Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 18

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  427  428  429   ..

 

 

Молодежь и рынок труда

Молодежь и рынок труда

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Алтайский Государственный Технический Университет им. И.И.Ползунова»

Кафедра ТиПС

Молодежь и рынок труда

Выполнил студент гр.

_____________

Проверил

2007г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………………...

Введение

Почему я выбрал эту тему? На мой взгляд, она очень актуальна для современного мира или вернее сказать для современной России. Сейчас у нас в стране происходят очень интересные вещи. Россия на одном росте цен на нефть получает огромные прибыли а, бедных студентов хотят лишить их мизерной стипендии. В связи со структурными измене­ниями, происходящими в экономике, растет доля молодых людей, занятых в непроизводственной сфере, а это требует внесения изменений в их трудовую подготовку и переподготовку. Выбранные молодежью социальные ориен­тиры во многом определяют будущее общество. Составляя 48% общей чис­ленности экономически активного населения, молодые люди от 16 до 29 лет имеют наименьшую конкурентоспособность за рабочее место на рынке труда. По данным переписи населения в 1989 году, молодежи от 14 до 30 лет насчитывалось в Российской Федерации 34,4 млн. человек. За последние 10 лет численность молодежи сократилась на 4,8 млн. человек. Падение рож­даемости в нашей стране привело к старению населения, увеличилась доля 25-29–летних.

Однако, границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от со­циально-экономического развития общества, достигшего нужного уровня благосостояния и культуры. Воздействие этих факторов проявляется в про­должительности жизни людей, в расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитар­ный колледж или пойти работать. К 30 годам человек, как правило, достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он зани­мает определенное положение в обществе.

Незанятость молодых людей ведет к негативным проявлениям, как в сфере экономики, так и в сфере социальной жизни общества. С ростом числа незанятых складывается «нерациональная структура занятости». На боль­шинстве предприятий сохраняется значительная численность не полностью занятых работников, что, как правило, ведет к снижению производительно­сти труда и реальных доходов. Также молодежная среда становится опасной «криминогенной зоной». Так, в 1997 году число совершенных малолетними преступниками грабежей увеличилась в 2,2 раза; хулиганств в 1,6 раза; мо­шенничеств на 75,8%, вымогательств – 2,2 раза. Из года в год растет число женских преступлений. Большую тревогу в России вызывает тенденция к омолаживанию женской преступности. В воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних содержится сегодня 1136 девочек – подростков. Большая часть осуждена за тяжкие преступления. В 1997 году было зафикси­ровано 150 случаев детоубийства. Как правило, на убийство детей идут мо­лодые матери, не нашедшие себя в жизни, без семьи, без жилья, без работы.

Проблемы наркомании, алкоголизма и проституции отчасти являются производными безработицы. Отсутствие перспектив на будущее в молодом возрасте особенно опасно. Именно из этого слоя пополняются ряды преступ­ников, наркоманов, членов экстремистских политических течений.

Также молодежь не может избежать негативного воздействия пороков и издержек в ходе реформирования системы государственной власти, поро­дивших скептицизм, недоверие, потерю идеалов. Суть преобразований госу­дарства должна состоять в том, чтобы связать потребности и интересы моло­дежи с потребностями и интересами общества, включить ее в процесс пре­образования. Таким образом, проблема занятости молодежи является акту­альной социальной проблемой, поэтому требует особого внимания, как со стороны государственной власти, так и со стороны общества в целом.

Безработица, определяется как состояние отсутствия занятости по найму или в собственном деле, даже если человек подготовлен к такой деятельно­сти.

Стандартное международное определение безработи­цы базируется на трех крите­риях, которые должны удовлетворяться одновременно: "без ра­боты", "сейчас готов присту­пить к работе" и "ищет работу". Соответственно "безработ­ные" включают всех лиц старше возраста, установленного для из­мерения экономически активного населения, ко­торые в течение отчетного периода:

а) были "без работы", то есть не работали за плату по найму или на собст­венном пред­приятии, как это предусмот­рено международным определением занятости;

б) были "сейчас готовы приступить к работе", то есть, готовы начать работать за плату по найму или на собственном предприятии в течение отчетного пе­риода;

в) "искали работу", то есть предпринимали конкретные шаги в конкретный (прошлый) период с целью найти опла­чиваемую работу по найму или на соб­ственном предпри­ятии.

Согласно международному определению к "занятым" при­числяются все лица старше возраста, установ­ленного для измерения эконо­мически активного населе­ния, которые в течение одной недели относились к сле­дующим категориям:

- занятые по найму:

1) "работающие", лица, которые в течение отчетного периода выпол­няли опреде­ленную работу за заработную плату или жалование деньгами или натурой;

2) "имеющие рабочее место, но не работающие", лица, которые уже ра­ботали на своем последнем рабочем месте, но временно не работают в тече­ние отчетного периода, хотя формально сохраняют за собой рабочее место;

- занятые на собственном предприятии:

1) "работающие", лица, которые в течение от­четного периода выпол­няли опреде­ленную рабо­ту для получения прибыли или семейного дохода деньгами или натурой;

2) "имеющие предприятие, но не работающие", лица, имеющие пред­приятия, кото­рые временно в отчет­ном периоде не работали по той или иной причине.

