Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 13

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  51  52  53   ..

 

 

Принципы организации нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Азербайджанской Республики

Принципы организации нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Азербайджанской Республики

Национальная Академия Авиации

Гарантируется свобода массовой информации.

Запрещается государственная цензура в средствах, массовой информации, в том числе в печати.

В области обеспечения принципа гласности важное значение имеет ряд принятых законов: Закон о печати, о средствах массовой информации, о государственной тайне, об архивах, о референдуме, о свободе проведения собраний.

По основам конституционного строя Азербайджанское государство демократическая, правовая, светская, унитарная республика.

Одним их основных принципов истекающих и закрепленных в конституции Азербайджанской Республики, которые придерживаются органами исполнительной власти в своей нормотворческой деятельности является необходимое условие демократии – народовластие. Единственным источником государственной власти является народ Азербайджана. На основании ст.1 Конституции Азербайджанской Республики единственным источником государственной власти является – народ Азербайджана. Органы государственной власти претворяя в жизнь свои полномочия придерживаются принципа народовластия. В данной норме выражена идея о суверенитете народа. В процессе осуществления суверенитета народа принадлежащей ему государственной власти – предметом государственно-правового регулирования являются общественные отношения. Суверенитет народа выражается в различных формах непосредственный демократии: избрание должностных лиц органов исполнительный власти.

Развивая и углубляя ряд более конкретных и принципиальных положений Конституции Азербайджанской Республики закрепляются одним их самых главных принципов – принцип народовластия.

Носителем суверенитета и единственным источником в Азербайджанской Республике является её народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственный власти и органы местного самоуправления.

Положение о народном суверенитете обязательно в содержании любой конституции. Народным суверенитетом является собственное, неотчуждаемое право народа на власть.

В некоторых отдельно взятых источниках органов исполнительной власти отражается принцип народного суверенитета, говорится о привлечение народа в деятельность органов исполнительной власти. В некоторых случаях – практически соблюдение этого принципа не наблюдается, фактически народ остается в стороне планировании, подготовки нормативно-правового акта.

Ответственность в конституционном праве – это ответственность государственных органов, а также органов исполнительной власти и должностных лиц за нарушения конституционно-правовых норм. Принцип ответственности выступает, как реальная гарантия по претворению в жизнь прямых обязанностей должностных лиц, гарантия против злоупотребления властью. Понятие принципа ответственности заключается в том, что это такой вид правовой ответственности, который образуется в итоге не претворения, не исполнения, искажения или нарушения должностным лицом своих прямых возложенных на него полномочий, обязанностей на основании нормативно-правовых актов. Принцип ответственности его практическая ценность в нашем государстве, в особенности принцип персональной ответственности в деятельности органов исполнительной власти стремительно возрастает. Эта тенденция обусловлена, прежде всего, общими причинами, которые отражаются с усложнением протекающих в жизни управленческих процессов, повышением роли органов исполнительной власти в решении задач стоящих перед государством, повышением численности государственных служащих, а также увеличением в служебных отношения разногласий и злоупотребление властью.

В правовом государстве каждое должностное лицо и каждый орган отвечают за свою деятельность, как перед вышестоящими органами исполнительной власти. Так и перед законодательными и судебными ветвями государственной власти. Наблюдается деформация системы ответственности. Принцип ответственности государства перед своими гражданами, правового государства, порождает принцип ответственности органов исполнительной власти своей деятельностью и исполняемые полномочиями перед гражданами государства.

В своем учебнике “Государственное право зарубежных стран” Д.Л. Златопольский отмечает что, “Перед органами государственной власти, как правило, несут ответственность, и им подотчетны другие государственные органы. Эта позиция вытекает их того, что органы государственной власти, как отмечалось, создают другие государственные органы. В этом случае высший орган государственный власти, создавший другие государственные органы имеет право заслушать отчёт о работе созданного органа” в случае плохой его работы – освободить его от должности.

Принцип защиты и претворения в жизнь прав и свобод человека и гражданина, является основным началом в нормотворческой деятельности органов исполнительной власти. Целью и содержанием каждого принятого нормативно-правового акта должен быть этот конституционный принцип, который обладает приоритетом, верховенством. Эта действительность определяет нормотворчество. Этот принцип провозглашен и закреплён в международно-правовых актах: Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.; в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. На основании которых Азербайджанская Республика ратифицировала эти акты, и в дальнейшем они нашли своё отражение в нормативно-правовых актах.

