Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 13

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  479  480  481   ..

 

 

Субъекты трудового права, их характеристика

Субъекты трудового права, их характеристика

Федеральное агентство по образованию

Кафедра Гражданского права

Контрольная работа


2. Работник как субъект трудового права

3. Работодатель как субъект трудового права

4. Профессиональный союз как субъект трудового права

Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 ФЗ от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

Основное назначение профсоюзов - представительство и защита трудовых прав и интересов своих членов.

Формальным условием правосубъектности профсоюза является его легализация в обществе. Действующее законодательство устанавливает более простой в сравнении с другими юридическими лицами порядок легализации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций.

Ст. 2 Закона о профсоюзах устанавливает, что создавать профсоюзы, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов имеет право по своему выбору каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую, профессиональную деятельность.

Согласно ст. 18 Закона РФ от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения.

Решение о создании общественного объединения, об утверждении его устава, и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений, общественное объединение считается созданным, осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законодательством.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного общественного объединения Министерством юстиции РФ или его территориальным органом в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа.

Основные права профсоюзов закреплены в главе II Закона о профсоюзах и главе 58 ТК. К ним относятся права профсоюзов:

на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников;

на содействие занятости;

на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением;

на участие в урегулировании коллективных трудовых споров;

на информацию;

на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров;

на осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде, об охране труда и окружающей природной среды;

на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества;

на социальную защиту работников;

на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров.

Обязанности профсоюза - это общие обязанности общественного объединения, закрепленные в ст. 29 Закона РФ "Об общественных объединениях". Согласно этой статье общественное объединение обязано:

соблюдать законодательство РФ, общепризнанные нормы и принципы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

ежегодно информировать орган, принявший решение о регистрации общественного объединения, о продолжительности своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

представлять по запросу органа, принимающего решение о регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

допускать представителей органа, принимающего решение о регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;

оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ;

информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статье 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных выше, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Гарантии прав профсоюзов закреплены в главе III Закона о профсоюзах и статьях 374-377 ТК РФ, которые включают гарантии:

имущественных прав профсоюзов;

работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы;

освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы;

права на труд работникам, являющимся членами профсоюзных органов;

обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюза.

Согласно ст. 31 Закона о профсоюзах за невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

Федеральными законами такой ответственности не установлено. Единственный случай ответственности профсоюза установлен ст. 417 ТК. Профсоюз объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.


5. Объединение работодателей как субъект трудового права

Работодатели имеют право без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов на добровольной основе создавать объединение работодателей в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Объединение работодателей - форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц).

Правовое положение объединения работодателей определяется федеральным законом от 27 ноября 2002 г. "Об объединениях работодателей" и иными федеральными законами.

Объединения работодателей могут создаваться по территориальному, региональному, отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.

Объединение работодателей создается на основании решения учредителей.

Учредителями объединения работодателей могут быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей.

Правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Права и обязанности объединений работодателей закреплены в федеральном законе "Об объединениях работодателей".

Так, ст. 13 указанного закона к правам объединения работодателей относит:

право формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профсоюзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;

согласовывать с другими объединениями работодателей позицию объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;

выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению социально-партнерских соглашений;

наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по разрешению коллективных трудовых споров;

вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей;

принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения;

проводить консультации (переговоры) с профсоюзами и их объединениями, органами исполнительной власти, местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики;

получать от профсоюзов и их объединений, органов исполнительной власти, местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением.

Согласно ст. 14 объединение работодателей обязано:

вести в порядке, установленном федеральными законами, коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения с профсоюзами и их объединениями;

выполнять заключенные соглашения в части, касающейся обязанностей объединения работодателей;

предоставлять своим членам информацию о заключенных объединением работодателей соглашениях и тексты этих соглашений;

предоставлять профсоюзам и их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления имеющуюся у объединения работодателей информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;

осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателей соглашений;

содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями - членами объединения;

исполнять иные предусмотренные уставом объединения работодателей обязанности.

