Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 18

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  605  606  607   ..

 

 

Экологические проблемы страны

Экологические проблемы страны

Государственное образовательное учреждения

высшего профессионального образования

Тамбовский государственный университет

имени Г.Р. Державина

Академия экономики и предпринимательства

на тему: Экологические проблемы страны.

Тамбов 2010

Содержание

Содержание……………………………………………………………………….2

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Экономическое развитие и его влияние на экологию……………………….5

1.1 Противоречие экономического и экологического развития………………5

1.2 Современные масштабы экологической катастрофы……………………...6

1.3 Понятие экономического роста. Аргументы «за» и «против»…………….8

2 Экологические проблемы России на современном этапе…………………..11

2.1 Рациональное использование природных ресурсов: реалии и проблемы.11

2.2 Основные принципы концепции устойчивого развития………………….16

2.3 Техногенный тип экономического развития………………………………18

2.4 Экология городов…………………………………………………………....20

2.5 Актуальные проблемы в России……………………………………………26

3 Пути решения экологических проблем ………………………………….......29

3. 1 Инструменты государственного регулирования природопользования…29

3.2 Перспективы решения экологических проблем…………………..............38

Заключение………………………………………………………………………42

Список использованной литературы…………………………………..............44

Введение

Россия - одна из самых загрязненных в экологическом отношении стран на планете.

Актуальность избранной темы определяется особой остротой взаимоотношений между человеком и природой, характерной для конца XX начала XXI века, когда хозяйственно-преобразовательная деятельность человечества по масштабам и интенсивности сравнялась с природными геологическими процессами и фактически поставила земную цивилизацию на грань экологической катастрофы. В последние десятилетия воздействие производственной, культурной, информационной, коммуникативной и других видов деятельности общества на природное окружение достигло планетарных масштабов.

Углубляющееся разрушение планеты стало основой эволюции. Соответственным образом возросло и «сопротивление» природы, которое выражается в признаках экологического кризиса, угрозе истощения невозобновляемых природных ресурсов, демографической, энергетической и продовольственной проблемах. И если раньше «сопротивление» природы создавало лишь частные научно-технические или локальные географические кризисные и тупиковые ситуации, то теперь оно воздействует на жителей планеты в целом, заставляет вырабатывать долговременную стратегическую установку во взаимоотношениях человечества с природой, изыскивать наиболее рациональные пути и формы отношений с природой.

Общество не может осуществлять преобразовательную деятельность, не расширяя сферу взаимодействия с природой. Но дальнейшее развитие человечества невозможно без осознания людьми опасности создавшейся экологической ситуации, без изменения установок их деятельности. Сейчас общепризнано, что истоки и перспективы решения экологической проблемы, наряду с особенностями социально-экономической структуры общества, связаны с такими качествами людей, как понимание самоценности природы, меры биосферных явлений, ответственности перед будущими поколениями.

Угроза экологического апокалипсиса свидетельствует об исчерпаемости возможностей саморегуляции биосферы при условии возрастания интенсивности человеческой деятельности в природе. Функцию регулятора должно теперь выполнять общество. Масштабность и острота экологических проблем обусловили возрастающий интерес к исследованию различных аспектов проблемы взаимоотношения общества и природы как отечественных, так и зарубежных авторов. В трудах В. Вернадского, В. Казначеева, Н. Моисеева, А. Печчеи, Ф. Сен-Марка, П. Тейяра де Шардена, С. Шварца и других изложены научные концепции взаимоотношения общества и природы, природы и человека. В их работах решались принципиальные проблемы состояния биосферы и роли в ней антропогенного фактора, но такой вопрос, как соотношение экологического сознания и деятельности, специально не ставился, хотя еще В. Вернадский считал гармонизацию человеческих отношений необходимым условием нормального функционирования ноосферы. Объект исследования – общественные отношения, связанные с решением экологической проблемы. Предмет исследования – экологическая проблема.

Целью курсовой работы является исследование обострения одной из глобальных проблемы современности – экологической проблемы.

В соответствии с данной целью в исследовании поставлены следующие задачи:

1. Дать определение понятию и раскрыть сущность экологической проблемы.

2. Рассмотреть причины, факторы ухудшения состояния окружающей среды.

3. Охарактеризовать состояние водных, лесных, почвенных и биологических ресурсов на современном этапе.

4. Показать международное сотрудничество в решении экологической проблемы.

состоит из введения, основных вопросов, заключения, списка использованных источников.

1 Экономическое развитие и его влияние на экологию

1.1 Противоречие экономического и экологического развития

Конфликт между человеком и природой, существовавший на всем протяжении развития человечества, приобрел в наше время универсальный характер и определил характер экономико-экологической проблемы: экономический прогресс за счет экологического регресса.

Почему же экономическое развитие приводит к такому финалу? Ответ лежит в его принципах.

Экономика всегда была направлена на удовлетворение материальных потребностей общества. В процессе эволюции общественные потребности увеличивались, делая необходимым дальнейшее развитие технологии. В результате в 20 веке экономическое развитие[1,7] уже не мыслимо

без научно-технического прогресса, обеспечения и поддержания постоянных темпов роста производства, что подразумевает все большую зависимость от природных ресурсов.

Безусловно, имеющиеся в наличии природные и людские ресурсы, уровень

технических знаний, система институтов определяют условия функционирования экономики. Общество всегда зависело от природных ресурсов, но проблема в том, что это зависимость не учитывается в экономике. Человек стремится потреблять, а не сохранять.

Таким образом, основное противоречие между экономическим и экологическим развитием заключается в том, что, с одной стороны, экономика должна развиваться, с другой стороны, это развитие порождает пагубные для окружающей среды последствия.

Чтобы составить полную картину о масштабах этого влияния, представляется необходимым сделать небольшое отступление и обратиться к реалиям.

1.2 Современные масштабы экологической катастрофы

К чему же привело бурное развитие экономики и человеческая деятельность?

Загрязнение всего земного пространства,– океана, воздуха и воды - «парниковый эффект», вырубка лесов, опустынивание, исчезновение многих видов растений и животных - вот лишь некоторые основные формы антропогенного воздействия на окружающую среду.

Вот конкретные факты.

За годы после второй мировой войны было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества, что создало проблему истощения природных ресурсов.

Только в течение последних 4-х десятилетий на Земле произвели столько же

продукции, сколько за весь период существования цивилизации до 1950г.

По данным Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию, в настоящее время ежегодно превращается в пустыню 6 млн. гектаров обрабатываемых земель, 20 млрд. теряет свою продуктивность. Кроме того, расширяются территории пустынь: Сахара ежегодно продвигается к югу на 30 миль(48 км). Лесные пространства занимали в 1950г. 15% суши, сейчас – 7%; Ежегодно уничтожается более 11 млн. гектаров леса. Каждый год сжигается 20 кв. км влажных тропических лесов (половина Франции). Планета может лишиться своего главного источника кислорода уже в следующем десятилетии.