В целом, занятость населения предполагает степень участия трудоспо­собного населения в общественном труде, деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не про­тиворечащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им за­работок (трудовой доход).

Занятыми считаются граждане:

— работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознагра­ждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу);

— временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, от­пуском, повышением квалификации, приостановкой производ­ства, вызванной забас­товкой или иными причинами;

— самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предпри­ниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой дея­тельностью, включая фермеров, а также члены производственных кооперативов;

— избранные, назначенные или утвержденные на оплачивае­мую долж­ность;

— проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодо­рожных войсках, органах государственной безопасно­сти и внут­ренних дел;

— обучающиеся в общеобразовательных школах, профессиональ­но-тех­нических училищах, а также проходящие очный курс обу­чения в высших, средних специальных и других учебных заве­дениях, включая обучение, по направлению Федеральной государственной службы занятости населения.

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому тру­ду. Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не мо­жет служить основани­ем для их привлечения к административной и иной от­ветствен­ности.

Регулирование занятости и решение проблем безработицы осуществля­ется, прежде всего, на рынке труда.

В определение «рынок труда» в основном включают следующее содержа­ние: рынок труда это система экономических отношений между субъектами рынка, покупателями (нанимателями) и продавцами (работниками) рабочей силы.

Таким образом, рынок труда можно определить как процессы движения рабочей силы, ее включения в общественное производ­ство, высвобождения, использования, распределения и перераспределения.

Теоретические основы исследования проблем занятости населения, как известно, заложены в классической экономической теории А.Смита и Д.Рикардо, предполагавших, что обеспечение труда определяется его стои­мостью – уровнем заработной платы. Что касается процессов регулирования рынка труда имеющего стихийный характер, то здесь, по их мнению, происходит самокор­рекция спроса и предложения, и рынок труда во вмешательстве государствах не нуждается.

Однако, период длительных спадов экономики во всем мире и высокий уровень безработицы, способствовали созданию «кейнсианской концепции» занятости населения. Дж. Кейнс показал, что данные процессы не всегда са­морегулируются и правительство должно противодействовать длительным спадам, а так же гарантировать полную занятость, посредством управления валютной и финансовой политикой, то есть увеличением правительственных расходов во времена спада и уменьшения в период полной занятости.

Проблемы регулирования рынка труда и занятости слабозащищенных слоев населения, в том числе молодежи, стали актуальными для изучения в 70-е годы, в так называемых моделях двойного рынка труда, состоящего из двух секторов: первичного и вторичного.

Модель была разработана Доурингеном и Фларом. Предприниматели платили высокую заработную плату и предлагали хорошие перспективы карьеры лишь постольку, поскольку стремились сохранить устойчи­вую группу рабочих первичного сектора, обладающих необходимой квалифика­цией и гарантией сохранить конкурентоспособность фирме путем адаптации к любым технологическим изменениям. Именно по этой причине первичный сектор находится в крупных корпора­циях, вкладывающих капитал в поддер­жание их преобладания на рынке через применение технологических нов­шеств. Однако поли­тика сохранения ядра рабочих первичного сектора доро­гостояща и для своей жизнеспособ­ности другие группы рабочих должны иметь более низкую заработ­ную плату или менее хорошие условия занято­сти. Во вторичном сек­торе предприниматели могут допустить намного более высокие коэффициенты текучести рабо­чей силы, ибо выполняемые ими за­дачи в целом считаются менее квалифицированными и менее важными для процесса производ­ства. Как правило, он характерен для более мелких фирм, находя­щихся в отношениях субподряда с крупными корпорациями.

Модель двойного рынка ограниченно объясняет некоторое непостоян­ство условий на рынке труда, поскольку основана на технологически детер­министском предположении, согласно которому политика фирм в данной об­ласти направлена исключительно на поддержание своего экономического преобладания путем приме­нения технологии (Рабери, 1978). Модель не в со­стоянии объяснить и социальные группы, связанные, с двумя частями двой­ного рынка труда, например, почему молодежь имеет тенденцию получать работу во вторичном секторе.

Таким образом, я попытался рассмотреть стандартные определения «безработица», «занятость» и «рынок труда», для того чтобы оперировать этими понятиями в дальнейшем.

