Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 18

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  480  481  482   ..

 

 

Финансовая несостоятельность предприятия

Финансовая несостоятельность предприятия

ВВЕДЕНИЕ

Платежеспособность организации прямо пропорциональна выручке, неплатежеспособность обратно пропорциональна выручке и прямо пропорциональна объему обязательств.

Показатель Границы классов согласно критериям
I класс, балл

II класс,

III класс,

W класс,

V класс,

VI класс, балл

Коэффициент

0,25 и

0,2

0,15

0,1-0,8

0,05

Менее

0,05

Коэффициент быстрой ликвидности

1,0 и выше

0,9

0,8

0,7

0,6

Менее 0,5

Коэффициент текущей ликвидности

2,0 и выше

1,9-1,7

1,6-1,4

1,3-1,1

1,0

Менее 1,0

Коэффициент

0,5 и выше

0,59-0,54

0,53-0,43

0,42-0,41

0,4

Менее 0,4

Коэффициент

0,5 и

0,4

0,3

0,2

0,1

Менее

Коэффициент

1,0 и

0,9

0,8

0,7

0,6

Менее

Минимальное значение границы 100 85-64 63,3-56,9 41,1-28,3 18 -
Показатели 2007 год 2008 год Темп изменения, %
Объем выпуска, млн шт. 38,8 37,6 96,9
Объем продукции в денежном выражении, млн руб. 71,3 77,3 108,4
Объем реализованной продукции в млн шт. 39,5 37,8 95,7
Объем реализованной продукции в денежном выражении, млн руб. 71,2 75,7 106,3
Марка кирпича Объем выпуска, млн.шт Отклонение, +- Структура, % Изменение структуры, +%
2007 г. 2008 г.
2007 г. 2008 г.
М-200 0,03 0,2 +0,17 0,1 0,5 +0,5
М-150 33,4 36,8 +3,4 86,1 97,8 +11,7
М-125 5,03 0,3 -4,73 13,0 0,8 -12,2
М-100 0,32 0,1 -0,22 0,8 0,3 -0,6
Цветной рядовой 0,02 0,2 +0,18 0,1 0,6 +0,5
Итого 38,8 37,6 -1,2 100,0 100,0 0,0

Показатели

2007 год 2008 год Отклонения
тыс. в % к тыс. в % к в абсолютной в %
руб. итогу руб. итогу сумме
Актив
I.Внеоборотные активы, в том числе: 11072 56,3 17053 48,0 +5981 +54,0
основные средства 8909 45,3 8533 24,0 -376 -4,2
незавершенное строительство 1987 10,1 7487 21,1 +5500 +276,8
прочие внеоборотные активы 176 0,9 1033 2,9 +857 +486,9
II. Оборотные активы, в том числе: 8592 43,7 18478 52,0 +9886 +115,1
Запасы, из них: 5283 26,9 9983 28,1 +4700 +89,0
сырье, материалы и аналогичные ценности 3325 16,9 8536 24,0 +5211 +156,7
готовая продукция и товары для перепродажи 1890 9,6 1203 3,4 -687 -36,3
Краткосрочная дебиторская задолженность 2626 13,4 4768 13,4 +2142 +81,6
НДС по приобретенным ценностям 677 3,4 2519 7,1 +1842 +272,1
Денежные средства 6 0,03 1208 3,4 +1202 +20033,3
Баланс 19664 100,0 35531 100,0 +15867 +80,7
Пассив
III. Капитал и резервы, в том числе: 9342 47,5 5302 14,9 -4040 -43,2
уставный капитал 12 0,1 12 - - -
добавочный капитал 11774 59,9 11201 31,5 -573 -4,9
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) -2444 -12,4 -5912 -16,6 -3468 +141,9
IV. Долгосрочные обязательства 60 0,3 25926 73,0 +25866 +43110,0
V. Краткосрочные обязательства, в том числе: 10262 52,2 4304 12,1 -5958 -58,1
займы и кредиты 2003 10,2 - 0,0 -2003 -100,0
кредиторская задолженность, из нее: 8250 42,0 4290 12,1 -3960 -48,0
поставщики и подрядчики 1783 9,1 2319 6,5 +536 +30,1

задолженность перед бюджетом и

5077 25,8 673 1,9 -4404 -86,7
Баланс 19664 100,0 35531 100,0 +15867 +80,7
Активы 2007 г. 2008 г. Пассивы 2007 г. 2008 г.

