Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 18

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  264  265  266   ..

 

 

Графическое оформление обстановки на пожаре и его результатов

Графическое оформление обстановки на пожаре и его результатов

Министерство по чрезвычайным ситуациям

Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский инженерный институт»

Кафедра "Организация деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям"

на тему:

«Графическое оформление обстановки на пожаре и его результатов».

Выполнил: курсант 4-го курса 3-го взвода

сержант внутренней службы

Видус Д.И.

Проверил: преподаватель кафедры

Слепцов А.П.

Гомель 2010

Содержание

1. Виды, типы и методы съемки..............................................................................................3

2. Съемка при осмотре места пожара…………………………………………………....4

2.1.Ориентирующая съемка…………………………………………………………4

2.2. Обзорная съемка (панорамная съемка)………………………………………….5

2.3. Узловая съемка…………………………………………………………………..5

2.4. Детальная съемка………………………………………………………………..6

3. Подготовка к съемке…………………………………………………………………..6

3.1 Использование масштабов……………………………………………………….6

3.2 Нумерация снимаемых объектов………………………………………………...7

3.3 Выделение снимаемых объектов………………………………………………...8

4. Объекты съемки……………………………………………………………………….8

5. Особенности съемки при неблагоприятных погодных условиях и в

ночное время……………………………………………………………………….11

6. Оформление результатов фотосъемки………………………………………...12

7. Список использованной литературы…………………………………………..14

1. Виды, типы, методы съемки.

Съемка во время пожара.

При съемке во время пожара главной задачей является наиболее полная (на­сколько это возможно) фиксация развития горения во времени и пространстве, действий по тушению и спаса­нию людей. Для этого существуют проверенные на прак­тике методы съемки.

Наиболее эффективный метод состоит в периодиче­ском обходе объекта. Может производиться:

а) круговой обход (рис. 1.) - в этом случае горящий объект обходят в одном направлении по кругу, фиксируя его постоянно с одних и тех же точек местности через определенные промежутки времени;

Рис. 1. Круговой способ обхода

б) линейный обход (рис. 2.) - применяют в том случае, если горение происходит с одной стороны объекта, или при невозможности обхода горящего сооружения. В этом случае

Рис. 2. Линейный способ обхода

в) сложный обход (рис. 22) - к такому способу съемки прибегают тогда, когда горящий объект недостаточно обойти кругом (он представляет собой сооружение, имеющее в плане сложную конфигурацию, а силы и технические средства тушения вводятся и используются со всех сторон этого объекта). При сложном обходе возможна следующая очередность остановок: 1-2-3-4-5-3-2-1 и т.д. Перечисленные остановки могут осуществляться и в другой последовательности. Некоторые точки можно пропускать, а с других производить двойную фиксацию событий, например, в точке 4 можно снять сначала правую часть здания, затем левую;

Рис. 3. Сложный способ обхода

в) точечный способ фотосъемки (рис. 4) - это способ фотосъемки без передвижения. Все события фиксируются с одной постоянной точки с применением различной сменной оптики: широкоугольной, штатной и длиннофокусной.

Рис. 4. Точечный способ (без обхода)

При съемке должно соблюдаться главное условие – необходимо получать одни и те же виды горящего объекта через точно зафиксированное астрономическое время.

Во время съемки желателен учет снимаемых кадров по времени. Целесообразна одновременная запись ком­ментариев к съемке на диктофон.

2.Съемка при осмотре места пожара

При осмотре места пожара последовательно выпол­няются 4 вида криминалистической съемки - ориенти­рующая, обзорная, узловая, детальная (рис. 10.1).

2.1. Ориентирующая съемка

Показывает взаимное расположение места горения (места пожара) и окружающей его обстановки или мест­ности. Соответствующие снимки называются ориенти­рующими. Наилучшие ориентирующие снимки получают с высоких точек съемки. При этом они наиболее при­ближаются к планам, показывающим расположение объ­ектов. Для этого рекомендуется применять широкоуголь­ные объективы или производить панорамную съемку.

