Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  262  263  264   ..

 

 

Основы международного права

Основы международного права

1. Понятие, социальная природа черты международного права

Региональные международные организации: понятие, виды

Членами СЕ является 41 государство, в том числе Россия. Штаб-квартира организации расположена в. Страсбурге

ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности.

Основными органами организации являются:

Саммит (Встреча на высшем уровне) — Периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.

Совет министров иностранных дел — Ежегодная встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.

Постоянный совет под руководством Председателя - проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения

Верховный комиссар по делам национальных меньшинств

Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ

Парламентская ассамблея ОБСЕ

Представитель по вопросам свободы СМИ — Наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации.

Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов.

55. Понятие права внешних сношений (дипломатического и консульского права), его источники. Органы внешних сношений государств, их виды

Право внешних сношений – это отрасль права, представляющая собой совокупность международно-правовых норм, регламентирующих порядок формирования, структуру, функции и правовой статус органов внешних сношений государства.

Осн. источником явл.:

1. Венская конвенция «О дипломатических сношениях» 1961 г.

2. Венская конвенция «О консульских сношениях» 1963 г.

3. Двусторонняя консульская конвенция.

Органы внешних сношений.

1. внутригосударственные.

- конституционные (общей компетенции): глава Го, Высший представительный орган – парламент, правительство.

- специальные (для РФ) – министерство иностранных дел, министерство экономического развития и торговли, включая федеральную таможенную службу, ФСБ, включая пограничные органы.

2. зарубежные.

- постоянные – дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства, представительства при международных организациях.

- временные – делегации Го на сессиях международных организаций, делегации на международных конференциях, специальные миссии.

56. Дипломатические представительства: понятие и состав

- это орган аккредитующего Го, учрежденный на территории Го пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними.

Виды:

1. посольства – это представительства высшего уровня (их возглавляют чрезвычайные и полномочные послы).

2. миссии – это представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками.

Штат ДП:

1. Глава ДП. Его назначение:

- запрос агремана (согласие на данного кандидата).

- назначение на должность (в РФ назначается Президентом).

- верительная грамота (письмо) (подтверждает полномочия).

- прибытие в страну назначения.

- вручение грамоты главе Го.

- считается приступившим к своим обязанностям.

2. дипломатический персонал (агенты) – лица, имеющие дипломатический ранг (послы, посланники, советники, атташе).

3. административно-технический персонал (зав. канцелярией, финансовые работники, переводчики, делопроизводители).

4. обслуживающий персонал (врачи, курьеры, шоферы, повара и т.д.).

57. Функции дипломатических представительств

1. представительская (выступление от имени аккредитующего Го).

2. защита интересов аккредитующего Го и его граждан.

3. ведение переговоров с правительством государства пребывания.

4. информационная (выяснение всеми законными средствами условий и событий в Го пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего Го).

5. развитие дружеских отношений м/у Го.

6. консульская

7. и др.

58. Дипломатические привилегии и иммунитеты

Самой резиденции:

- неприкосновенность помещения, имущества.

- неприкосновенность архивов, документов, средств связи, почты, ТС.

- таможенные привилегии.

- налоговые льготы

- право пользования «дипломатическим щитом».

Личные, т.е. сотрудников и членов их семей:

- неприкосновенность личности, жилища.

- полный иммунитет от уголовной юрисдикции (для обслуживающего персонала – функциональный (служебный) иммунитет).

- иммунитет от адм. юрисдикции – для адм.-техн. и обслуживающего персонала – функциональный (служебный) иммунитет.

- гражданско-правовой иммунитет – служебный.

- таможенные привилегии (при определенных условиях личный багаж м.б. досмотрен.

59. Консульские представительства: понятие и состав

- это постоянный гос. орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного Го в силу соответствующего соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего Го, его граждан и организаций.

Штат КП:

1. глава консульского учреждения. Его назначение:

- получение консульской экзекватуры (согласие).

- назначение на должность (в РФ – Правительством).

- консульский патент

- прибытие в страну

- прибытие в консульский округ (обычно в регионе)

2. консульский персонал (должностные лица).

3. адм.-технич. персонал (служащие).

4. обслуживающий персонал.

60. Функции консульских учреждений

1. защита интересов представляемого Го, его граждан и ЮЛ.

