Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  563  564  565   ..

 

 

Типы и формы государства 3

Типы и формы государства 3

1,)Формационный и цивилизационный подходы

Формационный подход.

Тип государства – научная категория, под которой понимаются совокупность черт, свойств, признаков, характеризующих государство на определенном этапе исторического развития.

Суть формационного подхода заключается в том, что в основу определенного типа государства кладется общественно - экономическая формация.
Формация – определенная ступень в развитии общества, а также структура общества, присущая данной ступени развития, определяемая способом производства и характером производственных отношений.
Главным классификационным критерием формационного подхода служит способ производства, который определяется господствующей формой собственности на средства производства.

Каждой формации соответствует свой тип государства и права.

Выделяют следующие формации:

– первобытная-общинная;
– рабовладельческая;
– феодальная;
– капиталистическая;
– социалистическая.

История знает четыре исторических типа государств:
– рабовладельческий;
– феодальный;
– капиталистический;
– социалистический.
Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно - классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно - экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в т.ч. и на рабов.
Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно - экономической формации. Феодальному типу государства соответствует определенный тип производственных отношений. Такое государство есть орудие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.

Капиталистический тип государства приходит на смену феодальной собственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуаторов.

Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся классов, служит классовым регулятором общественных отношений.


Достоинства формационного подхода:

– продуктивна сама идея делить государства на основе социально - экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
– показана поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

Недостатки формационного подхода:
– во многом однолинеен, характеризуется излишней запрограмированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда « вписывается» в начерченные для нее схемы;
– недооценивает духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.)

Цивилизационный подход.

Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных государств и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовные факторы – культурные, религиозные, национальные, психологические и др.
В совокупность эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные и близкие культуры образуют цивилизацию.
Цивилизация – совокупность национальных, природно-климатических, экономических, культурных условий и связей в обществе, формирующая особый тип общества и государства.

2)
Виды цивилизаций:
– локальные (шумерская, эгейская, индская и др.);
– особенные (западноевропейская, российская, исламская, буддистская и др.);
– древние, средневековые и современные;
– крестьянские, промышленные и научно – научно-технические;
– доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные;
– мировая.

Достоинства цивилизационного подхода:
– выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;
– в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств.


Недостатки цивилизационного подхода:
– недооцениваются социально-экономические факторы
– по сути дела это типология не столько государства, сколько общества.

3). Форма государства: понятие, составные элементы

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим

Форма государства – структурное, территориальное и политическое устройство в единстве трех составляющих.

Элементами формы государства выступают:

1) Форма правления

2) Форма государственного устройства

3) Политический режим

Конкретная форма гос-ва зависит от факторов : 1) уровня экономического развития общества; 2) соотношения классовых сил; 3) национальных и культурных традиций; 4) международной обстановки и т.п.

Формы государственного правления

Форма правления - это способ организации верховной государственной власти и порядок ее образования. В зависимости от того, кому принадлежит власть (одному лицу, или коллективному выборному органу) различают две основных формы правления: монархия и республика.

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передается, как правило, по наследству.

Признаки монархии:
а) существование единоличного носителя верховной государственной власти;
б) династическое наследование верховной власти;
в) пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти ни при каких обстоятельствах;
г) власть монарха предстает как непроизводная от власти народа (
д) отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства

С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).
Абсолютная -
монарх по закону обладает всей полнотой верховной государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. В таком государстве нет парламента - законодательного органа, избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха. (Саудовская Аравия)
Конституционная монархия - форма правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органам. (Англия, Дания, Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.)
Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентарной . В дуалистической монархии организация высших органов государственной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. Такой монархией была, например, царская Россия после создания в ней Думы. В настоящее время - Марокко, Иордания, Кувейт, Бахрейн и некоторые другие страны. Практически дуалистическая монархия как форма государственного правления себя изжила.

Парламентская монархия - власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом.
(Великобритания)


Республика - форма правления, при которой власть принадлежит органам государственной власти, избираемой населением на определенный срок.

Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты :

- выборность высших органов государственной власти;
- наличие выборного главы государства;
- избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;
- Преимущественный приоритет прав личности над государственными

- Источником власти признается народ.

-Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий.

- юридическая ответственность главы государства.

Современная республика может быть президентской и парламентской.

Президентская республика - соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства,
президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не парламентом. (США)
Парламентская республика - верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением; президент является главой государства, но не главой правительства. (Италия, ФРГ, Греция, Исландия, Индия и др.)

Смешанная республика - при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Правительство ответственно не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств (обычно при выражении вотума недоверия правительству).

5). Формы государственного устройства.

Форма государственного устройства - это внутреннее строение государства, способ его административно-территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

3 формы государственного устройства:

Унитарное государство - это такое единое государственное образование, на территории которого действуют единые высшие органы государственной власти и управления, вооруженные силы, конституция, единое законодательство, судебная система и единое гражданство.

Унитарные государства могут быть централизованными, децентрализованными, национальными (Эстония, Япония) и многонациональными (Китай, Афганистан).

Федеративное государство - это такое государство, которое состоит из ряда государств или государственных образований, на территории которого действуют федеральные и республиканские (субъектов федерации) органы власти.

В научной литературе выделяют два вида федерации: административные (США, Мексика) и национальные (Югославия).