Не следует ограничивать количество съемочных кадров. По возможности ориентирующие снимки делают с разных точек, не менее чем с четырех сторон, с тем, чтобы впоследствии можно было отобрать наиболее характерные.

2.2. Обзорная съемка. Панорамная съемка

Обзорная съемка фиксирует место пожара изолиро­ванно от окружающей обстановки, т. е. в границах сго­ревшего здания, автомобиля, комнаты.

Если место происшествия не умещается на одном кадре, применяется панорамная съемка

При съемке открытой местности и при достаточной освещенности можно использовать специальный панорамный фотоаппарат.

Типы панорам в практике исследования пожаров могут быть следующие:

• круговая панорама, охватывающая местность в пре­делах круга, т. е. 360°;

• секторная панорама, охватывающая местность в пре­делах, меньших 360°;

• линейная панорама, охватывающая пространство не в угловом, а в линейном измерении.

Секторная панорама является наиболее распростра­ненной. Наилучшие результаты при съемке этой панора­мы получаются с применением штатива, когда фотоап­парат укреплен на специальной панорамной головке, ко­торая представляет собой приспособление, поворачи­вающееся относительно вертикальной оси не менее чем на 360°,

Способ круговой панорамы (рис. 5.) — применяется для съем­ки с большого расстояния. Объект фотографируют с од­ной точки по частям, поворачивая аппарат вокруг вертикальной (горизонталь­ная панорама) или горизонтальной (вертикальная панорама) оси, или поворачиваясь с аппаратом в руках и оставаясь при этом на одном месте. Когда снимаемый объект не умещается на панораме по высоте, производят съемку двухъярусной панорамы, снимки которой перекрываются как по горизонтали, так и между ярусами (рис. 6.).

Она применяется в ситуациях, когда на снимке необходимо запечатлеть значительное пространство и этому не препятствуют находящиеся на местности сооружения, строения и т. п. объ­екты. Съемка производится с расстояния не менее 50 м..

Способ линейной панорамы (рис. 7) - применяется для съем­ки с близкого расстояния, когда размеры помещения не позволяют отойти на достаточное расстояние. Объект фотографируется по частям с нескольких точек, находя­щихся на одинаковом расстоянии от него. В каждый по­следующий кадр должна входить часть объекта с преды­дущего кадра

Порядок обзорной съемки в помещении показан на рис. 8, на котором цифрами обозначены по­следовательно выполняемые кадры фотосъемки стрел­ками показаны угол захвата фотообъектива, направление и точки съемки.

2.3. Узловая съемка

Узловые фотографии делаются с целью зафиксиро­вать в наиболее крупном масштабе важные участки места пожара. В масштабе, соответствующем узловой фото­съемке, фотографируют предметы, имеющие отношение к очагу пожара, очаговые поражения, характерные изме­нения конструкций, возникшие в результате пожара, и другие важные участки объекта.

2.4. Детальная съемка

Проводится, если есть необходимость более деталь­ного отображения предметов, которые имеют связь с причиной пожара или представляют какой-либо другой интерес,- а также отдельных следов.

Детальная съемка проводится в ходе как статиче­ского, так и динамического осмотра, по мере исследова­ния всех следов и предметов, которые могут иметь отно­шение к происшествию, фиксации их индивидуальных признаков. Производится детальная фотосъемка, с обяза­тельным использованием масштаба (см. ниже); при не­обходимости производится макросъемка.

При фотографировании, особенно в условиях не­достаточной освещенности, необходимо делать кадры-дубли. Фотосъемка производится независимо от того, бу­дет изыматься объект или нет. Фотографируют сначала объект или участок места пожара, на котором обнаружен след, а затем уже сам след. Закрепление и изъятие следов производится только после их фотосъемки.

При детальной съемке следов и предметов необхо­димо учитывать следующие требования:

• отражение максимальной информации о предметах и следах, их взаимном расположении, форме, размерах, отдельных признаках;

• изображение объектов вместе с масштабной линей­кой должно занимать всю площадь кадра;

• плоскость пленки должна быть параллельна плоско­сти снимаемого объекта.