В результате сжигания различного топлива в атмосферу ежегодно выбрасывается около 20 млрд. тонн углекислого газа. [I,9] Содержание углекислого газа в атмосфере постепенно возрастает и за последние 100 лет увеличилась более чем на 10%. Углекислый газ препятствует тепловому излучению в космическое пространство, создавая там так называемый «парниковый эффект», что приводит к потеплению климата. По прогнозам климатологов, оно составит к середине следующего века 2-5градусов.

Выбросы газа в атмосферу уже разрушили 9% озонового слоя, главного

защитника земли от ультрафиолетовых лучей. «Озоновая дыра» занимает площадь, равную территории США.

Огромное количество воды используется в промышленности. На выплавку 1 т стали необходимо 200 м . На производство 1 т бумаги требуется 100 м , на изготовление 1 т синтетического волокна - от 2500 до 5000 м .

По данным ООН, ежегодно в мировой океан попадает 30 млрд. тонн

нефтепродуктов, 50 000 тонн пестицидов, 5000 тонн ртути;

Значительно загрязняют атмосферу автомобильный транспорт, электростанции, предприятия черной и цветной металлургии, нефтегазоперерабатывающей, химической и лесной промышленности. Большое количество вредных веществ в атмосферу поступает с выхлопными газами автомобилей, причем их доля в загрязнении воздуха постоянно растет; в России — более 30%, а в США — более 60% от общего выброса вредных веществ в атмосферу. [V,13]

Цифры говорят сами за себя.

Имея представление о масштабах экологической проблемы, обратимся к одной из главных причин, породивших ее – экономическому росту.

1.3 Понятие экономического роста. Аргументы «за» и «против»

Пока экологическая опасность возрастает, экономисты не дремлют. Все большее внимание уделяется объяснению экономических причин экологической проблемы.

Одной их них некоторые экономисты считают экономический рост.

Постоянное развитие экономики, наращивание производственных мощностей, рост ВНП, увеличение выпуска продукции как самоцель-вот что характеризует экономический рост.

Наиболее емкое определение этого термина дал американский экономист С.Кузнец[VI,27]:

Экономический рост – долгосрочное увеличение производственной

способности страны, основанное на техническом прогрессе, способное обеспечить население растущим многообразием материальных благ.

Влияет ли в действительности экономический рост на окружающую среду?

Мнения экономистов по этому поводу разделились.

Аргументы против роста:

Противники экономического роста, прежде всего, озабочены ухудшением

состояния окружающей среды. Они утверждают, что индустриализация и

экономический рост порождают такие отрицательные явления современной жизни, как загрязнение, промышленный шум и выбросы, ухудшение облика городов, транспортные заторы и т. д. Все эти издержки экономического роста возникают, поскольку производственный процесс лишь преобразует природные ресурсы, но не утилизирует их полностью. Практически все, что вовлекается в производство, со временем возвращается в окружающую среду в виде отходов. Чем значительнее экономический рост и выше уровень жизни, тем больше отходов должна будет поглотить или попытаться поглотить окружающая среда. В любом достаточно развитом обществе дальнейший экономический рост может означать только удовлетворение все более насущных потребностей при возрастании угрозы экологического кризиса. Поэтому некоторые экономисты считают, что экономический рост должен целенаправленно сдерживаться.

К этой позиции близка «теории нулевого роста», основанная на изучении

взаимосвязи роста народонаселения[X,14], истощения природных ресурсов и ухудшении окружающей среды. Согласно ей, единственный выход состоит в прекращении или, по крайней мере, стабилизации экономического роста на некотором оптимальном уровне, не угрожающем природным условиям. Однако существует и противоположная точка зрения.

В защиту экономического роста:

Сторонники экономического роста считают, что его связь с состоянием

окружающей среды слишком преувеличена. На деле эти проблемы можно отделить друг от друга. Если общество совсем откажется от экономического роста, сохраняя ВНП на постоянном уровне, ему все же придется выбирать между различными структурами производства, и этот выбор будет влиять на состояние окружающей среды и качество жизни. Обществу все же нужно определить, сохранять ли естественную красоту леса или вырубать его на дрова. И если лес вырублен, необходимо решить, использовать ли древесину для строительства домов или пустить ее на рекламные стенды. [XIV,30]

Согласно защитникам этого подхода, загрязнение является не столько побочным продуктом экономического роста, сколько результатом неправильного ценообразования, а именно: значительная часть естественных ресурсов (реки, озера, океаны и воздух) рассматривается как "общая собственность" и не имеет цены. Поэтому эти ресурсы используются чрезмерно интенсивно, что ухудшает их состояние. Загрязнение окружающей среды является примером побочного результата или перелива издержек. Решение этой проблемы возможно при введении законодательных ограничений или особых налогов ("платы за стоки"), чтобы

компенсировать пороки системы ценообразования и предотвратить нерациональное использование естественных ресурсов. Сторонники этой точки зрения не отрицают серьезных проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, но считают, что ограничение экономического роста их не решит. Суть их позиции: "Чтобы ограничить загрязнение, нужно ограничить именно его, а не экономический рост".

В настоящее время, очевидно, что остановить экономический рост нельзя, т.к. существует и обратная связь: одним из его источников является количество и качество самих природных ресурсов.

В противоречии «окружающая среда – экономическое развитие» речь идет не

столько о дилемме: или экономическое развитие, или чистая среда, - сколько о необходимости достичь общей цели: обеспечить такой уровень развития, который бы подразумевал не только создание материальных благ, необходимых обществу, но и поддержание « в чистоте» окружающей среды. На этом и основан принцип экологического развития.

2 Экологические проблемы России на современном этапе

2.1 Рациональное использование природных ресурсов: реалии и проблемы

В настоящее время, очевидно, что неограниченных ресурсов нет. Встает проблема согласования потребностей человека в природных ресурсах с требованиями рационального их использования. Вот какие возможности реально предлагает экономика.

1) Использование вторичного сырья, регенерация- переработка

отходов производства и мусора.

Так, например, переработка макулатуры позволяет сократить производство новой бумаги почти вдвое (Этот способ широко применялся во время 2 мировой войны); органическая масса из отходов используется для получения удобрений, металлолом направляется на переплавку.

Переработка отходов жизнедеятельности пока не используется - мусор просто складируется. Как же бороться против его накопления?

Пример показали нам еще в древности. За 500 лет до нашей эры в Афинах был издан эдикт, запрещающий выбрасывать мусор на улицы, предусматривающий организацию специальных свалок и предписывающий мусорщикам сбрасывать отходы не менее чем за милю от города.

А в последствии свалки были заменены ямами для хранения мусора.

В США основным способом хранения отходов, несмотря на дороговизну и

сокращение территорий, остается закапывание. В более экономичной Европе мусор предпочитают сжигать. Этот метод оценивается экономистами как выгодный: так как затраты на воспроизводство не отражены в себестоимости продукции, получаемый экологический эффект суммируется с прямым, экономическим. [IX,25]

2) Обработка сточных вод.

