Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 18

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  345  346  347   ..

 

 

Гражданско-правовая защита авторских прав 2

Гражданско-правовая защита авторских прав 2

Министерство образования и науки РФ

МОУ «Волжский институт экономики, педагогики и права»

Кафедра гражданско-правых дисциплин

по дисциплине: «Гражданское право»

«ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ»

Выполнил:

студент заочного обучения

группы 3зЮ-1

специальности «Юриспруденция»

Клименко Н.

Научный руководитель :

к.ю.н. Егоров А.В.

Волжский 2009

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….………3

Глава 1. Общая характеристика защиты авторских прав ..................... ..5

1.1.Понятие, объекты и субъекты авторского права........................... ..5

1.2. Проблемы охраны и защиты объектов авторского права. Порядок и условия их предоставления……………………………………………10

Глава 2. Гражданско- правовая защита авторских прав …………………....20

2.1. Основания и порядок применения способов защиты авторских прав,
предусмотренных гражданским законодательством………………….…..20

2.2. Способы гражданско-правовой защиты авторских
прав…………………………………………………………………………..29

Заключение.................................................................................................... …35

Список использованной литературы........................................................... …37

Введение

Современная жизнь состоит из задач. Их решения должны быть не только правильными, но и оригинальными, иначе нельзя было бы говорить о постоянном процессе развития человечества. Поэтому не последнее место в нашей жизни занимает творчество. Одним из важных условий развития литературы, науки и искусства является признание за создателями творческих произведений и лицами, которые правомерно их используют, определённых гражданских прав, а также обеспечение их надёжной правовой защитой. В этой работе речь пойдёт об авторских правах.

Однако сегодня авторские права часто нарушатся и нуждаются в усиленной защите. Поэтому цель данной работы - рассмотреть главные особенности гражданско-правовой защиты авторских прав.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:

1. описываются общие положения защиты авторских прав;

2. рассматриваются основания и порядок применения способов защиты
авторских прав, предусмотренных гражданским законодательством;

3. рассматриваются гражданско-правовые способы защиты авторских
прав.

Следует проводить различие между такими понятиями как охрана авторских прав и их зашита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита - это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения. Закрепленные в гражданском законодательстве нормы, регулирующие защиту нарушенных авторских прав, учитывают две возможные группы нарушений: нарушение авторских личных неимущественных прав и нарушение исключительных правомочий на использование произведений, охраняемых авторским правом. В ГК нормы, посвященные защите гражданских прав содержатся в ст. 12 ГК, однако применяться они могут с учетом особенностей Закона об авторском праве и смежных правах.

В данную курсовую работу включены основные вопросы, касающиеся гражданско-правовой защиты авторских прав. И тем не менее нельзя в достаточной мере освятить все особенности такой защиты, так как для этой цели недостаточно объёма курсовой. Такая тема требует более основательного и подробного изучения, поскольку является актуальной и важной на сегодняшний день.

Глава 1. Общая характеристика защиты авторских прав. 1.1. Понятие, объекты и субъекты авторского права.

Авторское право (в объективном смысле) как часть гражданского права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Авторское право (в субъективном смысле) - это совокупность правомочий неимущественного и имущественного характера, принадлежащих субъектам авторского права в отношении объектов авторского права.[1]

Основным нормативным актом, регулирующим отношения в сфере авторского права, является Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» Закон РФ от 9 июня 1993 г. № 5351 - 1 в редакции Федерального закона от 16 июня 1995 г. № 110 - ФЗ[2] , а также Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»[3] Закон РСФСР «О средствах массовой информации» 1991 г.[4] , Закон Российской Федерации «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» 1995 г.[5] и др. Важной значение в числе источников авторского права имеют указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и акты федеральных органов исполнительной власти. Так, постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства».

установлены минимальные размеры вознаграждения, которые должны бытьуплачены автором за их произведения.

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства.

ЗоАП не дает определения произведения, но называет его виды. К ним относятся:

· литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

· драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

· хореографические произведения и пантомимы;

· музыкальные произведения с тестом или без текста;

· аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильм и другие кино- и телепроизведения);

· произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

· произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

· произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

· фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

· географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

· другие произведения.

Произведение - это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающий возможность воспроизведения. Можно выделить два элемента произведения - нематериальный (совокупность идей, мыслей, образов) и вещественный (форма его выражения - рукопись, рисунок, скульптура и т.д.) элементы.

Особыми объектами авторских прав является программы для ЭВМ и базы данных, охраняемые в соответствии со специальным законом. Программа для ЭВМ - это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Под программой для ЭВМ подразумевается также подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Правовая охрана распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объективный код.

Под базой данных понимают объективную форму предоставления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. Предоставляемая настоящим Законом правовая охрана распространяется на базы данных, предоставляющая собой результат творческого труда по подбору и организации данных. Базы данных охраняются независимо от того, являются ли данные, на которых или основаны или которые они включают, объектами авторского права.

Программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как произведениям литературы, а базам данных - как сборникам. При этом программа для ЭВМ и база данных должна представлять собой результат творческой деятельности автора (соавторов). Правовая охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе программы для ЭВМ или базы данных или какого-либо их элемента, в том числе на идеи и принципы организации интерфейса и алгоритма, а также языки программирования.

Авторское право распространяется не только на обнародованные, но и необнародованные произведения, которые существуют в какой-либо объективной форме. П. 2 ст. 6 ЗоАП называет некоторые из таких форм:

- письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

- устная (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.);

- звуко- и видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.д.);


- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео-и фотокадр и т.д.);

- объемно-пространственный (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.).

При этом авторское право не связано с правом собственности на вещественный объект, в котором выражено произведение. Купив книгу, покупатель не приобретает прав на использование произведения, выраженного в этой книге: он не сможет опубликовать ее, распространять ее экземпляры и т.д. Поскольку действие ЗоАП не распространяется на охрану идей, методов, концепций и т.п., можно сказать что, авторское право фактически охраняет форму произведения, а не его содержание.

Части произведений, в том числе и их названия также охраняются авторским правом при условии, что они являются результатами творческой деятельности и могут использоваться самостоятельно. В противном случае на часть произведения или его название не распространяется действие авторских прав.