Платежный излишек или

2007 г. 2008 г.
1 2 3 4 5 6 7 8
А1 6 1208 П1 8250 4290 -8244 -3082
1 2 3 4 5 6 7 8
А2 4516 5971 П2 2003 - 2513 5971
А3 3393 8780 П3 69 25940 3324 -17160
А4 11749 19572 П4 9342 5301 8407 14271
Показатели 2007 г. 2008 г. Нормативное значение
Коэффициент текущей ликвидности 0,84 4,30 2,00
Коэффициент срочной ликвидности 0,26 1,39 0,70-0,80
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,01 0,28 0,20-0,50
Показатели 2007 год 2008 год Нормативное значение
Коэффициент финансовой независимости 0,48 0,15 0,60
Коэффициент финансовой напряженности 0,52 0,85 0,40
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств 1,10 5,70 0,70
Коэффициент маневренности собственных средств -0,18 -2,22 0,20-0,50

Показатели

2007 г. 2008 г. Темп изменения,
тыс. руб. тыс.руб. %
Выручка 74496 81417 +9,3
Себестоимость 70837 81571 +15,2
Прибыль (убыток) от продаж 2091 -1720 -182,3
Активы предприятия 19664 35531 +80,7

Статьи калькуляции

Затраты на 1 тыс. шт условного кирпича

Абсолютное отклонение, +

Темп изменения, %

Структура,

Изменение структуры,

План Факт План Факт
Сырье и материалы 863,57 889,54 +25,98 103,0 43,6 43,2 -0,4
Топливо на технологические цели 251,86 298,55 +46,70 118,5 12,7 14,5 +1,8
Вода на технологические цели 1,85 1,83 -0,02 98,9 0,1 0,1 +0,0
Электроэнергия на технологические цели 44,81 44,91 +0,10 100,2 2,3 2,2 -0,1
Основная з/пл. произ. рабочих 105,38 112,46 +7,07 106,7 5,3 5,5 +0,1
Отчисления на соц. нужды 35,87 29,18 -6,69 81,4 1,8 1,4 -0,4
Общепроизводственные расходы 428,79 386,50 -42,29 90,1 21,6 18,8 -2,9
Потери от брака 2,28 1,78 -0,50 78,0 0,1 0,1 +0,0
Общехозяйственные расходы 209,77 254,57 +44,80 121,4 10,6 12,4 +1,8
Внепроизводственные (коммерческие) расходы 38,39 41,68 +3,29 108,6 1,9 2,0 +0,1
Итого: полная себестоимость 1982,56 2061,0 +78,44 104,0 100,0 100,0 +0,0

Отдел отгрузки Отдел сбыта

Рис.3.1. Изменения в организационной структуре управления

В целях обеспечения маневренности действий предприятия при изменении сбыта или спроса продукции созданная служба сбыта должна определять перспективные рынки сбыта по видам выпускаемой продукции (состав потребителей, в том числе потенциальных, объем их потребности, региональное размещение, особые требования) на текущий период и отдаленную перспективу (от 2 до 10 лет), анализировать состав существующих и возможных конкурентов на внутреннем и внешних рынках в перспективе, оценивать состав поставщиков основных материалов с позиции увеличения объема поставок в случае необходимости значительного увеличения объема производства.[19; с. 156]

Служба сбыта должна осуществлять стратегическое планирование на предприятии, которое включает в себя процесс разработки специфических стратегий, способствующих достижению целей предприятия на основе поддержания стратегического соответствия между ними, ее потенциальными возможностями и шансами в области маркетинга. Смысл и особенности стратегического планирования заключаются в том, что оно:

- поддерживает целенаправленный и устремленный в будущее образ мышления и поступков;

- координирует решения и действия в области маркетинга;

- сдерживает стремление к максимизации текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач;

- ориентирует в большей степени на предвидение будущих изменений внешней среды, нежели на реагирование на уже происходящие изменения;

- позволяет руководству установить обоснованные приоритеты распределения всегда относительно ограниченных ресурсов, наметить конкретные цели и сконцентрировать все свои усилия на их достижение;

- служит для информирования сотрудников о целях и необходимых ресурсах и является предпосылкой конструктивной критики;

- мотивирует сотрудников, если от достижения целей предприятия зависит достижение их личных целей (карьера, зарплата, престиж);

- создает предпосылки для оценки и контроля результатов.

Работа специалистов службы сбыта должна быть направлена на:

- поиск сегментов рынка профильной продукции предприятия или технологически близких видов продукции, на которых существует неудовлетворенный платежеспособный спрос;

- реклама продукции и информирование потребителей о ее потребительских свойствах, качестве, сервисе с упором на «сильные стороны» продукции;

- формирование сбытовой и дилерской сети (агентские договора, договора с оптовыми покупателями, создание фирменных торговых точек);

- разработка новых конкурентоспособных видов продукции;

- разработка системы договоров с гибкими условиями поставки и оплаты.

Таким образом, созданная служба сбыта будет значительно способствовать увеличению объема продаж, которое в свою очередь, должно обеспечить устойчивый экономический рост предприятия. Также поиск поставщиков с более выгодными условиями оплаты позволит предприятию сократить затраты на производство кирпича и увеличить прибыль от продаж.

