора о необходимости возоб­новления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении определений Кассацион­ной коллегии Верховного Суда РФ, а также определений Судебной коллегии по уголовным делам или Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенных ими в ходе производства по уголовному делу в каче­стве суда второй или надзорной инстанции (п. 5 ч. 1 ст. 417 УПК);

136

• пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам свои вынесенные в надзорной инстанции по гражданским делам поста­новления, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение (ст. 393 ГПК).

8.5. СУДЕБНЫЕ КОЛЛЕГИИ

ВЕРХОВНОГО СУДА РФ . ИХ СОСТАВ ,

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ , ПОЛНОМОЧИЯ

8.5.1. Общая характеристика

В состав Верховного Суда РФ входят:

• Судебная коллегия по уголовным делам;

• Судебная коллегия по гражданским делам;

• Военная коллегия;

• Кассационная коллегия.

Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия рассматривают дела, подсуд­ные Верховному Суду РФ, в следующих составах:

1) в первой инстанции гражданские и уголовные дела рассматри­вает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей;

2) дела по кассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления непосредственно нижесто­ящих судов (верховных судов республик, краевых, областных судов, окружных военных судов и т.п.), принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;

3) дела по надзорным жалобам и представлениям"на решения, приговоры, определения и постановления судов, вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая не менее чем из трех судей.

4) гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам рас­сматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, уголовные дела ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств — коллегия, состоящая из трех судей.

Порядок формирования Судебной коллегии по гражданским де­лам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ одинаков. Согласно ст. 63 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» они утверждаются Пленумом Верховно­го Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ.

Порядок образования Кассационной коллегии Верховного Суда РФ иной. Она утверждается Советом Федерации Федерального Собрания

137

РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении ква­лификационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Упомянутым За­коном определен и ее количественный состав. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ состоит из председателя Кассационной коллегии Верховного Суда РФ и 12 членов из числа судей Верховного Суда РФ,

Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ рассмат­ривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надэора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств).

Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ подсудно рассмотрение в первой инстанции уголовных дел в отно­шении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда при наличии соответствующего ходатайства обвиняемого, заявленного до начала судебного разбирательства, а также иные уголовные дела, отнесенные федеральным конститу­ционным законом и федеральным законом к подсудности Верховно­го Суда РФ (ч. 4 ст. 31 УПК).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ по первой инстанции рассматривает дела:

• об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ;

• об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государственной вла­сти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

• об оспаривании постановлений о приостановлении или пре­кращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;

• о приостановлении деятельности или ликвидации политичес­ких партий, общероссийских и международных общественных объе­динений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ;

■ об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением реше­ний, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных ко­миссий или соответствующих комиссий референдума;

• по разрешению споров между федеральными органами госу­дарственной власти и органами государственной власти субъектов РФ,

138

между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответ­ствии со ст. 85 Конституции РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассматривает также иные отнесенные федеральным законом к под­судности Верховного Суда РФ гражданские дела (ст. 27 ГПК). Так, ею подлежат рассмотрению жалобы Центральной избирательной комис­сии РФ на нарушения избирательных прав граждан и прав граждан на участие в референдуме, если они касаются значительного числа граж­дан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое об­щественное значение (ч. 10 ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граж­дан Российской Федерации»).

В кассационном порядке Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам проверяют законность и обоснованность не всту­пивших в законную силу решений, приговоров, определений и по­становлений, принятых в первой инстанции верховными судами рес­публик, краевыми, областными судами, судами городов федерально­го значения, судом автономной области и судами автономных округов (п. 2 ч. 3 ст. 355 УПК, п. 2 ч. 1 ст. 337 ГПК).

Кроме того, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ рассматривает в надзорном порядке приговоры и постанов­ления мирового судьи, приговоры, определения и постановления рай­онного суда, кассационные определения верховного суда республи­ки, краевого или областного суда, суда города федерального значе­ния, суда автономной области и суда автономного округа, если они обжаловались в порядке надзора в президиум верховного суда рес­публики, краевого или областного суда, суда города^ федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа; при­говоры, определения и постановления верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Су­дом РФ в кассационном порядке; постановления президиума верхов­ного суда республики, краевого или областного суда, суда города фе­дерального значения, суда автономной области и суда автономного округа (п. 2 ст. 403 УПК).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в надзорном порядке рассматривает дела по жалобам и представле­ниям на определения президиумов верховных судов республик, кра­евых, областных судов, судов городов федерального значения, суда

139

автономной области, судов автономных округов; на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда авто­номной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если жалобы на указанные решения и оп­ределения были оставлены без удовлетворения президиумами соот­ветственно верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, су­дов автономных округов (п. 3 ч. 2 ст. 377 ГПК).