Так, акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к издательству о запрещении ответчику использовать в качестве наименования выпущенной в свет серии книг название «Энциклопедия для детей и юношества». Истец полагал, что использование этого названия нарушает его авторские права на часть (название) произведения, опубликованного истцом раньше, чем ответчиком и состоящего из нескольких томов под общим названием «Энциклопедия для детей». Арбитражный суд правомерно отказал в иске по следующим основаниям.

Согласно статье 6 ЗоАП к объектам авторского права относится и часть произведения (включая его название), которая является результатом творческой деятельности и может использоваться самостоятельно. Однако истец не доказал творческого (оригинального) характера названия, использованного им для серии книг. Наоборот, неоригинальность словосочетания «Энциклопедия для детей» очевидна[6] .

Ст. 8 ЗоАП определяет перечень произведений, не являющихся объектами авторского права. К ним относятся:

- официальные документы;

- государственные символы и знаки;

-

- произведения народного творчества;

- сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.[7] Действующее гражданское законодательство различает две группы

субъектов авторского права:

1) субъекты первоначального авторского права;

2) субъекты производного авторского права.

Субъект первоначального авторского права - авторы произведений науки, литературы и искусства.

Автор - это физическое лицо, творческим трудом которого произведение создано.

Субъекты производного авторского права - это лица, чье право на произведение имеет вторичный по отношению к автору характер[8] (наследники; организации, осуществляющие выпуск произведения в свет; государство).

Авторское право на произведение науки, литературы, искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрация произведения, иное специальное оформление произведения или соблюдение каких-либо формальностей.

1.2. Проблемы охраны и защиты объектов авторского права. Порядок и условия их предоставления.

В рыночной экономике актуальны вопросы, связанные с гражданским оборотом интеллектуальной собственности, правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, защиты прав авторов и правообладателей. О необходимости обеспечения надежной защиты интеллектуальной собственности, охраны прав авторов внутри страны и усиления защиты интересов российских правообладателей за рубежом сказано в Послании Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года.

Более того, как показывает практика, большую часть споров, рассматриваемых судами Российской Федерации, составляют споры по защите нарушенных прав, истребовании охраны для созданных и используемых объектов интеллектуальной собственности.

Говоря о существующих возможностях защиты и восстановлении нарушенных прав необходимо остановиться на вопросах, связанных с созданием результатов интеллектуальной деятельности, условиями предоставления им правовой охраны, а также с документальным подтверждением авторами и/или правообладателями своих прав в отношении результата интеллектуальной деятельности. Так, при наличии определенной совокупности документов, можно сделать вывод о том, что заявленный как произведение объект не является, например, плагиатом, "произведением народного творчества" или "официальным документом", а указанное в качестве автора лицо, действительно является автором этого произведения, и ему принадлежат личные неимущественные и исключительные права на произведение.

Безусловно, когда есть необходимые документы, упрощается процедура доказывания своих прав в отношении спорного объекта, что имеет свою значимость при заключении договоров страхования интеллектуальной собственности, а также при защите своих прав в суде; упрощается хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности (при заключении договоров залога, передачи исключительных прав, а также правомерности отнесении к нематериальным активам и т.д.). Также, гораздо легче доказать свои права в отношении произведений или исключительных прав, если например, речь идет о принудительном обращении взыскания на интеллектуальную собственность.

Проблема установления и подтверждения факта создания произведения, приобретает свою значимость в тот момент, когда решается вопрос о приобретении того или иного результата интеллектуальной деятельности, о вложении денежных средств для дальнейшего получения доходов от эксплуатации приобретаемого и/или создаваемого произведения или обладания имущественными правами на них, т.е. обобщенно говоря - о финансировании, кредитовании интеллектуальной деятельности.

Как свидетельствует практика, основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться при разрешении споров о правовой охране объектов интеллектуальной собственности, возникают в отношении объектов авторского права - произведений. (Произведение относится к результатам интеллектуальной деятельности, является составной частью объектов гражданских прав, именуемых интеллектуальной собственностью. К результатам интеллектуальной деятельности также относятся ноу-хау, изобретение, полезная модель, промышленный образец, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров и топологии интегральных микросхем (ст. 138 Гражданского кодекса РФ)).

Основой всех споров является вопрос о том, а относится ли спорный объект к произведению и как следствие - подлежит ли охране авторским правом?

Так, в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 14 февраля 2006 года N 8911/05 указано, что судам для определения способа защиты права и необходимости применения мер ответственности к нарушителю необходимо установить: могут ли объекты, для которых испрашивается защита, охраняться как объекты авторского права, к какому виду произведений относятся объекты.

Отвечая на вопрос, является ли спорный объект произведением, приходиться одновременно ответить и на вопросы, касающиеся признаков, которыми должен обладать результат интеллектуальной деятельности для того, чтобы отнести его к произведению, и более того, к произведению, подлежащему охране авторским правом.

Анализируя нормативные правовые акты, регулирующие вопросы предоставления правовой охраны объектам интеллектуальной собственности, можно прийти к выводу о том, что в отношении отдельных объектов интеллектуальной собственности законодатель решил, что одни из них должны обладать различительной способностью, быть оригинальными, новыми, иметь изобретательский уровень, а для других достаточно являться результатом творческой деятельности, существующим в объективной форме.

Так, согласно Патентному закону, правовая охрана предоставляется изобретению, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Полезной модели правовая охрана предоставляется только при условии ее новизны и промышленной применимости. Промышленному образцу - если он является новым и оригинальным.

В соответствии с Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" правовая охрана не предоставляется тем товарным знакам, которые не обладают различительной способностью. Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах.

Согласно ст. 3 Закона РФ "О правовой охране топологий интегральных микросхем": "...правовая охрана предоставляется только оригинальной топологии. При этом под оригинальной топологией понимается топология, созданная в результате творческой деятельности автора и являющаяся неизвестной автору и (или) специалистам в области разработки топологий на дату ее создания".

Более того, в отношении изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, топологий интегральных микросхем и т.д. на законодательном уровне разработан понятийный аппарат терминов новизны, оригинальности и промышленной применимости, раскрыто содержание изобретательского уровня. (Патентный закон, Закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", Приказ Роспатента от 6 июня 2003 г. N 82 "О правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение").