2. информационная функция.

3. содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей м/у Го.

4. учет соотечественников на территории консульского округа.

5. паспортно-визовая работа.

6. выполнение функций ЗАГСА

7. совершение ряда нотариальных действий.

8. выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого Го.

9. выполнение соответствующих действий по истребованию документов.

61. Консульские привилегии и иммунитет

Консульского представительства:

1. неприкосновенность консульских помещений (за искл. пожара или др. стихийного бедствия).

2. неприкосновенность архива, документов, переписки (есть право потребовать к досмотру, в случае отказа – можно не пропускать).

3. неприкосновенность средств передвижения и всего имущества.

4. налоговые льготы

5. таможенные привилегии

6. право пользования консульским щитом.

Консульских должностных лиц

1. неприкосновенность личности.

2. иммунитет от юрисдикции (сотрудники консульского персонала м.б. привлечены к уголовной ответственности за совершение тяжких преступлений).

3. можно вызвать в суд, но в случае не явки предъявить ничего нельзя.

4. Таможенные привилегии

5. налоговые льготы.

62. Специальные миссии

Специальная миссия - временный зарубежный орган внешних сношений; миссия, имеющая представительный и временный характер и направляемая одним государством в другое государство для решения того или иного конкретного внешнеполитического вопроса. Специальные миссии могут направляться и приниматься без наличия дипломатических или консульских отношений между государствами.

63. Торговые представительства

Торговое представительство - представительный орган за рубежом, на который возлагается обеспечение государственных интересов в сфере внешнеэкономических связей в стране пребывания. Торговое представительство создается на основе межгосударственных договоренностей, является частью полномочного представительства страны (посольства или миссии). Основными задачами торговых представительств являются:

- регулирование и контроль внешнеэкономической деятельности фирм и организаций;

- осуществление торговых операций и сделок в рамках полномочий.

64. Международно-правовые средства разрешения международных споров: виды и общая характеристика

1. Переговоры - основное средство разрешения споров, поскольку к другим средствам стороны могут прибегать только по взаимному согласию, если заранее не заключили между собой соглашения о порядке разрешения своих споров.

2. Уровни переговоров: государственный, правительственный, дипломатический, межведомственный.

3. Обследование (следственные комиссии) – это расследование международным органом конкретных обстоятельств и фактических данных, когда стороны расходятся в оценке таких обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Следственная комиссия учреждается на основании соглашения между спорящими сторонами.

4. Посредничество - участие третьей стороны в разрешении спора, наделенной правом предлагать сторонам в споре те или иные условия его разрешения.

5. Примирение - согласованные сторонами в споре относительно их состава органы, в задачу которых входит рекомендовать сторонам в споре условия его разрешения.

6. Международные суды — специально учрежденные и постоянно действующие органы разбирательства международных споров, открытые для обращения к ним всех государств или специально указанных в их учредительных актах государств.

7. Арбитражи либо учреждаются ad hoc (для данного спора), либо создаются заинтересованными государствами на заранее согласованных условиях об их составе для разрешения тех или иных дел, возникающих между создавшими их государствами.

65. Международное сотрудничество в области прав человека. Понятие международного гуманитарного права

Международное гуманитарное право - совокупность принципов и норм, определяющих единые права и свободы человека и регулирующих вопросы обеспечения защиты этих прав в мирное время и в период вооруженных конфликтов, а также регламентирующих сотрудничество Го в этой сфере, правовой статус всех индивидов и ответственность за нарушение прав и свобод человека.

В Уставе ООН говорится о правах человека и основных свободах. И право, и свобода - гарантированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц. Свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую государство обязуется не вмешиваться.

Права человека неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Они составляют единый комплекс.

66. Международные стандарты в области прав человека и их строение в международных документах

Международные стандарты - международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека.

Стандарты могут быть:

1. универсальные - признанные во всем мире.

2. региональные - вытекающие из традиций уровня развития какой-либо группы стран, могут быть более широкими, конкретными - например, стандарты, принятые в рамках общеевропейского процесса.

Устав ООН, не конкретизируя понятие прав человека, тем не менее содержит несколько принципов в которых говорится о недопустимости отступления от стандартов (о равноправии наций, равноправии мужчин и женщин, достоинстве и ценности человеческой личности, недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии).