Следующим мероприятием по совершенствованию организационной структуры является создание единой финансово-экономической службы на базе объединения планово-экономического отдела и бухгалтерии ОАО «Завод силикатного кирпича». Такое объединение позволит значительно усилить аналитические функции и функции управления финансами, что способствует более обоснованной разработке не только текущих, но и стратегических, перспективных планов, эффективному использованию как существующего, так и будущего потенциала предприятия. В данном подразделении обязанности рекомендуется подразделять по центам ответственности: центр затрат, центр прибыли, центр инвестиций.

Центр затрат контролирует только затраты. Основная цель менеджера центра затрат – минимизация затрат на производство продукции, выполнение или оказание услуг. Деятельность центра оценивают на основе сопоставления сметы и отчета о фактических затратах.

Центр прибыли контролирует затраты и доходы (поступления, выручку). Менеджер такого центра помимо затрат контролирует объем реализации и продажную цену. Деятельность центра оценивают по его отчетности, составляемой примерно по форме отчета о прибылях и убытках.

Центр инвестиций контролирует не только затраты и доходы, но и капитальные вложения. Для оценки деятельности центра инвестиций применяют дополнительно показатели рентабельности активов, эффективности капитальных вложений, использования прибыли.

Основными инструментами управленческого учета по центрам ответственности являются их сметы и отчеты. Смета для центра ответственности должна содержать данные об ожидаемых затратах на определенный объем продукции или работы за соответствующий период. Все затраты должны быть закреплены за определенными подразделениями и конкретными работниками. Помимо обычных смет целесообразно применять гибкие сметы, позволяющие пересчитывать ожидаемые затраты на фактический объем производства.

Содержание отчетов центров ответственности зависит в основном от типа центров и уровня управления. Например, по центрам затрат в отчетах мастеров (по бригадам, участкам) содержаться следующие сведения по каждой контролируемой статье расходов: расходы по смете, фактические расходы, отклонения.

При использовании гибких смет в отчетах целесообразно по каждой контролируемой статье расходов показывать расходы по смете; расходы, скорректированные на фактический объем; фактические расходы; отклонения фактических расходов по смете (абсолютные) и от скорректированной величины (относительные). В отчете по организации помимо контролируемых расходов по организации приводятся данные о затратах по каждому цеху.

В отчетах цента прибыли содержатся показатели, формирующие прибыль (объем реализации, производственная себестоимость, коммерческие расходы, операционные расходы), различные вычеты из прибыли и различные показатели прибыли. Наряду с показателями прибыли следует использовать показатель «маржинальный доход».

Изменения в организационной структуре управления представлены на рис.3.2.


Бухгалтерия


Центр прибыли
Центр затрат
Центр инвестиций

Финансово-экономический отдел

Рис.3.2. Преобразование бухгалтерии и планово-экономического отдела в финансово-экономический отдел

Создание единой финансово-экономической службы и распределение в ней обязанностей по центрам ответственности на ОАО «Завод силикатного кирпича» позволит предприятию:

- внедрить систему финансово-экономического планирования, разработку оперативных и текущих бюджетов предприятия по обеспечению необходимыми финансовыми ресурсами;

- осуществлять финансово-экономический анализ предприятия с целью объективной оценки финансового состояния предприятия, выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения развития;

- контролировать исполнение планов и бюджетов;

- с помощью взаимодействия центров осуществлять эффективное планирование и управление ресурсами предприятия.

3.2. Формирование политики ликвидности и платежеспособности предприятия

Для устранения своей неплатежеспособности предприятие использовало оперативный механизм финансовой стабилизации, который представляет собой защитную реакцию предприятия на неблагоприятное финансовое развитие и лишен каких-либо наступательных управленческих решений. За счет долгосрочного займа предприятие сумело погасить краткосрочный кредит и выплатить часть кредиторской задолженности. Но данные мероприятия не изменили в корне кризисную ситуацию, это дало лишь возможность выжить, избежав процедуры банкротства.

В первую очередь, необходимо устранить кризисные тенденции в операционной деятельности, которые привели предприятие к значительным убыткам, добиться увеличения собственных финансовых ресурсов за счет:

1) повышения цены на кирпич с учетом рыночных цен и средней рентабельности кирпича по отрасли (9 %) до уровня 2170 руб. за 1 тыс. шт. условного кирпича;

2) снижения затрат на производство кирпича до 1990 руб. за 1 тыс. шт. (до уровня плановой с учетом резерва на непредвиденные расходы).

Снижение себестоимости продукции возможно за счет следующих мероприятий:

- поиска более дешевых материальных ресурсов, поставляемых на более выгодных условиях;

- совершенствования системы учета ресурсов и сокращения необоснованных потерь, введение персональной ответственности за расходование материальных ресурсов, нормирование и контроль расхода извести;

- введения более жесткого контроля за потреблением топлива и электроэнергии;

- осуществления закупок сырья у одного поставщика с целью уменьшения транспортных и других расходов;

- уменьшения общехозяйственных расходов в части затрат на охрану;

- повышение механизации производственного процесса и сокращение ручного труда;

- тщательный отбор сырья и компонентов с определенными техническими характеристиками;

- сокращение затрат на покупку сырья и материалов.