Нормативно-правовые основы регулирования занятости

Принцип занятости, господствовавший в государственной политике на­шей страны в течение многих лет, опирался на закрепленном в Конституциях СССР 1936 и 1977 годах сочетании права на труд и всеобщей обязанности трудиться, что прикрывало фактически скрытую безработицу. Этот принцип вел к уровню распре­деления доходов, снижая заинтересованность в результатах труда.

Незанятость несет с собой не только бедность значительным слоям на­селения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. По­этому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.

Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 году во «Всеоб­щей декларации прав человека», где закреплено право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

С переходом к рынку в нашей стране открылись многие проблемы, в том числе и незанятость молодежи и других категорий населения, и все они требуют разработки прочной нормативно-правовой базы, которая гарантиро­вала бы трудовые права работникам.

В условиях перехода Российской Федерации к цивилизованному рынку труда, объединение национальной экономики в мировую систему, важной за­дачей становится реформа трудового законодательства. Формально началом образования рынка труда в России следует считать 1991 год, когда был при­нят Закон «О занятости населения РСФСР».

Формирование рыночных отношений в сфере труда связано с измене­ниями приоритетов в политике. Начав преобразования в отношении собст­венности, государство, прежде всего, признало право собственности на рабочую силу. Это право впервые зафиксировано в Законе «О занятости на­селения Российской Федерации» от 20 апреля 1996 г., но уже с внесенными в него изменениями и дополнениями.

Среди источников трудового права – Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года является основным законодательным актом, который носит юриди­ческую силу и гарантирует добровольность труда, когда гражданин вправе как работать, так и не работать, выбирать ритм работы, ее объем и нагрузку.

Кроме Конституции Российской Федерации, следует отметить Кодекс Законов о труде (КЗоТ), который за всю исто­рию развития трудового права является третьим. Первый КЗоТ был принят в 1918 году и просуществовал 4 года. Второй КЗоТ был принят 1922 году и действовал 50 лет. Действовавший до 2002 года КЗоТ был принят 1971 году и введен в действие 1 апреля 1972 года. С тех пор в него неоднократно вносились изме­нения и дополнения. Однако самые крупные были внесены 5 февраля 1988 года и 25 сентября 1992 года. Последние изменения были внесены 18 января 2001 году.

Данный Кодекс Законов мы рассмотрим только относительно проблемы трудо­устройства молодежи, так как это необходимо для раскрытия темы курсовой работы.

В КЗоТ есть отдельная глава, посвященная труду молодежи, где содер­жится комплекс основных норм, которые образуют систему охраны труда молодых людей, особенно несовершеннолетних (до 18 лет). В эту главу по­мещены специальные нормы – льготы по труду молодежи, относящихся к различным институтам трудового права.

В статье 173 указан возраст, с которого допускается прием на работу. Как правило, это лица старше 15 лет. Для подготовки молодежи к производи­тельному труду допускается прием на работу учащихся общеобразователь­ных школ профтехучилищ, средних специальных заведений для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не мешающего процессу обучения.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 июля 1993 года утверждены основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации, закре­пившие общие принципы этой политики, среди которых есть две, касаю­щихся труда молодежи:

1. Обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граж­дан.

2. Предоставление молодому гражданину гарантированного государ­ством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, ду­ховному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной под­готовки и трудоустройства.

В статье 174 определены права несовершеннолетних в трудовых отно­шениях, где они приравниваются в трудовых правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени пользуются льготами. Трудовые льготы направлены на охрану неокрепшего организма физически и нравст­венно - психически, от производственных вредностей. Они предусмотрены статьями 43,64,174-183 КЗоТ. Льготы и особенности регулирования труда моло­дежи можно условно разделить на следующее:

- льготное предоставление работы;

- запреты и ограничения, направленные на сохранение здоровья и трудоспособности;

- льготные нормы выработки;

- льготы в оплате труда;

- льготное представление отпусков;

- гарантии при расторжении трудового договора.

В настоящее время действует пока союзный «Список тяжелых работ, с вредными и опасными условиями труда», выполнение которых может при­чинить вред нравственному развитию молодежи, запрещенных для несовер­шеннолетних. По указанному списку определяется около 500 видов тяже­лых, вредных и опасных работ, на какой бы форме собственности и органи­зационно-правовой форме производства они не производились.

Даже если сам подросток просит использовать его труд на этих видах труда, администрация не имеет право его принять на работу.

Как показывают медицинские осмотры при призыве в армию, здоровье молодежи резко ухудшилось. Многие выпускники средних образовательных школ имеют пониженный слух, зрение, увеличилось число нервных и дру­гих заболеваний. Чтобы работа по предлагаемому виду труда еще больше не вредила здоровью юноши или девушки и не стала причиной их увольнения по несоответствию состояния здоровья – введены обязательный предвари­тельный медицинский осмотр для лиц моложе 21 года.

Статья 181 отстаивает квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи, которая обязывает работодателя принимать выпускников общеоб­разовательных учреждений, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и поиске рабочего места.