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ рас­сматривает также заключение прокурора о необходимости возобнов­ления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь от­крывшихся обстоятельств в отношении приговора, определения, по­становления верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа (п. 3 ч. 1 ст. 417 УПК). Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам собственные решения, вынесенные в лервой инстанции, а также определения, которыми изменено реше­ние суда первой инстанции или постановлено новое решение, в кассационной и надзорной инстанциях (ст. 393 ГПК).

Помимо осуществления правосудия Судебная коллегия по граж­данским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ изучают и обобщают судебную прак­тику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие пол­номочия, предоставленные им законодательством.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в кас­сационном порядке дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления Судебной коллегии по уго­ловным делам (п. 3 ч. 3 ст. 355 УПК), Судебной коллегии по граждан­ским делам, Военной коллегии Верховного Суда РФ, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу (п. 3 ч. 1 ст. 337 ГПК).

Ею также пересматриваются по вновь открывшимся обстоятель­ствам вынесенные в кассационной инстанции по гражданским де­лам собственные определения, которыми изменено решение суда

140

первой инстанции или постановлено новое решение (ст. 393 ГПК), атакже заключение прокурора о необходимости возобновления про­изводства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении приговоров, определений, постановле­ний Судебной коллегии по уголовным делам или Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенных ими в ходе производства по уго­ловному делу в качестве суда первой инстанции.

8.5.2. Особенности и полномочия военной коллегии

Военная коллегия является одной из судебных коллегий Верхов­ного Суда РФ. Это непосредственно вышестоящая судебная инстан­ция по отношению к окружным (флотским) военным судам. В ней могут быть образованы судебные составы. Соответственно, Военная коллегия Верховного Суда РФ состоит из Председателя Военной кол­легии Верховного Суда РФ, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Военной коллегии Верховного Суда РФ.

Дела, подсудные военным судам, Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в следующем составе:

а) в первой инстанции гражданские и уголовные дела рассматри­вает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей;

б) дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассмат­ривает коллегия, состоящая из трех судей;

в) дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, оп­ределения и постановления военных судов, вступившие в силу, рассмат­ривает коллегия, состоящая из трех судей (ч. 1—4 ст. 10 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).

В первой инстанции Военная коллегия Верховного Суда РФ рас­сматривает:

1) дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых феде­ральным законом ^предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого обществен­ного значения, которые Военная коллегия Верховного Суда РФ вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

141

В кассационном порядке Военная коллегия Верховного Суда РФ проверяет законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений, приня­тых в первой инстанции окружными (флотскими) военными судами, Она же в надзорном порядке рассматривает дела по жалобам и пред­ставлениям на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу.

Кроме того, Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматри­вает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении ре­шений Военной коллегии Верховного Суда РФ, вступивших в силу (ч. 3—6 ст. 9 Федерального конституционного закона «О военных су­дах Российской Федерации»), а также заключение прокурора о необ­ходимости возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении пригово­ров, определений, постановлений окружного (флотского) военного суда (п. 6 ч. 1 ст. 417 УПК).

Помимо осуществления правосудия Военная коллегия Верхов­ного Суда РФ издает информационный бюллетень военных судов, в котором публикуются решения военных судов по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические мате­риалы и статистические данные о работе военных судов и иные мате­риалы (ч. 5 ст. 10 Федерального конституционного закона «О воен­ных судах Российской Федерации»).

8.5.3. Кассационная палата, ее полномочия

В Кассационной коллегии Верховного Суда РФ образованы со­ставы суда (палаты). Одним из них является кассационная палата Верховного Суда РФ (п. 2 ч. 1 ст. 67 Закона РСФСР «О судоустрой­стве РСФСР»). Она состоит из Председателя и работающих там су­дей Верховного Суда РФ.

В кассационную палату Верховного Суда РФ обжалуются (вно­сятся представления) приговоры и постановления, вынесенные су­дом присяжных в краевом, областном суде и суде города федераль­ного значения.