В основе данной технологии лежит использование естественных процессов жизнедеятельности бактерий, разлагающих отходы.

3) Рекультивация промышленных территорий – восстановление пространств с нарушенной средой в целях повторного использования. Например, в Англии на больших территориях угольных копий была посажена растительность. Через 20 лет почвенный покров полностью восстановился, и эта местность вновь была отдана под пахоту, не повредив окружающий ландшафт.

4) Использование новых источников энергии: ветровой, солнечной, энергии

приливов и отливов.

Например, солнечные батареи широко применяются в Израиле.

Для получения топлива можно использовать материалы растительного происхождения. В Бразилии построены заводы по переработке сахарного тростника в этиловый спирт, используемый в качестве автомобильного горючего.

Таким образом, практика показывает, что естественные энергоресурсы могут быть заменены альтернативными, «рукотворными», однако это требует значительных затрат.[XV,28]

Еще одним способом экономического использования ресурсов является

совершенствование технологии. С одной стороны, продление службы товаров за счет улучшения их качества позволит существенно сэкономить материалы и природные ресурсы.

С другой, это имеет и определенный нравственный смысл:

потребитель будет стремиться дольше использовать качественный товар, не стремясь быстро с ним расстаться и приобрести новый. ( Т.е. чем выше качество продукции, тем выше качество окружающей среды).

Однако на практике загрязняющие технологии остаются более предпочтительными для большинства производителей в силу большей дешевизны производства продукции и меньших издержек товарообращения.

Все вышеизложенные принципы основывались на воспроизводстве

окружающей среды, т.е. в предотвращении нанесения природе ущерба. Вместе с тем, это создает ряд экономических проблем микро и макро уровня. [VIII,48]

1) Уровень ущерба. Необходимо правильно определить расходы на охрану

окружающей среды. Иногда это трудно сделать, т.к. не всегда возможно указать конкретного виновника и оценить размер ущерба.

2) Кто должен возмещать ущерб: производитель или потребитель?

Расходы обычно несет загрязнитель – производитель, которым является предприятие. Однако, будучи не заинтересованным в их увеличении, оно переносит издержки производства на общество, повышая цену на экологическую продукцию.

3) Кто платит и кто получает прибыль?

Часто платят за меры по борьбе с загрязнением и получают прибыль от них различные группы людей.

Например, держатели акций предприятия платят за то, чтобы стоки не попадали в реку, а прибыль от этого достается рыбакам. Очевидно, у каждой стороны свое мнение о том, окупаются ли затраты.

4) Необходимость контроля над ущербом. Государство должно проводить

политику контроля над загрязнением окружающей среды с помощью введения правовых санкций, норм выброса[6] с одной

стороны и системы стимулов и поощрений для производителей с другой.

В целом, рациональное использование природных ресурсов подразумевает пересмотр традиционных принципов производства, размещения предприятий, разработки технологии, расчета затрат, иными словами - системный подход, основанный на экологизации экономического развития.

Специалисты выделяют следующие возможности реализации экологической экономики: [XI,49]

· Производство одного вида продукции для сокращения ущерба, наносимого окружающей среде;

· Разработка безотходные технологии, эффективных систем очистки, а

также контрольно-измерительной аппаратуры, позволяющей наладить переработку продукции из побочных компонентов и отходов отраслей.

· Установление взаимосвязей между результатами хозяйственной

деятельности и показателями экологичности выпускаемой продукции, технологией ее производства.

· На предприятии целесообразно разграничивать затраты на оборудование, связанные с производством продукции и доведением ее до определенного уровня экологического качества, с заменой его другим, более экологичным.

· При размещении предприятий необходимо учитывать различия между

регионами по остроте экологической ситуации и, следовательно, применять

неодинаковые требования к специализации производства.

Основными целями должны стать уменьшение техногенной нагрузки, поддержание природного потенциала и режима естественных процессов в природе, сокращение потерь, комплексность извлечения полезных компонентов, использование отходов в качестве вторичного ресурса.

Для оценки экологоприемлимых решений в числе основных критериев

предполагается учет степени достижения должного качества окружающей среды и основных природных комплексов. Обоснование принципа экологичности представляется неотъемлемой частью системы управления, влияющей на выбор приоритетов в обеспечении народного хозяйства природными ресурсами и услугами в пределах планируемых размеров потребления.

Итак, экономический подход к экологическим проблемам подразумевает, что при оценке рациональности производственного процесса необходимо принимать во внимание как вред, наносимый природе, так и расходы общества на его устранение. Вместе с тем, производство не должно иметь целью только создание материальных благ, этот процесс должен идти параллельно с сохранением природной среды. Достижение этого единства возможно только в условиях экологизации производства, характеризующегося систематической разработкой

технологических, управленческих решений, как для эффективного использования природных ресурсов, так и для улучшения качества окружающей среды; учитыванием в расчетах экологических факторов, влияющих на развитие производства, и вред, наносимый им окружающей среде. Необходимо обеспечение разумного (комплексного,экономичного) использования природных ресурсов, отвечающего экологическим особенностям определенной территории; проведение экологической ориентации хозяйственной деятельности, планирование и

обоснование управленческих решений[XII,18], выражающихся в прогрессивных направлениях взаимодействия природы и общества, экологической аттестации рабочих мест, усовершенствовании технологии выпускаемой продукции.

В силу своего необычного характера экономико-экологические проблемы требуют нестандартных решений. Кроме экономических решений, взаимодействие экономики и экологии должно быть направлено на достижение главной цели - обеспечение благоприятной среды обитания для всего общества, что возможно только при гармоничном экономико-экологическом подходе, основанном на гуманистических и

нравственных началах. Такой подход уже разработан и носит название концепции устойчивого развития.

2.2 Концепция устойчивого развития

Масштабность экологических проблем сделала в наше время необходимой консолидацию сил и подходов для их решения. На протяжении всего 20 века создаются международные организации и комиссии по охране окружающей среды, появляются политические партии «зеленых», проводятся международные конференции. Одним из результатов их деятельности стала разработка общих путей решения экологических проблем. В последнее десятилетие была сформулирована концепция устойчивого развития[XIII,22] как альтернатива экономическому росту.

Устойчивое развитие - социо-экономическая модель, направленная на

сохранение мира на всей планете, разумное удовлетворение потребностей людей при одновременном улучшении качества жизни поколений, бережном использовании ресурсов Планеты и сохранении природных богатств.

Эта концепция подразумевает следующие принципы экологического развития:

· Экологизация экономики

· Признание единства и многообразия вариантов социально-экономического и экологического развития разных стран и народов.

· Утверждение примата гармонии в отношении системы «общество - природа»

· Политика оптимально эффективного использования природных ресурсов, бережного отношения к биосфере, сочетающаяся с заботой о будущих поколениях.

· Утверждение в качестве основы социально-экономического развития

свободы, а не насилия, гуманизма, а не вражды.

