Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 18

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  804  805  806   ..

 

 

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления 2

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления 2

Московская Государственная Академия

Делового Администрирования

Контрольная работа

по дисциплине

Муниципальное право России

на тему:

«Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления »

Выполнила:

студентка группы 21 ЮЗ-2

Ю.А.Демидова

Проверил:

к.ю.н., доцент

Козлова Т.А.

Москва 2009


Содержание

Введение…………………………………………………………………..…...3

1. Общие положения об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления ………………………………………...5

2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального

образования …….………………………………………………………8

3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством ..…………………………..…..13

4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами…...18

Заключение……………………………………………………………..…….20

Список литературы………………………………………………..…………21

Приложения…………………………………………………………………..23


Введение

На разных этапах развития местного самоуправления их органы и должностные лица несли различные виды ответственности. На одних этапах развития местного самоуправления ответственность их органов и должностных лиц была «условной» или «абсолютной», например, в средние века.

В советский период, с первых лет его существования создается единая система Советов - сверху донизу. Ее низовые звенья выполняли функции местных органов государственной власти и местных органов государственного управления. Такое построение способствовало быстроте и согласованности действий всех звеньев, но существенно ограничивало самостоятельность местных органов. Нормативное закрепление ответственности совсем не означало ее практическое применение к органам и должностным лицам.

В отличие от советской правовой системы, в которой муниципальные образования считалось частью единой системы государственных органов, ныне действующее российское законодательство, рассматривает муниципальное образование как самостоятельный и равноправный субъект государственно-правовых и гражданско-правовых отношений. Помимо того, что Конституцией РФ местное самоуправление признано самостоятельным звеном, составляющим одну из основ конституционного строя РФ, в ст. 124 ГК РФ муниципальное образование рассматривается в качестве субъекта гражданских правоотношений наравне с иными участниками этих отношений — Российской Федерацией, субъектами РФ, гражданами и юридическими лицами.

В области государственно-правовых отношений самостоятельность муниципальных образований выражается в том, что они в своей деятельности не подконтрольны и не подотчетны органам государственной власти.

В связи с этим следует признать, что на современном этапе развития российской государственности в ее правовой системе наряду с известными четырьмя традиционными видами юридической ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной) существует и пятый вид юридической ответственности, а именно государственно-правовая (и ее подвид – муниципально-правовая ответственнсть), которую несут субъекты государственно-правовых отношений, каковыми являются Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования и их органы власти[1] .

Современная Россия претендует на звание правового государства. Такое положение закрепляет Основной закон страны – Конституция, об этом заявляют органы исполнительной власти нашей страны.

Но становление правового государства можно констатировать только в том случае, если созданы как законодательный массив, гарантирующий беспрепятственное осуществление прав человека и гражданина, так и механизм его реализации. Касается это и вопроса ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Итак, рассмотрим пласт действующего законодательства об ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц.


1. Общие положения об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

В современном правовом обществе для поддержания незыблемости конституционного строя и неукоснительного соблюдения всех законов, помимо организационных мер, используются и правовые средства с возможностью применения мер принуждения. Неотвратимость ответственности непосредственно вытекает из принципа всеобщей обязательности закона. Юридическая ответственность - один из основных институтов, опосредующих охранительную функцию права.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций[2] . Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль их деятельности служат обеспечению функционирования местного самоуправления в интересах населения, граждан, общества в целом.

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее ФЗ №131) выделяет три вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления (исходя из субъектов, перед которыми органы и должностные лица местного самоуправления отвечают за свои действия)[3] :

1) перед населением муниципального образования;

2)перед государством;

3) перед физическими и юридическими лицами.

Такая иерархия закрепления ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не случайна. Указание на первоочередность ответственности перед населением отражает сущность местного самоуправления как формы народовластия в соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации. Население является основным субъектом прав местного самоуправления. Поэтому прежде всего необходимо установление эффективных видов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

Основой юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами является конституционная норма, обязывающая органы власти, граждан и их объединения соблюдать Конституцию и законы (ст. 15), соответствующие нормы законодательства о местном самоуправлении.

Необходимо четко разграничивать понятия юридической ответственности:

· муниципального образования в целом;

· представительного органа местного самоуправления, под которым понимается коллегиальный выборный орган;

· члена представительного органа местного самоуправления (депутата);

· выборного должностного лица местного самоуправления, каковыми обычно являются главы муниципальных образований;

· иных непредставительных и невыборных органов в виде различных комиссий, отделов, управлений, советов и т.п.;

· назначаемых должностных лиц местного самоуправления;

· иных работников местного самоуправления.