В случае, когда речь идет об объектах авторского права, сталкиваешься с тем, что авторское право распространяется на произведение, при условии, если оно является результатом творческой деятельности и имеет объективную форму существования. Данных признаков, по мнению законодателя, достаточно для того, чтобы говорить о том, что созданное человеческой мыслью в любом случае является произведением, подлежащим охране авторским правом.

А так ли это на самом деле, насколько бесспорна позиция законодателя по данному вопросу и как положения Закона "Об авторском праве и смежных правах" применимы на практике?!

При рассмотрении конкретных споров в суде, суды идут по пути проверки наличия дополнительных признаков у созданных объектов.

Например, одним из таких признаков является оригинальность -информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28 сентября 1999 г. N 47 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

Очень интересной представляется позиция арбитражных судов Северо-Западного округа. Так, согласно вынесенным судебным актам, к существенным признакам объекта авторского права относятся новизна, творчество и оригинальность (уникальность, неповторимость), а также "авторский стиль произведения".

1. Постановление кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 10 декабря 2001 года N А56-16934/01: ":В материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих, что "Сборник..." отличается новизной, оригинальностью, уникальностью. От проведения экспертизы стороны отказались".

2. Постановление кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 12 марта 2001 года N А56-10973/00: ":Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что спорная карта является произведением творческой деятельности, поскольку обладает признаками новизны и оригинальности, отличается от других карт не только степенью точности, но и внешним оформлением, авторским стилем").

Аналогичная практика складывается и в других регионах Российской Федерации. Так, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа ст 6 декабря 2005 года, рассматривая дело N Ф03-А73/05-1/3776, также указал, что суд нижестоящей инстанции обязан был при вынесении решения определить, привело ли имеющиеся различие между двумя спорными объектами к созданию новых оригинальных объектов авторского права.

Новизна, оригинальность, уникальность, отличительность: А этих признаков достаточно для того чтобы говорить о том, что создано произведение, подлежащее охране авторским правом и при этом достаточно одного признака или нужна их совокупность?

Позиция судов едина в одном - произведение подлежит правовой охране, если оно является новым и оригинальным. Более того, позиция судов по обязательному выявлению дополнительных признаков у произведений, являющегося предметом спора - верная (правильная). Для того чтобы произведение стало охраняемым авторским правом, оно должно быть новым (ранее неизвестным и незнакомым) и оригинальным (своеобразным, самобытным, незаурядным). Вполне возможно говорить, что оно должно быть отличным от других произведений. Произведение должно отвечать этим условиям, иначе теряется смысл авторского права.

Вопрос есть ли само произведение, какими признаками оно должно обладать для предоставления правовой охраны и обеспечения защиты прав на него, возникает также в связи с тем, что в отношении отдельных произведений, в силу их свойств, достаточно сложно однозначно сказать, что они не только являются произведением, но и подлежат правовой охране. В данном случае речь, в первую очередь, идет о производных произведениях.

Условия предоставления правовой охраны производным произведениям особенно актуальны в отношении таких произведений как программы ЭВМ и обусловлены следующими обстоятельствами.

Согласно ст. 7 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", к объектам авторского права относятся производные произведения, в т.ч. переработанные произведения науки, литературы и искусства. Как следует из статьи 1 Закона РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" модификация - является переработкой программы для ЭВМ.

Исходя из буквального толкования изложенных выше положений закона, можно прийти к выводу, что в результате модификации, переработки программы для ЭВМ, в силу ст. 7 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" создается производное произведение, которое подлежит охране авторским правом. При этом, согласно ст. 12 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", авторам производных произведений принадлежит авторское право на осуществленную ими переделку произведения, в т.ч. и на использование полученного переработанного произведения.

Вместе с тем, в соответствии со ст.ст. 1 и 10 Закона РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" использование программы для ЭВМ в модифицированной форме является одним из способов осуществления правообладателем своих имущественных прав в отношении программы для ЭВМ.

Такое нормативное регулирование приводит к созданию двух противоречивых ситуаций. В одном случае, у переработанного произведения есть автор (правообладатель), имеющий право осуществлять использование полученного результата переработки, модификации. В другом случае, у модифицированного, переработанного произведения (программы для ЭВМ) правообладатель не меняется и, используя модифицированную программу для ЭВМ, он осуществляет одно из имущественных прав, предоставленных ему законом.

При этих обстоятельствах вполне обоснованным является вывод о том, что результаты модификации, переработки не всегда являются производными произведениями, подлежащими охране авторским правом.

Опять возвращаемся к вышеуказанным вопросам, какими критериями руководствоваться при выяснении: что имеется модифицированная программа для ЭВМ, у которой не изменился ни автор, ни правообладатель или абсолютно другая программа для ЭВМ? В какой момент внесенные изменения превращают исходную программу ЭВМ в другое программное произведение со своим специальным назначением и алгоритмом функционирования? Появляется ли у модифицированной программы для ЭВМ новый автор или новый правообладатель? Имеет ли место произведение, подлежащее охране авторским правом или нет?!

Возникновение данных вопросов также подтверждает, что указанных в Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" признаков, которыми должно обладать произведение, чтобы на него распространило свое действие авторское право, недостаточно!

Если говорить о подтверждении факта создания произведения, то, проблема, с которой приходиться сталкиваться, это - какими документами подтвердить, что создано произведении. Например, выполнены ли стороной -автором обязательства по авторскому договору заказа.

Кто в данном случае оценит новизну и будет ли вообще ее оценивать, ограничится только оценкой новизны или также даст оценку оригинальности произведения. На основании каких документов можно делать вывод о том, что в результате переработки (модификации) работниками получено производное произведение. Какие документы позволят сделать однозначный вывод о том, подлежит ли произведение правовой охране, что в случае нарушения третьими лицами исключительных имущественных прав, правообладатель, работодатель - правообладатель, лицензиат могут обратиться в суд за защитой нарушенных прав и получением компенсации.

Когда речь идет об изобретении, промышленном образце, полезной модели, товарном знаке и т.д. - здесь все ясно. Законодатель четко указал, что в отношении данных объектов интеллектуальной собственности все права подтверждаются соответствующим документом (патентом, свидетельством). Конечно, не исключено, что любой патент и свидетельство могут быть оспорены и в дальнейшем признаны недействительными, но свою первоначальную задачу по удостоверению прав, по подтверждению того, что вышеперечисленные объекты отвечают установленным законом требованиям новизны, оригинальности, промышленной применимости и т.д. они выполняют.