Статья 12. Конституции Азербайджанской Республики говорит о высшей цели государства, которая заключается в обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Соблюдение прав человека и гражданина следует принципам права, признает его верховенство. Там самым предъявляются особые требования к нормативно-правовым актам. Нормативно-правовые акты должны быть направлены на обеспечение прав и свобод человека, соответствовать им, развивать их.

В научно-практическом комментарии к Конституции Азербайджанской Республики Шахина Алиева закрепляется основный принцип – “необходимость и незыблемость прав и свобод человека” – которому призваны следовать в своей нормотворческой деятельности органы исполнительной власти. Отступление от этого принципа означает утрату правового содержания нормативно-правового акта.

В правовых основах органов исполнительной власти наблюдаются принципы организации деятельности органов исполнительной власти которые в основном отражаются в компетенции вышестоящего, центральных и местных органов исполнительной власти. Это принципы едоначалия и коллегиальности. Принцип единоначалия присущ к единоначальным органом. Единоначальным – являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю. Единоначалия обеспечивает оперативность руководства, использование опыта руководителей и индивидуальных способностей, повышает их персональную ответственность за результаты работы органа. Единоначальными могут быть органы как общей, так и отраслевой компетенции. Единоначалие эффективно тогда, когда опираться на различные институты демократии.

В системе исполнительной власти сочетание принципов коллегиональности и единоначалия способствует как всестороннему и квалифицированному обсуждению, так и оперативному решению вопросов.

В министерствах, комитетах и других единоначальных органах образуются коллегии, в состав которых входят руководители органа, заместители и другие руководящие работники, а также специалисты. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы управления сферой, отраслью.

Принцип единоначалия - принцип организации управления, свойственный централизованным, линейным структурам управления, состоящий в том, что главные функции и полномочия руководства на предприятии, в учреждении, подразделении концентрируются в руках руководителя.

Принцип коллегиальности присущ к коллегиальным органам исполнительной власти. Сущность этого принципа заключается в принятие решения по всем вопросам компетенций которые организационно и юридически объединены группами лиц. В коллегиальных органах (правительство, министерство, комитет) решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Коллегиальность позволяет наиболее правильно решать крупные и сложные вопросы руководства с участием специалистов, с использованием их опыта.

В ст. 7 настоящей Конституции указано что, “Законодательная исполнительная и судебная власти взаимодействуют и независимы в рамках своих полномочий. Это свидетельствует о том что органы исполнительной власти Азербайджанской Республики в рамки своей деятельности” прежде всего претворяя в жизнь нормотворческие полномочия соблюдают принципы взаимодействия с другими органами власти и принципы независимости в своей деятельности.

Принцип гуманизма осуществляется и придерживается органами государственный власти и прежде всего Конституций Азербайджанской Республики. Тем самым должен соблюдаться органами исполнительный власти в претворении в жизнь своей деятельности.

Статус исполнительной власти и её органов регулируется Конституцией Азербайджанской Республики. Существенным является место органов исполнительной власти в системе разделения властей, принцип самостоятельности органов исполнительной власти.

Допустим принципы общей деятельности так и исходящей из неё нормотворческой деятельности Министерства Внутренних Дел Азербайджанской Республики, как одного их центральных органов исполнительной власти указаны в “Положении о Министерства Внутренних Дел Азербайджанской Республики” от 30 июня 2001 года. Это конкретно указанные принципы в части 2. пункте 2.1: “Министерство строит свою деятельность на основе принципов законности, гуманизма, единоначалия, уважения прав и свобод человека и гражданина и в рамках полномочий законодательства Азербайджанской Республики претворяет в жизнь функции”.

В отличие от этого положения ни в одном из других положений центральных органов исполнительных властей, а прежде всего в “Положении центрального органа исполнительной власти” от 13 февраля 2006 года отсутствует конкретно указанные принципы деятельности центральных органов исполнительной власти. Но не смотря на это эти принципы исходят из содержания этих положений, которых придерживаются центральные органы исполнительной власти, указыванием на то, что названные органы в своих полномочиях упираются и соблюдают Конституцию, Законы Азербайджанской Республики, Указы и Распоряжения Президента, Постановления и Распоряжения Кабинета Министров.