Конфедерация - это временный союз суверенных государств, который образуется для совместного решения политических, экономических или военных задач, не имеющий, как правило, единых органов власти и управления, единого бюджета и гражданства.

Разновидностями конфедерации являются межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств. Вместе с тем следует отличать конфедерации от коалиций, которые представляют собой временные политические или военные союзы двух и более государств, созданных для наступательных и оборонительных целей при наличии общего противника.

6). Политический режим: понятие и виды

Государственно-политический режим - это элемент формы государства, характеризующий совокупность приемов, методов, способов и средств осуществления государственной власти.

В научной литературе большинство авторов выделяют два вида политического режима: демократический и антидемократический. Последний, в свою очередь, подразделяется на тоталитарный, авторитарный, фашистский и др.

Основными признаками демократического режима являются:

· господство закона;

· разделение властей;

· наличие у граждан реальных политических и социальных прав и свобод и их юридическая защищенность и гарантированность;

· выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность перед избирателями, гласность;

· наличие свободно формируемых политических партий;

· существование оппозиции, плюрализм и др.

Для антидемократического режима характерно:

· господство беззакония и террора;

· отсутствие политического плюрализма;

· запрещение деятельности оппозиционных партий;

· отсутствие демократических прав и свобод граждан;

· отсутствие демократических выборов при формировании органов власти и др.

Тоталитарный режим представлен в лице диктатора или хунты, прибегающих к систематическому насилию в целях сохранения своего господства. Для него характерно отсутствие для всех единой обязательной идеологии, одной господствующей партии, массовый террор.

Основой фашистского режима является идеология нацизма и ярого антисемитизма, теория порабощения или полного уничтожения народов «низшей» расы.

Отличительными особенностями фашизма являются сочетание репрессивных методов правления с использованием широкой демагогии по поводу защиты прав неимущих с целью введения в заблуждение широких слоев населения, опора власти на армию, полицию и другие репрессивные органы.

Функции государства: понятие, признаки, классификация.

Функции государства - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, обусловленных его сущностью и социальным назначением.

Признаки функций государства:

· носят объективный, систематический и постоянный характер;

· возникают и развиваются в соответствии с целями и задачами, стоящими перед государством;

· выражают сущность и социальное назначение государства;

· реализуют саму деятельность государства;

· осуществляются государством в целом, а также государственными органами, в соответствии с их местом и назначением в механизме государства и в политической системе общества;

· имеют определенные формы и методы.

Функции государства классифицируются:

· по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,

· по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),

· по значению: на основные (общие, выполняются всеми органами во взаимодействии) и неосновные(характерны для некоторых органов)

· по видимости: на явные и латентные,

· по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Внутренние и внешние функции государства РФ

В юридической литературе в зависимости от сферы деятельности выделяют две группы функций государства.

  • Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним задач внутри страны.

К внутренним функциям государства относятся:

· охрана прав и свобод человека и гражданина;

· обеспечение правопорядка и общественной безопасности;

· налогообложение и др

· Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

· Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

· Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

· Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.

· Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции -основные направления деятельности, непосредственно связанные с решением стоящих перед государством задач и целей на международной арене.

К внешним функциям государства относятся:

  • Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
  • Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
  • Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.
  • обеспечение обороны и безопасности страны;
  • участие в охране окружающей природной среды и др.

7)СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ И ПАРЛАМЕНТСКОЙ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ

Таким образом, на основе рассмотренного материала, можно выделить следующие отличительные особенности данных форм правления.

Парламентарная форма государственного устройства существует в двух вариантах – парламентская монархия и парламентская республика.

При парламентской монархии:

- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

При парламентской республике:

- глава государства избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией;

- глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.;

- глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается президентом;

- главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Президентская форма государственного устройства имеет только одну разновидность – президентская республика.

При президентской республике :

- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства

7)2.Парламент и исполнительная власть в РФ

Российская Федерация – правовое, светское, социальное, демократическое государство, с полу-президентской (?) республиканской формой правления. В РФ – романо-германская правовая система.

Федеральное собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Члены государственной думы избираются всеобщим тайным, голосованием по смешанной избирательной системе. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. 225 депутатов избирается по одномандатным избирательным округам; 225 – избирается по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за то или иное избирательное объединение или избирательный блок.

Перечень обязанностей и прав Федерального Собрания, Государственной Думы и Совета Федерации указанны в статьях 101 – 109 Конституции РФ. В принципе не отличается от перечня прав и обязанностей парламента в иных президентских республиках, и перепечатывать их смысла нет, но стоит выделить те, которые посвящены процессу принятия законов и праву вето президента. Тем более что эти нормы подвергались разбору в конституционном суде. Не углубляясь в подробности, вопроса вокруг статьи 107 Конституции РФ, заметим, что Конституционный Суд РФ в постановлении от 22апреля 1996 года подтвердил усложненный порядок преодоления вето президента. Т.е. принял решение в пользу усиления президентской власти[24] .

Как и следует быть в президентской республике, правительство ответственно исключительно перед президентом. Парламент может объявить правительству вотум недоверия, но под риском быть распущенным, (вотум недоверия будет подтвержден в течение трех месяцев, президент может по выбору или распустить парламент или отправить правительство в отставку).

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  563  564  565   ..