Основания для отмены или изменения судебных решений касса­ционной палатой отличаются от обычных. Ими являются только:

1) нарушение уголовно-процессуального закона;

2) неправильное применение уголовного закона;

3) несправедливость приговора (ч. 2 ст. 379 УПК). Кассационная палата вправе принять одно из следующих решений:

об оставлении приговора или иного обжалуемого судебного решения

142

без изменения, а жалобы или представления — без удовлетворения; об отмене приговора или иного обжалуемого судебного решения и о пре­кращении уголовного дела; об отмене приговора или иного обжалуе­мого судебного решения и о направлении уголовного дела на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции со стадии предва­рительного слушания, или судебного разбирательства, или действий суда после вынесения вердикта присяжных заседателей; об изменении приговора или иного обжалуемого судебного решения (ч. 1 ст. 378 УПК).

Кассационная палата вправе отменить оправдательный приговор, постановленный на основании оправдательного вердикта присяжных заседателей. Однако данное решение она вправе принять только по представлению прокурора либо жалобе потерпевшего или его пред­ставителя и лишь при наличии таких нарушений уголовно-процес­суального закона, которые ограничили право прокурора, потерпев­шего или его представителя на представление доказательств либо повлияли на содержание поставленных перед присяжными заседате­лями вопросов и ответов на них (ч. 2 ст. 385 УПК).

Кассационная палата Верховного Суда РФ обеспечивает судеб­ный надзор за деятельностью судов по рассмотрению дел с участием коллегии присяжных заседателей. Председателю и судьям кассаци­онной палаты предписано систематически изучать причины отмены и изменения судебных решений, при выездах на места оказывать не­обходимую помощь судьям в правильном применении уголовно-про­цессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяж­ных, и с учетом вопросов, возникающих в практике применения за­конодательства о суде присяжных, вносить предложения о даче Пленумом Верховного Суда РФ соответствующих разъяснений1 .

8.6. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ . ЕГО ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

8.6.1. Полномочия Председателя Верховного Суда РФ

Председатель Верховного Суда РФ:

I) является судьей и соответственно осуществляет процессуаль­ные полномочия, установленные УПК и ГПК;

1 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, рег­ламентирующих производство в суде присяжных»// Сборник постановлений Пле­нумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации} по уголовным де­лам. М., 1997. С. 524-525.

143

2) дает поручение о передаче надзорных жалобы или представле­ния прокурора на рассмотрение судьи Верховного Суда РФ (ст. 379 ГПК);

3) не соглашается с определением судьи Верховного Суда РФ об отказе в истребовании дела и выносит свое определение об истребо­вании дела (ч. 6 ст. 381 ГПК);

4) продляет срок рассмотрения истребованного в Верховный Суд РФ как суд надзорной инстанции гражданского дела (ч. 1 ст. 382 ГП К);

5) не соглашается с определением судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в Верховный Суд РФ как суд надзор­ной инстанции и выносит свое определение о передаче дела для рас­смотрения по существу в этот суд (ч. 2 ст. 383 ГПК);

6) вносит в Президиум Верховного Суда РФ мотивированное представление о пересмотре судебных постановлений в порядке над­зора в целях обеспечения единства судебной практики и законности (ст. 389 ГПК);

7) до обращения вынесенного Верховным Судом РФ приговора к исполнению предоставляет по просьбе близких родственников, род­ственников осужденного, содержащегося под стражей, возможность свидания с ним (ст. 395 УПК);

8) не соглашается с решением судьи Верховным Судом РФ об от­казе в удовлетворении надзорных жалобы или представления, отме­няет такое решение и выносит постановление о возбуждении надзор­ного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным де­лом, если оно было истребовано (ч. 4 ст. 406 УПК);

9) пересматривает вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по резуль­татам рассмотрения жалоб, протестов (ч. 3 ст. 30.11 КоАП);

10) организует работу по изучению и обобщению судебной прак­тики, анализу судебной статистики (п. 3 ч. 1 ст. 65 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»);

11) вносит представления в государственные органы, обществен­ные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, обстоятельств, способствовавших совершению правонаруше­ний (п. 3 ч. 1 ст. 65 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»);

12) организует работу по осуществлению контроля над выполне­нием руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ (п. 3 ч. 1 ст. 65 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»);

13) вносит материалы на рассмотрение Пленума Верховного Суда РФ (п. 3 ч. 1 ст. 65 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»);

144

14) созывает Пленум Верховного Суда РФ и председательствует на его заседаниях (п. 4 ч. 1 ст. 65 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»);