Но как быть с объектами авторского права?!

Предусмотренная действующим законодательством возможность регистрации произведений и выдаваемое по ее результатам свидетельство вряд ли сможет достоверно подтвердить, что созданное произведение является новым и оригинальным, что оно вообще существует, как охраняемый объект авторского права. Данный вывод основан на том, что, как уже сказано выше, в самом законе об авторском праве наличие признаков новизны и оригинальности у произведения не является обязательным.

Безусловно, можно обратиться к соответствующим коммерческим и некоммерческим организациям, осуществляющим регистрацию объектов интеллектуальной собственности - произведений и получить свидетельство о регистрации. В рамках закона об оценочной деятельности можно обратиться к специалисту и оценить созданное "произведение" - хотя и в этой ситуации, чем будет руководствоваться оценщик, для определения стоимости переданного объекты, на основании каких документов оценщик придет к выводу, что объект оценки действительно существует.

Одновременно можно воспользоваться и услугами специалистов в предметной области и заключить договор оказания услуг.

Определяя документы, которые будут использоваться для подтверждения наличия результата интеллектуальной деятельности как такового, можно принять во внимание приказ Государственного таможенного комитета РФ от 27.10.2003 года N 1199 "Об утверждении положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами", определяющий примерный перечень тех документов, которые могут подтвердить права на перемещаемые результаты интеллектуальной деятельности.

В качестве одного из видов доказательств подтверждения существования объектов авторского права, соответствия их признакам новизны, оригинальности, объективной формы существования и другим характеристикам, можно рассматривать выдаваемые различными организациями подтверждения соответствия, основанные на экспертных мнениях. К ним, безусловно, относятся сертификаты соответствия, .выдаваемые по правилам систем добровольной сертификации, например, Системы добровольной сертификации ОИС (объектов интеллектуальной собственности), зарегистрированной в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" 20.12.2004 в Едином реестре систем добровольной сертификации Российской Федерации, под per. N РОСС 1Ш.Ж157.04АД001.-

В этой связи, в целях обеспечения надежной защиты интеллектуальной собственности, охраны прав авторов и усиления защиты интересов российских правообладателей, авторам и правообладателям необходимо, в первую очередь, документально подтверждать наличие результата интеллектуальной деятельности, распространения на него авторского права, документально обосновать, что спорные объекты охраняются авторским правом, а также подтвердить свои полномочия на введение результатов интеллектуальной деятельности в гражданский (хозяйственный) оборот.

Глава 2. Гражданско-правовая защита авторских прав.

2.1. Основания и порядок применения способов защиты авторских прав, предусмотренных гражданским законодательством.

Действующее гражданское законодательство содержит достаточно широкие возможности для защиты авторских прав. Поскольку эти права являются по своей природе субъективными гражданскими правами, правообладатели имеют возможность воспользоваться любыми общими способами защиты гражданских прав. Кроме того, Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон об авторском праве)[9] устанавливает специфические способы защиты, учитывающие особенности нарушений в данной сфере и направленные на дополнительное обеспечение интересов правообладателей.

Однако далеко не все возможности, заложенные в нормах права, могут быть успешно реализованы. В частности, для практической реализации предусмотренных законом мер по защите прав важно понимать, какие именно действия образуют нарушение, кто и при каких условиях имеет право требовать принудительного воздействия на нарушителя со стороны государства, в каких случаях те или иные способы защиты подлежат применению. К сожалению, не всегда могут быть получены однозначные ответы на такие вопросы.

В настоящее время Закон об авторском праве действует в редакции от 20 июля 2004 г. С ее принятием были внесены существенные изменения в
нормы, касающиеся защиты авторских и смежных прав, в целях повышения
их эффективности и выполнения требований Соглашения ТРИПС
(Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности).
Однако изменения не придали нормам, регулирующим названные вопросы,
достаточной определенности, отвечающей потребностям правоприменительной практики.

При использовании предоставленных гражданским законодательством способов защиты как для пресечения, так и для предотвращения посягательств на интересы правообладателей важно иметь правильное представление о том, что является нарушением авторских прав. Закон об авторском праве не содержит определения "нарушения авторских и смежных прав", но раскрывает понятие "нарушитель". В соответствии с п. 2 ст. 48 Закона об авторском праве им признается физическое или юридическое лицо, не выполняющее установленных Законом требований. Данное определение позволяет толковать понятие "нарушения авторских и смежных прав" достаточно широко. Между тем очевидно, что таким нарушением может быть признано только невыполнение положений Закона об авторском праве, касающихся содержания авторских и смежных прав.

Чаще всего нарушение состоит в незаконном использовании охраняемого объекта. Такое использование может заключаться, в частности, в изготовлении или распространении экземпляров произведений или фонограмм без разрешения обладателя исключительных прав. В отношении указанных случаев нарушения законодатель вводит понятие "контрафактные экземпляры". По справедливому замечанию Э.П. Гаврилова, применение термина "контрафактный" лишь к экземплярам произведений и фонограмм является очень узким, поскольку контрафактными могут быть также экземпляры видеозаписей исполнений и телевизионных передач[10] .

В связи с широким распространением случаев незаконного использования произведений часто возникают следующие вопросы: какой именно объем использования произведения считать незаконным, какие элементы произведения могут считаться самостоятельными объектами охраны? Пункт 3 ст. 6 Закона об авторском праве устанавливает, что объектом авторского права является часть произведения, представляющая собой результат творческой деятельности, которая может использоваться самостоятельно. Однако такое общее определение нередко не позволяет найти однозначные ответы при рассмотрении конкретных спорных ситуаций. Так, например, не ясно, можно ли признать нарушением заимствование образов или сюжета произведения. Попытка разрешить подобные вопросы была предпринята в законопроекте, принятом Государственной Думой в первом чтении 14 мая 2004 г. В нем предлагалось внести в п. 3 ст. 6 действующего Закона об авторском праве изменения, в соответствии с которыми устанавливалось бы, что часть произведения (в том числе его название, персонажи и иные элементы), которая является результатом творческой деятельности и может использоваться самостоятельно, признается объектом авторского права[11] .

Названные изменения не были приняты[12] .

