Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 14

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  579  580  581   ..

 

 

Управленческий решения

Управленческий решения

Оглавление

2. 2. Подходы к принятию управленческого решения. ………………25

2. 3. Краткая история создания организации «ООО

«Инфра-Трейд»»…………………………………………………………….....28

Доступный временной диапазон


Допустимый диапазон результатов

Твып.

Т3

Т2

Т1

А41

А32

А31

А22

А21

Pi = Fi / (1+ r) i

А11

Группа компаний

Численность людей

Приоритеты

Микро-компании

Все формы компаний, в т.ч. без образования ЮЛ

Рисковое пр-во

до 100

Инициативно - целевая; Регламентная; Программно-целевая

Типовое пр-во

до 1000

Регламентная; Программно-целевая; Инициативно-целевая

Малые предприятия

Товарищества, общества, кооперативы, унитарные предприятия

10 тыс.

Программно-целевая; Регламентная; Инициативно-целевая

Средние комапнии

Акционерные общества открытого и закрытого типа

100 тыс.

Программно-целевая; Регламентная; Инициативно-целевая

Крупные компании

Финансово-промышленные группы, международные корпорации

1 млн.

Программно-целевая; Регламентная; Инициативно-целевая

Социумы

Государства, международные союзы и объединения

св. 100 млн.

Только регламентная

Модель объекта управления, в котором подготавливаются

2.2. Подходы к принятию управленческого решения.

Модель самого процесса подгоовки

Виды коммуникаций

Характеристика конкретных видов документов

Пример использования информации при разных видах коммуникаций

Пример применения документов при осуществлении разных видов коммуникаций

Внешние

Отчёты, переговоры

Информация используется для распределения товара между офисами

Обеспечивает контроль над реализацией товара, задолженность перед акционером

Неформальные

Беседа, рассказ

Слухи о грядущих перемещениях

Стимулирование работников, выявление возможной реакции людей на решения руководителя

Функциональная зона

Слабая

Средняя

Сильная

1

2

3

4

5

Маркетинг

Х

Х

Персонал:

Система ценностей

Х

Х

Х

Х

Показатели

2004 г.

2005 г.

