Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 18

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  44  45  46   ..

 

 

Совершенствование общей структуры муниципального предприятия

Совершенствование общей структуры муниципального предприятия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО

«УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

Кафедра: Региональная экономика и управление

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Организация деятельности муниципального предприятия»

на тему: «Совершенствование общей структуры муниципального предприятия»

Выполнил:

студент гр. ГД-42

Блбулян Г.А.

Проверила:

преподаватель

Андреева Н.Г.

Уфа, 2010г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1.Теоретические основы общей структуры предприятия

1.1. Сущность производственной структуры предприятия

1.2. Понятие и основные принципы построения

организационных структур предприятия

1.3. Типы производственных и организационных структур предприятия

Глава 2. Анализ деятельности ГУП «Благоварское

районное производственное управление ЖКХ»

2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия

2.2. Анализ организационной структуры управления предприятием

2.3. Анализ должностных инструкций и обязанностей персонала

2.4. Анализ основных экономических показателей

Глава 3. Совершенствование деятельности ГУП

«Благоварское районное производственное управление ЖКХ»

3.1 Характеристика существующей организационной

структуры ГУП "Благоварское районное производственное

управление жилищно-коммунального хозяйства" РБ

3.2 Проектирование и обоснование возможных видов

организационных структур ГУП "Благоварское районное

производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" РБ

3.3 Расчёт экономической эффективности организации

деятельности предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях развития рыночных тенденций в России, обусловленных качественно новой системой хозяйственных связей и механизмов конкурентных отношений, одной из актуальных задач адаптации хозяйствующих субъектов к новым условиям является совершенствование стратегии и структуры организации управления производством.

Необходимость изменения организационной структуры большинства российских предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для предприятий проблемы выбора организационной структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей.

На производственном предприятии большое значение играют разработка организационной структуры системы управления, подходы к распределению обязанностей, принципы создания перспективной организации. Поэтому на сегодняшний день значительное внимание уделяется совершенствованию организационной структуры системы управления на предприятии.

Объектом , рассматриваемым в ходе выполнения данного курсового проекта, является ГУП «Благоварское районное производственное управление жилищно-коммунального хозяйства».

Предметом является организационная структура управления предприятием и пути ее совершенствования.

Целью курсового проекта - проведение анализа организационной структуры ГУП «Благоварское районное производственное управление жилищно-коммунального хозяйства», а также исследование теоретико-методологических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи :

- изучено понятие общей и организационной структур управления предприятием;

- представлена классификация организационных и производственных структур управления предприятием;

- определены принципы построения организационной структуры предприятия;

- проведен анализ деятельности и организационной структуры конкретного предприятия;

Для такого крупного предприятия как ГУП «Благоварское районное производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» структурные реорганизации имеют огромное значение, поэтому вопросы совершенствования организационной структуры являются весьма актуальными, что и предопределило выбор темы курсового проекта.

Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. От того на сколько своевременно производится изменение организационной структуры, зависит эффективность работы предприятия и его аппарата управления.

В данном курсовом проекте использовались метод сбора и обобщения информации, аналитический метод, научная литература, журналы и газеты.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ СТРУКТУРЫ ГОСУДРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Структура предприятия — это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, участков, отделов и других подразделений, составляющих единый хозяйственный объект.

Общая структура предприятия [рис.1.1] представляет собой совокупность всех производственных, непроизводственных и управленческих подразделений предприятия.

Под общей структуройпредприятия понимается комплекс производственных подразделений, организаций по управлению предприятием и обслуживанию работников, их количество, величина, взаимосвязи и соотношения между ними по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности.

К производственным подразделениям относятся: цеха, участки, лаборатории, в которых изготовляется и проходит контрольные проверки основная продукция, выпускаемая предприятием, комплектующие изделия, материалы и полуфабрикаты, запасные части для обслуживания изделий и ремонта в процессе эксплуатации и т.п.

К подразделениям, обслуживающим работников, относятся: жилищно-коммунальные отделы, службы, кухни, столовые, буфеты, детские сады, санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории, добровольные спортивные общества, отделы технического обучения и учебные заведения, занимающиеся повышением производственной квалификации, культурного уровня рабочих, инженерно-технических работников и служащих.

. В современ­ных условиях, с изменением форм собственности и хозяйствова­ния, разгосударствления и приватизации, общая структура предприятия суще­ственно меняется. Ряд элементов в виде ЖКХ, детских учреждений, санаториев, профилакториев и других объектов социальной сферы исключаются из нее вследствие перехода в муниципальную собственность субъектов РФ.

Рис.1.1 Общая структура предприятия


1.1 Сущность производственной структуры предприятия

В отличие от общей структуры производственная структурапредприятия представляет собой форму организации производственного процесса и находит выражение в размерах предприятия, количестве, составе и удельном весе цехов и служб, их планировке, а также в составе, количестве и планировке производственных участков и рабочих мест внутри цехов. Производственная структура предприятия обеспечивает разделение труда между подразделениями предприятия и их кооперацию .

К факторам, влияющим на производственную структуру предприятия, относят характер продукции и технологии ее изготовления, масштаб производства, степень специализации предприятия.

Основной структурной производственной единицей предприятия является производственный участок, представляющий собой совокупность рабочих мест, на которых выполняется однородная работа или различные операции по изготовлению одинаковой или однотипной продукции.

Состав, количество участков и взаимоотношения между ними определяют состав более крупных производственных подразделений — цехов — и структуру предприятия в целом.

Главными элементами производственной структуры предприятия являются: рабочие места , участки , цеха .

Первичным звеном организации производства является рабочее место.

Рабочее место— часть производственной площади, где группа рабочих выполняют отдельные операции по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства.

Рабочее место может быть простым и комплексным; стационарным и подвижным; специализированным и универсальным.

Участок – это производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам, осуществляющее часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства.

Участки, связанные между собой постоянными технологическими связями, объединяются в цеха.

Цех является обособленной в организационном, техническом и административном отношении производственной единицей. Цех наделяется определенной производственной и хозяйственной самостоятельностью и выполняет закрепленные за ним производственные функции.

Различают следующие виды цехов и участков: основные, вспомогательные, обслуживающие, побочные и экспериментальные.

В основных цехах выполняется определенная стадия производственного процесса по превращению сырья и материалов в готовую продукцию. Основные цехи бывают заготовительными (литейные, кузнечные, штамповочные и т.д.), обрабатывающими (токарные, фрезерные и т.д.) и выпускающими (сборочные).

Задача вспомогательных цехов - обеспечение нормальной бесперебойной работы цехов основного производства. К ним относятся: ремонтные, слесарно-ремонтные, инструментальные, энергетические и т.д.

Обслуживающие цехи выполняют функции хранения продукции, транспортировки сырья, материалов и готовой продукции.