Характер и вид юридической ответственности каждого из перечисленных субъектов правоотношений зависит от специфики самого субъекта. Например, применительно к перечисленным первым двум субъектам правоотношений речь можно вести только об их государственно-правовой и гражданско-правовой ответственности, тогда как применительно к выборным лицам местного самоуправления (в частности, к главам и депутатам) допустимы и другие виды юридической ответственности с соблюдением специальных гарантий.

Невыборные органы местного самоуправления (отделы, управления, комиссии, администраций, секретариаты, советы и т.п.) являются структурным подразделениями администраций и представительных органов, а поэтому вопросы об их ответственности входят в компетенцию самих органов, создавших их, регламентированы положениями, утвержденными главами или представительными органами муниципального образования. Правоотношения по поводу их юридической ответственности не являются государственно-правовыми.

Работники органов муниципальных образований, не являющиеся должностными лицами, и их невыборные (назначаемые) должностью лица состоят на муниципальной службе или выполняют работу по трудовому договору (за исключением некоторых членов различных комиссий и советов, выполняющих работу по членству на общественных началах); вопросы их юридической ответственности достаточно полно регламентированы законодательством о муниципальной службе, трудовым и другим законодательством.

Для наглядности, основные виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления представлены в Таблице №1 Приложения №1[4] .

Далее рассмотрим каждый вид ответственности подробнее.


2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования

Согласно ст. 71 ФЗ №131 от 6 октября 2003г. население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с данным Законом. Основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с указанным Законом.

Отзыв - это процедура, позволяющая избирателям отстранять от должности ранее на них избранных или назначенных должностных лиц[5] . Институт отзыва должностных лиц с выборных должностей уходит своими корнями во времена демократии Древней Греции. Несмотря на то что практика отзыва депутатов в советский период была незначительной, однако она детально регламентировалась.

Как известно, Европейская хартия местного самоуправления определяет, что статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их полномочий, а также что функции и деятельность, несовместимые с мандатом местного выборного лица, могут быть установлены только законом или основополагающими правовыми принципами[6] . Институт отзыва депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления является характерным признаком императивного мандата. Императивный мандат жестко связывает позицию выборного лица с местными интересами, волей, наказами и другими поручениями избирателей.

Основания отзыва прямо не прописаны в ФЗ №131, как, например, это было в предыдущем ФЗ[7] . Сейчас в законе прослеживается другой подход: ответственность выборных лиц наступает в результате виновно совершенного правонарушения, установленного судом. Ст. 24 ФЗ №131 закрепила: основаниями для отзыва выборного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействия) в случае их подтверждения в судебном порядке[8] . Поэтому принятию решения о проведении голосования по отзыву должно предшествовать судебное установление фактов принятия соответствующих противоправных решений, совершения противоправных действий (бездействия).

Более подробно данный вопрос регулируется Уставами муниципальных образований.

Например, в Челябинской области основанием для отзыва депутата представительного органа местного самоуправления является невыполнение им депутатских обязанностей, а основаниями для отзыва главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц - неисполнение ими своих служебных обязанностей, нарушение требований устава муниципального образования, неисполнение решений представительного органа местного самоуправления[9] .

Под неисполнением служебных обязанностей как основанием для отзыва главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц понимается систематическое уклонение от осуществления ими своих обязанностей, предусмотренных уставом муниципального образования, в том числе уклонение от отчетов перед избирателями, приема избирателей, рассмотрения их обращений. Под невыполнением депутатских обязанностей как основанием отзыва депутата понимается систематическое, без уважительных причин, уклонение от осуществления своих обязанностей, предусмотренных законодательством, в том числе неучастие в сессиях (заседаниях) представительного органа местного самоуправления, работе его комитетов, комиссий, иных органов, отказ от выполнения или невыполнение их поручений, уклонение от ведения приема избирателей, отчетов перед ними, рассмотрения их жалоб, заявлений. Уставом муниципального образования могут быть конкретизированы основания, достаточные для возбуждения вопроса об отзыве главы муниципального образования, иного выборного должностного лица, депутата.