Отказ в приеме на работу может быть обжалован в суде. Необходимо отметить, что старая редакция статьи 181 КЗоТ, то есть до ее изменения Законом Российской Федерации 18 июля 1995 года, говорила лишь об установлении квоты приема на работу и профессиональном обучении молодежи на производстве после окончания общеобразовательных, профессиональных учреждений, а также других лиц моложе 18 лет и запрещала отказ в приеме на работу этим лицам, направлен­ным в счет квоты, представляя им право обжалования в суде. Новая ре­дакция значительно расширила категорию молодежи, которую работодатель обязан принять на работу, направляемых службой занятости в порядке тру­доустройства в счет квоты.

Также хорошо отражено обеспечение работой лиц, окончивших учреж­дения начального, среднего и высшего образования в статье 182, где преду­смотрено, что лица, окончившие образовательные учреждения, обеспечива­ются работой по полученной специальности, квалификации по заключенным с работодателями договорам.

Таким образом, вместо десятилетиями существующей реформы обес­печения работой в правовом порядке (что ныне упразднено), всех выпускни­ков общеобразовательных, профессиональных учреждений, готовивших мо­лодых квалифицированных рабочих и специалистов введена договорная ос­нова.

Рассмотрев нормативно-правовую базу, мы увидели, что некоторые моменты недостаточно отражены, хотя совершенство - это необходимое условие законодательной базы. Не все статьи исполняются. Например, обяза­тельство работодателя обеспечивать рабочие места молодым специалистам – это требование закона не выполняется. Существует много других неточно­стей и недостатков в нормативно-правовой базе. Поэтому, следует обратить особое внимание на действующий Закон о труде, так как без хорошей законодательной базы невозможно и построение хорошей государственной политики.

Заключение

Для социально-экономического развития страны в данный период были характерны явления, свидетельствующие о медленном, но устойчивом обо­стрении на рынке труда. На фоне спада производства росло число обратив­шихся за помощью в трудоустройстве. Численность уволенных работников была выше, чем численность принятых. Сокращалось число вакансий. Уве­личились масштабы длительной безработицы.

Неблагоприятное развитие условий функционирования рынка труда будет усугубляться под влиянием демографической ситуации.

Негативные тенденции в воспроизводстве населения отрицательно воз­действуют на его возрастную структуру. Со снижением численности населе­ния страны лиц в возрасте моложе трудоспособного, будет возрастать число лиц в трудоспособном возрасте за счет вхождения в этот возраст многочис­ленного поколения 80-х годов.

Для молодежи это несет дополнительные трудности, так как эта соци­ально-демографическая группа оказывается наиболее многочисленной на рынке труда, что обусловливает ужесточение конкурентной борьбы за рабо­чее место. Являясь менее защищенной группой населения, молодежь наибо­лее остро ощущает на себе материальные лишения и психологические пере­грузки от неудовлетворенных потребностей в работе, а значит в средствах для поддерживания жизнедеятельности.

Актуальность проблемы занятости будет сохраняться и в связи с суще­ствующей проблемой сокращения инвестиций для создания новых рабочих мест.

Исходя из сказанного, положение в сфере социально-трудовых отно­шений становится не только одним из источников социальной напряженно­сти, но и важным направлением действий по стабилизации общественных отношений.

Складывающаяся неблагоприятная для молодежи ситуация на рынке труда требует принятия ряда компенсационных мер со стороны государства. Прежде всего, эти меры должны проявляться в проводимой государственной молодежной политике. Она должна быть направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации молодого человека. Развитие молодых инициатив, что будет способствовать поддержанию социального согласия в обществе и направленности на дости­жение отдельных целей экономики, политики, нравственного и культурного развития молодежи.

Следует расширить практику перераспределения рабочих мест между большим числом работников на основе сокращения продолжительности ра­бочего дня, создания условий для добровольного ухода на пенсию лиц пред­пенсионного возраста.

Особенно тесно политика занятости молодежи должна совмещаться с образовательной политикой государства. Потому, что качество рабочей силы – это определенный показатель конкурентоспособности на рынке труда, нужно создать необходимые условия для увеличения численности обучае­мых, в первую очередь в системе профессионального образования всех уров­ней.

Последовательное выполнение перечисленных методов по регу­лированию процессов на рынке труда дает возможность создать условия для его нормального функционирования и развития, позволит разрешить часть проблем, снизить социальную напряженность в обществе путем целенаправ­ленного воздействия на настроения молодых незанятых, создавая благопри­ятные условия для осуществления их намерений в области социально-трудо­вых отношений.

Список использованной литературы:

1. Батяева Т., Гарсия-Исер М., Касаткина А., Кутепова Н. Безработица среди специалистов - российский феномен // Человек и труд. - 1993. - № 11

2. Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице // Человек и труд. - 1996. №9

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  427  428  429   ..