15) приглашает участвовать в заседаниях Пленума Верховного Суда РФ судей, членов Научно-консультативного совета при Верхов­ном Суде РФ, представителей министерств, государственных коми­тетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций (ч. 2 ст. 32 Закона РСФСР «О судоуст­ройстве РСФСР»);

16) созывает Президиум Верховного Суда РФ и вносит на рас­смотрение Президиума вопросы, требующие его решения, председа­тельствует на заседаниях Президиума; может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотре­нии любого дела (п. 5 ч. 1 ст. 65 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»);

17) вносит на рассмотрение Пленума Верховного Суда РФ пред­ставление о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Вер­ховного Суда РФ законодательству РФ (п. 6 ч. 1 ст. 58 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»);

18) подписывает постановления Пленума Верховного Суда РФ и Президиума Верховного Суда РФ (ч. 4 ст. 60, ч. 3 ст. 61 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»);

19) распределяет обязанности между заместителями Председате­ля Верховного Суда РФ (п. 9 ч. 1 ст. 65 Закона РСФСР «О судоустрой­стве РСФСР»);

20) руководит организацией работы Кассационной коллегии и судебных коллегий; руководит работой аппарата Верховного Суда РФ (п. 10 ч. 1 ст. 65 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»);

21) возлагает обязанности на Председателя Военной коллегии Верховного Суда РФ и его заместителя (п. 7 ч. 2 ст. 11, п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона «О военных судах Россий­ской Федерации»);

22) в необходимых случаях своим распоряжением привлекает су­дей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии (ч. 2 ст. 63 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»);

23) ведет личный прием и организует работу суда по приему граж­дан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб (п. 11 ч. 1 ст. 65 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»);

24) может принять участие в заседаниях Правительства РФ в со­ответствии с федеральными конституционными законами и феде­ральными законами либо в порядке, установленном Правительством

145

РФ (ч. 3 ст. 27 Федерального конституционного закона «О Правитель­стве Российской Федерации»);

25) может принять участие в работе Пленума Высшего Арбитраж­ного Суда РФ, а по приглашению Председателя Высшего Арбитраж­ного Суда РФ — и в заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (ч- 3 ст. 12, ч. 3 ст. 15 Федерального конституционного зако­на «Об арбитражных судах в Российской Федерации»);

26) может принять участие в работе коллегии Судебного департа­мента при Верховном Суде РФ (ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Феде­рации»);

27) продляет до 10 лет (но не свыше достижения ими возраста 65 лет) срок военной службы судьям военных судов, достигшим предель­ного возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании (ч. 3 ст. 26 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»);

28) выделяет средства на аппарат Военной коллегии Верховного Суда РФ (ч. 3 ст. 33 Федерального конституционного закона «О воен­ных судах Российской Федерации»);

29) знакомится ежегодно с отчетом о деятельности Судебного де­партамента при Верховном Суде РФ (п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального за­кона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»);

30) с согласия Совета судей Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судеб­ного департамента при Верховном Суде РФ, а по представлению Гене­рального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ -и заместителей последнего (ч. 1 ст. 8, ст. 9 Федерального закона «О Су­дебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»);

31) утверждает членов коллегии Судебного департамента при Вер­ховном Суде РФ, за исключением входящих в ее состав по должно­сти (ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»);

32) утверждает положение о коллегии Судебного департамента при Верховном Суде РФ (ч. 3 ст. 11 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»);

33) утверждает положение об аттестации работников аппарата федерального суда общей юрисдикции (ч. 6 ст. 33 Федерального кон­ституционного закона «О военных судах Российской Федерации»);

34) утверждает перечень должностей работников аппаратов во­енных судов, Военной коллегии Верховного Суда РФ и Судебного

146

департамента при Верховном Суде РФ, замещаемых военнослужащи­ми, и соответствующих этим должностям воинских званий (ч. 7 ст. 35 Федерального конституционного закона «О военных судах Россий­ской Федерации»);

35) принимает участие в согласовании с Генеральным директо­ром Судебного департамента при Верховном Суде РФ предложений о финансировании судов, мировых судей и квалификационных кол­легий судей на очередной финансовый год; о перераспределении об­разовавшихся в судах субъектов РФ, военных и специализированных судах вакансий на должности судей (ч. 2 ст. 5, п. 10 ч. 1 ст. 6 Федераль­ного закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Россий­ской Федерации»);