С учетом этих положений разрабатывались и разрабатываются соответствующие международные документы. Основная работа такого рода велась и ведется в рамках ООН и ее специализированных учреждений, прежде всего МОТ, ЮНЕСКО. Часть упомянутых документов - резолюции международных организаций - имеет рекомендательный характер. Другая часть документов - международные договоры, которые имеют обязывающий характер для участников.

67. Международные процедуры и механизмы обеспечения защиты прав человека

Контрольные механизмы - определенные организационные структуры (комитеты, рабочие группы, специальные докладчики и т. д.).

Процедуры - порядок и методы изучения соответствующей информации и реагирования на результаты такого изучения.

1. Международные контрольные механизмы в области прав человека могут быть: коллективными органами - комитеты, группы и т. д. Коллективные органы принимают решения либо консенсусом, либо большинством голосов. Выражают мнение соответствующего органа по рассматриваемому вопросу (включая рекомендации, общие или конкретные).

2. единоличными - специальные докладчики.

68. Европейский суд по правам человека

Условия принятий дел судом:

1. дело принимается только тогда, когда были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.

2. дело м.б. принято судом лишь в течение 6 месяцев с даты принятия окончательного внутригосударственного решения.

3. суд рассматривает только те жалобы, которые направлены против Го, подписавшего и ратифицирующего Конвенцию 1950 г. «О защите прав человека».

4. заявление (жалоба) д.б. соответствующим образом заполнено на английском или французском языке, однако заявителю м.б. предоставлено право подать индивидуальную жалобу на своем родном языке.

Состав суда:

По одному судье от каждого Го – участника конвенции, избираемых Парламентской Ассамблеей сроком на 6 лет. Предельный возраст судьи – 70 лет.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

ЗАМЕСТИТЕЛИ

СУДЬИ

БОЛЬШАЯ ПАЛАТА (состав – 17 судей) – принимает к рассмотрению дела, когда поднимаются серьезные вопросы толкования Конвенции или протоколов к ней, либо имеется вероятность того, что ответ на стоящий перед палатой вопрос будет противоречить ранее вынесенному Судом решению. Решения большой палаты явл. окончательными.

ПАЛАТЫ (составы по 7 судей) – если комитет не смог принять решения единогласно, то вопрос о приемлемости жалобы решается Палатой. Она же рассматривает спор по существу.

КОМИТЕТЫ (составы по 3 судьи) – комитет принимает решение о приемлемости жалобы. Решение комитета принимается единогласно и явл. окончательным, обжалованию не подлежит.

КАНЦЕЛЯРИЯ – надзор за исполнением решений суда осуществляет Комитет Министров. Решения суда имеют обязательную силу для государств – членов СЕ (Го обязуются выполнять решения суда).

69. Система поддержания мира и безопасности по Уставу ООН (Универсальная система коллективной безопасности)

Право межд. безопасности – система принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения субъектов МП в целях предотвращения военной силы в международных отношениях, запрещения, ограничения и сокращения вооружений.

Коллективная безопасность – система совместных действий Го, установленная Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения и подавления актов агрессии, определения и устранения ситуаций, угрожающих миру и безопасности народов.

Универсальная (всеобщая). Цель – поддержание международного мира и безопасности во всем мире.

ООН: Генеральная Ассамблея - может обсуждать любые вопросы или дела, относящиеся к поддержании. мира и безопасности.

СБ – на него возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности. Он явл. единственным из органов ООН, который обладает правом предпринимать превентивные и принудительные действия от имени ООН, в том числе объединенными вооруженными силами государств – членов ООН.

Система коллективных мероприятий:

1. меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях м/у Го.

2. меры мирного разрешения международных споров.

3. меры разоружения.

4. меры по использованию региональных организаций безопасности.

5. временные меры по пресечению нарушений мира.

6. принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил и с их использованием.

70. Региональная система коллективной безопасности

Цель: поддержание международного мира и безопасности в отдельных регионах.

Лига арабских Го (ЛАГ).

Организация африканского единства (ОАЕ).

Содружество независимых Го (СНГ).

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Организация Североатлантического договора (НАТО).

Региональные системы безопасности составляют часть всемирной системы безопасности.