Объект, который был сфотографирован во время пожара, при осмотре последствий пожара фотографиру­ется еще раз. Съемку ведут так, чтобы общее представле­ние о месте пожара было наиболее полным.

3. Подготовка к съемке

Перед съемкой необходимо по возможности убрать временные конструкции, случайные предметы и людей, которые видны в кадре. Исключение - следственный экс­перимент или фигура человека как единица масштаба.

3.1. Использование масштабов

Детальную, а иногда и узловую, фотосъемку следует делать так, чтобы потом можно было по снимку при необходимости осуществить геометрические измерения.Для этого в кадрследует включать какую-нибудь единицу длины, например, линейку или метр.

Еще лучше, если это будет специальная масштабная линейка или так называемый масштабный квадрат. Мож­но изготовить и применять комбинированный масштаб, сочетающий линейку и квадрат (рис. 9). Он имеет по краям миллиметровые деления, а в центральной части - квадрат со стороной 3 см, в свою очередь разбитый на квадраты со стороной 5 мм, контрастно окрашенные в шахматном порядке.

Рис. 9. Масштабная линейка

Как известно, основным правилом масштабной съемки является параллельность плоскости фотоматериа­ла и поверхности фотографируемого объекта. При при­менении масштабной линейки это правило должно со­блюдаться в обязательном порядке. Ранее то же требова­ние предъявлялось и к съемке с квадратным масштабом, что требовало закрепления фотоаппарата на штативе и использования отвесов и иных приспособлений для обеспечения параллельности плоскостей. В на­стоящее время экспериментально показано, что квадрат­ный масштаб и фотоаппарат могут быть расположены относительно друг друга произвольно, при этом перспек­тивные искажения могут быть учтены при дешифровке фотоснимков. Относительная погрешность измерений находится в интервале 0,1—4 %.

При обзорной и узловой съемке места пожара также целесообразно применение специальных масштабов. Это позволит в дальнейшем определять размеры изображен­ных на фотографиях конструктивных элементов зданий и сооружений, отдельных предметов и расстояний между ними. Для подобного рода съемок могут быть использо­ваны масштабы в виде планшетов, расчерченных на квадраты с длиной стороны 0,25-0,5 м. При съемке главная оптическая ось объектива может быть па­раллельна предметной плоскости или пересекать ее под острым углом. Ориентация фотоаппарата и масштаба может быть произвольной и выбирается из условий съемки. Для удобства последующих рекомендуется, одна­ко, располагать квадратный масштаб по возможности ближе к фотоаппарату и ориентировать его так, чтобы одна из диагоналей была направлена от фотоаппарата к объектам съемки, т. е. масштаб должен быть обращен под углом в сторону фотоаппарата.

Учитывая, что при анализе фотографий может по­надобиться определение линейных параметров не только в плоскости, но и в трех измерениях, рекомендуется ис­пользовать также раскладной шаблон, состоящий из трех линеек длиной 1,0—1,5 м, имеющих четкую, видимую на фотографиях, разметку. На месте съемки линейки шаблона раскладываются в трех перпендикулярных направлениях.

3.2. Нумерация снимаемых объектов

Для упрощения работы со снимками в дальнейшем при съемке объектов рядом с ними необходимо распола­гать таблички с номерами. Целесообразно иметь не­сколько комплектов номеров, различных габаритов и способов крепления.

Один комплект номеров можно написать на окра­шенных стальных пластинах (темные цифры на светлом фоне), предусмотрев возможность их крепления на ко­лышки для втыкания в грунт или слой пожарного мусо­ра. Если дополнить комплект плоским магнитом, то это позволит крепить номера, при необходимости, на сталь­ных конструкциях и предметах.

Второй комплект номеров (с более мелкими циф­рами) изготавливается на табличках из картона или пла­стика, которые запаиваются в полиэтилен. Полезно про­думать систему крепления таких номеров на наклонных и вертикальных поверхностях.