При определении границ нарушения необходимо принимать во внимание, что система исключительных авторских и смежных прав представляет собой компромисс интересов правообладателей и пользователей. Наряду с установлением абсолютных исключительных прав на охраняемые данными институтами объекты Закон об авторском праве предусматривает также случаи так называемого "свободного" использования произведений и объектов смежных прав. Оно допускается лишь при условии, что не наносится ущерб их нормальному использованию и не ущемляются законные интересы соответствующих правообладателей.

Правообладатели могут воспользоваться для защиты своих интересов любыми средствами, направленными на предотвращение нарушений их прав. При этом следует учитывать установленные законом возможности свободного использования охраняемых объектов. Средства, направленные на предотвращение нарушений интересов правообладателей, не должны ущемлять интересы правомерных пользователей. В частности, это относится к использованию технических средств защиты авторского права. Нормы, касающиеся технических средств защиты, а также информации об управлении правами, введены новой редакцией Закона об авторском праве. В соответствии со ст. 48.1 указанного закона к техническим средствам защиты относятся технические устройства или их компоненты, которые контролируют доступ к произведениям и направлены на предотвращение совершения действий, не разрешенных правообладателем. Закон вводит запрет на обход технических средств защиты и на совершение ряда действий, способствующих осуществлению такого обхода.

Информацией об авторском праве и о смежных правах ст. 48.2 Закона об авторском праве признает любую информацию, идентифицирующую произведение, объект смежных прав или правообладателя либо касающуюся условий использования произведения, в том числе любые цифры и коды, в которых она содержится. Запрещается удаление или изменение указанной информации без разрешения правообладателя. Если такие действия были совершены в отношении произведений или объектов смежных прав, то их использование не допускается.

Совершение запрещенных законом действий в отношении технических средств защиты, а также в отношении информации об управлении правами, безусловно, является правонарушением. Вопрос об отнесении таких правонарушений к нарушениям авторских прав является дискуссионным[13] . В п. 41 ст. 1 упоминавшегося законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" предлагалось ввести норму, в соответствии с которой за данные правонарушения должна была наступать такая же ответственность, какая предусмотрена законодательством РФ за нарушение авторских и смежных прав.

Применение технических средств защиты, а также размещение информации об управлении правами относится к использованию самозащиты в качестве способа защиты авторских и смежных прав, так как правообладатель осуществляет самостоятельные действия, направленные на предотвращение нарушения его исключительных прав[14] .

Осуществление незаконных действий в отношении технических средств защиты или информации об управление правами следует рассматривать как самостоятельные категории правонарушений.

При обходе технических средств защиты и совершении способствующих ему действий подлежат применению способы защиты авторских прав только в том случае, если соответствующие права нарушены. Данное положение касается и совершения запрещенных законом действий в отношении информации об управлении правами.

По российскому законодательству для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Автором считается лицо, указанное в качестве такового на экземпляре произведения. В сфере смежных прав действует аналогичная презумпция. Производителем фонограммы или исполнителем считается лицо, указанное на экземпляре фонограммы.

Лицу, предъявляющему требования в защиту нарушенного права, придется представить доказательства того, что он является истинным правообладателем. Сделать это не всегда просто, особенно если речь идет о плагиате или ином присвоении неимущественных прав на охраняемый объект.

В некоторых странах, например в США и в Японии, законом предусмотрена возможность добровольной регистрации авторского права на произведение. Такая регистрация ставит правообладателя в существенно более выгодное положение при выборе средств защиты по сравнение с лицом, которое такой возможностью не воспользовалось[15] .

В России услуги по регистрации произведений оказываются Российским авторским обществом, другими обществами по коллективному управлению правами. При участии Роспатента была учреждена рабочая группа по созданию базы данных правообладателей в области авторского права и смежных прав[16] .

Закрепление на законодательном уровне возможности регистрации как авторского права, так и смежных прав, нормативно-правовое регулирование порядка такой регистрации, определение организации, уполномоченной ее осуществлять, могли бы способствовать повышению уровня охраны интересов правообладателей. Такие меры облегчили бы процесс доказывания в случае возникновения спора о принадлежности прав. Доступность информации о правообладателях поставила бы в более выгодные условия потенциальных пользователей и могла бы содействовать предотвращению правонарушений в этой сфере.

Как указано в п. 1 ст. 49 Закона об авторском праве, защищать свои права способами, предусмотренными ГК РФ, вправе автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав. Исходя из данной нормы, субъекты права на защиту могут быть объединены в одну категорию «обладателей исключительных прав». Следует отметить, что в теории нет единого понимания содержания «исключительных прав», не раскрывается оно и в Законе. Существует два подхода к определению сущности исключительных прав. В соответствии с одним к категории исключительных прав относятся только имущественные права[17] . В силу другого подхода исключительные права охватывают и имущественные, и личные неимущественные права[18] . Так, Э.П. Гаврилов отмечает: "Если автор или первоначальный обладатель смежных прав уже не имеет исключительных прав, то на него нормы п. 1 ст. 49 не распространяются"[19] . Поскольку личные неимущественные права неотчуждаемы, очевидно, что Э.П. Гаврилов придерживается первой из указанных выше позиций. Вместе с тем п. 1 ст. 37 Закона об авторском праве, касающейся прав исполнителя, называет "исключительными правами" как личные неимущественные, так и имущественные права. Статья 128 ГК РФ приравнивает понятия "интеллектуальная собственность" и "исключительные права", что дало основание некоторым исследователям толковать "исключительные права" как общую категорию, объединяющую права имущественные и личные неимущественные[20] .

Не вызывает сомнений, что право на использование способов защиты, предусмотренных ГК РФ, принадлежит как обладателям личных неимущественных, так и обладателям имущественных прав. Но в связи с отсутствием определенного подхода к содержанию исключительных прав не вполне ясно, вправе ли лицо предъявлять требование о выплате, установленной п. 2 ст. 49 Закона об авторском праве, компенсации, если ему принадлежат только личные неимущественные права.

Использовать предоставленные Законом средства защиты могут как первоначальные обладатели авторских прав, так и их правопреемники. После смерти автора авторское право в соответствии со ст. 29 Закона об авторском праве переходит по наследству. При этом такие личные неимущественные права, как право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения, по наследству не переходят. Они неотчуждаемы и охраняются бессрочно. Наследники автора вправе лишь осуществлять защиту этих прав.