В рамках таких организаций Го должны прилагать усилия для мирного разрешения местных споров до передачи их в СБ ООН.

СБ вправе использовать такие региональные системы для принудительных действий под своим руководством.

Система коллективных мероприятий:

7. меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях м/у Го.

8. меры мирного разрешения международных споров.

9. меры разоружения.

10. меры по использованию региональных организаций безопасности.

11. временные меры по пресечению нарушений мира.

12. принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил и с их использованием.

71. Внутренние морские воды, их составные части, правовой режим.

Находятся под суверенитетом Го.

1. Воды портов до линии, соединяющей наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения.

2. воды заливов, бухт, берега которых принадлежат данному Го до линии естественного входа, если ширина его не превышает 24 морских мили.

3. Воды, полностью окруженные сушей одного и того же Го.

Особенности:

- правила, которые применяются во внутренних водах, доводятся до всеобщего сведения.

- иностранные суда заходят во ВВ по разрешению.

- иностранным невоенным судам разрешается свободно заходить в объявленные открытыми порты.

- военные корабли иностранных Го могут заходить во ВВ и порты только на основе разрешения прибрежного Го, либо по его приглашению. Не требуется разрешения на заход, если на их борту находятся главы Го или правительств или если такой заход вызван чрезвычайными обстоятельствами (авария, стихийное бедствие и т.п.).

- все суда, прибывающие в порт, подлежат пограничному, санитарному и таможенному контролю (военные корабли освобождаются от таможенного досмотра).

- на иностранные невоенные суда распространяется юрисдикция прибрежного Го.

72. Понятие и правовой режим территориальных вод

Находятся под суверенитетом Го.

Это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории и внутренним водам государства.

По общему правилу ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль.

Отсчет ширины производится: от линии наибольшего отлива; от условной линии внутренних вод.

Особенности:

1. Суда всех Го пользуются правом мирного прохода через территориальное море (разрешение прибрежного Го на это не требуется).

Под мирным проходом понимается:

- пересечение территориального моря, не заходя во внутренние воды;

- проход во внутренние воды или выход из них;

- проход д.б. непрерывным и быстрым;

- подводные ТС должны следовать поверхностно.

2. Прибрежное Го вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения, а в некоторых случаях и приостанавливать право мирного прохода.

3. Военные корабли пользуются иммунитетом от юрисдикции прибрежного Го.

73. Исключительная экономическая зона: понятие и правовой статус

Не распространяется суверенитет ни одного Го.

Это морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Особенности:

1. прибрежное Го в этой зоне имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов (живых и неживых) в водах, покрывающих дно, на морском дне и в его недрах.

2. осуществляет юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды.

3. другие Го пользуются в этой зоне свободами судоходства, полетов над ней, прокладки кабелей и трубопроводов.

74. Континентальный шельф: понятие, границы, правовой режим

Не распространяется суверенитет ни одного Го.

Это морское дно, включая его недра, простирающиеся от внешней границы территориального моря прибрежного Го до установленных МП пределов. Он определяется с учетом конфигурации морского дна и протяженность может достигать 350 морских миль.

Особенности:

1. прибрежное Го осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его естественных богатств.

2. все Го вправе прокладывать здесь подводные кабеля и трубопроводы, но определенные трассы для их прокладки осуществляется по согласованию с прибрежным Го.

3. исследования на континентальном шельфе могут осуществляться с согласия прибрежного Го.

75. Понятие и международно-правовой режим открытого моря

Это водная часть морского пространства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, открытая для использования всеми государствами на основе норм МП.

Особенности:

1. никакое Го не вправе претендовать на подчинение какой-либо части этого пространства своему суверенитету.

2. открытое море свободно для всех Го:

Режим свободы открытого моря включает:

- свободу судоходства.

- свободу полетов.

- свободу прокладки подводных трубопроводов и кабелей.

- свободу возведения искусственных островов и др. установок.

- свободу рыболовства и промысла.

- свободу научных исследований.

76. Понятие, источники и принципы международного воздушного права

- это совокупность специальных принципов и норм, регулирующих отношения государств в связи с использованием воздушного пространства и определяющая его правовой режим.