Не могут служить основанием для отзыва депутата, главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц факты невыполнения ими своих обязанностей, если они вызваны объективными, не зависящими от них причинами, а также несогласие избирателей с их политическими взглядами.

Процедура отзыва определяется следующим образом: граждане - инициаторы отзыва депутата, главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц подают заявление о возбуждении вопроса о проведении голосования по отзыву в избирательную комиссию муниципального образования. Заявление должно быть подписано всеми членами инициативной группы лично с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из них. В заявлении должны содержаться: сформулированное предложение об отзыве депутата, главы муниципального образования, иного выборного должностного лица; изложение мотивов возбуждения вопроса об отзыве депутата, главы муниципального образования, иного выборного должностного лица; сведения об уполномоченном представителе инициативной группы[10] .

К заявлению должны быть приложены документы (официально заверенные копии документов), подтверждающие наличие оснований отзыва депутата, главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц. В течение 14 дней со дня получения заявления инициативной группы комиссия муниципального образования должна проверить заявление и приложенные к нему документы на соответствие их требованиям законодательства.

В случае, если заявление и приложенные к нему документы соответствуют требованиям законодательства, комиссия муниципального образования незамедлительно информирует о них депутата, главу муниципального образования или иное выборное должностное лицо, в отношении которых возбуждается вопрос об отзыве, и по их требованию представляет данному лицу копии заявления, решения и приложенных к нему документов. Одновременно копии указанных документов направляются в представительный орган местного самоуправления.

Установив соответствие заявления инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям законодательства, устава муниципального образования, муниципальная избирательная комиссия регистрирует инициативную группу, выдает ей регистрационное свидетельство, разрешает сбор подписей в поддержку голосования по отзыву.

Процедура отзыва должна обязательно предусматривать возможность депутата, главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления представить избирателям объяснения в устной или письменной форме по поводу обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса об их отзыве, в том числе в средствах массовой информации. Более того, необходимо предусмотреть проведение открытых слушаний, на которых обе стороны могли бы высказывать свои аргументы, чтобы избиратели смогли взвесить все "за" и "против" отзыва.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, глава муниципального образования, иное выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

После опубликования результатов голосования об отзыве депутата, главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления представительный орган местного самоуправления в десятидневный срок назначает новые выборы главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования.

Практика отзыва депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, по сути, является отменой решения предшествующих демократических выборов. Поэтому к такой процедуре прибегают только в крайних случаях.


3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в следующих случаях:

- нарушения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования;

- ненадлежащего осуществления органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий[11] .

При этом в ФЗ №131 сделана важная оговорка о том, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств[12] .

Ответственность главы муниципального образования или главы местной администрации перед государством наступает в случаях:

1) издания таким должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Федерации, уставу муниципального образования, и если такие противоречия установлены соответствующим судом. При этом ответственность перед государством наступает только в случае, если это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда (либо в течение иного предусмотренного решением суда срока) не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

2) совершения таким должностным лицом действий (в том числе принятия им правового акта, не носящего нормативного характера), влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальной безопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Данные факты также должны быть установлены соответствующим судом. При этом ответственность перед государством наступает только в случае, если это должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

В обоих из указанных случаев глава исполнительной власти субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации. При этом ФЗ №131 установлены пределы срока издания такого правового акта. Этот срок не может быть менее одного месяца со дня принятия последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, а также не может превышать шести месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.

Важно отметить, что в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (п. 6 ст. 32) гражданин РФ, замещавший должность главы муниципального образования и отрешенный от этой должности высшим должностным лицом субъекта (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с данным обстоятельством.

В ФЗ №131 также предусматривается и возможность временного исполнения полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов РФ.

Отдельные полномочия органов местного самоуправления могут быть временно возложены на органы государственной власти субъектов РФ в случаях:

а) если в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы местного самоуправления отсутствуют и (или) не могут быть сформированы;

б) если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ, превышающая 30% собственных доходов бюджета муниципального образования в отчетном году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40% бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального и регионального бюджетов в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;

в) если при реализации полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления допускается установленное соответствующим судом нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, федерального закона, иных нормативных правовых актов.

Федеральным законом установлены ограничения на исполнение отдельных полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов РФ. Так, не могут быть временно возложены на региональные органы государственной власти следующие полномочия органов местного самоуправления:

- принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений;

- установление структуры органов местного самоуправления;

- изменение границ территории муниципального образования.