36) готовит для Президента РФ представление о назначении на должность Председателя Военной коллегии Верховного Суда РФ, председателя окружного (флотского) военного суда и его заместите­лей, председателя гарнизонного военного суда, его заместителей (ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 24 и др. Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации») и судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, рай­онных судов (ч. 3 ст. 6 Закона РФ «О статусе судей в Российской Фе­дерации»);

37) готовит для Президента РФ представление о составе Прези­диума Верховного Суда РФ и Кассационной коллегии Верховного Суда РФ (ч. 1 ст. 61, ч. 1 ст. 62.1 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»);

38) готовит для утверждения Президентом РФ представление о составе президиума краевого, областного суда, суда города федераль­ного значения, автономной области и автономного округа (ч. 2 ст. 32 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»);

39) докладывает Президенту РФ свое мнение по поводу необхо­димости назначения того или иного кандидата судьей Верховного Суда РФ (ч. 1 ст. 6 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федера­ции»);

40) готовит для утверждения Пленумом Верховного Суда РФ пред­ставление о составе судебных коллегий и секретаря Пленума Верхов­ного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ, а также Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ (п. 2, 3 ч. 1 ст. 58 За­кона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»);

41) готовит представление о прикомандировании военнослужа­щих для назначения на должности судей военных судов, Военной

147

коллегии и предусмотренные штатным расписанием государствен­ные должности работников аппаратов военных судов, Военной кол­легии Верховного Суда РФ и Судебного департамента при Верхов­ном Суде РФ (ч. 1 ст. 35 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»);

42) готовит представление об утверждении лимитов на прикоман­дирование военнослужащих к военным судам, Верховному Суду РФ и Судебному департаменту при Верховном Суде РФ (ч. 2 ст. 35 Феде­рального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»);

43) готовит представление о присвоении высших воинских зва­ний судьям военных судов и Военной коллегии Верховного Суда РФ (ч. 2 ст. 36 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»);

44) имеет право на предоставление государственной охраны (ст. 8 Федерального закона «О государственной охране»);

45) при выезде за пределы территории Российской Федерации для исполнения возложенных на него служебных обязанностей обладает дипломатическим иммунитетом, в связи с чем он получает диплома­тический паспорт (ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую (Федерацию»);

46) осуществляет иные полномочия.

8.6.2. Порядок назначения на должность Председателя Верховного Суда РФ

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» Председатель Верхов­ного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Феде­рального Собрания РФ по представлению Президента РФ при нали­чии положительного заключения Высшей квалификационной кол­легии судей РФ.

8.7. ЗАМЕСТИТЕЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

ВЕРХОВНОГО СУДА РФ , ПРЕДСЕДАТЕЛИ

СУДЕБНЫХ КОЛЛЕГИЙ .

ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

Порядок назначения заместителя Председателя Верховного Суда РФ такой же, как и любого судьи Верховного Суда РФ. Заместители Председателя Верховного Суда РФ назначаются на должность также

148

Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Однако в этом случае представление Президента РФ основыва­ется на представлении самого Председателя Верховного Суда РФ и готовится при наличии положительного заключения Высшей квали­фикационной коллегии судей РФ (ч. 3 ст. 6.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

Заместители Председателя Верховного Суда РФ:

1) вправе председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ;

2) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделе­ний аппарата Верховного Суда РФ;

3) ведут личный прием граждан;

4) осуществляют другие полномочия, предоставленные им зако­нодательством.

Когда отсутствует Председатель Верховного Суда РФ его права и обязанности осуществляет его первый заместитель, а если отсутству­ет и первый заместитель — иной заместитель Председателя Верхов­ного Суда РФ.

Председатели судебных коллегий и Кассационной коллегии Вер­ховного Суда РФ обладают следующими полномочиями:

1) председательствовать в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначать для этого членов суда;

2) образовывать составы суда (палаты) для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;

3) осуществлять руководство работой соответствующих коллегий;

4) представлять Пленуму Верховного Суда РФ отчеты о деятель­ности коллегий;

5) истребовать судебные дела для изучения и обобщения судеб­ной практики;

6) организовывать работу по повышению квалификации членов суда соответствующей судебной коллегии;

7) осуществлять другие полномочия, предоставленные им зако­нодательством.

8.8. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ВЕРХОВНОМ СУДЕ РФ . АППАРАТ СУДА

Обеспечением работы судов по осуществлению правосудия, изу­чению, обобщению судебной практики, анализу судебной статисти-

149

ки, систематизации и пропаганде законодательства и иной деятель­ности Верховного Суда РФ занимается аппарат Верховного Суда РФ, который подчиняется Председателю Верховного Суда РФ.

