1,)Формационный и цивилизационный подходы
Формационный подход.
Тип государства – научная категория, под которой понимаются совокупность черт, свойств, признаков, характеризующих государство на определенном этапе исторического развития.
Суть формационного подхода заключается в том, что в основу определенного типа государства кладется общественно - экономическая формация. Формация
– определенная ступень в развитии общества, а также структура общества, присущая данной ступени развития, определяемая способом производства и характером производственных отношений. Главным классификационным критерием формационного подхода служит способ производства, который определяется господствующей формой собственности на средства производства. Каждой формации соответствует свой тип государства и права. Выделяют следующие формации: – первобытная-общинная; – рабовладельческая; – феодальная; – капиталистическая; – социалистическая. История знает четыре исторических типа государств: – рабовладельческий; – феодальный; – капиталистический; – социалистический. Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно - классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно - экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в т.ч. и на рабов. Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно - экономической формации. Феодальному типу государства соответствует определенный тип производственных отношений. Такое государство есть орудие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.
Капиталистический тип государства приходит на смену феодальной собственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуаторов.
Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся классов, служит классовым регулятором общественных отношений.
Достоинства формационного подхода:
– продуктивна сама идея делить государства на основе социально - экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; – показана поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.
Недостатки формационного подхода:
– во многом однолинеен, характеризуется излишней запрограмированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда « вписывается» в начерченные для нее схемы; – недооценивает духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.)
Цивилизационный подход.
Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных государств и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовные факторы – культурные, религиозные, национальные, психологические и др. В совокупность эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные и близкие культуры образуют цивилизацию. Цивилизация
– совокупность национальных, природно-климатических, экономических, культурных условий и связей в обществе, формирующая особый тип общества и государства.
2)
Виды цивилизаций:
– локальные (шумерская, эгейская, индская и др.); – особенные (западноевропейская, российская, исламская, буддистская и др.); – древние, средневековые и современные; – крестьянские, промышленные и научно – научно-технические; – доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные; – мировая.
Достоинства цивилизационного подхода:
– выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях; – в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств.
Недостатки цивилизационного подхода:
– недооцениваются социально-экономические факторы – по сути дела это типология не столько государства, сколько общества.
3). Форма государства: понятие, составные элементы
Форма государства
- это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим
Форма государства
– структурное, территориальное и политическое устройство в единстве трех составляющих.
Элементами формы
государства выступают:
1) Форма правления
2) Форма государственного устройства
3) Политический режим
Конкретная форма гос-ва зависит от факторов
: 1) уровня экономического развития общества; 2) соотношения классовых сил; 3) национальных и культурных традиций; 4) международной обстановки и т.п.
Формы государственного правления
Форма правления
- это способ организации верховной государственной власти и порядок ее образования. В зависимости от того, кому принадлежит власть (одному лицу, или коллективному выборному органу) различают две основных формы правления: монархия и республика.
Монархия
- форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передается, как правило, по наследству.
Признаки монархии: а) существование единоличного носителя верховной государственной власти; б) династическое наследование верховной власти; в) пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти ни при каких обстоятельствах; г) власть монарха предстает как непроизводная от власти народа ( д) отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства
С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная). Абсолютная -
монарх по закону обладает всей полнотой верховной государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. В таком государстве нет парламента - законодательного органа, избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха. (Саудовская Аравия) Конституционная монархия
- форма правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органам. (Англия, Дания, Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.) Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентарной
. В дуалистической монархии организация высших органов государственной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. Такой монархией была, например, царская Россия после создания в ней Думы. В настоящее время - Марокко, Иордания, Кувейт, Бахрейн и некоторые другие страны. Практически дуалистическая монархия как форма государственного правления себя изжила.
Парламентская монархия
- власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом. (Великобритания)
Республика
- форма правления, при которой власть принадлежит органам государственной власти, избираемой населением на определенный срок.
Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты
:
- выборность высших органов государственной власти; - наличие выборного главы государства; - избрание органов верховной государственной власти на определенный срок; - Преимущественный приоритет прав личности над государственными
- Источником власти признается народ.
-Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий.
- юридическая ответственность главы государства. Современная республика может быть президентской и парламентской. Президентская республика
- соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства, президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не парламентом. (США) Парламентская республика -
верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением; президент является главой государства, но не главой правительства. (Италия, ФРГ, Греция, Исландия, Индия и др.) Смешанная республика
- при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Правительство ответственно не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств (обычно при выражении вотума недоверия правительству).
5). Формы государственного устройства.
Форма государственного устройства
- это внутреннее строение государства, способ его административно-территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
3 формы государственного устройства:
Унитарное государство
- это такое единое государственное образование, на территории которого действуют единые высшие органы государственной власти и управления, вооруженные силы, конституция, единое законодательство, судебная система и единое гражданство.
Унитарные государства могут быть централизованными, децентрализованными, национальными (Эстония, Япония) и многонациональными (Китай, Афганистан).
Федеративное государство
- это такое государство, которое состоит из ряда государств или государственных образований, на территории которого действуют федеральные и республиканские (субъектов федерации) органы власти.
В научной литературе выделяют два вида федерации: административные (США, Мексика) и национальные (Югославия).
