Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 18

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  505  506  507   ..

 

 

Конституционные права и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

Конституционные права и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

Елабужская специальная средняя школа милиции МВД РФ

Отделение заочного обучения

Курс-3 Зачетная книжка №3

Группа-1 Вариант №3

Контрольная работа

по Конституционному праву

Маркина Сергея Николаевича

Тема:

Конституционные права и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

Служебный адрес домашний адрес Набережные Челны

Электротехнический ОВД г Набережные Челны т.344754 П. ГЭС 10/52-20

Регистр. Номер________ тел776995,

От__________ 89172821261

Фамилия

рецензента

Содержание:

Классификация и содержание конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Роль органов внутренних дел в защите конституционных и других прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Задача №1

Задача №2

Поскольку темой нашей работы являются конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, этот раздел Конституции имеет особое значение – ведь Конституция, как Закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие должна реально регулировать общественные отношения и оказывать непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти. Таким образом, одним из принципов на которых основывается провозглашение Конституцией прав и свобод является гарантированность - как общих начал, так и конкретных прав и свобод в отдельности.

Но провозглашение этих прав было бы декларативным, не будь в Конституции указаний на гарантии их осуществления и защиты. Более того, положения Конституции, в которых закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина получают свое развитие в нормативных актах принятых государственными органами. «Права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Положения этой статьи указывают на то, что любое поведение человека по осуществлению своих прав и свобод (при соблюдении ограничения ст. 17, 55 - не нарушая права и свободы других людей) является правомерным и не требует наличия специальных нормативных актов. Это однако, не означает что подобные акты не нужны - более того, в ряде случаев прямо предусматривается необходимость издания федеральных конституционных и федеральных законов – например, ст. 36, в которой провозглашается право частной собственности на землю – ч. 3 этой статьи гласит о том, что «условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона».

Таким образом, конституционные права в законах конкретизируются, развиваются, расширяют перечень прав и свобод (но не сокращают! – «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина»), гарантий их выполнения и защиты. В этом случае конституционные нормы становятся гарантом выполнения положений иных нормативных актов.

Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового государства стремится к осуществлению всех возможных гарантий по осуществлению прав и свобод. Воплощение их не укладывается только в рамки права.

В юридической литературе принята классификация гарантий:

  • Юридические гарантии рассматриваются как гарантии специальные;
  • Экономические, социальные политические, духовные, социально –психологические – как общие гарантии.

Рассмотрим их специфику:

Социально-экономические – в Конституции 1993 года нет специального раздела об экономической основе государства и общества, не установлена какая-либо форма собственности в качестве основной или ведущей, как равно и не предусмотрено ограничений для других, в частности собственности. Более того, частная собственность признается и защищается (ст. 35 КРФ). Действующая конституция обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту (ст. 8, ст. 34 КРФ). В современных условиях, когда экономическое пространство России находится в состоянии формирования, роль Конституции как основного закона и иных нормативных актов регулирующих развитие экономики страны получает особое значение. Вместе с тем, развитие экономики предполагает создание инфраструктуры для осуществления социальных потребностей общества.

Политические – направленность политики государства и создание условий для осуществления этих гарантий. Думается, правильным будет рассмотреть как в соответствии с Конституцией «государственная защита прав и свобод человека в российской Федерации гарантируется» [4] .

Представительная ветвь власти - Федеральное Собрание, будучи законодательным органом, претворяет в жизнь инициативу по принятию законов, соответствующих конституционным принципам, создает юридические механизмы обеспечения реального осуществления прав и свобод. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 25 декабря 1996 года. «Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами». Важным моментом функционирования данного закона является то, что Уполномоченный в своих действиях независим и неподотчетен государственным органам и должностным лицам, руководствуется Конституцией РФ, федеральным конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», общепризнанными нормами и принципами международного права, международными договорами РФ. Деятельность его дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан.

При Президенте России существует комиссия по правам человека, деятельность которой направлена именно на разработку концепций по обеспечению и защите прав и свобод человека.

Правительство РФ, местные органы государственной власти также призваны осуществлять эту деятельность – министерство юстиции, существование системы специальных органов, призванных выполнять эти функции тому подтверждение.

Защита прав и свобод человека и гражданина - задача судебной власти в Российской Федерации. Эта задача стоит перед прокуратурой, в компетенцию которой входит рассмотрение обращений о нарушении права; перед судом – который в правовом государстве должен выступать гарантом защиты нарушенных прав. Действенным средством является Конституционный суд, принимающий жалобы граждан по фактам нарушения прав и свобод, создана Комиссия по правам человека при президенте РФ.

Говоря о гарантиях соблюдения прав и свобод человека и гражданина нельзя не упомянуть положение конституции, в соответствии с которым сам человек может выступать защитником своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 КРФ), обжаловать действия нарушающие права в суд (ст. 46 ч. 2), обращаться в международные органы (ст. 46 ч. 3).

Особое место среди гарантий прав и свобод человека и гражданина занимают гарантии юридические, которые «охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина»

Поскольку Российская Федерация - государство (основной субъект, на которого возлагаются гарантии) в соответствии с КРФ правовое, то и регулирование данных отношений должно строиться с точки зрения норм права, закрепленных к конкретных нормативных актах.

Уже говорилось о том, что общие гарантии прав и свобод перечислены в Конституции РФ, более конкретно и подробно излагаются они в иных нормативно-правовых актах (Кодексах, Законах), подзаконных актах (Указах Президента и Постановлениях Правительства).

Каким же образом государство использует перечисленные инструменты?

Можно выделить несколько направлений в реализации гарантий и защиты прав и свобод:

  • Юридическое закрепление гарантий в нормативно-правовых актах;
  • Система охраны и защиты прав и свобод в обеспечении их реального использования;
  • Система охраны и защиты прав и свобод в борьбе с их нарушениями;
  • Развитие общественно-политической активности граждан;
  • Государственный и общественный контроль за соблюдением гарантий;
  • Повышение правосознания и правовой культуры каждого;
  • Развитие общественных организаций, призванных охранять и защищать права человека и гражданина.

Важно помнить, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации», что гарантирует использование конституционных положений при решении любых споров – в том числе и в судебных разбирательствах.

Думается, следует сразу отметить что классификация гарантий, так же как и классификация основных прав и свобод достаточно условна. Как, например, определить к какой группе отнести гарантии социальной защиты: наличие специальных государственных органов, материальная поддержка отдельных социальных групп может рассматриваться как экономические гарантии; наличие соответствующих нормативных актов, возможность обжаловать в суд действия или бездействие органов, призванных обеспечивать данные гарантии – как гарантии юридические.

Попробуем все же рассмотреть каким же образом осуществляется механизм реализации конституционных прав и свобод и как осуществляются их юридические гарантии.

Прежде стоит рассмотреть специфический набор средств и методов защиты конституционных прав и свобод:

  • Конституционно-судебный механизм – т.е. возможность обращения в Конституционный Суд (регулируется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 1994 г.);
  • Судебная защита в судах общей юрисдикции (регулируется Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» 1993 г.);
  • Административные действия органов исполнительной власти;
  • Законная самозащита человеком своих прав – лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных актах;
  • Международно-правовой механизм – возможность обращения в Европейский суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.