Произведенные мероприятия при том же объеме реализации (37,8 млн шт. условного кирпича в год) позволят предприятию получить валовую прибыль в размере 6804 тыс. руб. и чистую прибыль в размере 2044 тыс. руб. Полученная нераспределенная прибыль позволит сократить убытки от операционной деятельности и увеличить размер собственного капитала, что, в свою очередь, даст возможность стать предприятию более устойчивым.

Проведем анализ финансовой устойчивости предприятия с учетом изменений в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Оценка финансовой устойчивости предприятия с учетом изменений

Показатели Факт 2008 г. Прогноз Нормативное значение
Коэффициент финансовой независимости 0,15 0,20 0,6
Коэффициент финансовой напряженности 0,85 0,80 0,4
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств 5,70 4,12 0,7
Коэффициент маневренности собственных средств -2,22 -1,32 0,2-0,5

Из таблицы 3.1 видно, что за счет предложенных мероприятий наблюдается тенденция улучшения финансовой устойчивости предприятия по всем показателям. Наибольшее влияние мероприятия оказали на коэффициент соотношения заемных и собственных средств, снижение показателя на 1,58 является положительной тенденцией (на 1 руб. собственных средств приходится 4,12 руб. заемных средств). Но несоответствие прогнозных значений финансовой устойчивости нормативным говорит о том, что указанных действий не достаточно для улучшения финансового состояния предприятия.

В целях оптимизации дебиторской задолженности, ускорения оборота денежных средств, для ОАО «Завод силикатного кирпича» необходима разработка кредитной политики фирмы, так как на предприятии наблюдается тенденция роста дебиторской задолженности. По сравнению с 2007 г. она возросла на 81,6%.

Выработка кредитной политики полностью зависит от конкретной ситуации, в то же время изучение технологии управления дебиторской задолженностью и специфических приемов анализа последствий выбора той или иной политики позволяет овладеть инструментарием принятия решений, наметить обязательные этапы формирования партнерских связей.

Кредитная политика фирмы представляет собой комплекс решений ее руководства по следующим вопросам.

1. Объемы продаж в кредит, цены на продукцию.

2. Сроки кредита.

3. Скидки, предоставляемые за быструю оплату продукции.

4. Политика взыскания дебиторской задолженности.

5. Стандарты фирмы для оценки кредитной надежности клиентов.

Данные вопросы не возможно решить обособленно, все они тесно взаимосвязаны, влияют на скорость оборота денежных средств и посредством этого – на эффективность работы и прибыльность предприятия.

Рассмотрим подходы к принятию решений по этим вопросам последовательно.

Объемы продаж в кредит и средние сроки кредита, цены на продаваемую в кредит продукцию зависят:

- от сложившихся в отрасли и регионе условий кредитования покупателей;

- степени агрессивности фирмы в завоевании рынка;

- склонности фирмы к риску;

- налаженности практики применения санкций за просрочку оплаты;

- срока годности (на скоропортящийся товар срок кредита короче, поскольку оборачиваемость такого товара быстрее);

- потребительского спроса («раскрученные товары» оборачиваются, как правило, быстрее);

- издержек, уровня стандартности (дешевые, стандартные товары имеют более короткий срок оборачиваемости);

- кредитного риска (чем он выше, тем меньше сроки кредитов);

- объема закупок (чем он больше, тем и срок кредита может быть больше);

- конкуренции (посредством удлинения срока кредита привлекаются новые клиенты);

- размера банковских процентных ставок (при условии «дорогих» денег поставщик может увеличить цены на товары, принимая во внимание высокие издержки, связанные с наличием дебиторской задолженности).

Если операции фирмы стабильны, расчет общей потребности в денежных средствах под отвлечение в дебиторскую задолженность возможен по формуле:

ДЗ = Пк * d , (3.1)

где Пк - объем продаж в кредит в день;

d- продолжительность периода инкассации.

Таким образом, на величину дебиторской задолженности влияет как длительность возврата долгов, так и объем продаж в кредит за один день.

Для определения возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность, в российской практике может быть целесообразно использовать следующую формулу:

ОКдз = ВРк * Кс/ц * ( Д1 – Д1.1 )/ 360 (3.2)

где ВРк - плановый объем реализации продукции в кредит;

Кс/ц – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции (планируемый удельный вес себестоимости продукции в ее цене);

Д 1 – средний период предоставления кредита;

Д1.1 – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту (по результатам анализа).

Если такую сумму вложить в дебиторскую задолженность не представляется возможным, должны быть скорректированы исходные условия – снижение объемов продаж в кредит или ужесточение инкассации дебиторской задолженности.