Экологическое развитие – многофакторный процесс, определяющий эволюцию общества, его духовную и материальную культуру, уровень и качество жизни людей. Факторами экологического развития должны стать экологическая безопасность, преобладание экологических потребности в интересах людей.

· Принцип экологической безопасности: обеспечение безопасной среды

обитания, где соблюдается защищенность интересов общества, сохранение

ресурсов и устойчивого функционирования экологических систем.

К экономическим аспектам устойчивого развития относятся:

· Переход к экотехнологиям и экотехнике.

· Поиск такого пути развития, который бы минимизировал затраты на

экологическое развитие

· Замена системы «затраты-выгоды» (основанной на анализе прибылей и

убытков от загрязнения окружающей среды) принципом «затраты –эффективность»

(необходимость расходов для обеспечения эффективности экологического

производства и воспроизводства)

· Экологическое прогнозирование и мониторинг: наблюдение за состоянием природных ресурсов и предсказание возможного поведения природных систем, определяемого естественными процессами и воздействием на них человека. [XIV,32]

В конечном итоге, для решения экологических проблем необходим синтез

социально-экономических возможностей, изменение социальной политики и

сознания людей. Глобальное экологическое будущее зависит от того, насколько все принимаемые меры будут осуществляться на практике, как будут сочетаться общие экономические решения со спецификой экологической ситуации в отдельной стране.

2.3 Техногенный тип экономического развития

В основе любого экономического развития лежат три фактора экономического роста: трудовые ресурсы, искусственно созданные средства производства, природные ресурсы. В последнее время экологический фактор стал все более лимитировать экономическое развитие.

Современные экологические проблемы в определенной степени порождены отставанием экономической мысли. Ни классики экономической науки А.Смит и Д.Рикардо, ни последующие экономические школы и ученые, включая К.Маркса, А.Маршалла, не придавали значения экологическим ограничениям в экономическом развитии. И лишь не так давно резко обострив экологические проблемы, поставили перед экономической наукой задачу осмысления сложившихся тенденций эколого — экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.

Современный тип эколого — экономического развития экономики можно определить как техногенный тип экономического развития. Это природоемкий (природоразрушающий) тип развития, базирующийся на использовании искусственных средств производства, созданных без учета экологических ограничений. Характерными чертами техногенного типа развития является быстрое и истощающие использование невозобновимых видов природных ресурсов(прежде всего полезных ископаемых) и сверхэксплуатация возобновимых ресурсов ( почвы, лесов) со скоростью превышающей возможности их воспроизводства и восстановления. При этом наносится значительный экономический ущерб, являющийся стоимостной оценкой деградации природных ресурсов и загрязнения окружающей Среды в результате человеческой деятельности.

Экономическая эффективность от мероприятий, предупреждающих локальное загрязнение воздушной Среды “Э1”[XVI,25], может быть определена по следующему выражению:

Э1 = У+Д-З,

где У - размеры предотвращаемого годового ущерба от загрязнения воздушной Среды, руб., Д - годовой дополнительный доход от улучшения производственных результатов деятельности предприятия при реализации противозагрязняющих воздух мероприятий, включая рентабельную утилизацию загрязняющих веществ (для горных предприятий, в частности метана), руб., З - приведенные затраты на предотвращение или снижение загрязнения воздушной среды, руб. При “З” больше или равно У+Д противозагрязняющие мероприятия становятся экономически неэффективными, однако, они могут быть социально оправданными.

Для техногенного типа экономического развития свойственны значительные экстерналии[XI,29], или внешние эффекты (последствия) экономической деятельности которые положительно или отрицательно воздействуют на субъекты этой деятельности.

К сожелению в охране природы подавляющее большинство воздействий на среду связано с отрицательными внешними эффектами: различного рода загрязнения, отходы, разрушение природных объектов. И здесь экстерналии характеризуются как негативные эколого — экономические последствия экономической деятельности человека не принимаемые зачастую им во внимание.

2.4 Экология городов

Экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия.

Темпы роста населения мира в 1.5-2.0 раза ниже роста городского населения, к которому сегодня относится 40% людей планеты. За период 1939 – 1979 гг. население крупных городов выросло в 4, в средних – в 3 и малых – в 2 раза.

Социально-экономическая обстановка привела к неуправляемости процесса урбанизации во многих странах. Процент городского населения в отдельных странах равен: Аргентина – 83, Уругвай – 82, Австралия – 75, США – 80, Япония – 76, Германия – 90, Швеция – 83. Помимо крупных городов-миллионеров быстро растут городские агломерации или слившиеся города. Таковы Вашингтон-Бостон и Лос-Анджелес, Сан-Франциско в США; города Рура в Германии; Москва, Донбасс и Кузбасс в СНГ. Круговорот вещества и энергии в городах значительно превосходит таковой в сельской местности. Средняя плотность естественного потока энергии Земли – 180 Вт/м2 , доля антропогенной энергии[V,10] в нем – 0.1 Вт/м2 . В городах она возрастает до 30-40 и даже до 150 Вт/м2 (Манхэттен).

Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов. При этом 60-70% газового загрязнения дает автомобильный транспорт. Более активная конденсация влаги приводит к увеличению осадков на 5-10%. Самоочищению атмосферы препятствует снижение на 10-20% солнечной радиации и скорости ветра.

При малой подвижности воздуха тепловые аномалии над городом охватывают слои атмосферы в 250-400 м, а контрасты температуры могут достигать 5-6°С. С ними связаны температурные инверсии, приводящие к повышенному загрязнению, туманам и смогу.

Города потребляют в 10 и более раз больше воды в расчете на 1 человека, чем сельские районы, а загрязнение водоемов достигает катастрофических размеров. Объемы сточных вод достигают 1м2 в сутки на одного человека. Поэтому практически все крупные города испытывают дефицит водных ресурсов и многие из них получают воду из удаленных источников. Водоносные горизонты под городами сильно истощены в результате непрерывных откачек скважинами и колодцами, а кроме того загрязнены на значительную глубину.

Коренному преобразованию подвергается и почвенный покров городских территорий. На больших площадях, под магистралями и кварталами, он физически уничтожается, а в зонах рекреаций – парки, скверы, дворы – сильно уничтожается, загрязняется бытовыми отходами, вредными веществами из атмосферы, обогащается тяжелыми металлами, обнаженность почв способствует водной и ветровой эрозии.

Растительный покров городов обычно практически полностью представлен “культурными насаждениями” – парками, скверами, газонами, цветниками, аллеями. Структура антропогенных фитоценозов не соответствует зональным и региональным типам естественной растительности. Поэтому развитие зеленых насаждений городов протекает в искусственных условиях, постоянно поддерживается человеком. Многолетние растения в городах развиваются в условиях сильного угнетения.

Важно рассмотреть экологические проблемы крупных городов более детально и конкретно на примере Москвы. Исчерпывающую оценку экологического состояния столь крупного и сложного объекта, как Москва, дать затруднительно по следующим основным причинам:

· оценка должна учитывать множество самых разных показателей по всем районам и предприятиям, производственным зонам, магистралям, системам связи, рекреационным площадям и т. д.;

· полученные сведения должны быть систематизированы, сведены в единую легко интерпретируемую систему;

· система сбора и обобщения имеющихся данных пока что не имеет единой научной концепции, разрознена и даже не всеми поддерживается. Социально-экологическая модель Москвы – задача предстоящих исследований.