На примере конкретных статей Конституции рассмотрим действие этих механизмов:

Гарантии личных прав человека – наиболее широко определенные Конституцией. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства.

- Право на жизнь (ст. 20 КРФ) - Право, находящееся под максимальной правовой защитой. Именно таким образом оно закреплено в международных документах, где очень четко определяются случаи, ограничивающие это право. В Конституции России оно признается правом, которое не может быть ограничено введением чрезвычайного положения (ст. 56), но как любое право может ограничиваться «федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» Именно поэтому статья, о праве человека на жизнь включает пункт в соответствии с которым «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей» - что не противоречит международно-правовым документам ООН, которые допускают решение подобного вопроса в рамках национального законодательства. Тем не менее, для вступления в Совет Европы требуется ратификация протокола к уставу Совета об отмене смертной казни в мирное время. В настоящее время этот вопрос находится в стадии решения.

- Право на достоинство (ст. 21 КРФ) – право любой личности, ничем не ограниченное. «Ничем» - т.е. нет никаких обстоятельств для умаления достоинства. Гарантии этого права предусмотрены многими законодательными актами: «Закон о средствах массовой информации», в соответствии с которым можно не обращаясь в суд получить опровержение сведений не соответствующих действительности или порочащих человека; «Закон об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» - в соответствии с окторым можно в судебном порядке защитить честь и достоинство; «Закон о милиции» - в котором оговаривается, что в случае, когда обращение с человеком ведет к унижению его чести и достоинства, виновный несет дисциплинарную, а в определенных случаях и уголовную ответственность; Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за оскорбление (ст. 130), доведение до самоубийства путем жестокого обращения или унижения человеческого достоинства (ст.110) и т.д. В качестве иллюстраций юридических гарантий данного права можно привести немало статей законодательных актов. Важно одно – право на достоинство личности не может и не должно ставиться в зависимость ни от общественной значимости личности, возраста, пола, убеждений, национальности и т.д. Гарантии на защиту права закреплены – но всегда ли эти права защищены реально? До сих пор мы слышим о случаях неуставных отношений в армии, не всегда с уважением относятся в нашем обществе к национальному достоинству человека. Думается, проблема заключается в том, что низка правовая культура общества, а, следовательно, и каждого его члена в отдельности.

- Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 21 КРФ) – право, принадлежащее каждому от рождения, которое, однако, может быть ограничено по судебному решению. Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство четко формулирует случаи, когда человек может быть лишен свободы – все эти ограничения должны соотноситься с целями и условиями, при которых могут ограничиваться эти права. Конституция запрещает издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Все незаконные посягательства на свободу и личную неприкосновенность могут быть обжалованы в суд в соответствии с ««Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

- Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23-24 КРФ) - все эти права принадлежат каждому человеку как личности, касаются только его и не могут быть ничьим достоянием без ведома и желания самого человека. В ряде законодательных актов устанавливаются гарантии защиты этих прав: тайна усыновления («Семейный кодекс РФ» ст. 111, УК РФ ст. 155); врачебная тайна (основы законодательства об охране здоровья граждан); тайна исповеди (закон РСФСР «О свободе вероисповеданий»); тайна денежных вкладов, тайна завещания и т.д. УПК ограничивает возможности следственных органов при вторжении в частную жизнь человека – все эти действия могут осуществляться в четко указанных случаях и только с санкции прокурора. Лица, проводящие следственные действия обязаны также хранить тайну личной жизни лиц, участвующих в следствии (УПК ст. 170 ч.5). В качестве гарантии необходимо рассмотреть и возможность компенсации в случае нарушения данных прав – в таких случаях, в соответствии с Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, проводятся восстановительно-компенсационные меры.

- Право на жилище и его неприкосновенность (ст. 25, 40) – это право пользоваться жилищем на законных основаниях, регулируемое федеральным законодательством (Жилищный кодекс, ГК, Закон «Об основах федеральной жилищной политики» и т.д.) Предполагается система мер, способствующих обеспечению жильем граждан из муниципального и государственного фонда, проведение кредитно-финансовой политики и т.д. Гарантируется защита от проникновения в жилище без согласия на то лиц законно занимающих это помещение и защита от незаконного лишения жилища. Данное право может быть ограничено только в тех случаях, которые оговорены в федеральном законе. В случае нарушения его используются те же статьи, что и при нарушении любых прав человека и гражданина и предоставляется право обжаловать в суд незаконные действия, восстановить свои прав и получить соответствующую компенсацию.

- Право на определение национальной принадлежности и пользование родным языком (ст. 26 КРФ) – правовые гарантии закреплены в законе «О языках народов РСФСР» от 25.10.91. в соответствии с Конституцией и законом каждому гарантируется право осуществлять основные политические, экономические, социальные и культурные права и свободы вне зависимости от знания или незнания какого-либо языка Каждый имеет право пользоваться родным языком при обращениях в государственные органы РФ, при судопроизводстве, при выборе языка обучения и т.д.

- Право на свободу передвижения, выбора места жительства, выезда за пределы РФ (для граждан право свободного возвращения в РФ) (ст. 27) – данная статья Конституции 1993 года и закон о «Праве российских граждан на свободное передвижение, выбор места жительства в пределах Российской Федерации» от 25/06/93 внес много нового. Важно учесть, что многие гарантии осуществления основаны на требованиях международно-правовых обязательствах России (ратификация Европейской конвенции). Прежде всего, появились гарантии на свободу смены места жительства, институт прописки больше не является ограничение в осуществлении любых прав человека и гражданина на территории РФ. Ограничения могут быть вызваны только незаконным проживанием на данной территории, ограничениями по ст. 55,56 КРФ, но только в той мере, в какой это необходимо. Могут быть ограничения, связанные с нахождением в местности, прилегающей к государственной границе, в территории санитарно-эпидемиологического бедствия и т.д. Но все эти ограничения регулируются только нормативно-правовыми актами.

- Право на свободу совести, вероисповедания (ст. 28) –никто не может быт принужден в выборе религии, смене вероисповедания. Допускается религиозное многообразие. Закон «О свободе вероисповеданий» 1990 г. соответствует данной статье Конституции и гарантирует, что данные права и свободы не будут ограничиваться, что государство (так как РФ – светское государство) не буде вмешиваться в дела религиозных объединений. Нарушение данных прав ведет к ответственности, предусмотренной в Российском законодательстве

- Право на свободу мысли и слова, получение, производство и распространение информации (ст. 29) – положение данной статьи говорит о Российской Федерации как государстве демократическом, признающем разнообразие мнений. Тем не менее, пожалуй, данная статья имеет большее число ограничений, чем другие. Это не случайно – свобода мысли и слова не может быть абсолютной. В общих чертах ограничения сформулированы в ст. 55 КРФ. Кроме того, ГК РФ, КоАП РФ, УК предусматривают меры наказания за публичные призывы к национальной вражде, насильственному захвату власти и т.д. Гарантиями осуществления данного права является то, что оно не только декларируется, но и создаются возможности его реализации. «Закон о средствах массовой информации» предполагает предоставление возможности публично заявить о своем мнении, федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» 1994 г. предполагает гарантии свободы получения информации для каждого. Ограничения существуют только для информации конфиденциальной; для сведений, составляющих государственную тайну и т.д. Все эти ограничения также регулируются и точно определяются в нормативно-правовых актах.