Наиболее гибким инструментом влияния на скорость возврата денежных средств в оборот предприятия является предоставление скидок за быструю оплату продукции. Условия предоставления скидки должны быть такими, чтобы стимулировать быструю оплату (например, в течение 10 дней) или предоплату, так как по окончании этого срока и отмены скидки (например, в течение еще 20 дней) можно считать, что фирма-дебитор получает дорогостоящий коммерческий кредит.

Скидки за быструю оплату являются очень распространенным инструментом ускорения возврата дебиторской задолженности. Отдельные российские фирмы пытаются пользоваться данным инструментом ускорения поступлений денежных средств в оборот предприятия, однако часто делают это интуитивно, без серьезных расчетов и совершают ошибки, приводящие к резкому ухудшению финансового состояния.

Таким образом, при сложившихся кредитных условиях и условиях оплаты дебиторской задолженности предоставление скидки в размере 10% разорительно для предприятия. Скидка в размере 5% является чрезмерно сильным стимулом: если привести ее в соизмеримый с годовой процентной ставкой вид, получается, что кредитор предоставляет коммерческий кредит под 94% годовых. При рассматриваемых условиях предоставление скидки в 2% вполне стимулирует быструю оплату.

Растягивание оплаты сверх оговоренных сроков крайне невыгодно для кредиторов: денежные средства не поступают в оборот, могут начаться сбои в производстве из-за нехватки оборотных средств, выгоды от предоставления коммерческого кредита снижаются. Поэтому применение механизма скидок за быструю оплату целесообразно только при строгом соблюдении платежной дисциплины по срокам и суммам.

Для контроля за состоянием дебиторской задолженности, как правило, ведется мониторинг соблюдения сроков поступления денежных средств, осуществляется контроль за средним сроком погашения задолженности. Для этих целей возможно построение таблиц, классифицирующих задолженность по срокам и учитывающих удельный вес задолженности каждого вида, сумму и долю безнадежных долгов.

Политика взыскания дебиторской задолженности может быть разной. Так называемая мягкая политика предполагает некоторую отсрочку применения санкций в случае нарушения сроков платежей, предоставление дополнительного льготного периода на определенных условиях. Она может использоваться финансово устойчивыми, стабильно развивающимися фирмами при проведении агрессивной политики завоевания рынка. Так называемая жесткая политика предполагает строгий контроль за соблюдением сроков платежей, немедленное применение санкций и наложение штрафов на должника в случае их нарушения. В любом случае для каждого клиента может быть рассчитан предел покупок в кредит – некое подобие кредитной линии для каждого конкретного дебитора.

В то же время следует отметить, что при проведении жесткой кредитной политики затраты на взыскание дебиторской задолженности могут не окупиться. Исследования подтверждают, что при наличии значительной дебиторской задолженности ужесточение методов ее взыскания и увеличение расходов на этот вид работ быстро окупаются, однако дальнейший рост затрат на «выбивание» дебиторской задолженности не приносит результатов, какая-то ее часть может быть никогда не возвращена.

Одной из главных составляющих политики взыскания дебиторской задолженности и в целом управления ею во всем мире является продажа дебиторской задолженности, или факторинг. Специализирующиеся на факторинге организации выкупают дебиторскую задолженность у предприятий и взыскивают денежные средства с должников своего клиента уже в свой доход. Основная и важнейшая черта факторинга – гарантия платежа клиенту: фирме-кредитору возмещается его дебиторская задолженность в любом случае.

Факторинговая фирма может строить свою деятельность по-разному:

- нести риск, но не выплачивать деньги досрочно. В этом случае деньги переводятся кредитору только в соответствии со сроком, на который была предоставлена отсрочка платежа. Если деньги не поступят в оговоренный срок, факторинговая фирма несет убытки, выплачивая долг;

- выполнять и функции кредитора. В этом случае деньги будут поступать продавцу сразу после заключения договора на факторинговые услуги.

Факторинг целесообразно применять, когда выгода от немедленного поступления денег больше, чем от получения денег в срок. Это, как правило, бывает в случаях, когда:

- факторинг – единственная возможность быстро получить хоть какие-то деньги;

- предприятие имеет возможность применения средств с рентабельностью более высокой, чем стоимость факторинговых услуг или потерь от дисконтирования векселей;

- банковские кредитные ставки высоки, т.е. брать деньги в кредит невыгодно;

- потери от инфляции грозят превысить расходы по факторингу или потери от отсрочки получения платежей.

Стандарты фирмы для оценки кредитной надежности определяют минимально приемлемую надежность предприятия-клиента при выдаче ему коммерческого кредита. Они могут быть различными в зависимости от того, какую (жесткую или мягкую) кредитную политику выбирает фирма. Однако, как правило, сбор информации о клиенте и окружающей его среде идет по следующим направлениям:

- макроэкономические тенденции, условия предоставления коммерческого кредита в отрасли и регионе;

- финансовое состояние клиента, его платежеспособность, динамика развития его бизнеса;

- кредитная история клиента, своевременность и полнота выполнения им договоров.