Побочные цехи занимаются утилизацией отходов.

Экспериментальные (исследовательские) цехи занимаются подготовкой и испытанием новых изделий, разработкой новых технологий.

В зависимости от основной производственной единицы предприятия различают следующие виды производственной структуры: бесцеховая (участок), цеховая (цех), корпусная (корпус), комбинатная (фабрика).

Производственная структура предприятия должна быть рациональной, экономичной, прямолинейной (должна обеспечивать кратчайшие пути транспортировки сырья, материалов, готовых изделий).

Совершенствование производственной структуры должно идти по пути организации участков и цехов при высокой загрузке оборудования, централизации вспомогательных подразделений предприятия.

1.2 Понятие и основные принципы построения организационных структур предприятия

Для эффективного управления предприятием необходимо, чтобы его организационная структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия.

Организационная структура создает некий каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций, и устанавливает взаимоотношения сотрудников предприятия.

Под организационной структурой предприятия понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого.

Организационная структура управления представляет собой систему оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в состав предприятия органами управления и работающими в них людьми.

Элементами организационной структуры управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и органы аппарата управления, в которых заняты специалисты, выполняющие определенные функциональные обязанности.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые подразделяются на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вертикальные связи - это отношения подчинения. При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство предприятия) и низовые звенья (руководящие работой исполнителей).

Между элементами системы управления существуют связи, которые можно подразделить на линейные, функциональные и межфункциональные.

Линейные связи возникают между подразделениями разных уровней управления, когда один руководитель административно подчинен другому (директор - начальных цеха - мастер).

Функциональные связи характеризуют взаимодействие руководителей, выполняющих определенные функции на разных уровнях управления, между которыми не существует административного подчинения (начальник планового отдела - начальник цеха).

Межфункциональные связи имеют место между подразделениями одного уровня управления (начальник основного цеха - начальник транспортного цеха).

Увеличение количества элементов в организационной структуре управления предприятия приводит к росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого является замедление процесса управления предприятием.[1]

Принципы формирования организационных структур предприятия:

1. Организационная структура управления должна прежде всего отражать цели и задачи организации.

2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы, нормальную нагрузку и надлежащую специализацию.

3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

5. Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации.

Основные проблемы, возникающие при разработке организационной структуры управления:

- установление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями, что связано с определением их целей, условий работы и стимулирования;

- распределение ответственности между руководителями;

- выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений;

- организация информационных потоков;

- выбор соответствующих технических средств. [2]

Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями предприятия, распределения между ними прав и ответственности.

1.3.Типы производственных и организационных структур предприятия

В зависимости от характера производственной деятельности предприятия и организации производственного процесса различают три основных вида производст­венной структуры предприятий: технологическую, предметную и предметно-технологическую.

Технологическая структура [рис.1.2]предполагает четкую технологическую обособ­ленность отдельных видов производств. При такой структуре в цехах выполняется часть технологического процесса, состоящая из нескольких однотипных операций по обработке деталей. При этом в цехах устанавливается однотипное оборудование. Например, литейное производство, кузнечно-штамповочное, механическое. Здесь производство построено по принципу технологической специализации, когда каждый участок выполняет технологи­ческие операции определенного вида.

К числу основных преимуществ относятся:

- облегчается техническое руководство процессом производства за счет неболь­шого разнообразия операций и оборудования;

- создаются более широкие возможности для регулирования загрузки оборудова­ния, организации обмена опытом, применения рациональных технологических методов производства;

- обеспечивается большая гибкость производства при освоении выпуска новых изделий и расширении изготавливаемой номенклатуры без существенного изменения уже применяемого оборудования.

Недостатками технологической структуры являются:

- удлинение производственного цикла, увеличение объема незавершенного производства;

- усложнение и удорожание внутризаводского кооперирования;

- ограничение ответственности руководителей подразделений за выполнение определенной части производственного процесса.

По технологическому принципу формируются в основном цехи на предприятиях единичного и мелкосерийного производства, выпускающие разнообразную и неустойчи­вую номенклатуру изделий.

Рис.1.2 Схема формирования цехов по технологической структуре управления предприятием


Предметная структурапредполагает специализацию основных цехов предпри­ятия и их участков на изготовлении каждым из них определенного закрепленного за ним изделия или определенной группы деталей.

Предметная структура характерна для заводов узкой предметной специализации. Напри­мер, на автомобильном заводе могут быть цехи по изготовлению двигателей, коро­бок передач.

Предметная структура позволяет организовать конвейерное производство, применить высокопроизводитель­ное оборудование и компьютерную технологию, которые способствуют сокращению пути движения деталей, упрощают и удешевляют межцеховую транспортировку продукции, способствуют сокращению длительности производственного цикла.

Основные преимущества предметной структуры [рис. 1.3]:

- простое согласование работы цехов, так как все операции по изготовлению изделия сосредоточены в одном цехе;

- устойчивая повторяемость производственного процесса;

- повышение ответственности руководителя цеха за выпуск продукции в установленные сроки, требуемого качества и количества;

- упрощение оперативно-производственного планирования;

- сокращение производственного цикла;

- уменьшение числа и разнообразия маршрутов движения предметов труда;

- сокращение потерь времени на переналадку оборудования, уменьшение межоперационного времени;

- создание условий, благоприятных для внедрения поточных методов производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.

Данные преимущества приводят на практике к повышению производительности труда рабочих и ритмичности производства, к снижению себестоимости продукции, росту прибыли и рентабельности.

Однако имеются и существенные недостатки, к числу которых относятся:

- ограниченная номенклатура выпускаемой продукции;

- узкая предметная специализация цехов, не в состоянии выпускать требуемую номенклатуру изделий без дорогостоящей их реконструкции.

Технологическая и предметная структура на предприятии в чистом виде использу­ется довольно редко. Чаще всего на многих предприятиях применяют смешанную струк­туру.

Рис.1.3 Схема формирования цехов по предметной

структуре управления предприятием

Предметно-технологическая (смешанная) структурахарактеризуется наличием на одном предприятии основных цехов, организованных по предметному и технологи­ческому принципу. Например, на машиностроительных предприятиях одновременно ор­ганизуются заготовительные цехи (литейные, кузнечные, прессовые), построенные по технологическому принципу, и сборочные цехи, построенные по предметному принципу.

Данный тип производственной структуры имеет ряд преимуществ: обеспечивает уменьшение объемов внутрицеховых перевозок, сокращение длительности производственного цикла изготовления продукции, улучшение условий труда, снижение себестоимости продукции.

Совершенствование производственной структуры подразумевает расширение предметной и смешанной специализации, организацию участков и цехов при высокой загрузке оборудования, централизацию вспомогательных подразделений предприятия.

Известны несколько типов организационных структур управления.