Гарантии политических прав и свобод

- Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы (ст.30) – международные правовые документы и Конституция РФ закрепляет это право, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены в законах и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, защиты прав и свобод других лиц. Конкретизируется это право и закрепляются гарантии на него в Федеральных законах «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 г., «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях» от 12 января 1996 г., «о благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. Деятельность этих организаций и объединений четко регламентируется и устанавливаются правовые гарантии их существования.

- Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) – данное право принадлежит только гражданам РФ и регламентируется Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования». Осуществление данного права не должно нарушать права и свободы других лиц, должно соответствовать статье 55 КРФ. Незаконное воспрепятствование проведению данных мероприятий может быть обжаловано в суд.

- Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право на равный доступ к государственной службе; право н участие в отправлении правосудия (ст. 32) – это право, принадлежащее только гражданам РФ. Оно соответствует правовым нормам международных документов и реализуется прежде всего в избирательном праве граждан – право избирать и быть избранными Для осуществления этого права необходим определенный статус личности – наличие дееспособности, достижение определенного возраста, состояние здоровья и т.д. – исходя из этих требований могут возникать ограничения в осуществлении данных прав. Еще одной гарантией осуществления этих политических прав является участие дееспособных граждан в референдуме («Закон о референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.). Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. раскрывает конституционное положение об участии граждан в осущетсвлении правосудия в качестве присяжных, народных, арбитражных заседателей.

- Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33) – важное средство осущетсвления и охраны прав личности. Лично или через своего законного представителя любой гражданин может обратиться в гсударственные органы с ходатайством, жалобой заявлением. Рассмотрение обращений граждан гарантируется. В случае нарушения прав и свобод любой может обратиться в суд, для обжалования незаконных действия, восстановления прав и получения компенсации. Для каждого гражданина гарантируется право обращения в Конституционный суд при нарушении конституционных прав и свобод.

Гарантии на социально-экономические права и свободы

- Право на предпринимательскую и иную, не запрещенную законом деятельность (ст. 34) – право предпринимательской деятельности с использованием своих способностей и имущества предоставляется гражданам РФ, лицам без гражданства, лицам с двойным гражданством. Регулируются эти отношения в первую очередь Гражданским Кодексом, федеральными законами и международными договорами. Ограничения могут быть для государственных служащих; для лиц, которым запрещено заниматься той или иной профессиональной деятельностью в качестве наказания и т.д. Все эти ограничения закреплены в законах и любой произвол и нарушения прав могут быть обжалованы в суд. Законодательство регулирует виды и формы предпринимательской деятельности, определяет права и обязанности юридических и физических лиц и т.д. Нарушение права на данный вид деятельности, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности может быть наказано в соответствии со ст. 169 УК РФ. Важной гарантией осуществления права на предпринимательскую деятельность является ограничение законодательством конкуренции (КРФ ст. 8, Федеральный закон «О естественных монополиях» 1995 г. и т.д.). Развитие экономических отношений в России в настоящее время находится в стадии становления, поэтому законодательство не всегда в состоянии урегулировать складывающиеся в этой сфере жизни отношения. Думается, со временем регулирование этих отношений будет более полным и оперативным

- Право частной собственности; право иметь имущество в собственности, владеть и распоряжаться как единолично, так и совместно с другими лицами; право наследования (ст. 35) – государство берет на себя ответственность за соблюдение данных прав путем принятия соответствующих законов, основанных на основных принципах международного права. Право собственности - абсолютное право и может быть ограничено лишь в соответствии со ст. 55 КРФ или в соответствии с УК РФ или ГК – только по решению суда. Право наследования тесно связано с правом частной собственности, так как наследодатель вправе распоряжаться имуществом по своему усмотрению. В этом случае законодательство охраняет права наследодателя и наследников – в случае отсутствия завещания наследование регулирует закон, учитывающий интересы наименее социально незащищенных наследников

- Право на свободный труд, выбор деятельности; право на условия труда, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям; право на решение трудовых споров законными способами, включая право на забастовку (ст. 37) – международные документы стали основой для включение в Конституцию РФ 1993 г. положений, закрепляющих право та свободный труд, вознаграждение и гарантии условий труда. Гарантии данного положения Конституции можно найти и в ГК, АК;ответственность за их нарушение предусмотрена УК РФ. Тем не менее, положения законодательных актов не всегда соответствуют требованиям международных правоохранительных организаций. Так требование Всеобщей декларации прав человека об установлении уровня оплаты труда, который бы мог обеспечивать достойное существование человека для Российской Федерации с ее нестабильной экономикой, пока невыполнимо. Тем не менее, провозглашение свободного распоряжения своими способностями к труду – новый шаг в нашем законодательстве. Стоит вспомнить, как тунеядство было наказуемым в социалистическом обществе. Сейчас свобода предполагает, что человек вправе не заниматься никаким трудом. Исключениями здесь, конечно будут случаи, когда в качестве наказания или при прохождении службы человек обязан выполнить определенные работы, такие требования могут возникнуть при работе в чрезвычайных ситуациях и т.д. Права человека в сфере экономики неотделимы от прав и свобод социальных:

- права на охрану материнства и детства (ст.38) – как всем известно, «семья – ячейка общества», поэтому социальное здоровье общества определяется по защищенности семьи, прав детей. Думается, Семейный кодекс, основные принципы которого являются положениями Конституции вполне правомочно рассматривает прав материнства, отцовства и детства. Существует немало гарантий, которые предлагает государство в защиту этих институтов – это и программы социальной поддержки малоимущих, охрана здоровья, гарантированная Конституцией РФ и т.д. Юридическая поддержка этих прав осуществляется законодательно – Семейный кодекс РФ регулирует условия создания семьи и расторжения брака, правовую защиту семьи от произвольного вмешательства, алиментные отношения, вопросы содержания и воспитания детей, оставшихся без родителей. Гарантии прав и свобод семьи лежат не только в отрасли семейного права – так трудовой законодательство регулирует условия труда беременных женщин, несовершеннолетних.

- гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей, гарантии пенсионного обеспечения, поощрения добровольного социально страхования (ст. 39) – все эти положения являются гарантиями проводимой государством социальной политики. Перечень случаев, когда социальная поддержка необходима не ограничивается перечисленными в Конституции. Принимаются Федеральные законы, постановления Правительства, в соответствии с Конституцией решение данных вопросов возможно на местном уровне – в каждом случае решение принимается специально уполномоченными на то государственными органами. Право на пенсионное обслуживание выносится в самостоятельную часть конституционной статьи – это не случайно. Законодательство достаточно детально рассмотрело нормы регулирующие данную сферу жизни, предусматривая пенсионное обеспечение для лиц с различным социальным статусом. Упорядочение, создание единой пенсионной концепции в России находится сейчас в стадии становления.