Оценить финансовое состояние клиента в России иногда достаточно сложно, так как у нас нет традиций ознакомления партнеров со своей финансовой отчетностью. Кроме того, в случае финансовых затруднений партнер обычно стремится скрыть истинное положение вещей. Однако если фирма-покупатель не согласна ознакомить потенциального кредитора со своей финансовой отчетностью, такой фирме предоставлять отсрочку платежа, как правило, нецелесообразно. В то же время даже представленная финансовая отчетность не дает гарантий получения реальной картины финансового состояния партнера из-за принятой в России практики искажений и вуалирования данных отчетности. Поэтому большее доверие обычно вызывает финансовая отчетность фирм, прошедших аудиторскую проверку.

Поставщики товара относятся к предоставлению кредита более либерально. Банки, как правило, предъявляют высокие требования к обеспечению кредита, а потому более глубоко проводят диагностику финансово-экономического состояния предприятия. Из этого следует, что коммерческий кредит обычно получить легче, чем краткосрочный банковский, что со всей очевидностью подтверждается российской практикой.

Дебиторская задолженность (коммерческий кредит) может быть оформлена векселем, который повышает ответственность дебитора и фиксирует его обязательство оплатить товар в указанный срок. Дополнительные преимущества векселя – возможность расплатиться по своим долгам векселем (так называемый переводной вексель), а также возможность его досрочного учета в банке (так называемое дисконтирование векселя). В обоих случаях кредитор получает денежные средства раньше срока платежа, указанного в векселе, однако не в полной сумме: вексель дисконтируется в соответствии с номинальным сроком его погашения, величиной ставки дисконта, другими условиями. В зарубежной практике широко используется вексельный кредит – залог векселей. Во всех случаях требуются гарантии своевременности оплаты векселя – аваль. Авалистом могут выступать вышестоящая организация, материнская компания, обслуживающий банк, фирма, эмитировавшая вексель.

В российской практике вексельное обращение пока имеет ограниченное распространение. Это вызвано несколькими причинами. Во-первых, преимущества векселя по сравнению с обычной дебиторской задолженностью недостаточно прописаны в нормативных актах. Во-вторых, Банк России принимает к переучету только векселя по экспортно-импортным операциям. В-третьих, у предпринимателей нет навыков работы с векселями. В-четвертых, велико недоверие к ним и т.д.

В вексельном обращении России определенное распространение получили преимущественно так называемые “серые схемы”, где эмитент векселя выстраивает (или хотя бы отслеживает) цепочку продвижения векселя, а на заключительном этапе выкупает сильно дисконтированный вексель сам, значительно уменьшая таким образом свою сумму платежей.

Таким образом, мероприятия по управлению дебиторской задолженностью должны быть направлены на оценку платежеспособности покупателей и определение политики предоставления некоммерческого (товарного) кредита для различных групп покупателей и видов продукции, на анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объема закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты, на уменьшение безнадежных долгов за счет использования системы скидок, стимулирующих своевременную оплату продукции, на оценку возможности факторинга.

Также для эффективного управления дебиторской задолженностью необходимо проводить систематический контроль расчетов с покупателями по отсроченным и просроченным задолженностям и вести контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностями.

Предложенные мероприятия по управлению дебиторской задолженностью позволят предприятию ускорить получение денежных средств от покупателей, что в свою очередь, даст возможность своевременно осуществлять текущие платежи и снизить риск возникновения неплатежеспособности предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования сущности финансовой несостоятельности предприятия и причин ее возникновения выявлено, что кризис связан с утратой предприятием его платежеспособности. В экономическом смысле кризис означает дефицит денежных средств для поддержания текущей хозяйственной (производство) и финансовой (кредиторы) потребностей в оборотных средствах. Общими причинами неплатежеспособности являются факторы, влияющие на снижение или недостаточной рост выручки и опережающий рост обязательств. Они могут быть связаны с внешними факторами, определяемые воздействием общих циклов экономики и внутренними факторами, зависящими от собственных циклов развития предприятия. Последствия негативного воздействия тех или иных факторов можно предвидеть, а значит своевременно принять соответствующие меры к их устранению или ослаблению, если постоянно отслеживать признаки возможного ухудшения финансового состояния предприятия. Правильно организованный менеджмент может ослабить влияние кризиса и добиться восстановления жизнеспособности организации в целях ее сохранения. Может произойти обновление организации при сохранении собственников и руководителей или реструктуризация организации (слияние, разделение, присоединение, выделение). При других условиях кризис может привести к полной ликвидации организации или к смене собственника и перестройке процесса функционирования организации.

В результате проведенного анализа финансового состояния ОАО «Завод силикатного кирпича» можно сделать вывод о том, что предприятие испытывает кризис. Были выявлены следующие кризисные тенденции, способствующие возникновению риска неплатежей:

1) увеличение убытков от операционной деятельности;

2) рост дебиторской задолженности (растет риск неплатежей дебиторов);

3) тенденция снижения финансовой устойчивости предприятия;

4) погашение кредиторской задолженности за счет долгосрочного займа;

5) отсутствие собственных оборотных средств у предприятия.