В силу п. 2 ст. 27 Закона об авторском праве, если наследников нет или их авторское право прекратилось, если автор не назначил в завещании лицо, на которое возлагается охрана указанных неимущественных прав после его смерти, охрана таких прав осуществляется специально уполномоченным органом Российской Федерации. Поскольку к наследникам переходят авторские права, срок действия которых ограничен, из п. 2 ст. 27 можно сделать вывод, что наследники могут осуществлять защиту указанных в ст. 29 Закона об авторском праве личных неимущественных прав автора лишь в течение общего срока действия авторских прав. Однако в соответствии с этой статьей указанные правомочия наследников сроком не ограничиваются. К сожалению, данное противоречие не было разрешено последней редакцией Закона об авторском праве и не учтено части IV ГК РФ. Как справедливо считают некоторые юристы, поскольку ст. 27 специально посвящена срокам охраны, а ст. 29 регулирует переход авторского права по наследству, применению подлежат нормы, содержащиеся в ст. 27 Закона об авторском праве[21] .

Имущественные авторские права могут быть переданы на основании договора третьим лицам. В этом случае защита нарушенных имущественных прав возлагается в силу п. 2 ст. 30 Закона об авторском праве только на то лицо, которому по договору перешли исключительные права. Если такое лицо не осуществляет защиту права на использование произведения, требование в защиту этого права может быть предъявлено автором.

Закон не содержит норм, касающихся правомочий наследников исполнителя в отношении личных неимущественных прав, охраняемых бессрочно. Представляется, что для обеспечения охраны таких прав возможно по аналогии закона применять нормы о переходе к наследникам автора права на защиту личных неимущественных прав. При отсутствии наследников защиту указанных прав возможно возложить на государственный орган так же, как предусмотрено законом в отношении прав авторов. Таким образом, можно будет обеспечить реальное действие нормы, исполнителя[22] .

Выбор конкретного способа защиты определяется характером нарушения и спецификой защищаемого права. Возмещение убытков, взыскание неустойки, выплата компенсации вместо возмещения убытков имеют значение прежде всего для защиты имущественных интересов правообладателя. Признание прав характерно в первую очередь для защиты личных неимущественных интересов. Некоторые способы защиты могут применяться в случае как нарушения личных неимущественных, так и при нарушении имущественных прав. К таким способам относятся восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, самозащита, прекращение или изменение правоотношения и др. В соответствии с новым положением Закона об авторском праве (п. 3 ст. 49) требование о компенсации морального вреда также может быть предъявлено при нарушении любых интересов правообладателя.

Пунктом 2 ст. 49 Закона об авторском праве установлена возможность применения в сфере авторских прав специфического способа защиты.

2.2. Способы гражданско-правовой защиты авторских прав.

В соответствии со ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» обладатели исключительных авторских прав вправе требовать от нарушителя:

1) признания прав;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

3) прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу
его нарушению;

4) возмещения убытков;

5) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения
авторских прав;

6) выплаты компенсации в определенных законом пределах.
Указанные способы защиты не исчерпывают собой всех возможных

мер, к которым может прибегнуть потерпевший для защиты своих авторских прав и охраняемых законом интересов

Следует учитывать, что помимо способов защиты авторских прав в их точном смысле действующее авторское законодательство предусматривает возможность применения к нарушителям некоторых дополнительных санкций. Так, согласно п. 2 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» помимо возмещения убытков, взыскания незаконного дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских прав взыскивает штраф в размере, 10% от суммы, присужденной судом в пользу истца. При этом сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.

Обратимся к анализу конкретных гражданско-правовых способов защиты авторских прав.

а) Признание авторских прав. Необходимость в данном способе защиты возникает тогда, когда наличие у лица авторского или смежного права подвергается сомнению, авторское или смежное право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Зачастую неопределенность авторского или смежного права приводит к невозможности его использования или, по крайней мере, затрудняет такое использование.

Признание права авторства как раз и является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания условий для реализации иных прав и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих их нормальному осуществлению.

Признание права как средство его защиты по самой своей сути мажет быть реализовано лишь в юрисдикционном порядке, но не путем совершения истцом каких-либо самостоятельных односторонних действий. Требование истца о признании права обращено не к ответчику, а к суду, который должен официально подтвердить наличие или отсутствие у истца, данного права. В большинстве случаев требование о признании авторского права является необходимой предпосылкой применения иных предусмотренных законом способов защиты. Например, чтобы взыскать убытки, связанные с незаконным использованием произведения, истец должен доказать, что он обладает авторским правом на это произведение.

б) Восстановление положения, существовавшего до нарушения права.
Данный способ защиты применяется в тех случаях, когда нарушенное
авторское или смежное право в результате правонарушения не прекращает
своего существования и может быть реально восстановлено путем
устранения последствий правонарушения. Например, автор, обнаруживший,
что в ходе подготовки его произведения к опубликованию или в процессе его
использования в него внесены не согласованные с ним изменения, может
потребовать восстановления произведения в его первоначальном виде.

В тех случаях, когда произведение уже обнародовано и стало известно неопределенному кругу лиц, восстановить нарушенные авторские права в полном объеме уже практически невозможно. Для защиты своих нарушенных интересов и частичного восстановления, прав автор может потребовать публикации сведений о допущенном нарушении.

Восстановление нарушенных прав автора может быть достигнуто и иными способами, удовлетворяющими интересы потерпевшего.

в) Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его
нарушения. Как и признание права, данный способ защиты может
применяться в сочетании с другими способами защиты, например
взысканием убытков, или иметь самостоятельное значение. Например, в
случае бездоговорного использования произведения его автор может
потребовать как запрещения его дальнейшего использования, так и
возмещения убытков, которые он понес в связи с таким использованием.

Однако интерес автора может выражаться и в том, чтобы лишь прекратить (пресечь) нарушение его права на будущее время или устранить угрозу его нарушения. Типичными примерами реализации данного способа защиты в рассматриваемой сфере являются наложение запрета на выпуск произведения в свет, запрещение дальнейшего распространения произведения, запрет на использование перевода или переработки и др.

