Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  181  182  183   ..

 

 

Средства индивидуализации юридического лица как объекта интеллектуального права

Средства индивидуализации юридического лица как объекта интеллектуального права


Субъекты права на средства индивидуализации

Субъекты права на товарные знаки

Субъекты права на наименование места происхождения товара

Субъекты права на фирменное наименование

Регистрация прав на средства индивидуализации

Регистрация наименования места происхождения товара

Регистрация фирменного наименования

Вопрос о том, с какого момента у юридического лица возникает право на фирменное наименование, представляет известную сложность и в настоящее время в российском гражданском законодательстве в окончательном виде еще не решен.

В соответствии с п.4 ст. 54 ГК РФ порядок регистрации фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с ГК РФ. В части четвёртой ГК РФ определённая чёткая процедуры регистрации фирменного наименования не установлена.

Согласно п.5 ст.1473 фирменное наименование юридического лица, не соответствующее требованиям п. 3 или 4 ст.1473, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.

Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Юридическое лицо, нарушившее правила пункта 3 ст.1474, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.

На территории Российской Федерации действует исключительное право на фирменное наименование, включенное в единый государственный реестр юридических лиц. Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Процедура регистрации фирменного наименования заключается лишь во внесении его в Единый государственный реестр юридических лиц наряду с другими данными, необходимыми для государственной регистрации юридического лица. Порядок регистрации юридических лиц определен Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Итак, законодательство Российской Федерации считает, что правовая охрана фирменного наименования осуществляется только после его регистрации в установленном порядке. Однако Российская Федерация является участницей Парижской конвенции, в которой закреплена иная позиция по данному вопросу.

В статье 8 Парижской конвенции установлено:

"Фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака".

Данное установление в силу статьи 15 Конституции Российской Федерации обязательно для Российской Федерации. Поэтому, правовая охрана фирменного наименования должна осуществляться без его регистрации. В связи с этим, исключительное право на фирменное наименование у юридического лица, возникает, не зависимо от факта его регистрации. Тем не менее, внесение в Государственный реестр фирменного наименования поможет юридическому лицу при возникновении спора доказать приоритет права на фирменное наименование, используя при этом дату регистрации самого юридического лица как дату регистрации фирменного наименования[18] .

Таким образом, завершая рассмотрение вопроса о моменте возникновения у юридических лиц прав на фирменные наименования и значении их государственной регистрации, еще раз подчеркнем главное. По нашему убеждению, право на фирму возникает у юридического лица с того момента, когда начинается ее фактическое использование, т.е. когда юридическое лицо в установленном порядке зарегистрировано в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Особая регистрация фирменных наименований необходима, более того, она должна носить обязательный характер, но при этом не иметь правоустанавливающего значения. Регистрация фирменных наименований может осуществляться как на общегосударственном, так и на региональном уровне в зависимости от того, какой из вариантов более экономичен и подкреплен в техническом отношении.


Заключение

Сущность права на фирму заключается в гарантированной юридическому лицу возможности выступать в гражданском обороте под собственным фирменным наименованием. Предоставлением такой возможности обеспечивается охраняемый законом интерес участника оборота в должной индивидуализации его деятельности на рынке товаров, работ и услуг.

Приобретая и осуществляя права и обязанности под своим фирменным наименованием, юридическое лицо реализует возможность на индивидуализацию своего участия в обороте.

В настоящее время в России существуют сотни предприятий, имеющих полностью совпадающие фирменные наименования. Подавляющее большинство из них, действуя в различных сферах бизнеса и на резных территориях, никогда друг о друге даже не слышали. Если исходить из того, что такое положение недопустимо и право на конкретное фирменное наименование может иметь только одно юридическое лицо, надлежит решить, как выйти из этой ситуации.

В реальной жизни её невозможно решить хотя бы в силу элементарной ограниченности круга тех специальных наименований, которые входят в охраняемую законом фирму, и огромного числа предпринимателей. Едва ли в подобном запрете существует и практическая необходимость, поскольку подавляющее большинство одноименных предприятий действует в совершенно различных сферах бизнеса и территориальных границах, что не создает большой опасности их смешения другими участниками оборота и потребителями.