3.3. Выделение снимаемых объектов

Если снимаемый объект плохо виден на фоне обго­ревших конструкций и предметов, пожарного мусора, его можно попытаться выделить. Для этого в специальной литературе предлагаются следующие способы:

смачивание водой. Выявлению фактуры поверхности обгоревших предметов помогает их блеск. Особенно бле­стят обгоревшие деревянные предметы, а также объекты, смоченные водой;

отметка мелом. При отсутствии блеска или при его недостаточности может помочь очерчивание или другая отметка мелом наиболее важных участков;

выкладывание досками. Иногда условный знак вы­кладывают из каких-нибудь предметов, например, из светлых досок, планок и т. п. К этим методам отметки прибегают также и тогда, когда снимаемый участок од­нообразен и последующее его определение на фотосним­ке будет затруднительно.

4. Объекты съемки

Съемка конструкций, предметов, инженерного оборудования

Съемка конструкций, предметов, инженерного обо­рудования на месте пожара в целях фиксации их состоя­ния после пожара является одной из основных задач фо­тосъемки. Обязательно должны быть зафиксированы:

• визуально наблюдаемые термические поражения, в том числе выраженные зоны экстремальных поражений (отслоения штукатурки и защитного слоя бетона, сквоз­ные прогары, локальные деформации и т. д.);

• визуально наблюдаемые признаки очага пожара и направленности распространения горения;

• разрушения (обрушения) конструкций (окон, кры­ши, стен, перегородок и т. д.);

• пути возможного распространения горения;

• следы протекания пожароопасных процессов, объ­екты, которые могли послужить источниками зажигания.

Дополнительно обратим внимание на необходи­мость фотосъемки:

- мест входа в помещение электрических и газовых коммуникаций;

- газовых и электросчетчиков;

- электрощитов (и детальной съемки автоматов в них);

- любых электропроводов, приборов и оборудования в пределах возможной очаговой зоны, даже если есть уве­ренность в их непричастности к возникновению пожара;

- газовых приборов и оборудования (с детальной съемкой положения кранов и других средств управления, а также зон деформации и разрушения металла).

Обязательно должны быть описаны и сфотографи­рованы косяки (торцовые поверхности) дверей, если та­ковые сохранились, чтобы можно было судить об их по­ложении во время пожара.

Должны быть сфотографированы циферблаты нахо­дящихся на месте пожара часов со стрелками.

Фотографируется обстановка места пожара до по­жара, если таковая реконструировалась (восстанавлива­лась) в ходе динамического осмотра или после него.

Если на месте пожара свидетели дают показания относительно того, что они видели из некоторой точки наблюдения, должна быть отснята фотография из этой точки или максимально близкой к ней.

Съемка объектов, подлежащих изъятию

Любой объект, изымаемый в качестве потенциального вещественного до­казательства, должен быть сфотографирован. Учитывая, что это крайне важно для обеспечения вещественному до­казательству надлежащего процессуального статуса, отме­тим отдельные детали проведения такой съемки.

• Объект должен быть сфотографирован на том месте, где он обнаружен, прежде, чем он будет сдвинут с места. Из сочетания узловых и детальных снимков должна быть абсолютно ясна привязка изымаемого объекта к другим конструкциям и предметам на месте пожара.

• Если объект в ходе динамического осмотра посте­пенно извлекается из пожарного мусора, то этот процесс также должен быть зафиксирован фотоснимками (нахож­дение предмета в слое пожарного мусора, на опреде­ленной глубине, а не на его поверхности, весьма информативно).

• Съемка производится обязательно с использованием масштабной линейки, которая по возможности укладыва­ется вдоль наиболее длинной стороны изымаемого объекта.

• Возможно, что при съемке на месте обнаружения объект может выглядеть на фоне пожарного мусора не­достаточно четко. В этом случае, уже после съемки на месте обнаружения, его следует снять еще раз на подхо­дящем фоне и с надлежащим качеством.