- Право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на бесплатное получение мед. помощи в государственных и муниципальных учреждениях за счет страховых взносов, бюджета; осуществление и финансирование федеральных программ по охране здоровья, развитию системы здравоохранения (ст.41) Забота о здоровье нации – первоочередная забота государства. Данная статья Конституции перекликается со многими, рассмотренными ранее – об охране труда, охране материнства и детства, экологии. Международное право четко закрепило требования и нормы, регулирующие гарантии по охране здоровья. Право это предоставляется людям, независимо от гражданства, пола, расы, социальных, религиозных и иных различий. Право на бесплатную медицинскую принадлежит гражданам России и гарантируется наличием системы социального страхования (Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» 1991 г.).

- Право на образование (ст. 43); - так же как и права охрану здоровья, охрану материнства и детства право на образование предполагает заботу государства и общества о своем будущем. Основные положения этих прав базируются на ст. 26 Всеобщей декларации прав человека. Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного школьного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, обязательность основного общего образования закреплены в «Законе об образованиии» 1995 г., нормами международного права. Все ограничения в осуществлении этого права могут быть установлены только законом. В настоящее время многие вопросы образования и государственной поддержки этой сферы требуют решения. Так в стадии разработки находится федеральный закон «Об обучении лиц с ограниченными возможностями получения образования». Больным вопросом нашей жизни является положение учителей в Российской Федерации. Сейчас это, пожалуй, она из самых незащищенных социальных групп – стоит, наверное, вспомнить здесь и конституционную гарантию о праве на труд и праве на вознаграждение за этот труд.

Гарантии культурных прав

- Свобода творчества (ст. 44) – право человека заниматься любой творческой деятельностью, выражать себя как на профессиональном, так и на любительском уровне. Ограничение здесь, как и во многих других случаях определяется ст. 55 КРФ. Запрет на реализацию права на творчество может быть наложен только в соответствии законодательством и осуществлен только судом. Демократизм этого права проявляется в недопустимости цензуры, более того любое воспрепятствование проявлению творчества наказуемо в соответствии с российским законодательством.

- Право на защиту интеллектуальной собственности (ст. 44) - Конституция РФ не просто дает свободу творческому проявлению личности, но и охраняет права на его результаты. Сейчас очень актуален вопрос о защите авторских прав. Авторское право рассматривается как исключительное, нужно также упомянуть права исполнителей, производителей фонограмм и т.д. В качестве гарантии защиты авторских прав законодательство предусматривает уголовную, гражданскую и административную ответственность за нарушение этих прав; владельцы нарушенных прав вправе требовать восстановления их, материальной компенсации

- Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ст. 44) – государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности. Государство осуществляет финансирование культурных программ, мероприятий по поддержанию исторических памятников в надлежащем состоянии. Кроме того, праву на пользование достижениями культуры сопутствует обязанность граждан соблюдать правила их охраны и нести ответственность в случае их порчи.

Ряд статей Конституции РФ прямо устанавливает систему государственной защиты прав и свобод российских граждан. Прежде всего, гарантируется «государственная защита прав и свобод», причем, в последующих статьях эти гарантии конкретизируются:

Гарантия судебной защиты; право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, общественных объединений и т.д.; право обращаться в международные правоохранительные организации по защите прав и свобод человека (ст.46) – инструментом реализации данных прав является вся судебная система Российской Федерации, наличие в РФ международно-правового механизма защиты прав и свобод человека.

Право на судебное рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом; право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 47) – гарантии соблюдения процессуальных норм.

Права на квалифицированную юридическую помощь (в случаях, предусмотренных законом – бесплатную); право на помощь адвоката - созданная в России система юридической помощи, включая адвокатуру, деятельность которой урегулирована законом, гарантирует возможность каждого этой помощью воспользоваться. Кроме того, УПК четко определяет случаи участия адвоката в уголовном процессе,

Принцип презумпции невиновности (ст. 49) – гарантия соблюдения законности, полноты, всесторонности и объективности при выяснении обстоятельств дела. Кроме того, принцип презумпции предполагает гарантии защиты прав подозреваемого (в том числе и права противостоять обвинению).

Гарантия того, что никто не будет повторно осужден за одно и тоже преступление; гарантия того, что при осуществлении правосудия всегда будут использоваться доказательства, полученные только законным путем; право каждого осужденного на пересмотр дела вышестоящим судом - осуществление принципов законности и справедливости, основанное на положениях Международного пакта о гражданских и политических правах (п.7 ст. 14). Данное положение Конституции РФ взято за основу и раскрыто в УК РФ, УПК.

Гарантия недопустимости свидетельствовать против себя, своих близких, круг которых определен федеральным законом (ст. 51) - статья реально работающая при осуществлении производства по уголовному делу, содержание которой разъясняется всем участникам дела - в соответствии с требованиями УПК.

Гарантия охраны прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью; доступ правосудия и компенсация ущерба (ст.52); Гарантия возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц (ст. 53); - в соответствии с данными статьями государство берет на себя ответственность за все нарушения, злоупотребления властью. Положения данных статей взяты за основу законодательных и подзаконных актов, регулирующих порядок осуществления данных гарантий.Конституция РФ 1993 г. является конституцией демократического правового государства. В ней довольно обстоятельно изложены все основные права и свободы человека и гражданина, соответствующие положениям основных международно-правовых документов. Четко построенная система Конституции позволяет увидеть, что нормы, содержащие определения прав и свобод подкрепляются гарантиями их реализации и защиты.

В ней заложен огромный потенциал при реализации которого, Россия имеет шанс стать правовым и демократическим государством.

Те годы что мы живем с Конституцией РФ, показали, что многие ее положения остались декларативными, требующими конкретизации в законодательных актах. Зачастую получается, что реальная жизнь вступает в противоречие с «буквой закона». Именно в таких случаях, когда возникают так называемые пробелы в праве, требуется обращение к положениям Конституции.Много проблем возникает из-за экономических сложностей в стране – ведь там, где есть проблемы с экономикой, страдает и социальная сфера, а значит, нарушаются права человека.

Кроме этого, много возможностей для конкретизации положений о политических правах граждан - в частности, речь идет о правах на объединение и на свободу мысли и слова. Многопартийная система России требует детального решения этих вопросов.

Страна, в которой более семидесяти лет нарушались права и свободы человека, гражданина должна пройти долгий и нелегкий путь становлению правового демократического государства.

Роль органов внутренних дел состоит в реализации гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации путем предотвращения действий посягающих на права и свободы, а так же наказанием за данные посягательства, при этом руководствуются нормативными документами(уголовный кодекс, уголовно-процессуальный кодекс, административный и тд.)основой которых является охрана прав и свобод обозначенных в конституции РФ.

Формирование российского правового государства неразрывно связано с проблемами утверждения режима законности. Под ней в широком смысле понимается требование строгого и неуклонного соблюдения демократических законов прежде всего самой государственной властью, ее органами и должностными лицами. Прочная законность есть существенный показатель уровня цивилизованности и демократичности государства, залог прогресса в социально-экономических преобразованиях, наконец – гарантия обеспечения и охраны прав и свобод человека и гражданина. Вопросы законности исключительно актуальны применительно к деятельности правоохранительных органов и тем более «силовых», к которым, относятся органы внутренних дел.