Линейная структура управления [рис.1.4] - наиболее упрощенная система, между элементами которой существуют только одноканальные взаимодействия. Каждый подчиненный имеет только одного руководителя, который отдает распоряжения, контролирует и руководит работой исполнителей. Линейная структура организации является носителем и непосредственным источником административной власти.

Линейная структура используется на малых предприятиях с простейшей технологией производства и в нижнем звене крупных предприятий - на уровне бригады производственного участка.

Преимуществами линейного управления являются: оперативность, четкость взаимоотношений, непротиворечивость команд, повышение степени ответственности руководителей, снижение расходов на содержание управленческого персонала.

К недостаткам линейной структуры можно отнести:

- высокие профессиональные требования руководителя;

- у руководителя большой диапазон выполняемых функций;

- ярко выраженный авторитарный тип руководства.

Рис.1.4 Линейная организационная структура


Линейно-штабная структура является развитием линейной и призвана ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно - штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений, а лишь помогают руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа.

Данный вид организационной структуры используется в управлении цехами и отделами. Единоначалие сохраняется, однако руководитель подготавливает решение, приказы и задания для исполнителей с помощью штабных специалистов, осуществляющих сбор, анализ информации и разрабатывающих проекты необходимых распорядительных документов.

Достоинства линейно - штабной структуры:

- более глубокая проработка стратегических вопросов;

- некоторая разгрузка высших руководителей;

- возможность привлечения внешних консультантов и экспертов.

Недостатки линейно - штабной структуры:

- недостаточно четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;

- тенденции к чрезмерной централизации управления

Функциональная структура управления [рис.1.5] предусматривает разделение функций управления между отдельными подразделениями предприятия, что позволяет рассредоточить административно-управленческую работу и поручить ее наиболее квалифицированным кадрам. Однако это приводит к необходимости сложных согласований между функциональными службами при подготовке важного документа, снижает оперативность работы, удлиняет сроки принятия решений.

Преимущества функциональной структуры можно являются: высокая специализация по отдельным функциям; группирование власти, распорядительства, ответственности по осуществлению отдельных функций.

К недостаткам можно отнести: нарушение принципа единоначалия, т.е. отсутствие единого руководства, дублирование распоряжений; отсутствие контроля.

Рис.1.5 Функциональная организационная структура


Линейно-функциональная структура является производной от линейной и функциональной структур управления. Она концентрирует в себе положительные стороны каждого из последних. Преимущества линейно-функциональной структуры в том, что в отделах собраны люди, выполняющие сходные задачи. Организационные структуры большинства предприятий относятся к линейно-функциональным, характеризующимся углублением процесса специализации, расширением и созданием новых подразделений и служб.[3] Такая организационная структура предполагает, что функциональные руководители управляют только своими подразделениям. Управление персоналом осуществляется через их начальников посредством

издания приказов и распоряжений. При этом руководители линейных подразделений имеют право на согласование и опротестование проектов функциональных изменений, что приводит к улучшению взаимодействия функциональных и линейных служб.

Преимущества линейно-функциональной структуры [рис.1.6]:

- линейной и функциональной системы;

- оперативное принятие решений при высоком темпе производства и высокой стабильности;

- баланс линейного и функционального руководства.

Недостатки данной структуры:

- сложность вертикальных коммуникаций, различных целей и структурных единиц;

- слабая ответственность за решение комплекса задач и достижения целей фирмы;

- плохая восприимчивость к любым изменениям.

Рис.1.6 Линейно-функциональная структура


Дивизиональная структура управления предприятием позволяет централизовать стратегические функции управления, которые сосредоточиваются в высших звеньях администрации предприятия и децентрализовать оперативные функции управления, которые передаются производственным подразделения. Это приводит к гибкому реагированию на изменения во внешней среде, быстрому принятию управленческих решений и повышению их качества, но в тоже время - к увеличению численности аппарата управления и затрат на его содержание.

Достоинства дивизиональной структуры управления [рис.1.7]:

- четкое разграничение ответственности;

- высокая гибкость и адаптированность;

- высокая степень самостоятельности структурных единиц;

- разгрузка высшего руководства;

- простота коммуникационных связей;

- кадровая автономия;

- высокая мотивация персонала.

Недостатки данной структуры:

- сложная координация;

- повышение затрат за счет дублирования функций;

- разобщенность персонала;

- сложность осуществления единой политики;

Рис.1.7 Дивизиональная структура


Адаптивные (органические) структуры управления обеспечивают быструю реакцию предприятия на изменения внешней среды, способствуют внедрению новых производственных технологий. Эти структуры ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов, могут применяться на предприятиях, в объединениях, на уровне отраслей и рынков.

Выделяют два типа адаптивных структур: проектный и матричный.

Матричная структура [рис.1.8] представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей. Данная структура управления выделяет временные предметно-специализированные звенья - проектные группы, которые формируются из специалистов постоянных функциональных отделов. Они лишь временно подчинены руководителю проекта, а после завершения работ над проектом возвращаются в свои функциональные подразделения. Преимущества данной структуры в высокой гибкости системы управления и ориентации на нововведения.

Рис.1.8 Матричная структура предприятия


I – научно-исследовательские подразделения

II – опытно-конструкторские подразделения

II – опытное производство;

IV – испытательно-доделочные подразделения.

Матричная структура дает большую возможность координации работ, характерных для дивизиональных структур. Это достигается за счет создания должности руководителя проекта, который координирует все связи между участниками проекта, работающими в различных функциональных отделах.

Преимущества матричной структуры управления:

- высокая гибкость управления по решению конкретной задачи;

- высокий уровень грамотности принимаемых решений.

Недостатки:

- кратковременный характер структуры;

- наличие риска при решении задач;

- отказ от принципа единоначалия.

Проектная структура [рис.1.9] формируется при разработке организацией проектов, охватывающих процессы целенаправленных изменений в системе управления.

Рис.1.9 Проектная структура управления предприятием


Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей. От руководителя проекта требуется управление всеми стадиями жизненного цикла проекта, а также учет места проекта в системе проектов данного предприятия.

Достоинства проектной структуры:

- высокая гибкость и адаптивность системы;

- снижение риска ошибочных решений;

- профессиональная специализация руководителей функциональных подразделений;

- возможность учета специфических условий региона;

- разграничение сфер ответственности;

- целевое руководство проекта на основе принципа единоначалия.

Недостатки данной структуры управления:

- сложность осуществления единой инновационной политики;

- сложность контроля работ по проекту;

- возможность конфликтов из-за двойного подчинения;

- сложные механизмы координации

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУП «БЛАГОВАРСКОЕ РАЙОННОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»

2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия

Государственное унитарное предприятие "Благоварское районное производственное управление Жилищно-коммунального хозяйства" Республики Башкортостан, в дальнейшем именуемое "Предприятие", передано в государственную собственность РБ на основании Указа Президента РБ № УП-6 от 11.01.2003 г. и Постановления Правительства Республики Башкортостан № 82 от 12.05.2004 года.

Предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей запаси в единый государственный реестр юридических лиц.

Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.

Предприятие имеет самостоятельный баланс, счета в банках, круглую печать, штампы и бланки, содержащие полное фирменное наименование предприятия, собственную эмблему, а также зарегистрированный знак.

Предприятие имеет:

- участки водосетей в селах Языково, Первомайский;

- участки тепловых сетей в селах Балышлы, Мирный, Тан;

- домоуправление (жилой фонд, свалка, саночистка);

- ремонтно-строительную группу;

- гостиницу.

Для достижения целей, Предприятие осуществляет в установленном законодательством РФ и РБ порядке следующие виды деятельности (предмет деятельности Предприятия):

- предоставление коммунальных услуг населению, учреждениям и организациям (санитарная очистка, водоснабжение и теплоснабжение);

- капитальный ремонт жилищного фонда, дорог, сетей водотеплоснабжения;

- строительство жилья;

- производство стройматериалов;

- техническая эксплуатация жилищного фонда, систем отопления, водопровода, наружных сетей теплоснабжения;

- предоставление гостиничных услуг;

- транспортные услуги по перевозке населения и грузов предприятия;

- торгово-закупочную деятельность.

Имущество Предприятия находится в государственной собственности Республики Башкортостан, является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками Предприятия.

Предприятие отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом. Предприятие не несет ответственности по обязательствам государства, а государство не несет ответственности по обязательствам Предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Полномочия собственника имущества Предприятия осуществляют Министерство имущественных отношений Республики Башкортостан и орган исполнительной власти в соответствии с законодательством и Уставом Предприятия.

Земельный участок, на котором расположено Предприятие, предоставлен ему в бессрочное пользование.

Продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении Предприятия, а также имущество, приобретенное им за счет полученной прибыли, являются государственной собственностью Республики Башкортостан и поступают в хозяйственное ведение Предприятия.

Предприятие в соответствии с законодательством обеспечивает представление в комитет по управлению собственностью Зилаирского района

данных по внесению объектов учета в реестр государственного имущества Республики Башкортостан.

Размер уставного фонда Предприятия 500000 рублей.

Уставный фонд Предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, имущественных и иных прав, имеющих денежную оценку.

Уставный фонд Предприятия должен быть полностью сформирован в

течение трех месяцев с момента государственной регистрации Предприятия.

Увеличение уставного фонда Предприятия может быть произведено за счет дополнительной передачи ему имущества и доходов, полученных в результате деятельности Предприятия.

Предприятие до момента завершения формирования уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением Предприятия.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов Предприятия окажется меньше размеров уставного фонда, Министерство имущественных отношений Республики Башкортостан по согласованию с местным органом государственной власти - администрацией Зилаирского района РБ производит в установленном порядке уменьшение уставного фонда.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов окажется меньше установленного законом на дату государственной регистрации Предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, орган исполнительной власти вносит предложения о ликвидации или реорганизации Предприятия в Министерство имущественных отношений Республики Башкортостан.

В течение тридцати дней с даты принятия решения об уменьшении уставного фонда Предприятие обязано в письменной форме уведомить кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.

Источниками формирования имущества Предприятия являются:

- имущество, переданное Предприятию по решению Правительства Республики Башкортостан, местным органом государственной власти - администрацией Зилаирского района или Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан;

- прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;

- заемные средства, в том числе кредиты банков;

- амортизационные отчисления;

- капитальные вложения и дотации из бюджета;

- целевое бюджетное финансирование;

- дивиденды, поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует Предприятие;

- добровольные взносы организаций и граждан.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан, комитета по управлению собственностью Зилаирского района РБ. Предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

2.2. Анализ организационной структуры управления предприятием

В исследуемом предприятии - линейная организационная структура, которая основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа обеспечивает единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через вышестоящую инстанцию. Такую структуру еще называют однолинейной.

В данном предприятии существующая организационная структура учитывает все стороны общественной жизни и потребности, связанные с жилищно-бытовыми условиями. В целом по району существует линейная структура управления предприятием, а внутри предприятия конкретного отдельного населенного пункта существует дивизиональная структура управления [Прил.А].

Существование большого числа объектов организационной структуры объясняет использование принципа многоструктурности предприятия.

Схема 2.1 Организационная структура ГУП "Благоварское районное производственное управление жилищно-коммунального хозяйства"

Каждый объект в организационной структуре системы управления предприятием предполагает наличие собственной структуры, в рамках которой происходит осуществление целевых и управленческих функций для достижения целей предприятия.

Проведенный анализ организационной структуры ГУП «Благоварское районное производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» показал, что структура организации управления данным предприятием имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Преимущества:

- простое построение;

- однозначные задачи, компетенции, ответственности;

- жесткое руководство органами управления;

- оперативность и точность управленческих решений;

- четкая система единоначалия;

- четкая система взаимных связей, функций и подразделений предприятия;

- ясно выраженная ответственность;

- быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

Недостатки:

- затруднительные связи между инстанциями;

- концентрация власти в управляющей верхушке;

- сильная загрузка средних уровней управления;

- отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования;

- малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации на предприятии.

В целом, можно сказать, что организационная структура управления данным предприятием является оптимальной, так как ей соответствуют определенные признаки функционирования предприятия, характерные только для данной структуры. Это линейные подразделения, выполняющие основную работу и обслуживающие их функциональные подразделения.

Проведенный анализ отделов предприятия показал, что подразделений, дублирующих функции друг друга не существует, что говорит об эффективности распределения обязанностей по уровням управлении и подразделениям.

2.3. Анализ должностных инструкций и обязанностей персонала

Должностная инструкция представляет собой правовой акт, который устанавливает правила, регулирующие деятельность исполнителя, регламентирует назначение и место работника в системе управления, его функциональные обязанности, права, ответственность и формы поощрения.

Рассмотрим должностные инструкции и обязанности директора, главного инженера, главного бухгалтера, главного экономиста, секретаря и юрисконсульта предприятия.

Должностные обязанности директора:

- представляет интересы предприятия на территории Республики Башкортостан и за ее пределами;

- совершает в установленном порядке сделки от имени предприятия;

- утверждает структуру и штатное расписание предприятия;

- осуществляет прием на работу работников предприятия, заключает, изменяет и прекращает с ними трудовые договоры;

- издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством;

- несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами и законами Республики Башкортостан, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан, настоящим Уставом и заключенным с ним трудовым договором.

Главный инженер относится к категории руководителей. Он является первым заместителем директора предприятия и несет ответственность за результаты и эффективность производственной деятельности предприятия.