2005 к 2004 в %

Отклонение 2005от 2004 г

Сумма

В %

Товарооборот

6526,0

8328,0

127,61

+1802,0

27,61

Себестоимость

4895,0

6246,0

127,60

+1351,0

27,60

Валовой доход

1631,0

2082,0

127,65

+451,0

27,65

В % к товарообороту

24,99

25,00

100,04

+0,01

0,04

Валовой доход без НДС

1359,17

1735,00

127,65

+375,83

27,65

В % к товарообороту

20,826

20,833

100,03

+0,007

0,03

Издержки обращения

680,65

969,94

142,50

+289,29

42,50

В % к товарообороту

10,43

11,65

111,70

+1,22

11,70

Прибыль от реализации

678,52

765,06

112,75

+86,54

12,75

В % к товарообороту

10,40

9,17

88,17

-1,23

-11,83

Налог на прибыль

237,48

267,77

112,75

+30,29

12,75

В % к товарообороту

3,64

3,22

88,46

-0,42

-11,54

Среднесписочная численность работников

8

11

137,5

+3

37,5

Товарооборот на одного работника

815,75

757,09

92,81

-58,66

-7,19

Фонд оплаты труда

252,00

408,00

161,90

+156

61,90

В % к товарообороту

3,86

4,90

126,84

+1,04

26,84

Средняя заработная плата в месяц

2,63

3,09

117,49

+0,46

17,49

Статья издержек

2004 год

2005 год

Отклонение

Сумма тыс.р

Уровень %

Сумма тыс.р

Уровень %

Сумма тыс.р

Уровень %

Транспортные расходы

4,60

0,07

8,45

0,10

+3,85

+0,03

Расходы на оплату труда

252,00

3,86

408,00

4,90

+156

+1,04

Отчисления на соц. нужды

97,78

1,50

146,47

1,76

+48,69

+0,26

Коммунальные расходы

8,25

0,13

9,50

0,11

+1,25

-0,02

Расходы на аренду

244,20

3,74

301,44

3,62

+57,24

-0,12

Амортизация осн. Средств

9,60

1,41

19,31

1,99

+9,71

+0,58

Расходы на ремонт

7,54

0,11

5,13

0,06

-2,41

-0,05

Износ МБП

20,17

0,31

26,37

0,32

+6,20

+0,01

Командировочные расходы

17,00

0,26

21,80

0,26

+4,8

------

Расходы на рекламу

21,50

0,33

32,00

0,38

+10,5

+0,05

Прочие

5,61

0,09

7,28

0,09

+1,67

------

Всего

680,65

10,43

969,94

11,65

+289,29

+1,22

Статья издержек

2004 год

2005 год

Отклонение

Сумма тыс.р

Уровень %

Сумма тыс.р

Уровень %

Сумма тыс.р

Уровень %

ПЕРЕМЕННЫЕ

Транспортные расходы

4,60

0,07

8,45

0,10

+3,85

+0,03

Командировочные расходы

17,00

0,26

21,80

0,26

+4,80

-------

Расходы на рекламу

21,50

0,33

32,00

0,38

+10,5

+0,05

Прочие

5,61

0,09

7,28

0,09

+1,67

-------

Итого

48,71

0,75

69,53

0,83

+20,82

+0,08

ПОСТОЯННЫЕ

Расходы на оплату труда

252,00

3,86

408,00

4,90

+156,00

+1,04

Отчисления на соц. отчисления

97,78

1,50

146,47

1,76

+48,69

+0,26

Расходы на аренду

244,20

3,74

301,44

3,62

+57,24

-0,12

Коммунальные расходы

8,25

0,13

9,50

0,11

+1,25

-0,02

Амортизация осн. Средств

9,60

1,41

19,31

1,99

+9,71

+0,58

Расходы на ремонт

7,54

0,11

5,13

0,06

-2,41

-0,05

Износ МБП

20,17

0,31

26,37

0,32

+6,20

+0,01

Итого постоянные

631,94

9,68

900,41

10,81

+268,47

+1,13

Всего

680,65

10,43

969,94

11,65

+289,29

+1,22

Рис. 15. Условно-постоянные и условно-переменные издержки.

Следует отметить, что темпы роста условно – переменных издержек отстают от темпов роста условно – постоянных издержек. Переменные издержки обращения возросли в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 20,82 тыс.руб, а постоянные – на 268,47 тыс.руб. Переменные издержки обращения увеличились за счет увеличения расходов на рекламу, командировочных расходов, расходов на рекламу. Постоянные издержки возросли за счет увеличения расходов на оплату труда, на социальные отчисления , расходов на аренду, амортизация основных средств.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются: оценка динамики показателей прибыли, обоснованности образования и распределения их фактической величины; выявление и измерение действия различных факторов на прибыль; оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.

Предприятие имеет следующие данные по прибыли, они представленные на рисунке 16.

Анализ прибыли по ООО «Инфра - Трейд»

Показатели

2004 г.

2005 г.

2005 к 2004 в %

Отклонение 2005 от 2004 г

Сумма

В %

Товарооборот

65260,00

83280,00

127,61

+18020,00

27,61

Валовой доход

16310,00

20820,00

127,65

+4510,00

27,65

В % к товарообороту

24,99

25,00

100,04

+0,01

0,04

Валовой доход без НДС

13590,17

17350,00

127,65

+3750,83

27,65

В % к товарообороту

20,826

20,833

100,03

+0,007

0,03

Издержки обращения

6800,65

9690,94

142,50

+2890,29

42,50

В % к товарообороту

10,43

11,65

111,70

+1,22

11,70

Балансовая прибыль

6780,52

7650,06

112,75

+860,54

12,75

В % к товарообороту

10,40

9,19

88,17

-1,21

-11,83

Рис. 16. Анализ прибыли ООО «Инфра Трейд»

Балансовая прибыль по сравнению с прошлым годом возросла на 86,54 тыс.руб. На балансовую прибыль в отчетном году положительно повлиял рост товарооборота на 1802 тыс.руб.

Основное влияние на прибыль оказывают такие факторы, как товарооборот, уровень валового дохода, и издержки обращения. При чем резкое изменение одного фактора может изменить всю картину в целом. Совокупное влияние факторов вызвало увеличение прибыли на 86,54 тысяч рублей.

Основным источником анализа прибыли являются форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и данные их аналитического учета.