Принципы:

1. исключительный и полный суверенитет государства над их воздушным пространством:

- Го самостоятельно устанавливают режим использования своего воздушного пространства.

- может использоваться для полетов иностранных аппаратов только в соотв. с разрешительным порядком.

- Го устанавливает маршруты или трассы полетов, и запретные зоны для полетов.

- Го (при прибытии иностранного воздушного судна в аэропорт) вправе производить его досмотр и проверку документов.

- на иностранные воздушные суда, их экипажи и пассажиров распространяются паспортные, таможенные, санитарные и др. правила.

2. принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве:

- открытое воздушное пространство – воздушное пространство за пределами территориальных вод прибрежных Го.

- все воздушные суда во время пребывания подчиняются юрисдикции только Го своей регистрации, соблюдая при этом ряд международных правил и требований.

3. принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации:

Го обязаны:

- принимать меры по обеспечению технической надежности авиационной техники, аэропортов портов.

- вести борьбу с актами незаконного вмешательства в деятельности гражданской авиации.

Задача развития международной гражданской авиации, обеспечения ее безопасности возложена государствами на Международную организацию гражданской авиации (ИКАО).

Эта организация обеспечивает постоянное уточнение и обновление единых требований к технике безопасности аэронавигации с учетом научно-технического прогресса в области авиации.

77. Понятие, источники и правовые принципы международного космического права

Международное космическое право – система международных принципов и норм, устанавливающих основы космического сотрудничества государств, а также правовой режим космического пространства, включая небесные естественные и искусственные

тела, космонавтов, и регулирующих права и обязанности участников космической деятельности.

Предмет - регулирование международных отношений в процессе космической деятельности, а именно - правоотношения субъектов при запуске космических объектов, вопросы контроля и ответственности, определения круга субъектов космической деятельности и т. д.

Субъекты – государства.

Основными источниками являются международные договоры.

Космичаскоа пространство - пространство, находящееся за пределами воздушного пространства, т. е. на высоте свыше 100 км над уровнем Мирового океана и до пределов лунной орбиты - ближний космос, и за пределами лунной орбиты - дальний космос.

Правовой режим - космическое пространство изъято из оборота и не находится ни в чьей собственности, т. е. на космическое пространство не распространяется суверенитет какого-либо государства.

Космическое пространство и небесные тела открыты для использования и исследования

всеми государствами.

Исследование и использование космического пространства осуществляется с использованием космических объектов- это созданные человеком пилотируемые и автоматические ракеты и станции, включая средства доставки, искусственные спутники земли. Все космические объекты, запускаемые на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, подлежат международной и государственной регистрации.

Регистрация осуществляется как запускающим государством, которое ведет соответствующий регистр, так и международными организациями.

78. Участники военного конфликта и их правовое положение

Люди, проживающие на территории государств — участников вооруженных конфликтов, подразделяются на две группы:

1. те, которые относятся к вооруженным силам (сами вооруженные силы и иные воинские формирования);

- Комбанаты - люди, которые находятся в составе вооруженных сил воюющих сторон и непосредственно ведут боевые действия с оружием в руках. Если такое лицо попадает в плен, то оно приобретает статус военнопленного.

- Некомбанаты - те лица, которые входят в состав вооруженных сил, но в боевых действиях не участвуют. Не комбанаты могут иметь оружие, но исключительно в целях самозащиты. Если не комбанаты начинают участвовать в боевых действиях, то они приобретают статус комбанатов.

2. те, которые не относятся к вооруженным силам (гражданское население).

Разведчики - те участники вооруженных конфликтов, которые входят в состав воюющего государства, проникающие на территорию неприятеля с целью сбора сведений о нем для использования их своим государством. Их захват в плен влечет для них приобретение статуса военнопленного.

Военные советники и инструкторы - те лица, которые входят в состав вооруженных сил государства и в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания военной помощи в освоении военной техники и обучении личного состава вооруженных сил.

Добровольцы (волонтеров) - иностранных граждан, которые в силу своих убеждений поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны и включаются в состав вооруженной стороны, в интересах которой они выступают.

79. Средства и методы ведения военных действий: понятие, виды, характеристика

Средства и методы ведения военных действий

В МП действует ряд «основных норм», правил:

- право сторон в вооруженном конфликте выбирать методы и средства ведения войны не явл. неограниченным.

- запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания.

- запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинять обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.

- запрещается применять или д.б. ограничение в применении тех видов оружия, которые имеют неизбирательное действие (т.е. в равной мере опасны как для комбатантов, так и для мирного населения).

Средства ведения военных действий – это оружие и иная военная техника, применяемая вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и материальных средств противника, подавления его сил и способности к сопротивлению.

Методы ведения военных действий – это порядок, всевозможные способы использования средств ведения войны в указанных целях.

Виды средств и методов:

1. Запрещенные – химическое и бактериологическое оружие, мины, не являющиеся дистанционно управляемыми, мины-ловушки, противопехотные мины, убийства, взятие в плен противника путем вероломства, разрушение гражданских объектов.

2. Частично запрещенные – ядерное, а также новые виды оружия массового уничтожения (лучевое, инфразвуковое).

3. Незапрещенные – обычное стрелковое оружие, военная хитрость.

80. Правовые последствия начала войны. Объявление войны. Понятие театра военных действий

Военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного недвусмысленного предупреждения - ультиматума с условным объявлением войны.

Последствия начала войны: конец мирных отношений между соответствующими государствами:

- дипломатические и консульские связи прекращаются;

- персонал посольств и консульств отзывается;

- политические договоры (о ненападении, о нейтралитете, о военном, союзе) прекращают свое действие;

- некоторые многосторонние договоры приостанавливают свое действие в отношениях между воюющими государствами;

- к гражданам страны-противника может быть применен специальный режим; их право на выбор места жительства ограничивается;

Театр военных действий - территория, на которой вооруженные силы воюющих государств фактически ведут военные действия.

Нейтралитет - правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим. Территория нейтрального государства является неприкосновенной и не может быть превращена в театр военных действий.

81. Окончание войны и ее последствия

Военные действия м.б. прекращены в результате перемирия или капитуляции одного из них.

1. Перемирие может быть местным и общим.

- Местное перемирие носит временный характер, оно предназначено для ограниченного театра войны (поле боя, крепость, остров) с конкретными ограниченными (транспортировка раненых, больных и убитых, вывод женщин и детей из осажденной крепости) и длится, как правило, короткое время (несколько часов, один или несколько дней).

- Общее перемирие - полностью прекращает боевые действия воюющих. Оно не ограничивается каким-либо сроком. Нарушение общего перемирия является военным преступлением, за которое эти военнослужащие должны нести уголовную ответственность.

2. Капитуляция - побежденная сторона утрачивает даже формальное равенство с победителем (исключая почетную капитуляцию). Капитуляция может быть почетной, простой (обычной), общей и безоговорочной.

- Почетная капитуляция - прекращение военных действий в связи с достигнутой договоренностью между воюющими сторонами. Капитулирующая сторона имеет право покинуть позиции со знаменами, техникой и оружием.

- Простая капитуляция - прекращение военных действий на отдельном участке (сдача крепости, зоны), разоружение и пленение капитулирующих.

- Общая капитуляция - общее прекращение боевых действий с признанием капитулирующим государством своего поражения в войне.

- Безоговорочная капитуляция – общее прекращение боевых действий, разоружение и сдача всех вооруженных сил побежденного государства без каких бы то ни было условий.

Прекращение состояния войны оформляется путем заключения мирного договора, принятия односторонней декларации или подписания двусторонней декларации.

Правовые последствия окончания войны.

Для воюющих государств: прекращают действовать законы и обычаи войны и устанавливаются нормальные мирные отношения, в том числе дипломатические; возобновляется действие ранее заключенных международных договоров; заключаются новые договоры, производится репатриация гражданского населения.

Для нейтральных государств - прекращение нейтралитета.

Для других невоюющих стран - прекращение соблюдения режима военных зон, восстановление безопасности воздушной и морской навигации, возвращение интернированных граждан.

82 . Международно-правовая защита жертв войны

Жертвы войны - это лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые и больные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, гражданское население, в том числе оккупированных территорий.

Важнейшими источниками права вооруженных конфликтов являются Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.:

• Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

• Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

• Конвенция об обращении с военнопленными;

• Конвенция о защите гражданского населения во время войны.

1. Запрещено размещать военнопленных в качестве военного щита в месте дислокации войск, техники или военных объектов захватившего государства.