Назначение на должность главного инженера и освобождение от нее производится приказом директора предприятия. Главный инженер подчиняется непосредственно директору предприятия.

На должность главного инженера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее 5 лет.

Должностные обязанности главного инженера:

- осуществляет руководство техническими службами предприятия;

- определяет техническую политику и направления технического развития предприятия в условиях рыночной экономики, пути реконструкции и технического перевооружения действующего производства;

- обеспечивает повышение эффективности производства и производительности труда, сокращение материальных, финансовых и трудовых издержек, рациональное использование производственных ресурсов, высокое качество и конкурентоспособность производимой продукции и услуг;

- руководит разработкой мероприятий по реконструкции и модернизации предприятия, предотвращению вредного воздействия производства на окружающую среду, бережному использованию природных ресурсов, созданию безопасных условий труда и повышению технической культуры производства;

- организует разработку и реализацию планов внедрения новой техники и технологии, проведения организационно-технических мероприятий и опытно-конструкторских работ;

- обеспечивает эффективность проектных решений, своевременную и качественную подготовку производства, техническую эксплуатацию, ремонт и модернизацию оборудования, достижение высокого качества продукции и услуг.

На время отсутствия директора предприятия главный инженер исполняет его обязанности и использует его права, несет ответственность за надлежащее их исполнение и использование.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности приказом директора предприятия. Он подчиняется непосредственно директору предприятия. Главному бухгалтеру подчиняются все работники бухгалтерии. Прием и сдача дел при назначении на должность и освобождении от должности главного бухгалтера оформляются актом приема-передачи дел после инвентаризации имущества и обязательств.

Должностные обязанности главного бухгалтера:

- формирует учетную политику предприятия;

- руководит формированием информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета;

- обеспечивает предоставление информации внутренним и внешним пользователям;

- организует работу по ведению регистров бухгалтерского учета, исполнению смет расходов, учету имущества, обязательств, основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств, финансовых, расчетных и кредитных организаций, издержек производства и обращения, продажи продукции, выполнения услуг, финансовых результатов деятельности организации;

- обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов;

- организует информационное обеспечение управленческого учета, учет затрат на производство, составление калькуляции себестоимости продукции и услуг, формирование внутренней управленческой отчетности;

- организует работу по повышению квалификации работников бухгалтерии;

- принимает участие в проведении финансового анализа и формирования налоговой политики на основе данных бухгалтерского учета и отчетности, в организации внутреннего аудита;

- готовит предложения по улучшению деятельности организации, устранение потерь и непроизводственных затрат.

Главный бухгалтер возглавляет работу:

- по подготовке и утверждению рабочего плана счетов бухгалтерского учета;

- по подготовке и утверждению форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, форм внутренней бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями Госкомстата России;

- по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, состояния и оценки;

- по организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдением порядка документооборота, технологии обработки учетной информации и ее защиты от несанкционированного доступа.

Главный экономист относится к категории руководителей, принимается и увольняется с работы приказом директора предприятия. Главный экономист непосредственно подчиняется директору предприятия. В своей деятельности главный экономист руководствуется:- законодательными и нормативными документами, регулирующими финансово-экономическую деятельность предприятия;

- методическими материалами;

- уставом предприятия;

- приказами, распоряжениями директора предприятия;

- настоящей должностной инструкцией.

На главного экономиста предприятия возлагаются следующие функции:

- руководство экономической деятельностью предприятия;

- организация работы по повышению квалификации подчиненных работников;

- обеспечение безопасных условий труда для подчиненных исполнителей;

- контроль за соблюдением ими требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

Секретарь относится к категории служащих. Назначение на должность секретаря и освобождение от нее производится приказом директора предприятия. Секретарь подчиняется непосредственно директору предприятия.

В своей деятельности секретарь руководствуется:

- правилами трудового распорядка;

- приказами и распоряжениями директора предприятия;

- указаниями руководства;

- должностной инструкцией.

Должностные обязанности секретаря:

- выполняет технические функции по обеспечению и обслуживанию работы руководителя предприятия;

- получает необходимые руководителю сведения от подразделений, вызывает по его поручению работников;

- организует телефонные переговоры руководителя, принимает и передает телефонограммы, записывает принятые сообщения и доводит до сведения руководителя их содержание;

- осуществляет работу по подготовке заседаний и совещаний, проводимых руководителем (сбор необходимых материалов, оповещение участников о времени, месте, повестке дня заседания или совещания, их регистрация);

- ведет и оформляет протоколы;

- передает и принимает информацию по приемно-переговорным устройствам. - печатает по указанию руководителя различные материалы;

- ведет делопроизводство, принимает поступающую на имя руководителя корреспонденцию, осуществляет ее систематизацию и передает после ее рассмотрения руководителем в подразделения;

- принимает документы на подпись руководителю;

- подготавливает документы для тиражирования на множительной технике, копирует документы на персональном ксероксе;

- выполняет отдельные служебные поручения руководства.

Юрисконсульт относится к категории специалистов предприятия. Он является должностным лицом, ведающим разрешением правовых вопросов на предприятии и выступающим как защитник его интересов.

Назначение на должность и освобождение от нее производится

приказом директора предприятия. При выполнении должностных обязанностей подчиняется непосредственно директору предприятия.

На должность юрисконсульта назначается лицо, имеющее

высшее юридическое образование.

Юрисконсульт должен знать:

- законодательные акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия;

- нормативные правовые документы, методические и нормативные материалы по правовой деятельности предприятия;

- гражданское, трудовое, финансовое и административное право;

- налоговое и экологическое законодательство;

- порядок заключения и оформления хозяйственных договоров и коллективных договоров, тарифных соглашений;

- порядок систематизации, учета и ведения правовой документации с использованием современных информационных технологий;

- правила внутреннего трудового распорядка.

В своей деятельности юрисконсульт руководствуется:

- уставом предприятия;

- положением о юридическом отделе;

- настоящей должностной инструкцией.

Должностные обязанности юрисконсульта:

- разрабатывает документы правового характера;

- осуществляет методическое руководство правовой работой на предприятии;

- подготавливает материалы о хищениях, растратах, недостачах, нарушении экологического законодательства и об иных правонарушениях

для передачи их в судебные органы;

- проводит изучение, анализ и обобщение результатов рассмотрения претензий и судебных дел;

- оформляет материалы о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности;

- подготавливает предложения об изменении действующих или отмене утративших силу приказов и других нормативных актов, изданных на предприятии;

- ведет работу по систематизированному учету и хранению действующих законодательных нормативных актов, подготавливает справочную

документацию на основе применения современных информационных технологий;

- принимает участие в подготовке заключений по правовым

вопросам, возникающим в деятельности предприятия;

- осуществляет информирование работников предприятия о действующем законодательстве и изменениях в нем, ознакомление должностных лиц предприятия с нормативными правовыми актами, относящимися к их деятельности;

- консультирует работников предприятия по организационно-правовым и другим юридическим вопросам.