Обобщенные данные свидетельствуют о сложном экологическом состоянии Москвы. Город стремительно растет, переходит за кольцевую дорогу, сливается с городами-спутниками. Средняя плотность населения 8.9 тыс. чел. на 1 кв. км. Сотни тысяч источников выбрасывают в воздух огромное количество вредных веществ, т. к. частичная очистка внедрена только на 60% предприятий. Особый вред наносится автомобилями, технические параметры которых не соответствуют требованиям и качеству воздуха. Выхлопные газы автомашин дают основную массу свинца, износ шин – цинк, дизельные моторы – кадмий. Эти тяжелые металлы относятся к сильным токсикантам[VI,36]. Промышленные предприятия дают очень много пыли, окислов азота, железа, кальция, магния, кремния. Эти соединения не столь токсичны, однако снижают прозрачность атмосферы, дают на 50% больше туманов, на 10% больше осадков, на 30% сокращают солнечную радиацию. В целом на 1 москвича приходится 46 кг вредных веществ в год.

Тепловое воздействие увеличивает температуру в городе на 3-5°С, безморозный период на 10-12 дней и бесснежный – на 5-10 дней. Нагрев и подъем воздуха в центре вызывает подток его с окраины – как из лесопаркового пояса, так и из промышленных зон.

Расход воды в Москве на 1 жителя – около 700 л/сутки. При огромных расходах на очистку даже водопроводная вода содержит некоторое количество вредных соединений, главным образом удобрений и ядохимикатов. Водные ресурсы используются нерационально – более 20% воды уходит неиспользованной. Например, только для бритья москвич за один раз использует до 100 литров. В районах со счетчиками (г. Зеленоград) водопотребление в 2-3 раза меньше.

Сточные воды города на 98,6% подвергаются биологической очистке, однако в водоемы все же попадает очень много песка, соли, подкисленной и теплой воды. Дефицит воды – один из факторов сдерживания жилищного строительства. Из 1650 главных промышленных предприятий систему оборотного водоснабжения имеют лишь 160.

В пределах города почвы значительно отличаются от своих аналогов в данной природной зоне – кислых дерново-подзолистых. В первую очередь надо отметить повышение pH до 8-9, что связано с поступлением из атмосферы карбонатов кальция и магния. Почвы обогащены также органическими веществами, главным образом сажей – до 5% вместо 2-3%. Содержание тяжелых металлов в 4-6 раз превышает фоновое.

Зеленые насаждения занимают 30% площади города, что дает 25-30 кв. м на человека (Париж – 6, Лондон – 7.5, Нью-Йорк – 8.6). Вместе с тем насаждения внутри города мало связаны с лесопарковым поясом, да и последний слишком узкий – 15-20 км. Только с севера Москва относительно защищена зеленым поясом. До 30-40% насаждений затронуто болезнями, угнетено и потеряло способность к самовозобновлению[XV,59]. Лесопарковый пояс в дни отдыха ежедневно принимает до 4 млн. человек. Эти нагрузки выше допустимых.

3.5 млн. человек в Москве живут в условиях экологического дискомфорта, а около 1 млн. – в районах предельного дискомфорта. Загрязнение отдельных частей города различно. Две трети всех вредных выбросов приходится на 6 районов. Сложная обстановка в кварталах вдоль Садового кольца.

Заболеваемость москвичей в среднем выше, чем по другим районам страны: распространены болезни органов дыхания, астма, различные виды аллергии, сердечно-сосудистые заболевания, болезни печени, желчного пузыря, органов чувств. Из 94 крупнейших городов мира Москва по рождаемости находится на 62-м, по смертности – на 70-м, по естественному приросту – на 71-м месте. Выживаемость детей во многих столицах мира в 2-3 раза выше, чем в Москве.

Экология Москвы тесно связана с фоном, природными условиями Подмосковья и климатом европейской территории России. Важнейшее значение имеет так называемый “западный перенос” – преобладание в течение года ветров западных румбов. При этом западные и северо-западные районы города получают более свежий воздух, который дополнительно очищен над лесными массивами западной части Московской области. В восточные районы Москвы поступает воздух, загрязненный над городской территорией.

В периоды преобладания восточных и юго-восточных ветров Москва получает менее чистый воздух, поскольку юго-восток области заселен на 25-30%, значительно распахан и более индустриальный. Северо-запад столицы имеет более чистые водоемы, поскольку основные водотоки Подмосковья текут с северо-запада на юго-восток. Общие особенности почв и рельефа также обуславливают дифференциацию экологических условий. Северо-запад Москвы более возвышенный, холмистый, имеет более тяжелые, глинистые и суглинистые почвы.

Это способствует активному поверхностному смыву, горизонтальной миграции загрязнения, его концентрации в водоемах и малому проникновению в грунты. На юго-востоке большее распространение имеют песчаные равнинные поверхности с малыми уклонами. Здесь лучшие условия для вертикальной миграции загрязнения, заражения грунтовых вод.

Москва заметно влияет на прилегающую местность: атмосферное загрязнение распространяется на восток на 70-100 км, депрессионные воронки от забора артезианских вод имеют радиусы 100-120 км, тепловое загрязнение и нарушение режима осадков наблюдается на расстоянии 90-100 км, а угнетение лесных массивов – на 30-40 км.

2.5 Актуальные проблемы в России

Всемирный фонд дикой природы (WWF) России выделил пять самых актуальных экологических вызовов[X,6], которые стояли перед страной в 2009 году, поставив на первое место изменение климата, а на второе - проблемы природоохранного законодательства.

Кроме того, экологов по-прежнему беспокоит подготовка к Олимпийским играм в Сочи, которая, по их мнению, может поставить под угрозу сохранение хрупкой природы Кавказа, в то время как власти заверяют, что с экологией региона все будет в порядке.

Также WWF России считает, что Россия пока упускает возможность модернизации экономики в период экономического кризиса и что в российском обществе сохранение природы еще не прижилось как нравственная ценность.

Что касается изменения климата, то число и сила негативных последствий климатических изменений намного превосходит небольшие положительные эффекты. Изменение климата приводит к росту практически всех опасных гидрометеорологических явлений: наводнений, засух, штормовых ветров, "волн" жары и просто резких перепадов погоды. Ежегодный ущерб от этих явлений на территории России составляет более 60 миллиардов рублей. К 2020 году урожайность зерновых из-за климатических изменений снизится на Северном Кавказе более чем на 20%, в центрально-черноземных областях России, Поволжье, на Урале и в Восточной Сибири - примерно на 15%. Значительно и влияние изменения климата на здоровье населения: растет заболеваемость опасными "южными" болезнями и паразитарными инфекциями.