2.6. Разработка рекомендаций по совершенствованию технологий ПРУР в ООО «Инфра-Трейд»

В понятие «технология принятия решения» входят следующие элементы: 1) для чего делать (реализация идеи, решение проблемы); 2) что именно (количество и качество объекта); 3) с какими затратами (ресурсы); 4) как (по какой технологии); 5) кому (исполнители); 6) сроки (точное время реализации решения); 7) для кого (потребитель конечного результата решения); 8) кому (место, рынок на котором будет реализовано решение); 9) что это даст (экономический, социальный, экологический, технический эффект)(рис. 17)?

Рис. 17. Алгоритм технологии принятия решения

Если в хоте выработки решения мы дадим на все эти вопросы, дав их количественную оценку, и увязать элементы в пространстве, во времени, по ресурсам и исполнителям, только в этом случае получится технология принятия решения. При этом нужно учесть требования и применить методы, рассмотренные ранее.

Технология – это совокупность методов и средств преобразования исходных материальных ресурсов, информации и других компонентов входа системы в товар и другие компоненты ее выхода. Основной ответ на который дает технология, - как делать, какими способом. Применительно к системе разработки управленческого решения на входе этой системы будут:

- совокупность научных подходов:

- методы анализа, прогнозирования, оптимизации и экономическое обоснование решения;

- требования к качеству решения;

- информация, характеризующая необходимые для принятия решения особенности проекта, внешней среды и другие данные.

На выходе системы разработки управленческого решения будет зафиксированное на каком-либо информационном носителе утвержденное решение, отвечающее требованиям входа. Процесс разработки управленческого решения является содержанием «черного ящика» - системы разработки решения. К процессу предъявляются следующие требования:

- качество процесса, определяемое профессионализмом лиц, принимающих решения (ЛПР), качеством технических средств для принятия решения, должно быть не ниже качества выхода системы;

- организация процесса разработки УР должна отвечать принципам пропорциональности, непрерывности, параллельности, прямоточности, автоматичности, ритмичности, специализации.

- длительность и стоимость процесса разработки управленческого решения должны быть минимальными при условии соответствия уровня качества решения предъявляемым требованиям.

Процесс разработки УР относится к разряду управленческих процессов. Напомним, что аналогично производственным процессам на основные, вспомогательные и обслуживающие подразделяются и управленческие процессы. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение, информация, нормативно-технический и управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого труда, то этот процесс будет основным. К обслуживающим управленческим процессам относят процессы по накоплению, контролю передаче предмета труда. К вспомогательным все те, которые создают нормальные условия для протекания основных и обслуживающих процессов: изготовления, приобретение или ремонт средств технического оснащения и т.п.

Проектирование процессов осуществляется на основе анализа и разработки мер по углублению межпроизводственной, внутрипроизводственной, технологической и функциональной специализации. Факторами углубления специализации являются унификация, типизация и стандартизация операций, процедур, методов, информации и других элементов системы управления. Упрощенная блок-схему разработки УР представлена на Приложение №2.

2. 7. Применение инициативно – целевых технологий в организации .ООО «Инфра – Трейд»

В ходе подготовки этой работы мы определили, что для предприятий численность персонала которых менее 100 человек могут использоваться следующие технологии ПРУР: Инициативно целевая, Регламентная и программно-целевая, приоритеты по выбору той или иной технологии располагаются именно в этой последовательности.

Как уже было сказано ранее компания «Инфра-Трейд» работает на рынке оптово-розничной торговли и импортирует пиво в Россию, которое потом распространяет в Москве, области и регионах.

Предположим, что компания собирается завести новый сорт пива, назовем условно назовем его «Фрух». Мы должны разработать технологию в условиям которой мы должны принять решение о том как организовать поставку пива и его реализацию. Для разработки технологии мы используем алгоритм разработки технологии ПРУР приведенный на рис. 17.

Прежде всего рассмотрим процесс разработки с помощью инициативно целевой технологии ПРУР. Эта технология основана на выдаче заданий для разработки или реализации УР, без указания средств и методов их выполнения. Она рассчитана на инициативного и профессионального исполнителя, будь то менеджер или конкретный работник. Технология предусматривает разработку руководителем только конечной цели управления и сопутствующих ей задач, а также срока выполнения без указания механизма ее достижения. Для этой технологии свойственны следующие характеристики:

- управленческое решение разрабатывается для персонала компании численностью не более 10 человек, чтоб возможные неудачи не приносили больших убытков компании;

- время выполнения задания не должно превышать одного месяца со дня его выдачи, также во избежание убытков;

- наличие высокого уровня профессионализма персонала или большого доверия к нему со стороны руководителя;

- производство новых товаров, услуг, информации или знаний;

- наличие устойчивых неформальных отношений в коллективе, для ускорения получения помощи в процессе выполнения задания.