2. Раненым и больным необходимо оказать медицинскую помощь, независимо от того, к какой стороне в конфликте они принадлежат. Необходимо обеспечить защиту медицинского персонала и медицинских учреждений, а также их транспорта и оборудования.

3. Эмблема красного креста или красного полумесяца на белом фоне является знаком этой защиты. Лица и объекты, использующие эмблемы красного креста и красного полумесяца, не могут подвергаться нападению. В то же время, нельзя использовать эмблему неправомерно

4. Взятые в плен участники военных действий и гражданские лица, находящиеся во власти противника, имеют право на сохранение жизни, уважение их достоинства, личных прав и убеждений. Они должны быть защищены от любых насильственных действий и репрессалий. Они имеют право на переписку со своими семьями и на получение помощи. Каждому человеку должны быть предоставлены основные судебные гарантии.

83. Понятие международного уголовного права и его источники. Понятие и виды международных преступлений

Международное уголовное право (МУП) - это система принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотренными межд. договорами

Международные преступления – преступления против мира и безопасности человечества.

- агрессия (агрессивная война)

- геноцид (уничтожение групп людей по расовому, национальному или религиозному признаку).

- апартеид (проведение расисткой политики).

- экоцид ( посягательства на природную среду, т.е. загрязнение окружающей среды с тяжкими глобальными последствиями).

Ответственность несут – Го (материальную или политическую) и ФЛ – высшие должностные лица и исполнители. Могут привлекаться как национальными судебными органами, так и международными.

Преступления международного характера – транснациональные ( деяния лиц, предусмотренные международными соглашениями, которые посягают на интересы нескольких Го, на международный правопорядок и вследствие этого представляют международную общественную опасность, носят общий уголовный характер.

- захват заложников, воздушных судов

- пиратство на море

- незаконный оборот наркотических средств

- подделка денежных знаков

Ответственность несут только ФЛ. Привлекаются к ответственности национальными судебными органами.

84. Организационные формы сотрудничества государств в борьбе с обще уголовными преступлениями. Международные органы по борьбе с преступностью, их общая характеристика

Формы сотрудничества:

1. оказание правовой помощи по УД: розыск преступников, допрос свидетелей, сбор вещ. доказательств, вручение документов и др.

2. договоренности между Го о выдаче лиц, совершивших преступления.

3. обмен различного рода информацией, включая все сферы борьбы с преступностью.

4. обмен опытом в борьбе с преступностью.

5. оказание профессионально-технической помощи

Механизм сотрудничества:

Договорный (конвенционный) – осуществляется посредством заключения международных Д. о правовой помощи по УД.

Организационно-правовой – осуществляется ч/з деятельность общих и специализированных международных организаций и органов:

ООН - международная организация, главной задачей которой является поддержание и укрепление международного мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами.

СНГ - основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами МП. Цели: сотрудничество в политической, экон., экологич. и иных областях, обеспечение прав и свобод человека; сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, взаимная правовая помощь.

Интерпол - международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в области борьбы с общеуголовной преступностью. Интерпол не осуществляет никаких вмешательств в деятельность политического, военного, религиозного и расового характера.

Международные суды - судебные органы, создаваемые на основе международных договоров для рассмотрения споров между государствами или между государствами и частными лицами.

85. Уровни и правовые формы сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Цели и задачи такого сотрудничества

Формы сотрудничества:

6. оказание правовой помощи по УД: розыск преступников, допрос свидетелей, сбор вещ. доказательств, вручение документов и др.

7. договоренности между Го о выдаче лиц, совершивших преступления.

8. обмен различного рода информацией, включая все сферы борьбы с преступностью.

9. обмен опытом в борьбе с преступностью.

10. оказание профессионально-технической помощи

Уровни сотрудничества:

1. Двусторонний (позволяет полно учесть характер отношений м/у двумя Го, а также их взаимные интересы по конкретным вопросам сотрудничества).

2. региональный (в рамках СНГ, СЕ).

3. универсальный (в рамках ООО).

Задачи и цели:

- согласование квалификации преступлений, представляющих опасность.

- координация мер по предотвращению и пресечению межд. преступлений.

- установление юрисдикции над преступлениями и преступниками.