"Как подчеркнуто в Климатической доктрине России, принятой в апреле 2009 года, проблема - глобальная, и решить ее можно только глобально. Важнейший шаг к этому - подписание нового эффективного соглашения по климату в декабре 2009 года в Копенгагене. Наша страна по праву может стать лидером нового соглашения, которое, конечно, должно содействовать и технологическому перевооружению России, прежде всего - энергетики", - говорится в сообщении.

До настоящего времени законодательство РФ не содержит мер, которые бы стимулировали использование более экологически чистых технологий - предпринимателям выгоднее заплатить штрафы или взятки за загрязнение окружающей среды, отмечают экологи. "Постоянное реформирование природоохранных органов не позволяет создать эффективно действующую систему государственного экологического контроля и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду. Реформы законодательства привели к тому, что даже по многим, в том числе - и самым опасным проектам не проводится экологическая экспертиза и оценка их воздействия на окружающую среду, что ведет к непредсказуемым последствиям для безопасности человека и природы", - говорится в сообщении.

Подготовка к Олимпиаде:

В 2008-2009 годах произошли позитивные изменения в подготовке к проведению Олимпийских игр в Сочи: организаторы стали уделять внимание общественному мнению при принятии решений. В то же время, несмотря на правильные решения, их неудовлетворительное исполнение, в том числе с нарушением закона, при проектировании и строительстве олимпийских объектов ставит под угрозу сохранение уникального биологического и ландшафтного разнообразия региона, считают в фонде. "До настоящего времени отсутствует комплексная природоохранная программа, направленная на компенсацию ущерба флоре, фауне и ландшафтам, учитывающая интересы местного населения и направленная на устойчивое развитие Сочи. При отсутствии общей природоохранной программы серьезнейшей проблемой является низкое качество проектов отдельных олимпийских объектов и отсутствие в них надлежащих решений для снижения воздействия на окружающую среду", - считает WWF России.

В конце мая министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев подписал приказ о создании рабочей группы по применению лучших из доступных технологий охраны окружающей среды при строительстве объектов зимней Олимпиады в Сочи. Рабочая группа создана в целях обеспечения заявленных принципов минимизации антропогенной нагрузки и улучшения экологической обстановки в районе проведения Олимпийских игр.

Модернизация экономики:

Кризис дает хорошую возможность России для модернизации и повышения энергоэффективности экономики: при падении производства некоторые производственные линии в любом случае приходится останавливать, что позволяет переоборудовать их без потерь в прибыли. "Отсутствие экологических приоритетов в мерах по поддержке национальной экономики приводит к снижению ее конкурентоспособности и финансированию за счет бюджета агонии неконкурентоспособных производств. Об этом свидетельствуют попытки перенести на более поздние сроки введение более высоких экологических требований, например, стандартов Евро-4 и Евро5

[X,8] при производстве отечественных двигателей", - считают экологи.

"Упуская эти возможности, мы фиксируем свой статус в лучшем случае энергетического, а в худшем случае сырьевого придатка как развитых, так и развивающихся стран", - отмечается в документе.

3 Пути решения экологических проблем

3.1 Инструменты государственного регулирования природопользования

В условиях рыночной экономики формирование эффективной системы государственного регулирования природопользования связано с возможностями и провалами системы рыночного саморегулирования. Возможности использования рыночного саморегулирования в обеспечении устойчивости природной среды зависят от его четкой реакции на повышение дефицитности природных ресурсов.

Деградация окружающей среды, истощение ресурсов, повышение уровня загрязнения дают сигнал хозяйствующим субъектам посредством повышения цен на ресурсы. Но цены, складывающиеся на природные ресурсы (в широком смысле, включая чистоту окружающей среды) могут давать искаженную картину ценности благ и услуг, не всегда отражают реальные общественные издержки на их воспроизводство. В результате складывается заниженная цена потребляемых природных ресурсов, формируется повышенный спрос, снижаются стимулы для их эффективного использования.

В соответствии с воззрениями ряда экономистов, рыночные регуляторы в принципе достаточны для обеспечения эффективного природопользования. Для их эффективного функционирования важно четкое определение прав собственности.

В соответствии с теоремой Р. Коуза[IV,35] рыночная экономика добивается эффективного использования природных ресурсов благодаря четкой системе прав собственности, закрепленной законодательно. В процессе переговоров между собственником и лицом, осуществляющим природопользование, определяется объем выплаты компенсаций собственнику за нанесение ущерба его собственности. Этот приведет к уменьшению производства и загрязнения до уровня, при котором чистая прибыль производителя не превышает компенсируемых им предельных экстернальных издержек. В противном случае соответствующие расходы вынужден нести собственник, компенсируя производителю сокращение объемов его производства до уровня социального оптимума.

Положения теоремы Коуза построены в рамках общих представлений классической школы. Поэтому они в значительной степени абстрактны. В частности, теорема не учитывает особенностей институциональной структуры общества; различий в уровнях жизни и затрат в различных странах, регионах, социальных группах (это особенно важно в связи с невозможностью транспортировать многие природные ресурсы); сложности идентификации природопользователя; высокий уровень трансакционных издержек при реализации прав собственности как собственником, так и пользователем ресурсов; различный уровень монополизации производства и реализации продукции.

В результате рынок не регулирует эффективно процессы природопользования. В то же время надо отметить, что теорема Коуза показывает одну из важнейших причин неэффективности современной системы регулирования природопользования.

К основным причинам провалов рынка в сфере природопользования следует отнести:

наличие экстерналий (внешних эффектов); [I,16]

локализация рынков природных ресурсов, препятствующая установлению мировых и даже национальных цен;

урегулированность прав собственности на многие природные ресурсы;

долгосрочность воспроизводственных процессов, существенно превышающая период воспроизводства индивидуальных капиталов.

Провалы рынка в рационализации природопользования требуют активной государственной политики, направленной на их корректировку. Государственное регулирование природной среды имеет относительно короткую историю. Поиск эффективных государственных регуляторов в области природопользования начался фактически в 60-х годах ХХ столетия, когда многие страны столкнулись с обострением экологической ситуации. В странах с рыночной экономикой были созданы централизованные административные системы управления охраной окружающей среды. Стал реализовываться принцип, введенный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1972 г. - "загрязнитель платит". Одновременно государства начали субсидирование природоохранной деятельности.

В 80-х годах инструментарий государственного регулирования природопользования расширился. В то же время в его применении до сих пор отсутствует системность. Эффективно функционирующей модели государственного регулирования природопользования в мире нет.

В этом механизме можно выделить две группы инструментов: макроэкономические регуляторы и мероприятия, прямо направленные на регулирование природопользования. Макроэкономические регуляторы могут не иметь в явном виде природоохранных целей. Они направлены на структурную перестройку, изменение курса национальной валюты, сокращение бюджетного дефицита, регулирование внешнеэкономических отношений и др.