В ст.3. “Положении о Местных Исполнительных властях” от 16 июня 1999 года указаны основные принципы деятельности главы местной исполнительной власти; законность, защита прав, свобод и законных интересов граждан, сочетание интересов государства и местных интересов, гласность и учитывание общественного мнения, обеспечение экономического, социального и культурного развития соответствующего региона во имя улучшения благосостояния населения. Также в ст. 14. Положения, говорится об ответственности местных исполнительных властей за свою деятельность, что закрепляет принцип ответственности исходящих их ст.80. Конституции Азербайджанской Республики и обобщает контрольные функции над нормотворческими полномочиями местных органов исполнительной власти.

Нормотворческие полномочия органов исполнительной власти организуются на всех ступенях исполнительной власти. Как Главе исполнительной власти так и вышестоящему, центральным и местным органам исполнительной власти на основание Конституции, возложены нормотворческие полномочия.

Принципы нормотворчества органов исполнительной власти находят свое отражение в совокупности в Конституции Азербайджанской Республики, в отдельных законах, нормативно-правовых актах в отдельных положениях центральных и местных органах исполнительной власти.

Есть необходимость совершенствования правовых основ принципов организации деятельности органов исполнительной власти. Необходимо создать и сосредоточить в единый правовой акт принципы, столь важной и необходимой сферы нашей жизни, как нормотворческой деятельности органов исполнительной власти.

Этим более конкретизируется, углубиться деятельность этих органов проработаются и подвергнутся разработке актуальные принципы в этой деятельности, которые указаны в этой статье.

Есть необходимость принятия закона “Об общих принципах организации нормотворческий деятельности органов исполнительной власти Азербайджанской Республики”.

Также нужно создать условия для развития принципов профессионализма от которого зависит качество принятых нормативно-правовых актов.

Особое место должно уделяться принципу персональной и материальный ответственности должностных лиц органов исполнительной власти. В случае нанесения ущерба в связи с принятием того ими иного нормативно-правового акта со стороны должностного лица, установлении возмещения ущерба.

На передним плане создаются предпосылки для установления принципов научной обоснованности, прозрачности, субсидарности, соответствия акта по субординации и юридической силе, подзаконности.

законность народовластие нормотворческий власть


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция Азербайджанской Республики. Баку, 2002 г.

2.Научный Практический Комментарий к Конституции Азербайджанской Республики. Шахин Алиев. Баку, 2000 г.

3.Большой Юридический Энциклопедический Словарь. А.Б.Барихин. М.,2005 г.

4.“О нормативно-правовых актах”. Закон Азербайджанской Республики от 26.11.1999 г.

5.“Конституционное право зарубежных стран”. Э.П. Григонис; В.П. Григонис. С.Петербург., 2002 г.

6.“Конституционное право зарубежных стран”. М. Баглай. М.,2000.

7.“Конституции государств Европейского Союза”. Л.А. Окуньков. Из группа ИНФРА. М: НОРМА, 1997.

8.Какимова М.Ш. “Социальная справедливость как принцип советского общенародного права”. Авто диссертации на соискание ученой степени К.Ю.Н. 12.00.01. Саратов, 1990 г.

9.Ратушный С.Н. “Организационно-правовые вопросы сочетания единоначалия и коллегиальности в организации деятельности органов внутренних дел”. Авто диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. 12.00.02. Киев, 1991 г.

10. Чирков А.П. “Ответственность в системе законодательства”. Авто диссертации на соискание ученой степени. к.ю. н. 12.00.01. Москва, 1989 г.

11. Сморчков А.И. “Обоснованность правоприменительного решения (Теоретико-управленческий аспект)”. Авто диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. 12.00.01. Москва, 1989 г.

12. Лисюткин А.Б. “Принципы законности и их реализация в условиях формирования правового государства”. Авто диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. 12.00.01. Саратов, 1992 г.

13. Ержанова Ф.А. “Принцип гласности в советском конституционном праве”. Авто диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. 12.00.02. Москва, 1990 г.

14. Арановский К.В. “Обеспечение конституционности нормативных актов исполкомов местных советов”. Авто диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. 12.00.02. Ленинград, 1990 г.

15. Гаджиева Э.Н. “Принципы государственного управления на современном этапе”. Авто диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. 12.00.02. Ташкент, 2002 г.

16. Златопольский Д.Л. “Государственное право зарубежных стран: Восточной Европы и Азии”. М, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  51  52  53   ..