Во время отсутствия юрисконсульта его обязанности исполняет сотрудник юридического отдела, назначенный директором.

2.4 Анализ основных экономических показателей

Каждое предприятие в результате своей производственно-хозяйственной деятельности за свою работу получает денежный эквивалент, который называется выручкой.

В таблице 2.1 приведена динамика основных экономических показателей деятельности ГУП ЖКХ "Благоварское районное производственное управление жилищно-коммунального хозяйства". Главными источниками для расчета показателей являются: форма №1 "Бухгалтерский баланс" и форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Табл. 2.1 Динамика основных экономических показателей ГУП ЖКХ "Благоварское районное производственное управление жилищно-коммунального хозяйства"

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Темп роста, %
2008/2007 2009/2007 2009/2008
Выручка от реализации, тыс. руб. 8096 5325 14108 0,66 1,74 2,65
Себестоимость, тыс.руб. 8204 5294 14551 0,65 1,77 2,75
Прибыль от реализации, тыс. руб. 108 31 -443 0,29 -4,10 -14,29
Чистая прибыль, тыс. руб. 98 162 66 1,65 0,01 0,41
Затраты на рубль товарной продукции, тыс. руб. 1,01 0,99 1,03 0,98 1,02 1,04
Среднегодовая сумма валюты баланса, тыс. руб. 59045 62249 60747,5 1,05 1,03 0,98
Среднегодовая сумма основных средств, тыс. руб. 47936,5 46653,5 39886 0,97 0,83 0,85
Фондоотдача 0,17 0,11 0,35 0,65 2,06 3,18
Фондоемкость 5,88 9,10 2,86 1,55 0,49 0,31
Среднесписочная численность, чел 80 84 83 100.25 103.41 93.58
Производительность труда, руб./чел. 101,2 63,4 169,9 0,65 1,7 2,8
Среднегодовая стоимость собственных средств, тыс. руб. 48616 49888,50 46231 1,03 0,95 0,93
Среднегодовая стоимость заемных средств, тыс. руб. 10386,5 12251 14449,50 1,18 1,39 1,18
Среднегодовая стоимость дебиторской задолженности, тыс. руб. 806 2260,50 8015 2,80 9,94 3,55
Среднегодовая стоимость кредиторской задолженности, тыс. руб. 7601 9467 11718,5 1,25 1,54 1,24
Рентабельность продукции, % 1,32 0,59 -3,04 0,45 -2,30 -5,15
Рентабельность продаж, % 1,33 0,58 -3,14 0,44 -2,36 -5,41
Чистая рентабельность активов, % 0,17 0,26 0,11 1,53 0,65 0,42

Из приведенной таблицы видно, что выручка от реализации за 2008 год по сравнению с 2007 годом уменьшилась на 2771 тыс.рублей, что составляет 34 %, а в 2009 увеличилась на 6012 тыс. рублей, что составляет 43 %.

Себестоимость продукции уменьшилась на 2910 тыс.рублей и на 31% в 2009 году. Себестоимость продукции за 2009 год по сравнению с 2008 годом увеличилась на 64 %, то есть на 9257 тыс.рублей.

Прибыль от реализации за 2008 и 2009 года уменьшилась на 32,99% и 2,65% соответственно. В 2009 году она снизилась по сравнению с прошлым годом на 45,3%.

Чистая прибыль возросла в 2008 году на 48 %, то есть на 64 тыс.рублей по сравнению с 2007, а в 2009 снизалась на 96 тыс.рублей, по сравнению же с 2008 годом чистая прибыль в 2009 году снизилась на 32 тыс.рублей, что на 30,63 % меньше.

Затраты на рубль товарной продукции в 2008 году уменьшились на 3,48% или на 4 тыс. рублей по сравнению с 2007 годом, а в 2009 осталось неизменной, но в 2009 затраты на рубль товарной продукции увеличились на 1,1 % по сравнению с 2008 годом.

Валюта баланса в 2008 году увеличилась на 287 тыс.рублей по сравнению с 2007 годом или на 0,56 %, а в 2009 году уменьшилась на 0,2 %, то есть на 101,5 тыс.рублей. Валюта баланса предприятия в 2009 году составила 51458,5 тыс.рублей, что на 0,75% меньше, чем в 2008 году.

Среднегодовая сумма основных средств в 2008 году снизилась на 9,56% по сравнению с предыдущим годом и возросла в 2009 году на 4,5 % и 15,55 % по сравнению с 2008 и 2007, то есть на 1031,5 и 3219 тыс.рублей соответственно.

Фондоотдача по предприятию по сравнению с 2007 годом повысилась на 1,28% и 6,47% за 2008 и 2009 года соответственно за счет увеличения среднегодовой стоимости основных средств, в 2009 году фондоотдача уменьшилась на 5,19 %.

Фондоемкость в 2008 году по сравнению с 2007 увеличилась на 0,78 % и в 2009 году по сравнению с предыдущим уменьшилась на 6,20 %.

Среднегодовая стоимость собственных средств в 2008 году по сравнению с 2007 годом возросла на 3,28% или на 980,5 тыс.рублей. В 2009 году она составила 46231 тыс.рублей, что на 3657,5 тыс.рублей меньше.

Среднегодовая стоимость заемных средств в 2008 году повысилась на 3,2% или на 1864,5 тыс.рублей по сравнению с предыдущим годом, а в 2009 году соответственно на 6,51 %, то есть на 1411,5 тыс.рублей.

Дебиторская задолженность за 2008 и 2009 года, по сравнению с 2007 годом увеличилась на 258,20 % и 167 % соответственно, а в 2009 году она повысилась на 21 % по сравнению с прошлым годом.

Кредиторская задолженность повысилась в 2008 и 2009 годах на 2,89 % и 4,28 % соответственно по сравнению с 2007 годом, а в 2009 она увеличилась на 1,5 % или на 2251,5 тыс.руб. меньше, чем в прошлом году.

Рентабельность продукции в 2008 году уменьшилась на 2,46 %, а в 2009 – на 4,36 в сравнении с 2007 годом. Рентабельность продаж также уменьшилась в 2008 и 2009 годах на 2,51 % и 5,4% соответственно в сравнении с 2007 годом.

Чистая рентабельность активов по предприятию в 2008 году возросла на 6,5 % по сравнению с 2007 годом; в 2009 же году она составила 0,11 тыс.рублей, то есть в результате убытка чистой прибыли чистая рентабельность активов уменьшилась.

Исходя из проведённого анализа деятельности Предприятия, можно отметить улучшения динамики основных экономических показателей деятельности ЖКХ, но есть и убыточные показатели предприятия.