Решение о временном возложении на органы государственной власти субъекта РФ соответствующих полномочий принимается главой исполнительной власти региона. Основанием для принятия такого решения является обращение представительного органа местного самоуправления или решение законодательного органа государственной власти субъекта Федерации, принимаемое квалифицированным большинством - не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов.

При этом ФЗ №131 устанавливает ряд требований, предъявляемых к постановлению главы исполнительной власти региона о временном возложении на региональные органы государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления. Данное постановление должно содержать:

- перечень возлагаемых на органы государственной власти субъектов РФ отдельных полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральными законами;

- перечень органов государственной власти субъектов РФ и (или) должностных лиц, назначаемых органами государственной власти субъектов Федерации, на которые (которых) возлагаются соответствующие полномочия органов местного самоуправления, с распределением этих полномочий между ними;

- срок, на который на органы государственной власти субъектов РФ возлагаются полномочия органов местного самоуправления;

- источники и порядок финансирования деятельности соответствующих органов государственной власти субъектов РФ по временному исполнению полномочий органов местного самоуправления.

ФЗ №131 установлены судебные гарантии местного самоуправления в случае принятия решений о временном исполнении полномочий органов местного самоуправления региональными органами государственной власти. Решения органов государственной власти субъектов РФ могут быть обжалованы в судебном порядке. Федеральным законом определен также срок рассмотрения судом жалобы и принятия по ней решения. Этот срок не должен быть более десяти дней со дня подачи такой жалобы.


4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

Согласно ст. 76 ФЗ №131 ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами. Основанием данного вида ответственности являются незаконные действия (бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц (в том числе издание незаконных правовых актов), в результате которых был причинен имущественный и иной вред физическим и юридическим лицам. Федеральное законодательство предусматривает возможность привлечения органов местного самоуправления к гражданско-правовой ответственности. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает прежде всего в судебном порядке. Следует отметить, что физические лица могут требовать за причинение вреда органами местного самоуправления также и компенсацию морального вреда в соответствии со ст. 151, 1099-1101 Гражданского кодекса РФ.

Необходимо учитывать, что гражданско-правовую ответственность перед физическими и юридическими лицами несут органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц органов местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием. Должностное лицо местного самоуправления, соответственно, несет ответственность перед органами местного самоуправления.

Гражданским кодексом РФ (ст. 1069) установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическом лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо их должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования. В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования, от имени казны выступают прежде всего соответствующие финансовые органы.

Следует также учитывать, что ФЗ №131 предусматривает возможность судебного обжалования решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, а также решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления (ст. 78). Данные решения и действия могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке. Порядок такого обжалования урегулирован федеральным законодательством, поскольку в соответствии с пунктом "о" ст. 71 Конституции РФ как судоустройство, так и гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство находятся в ведении РФ. Более детально порядок обжалования устанавливается соответственно Гражданским процессуальным кодексом РФ либо Арбитражным процессуальным кодексом РФ.


Заключение

Конституция РФ 1993 года послужила важнейшим основанием становления нового института народовластии в России - местного самоуправления. В настоящее время местное самоуправление в РФ все более отчетливо становится неотъемлемой частью публичной власти. На протяжении последних лет наблюдается сложный, многоэтапный процесс становления организационных, правовых, территориальных и финансово-экономических основ местного самоуправления.

Принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления призван обеспечить эффективность решения местных задач, отнесенных к ведению местного самоуправления, а также учет и защиту интересов местного населения. Использование данного принципа предполагает использование населением муниципального образования различных форм контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, которые находят свое закрепление в уставе муниципального образования. Деятельность муниципальных органов должна исходить их интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Соответственно в законодательстве и уставах муниципальных образований отражаются основания и порядок наступления ответственности перед населением. Федеральный Закон о местном самоуправлении 2003 г. так же, как и Федеральный Закон о местном самоуправлении 1995 г, выделяет три вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: перед населением муниципального образования; перед государством; перед физическими и юридическими лицами, но для различных муниципальных образований эти основания являются различными.


Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:

1. Европейская хартия местного самоуправления, Принята Советом Европы 15 октября 1985 года, ст.7 СПС «Гарант»;

2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ), СПС «Консультант Плюс»;

3. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Часть 1 (в ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009), СПС «Консультант Плюс»;

4. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ - Часть 2 (с посл.изм. ФЗ от 17.07.2009 N 145-ФЗ), СПС «Консультант Плюс»;

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ от 20.12.2001 (с посл.изм. ФЗ от 28.11.2009 N 305-ФЗ), СПС «Консультант Плюс»;

6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (с посл.изм. ФЗ от 28.11.2009 N 283-ФЗ), СПС «Консультант Плюс»;

7. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ (с посл. изм., внесенными ФЗ от 28.11.2009 N 283-ФЗ), СПС «Консультант Плюс»;

8. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (утратил силу), СПС «Гарант»;

9. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ (с посл.изм. 09.11.2009 N 250-ФЗ), СПС «Консультант Плюс»;

9. Комментарии к ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", СПС «Гарант»;

Библиография:

1. Амирбеков К. Юридическая ответственность муниципальных образований и прокурорский надзор // СПС «Гарант»;

2. Баранчиков В.А. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Издательство «Экзамен», 2005.

3. Васильев В.И. Муниципальное право России: Учебник. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2008;

4. О.Е.Кутафин. В.И.Фадеев, «Муниципальное право Российской Федерации», учебник, 3-е издание,М.,2008;

4. Чаннов С.Е. Муниципальное право. — М., 2006.

5. Муниципальное право // под ред. С.Е. Чаннова. — М.: Омега-Л, 2006;

6. Шугрина Е.С. «Муниципальное право Российской Федерации, учебник, 2-е издание доп. и перераб., М.: Проспект, 2007. — 672 с.;


Приложение №1.

Таблица №1 «Основные виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления»