Органы внутренних дел в аппарате российского государства занимают специфическое место в силу возложенных на них задач по борьбе с преступностью, охране общественного порядка, обеспечению безопасности граждан, защите их прав и свобод и др. Они не случайно наделены особыми государственно-властными полномочиями, подкрепленными оперативно-розыскными методами работы, разнообразными средствами принуждения, приемами жестко силового воздействия на правонарушителей, вплоть до применения огнестрельного оружия. Все это обусловливает исключительную остроту вопроса законности при реализации органами внутренних дел своих широких правоохранительных полномочий.

История организации и функционирования органов внутренних дел в нашей стране с точки зрения законности не может быть оценена однозначно. Здесь сочетаются и положительные и отрицательные характеристики. Главная причина состоит в политическом, социально-экономическом, правовом, идеологическом устройстве российского общества, которое, не отличалось демократизмом ни в период монархии, ни во времена господства административно-командной системы.. Общая юридическая культура, профессиональное правосознание сотрудников правоохранительных органов формировались и определялись через призму прежде всего интересов государства в любой его форме, но не человека и его неотъемлемых прав.

При обобщающем ретроспективном взгляде на полицию и жандармерию царской России на переднем плане наглядно предстает примерное и преданное служение авторитарному режиму. К началу ХХ в. широко разветвленная сеть полицейских структур с их департаментом во главе опутывала все слои общества уже не столько для решения прямых профессиональных задач, сколько с целью сохранить любой ценой самодержавие. В свою очередь, меры последнего, формально направленные на укрепление уголовной полиции, нередко прикрывали наделение ее большими функциями политического характера (например, «удалять от исправления должности» неблагонадежного чиновника при «чрезвычайных обстоятельствах»). Многолетнее внутреннее недовольство людей такой полицией выражалось в недовольстве ее неэффективностью в защите от преступников и их поимке. Еще А. С. Пушкин в 1833 г. в дневнике записал: «Улицы не безопасны. .... Полиция, видно, занимается политикой, а не ворами и мостовою»[1] .

В советский период истории от органов внутренних дел (конкретные ведомственные названия их неоднократно менялись) формально требовалось защищать права советских граждан, строго соблюдать «социалистическую законность».Их деятельность содержит массу примеров героизма и самоотверженной борьбы сотрудников с общей криминальной преступностью, фашистскими захватчиками в период войны и др. С другой стороны, налицо множество фактов, крайне негативно характеризующих практику указанных органов, которые были составной частью тоталитарной системы, долгие годы обслуживали ее.

В тоталитарном прошлом нашей страны особо запечатлелось функционирование органов внутренних дел на протяжении десятилетий «сталинского» правления. Всемогущей силовой структурой в аппарате государства стал образованный в 1934 г. общесоюзный (до этого — республиканский) НКВД, в который вошло ОГПУ. Квинтэссенцией работы органов НКВД тех времен служил поиск «вредителей», «врагов народа», запугивание населения, подавление всяческого инакомыслия, тотальный контроль за каждым шагом граждан с помощью многочисленных осведомителей, системы обязательной прописки, хитросплетений паспортизации и др. Данные органы выступали и организаторами и исполнителями массовых репрессий режима против собственного народа, в результате которых с 1929 по 1953 г. в СССР погибли миллионы человек, а исковерканных судеб ГУЛАГом, ссылками, раскулачиванием, правовыми лишениями и прочим насилием с помощью спецслужб оказалось намного больше.

В период «хрущевской оттепели» и последующие советские периоды истории, особенно в годы «перестройки социализма» делались разного плана шаги по упрочению законности в деятельности органов внутренних дел. Этому способствовала известная демократизация уголовного, гражданского, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, административного, трудового и иного отраслевого законодательства. К началу 70-х гг. стало оказывать влияние развитие международного сотрудничества СССР с различными государствами в гуманитарных областях, присоединение к Пактам о правах человека 1966 г. и т. д. Все чаще, особенно с принятием Конституции СССР 1977 г., обращалось внимание на необходимость обеспечения правоохранительными органами прав и законных интересов граждан: на личную неприкосновенность, права обвиняемого на защиту, презумпции невиновности, права на обжалование незаконных действий следователя и др. У граждан появилась возможность ознакомиться, пусть и в общих чертах, но с открыто регламентирующими деятельность милиции нормативными актами, такими как, например, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 г. «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью».

Вместе с тем при неизменности административно-командного устройства СССР принципиальных перемен в приоритетах и функциональных началах деятельности советских органов внутренних дел произойти не могло. Они продолжали служить главному в стране — делу коммунистической партии и социализма. Упрочилась своеобразная коллизия, когда органы внутренних дел первыми вставали на защиту граждан от преступлений, но изначального доверия к человеку, уважения к его достоинству, правам и свободам, презумпции его невиновности и добропорядочности зачастую не обнаруживали. Это объяснимо. Ведь в СССР интересы самого человека оценивались как подчиненные интересам государства, а соблюдению и упрочению подлежала не законность вообще, а только «социалистическая», напрочь отвергающая «буржуазную» концепцию естественных и неотъемлемых прав человека. Применительно к бытовавшим взаимоотношениям органов и граждан характерен пример: милиционер мог запросто «растолкать» на вокзале уснувшего в кресле гражданина, ожидающего поезд, и уж тем более обругать нетрезвого. При этом ни тот, ни другой по существу и обычно не считали действия милиционера неправильными.

Коренной поворот в сторону приверженности органов внутренних дел России принципам реально обращенной к человеку законности наметился в последнее десятилетие. Прежде всего это связано с демократическими реформами, с процессом формирования правовой государственности, с провозглашением политического и идеологического плюрализма и, наконец, с конституционным признанием в качестве высшей ценности человека, его прав свобод (ст. 2 Конституции). Их официальное закрепление на уровне неотчуждаемых, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти страны (ст. 18 Конституции) позволяет без преувеличения утверждать, что их гарантирование есть важнейший показатель и фактор законности в работе органов внутренних дел, как, впрочем, и любых других органов государства.

При осуществлении органами внутренних дел своих законодательно установленных полномочий и обязанностей по гарантированию прав и свобод человека и гражданина можно выделить ряд основных направлений (сторон) такой деятельности, которые во многом характеризуют состояние законности в работе данных органов и их сотрудников.

В рассматриваемом ракурсе принципиальны три блока проблем законности в ее связи с правами и свободами личности: 1) с их защитой (охраной); 2) с обеспечением их реализации; 3) с их соблюдением. Подчас данные вопросы трудно рассматривать в отрыве друг от друга, поскольку их решение не существует в полном отрыве от другого (защищая, например, преступно нарушенные права потерпевшего, следователь должен обеспечить обвиняемому право на защиту, соблюдать его презумпцию невиновности и др.). Вместе с тем каждая группа вопросов имеет свою функциональную специфику, отличительные черты в плане показателей соблюдения законности, остроту с точки зрения последствий ее нарушения и др.