В 3 главе предлагается комплекс мероприятий, который позволит данному предприятию быть экономически выгодным.

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУП «БЛАГОВАРСКОЕ РАЙОННОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»

3.1 Характеристика существующей организационной структуры ГУП "Благоварское районное производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" РБ

Совершенствование организационной структуры предприятия является важнейшей частью организационного развития, совершенствования системы управления предприятием.

Организационная структура выражает форму разделения и кооперации труда в сфере управления и оказывает активное воздействие на процесс функционирования предприятия. Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие на объект управления и выше результативность работы предприятия. Выполнение работ по совершенствованию организационной структуры управления требует привлечения специалистов в области управления, технологии и экономики отрасли, к которой относится предприятие, а также юристов и информационных технологий.

Организационная структура управления направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями предприятия, распределения между ними прав и ответственности.

Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей руководителя и каждого сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.

Необходимость совершенствования системы управления определяется следующими факторами:

- оптимизация численности аппарата управления и его функций;

- внедрение автоматизированных систем управления и повышение оперативности принимаемых решений;

- установление рациональных связей между звеньями и структурами управления на всех уровнях;

- минимизация числа ступеней структуры управления;

- проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды.

В исследуемом предприятии существует линейная организационная структура, которая основывается на принципе единства распределения поручений, согласно чему право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Такую структуру часто называют однолинейной. Преимуществами такой структуры является то, что у предприятий простое построение, однозначное ограничение задач, компетенции, ответственности, жесткое руководство органами управления, оперативность и точность управленческих решений

Но также имеют место и негативные стороны, такие как:

1) затруднительные связи между инстанциями

2) концентрация власти в управляющей верхушке

3) сильная загрузка средних уровней управления

Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.

3.2 Проектирование и обоснование возможных видов организационных структур ГУП "Благоварское районное производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" РБ

Совершенствование организационной структуры предприятия неразрывно связано с его реформированием. Поэтому наряду с реструктуризацией предприятия совершенствование его деятельности должно идти и по таким направлениям, как:

- создание культуры организации, что обеспечиваем мощный потенциал саморазвития. Это длительный, требующий больших усилий процесс, но сформированные и принятые членами организации ценности приобретают форму традиции и способствуют повышению эффективности организации уже без существенных затрат;

- создание эффективного, комплексного механизма управления, который в первую очередь должен включать механизм мотивации и стимулирования труда, технологию управления по конечным результатам, человеко-машинные технологии принятия рациональных решений, повышение профессионального уровня руководителей в области управления и т.п.;

- поиск адекватной имеющимся ресурсам рыночной ниши и разработка стратегии функционирования в ней, что может дать быстрый прирост эффективности с выходом на предел, определяемый исчерпанием существующих производственно-технологических возможностей предприятия.

Организационное совершенствование, предполагающее либо локальные структурные изменения в подсистемах и элементах системы, либо перестройку организационной структуры в целом, должно происходить в виде двух взаимосвязанных процессов: управленческого организационного воздействия и процесса самоорганизации. При этом первый должен обеспечить создание условий для стимулирования целесообразных процессов второго. Эффект организационного совершенствования выражается не только в улучшении показателей эффективности системы, но и в повышении ее потенциальны возможностей для будущего развития.

Мероприятия,способствующие совершенствованию организационной структуры управления ГУП «Благоварское районное производственное управление жилищно-коммунального хозяйства»:

1) групповая организация труда как основа новой структуры управления;

2) сокращение размеров подразделений предприятия и укомплектование их более квалифицированным персоналом;

2) уменьшение числа уровней управления и создание кратчайшей цепи команды;

3) ориентация текущей работы на запросы потребителей;

5) создание условий для гибкой комплектации продукции;

6) минимизация запасов;

7) повышение оперативности реализации управленческих решений;

8) большая эффективность труда менеджеров за счет четкого порядка управления;

10) повышение профессионализма в управлении;

11) анализ информации о проблеме, по которой принимается решение, о ситуации в которой оно принимается;

12) использование современных технологий, предоставляющих руководителю дополнительные средства, как по анализу информации, так и по процедурам выработки управленческих решений, прогнозированию и разработке сценариев ожидаемого развития ситуации;

13) пользование услугами консультантов;

14) контроль принятого решения, что способствует повышению эффективности принимаемых решений;

15) автоматизация управленческого процесса.

Руководителям предприятия необходимо построить такую модель привлечения персонала к структурным преобразованиям предприятия, которая основывалась бы на использовании новой философии управления, направленной на раскрытие потенциала коллектива предприятия как команды, нацеленной на эффективное достижение целей в процессе структурных преобразований предприятия.

Предприятию необходимо использовать методический подход к формированию организационной структуры управления, заключающийся в функционально-процессной организации работы предприятия и комплексном использовании элементов процесса формирования организационной структуры, что позволит создать организационную структуру управления, максимально соответствующую концепции развития предприятия. Методический подход к формированию организационной структуры управления предприятием определяется исходя из результатов исследования рыночной конъюнктуры и разработки стратегического плана предприятия.

Рассмотрение предприятия как системы позволяет выделить две взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы - управления производством и производства, которые имеют соответствующие структуры, характеризующиеся целями, объектами и функциями. Для достижения целей принятия решений и производства продукции необходимо выполнение определенных функций - основных и обеспечивающих.

Существование большого числа объектов организационной структуры объясняет использование принципа многоструктурности предприятия, который заключается в том, что предприятие может иметь большое количество структур в зависимости от объекта структуризации. Следовательно, каждый выделенный объект в организационной структуре системы управления предприятием предполагает наличие собственной структуры, в рамках которой происходит осуществление целевых и управленческих функций для достижения целей предприятия.

Предложенные рекомендации позволят повысить эффективность деятельности предприятия за счет повышения уровня организации управления в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

3.3 Расчёт экономической эффективности организации деятельности предприятия

Наименование показателя Значение до внедрения проекта Значение после внедрения проекта Абсолютное отклонение Темп роста, %
Численность персонала, чел. 83 84 1 100.8
Численность работников аппарата управления, чел. 15 15 0 100.0
Производительность труда,тыс. руб. /чел. 169,9 197 27.1 116.0
Чистая прибыль, тыс. руб. 66 100 34 151.5
Рентабельность от основной деятельности, % 4.7 9.4 4.7 100.0

Таким образом, в результате реализации мероприятий по совершенствованию оргструктуры ожидается рост чистой прибыли предприятия на 151,5% или на 34 тыс.руб. Рентабельность от основной деятельности увеличится на 100% - с 4,7 до 9,4%.Рост производительности труда (на 16%) значительно превышает рост средней заработной платы по предприятию, что подтверждает значительную экономическую выгоду от проекта для предприятия.