Объединения работодателей несет ответственность за нарушение или невыполнение заключенных им соглашений в части, касающейся обязательств этого объединения, в порядке предусмотренном законодательством РФ, указанными соглашениями.

Объединение работодателей не несет ответственности по обязательствам своих членов, в том числе по их обязательствам, предусмотренным соглашениями, заключенными этим объединением работодателей (ст. 15), ответственность в данном случае несут члены объединения работодателей (ст. 9).

Прекращение работодателем своего членства в объединении работодателей не освобождает его от ответственности за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными в период членства работодателя в указанном объединении.

Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашений, заключенных этим объединением, несет ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями (ст. 9).


Заключение

Под субъектами трудового права следует понимать участников трудовых и иных, тесно связанных с ними, общественных отношений, включаемых в предмет трудового права, которые являются обладателями субъективных прав и обязанностей.

В зависимости от вида указанных общественных отношений субъекты следует классифицировать так:

- работники и работодатели (в собственно трудовых правоотношениях);

- представители работников и работодателей (в отношениях по социальному партнерству);

- профсоюзные органы или иные уполномоченные работниками органы и работодатели (в отношениях по организации труда и управлению трудом);

- органы по рассмотрению трудовых споров (в отношениях по рассмотрению трудовых споров);

- органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства (в отношениях по надзору).

Правовое положение субъектов трудового права определяется:

1) трудовой правосубъектностью;

2) совокупностью признанных Конституцией РФ и трудовым законодательством основных (статутных) прав и обязанностей;

3) ответственностью за неисполнение возложенных обязанностей.

Применительно к работникам и их представителям необходимо подчеркнуть и существование юридических гарантий трудовых прав.

Трудовая правосубъектность представляет собой особое свойство субъектов трудового права, их способность иметь права и обязанности (правоспособность), способствовать своими действиями приобретению прав и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения (дееспособность).

Правосубъектность выступает предпосылкой наделения субъекта трудового права субъективными правами и обязанностями, то есть дает лицам, организациям и органам возможность участвовать в правоотношениях.

Статутные (основные) права и обязанности являются исходными и неотчуждаемыми. Они закреплены Конституцией РФ и законами. Многие права в сфере труда признаются мировым сообществом основными правами человека.

Статутные права составляют основу комплекса субъективных, то есть принадлежащих субъекту права, прав и обязанностей. Субъективные права могут устанавливаться не только законами и иными нормативными правовыми актами, но и соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.

Реализуя социальную (защитную) функцию, трудовое право придает большое значение установлению правового статуса работников и их представителей и создает систему гарантий осуществления предоставленных им прав.

Юридические гарантии - это установленные законами, иными нормативными правовыми актами организационно-правовые средства реального осуществления субъективных прав. Гарантии, по сути, представляют собой механизмы реализации установленных прав.

Важным элементом правового статуса субъекта трудового права является ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей. В трудовом праве выделяют дисциплинарную и материальную ответственность работника и материальную ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику.

Равно как трудовые отношения являются основными отношениями предмета трудового права, так работник и работодатель и их представители представляют основных его субъектов. В большинстве случаев представителями работников являются профсоюзы, а представителями работодателей - объединения работодателей.


Библиографический список

1Анисимов А.Л. Трудовые отношения и трудовые споры / А.Л.Анисимова. - М.: Юстицинформ, 2008. – 261с.

2Буянова М.О. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / М.О.Буянова, К.Н. Гусов К.Н. - М.: "Проспект", 2009. – 513с.

3Гейхман В.Л. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / В.Л. Гейхман, Е.Н. Сидоренко. - М.: Издательство "Юрайт", 2009. – 459 с.

4Колобова С.В. Трудовое право России / С.В. Колобова. –М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. – 437с.

5Никольский В.А. Трудовое право Российской Федерации / В.А. Никольский. - М.: ЕАОИ, 2008 - 404 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  479  480  481   ..