• При детальной фотосъемке желательно зафиксиро­вать характерные особенности предмета (маркировка, дефект на корпусе и т. п.), которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве идентификационного признака, отличающего этот объект от других.

• Желательно также, чтобы на снимке были видны яв­ные признаки аварийных режимов (дуговые оплавления, эрозия и т. п.), если таковые имеются. Для снятия мелких деталей такого рода можно использовать макросъемку.

5.Особенности съемки при неблагоприятных погодных условиях и в ночное время.

Съемка во время дождя, снегопада, тумана

Во время дождя на объектив должен быть защищен его от капель и брызг. Как в дождь, так и в туман, из-за влажности воздуха наблю­дается снижение контрастов.

Капли дождя и снежинки при съемке с импульсной лампой получаются на позитиве в виде белых размытых пятен, иногда закрывающих весь кадр или значительную его часть. Чем ближе к объективу падающий снег, тем больше пятна.

Снижение контрастов во время дождя происходит не так значительно, как при тумане. В дождь всегда есть мокрые блестящие предметы, которые выглядят более темными по сравнению с общим фоном, но при тумане контрасты резко уменьшаются, поэтому съемка в туман­ную погоду требует применения контрастных материалов и более точного определения экспозиции.

Особенности съемки в дневное время зимой

Предметы на фоне белого снега кажутся более тем­ными из-за их меньшей, чем снег, отражательной спо­собности. Поэтому зимой контрасты увеличиваются, особенно в солнечную погоду. В этот период рекоменду­ется снимать на мягком негативном материале. Замеряют экспозицию в таких условиях по сюжетно важному объекту. Если же он занимает в кадре площадь менее 1/3, рекомендуется делать поправку в показаниях экспонометра в сторону увеличения времени экспозиции в два-три раза. Это вы­звано тем, что на фотоэлемент попадает большое количество постороннего, отраженного от снега, света.

Определять экспозицию по сюжетно важным деталям объекта следует также в случае, когда съемка производится в городе на улицах в солнечные дни, а также в утренние и вечерние часы. Освещение в это время ха­рактеризуется наличием высоких контрастов.

Съемка в ночное время

Ночную съемку небольших участков пожара можно осуществлять с использованием импульсной лампы. Сни­мать большие объекты с импульсными лампами не пред­ставляется возможным из-за недостаточной их мощности.Однако если съемка производится во время пожара и имеются участки с открытым огнем, они могут быть хорошо зафиксированы за счет отраженного света. Наибольшее количество отраженного света бывает зимой при наличии снега, наименьшее - в другое время года.

Применение в ночное время для фотосъемки им­пульсных источников света в задымленных помещениях не дает желаемого эффекта. Кратковременный импульс света почти полностью отражается и рассеивается дымом. На предметы и объекты, которые требуется осве­тить, попадает уже незначительное количество света. Чем плотнее дым, тем хуже фотоснимки.

При фотосъемке могут применяться низкие точки съемки. Можно производить фотосъемку и при освеще­нии места пожара лампами накаливания от автомобиля службы освещения, но их количество должно быть не менее трех на площадь 10-15 м2 , и то при условии съем­ки на высокочувствительную пленку.

Хорошей отражательной способностью обладают светлый дым и пар. В этом случае съемка с кил о ваттны­ми лампами получается более удачной .

Съемка атмосфере, где имеется много пара

Когда кроме дыма в воздухе имеется много пара, он не только дополнительно отражает и рассеивает свет, но и приводит к мгновенному запотеванию объективов. Это отражается на качестве снимков, которые получаются нерезкими.

Запотевшую оптику бесполезно протирать чем-либо: она сразу же запотевает снова. Кроме того, при протирке царапается поверхность стекол, потому что объективы на пожаре всегда покрыты налетом пыли и частицами копоти. Для устранения запотевания надо выйти из данного помещения и дать охладиться фотоап­парату, а влаге на стеклах подсохнуть. В отдельных слу­чаях можно опустить фотоаппарат ближе к полу, где все­гда имеется приток свежего холодного воздуха.