К мероприятиям с четко выраженной экологической ориентацией относятся:

введение "экологических" налогов; [II,42]

установление штрафов за загрязнение окружающей среды;

введение платности природопользования; принятие природоохранных стандартов и нормативов;

разработка и реализация отраслевых и региональных экологических программ.

Следует отметить существенное, хотя и косвенное воздействие макроэкономической политики на характер природопользования. Например, сокращение бюджетного дефицита, как правило, приводит к уменьшению планируемых природоохранных мероприятий. Понижение курса национальной валюты приводит к стимулированию экспорта, но в то же время поощряет дополнительную эксплуатацию природных ресурсов. Стимулирование иностранных инвестиций приводит к расширению, как правило, природоемких, экологически опасных производств.

Своеобразную проблему представляет собой антимонопольное регулирование в отраслях, связанных с эксплуатацией природных ресурсов. Монополистические структуры, располагающие большими возможностями лоббирования своих интересов, уделяют проблеме восстановления природной среды минимальное внимание, уменьшая издержки и присваивая монопольную ренту. В то же время государство не может осуществлять в сфере природоемких производств стандартные антимонопольные инструменты[II,61]: принудительное расчленение, ограничение слияний и поглощений, ограничение капитала предприятий некоторой максимальной величиной, поскольку данные производства требуют больших капитальных затрат, высокой степени концентрации капитала.

В современной системе государственного регулирования природопользования можно выделить:

введение и расширение практики платного природопользования;

систему экономического стимулирования природоохранной деятельности;

установление платы за загрязнение окружающей среды;

развитие рынка природных ресурсов;

совершенствование ценообразования с учетом экологической целесообразности продукции и ее природоемкости;

создание экологических фондов;

реализацию экологических программ;

продажу прав на загрязнение;

внедрение системы экологического страхования;

введение "зеленых" налогов;

совершенствование системы субсидий.

Введение платного природопользования направлено на обеспечение учета экологического фактора в экономике, рациональное использование природных ресурсов.

Среди платежей за природные ресурсы можно выделить плату за право пользования природными ресурсами и за воспроизводство и охрану природных ресурсов. Плата за право пользования природными ресурсами направлена на реализацию прав собственника (государства или частного лица, организации). Она представляет собой способ изъятия ренты.

Другим способом реализации платности природопользования является введение штрафов, иных санкций за нерациональной использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Штрафы и другие санкции налагаются за несанкционированное складирование отходов, почворазрушающую обработку земель, загрязнение почвы, воздушной и водной среды токсичными материалами сверх допустимых нормативов.

К системе экономического стимулирования рационального природопользования относят: налогообложение, субсидирование, льготное кредитование природоохранной деятельности, ускоренную амортизацию основных фондов, используемых в целях охраны природы.

Создание рынка природных ресурсов целесообразно в условиях их дефицитности и возможности получения средств от их продажи на мировом или национальном рынках. Купля-продажа природных ресурсов может происходить в виде конкурсов, аукционов на право их разработки или аренды при соответствующем экологическом контроле со стороны государства. [V,54] Рынок природных ресурсов должен предусматривать создание ипотечной системы, позволяющей владельцам ресурсов закладывать их получения инвестиций или иных целей.

В развитии системы ценообразования в сфере природопользования следует учитывать два важных аспекта.

Во-первых, цена продукции должна возможно более полно учитывать степень ее экологической безопасности. Экологически чистая продукция должна быть привлекательна для потребителя в ценовом отношении по сравнению с продукцией, производство которой связано с загрязнением окружающей среды. Но производство такой продукции не всегда обходится дешевле, поэтому целесообразно, при наличии заменителей, применять механизм косвенных налогов на экологически опасную продукцию.

Во-вторых, развитие прогрессивных в перспективе, безотходных технологий оказывается первоначально более дорогостоящим, чем традиционное природоемкое производство. Особенно, если цены на природные ресурсы низкие. Поэтому определенное повышение цен на природные ресурсы, более полный учет в цене экологической составляющей стимулирует ресурсосберегающие технологии.

Экологические фонды играют значительную роль в финансировании природоохранных мероприятий. Основной целью экологических фондов является формирование источников финансирования, альтернативных государственному бюджету. Обычно они создаются в дополнению к бюджетным государственным источникам финансирования природоохранных программ. Источниками формирования экологических фондов являются платежи и штрафы за загрязнение окружающей среды.

Экологические программы представляют собой систему мероприятий, связанных общей целью, источниками финансирования, материальными ресурсами. В реализации программ основную роль играет государство, так как сложность проблем, неопределенность экономической эффективности в обозримый промежуток времени, высокая капиталоемкость делают их непривлекательными для частного капитала. В то же время можно эффективно использовать в реализации программ частные предприятия в качестве конкурсантов для реализации тех или иных мероприятий.

Государственные программы направлены на выполнение международных обязательств; охрану и рациональное использование конкретных видов природных ресурсов; охрану особо ценных природных объектов (например, Великие Озера); реабилитацию зон экологических бедствий; реализацию экологических научнотехнических мероприятий. [I,51]

Продажа прав на загрязнение направлена на оптимизацию затрат предприятий с учетом наносимого им экологического ущерба. На определенной территории вводится лимит выбросов загрязняющих веществ. Если предприятие расширяет производство, то ему приходится делать выбор между повышением надежности своей системы очистки и покупкой права на дополнительное загрязнение у другого предприятия. При данной системе можно оптимизировать затраты на экологические мероприятия сразу в двух плоскостях региональной и производственной. В частности, можно уменьшить совокупные затраты производителей, осуществляя модернизацию технологии на тех предприятиях, где это обходится дешевле.

Экологическое страхование представляет собой страхование ответственности предприятий источников повышенного риска за причинение убытков в связи с аварией, технологическими нарушениями, стихийными бедствиями, приведшими к загрязнению окружающей среды. Страхование позволяет распределить риски во времени и пространстве, компенсировать убытки застрахованного предприятия и третьих лиц, стимулировать четкое соблюдение технологии, повысить эффективность использования денежных фондов.

Экологические ("зеленые") налоги[II,30] призваны способствовать решению следующих задач: сделать стоимость продукции более соответствующей затратам природных ресурсов: минимизировать для общества ущерб, наносимый производством природной среде; способствовать компенсации экологического ущерба предприятием, эксплуатирующим природную среду, т.е. перенести экономическую ответственность со всего общества на конкретное лицо.

Экологические налоги могут выполнять стимулирующую роль для развития природоохранных технологий и производств, а также подавлять природоемкие виды деятельности. Государство в данном случае воздействует на поведение производителей и потребителей посредством влияния налогов на цену продукции, формируя желательные для общества спрос и предложение.

Государство может устанавливать систему налогового льготирования с учетом уровня экологичности производства или выпускаемой продукции. Могут освобождаться от прибыли инвестиции на цели охраны природы.

Пониженные налоги часто применяются для развития ресурсосберегающих и малоотходных технологий.