Недопустимые значения законодательно установленных критериев оценки финансового состояния предприятий позволяют сделать окончательный вывод о неудовлетворительной структуре баланса ОАО «Завод силикатного кирпича» и неплатежеспособности самого предприятия, но есть вероятность восстановления платежеспособности в течение 6 месяцев.

Основными проблемами на предприятии является убыточная деятельность и большая зависимость от внешних источников финансирования.

Причинами кризисных тенденций на предприятии, обусловивших убыточную деятельность и как следствие недостаток собственных средств, явились высокая себестоимость изготовления продукции и необоснованное снижение цен, которые привели к убыткам от продаж. Рост и удлинение оборота дебиторской задолженности повлияли на снижение денежной составляющей в выручке. Отсутствие мероприятий в сфере маркетинга по формированию ценовой политики, изучению новых рынков сбыта, исследованию спроса на различные виды кирпича повлияли на снижение объема продаж.

Руководство предприятия предприняло оперативные меры по устранению своей неплатежеспособности. За счет долгосрочного займа оно сумело погасить краткосрочный кредит и выплатить часть кредиторской задолженности. Но данные мероприятия не изменили в корне кризисную ситуацию, это дало лишь возможность выжить, избежав процедуры банкротства. Был предпринят первый этап финансовой стабилизации.

В работе предлагаются последующие этапы выхода из кризиса - восстановление финансовой устойчивости и обеспечение равновесия в длительном периоде.

В первую очередь необходимо предпринять меры по устранению убытков от операционной деятельности за счет повышения цены и снижения себестоимости. В результате этих мер предприятие сможет получить дополнительную прибыль, которая будет направлена на устранение убытков и таким образом позволит улучшить финансовую устойчивость предприятия.

Предложенные мероприятия по управлению дебиторской задолженностью позволят предприятию ускорить получение денежных средств от покупателей, что в свою очередь, даст возможность своевременно осуществлять текущие платежи и снизить риск возникновения неплатежеспособности предприятия.

Мероприятия по совершенствованию управления дадут возможность ОАО «Завод силикатного кирпича» обеспечить финансовое равновесие в долгосрочной перспективе за счет увеличения объемов продаж и эффективного управления ресурсами на предприятии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант»

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант»

3 Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант»

4 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н) (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант»

5 Булатов, А.С. Экономика предприятия [Текст]: учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2004. – 453 с.

6 Валаева, Т.Ф. Экономика, организация и планирование производства [Текст]: учебник для вузов. - М.: Инфра –М, 2005. – 264 с.

7 Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет. [Текст]: учебное пособие. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2007. - 541с.

8 Гиляровская, Л.Т. Экономический анализ. [Текст]: учебник для вузов. / ред. Л.Т Гиляровская; сост. Г.В Корнякова, Н.С Маскова. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2006 – 527 с

9 Грузинов, В.Б. Экономика предприятия [Текст]: учебное пособие. / ред.В.Б Грузинов; сост. В.Д Грибов. - М., Финансы и статистика, 2007.-208 c.

10 Долгов, С. И. Финансы, деньги, кредит [Текст]: учебник для вузов. / ред. С.И. Долгов; сост. С.А. Бартенев, А.В. Беликова. - М: Юристъ, 2006. - 784 с.

11 Донцова, Л.В. Годовая и квартальная бухгалтерская отчетность. [Текст]: учебное пособие. - М.: Дело и Сервис, 2005. – 398 с.

12 Дробозина, Л. А. Финансы. [Текст]: учебное пособие. / ред. Л. А. Дробозина; сост. Г. Б.Поляк, Ю. Н.Константинова. – М.: ЮНИТИ. 2005. - 527 с.

13 Ефимова, О.В. Финансовый анализ. [Текст]: учебное пособие. - М., 2008.-356 c.

14 Зайцев, Н.А. Экономика промышленного предприятия: [Текст]: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006.-284 c.

15 Кирьянова, З.В. Теория бухгалтерского учета. [Текст]: учебное пособие. - М.: 2004.- 206 с.

16 Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. [Текст]: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006.-432 c.

17 Крейнина, М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве, торговле. [Текст]: учебное пособие. - М.: 2006. – 439 с.

18 Крейнина, М.Н., Финансовое состояние предприятия. [Текст]: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 440с.

19 Лиференко, Г.Н. Финансовый анализ предприятия. [Текст]: учебное пособие. – М.: Экзамен, 2005.

20 Любушин, Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. [Текст]: учебное пособие. / ред. Н.П. Любушин; сост. В.Б.Лещева, В.Г.Дьякова - М.: Юнати-Дана, 2007. - 471 c.