Проект является также социально эффективным. Во-первых, на предприятии появится дополнительное вакантное место, а в последствии - может появиться несколько новых рабочих мест.

Тем не менее положительный социальный эффект от реализации проекта совершенствования организационной структуры Предприятия очевиден. Это обусловлено развитием деятельности отдела по управлению персоналом. В его функциональную область помимо кадрового учета включены такие важные функции, как формирование и работа с резервом (подбор, отбор, комплексное социолого-психологическое исследование и изучение резерва; выдача рекомендаций по его дальнейшему использованию; составление банка данных резерва; социально-психологическое обучение); изучение и анализ уровня профессиональных знаний персонала, определение потребности в повышении его квалификации, подготовки и переподготовки, организация мероприятий по обучению персонала. Таким образом, у персонала рассматриваемого предприятия открываются возможности самосовершенствования, карьерного развития.

Кроме того, проект совершенствования организационной структуры в органическом, адаптивном виде предполагает привлечение все большего количества работников, в том числе и не относящихся к управленческому персоналу, к процессу выявления и решения проблем организации.

Высокий уровень социальной и экономической эффективности проекта совершенствования организационной структуры управления, соответствие ее стратегическим целям предприятия, обуславливает целесообразность внедрения ее в ГУП «Благоварское районное производственное управление жилищно-коммунального хозяйства».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном курсовом проекте было изучено понятие организационной и производственной структур управления предприятием, описаны типы соответствующих структур, выявлены их преимущества и недостатки. Также был проведен анализ организационной структуры, присущей исследуемому предприятию, рассмотрены должностные инструкции и обязанности персонала предприятия, предложены мероприятия по совершенствованию структуры управления предприятием.

Повышение эффективности деятельности предприятия определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.

Использование новых информационных технологий и обострение конкурентной борьбы определяют необходимость изменения организации управления предприятием, что возможно с помощью разработки механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

Организационная структура управления предприятием представляет собой состав и взаимосвязь элементов системы управления, каждый из которых выполняет определенную функцию для достижения целей предприятия.

Система развития организационной структуры управления предприятием рассматривается как совокупность элементов, взаимосвязь между которыми способствует развитию организационной структуры, обеспечивающему наиболее эффективную реализацию стратегии предприятия.

Необходимость совершенствования системы управления определяется такими факторами, как оптимизация численности аппарата управления и его функций; внедрение автоматизированных систем управления и повышение оперативности принимаемых решений; установление рациональных связей между звеньями и структурами управления на всех уровнях; минимизация числа ступеней структуры управления; проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды.

Эволюция системы управления в современных условиях направлена на формирование полицентрической системы, базирующейся на функционировании в народном хозяйстве структур, способных к самоуправлению и саморазвитию.

В данном курсовом проекте основными мероприятиями, способствующими совершенствованию структуры управления предприятия ГУП «Благоварское районное производственное управление жилищно-коммунального хозяйства», можно выделить следующие: повышение профессионализма в управлении; применение современных технологий управления; пользование услугами консультантов; сокращение размеров подразделений предприятия и укомплектование их более квалифицированным персоналом; повышение оперативности реализации управленческих решений; повышение оперативности реализации управленческих решений; уменьшение числа уровней управления и создание кратчайшей цепи команды; ориентация текущей работы на запросы потребителей.

Не требует доказательств тот факт, что каждая организация представляет собой весьма сложную в техническом и экономическом плане структуру. И от выбора стратегии ее работы, от конкретного способа взаимодействия и сопряжения звеньев ее составляющих, зависит если не успех предприятия целиком, то очень значительная его часть.

Применение предложенных рекомендаций повысит эффективность труда управляющего персонала и организационную культуру принимаемых решений управленческой деятельности за счет повышения уровня организации управления в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Конституция Российской Федерации от 12.12.1993

2) Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993

3) Гражданский кодекс РФ

4) Федеральный закон № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11. 2002

5) Владимирова И.Г. Организационные структуры управления предприятиями // Менеджмент в России и за рубежом. № 3, 2005

6) Волошин Д.В. Система управленческого учета на предприятии: направления совершенствования //Аудиторские ведомости. №3, 2008

7) Райсс М. Оптимальная сложность управленческих структур // Проблемы теории и практики организации деятельности. № 5, 2008

8) Абрютина М.С. Экономика предприятия. – М.: Дело и сервис, 2004

9) Акмаева Р.И. Экономика предприятий. – М.: Феникс, 2009

10) Андреев Г.И. Основы управления предприятием: экономические механизмы управления предприятием. – М, 2008

11) Арсенова Е.В. Справочное пособие в схемах по №Экономике предприятий». – М, 2008

12) Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 2005

13) Бовыкин В.И. Новый менеджмент. Управление предприятиями на уровне высших стандартов. - М.: Экономика, 2004

14) Брасс А.А. Основы менеджмента. – М.: Экономика, 2005

15) Выварец А.Д. Экономика предприятия. – М, 2004

16) Галькович Р.С. Основы менеджмента. – М.: ИНФРА-М, 2007

17) Глухов В.В. Менеджмент. – Спб.: Спецлит, 2007

18) Грузинов В. П. Экономика предприятия. - М.: Прогресс, 2004

19) Гудушаури Г.В. Управление современным предприятием. – М, 2008

20) Деева В.А.Менеджмент. - М.: Юриспруденция, 2008

21) Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород, НИМБ, 2006

22) Ефремов О.Ю. Теория организации. – Спб.: Университетский учебник, 2009

23) Журавлев П.В. Экономика предприятия и предпринимательской деятельности. – М.: Экзамен, 2008

24) Исаев А.Г. Организация управления производством – основной рычаг экономики предприятия. – М.: Знание, 2007

25) Русинов Ф.М. Менеджмент в системе рыночных отношений. - М.: ИНФРА-М, 2004

26) Синягов А. Экономика государственных и муниципальных предприятий. Учебно-методический комплекс. – М.: РАГС, 2009

27) Титов В.И. Экономика предприятия. – М.: Эксмо, 2008

28) Туровец О.Г. Организация производства и управление предприятием. – М.: ИНФРА-М, 2009

29) Холл Р. Организации: структуры, процессы, результаты. Природа и типы организаций. Теория и эффективность организаций. – Спб.: Питер, 2006

30) Чуев И.Н. Экономика предприятия. - М.: «Дашков и К», 2008

31) Устав МУП « Благоварское районное производственное управление жилищно-коммунального хозяйства»

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Дивизиональная структура ГУП "Благоварское районное производственное управление жилищно-коммунального хозяйства"


[1] Владимирова И.Г. Организационные структуры управления предприятиями. Менеджмент в России и за рубежом. № 3, 2005

[2] Райсс М. Оптимальная сложность управленческих структур. Проблемы теории и практики организации деятельности. № 5, 2008

[3]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  44  45  46   ..