6.Оформление результатов фотосъемки

Применение фотосъемки процессуально оформля­ется в протоколе осмотра места происшествия (ст. 193 УПК РБ), где указываются условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. Кроме того, в протоколе должно быть отмечено, что перед применением технических средств об этом были уведомлены лица, участвующие в производстве следственного действия.

К протоколу прилагается фототаблица, на которой должен быть пояснительный текст, соответствующий за­писям в самом протоколе осмотра.

Подготовка и оформление фототаблиц

Назначение фототаблицы - наглядно отразить фак­ты, выявленные в процессе следственного действия.

При составлении фототаблиц необходимо соблю­дать следующие правила:

а) снимки следует располагать в порядке, соответствующем последовательности описания в протоколе (ориентирующие, обзорные, узловые, детальные). Нумерация снимков в таблице — сплошная, последовательная;

б) надписи под снимками должны раскрывать их
содержание;

в) снимки в фототаблице должны быть взаимосвязанными, т. е. объект на детальном снимке должен быть виден или обозначен на узловом, содержание узлового снимка отражено на одном из обзорных фотоснимков
и т. д. Если какие-либо важные объекты на ориентирующем или обзорном снимке недостаточно различимы, то на нем стрелками обозначаются места их расположения. Стрелки можно пронумеровать, а в надписях под
фотоснимками пояснить, на что они указывают.

При составлении фототаблицы указывается наименование ор­ганизации, производившей осмотр и фотосъемку, наименования осматриваемого объ­екта, адрес, дата пожара. В заго­ловке фототаблицы указывается также, приложением к протоколу какого следственного действия она является, и дата его производства. Каждый фотоснимок скрепляет­ся оттиском печати органа дозна­ния с нанесением его частично на снимок и частично на бумагу фототаблицы. Под каждым снимком ставится по­рядковый номер и делается краткая пояснительная над­пись, соответствующая указанной в протоколе произве­денной съемке (место и объект съемки). Каждая фото­таблица подписывается дознавателем.

Фотографические снимки, полученные с помощью цифровой фотокамеры, сохраняются на сменном носите­ле компьютерной информации. Для их приобщения к протоколу необходимо сделать две копии изображений. Первая копия на бумажной основе изготавливается с по­мощью принтера, подсоединенного непосредственно к цифровой фотокамере. Вторая копия в виде файла графического формата сохраняется на специальном но­сителе компьютерной информации - компакт-диске. Та­кой подход к документированию, а именно наличие двух копий изображения (на бумажной основе и в цифровой форме), а также специальный порядок их получения (на месте происшествия без использования компьютера) не позволяют фальсифицировать изображение на месте происшествия. При оформлении протокола первая копия изображения удостоверяется подписями участников осмотра

При оформлении таблиц со снимками, сделанными цифровыми фотоаппаратами, в протоколе осмотра или прилагаемой фототаблице должны быть приведены сле­дующие сведения:

- устройство ввода (используемый фотоаппарат, объ­ектив);

- освещение;

- характеристики исходного файла с изображением (размер, графическое разрешение, режим изображения, формат);

- графический редактор;

- описание процедур обработки изображений с ука­занием параметров и степени изменения яркости, кон­траста, цветового баланса и т. д.;

- цифровые фильтры, использованные для обработки изображений;

- текстовой редактор, версия;

- тип принтера, марка принтера, параметры печати и характеристики конечного результата (размер файла, гра­фическое разрешение, режим изображения, формат).

ЛИТЕРАТУРА.

1. Уголовно- процессуальный кодекс Республики Беларусь. В редакции от 2.02.2008 г.

2. И.Д. Чешко. Осмотр места пожара: Методическое пособие.-М.:ВНИИПО, 2004.

3. Анисяев А.М., Быченок И.И., Кунцевич А.В. Методическое пособие «Установление причин пожаров». – Мн.: МЧС Республики Беларусь, 2003 г.- 135с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  264  265  266   ..