Конфедерация
- это временный союз суверенных государств, который образуется для совместного решения политических, экономических или военных задач, не имеющий, как правило, единых органов власти и управления, единого бюджета и гражданства.
Разновидностями конфедерации являются межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств. Вместе с тем следует отличать конфедерации от коалиций, которые представляют собой временные политические или военные союзы двух и более государств, созданных для наступательных и оборонительных целей при наличии общего противника.
6). Политический режим: понятие и виды
Государственно-политический режим
- это элемент формы государства, характеризующий совокупность приемов, методов, способов и средств осуществления государственной власти.
В научной литературе большинство авторов выделяют два вида политического режима: демократический и антидемократический. Последний, в свою очередь, подразделяется на тоталитарный, авторитарный, фашистский и др.
Основными признаками демократического режима
являются:
· господство закона;
· разделение властей;
· наличие у граждан реальных политических и социальных прав и свобод и их юридическая защищенность и гарантированность;
· выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность перед избирателями, гласность;
· наличие свободно формируемых политических партий;
· существование оппозиции, плюрализм и др.
Для антидемократического режима
характерно:
· господство беззакония и террора;
· отсутствие политического плюрализма;
· запрещение деятельности оппозиционных партий;
· отсутствие демократических прав и свобод граждан;
· отсутствие демократических выборов при формировании органов власти и др.
Тоталитарный режим
представлен в лице диктатора или хунты, прибегающих к систематическому насилию в целях сохранения своего господства. Для него характерно отсутствие для всех единой обязательной идеологии, одной господствующей партии, массовый террор.
Основой фашистского режима является идеология нацизма и ярого антисемитизма, теория порабощения или полного уничтожения народов «низшей» расы.
Отличительными особенностями фашизма являются сочетание репрессивных методов правления с использованием широкой демагогии по поводу защиты прав неимущих с целью введения в заблуждение широких слоев населения, опора власти на армию, полицию и другие репрессивные органы.
Функции государства: понятие, признаки, классификация.
Функции государства
- основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, обусловленных его сущностью и социальным назначением.
Признаки функций государства:
· носят объективный, систематический и постоянный характер;
· возникают и развиваются в соответствии с целями и задачами, стоящими перед государством;
· выражают сущность и социальное назначение государства;
· реализуют саму деятельность государства;
· осуществляются государством в целом, а также государственными органами, в соответствии с их местом и назначением в механизме государства и в политической системе общества;
· имеют определенные формы и методы.
Функции государства классифицируются:
· по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
· по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
· по значению: на основные (общие, выполняются всеми органами во взаимодействии) и неосновные(характерны для некоторых органов)
· по видимости: на явные и латентные,
· по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.
Внутренние и внешние функции государства РФ
В юридической литературе в зависимости от сферы деятельности выделяют две группы функций государства.
- Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним задач внутри страны.
К внутренним функциям государства относятся:
· охрана прав и свобод человека и гражданина;
· обеспечение правопорядка и общественной безопасности;
· налогообложение и др
· Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
· Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
· Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
· Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.
· Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
Внешние функции
-основные направления деятельности, непосредственно связанные с решением стоящих перед государством задач и целей на международной арене.
К внешним функциям государства относятся:
- Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
- Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
- Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.
- обеспечение обороны и безопасности страны;
- участие в охране окружающей природной среды и др.
7)СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ И ПАРЛАМЕНТСКОЙ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ
Таким образом, на основе рассмотренного материала, можно выделить следующие отличительные особенности данных форм правления.
Парламентарная форма государственного
устройства существует в двух вариантах – парламентская монархия и парламентская республика.
При парламентской монархии:
- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;
- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
При парламентской республике:
- глава государства избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией;
- глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.;
- глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается президентом;
- главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.
Президентская форма
государственного устройства имеет только одну разновидность – президентская республика.
При президентской республике
:
- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства
7)2.Парламент и исполнительная власть в РФ
Российская Федерация – правовое, светское, социальное, демократическое государство, с полу-президентской (?) республиканской формой правления. В РФ – романо-германская правовая система.
Федеральное собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Члены государственной думы избираются всеобщим тайным, голосованием по смешанной избирательной системе. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. 225 депутатов избирается по одномандатным избирательным округам; 225 – избирается по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за то или иное избирательное объединение или избирательный блок.
Перечень обязанностей и прав Федерального Собрания, Государственной Думы и Совета Федерации указанны в статьях 101 – 109 Конституции РФ. В принципе не отличается от перечня прав и обязанностей парламента в иных президентских республиках, и перепечатывать их смысла нет, но стоит выделить те, которые посвящены процессу принятия законов и праву вето президента. Тем более что эти нормы подвергались разбору в конституционном суде. Не углубляясь в подробности, вопроса вокруг статьи 107 Конституции РФ, заметим, что Конституционный Суд РФ в постановлении от 22апреля 1996 года подтвердил усложненный порядок преодоления вето президента. Т.е. принял решение в пользу усиления президентской власти[24] .
Как и следует быть в президентской республике, правительство ответственно исключительно перед президентом. Парламент может объявить правительству вотум недоверия, но под риском быть распущенным, (вотум недоверия будет подтвержден в течение трех месяцев, президент может по выбору или распустить парламент или отправить правительство в отставку).
содержание ..
563
564
565 ..
|