г) Принуждение к исполнению обязанности в натуре. Принуждение к
исполнению обязанности в натуре, нередко именуемое еще реальным
исполнением, как самостоятельный способ защиты гражданских прав
характеризуется тем, что нарушитель по требованию потерпевшего должен
реально выполнить те действия, которые он обязан совершить в силу
обязательства, связывающего стороны. Исполнение обязанности в натуре
обычно противопоставляется выплате денежной компенсации. Вполне
очевидно, что интерес потерпевшего отнюдь не всегда может быть
удовлетворен такой заменой.

Лишь в тех случаях, когда реальное исполнение стало объективно невозможно либо нежелательно для потерпевшего, данный способ защиты должен быть заменен иным средством защиты по выбору потерпевшего.

В частности, автор может потребовать от заказчика реального исполнения обязанности по выдаче причитающихся ему бесплатных экземпляров произведения; собственник произведения изобразительного искусства, препятствующий осуществлению авторских прав создателя произведения, может быть принужден к предоставлению автору реальной возможности для их реализации и т. п.

д) Возмещение убытков, взыскание незаконно полученного дохода и
выплата компенсации. В данном случае имущественный интерес
потерпевшего удовлетворяется за счет денежной компенсации понесенных
им имущественных потерь. При этом такая 5 компенсация может быть либо
прямо увязана с размером причиненного вреда (возмещение убытков), либо
связана с ним лишь косвенным образом (взыскание незаконного дохода), либо вообще относительно независима от него (выплата компенсации).

В соответствии с п. 1 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» основной формой компенсации причиненного потерпевшему ущерба является возмещение убытков. Под убытками разумеются расходы, произведенные лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В рассматриваемой области в соответствии с общим правилом убытки возмещаются в полном объеме.

Обоснование размера причиненных убытков, включая упущенную выгоду, является задачей самого потерпевшего. Им же доказывается сам факт нарушения принадлежащих ему авторских прав, а также причинная связь между нарушением его прав и возникшими убытками. Что касается субъективного условия ответственности, то нарушитель авторских прав предполагается виновным до тех пор, пока им не будет доказано противное.

Поскольку доказать наличие убытков и обосновать их размер, особенно в части упущенной выгоды, бывает не всегда просто, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» предоставляет потерпевшим возможность компенсировать понесенные ими убытки двумя другими, более простыми способами.

Во-первых, они могут взыскать с нарушителя в свою пользу весь доход, полученный им вследствие нарушения авторских прав. Нетрудно заметить, что в данном случае ответственность нарушителя существенно повышается, так как речь идет о всем его незаконном доходе, а не о полученной им прибыли.

Во-вторых, обладатели нарушенных авторских прав могут поступить еще проще, потребовав от нарушителя выплаты компенсации. Размер компенсации определяется по усмотрению суда или арбитражного суда на основании иска потерпевшего в сумме от 10 до 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством РФ.

Наряду с возмещением убытков, взысканием незаконно полученного дохода иди компенсации обладатели нарушенных авторских прав вправе требовать от виновного нарушителя компенсации причиненного им морального вреда. Правовым основанием для этого служит в настоящее время статья 151 ГК РФ, которая имеет общий характер, а значит, применяется и в рассматриваемой сфере. Форма и размер компенсации морального вреда определяются судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

е) Прекращение или изменение правоотношения. Данный способ
защиты субъективных авторских прав и охраняемых законом интересов в
рассматриваемой области, особенно в договорной сфере, находит достаточно
широкое применение.

Чаще всего указанный способ защиты реализуется в юрисдикционном порядке, так как связан с принудительным прекращением или изменением правоотношения, но в принципе не исключается и его самостоятельное применение потерпевшим. Важно, однако, чтобы возможность прекращения или изменения правоотношений была прямо предусмотрена законом или договором.

Как правило, реализация рассматриваемого способа защиты прекращает (изменяет) права и обязанности участников авторских правоотношений на будущее время. Иногда, однако, возникшее правоотношение может быть признано недействительным с самого начала. Например, если при заключении авторского договора допущены серьезные нарушения действующего законодательства, данный договор признается недействительным с момента его заключения.

ж) Признание недействительным не соответствующего
законодательству ненормативного акта органа государственного управления
или местного органа государственной власти. Это означает, что гражданин
или юридическое лицо, авторские или смежные права, которых нарушены изданием указанного административного акта, имеют право на его обжалование в суд (арбитражный суд) без каких бы то ни было дополнительных указаний закона на этот счет. Важны лишь два обстоятельства: во-первых, нарушенное право должно носить гражданский характер, и, во-вторых, административный акт, имеющий подзаконный характер, должен быть противоправен с точки зрения его соответствия действующему законодательству, в частности может быть принят не уполномоченным на то органом.

Требование о признании административного акта недействительным может сочетаться с другими мерами защиты, например требованием о возмещении убытков, либо носить самостоятельный характер, если интерес субъекта авторского или смежного права сводится лишь к самой отмене указанного акта как препятствия в реализации права.

Заключение

Авторское право (в объективном смысле) как часть гражданского права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Авторское право (в субъективном смысле) - это совокупность правомочий неимущественного и имущественного характера, принадлежащих субъектам авторского права в отношении объектов авторского права.

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства.

Действующее гражданское законодательство различает две группы субъектов авторского права:

1) субъекты первоначального авторского права;

2) субъекты производного авторского права.

Субъект первоначального авторского права - авторы произведений науки, литературы и искусства.

Автор - это физическое лицо, творческим трудом которого произведение создано.

Субъекты производного авторского права - это лица, чье право на произведение имеет вторичный по отношению к автору характер (наследники; организации, осуществляющие выпуск произведения в свет; государство).

Установленные законом авторские и смежные права иногда нарушаются и нуждаются в защите. Обычно нарушители, в качестве которых выступают как физические, так и юридические лица.

Гражданско-правовая защита делится на защиту имущественных авторских прав и защиту личных неимущественных авторских прав.

Способы защиты личных неимущественных авторских прав: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанности в натуре; компенсация морального вреда; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; опровержение сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора.

Способы защиты имущественных авторских прав: возмещение убытков (расходы, неполученные доходы); компенсация; самозащита авторских прав.

В целях усиления защиты авторских прав необходимо выработать единую государственную и правовую политику, которая бы обеспечила надлежащие условия реализации о охраны прав и законных интересов как самих авторов, так и рядовых пользователей. Ключевым направлением в этой сфере должно стать совершенствование законодательства о защите авторских прав и практики его применения.