И так, руководство компании приняло решение привести новый сорт пива.

Задачи:

- выведение нового бренда на уже существующий рынок;

- обеспечить представление этого сорта пива в сетевых магазинах и сетевых ресторанах;

- создание положительного мнения о новом пиве.

Используя инициативно – целевую технологию, руководство компании доводит эту цель до менеджеров, соответственно не сообщая каким образом поставленная цель-задача должна быть выполнена. В такой ситуации действия менеджера сводятся к разработке собственного процесса решения поставленных задач.

Моделируем ситуацию. Нам нужно начать работать с крупной сетью магазинов. Для этого менеджер самостоятельно разрабатывает план действий и реализует его. Предположим, что у нас есть два способа:

1. Выступить в непосредственные переговоры с руководством этой сети, что зачастую довольно проблематично. И входе переговоров выбрать вариант сотрудничества, который устроил бы обе стороны.

2. Имея контакты с дружественными – партнерскими компаниями, у которых уже есть действующие контракты с сетями предложить новое пиво им, так как в такой ситуации мы теряем часть своих доходов, так как цена по которой мы отдаем пиво не на прямую в магазин, а через дистрибьютора ниже, но получаем присутствие пива в сети магазинов, что и является нашей конечной целью.

Мы выбрали первый вариант и готовы самостоятельно вступить в переговоры с дирекцией сети магазинов. Для этого мы составляем предварительное коммерческое предложение, подготавливаем описание продукта с указанием его свойств и уникальных особенностей, возможно готовим образцы.

Если процесс переговоров прошел успешно, то мы выполнив цель начинаем заниматься вопросом контроля выполнения обязательств сторон. Используя некоторые возможности марчендайзинга мы отслеживаем движение продукта, его выкладку, проводим исследования потребительского спроса. Для улучшения качества продаж проводим рекламные компании и мероприятия по продвижению продукта на более обширный потребительский рынок.

Таким образом, используя инициативно – целевую технологию руководство данной компании («Инфра-Трейд») отдает решение задачи на откуп менеджеров. За счет своих профессиональных навыков менеджер самостоятельно моделирует ситуацию и ищет способы решения.

Ответственным за реализацию принятого решения в данной компании является менеджер, он определяет:

- сроки и параметры выполнения решения, при использовании инициативно целевой технологии это время ограничено месяцем;

- ресурсы по средствам которых будет реализован проект;

- и наконец результат решения должен полностью соответствовать тем целям, которые были поставлены начальством.

Как мы знаем на предприятиях малого бизнеса, численность работников в которых менее 100 человек могу применяться еще программно-целевая и регламентная технологии, но они используются в значительно меньшей мере, чем инициативно-целевая. Причины менее частого использования этих двух технологий следующие.

Для применения программно-целевой технологии в компании «Инфра-Трейд» необходимо выполнить такие условия:

- численность персонала от 1000 человек и более (напомним, что штат компании ООО «Инфра-Трейд» менее 50 человек);

- время ожидания по выполнению задания около до года (для небольшого предприятия это слишком большой срок):

- главное четкое разделение управленческого и производственного персонала, а в данной компании менеджер участвует, как в процессе управления, так решает производственный задачи. Такая технология на данный момент не подходит для ООО «Инфра-Трейд».

Теперь, что касается регламентной технологии ПРУР. Для ее реализации необходимо выполнить следующие условия:

- численность персонала не менее 10 тысяч человек;

- время на выполнения задач не определено так, как при использовании этой технологии важней сам процесс достижения цели (предприятия малого бизнеса такого промежутка времени себе позволить не могут так, как в условиях современного рынка им приходится в большей степени решать оперативные задачи);

- так же при использовании такой технологии важен такой момент, при выполнении задачи всегда можно рассчитывать на дополнительные ресурсы, как то: финансовые, технологические, интеллектуальные, сырьевые и др. (зачастую предприятия органичны в ресурсах необходимых для реализации необходимых задач);

- инновационная деятельность должна носить длительный характер и является достаточно затратной (многие предприятия не имеют возможность реализации своих инновационных проектов).