Обозначенное подразделение гарантий прав и свобод личности фактически сложилось на практике, подчас ясно просматривается в тексте законодательства, а нередко, вытекает из его смысла. Так, согласно Конституции Российской Федерации соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства в целом, а принятие мер по обеспечению прав и свобод — обязанность Правительства (п. «е» ч.1 ст. 114). В принципе аналогичные по внутреннему содержанию положения имеются в нормативных актах, непосредственно регулирующих деятельность органов внутренних дел, на фоне, разумеется, их общей правоохранительной направленности. К примеру, Законы Российской Федерации «О милиции» (ст. 1), «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 1), обозначая среди ведущих целей защиту прав и свобод человека и гражданина, параллельно подчеркивают принцип уважения и соблюдения прав и свобод (ст. 3 в обоих законах соответственно). Милиции же, исходя из ее компетенции, одновременно ставится задача (ст. 2 Закона «О милиции») оказывать помощь гражданам в осуществлении их прав и законных интересов, т. е. их обеспечивать.

Охарактеризуем схематично каждый обозначенный блок вопросов в аспекте «законность — права личности».

Законность и защита прав личности . Проблема заключается в своевременности, качестве и эффективности исполнения органами внутренних дел своих основных правоохранительных функций. В первую очередь, это — предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, посягающих на личность, ее жизнь, здоровье, свободу, собственность и иные блага, лежащие в основе ее прав с свобод (конституционных и др.). Сюда же относится розыск лиц, совершивших преступления и скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; применение различных мер необходимого принуждения вплоть до заключения лиц под стражу и использования огнестрельного оружия; осуществление производства по делам об административных правонарушениях, включая наложение на виновных установленных взысканий; охрана жилища и имущества граждан по договорам и т. д. Таким образом, нарушением законности в деятельности органов внутренних дел (отдельных сотрудников) является неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими предусмотренных законом конкретных правоохранительных функций в отношении личности и ее прав, будь то необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, заведомое принятие неадекватно мягких мер административного воздействия к правонарушителю и др. Характерна привычная в масштабе страны ситуация, когда милиция, «сочувствуя случившемуся», стремится не принимать к производству дела об участившихся кражах имущества с дач (садово-огородных участков граждан), т. е. как бы молчаливо и привычно расписывается в бессилии применить закон, а граждане молчаливо и привычно принимают такую «законность» работы милиции.

Вывод один: строго согласуемая с соответствующими нормативно-правовыми актами, безотказная и высокопрофессиональная защита прав и свобод личности от преступлений и административно-противоправных посягательств, и тем более, когда правонарушение уже произошло, есть принципиальный показатель состояния законности в деятельности органов внутренних дел. В свою очередь, успешное выполнение этой задачи способствует укреплению правопорядка в стране, формирует у населения чувство уверенности в действенности власти и закона, безопасности за жизнь, здоровье, имущество, а также стремление к активности в реализации прав и свобод.

Законность и обеспечение реализации прав личности . Здесь речь идет о четком исполнении сотрудниками органов внутренних дел обязанностей по обеспечению правомерной реализации гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства своих прав и свобод. Несоблюдение при этом законности, неумение увидеть за властным милицейским решением человеческой проблемы, судьбы подчас представляется не столь серьезным профессионально-служебным изъяном, как, к примеру, при противоправном применении мер силового принуждения. Но это большое заблуждение. Так, необоснованный отказ в регистрации гражданина по месту жительства, несвоевременная выдача заграничного паспорта, принятие неверного решения по вопросу гражданства способны так «повлиять» на реализацию конституционных и иных прав и свобод, что их обладатель может надолго лишиться искомых, жизненно необходимых благ. Если, например, по должностной недобросовестности сотрудника не определено российское гражданство лица, неверно отказано в предоставлении российского гражданства в порядке регистрации, то лицо необоснованно остается в качественно ином статусе — иностранного гражданина или лица без гражданства с вытекающими юридическими последствиями имущественного, семейного и прочего плана, вплоть до вынужденного выезда из России.

Несовместима с понятием обеспечения прав и свобод человека, противоречит законности бытующая (причем, вопреки запрету МВД) в практике ГИБДД остановка и регистрация на стационарных постах всякого без исключения проезжающего в ночное время по загородной трассе транспорта (иногда вдобавок — водителя и маршрута движения); снятие сотрудниками милиции номерных знаков со стоящего в городе вне платных стоянок транспорта с целью «профилактики» его угона, использование «эвакуаторов» транспортных средств с последующей неадекватной оплатой их владельцами штрафных стоянок.

Очевидна исключительная важность строгой приверженности принципу законности при обеспечении на предварительном следствии общегражданских и специальных прав участников уголовного процесса: прав обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и т. д. В частности, законность при обеспечении процессуальных прав проявляется уже с самого их разъяснения обладателю: перечня, содержания, ограничений, порядка реализации, включая способы обжалования их нарушений должностными лицами.

Законность и соблюдение прав личности . Отличительной чертой вопроса является то, что соблюдение прав и свобод человека и гражданина предполагает не активные действия органов внутренних дел, а наоборот, недопущение действий, нарушающих или способных повлечь нарушения прав и свобод. В самом широком смысле сказанное относится к большому их перечню, закрепленному в российской Конституции и ряде отраслевых норм. Беспрекословному, безоговорочному соблюдению в полном объеме сотрудниками подлежат прежде всего честь и достоинство личности, свобода от пыток, насилия и жестокого обращения, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, свобода совести, право на судебную и иную правомерную защиту прав и свобод, презумпция невиновности и др. Во-вторых, соблюдение специфично касается некоторых прав и свобод, которые не исключают, однако, их некоторых по закону ограничений, вызванных, в частности, обстоятельствами пресечения, раскрытия и расследования преступлений. Это право на личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на тайну переписки, телефонных переговоров и др. Наконец, особое место в рассматриваемом плане занимает право каждого на жизнь, которое должно не только строжайше соблюдаться, но и активно охраняться органами внутренних дел исходя из их компетенции. Возникающая же подчас неизбежно угроза жизни человеку при законном применении оружия должна быть предельно минимальной и соразмерной пресекаемому преступлению.

Проблема крайне острая и актуальная, ибо в процессе выполнения стоящих перед органами внутренних дел правоохранительных задач сотрудники часто вступают в соприкосновение правами и свободами человека Проведение отдельных уголовно-процессуальных действий (таких, как обыск, выемка, наложение ареста на имущество, заключение обвиняемого под стражу и др.), оперативно-розыскных мероприятий (обследование помещений граждан, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров и др.); принятие принудительных мер административного воздействия (проверка документов, досмотр транспорта, задержание лица, наложение штрафа, лишение водительских прав и др.); наконец, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, как правило, сопряжены с известным вторжением в жизнедеятельность граждан, ограничением ряда их прав и свобод, материальными лишениями, даже созданием угрозы жизни и здоровью. Первоочередными условиями законности такого рода действий (разумеется, при наличии для них фактических оснований) служат соотносимость их с основными правами человека, осуществление действий только для достижения целей и решения задач, предусмотренных федеральным законодательством, а равно следование установленным процедурам и порядку совершения действий.