- обеспечение неотвратимости наказания.

- оказание правовой помощи по УД.

86. Цели и задачи Интерпола, его структура

- это международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в области борьбы с общеуголовной преступностью. Интерпол не осуществляет никаких вмешательств в деятельность политического, военного, религиозного и расового характера.

Местонахождение постоянно действующих центральных органов Интерпола — Лион

Цели:

- обеспечивать и развивать широкое взаимное сотрудничество всех служб уголовной полиции в рамках существующего законодательства стран в духе Всеобщей декларации прав человека.

- создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению и борьбе с уголовной преступностью.

Задачи:

1. координация усилий отдельных стран в области борьбы с общеуголовной преступностью,

2. координация международного розыска,

3. борьба с: торговлей людьми, организованными преступными сообществами, контрабандой наркотиков, фальшивомонетничеством и подделкой ценных бумаг, преступностью несовершеннолетних;

4. борьба с терроризмом.

Структура:

Генеральная ассамблея (высший пленарный орган) – созывается 1 раз в году.

Исполнительный комитет – выборный адм. орган, который осущ-т ф-ции ГА в период м/у сессиями. Заседания ИК проводится 2 раза в год. Состав: Президент, 3 вице-президента, 9 делегатов.

Генеральный секретарь – состав – адм.-технический персонал, специалисты.

Консультанты (советники) – назначаются из числа ученых и практиков ГА сроком до 3 лет.

Национальные центральные бюро – постоянно действующие рабочие органы на национальном уровне. Создаются в каждй стране – участнице организации.

87. Институт выдачи преступников в международном праве (экстрадиция)

Экстрадиция (вы́дача престу́пников) — форма международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Заключается в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, либо осуждённого преступника.

Выдача преступников — право государства , но не его обязанность. Обязанностью она становится лишь при наличии двустороннего договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам.

Должно соблюдаться правило «двойной подсудности », т.е. преступление, за совершение которого запрашивается выдача, должно признаваться таковым в законодательстве как запрашивающей, так и запрашиваемой стороны.

Условия отказа в выдаче:

обоснованные подозрения запрашиваемого государства о том, что лицо преследуется по политическим мотивам или что в случае выдачи оно может быть подвергнуто пыткам или смертной казни.

Выдача своих граждан - в большинстве стран мира своих граждан не выдают. Россия является членом Европейской Конвенции об экстрадиции 1957 г., она подписала эту Конвенцию с оговорками, запрещающими выдачу российских граждан. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству.

Процедура выдачи - начинается с направления одним государством другому соответствующего запроса. Запросы передаются либо через министерства иностранных дел, либо напрямую через правоохранительные органы (министерства внутренних дел, юстиции, прокуратура и т. п.).

В случае задержания предполагаемого преступника в запрашиваемом государстве начинается судебная процедура. Роль суда — подтвердить юридическую обоснованность запроса и соблюдение всех соответствующих требований. Если суд отклоняет запрос, процедура прекращается. Если же суд подтверждает возможность выдачи, решение принимается административными органами.

88. Содружество независимых государств: правовая природа, цели и задачи

СНГ - межгосударственное объединение (договор о сотрудничестве между независимыми странами).

СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами МП. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

Основными целями организации являются:

1. сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

2. всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;

3. обеспечение прав и свобод человека;

4. сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;

5. взаимная правовая помощь;

6. мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации

Высшим органом организации является:

Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-члены, и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год.

Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается четыре раза в год.

Все решения, как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса.

89. НАТО и ее противоречивый характер деятельности

Военно-политическая организация - НАТО.

Цель : обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами ООН. НАТО призвана обеспечить прочный мир в Европе и сохранить стратегическое равновесие во всей Европе.

Участники НАТО обязуются разрешать все межд. споры мирными средствами, чтобы не были поставлены под угрозу межд. мир, безопасность и справедливость.

Руководящими органами НАТО являются Североатлантический совет, комитет оборонного планирования, группа ядерного планирования, другие комитеты, генеральный секретарь.

Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, постоянного военного комитета и международного военного штаба.

В настоящее время в НАТО входят 16 государств. Эта организация принимает активное участие в решении межд. конфликтов. Зачастую НАТО подменяет ООН и ее решения.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  262  263  264   ..