Таким образом, вы видим, что в компании ООО «Инфра-Трейд» при наличии сегодняшних мощностей и средств, компания верно выбрала технологию ПРУР. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что основной труд по развитию бизнеса лежит не только на руководстве, но и на менеджерах участвующих непосредственно в процессах связанных с решением и постановкой задач.

Заключение

В ходе изучения теории и методологии основы «Технологии разработки и реализации УР». Нами проанализирован, как в теоретической опыт в процессе реализации УР, так и рассмотрены технологий на реальном предприятии в сфере оптово-розничной торговли.

Изучение пробелены поставленной в основу проекта дает возможность сформулировать следующие выводы:

По первому разделу, что технология ПРУР - это процесс преобразования имеющихся у менеджера сведений, данных, информации о возникшей перед ним проблеме или поставленной ему задаче в точно сформулированное решение, в котором будет подробно указано, кому, что, когда, где и с помощью чего надлежит следить.

- выделить современные технологии ПРУР, описать их и дать характеристики. Из множества вариантов технологий ПРУР мы выделили три: инициативно - целевая, программно – целевая и регламентная. Для каждой технологии мы выделили основные критерии – условия выполнив которые можно использовать или внедрять данную технологию.

Инициативно – целевая технология ПРУР реализуется при выполнении таких условий:

- решение разрабатывается для персонала численностью не более 10 человек, чтоб возможные неудачи не приносили больших убытков компании;

- время выполнения задания не должно превышать одного месяца со дня его выдачи, также во избежание убытков;

- наличие высокого уровня профессионализма персонала или большого доверия к нему со стороны руководителя;

- производство новых товаров, услуг, информации или знаний;

- наличие устойчивых неформальных отношений в коллективе, для ускорения получения помощи в процессе выполнения задания.

Программно – целевая технология ПРУР реализуется при выполнении таких условий:

- решение разрабатывается для персонала численностью не более 1000-1500 человек;

- время выполнения задания не должно превышать одного года со дня его выдачи;

- обеспечение определенности и доступности управленческих и производственных ресурсов;

- наличие явно выраженного разделения управленческого и производственного труда;

- направленность УР на выпуск серийной и массовой продукции в течении длительного времени;

- наличие большого объема типовых процедур, ситуаций и решений.

Регламентная технология ПРУР реализуется при выполнении таких условий:

- решение разрабатывается для персонала или населения численностью не менее 10 тысяч человек;

- время выполнения задания не должно быть точно задано (важен сам процесс достижения цели);

- наличие практической возможности существенного и непрогнозируемого ограничения ресурсов (финансовых, технологических, интеллектуальных, сырьевых и др.);

- инновационный или длительный характер ПРУР.

По второму разделу:

- мы рассмотрели вопрос принятия решения на в конкретной организации. Мы дали описание организации ООО «Инфра-Трейд» поставили задачу и рассмотрели возможный вариант выполнения задачи.

- исходя из масштабов организации, характеристики ее деятельности мы выбрали для разработки управленческих решений инициативно – целевую технологию. Обосновали по каким причинам и критериям выбор пал именно на эту технологию.

Кроме того к важнейшим рекомендациям можно отнести следующее: эффективность реализации всех выводов рекомендаций может быть подтверждена расчетами по основным показателям управленческой и реализации хозяйственной деятельности.

К управленческим показателям, например, можно отнести степень выполнения общей системы менеджмента на предприятии. Качество выполнения менеджерами и специалистами должностных обязанностей в соответствии с их должностными инструкциями и корпоративной этикой организации. Процент текучести кадров, травматизм, количество несчастных случаев, количество жалоб на уровень оплаты труда или деятельность руководителей.

Цели и задачи поставленные в начале работы считаю выполненными, а материал представленный в работе достаточно полным для того чтоб понять сущность вопроса «Технологии разработки и реализации управленческих решений» на предприятии оптово – розничной торговли.

Литература

· Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005

· Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учеб.для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.

· Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. - М.: Дело,2000.

· Михайлов В.И. Как принимать решения: Учеб.пособие. – СПб.: Химера,1999.

· Менеджмент: Учеб.для вузов / Под ред. М.М. Максимцева и А.В. Игнатьевой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1998.

· Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учеб.пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.

· Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.

· Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник.6-изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М. – 2005.


[1] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс:2-е изд.: Учебник - М.: Фирма "Гардарика", 1996.С.42.

[2] Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебное пособие - М.: ЗАО "Бизнес-школа"Интел-Синтез", 1997.С51.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  579  580  581   ..