В региональном плане могут осуществляться налоговые мероприятия, направленные на решение экологических проблем конкретных регионов. В частности, налоговые льготы могут предоставляться предприятиям, производящим природоохранное оборудование, экологически чистые материалы. Напротив, повышенные налоговые ставки должны применяться при производстве экологически опасной продукции: энергоемкой техники, химических веществ, минеральных удобрений, пестицидов и др. В США еще в 1989 г. введен налог на продажу фреонов.

3.2 Перспективы решения экологических проблем

Комплексный характер экологических проблем требует комплексного государственного управления в области охраны окружающей среды. Ниже перечислим функции такого управления. [XIV,56]Экологическое прогнозирование качества окружающей среды и ее изменение под воздействием конкретной экологической политики.

Экологическое планирование, то есть разработка стратегии и детальных программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, включает в себя:

· Регулирование экономической деятельности с помощью правовых норм.

· Руководство экологической деятельностью – организационное воздействие на реализацию экологических программ.

· Экологический мониторинг – наблюдение за состоянием окружающей среды, учет наличия, качества и расходования природных ресурсов.

· Экологический контроль – деятельность по установлению соответствия и несоответствия окружающей среды установленным требованиям законодательства.

· Экологическое образование, обеспечение населения экологической информацией и формирование общественного сознания изменения культуры потребления.

Перечислим основные эколого-экономические принципы, на которых базируется экологическая политика в развитых странах.

1. Принцип стоимости упущенных возможностей

Этот принцип требует, чтобы при использовании ограниченного ресурса учитывалась стоимость и неиспользованной альтернативы. Стоимость упущенных возможностей состоит в разнице прибылей, которые мы получим при использовании окружающей среды как приемника и вместилища отходов и использования той же местности в качестве сельскохозяйственных угодий. Надо отметить, что принцип действует и в обратную сторону, то есть охрана окружающей среды имеет свою стоимость с точки зрения неиспользования среды в хозяйственных целях.

2. Принцип «загрязнитель платит»

В соответствии с рекомендацией ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) 1972 г., принцип «загрязнитель платит» означает, что «загрязнитель должен нести расходы по проведению мер экологического оздоровления по решению властей». В «Рекомендации Совета 75/436 Евратом, ЕОУС (Европейское объединение угля и стали), ЕЭС от 3.03.75 о распределении затрат по охране окружающей среды [X,58]и действиях органов общественной власти в этой области» дается определение и руководство по применению данного принципа. Отнесение расходов по борьбе с загрязнениями и другими неблагоприятными воздействиями на окружающую среду на непосредственных виновников заставляет их в условиях рынка искать пути снижения загрязнения, использовать более приемлемые меры с экологической точки зрения технологии, принимать меры по более рациональному использованию природных ресурсов.

Современную трактовку принципа «загрязнитель платит» можно свести к двум основным положениям:

– загрязнитель должен нести все расходы по средоохранной деятельности;

– загрязнитель имеет право возмещать свои природоохранные издержки через цены на свою продукцию и услуги.

Следует отметить, что практическое применение принципа «загрязнитель платит» показывает множество отклонений от теоретических постулатов.

3. Принцип долгосрочной перспективы

Стоимость экологической деградации или охраны окружающей среды не может рассматриваться статично. Загрязняющие вещества аккумулируются с течением времени и лишь по прошествии его может выявиться полный ущерб. Не только ущерб, но и стоимость охраны окружающей среды должна рассматриваться перспективно. Экологическая деятельность очень капиталоемка. Требуется несколько лет для накопления антиполлюционного капитала (например, строительство водоочистительных сооружений и канализации). Адаптация производственных процессов, изменение отраслевой структуры, переразмещение фирм требуют одного-двух десятилетий. Поэтому экологическая политика должна проводиться постоянно. Сейчас же мы порой наблюдаем обратные явления, старые свалки служат ярчайшим примером необдуманной экологической политики без предвидения будущего ущерба.

4. Принцип взаимозависимости

Экологическая политика должна учитывать взаимозависимость между природными средами, технологиями производства, загрязнения и сокращения загрязнения, между самими загрязняющими веществами.

В качестве отрицательного примера можно привести экологическую политику США и некоторых европейских стран в начале 70-х гг., концентрировавшуюся на управлении качеством воздуха и вод и пренебрегавшую почвой и свалками твердых отходов, загрязненных опасными веществами.

5. Принцип «пользователь платит»

Принцип «пользователь платит» является применением принципа «загрязнитель платит» [IV,37] в отношении ресурсопользования, хотя и не вполне адекватным. Он требует, чтобы пользователь любого природного ресурса полностью оплатил его использование и последующее восстановление.

Заключение

Итак, проанализировав принципы взаимодействия экономики и экологии, можно сделать следующие выводы.

Утилитарное отношение человека к природе определило противоречие между экономическим и экологическим развитием. Нацеленность развития на экономический рост привело к глобальным экологическим проблемам, современные масштабы которых неисчислимы.

С экономической точки зрения при решении этого противоречия речь идет не о полном прекращении экономического роста, а о новых направлениях экономического развития, сочетающихся с экологическим: рациональное природопользование, подразумевающее использование альтернативных ресурсов; экологизация экономики, учитывающая экологические факторы в производстве и технологии. В данной работе отмечалось, что в настоящее время экологические проблемы могут быть преодолены экономическим путем. Однако это порождает новые противоречия.

Экологическое развитие в принципе подрывает главную задачу экономики: достижение прибыли. Фактически, конфликт остается неразрешимым.

Современность стремится воплотить идею консолидации различных принципов – социальных, правовых, политических – для разрешения конфликта.

Но это поверхностное решение проблемы.

В перспективе выход возможен лишь в коренном пересмотре самих основ

человеческого бытия, в изменении человеческих потребностей, объединении

научного подхода с мировоззренческим, сочетая научные исследования с духовным пониманием сущности проблемы.

Только таким путем можно достичь консенсуса. В заключении хочется привести древнеиндийский афоризм:

Природа – это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы

взяли взаймы у потомков.

Человечество должно быть разумным должником и платить проценты, ибо второго кредита уже не будет...

Список использованной литературы

1 Василенко В.А.Экономика и экология: проблемы и поиски путей

устойчивого развития. Новосибирск, 2005г.

2 Гирусов Э.В. Основы социальной экологии: М.,1998г.

3 Данилов-Данильян В. И. (под ред.) Экология, охрана природы и экологическая безопасность./МНЭПУ, 2006.

4 Курбатов В. Опыт решения экологических проблем.//Российский

экономический журнал, 1996г., №7.

5 Лацко Р. Экономические проблемы окружающей среды. М, 1999г.

6 Маркович Д.Ж.Социальная экология. М., 1991г.

7 Олейник Е.М. Гармонизация экономического и экологического развития.

М., 1999г.

8 Рогожина Н. В поисках ответов на экологический вызов/ Мировая экономика и международные отношения, 1999 №9.

9 Родионова И.А.Глобальные проблемы окружающей среды. М, 1995г.

10 Тодаро М. Экономическое развитие. М, 1997г.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  605  606  607   ..