┌────────┬─────────┬───────┬─────────────────┬───────────────┬──────────┐

│ Вид │Субъекты │Субъек-│ Орган, │ Основание │ Санкция │

│ответст-│ответст- │ ты, │применяющий меры│ответственности│ │

│венности│венности │ перед │ ответственности │ │ │

│ │ │которы-│ │ │ │

│ │ │ ми │ │ │ │

│ │ │насту- │ │ │ │

│ │ │ пает │ │ │ │

│ │ │ответс-│ │ │ │

│ │ │ твен- │ │ │ │

│ │ │ ность │ │ │ │

├────────┼─────────┼───────┼─────────────────┼───────────────┼──────────┤

│1. │Выборные │Населе-│Население │Противоправные │Отзыв │

│Консти- │должност-│ние │ │решения или│ │

│туцион- │ное лицо│ │ │действия │ │

│ная │местного │ │ │(бездействие) │ │

│ │самоупра-│ │ │ │ │

│ │вления │ │ │ │ │

├────────┼─────────┼───────┼─────────────────┼───────────────┼──────────┤

│2. │Предста- │Госуда-│Законодательный │Принятие │Роспуск │

│Консти- │вительный│рство │орган субъекта│незаконного │ │

│туцион- │орган │ │Российской │нормативного │ │

│ная │местного │ │Федерации │акта │ │

│ │самоупра-│ │ │ │ │

│ │вления │ │ │ │ │

├────────┼─────────┼───────┼─────────────────┼───────────────┼──────────┤

│3. │Глава │Госуда-│Высшее │Принятие │Отрешение │

│Консти- │муниципа-│рство │должностное лицо│незаконного │от │

│туцион- │льного │ │субъекта │нормативного │должности │

│ная │образова-│ │Российской │акта или│ │

│ │ния, │ │Федерации │совершение │ │

│ │глава │ │(руководитель │действий │ │

│ │местной │ │высшего │влекущих │ │

│ │админист-│ │исполнительного │нарушение прав│ │

│ │рации │ │органа │и свобод│ │

│ │ │ │государственной │человека и│ │

│ │ │ │власти субъекта│гражданина, │ │

│ │ │ │Российской │угрозу единству│ │

│ │ │ │Федерации) │и │ │

│ │ │ │ │территориальной│ │

│ │ │ │ │целостности │ │

│ │ │ │ │Российской │ │

│ │ │ │ │Федерации, │ │

│ │ │ │ │национальной │ │

│ │ │ │ │безопасности │ │

│ │ │ │ │Российской │ │

│ │ │ │ │Федерации и ее│ │

│ │ │ │ │обороноспособ- │ │

│ │ │ │ │ности, единству│ │

│ │ │ │ │правового и│ │

│ │ │ │ │экономического │ │

│ │ │ │ │пространства │ │

│ │ │ │ │Российской │ │

│ │ │ │ │Федерации, │ │

│ │ │ │ │нецелевое │ │

│ │ │ │ │расходование │ │

│ │ │ │ │субвенций из│ │

│ │ │ │ │федерального │ │

│ │ │ │ │бюджета или│ │

│ │ │ │ │бюджета │ │

│ │ │ │ │субъекта │ │

│ │ │ │ │Российской │ │

│ │ │ │ │Федерации │ │

├────────┼─────────┼───────┼─────────────────┼───────────────┼──────────┤

│4. │Должност-│Госуда-│Органы │Совершение │Админист- │

│Админис-│ное лицо│рство │административной │правонарушений,│ративный │

│тратив- │органов │ │юрисдикции │предусмотренных│штраф │

│ная │местного │ │ │КоАП Российской│ │

│ │самоупра-│ │ │Федерации или│ │

│ │вления │ │ │законами │ │

│ │ │ │ │субъектов │ │

│ │ │ │ │Российской │ │

│ │ │ │ │Федерации │ │

├────────┼─────────┼───────┼─────────────────┼───────────────┼──────────┤

│5. │Должност-│Госуда-│Суд │Совершение │Штраф; │

│Уголов- │ное лицо│рство │ │уголовных │исправите-│

│ная │органов │ │ │преступлений, │льные или│

│ │местного │ │ │предусмотренных│обязатель-│

│ │самоупра-│ │ │УК Российской│ные │

│ │вления │ │ │Федерации │работы; │

│ │ │ │ │ │арест; │

│ │ │ │ │ │лишение │

│ │ │ │ │ │права │

│ │ │ │ │ │занимать │

│ │ │ │ │ │определен-│

│ │ │ │ │ │ные │

│ │ │ │ │ │должности;│

│ │ │ │ │ │ограниче- │

│ │ │ │ │ │ние или│

│ │ │ │ │ │лишение │

│ │ │ │ │ │свободы │

├────────┼─────────┼───────┼─────────────────┼───────────────┼──────────┤

│6. │Органы │Физиче-│Суд │Совершение │Возмещение│

│Граждан-│местного │ские и│ │действий, │ущерба; │

│ско-пра-│самоупра-│юриди- │ │причинивших │отмена │

│вовая │вления │ческие │ │ущерб │правового │

│ │ │лица │ │физическим и│акта, │

│ │ │ │ │юридическим │причинив- │

│ │ │ │ │лицам │шего ущерб│

├────────┼─────────┼───────┼─────────────────┼───────────────┼──────────┤

│7. │Должност-│Орган │Орган местного│Совершение │Полное или│

│Материа-│ные лица│местно-│самоуправления │действий, │частичное │

│льная │органов │го │ │причинивших │возмещение│

│ │местного │самоуп-│ │ущерб органу│ущерба │

│ │самоупра-│равле- │ │местного │ │

│ │вления │ния │ │самоуправления │ │

└────────┴─────────┴───────┴─────────────────┴───────────────┴──────────┘


[1] Амирбеков К. Юридическая ответственность муниципальных образований и прокурорский надзор //СПС «Гарант»

[2] О.Е.Кутафин. В.И.Фадеев, «Муниципальное право Российской Федерации», учебник, 3-е издание,М.,2008;

[3] Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ, ст 70;

[4] Комментарии к ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", СПС «Гарант»;

[5] Шугрина Е.С. «Муниципальное право Российской Федерации, учебник, 2-е издание доп. и перераб., М.: Проспект, 2007. — 672 с.;

[6] Европейская хартия местного самоуправления, Принята Советом Европы 15 октября 1985 года, ст.7 СПС «Гарант»

[7] ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 12.08.1995, ст.48, СПС «Гарант»

[8] О.Е.Кутафин. В.И.Фадеев, «Муниципальное право Российской Федерации», учебник, 3-е издание,М.,2008;

[9] Шугрина Е.С. «Муниципальное право Российской Федерации, учебник, 2-е издание доп. и перераб., М.: Проспект, 2007. — 672 с.;

[10] Шугрина Е.С. «Муниципальное право Российской Федерации, учебник, 2-е издание доп. и перераб., М.: Проспект, 2007. — 672 с.;

[11] Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ, ст.72;

[12]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  804  805  806   ..