И всё же в защите интеллектуальной собственности существует вполне чёткая тенденция к её усилению. Об этом можно с уверенностью говорить, если вспомнить хотя бы то, что совсем недавно была принята четвёртая часть Гражданского кодекса, полностью посвященная интеллектуальной собственности, что, несомненно говорит об огромном значении и актуальности данной проблемы.

Важное значение имеет то, что в целом законодательство РФ представляет авторам и иным правообладателям достаточно мощный набор правовых средств для реализации прав в современных условиях, а также для их эффективной защиты или оспаривания, а правильное распоряжение этими правовыми возможностями во многом является задачей самих правообладателей.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. / Принята всенародным
голосованием на референдуме 12.12.1993 г.

2. ГК РФ (часть первая) от 30.11.1994г. // Собрание законодательства РФ.-
1994. -№32.-Ст. 3301.

3. ГК РФ (часть четвертая) от 18.12.2006г. №230-Ф3.

4. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» Закон РФ от 9 июня 1993 г. № 5351 - 1 в редакции Федерального закона от 16 июня 1995 г. № 110 - ФЗ. // Ведомости РФ 1993г., №32. Ст.1242.;СЗ РФ. 1995 г., №30. Ст. 2866.

5. Федеральный закон от 20 июля 2004 г. №72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»//СЗ РФ.2004.№30. Ст.3090.

6. Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»// Ведомости РФ 1992 г., №42, ст.2325.

7 . Закон РСФСР «О средствах массовой информации» 1991 г.// Ведомости РСФСР. 1992 г., № 7. Ст.300.

8. Закон Российской Федерации «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» 1995 т.IIСЗ РФ. 1995 г., №47. Ст.4473.

9. Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»// СЗ РФ. 1994 г.,№13 Ст. 994.

10. Проект ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «об авторском праве и смежных правах» №166704-3 /http ://legislature .ш/monitor/avtorskoepravo/html.

Монографии, учебная литература, комментарии:

11. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и
смежных правах». М., 1996. С. 192.

12. Об определении понятия «самозащита» см.: Грибанов В.П.
Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001. С.117

13. Протас Е.В. Гражданское права. М., изд. «Высшая школа», 2005. С. 354.

14. Рузакова О.А. Гражданское право. М., 2004. С. 121-124.

15.Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.,2003.С189.

16.Суханов Е.А. Гражданское право. Том I. М., изд. «Волтерс клувер»., 2004.

17. Цветков И.В. Гражданско-правовая защита интеллектуальной
собственности: Автореф. дис: к.ю.н. Ульяновск, 2005. №1. С.24.

18. Интернет-конференция с Генеральным директором Роспатента А.Д.
Корчагиным «Совершенствование законодательства в сфере
интеллектуальной собственности» 11 февраля 2003 r.//www.garant.ru

19. Права интеллектуальной собственности в США. Документы,
комментарии специалистов, справочные материалы// Сост. Э.Джонсон.
М.,2002. С.13-20.

Научные статьи:

20. Бузова Н., Подшибихин. Положения об охране технических средств защиты произведений и объектов смежных прав: проблемы их практического применения//Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2005. №5. С.24.

21. Гаврилов Э.П. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав//Хозяйство и право. 2005. №1. С.24.

22. Дозорцев В.А. Понятие исключительного права//Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сборник статей. М., 2003. С. 122.

22. Захарьина А.В. Изменения в правовом регулировании и защите авторских прав // Финансовые и бухгалтерские консультации. -2007. -№7.

24. Рузакова О. Наследники как субъекты авторско-правовых
отношений//Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные
права. 2002. №1. СЗ.

25. Силонов И. О наследовании авторских прав и случаях прекращения авторских прав до истечения срока их действия (охраны)//Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. -2000. -№2.С.6;

26. Федоскина Н.И. Основания и порядок применения способов защиты авторских и смежных прав, предусмотренных гражданским законодательством // Журнал российского права. -2008. - №9.

Материалы судебной практики:

27. Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», утвержденного Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 2006г. № 47 //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2006. №11.

28. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2006 г. № 11997/05.


[1] Протас Е.В. Гражданское права. М., изд. «Высшая школа», 2005. С. 354.

[2] Ведомости РФ 1993 г., №32. Ст. 1242.; СЗ РФ. 1995 г., №30 Ст.2866

[3] Ведомости РФ 1992 г., №42, ст. 2325

[4] Ведомости РСФСР. 1992 г., № 7. Ст.300.

[5] Ведомости РФ 1992 г., №42, ст.2325.

[6] П.2 Обзора практики рассмотрения сопров, связанных с применением Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», утвержденного Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 2006 г. №47 \\ Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2006. №11

[7] Рузакова О.А. Гражданское право. М., 2004. С. 121-124.

[8] Рузакова О.А. Гражданское право. М., 2004. С.121-124.

[9] См. Ведомости РФ. 1993. №32. Ст. 1242.

[10] Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». М., 1996. С. 192.

[11] Проект ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» №166704-3 /http//legislature.ru/monitor / html

[12] См.: ФЗ от 20 июля 2004 г. №72 – ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» // СЗ РФ 2004 №30. Ст. 3090

[13] Бузова Н., Подшибихин. Положения об охране технических средств защиты произведений и объектов смежных прав: проблемы их практического применения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2005.№5. С.24.

14 Об определении понятия «самозащита» см.: Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М.,2001. С.117,

[15] Права интеллектуальной собственности в США. Документы, комментарии специалистов, справочные материалы /Сост. Э. Джонсон. М., 2002. С.13-20

[16] Интернет-конференция с Генеральным директором Роспатента А.Д. Корчагиным «Совершенствование законодательства в сфере интеллектуальной собственности» 11 февраля 2003 r.//www.garant.ru

[17] Дозорцев В.А. Понятие исключительного права // Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сборник статей. М., 2003. С.122.

[18] Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ.

[19] Гаврилов Э.П. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав//Хозяйство и право. 2005.№1.С.24.

[20] Цветков И.В. Гражданско-правовая защита интеллектуальной собственности: Автореф. дис.: к.ю.н., Ульяновск, 2005. №1. С.24

[21] Силонов И. О наследовании авторских прав и случаях прекращения авторских прав до истечения срока их действия (охраны) // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2000. №2 С.6

[22]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  345  346  347   ..