В составе аппарата Верховного Суда РФ образуются отделы и дру­гие структурные подразделения. Начальники отделов, других структур­ных подразделений и их заместители являются старшими помощника­ми или помощниками Председателя Верховного Суда РФ. В Кассационной коллегии, судебных коллегиях и отделах Верховного Суда РФ состоят главные и старшие консультанты, консультанты, инс­пекторы, а также другие служащие и младший обслуживающий персо­нал. Работники аппарата суда являются государственными служащи­ми, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.

Штатное расписание Верховного Суда РФ, положения об отде­лах и других структурных подразделениях утверждаются Председате­лем Верховного Суда РФ (ст. 78 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»).

8.9. НАУЧНО - КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ

ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РФ .

ЕГО ЗАДАЧИ И СОСТАВ

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря ! 968 г. N° 45 утверждено Положение о Научно-консультативном совете при Верховном Суде РФ. Согласно данному нормативному акту, Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ, призванный содей­ствовать укреплению законности при осуществлении правосудия, является совещательным органом, в задачу которого входит разра­ботка научно обоснованных рекомендаций по принципиальным воп­росам судебной практики.

Задачей Научно-консультативного совета признается изучение вопросов, возникающих в судебной деятельности, и разработка со­ответствующих рекомендаций:

а) по проектам разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по применению законодательства, по материалам обобщений судебной практики и судебной статистики;

б) по проектам представлений по вопросам, подлежащим разреше­нию в законодательном порядке или в порядке толкования законов;

в) по проектам инструкций, методических писем и иных доку­ментов, разрабатываемых Верховным Судом РФ;

г) по вопросам правового характера, возникающим в судебной практике.

150

Помимо основной перед Научно-консультативным советом при Верховном Суде РФ стоит также задача оказания методической помо­щи в организации работы научно-консультативных советов, образо­ванных при верховных судах республик, краевых и областных судах.

Состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ утверждается Пленумом Верховного Суда РФ и действует в течение 5 лет. В него входят: председатель и сопредседатели Совета — руково­дители секций Совета, ученый секретарь, члены Совета из числа уче­ных, судей, работников правоохранительных органов, адвокатов. Членами Научно-консультативного совета, кроме того, являются за­местители Председателя Верховного Суда РФ и председатель Воен­ной коллегии Верховного Суда РФ по должности.

Возглавляет работу Научно-консультативного совета при Верхов­ном Суде РФ председатель Научно-консультативного совета. Он дол­жен организовывать работу Совета в соответствии с Положением о Научно-консультативном совете при Верховном Суде РФ; определять круг вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях; давать по­ручения ученому секретарю и членам Совета; председательствовать на заседаниях Совета; принимать меры к реализации рекомендаций и заключений Совета и информировать его о решениях, принятых Верховным Судом РФ по этим рекомендациям.

Сопредседателями Совета являются председатели секций. Они определяют круг вопросов, подлежащих рассмотрению на заседани­ях секций, дают поручения ученому секретарю и членам Совета, пред­седательствуют на заседаниях секций Совета и информируют его чле­нов о реализации выработанных ими рекомендаций. Председатели и заместители председателей секций утверждаются Научно-консульта­тивным советом.

Следующий член состава Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ — ученый секретарь. Он обеспечивает деятель­ность Совета и его секций, составляет планы работы, контролирует их выполнение и реализацию решений, принятых Советом и его сек­циями, организует их заседания, обеспечивает членов Совета необ­ходимой документацией и научно-справочными материалами. Он обязан представлять информацию о работе Научно-консультативно­го совета в редакцию журналов: «Бюллетень Верховного Суда Рос­сийской Федерации» и «Российская юстиция», где работа данного Совета регулярно освещается.

Все остальные члены Научно-консультативного совета участву­ют в изучении и обобщении судебной практики, в работе по повы­шению квалификации судебных работников, выполняют поручения

151

по разработке проектов научно обоснованных рекомендаций и за­ключений, выполняют другие поручения, вытекающие из Положе­ния о Научно-консультативном совете при Верховном Суде РФ и планов его работы.

Члены Научно-консультативного совета вправе участвовать в ра­боте Пленума Верховного Суда РФ, а также знакомиться (с разреше­ния руководителей Верховного Суда РФ) с материалами судебной практики и данными судебной статистики.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  417  418  419   ..