В обозначенном смысле фундаментальны, ясны и недвусмысленны положения Конституции Российской Федерации. В частности, согласно ей (ст. 21), еще раз подчеркнем, ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другим видам жестокого или унижающего достоинство обращения или наказания, каким-либо опытам без добровольного согласия (например, проверке на «детекторе лжи»). Исходя из неотъемлемого права каждого на свободу и личную неприкосновенность арест, заключение под стражу и содержание под стражей требуют законного санкционирования и должны в идеале допускаться только по судебному решению (ст. 22 Конституции). Исключительно важное значение в недопущении необоснованного применения силы к кому-либо, ограничения прав индивида со стороны власти имеет непререкаемый общий принцип презумпции невиновности (ст. 49 Конституции). Речь идет о том, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда

Примечательно, что чем жестче применяемые властью меры принуждения, тем жестче связка «законность» — «права человека». Несоблюдение одного равнозначно несоблюдению (читай — нарушению) другого. Например, при аресте лица в любом случае очевидны крайне негативные стороны: лицо становится несвободным; оказывается оторванным от семьи; компрометируется в глазах окружающих, поскольку распространено мнение, что «виновных не сажают» (и это мнение иногда сохраняется при последующем освобождении из-под стражи); лишается возможности работать и зарабатывать на жизнь. Содержание под стражей озлобляет человека (особенно невиновного), ломает волю, приносит вред здоровью, причиняет человеку и его семье моральный и материальный ущерб и др. Если же арест незаконный, то это соответственно влечет нарушение конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, доброе имя, здоровье, передвижение и т. д. Попутно заметим, что в случае официального выяснения необоснованности, противоправности заключения гражданина под стражу и его освобождения для него возникает новая проблема — получение реабилитации и материальной компенсации. Обычно здесь автоматизма действий власти не наблюдается и бремя зачастую ложится на самого «освобожденного», причем если он сам в защите своих прав достаточно активен. А отсюда, как ни парадоксально, снова нужны траты сил, здоровья, времени и средств.

Нормативно-правовые акты о деятельности органов внутренних дел нередко конкретизируют и уточняют некоторые фундаментальные положения о законности тех или иных действий применительно к правам и свободам человека и гражданина. Так, ст. 5 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливает перечень запретов на данную деятельность по соображениям соблюдения прав и свобод. Принципиальной является норма Закона «О милиции» (ч. 4 ст. 5), согласно которой сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод обязан разъяснить человеку основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. Примечательно, что аналогичный по сути юридический порядок является неотъемлемым условием задержания и ареста во многих странах мира, хотя, как и в России, полиция (милиция) не всегда утруждает себя указанной «формальностью». В частности, в США подобная ситуация привела к решению Верховного суда в 1966 г. по небезызвестному делу «Миранда против штата Аризона», когда был отменен приговор (об изнасиловании и ограблении) на основании того, что задержанный не был полицейскими предупрежден о праве отказаться от дачи показаний, о праве на общение с адвокатом и отвечать на задаваемые вопросы в его присутствии, а также о том, что показания задержанного могут быть обращены против него в суде. Исходя из прецедентной силы решения Верховного суда США полиция сделала из него соответствующую выписку, назвав ее «Предупреждением из дела Миранды» («MirandaWarning»), и обязала всех полицейских знакомить с ней подозреваемых (задерживаемых). Неприменение названного правила с тех пор рассматривается как нарушение законности в деятельности полиции и влечет утрату силы полученных при этом «доказательств», отмену основанного на них судебного приговора

Итак, надлежащее осуществление органами внутренних дел своих разносторонних полномочий и обязанностей по гарантированию прав и свобод человека есть важнейший показатель законности их деятельности. В свою очередь, соблюдение сотрудниками требований законности существенно влияет на эффективность реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, когда органы внутренних дел по закону призваны определенным образом в этом участвовать. Именно здесь во многом формируются отношение и уровень доверия к ним населения, а отсюда нередко и к государственной власти вообще.

Выводы очевидны. Факты беззаконий в деятельности правоохранительных ведомств, в данном случае органов внутренних дел, опасны для общества вдвойне: помимо причинения непосредственного вреда конкретному лицу путем прямого насилия или же причинения вреда путем неоказания ему требуемой по закону помощи, они порождают правовой нигилизм граждан, разочарование в избранном пути к демократии, ценностях правовой государственности. Такие деяния способны отрицательно влиять в целом на режим законности в государстве. Люди теряют уверенность в силе права, добропорядочности и компетентности властей, наконец, в собственной защищенности от преступных посягательств, возможностях защиты своих прав и свобод на деле, а не на бумаге. Нарушение правовых норм даже в отношении преступника — это попрание не только его прав, но и права каждого гражданина на жизнь в стране, управляемой Законом.

К сожалению, и поныне многие сотрудники не всегда понимают смысл, содержание, ценность прав человека, игнорируют их как нечто декларативное и «для нас непригодное», уповая лишь на чисто силовые приемы, устрашение, большую жесткость принуждения как главные средства решения любых правоохранительных задач. Здесь принципиально осознание сотрудниками того, что милиция в цивилизованном обществе существует для граждан-налогоплательщиков (т. е. «кредиторов» ее добросовестной работы), а не они для нее. Практика многих развитых демократических государств, с которой все активнее начинает знакомиться российская милиция (и иные службы), показывает, что полицию люди уважают за то, что она изначально уважает права человека. В этом смысле исключительно важную роль играют положения Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации о соблюдении Конституции, об уважении и соблюдении прав человека и гражданина.

Нужно отметить, что МВД России прилагает большие усилия по укреплению законности, соблюдению прав человека в деятельности органов внутренних дел. Примером тому служит принятие специальных ведомственных нормативно-правовых актов, затрагивающие вопросы законности. В частности это – Приказ МВД России от 26 февраля 1996 г. № 129 «О мерах по обеспечению законности в органах внутренних дел Российской Федерации и укреплению собственной безопасности».В свою очередь, с точки зрения показателей состояния законности и упрочения гарантий прав человека в деятельности органов внутренних дел он требует совершенствования – включения положения об ответственности сотрудников за несоблюдение непосредственно Конституции с закрепленными в ней неотчуждаемыми правами и свободами человека, а также за неисполнение вступивших в силу решений судов, подавляющее большинство из которых, кстати, так или иначе связаны с обеспечением и защитой прав и свобод человека и гражданина.

В современных условиях демократического переустройства российского общества решение органами внутренних дел любых стоящих перед ними задач должно всегда строиться с учетом конституционного признания прав человека в качестве высшей ценности, конституционного требования их гарантирования согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. По-прежнему одной из актуальных проблем остается реализация на практике международных стандартов, в частности касающихся непосредственно гарантий прав человека. Такого рода стандарты закреплены прежде всего во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и других важнейших документах о правах человека, которые стали обязательными для исполнения подписавшими их государствами.

Существуют и некоторые специальные международные документы, касающихся непосредственно деятельности правоохранительных органов, включая органы внутренних дела. Формально они имеют рекомендательный характер, однако официально признаны большинством государств, включая Россию, и приняты к исполнению. Знание их сотрудниками весьма важно в целях повышения общей и профессиональной культуры, соблюдения норм служебной этики, гуманизации работы с гражданами. Применительно к органам внутренних дел можно выделить Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят ООН в1979 г.), Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (приняты ООН в 1990 г.), Декларацию о полиции (принята Советом Европы в 1979 г.) и др.