21 Макарьева, В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. [Текст]: учебное пособие. / ред. В.И. Макарьева; сост. Л.В. Андреева. - М.: Финансы и статистика, 2004 – 264 с.

22 Маркарьян, Э.А. Управленческий анализ в отраслях. [Текст]: учебное пособие. – – М.: Финансы и статистика, 2004. – 280 с.

23 Моляков, Д.С. Теория финансов предприятий. [Текст]: учебное пособие. / ред. Д.С. Моляков; сост. Е.И. Шохин. - М.: Финансы и статистика, 2004 .- 112 с.

24 Пратт, Ш.П. Стоимость капитала: Расчет и применение[Текст]: учебное пособие. - М.: Квинто-Консалтинг, 2006. - 454с.

25 Пунин, Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на пред
приятиях (в условиях рыночной экономики). [Текст]: учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2006. - 544 c.

26 Разник, Е.Д. Финансы предприятий. [Текст]: учебное пособие. / ред. Е.Д. Резник; сост. И.А. Самсонова – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. – 132 с.

27 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. [Текст]: учебное пособие. - Минск : ИП «Экоперспектива»,2008.-498 c.

28 Сосненко, Л.С. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. [Текст]: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2007. – 366 с.

29 Сухарев, О.С. Экономический анализ инвестиций. [Текст]: учебное пособие. - М.: Нефть и газ, 2007. – 615 с.

30 Федорова, Г. Финансовый анализ предприятия при угрозе банкротства. [Текст]: учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2004. – 311 с.

31 Химичева, Н.И. Финансовое право. [Текст]: учебное пособие. – М.: Юрист, 2003. – 511 с.

32 Четыркин, Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. [Текст]: учебное пособие. - М.: Дело 2004. – 366 с.

33 Черногорский, С.А. Основы финансового анализа. [Текст]: учебное пособие. / ред. С.А.Черногорский; сост. А.Б.Тарушкин. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2006. – 415 с.

34 Шадрина, Г. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. [Текст]: учебное пособие. – М.: Благовест, 2003. – 254 с.

35 Шеремет, А.Д. Методика финансового анали­за. [Текст]: учебное пособие. / ред. А.Д.Шеремет; сост. Р.С.Сайфулин. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 409 с.

36 Бендиков, М.А. Совершенствование диагностики финансового состояния промышленного предприятия. [Текст]// Менеджмент в России и за рубежом . 2005. - № 5. - С. 80-96.

37 Воробьев, Ю.Н. Методические принципы оценки результативности функционирования финансового капитала. [Текст]// Экономика и Управление.- 2004.- № 5.- С. 13 – 14.

38 Гриценко, О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий. [Текст] // Экономика. Финансы. Управление, 2004. - №1 – С. 93-96.

39 Крейнина, М.Н., Влияние налоговой системы на финансовое состояние предприятий. [Текст]// Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 7. - С. 34-45.

40 Липчиу, Н.В. Проблемы формирования конечных финансовых результатов деятельности организации. [Текст]// Экономический анализ: теория и практика. – 2007. - № 7. – С. 15 - 17.

41 Пронина, Е.А. Капитал. [Текст] // Бухгалтерский учет. – 2004. – № 1. – С. 28 – 32.

42 Четверина, Е.В. Управленческий анализ: стратегический аспект. [Текст]// Экономический анализ: теория и практика. – 2006. - № 1. – С. 22 -24.

43 Четверина, Е.В. Управленческий анализ: стратегический аспект. [Текст]// Экономический анализ: теория и практика. – 2006. - № 1. – С. 22-25.

44 Шигаев, А.И. Влияние изменений в ценах и затратах на уровень безубыточности предприятия. [Текст]// Экономический анализ: теория и практика. – 2008. - № 3. – С. 24-28.

Приложение 1

Выписка из бухгалтерского баланса предприятия

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  480  481  482   ..

 

Показатели

На начало 2008 г. На конец 2008 г.
тыс. тыс.
руб. руб.
Актив
I.Внеоборотные активы, в том числе: 11072 17053
основные средства 8909 8533
незавершенное строительство 1987 7487
прочие внеоборотные активы 176 1033
II. Оборотные активы, в том числе: 8592 18478
Запасы, из них: 5283 9983
сырье, материалы и аналогичные ценности 3325 8536
готовая продукция и товары для перепродажи 1890 1203
Краткосрочная дебиторская задолженность 2626 4768
НДС по приобретенным ценностям 677 2519
Денежные средства 6 1208
Баланс 19664 35531
Пассив
III. Капитал и резервы, в том числе: 9342 5302
уставный капитал 12 12
добавочный капитал 11774 11201
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) -2444 -5912
IV. Долгосрочные обязательства 60 25926
V. Краткосрочные обязательства, в том числе: 10262 4304
займы и кредиты 2003 -
кредиторская задолженность, из нее: 8250 4290
поставщики и подрядчики 1783 2319

задолженность перед бюджетом и

внебюджетными фондами

5077 673
Баланс 19664 35531