Содержание названных и близких по сфере регулирования документов ныне не является недоступным (они изданы в соответствующих сборниках, в том числе подготовленных в МВД России), не считая объективных сложностей по их массовому централизованному распространению среди личного состава. Среди фундаментальных положений этих документов, выделим, к примеру: неизменно уважать и защищать достоинство и права каждого человека (ст. 2 Кодекса); не допускать пытки или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания, а также оправдание их ссылками на распоряжения вышестоящих лиц или исключительные обстоятельства (война, политическая нестабильность и др.), любое чрезвычайное положение (ст. 5 Кодекса); при осуществлении своих функций, насколько это возможно, использовать ненасильственные средства до вынужденного применения силы или огнестрельного оружия (ст. 4 Основных принципов); не применять уголовных или дисциплинарных мер к должностным лицам, отказавшимся от противоправного применения силы или оружия или информирующим о таком применении их другими (ст. 25 Основных принципов). Примечательно положение Европейской декларации о полиции (п.3 ч. «В»)о том, что «полицейский должен пройти в полном объеме общую подготовку, профессиональную и служебную подготовку, а также получит соответствующий инструктаж по социальным проблемам, по демократическим свободам, правам человека и, в частности по Европейской конвенции по правам человека».

Подобные интернациональные установки служат принципиальными ориентирами в практике органов внутренних дел. И хотя нормативно напрямую не всегда закреплена юридическая обязательность следования им, это, надо полагать, логично вытекает из того, что уже само МВД России руководствуется в своей деятельности не только внутригосударственным законодательством, но и «общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации» (ст. 3 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации).Фактически аналогичное положение зафиксировано в Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст. 4) и некоторых других.

Таким образом, нарушениями законности в деятельности органов внутренних дел и их сотрудников всегда следует признавать неисполнение и ненадлежащее исполнение (использование) своих служебных обязанностей (правомочий) по защите и обеспечению прав и свобод личности, их несоблюдение и должностные посягательства на них. При этом нарушениями законности являются не только нарушения Конституции и основанного на ней законодательства, но и общепризнанных принципов и норм международного права и соответствующих договоров России, касающихся неотъемлемых прав и свобод человека.

Не следует рассматривать как нарушения законности (если ее юридически точно понимать) в деятельности органов внутренних дел: отказ сотрудников от реализации правовых норм и правоприменительных актов (приказов и т. д.), которые противоречат международным договорам России, Конституции и другим демократическим российским законам, тем более если они (нормы и акты) влекут угрозу правам человека и гражданина.

Задача №1

15 ноября 2003 года гражданин Азербайджана Мирзоев, проживающий 3 года на законном основании в РФ обратился с заявлением о приеме в гражданство РФ. В заявлении он указал, что ранее имел гражданство СССР.

Возможен ли прием Мирзоева в гражданство РФ ? Если возможен, то каком порядке? Какой орган вправе решить вопрос о гражданстве РФ?

Изменится ли решение если:

1. Мирзоев прибыл на жительство в РФ 15 августа 2002 г.?

2. Мирзоев прибыл на жительство в РФ 15 августа 2002 года и состоит в браке с гражданкой России более трех лет?

Т.к. согласно п.а ч. 1 ст.13 ФЗ №62 - Иностранные граждане и лица без гражданства , достигшие 18 лет и обладающие дееспособностью , вправе обратится с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии , если указанные граждане и лица а)проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в течении пяти лет непрерывно , за исключением случаев , предусмотренных частью второй настоящей статьи. Одноко ФЗ-151 от 11 ноября 2003 года внес изменения и согласно п.4 ст. 14 : иностранные граждане и лица без гражданства . имевшие гражданство СССР , прибывшие в Российскую Федерацию из государств входивших в состав СССР , зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в РФ принимаются в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условий . предусмотренных пунктами «а», «в», «д» части первой ст. 13 настоящего Федерального закона, и без предоставления вида на жительство, если они до 1 января 2006 года заявят о своем желании приобрести гражданство РФ.

Т.о. Мирзоев должен быть принят в гражданство в упрощенном порядке.

Решение о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке в соответствии со ст. 14, с ч.3 ст. 19 и ч. 3 ст. 26 ФЗ принимаются федеральным органом исполнительной власти. Ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами.

Если. Мирзоев прибыл 15 августа 2002 г. не прожив в РФ на законных основаниях 5 лет не должен быть принят в гражданство РФ, наличие же в прошлом гражданства СССР сокращает срок до одного года согласно п.а ч.2 ст.13-ФЗ только в том случае, если лицо родилось на территории РСФСР

Если Мирзоев прибыл на жительство в РФ 15 августа 2002 года и состоит в браке с гражданкой России более трех лет то согласно п. «б» ч.2 ст .13 ФЗ№62 –Срок проживания на территории РФ сокращается до одного года если лицо находится в браке с гр. РФ не менее трех лет, т.о в данном случае Мирзоев должен быть принят в граджанство в общем порядке.

Вопросы приема в гражданство РФ в общем порядке решает президент Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел

направляет президенту РФ заявления по вопросам гражданства РФ, предоставленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы материалы.

Задача №2

В установленном законом порядке в двух субъектах Российской Федерации были проведены референдумы по вопросу образования нового субъекта . В одном из субъектов население высказалось против объединения. Через 8 месяцев после проведения определенной агитационной работы был проведен новый референдум по тому же вопросу, на котором большинством голосов было принято решение об образовании нового субъекта Федерации . Официальные данные о результатах референдумов по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта в установленном порядке были предоставлены Президенту Российской федерации. Прокуратура РФ опротестовала результаты референдума в Верховный суд РФ, как несоответствующие законодательству.

В данном случае решение принимается руководствуясь ч.2 ст.65 Конституции российской Федерации и соответсвующего Федерального Конституционного Закона № 6 от 16 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерациюи образовани в ее составе нового субъект российской Федерации.».

Согласно ч3 ст 11(Референдумы по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта) ФКЗ №6-

Если вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта был вынесен на референдум двух и более заинтересованных субъектов Российской Федерации и не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов Российской Федерации , повторные референдумы могут праводится во всех заинтересованных субъектах Российской Федерации независимо от результатов предыдущих референдумов по данному вопросу не ранее чем через год.

Т.о. проведенный референдум был действительно несоответствующий законодательству.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Азаров А.Я. Права человека (Новое знание). М., 1995

2. Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997

3. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991

4. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985

5. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997

6. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Манускрипт, 1992

7. Теория права и государства. Под ред. Проф. Г.Н. Манова. – М.: Издательство Бек, 1996

8. Комментарий к Конституции Российской Федерации.-М: Издательство Бек, 1994 г.

9. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / коллектив авторов / под. Ред. В.В. Лазарева. – М.: Издательство «Спарк», 1997 г.

10. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990

11. Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина от 9 декабря 1948 г. // Права человека. Сб. международных договоров. Нью-Йорк, 1989

12. Международный пакт о гражданских и политических правах // Права человека. Сб. международных договоров. Нью-Йорк, 1989

13. Конституция Российской Федерации 1993 . Официальный текст по состоянию на 01 января 1997 г. М: ИНФРА. М-НОРМА

14. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 25 февраля 1993 г. с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №51

15. Декларация прав человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991 № 52


 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  505  506  507   ..