Сказанное, однако, не следует понимать как отрицание у права на фирму свойства исключительности. Любой фирмообладатель действительно может добиваться того, чтобы используемая им фирма не применялась другими лицами. Но для этого он должен доказать по крайней мере две вещи. Во-первых, он должен подтвердить, что право на данное фирменное наименование он приобрел в установленном порядке раньше того лица, у которого он это право оспаривает. Во-вторых, ему следует, аргументировано обосновать, почему использование той же фирмы другим лицом нарушает его законные интересы. В качестве конкретных доказательств последнего он может, например, ссыпаться на то, что ответчик своей деятельностью наносит вред его деловой репутации либо незаслуженно пользуется его известностью, что это вводит в заблуждение потребителей и контрагентов, приводит к ошибкам при проведении хозяйственных операций и т.п. Далее, право на фирму относится к числу абсолютных прав, т.е. таких прав, которые действуют в отношении всех третьих лиц, обязанных воздерживаться от нарушения правомочий, предоставленных их владельцам.

Право на фирму обычно характеризуется в литературе как личное неимущественное право, с чем следует в целом согласиться. Действительно, данное право органически связано с деловой репутацией юридического лица, а также правом на защиту чести и достоинства лиц, владеющих предприятием. Однако столь же очевидна связь и даже зависимость материального положения предпринимателя от известности его фирмы и отношения к ней контрагентов и потребителей. Поэтому фирменное наименование нередко получает достаточно конкретную стоимостную оценку в составе нематериальных активов предприятия, а нарушение права на него может повлечь за собой возмещение причиненных убытков.


Список используемых источников

Нормативно-правовые акты

1. Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственно­сти: Комментарий. М., 1977;

2. Лиссабонская конвенция об охране наименований мест происхождения товара и их международной регистрации от 31 октября 1958 года;

3. Гражданский кодекс часть первая, вторая, третья от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ;

4. Гражданский кодекс часть четвёртая от 18 декабря 2006г. № 230-ФЗ;

5. Федеральный закон « о введение в действие части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18 декабря 2006г. № 231-ФЗ;

6. Федеральный закон «о защите конкуренции» от 26 июня 2006г № 135-ФЗ;

7. Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ;

8. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года N 395-1;

9. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ;

10. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ;

11. Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ;

12. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ;

13. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ;

14. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ;

15. Закон Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 года N 2383-1;

16. Постановление Верховного Совета Российской Федерации «о правилах составления, подачи и рассмотрения заявок на регистрацию товарного знака и знака обслуживания", утвержденных Приказом Роспатента от 5 марта 2003 года N 32;

17. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 14 февраля 1992 года N 2355-1 «О порядке использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур»;

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1993 года N 793 "Об утверждении положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров и положения о регистрационных сборах за официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем";

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 года N 494 "О товарных знаках на алкогольную и спиртосодержащую продукцию";

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 1996 года N 943 "Об упорядочении ввоза и реализации на таможенной территории российской федерации алкогольной продукции иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей и другими обозначениями, сопровождающими указанную продукцию";

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1993 года N 793 "Об утверждении положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров и положения о регистрационных сборах за официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем";

22. Постановлении ФАС Московского округа от 9 марта 2004 года по делу N КГ-А40/67-04;

23. Приказ Роспатента от 5 марта 2004 года N 31 "О порядке ведения государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации";

24. Приказ Роспатента от 5 марта 2004 года N 32 "О порядке ведения государственного реестра наименований мест происхождения товаров Российской Федерации";

25. Порядок включения объектов интеллектуальной собственности в состав нематериальных активов, утв. Роспатентом и Министерством науки и технической политики 13 марта 1995 г. // Патенты и лицензии. 1995.

Юридическая литература:

1. Адуев А.И., Белогорская Е.М. Товарный знак и его правовое значение. М., 1972. Прахов Б.Г., Зенкин Н.М. Справочное пособие по изобретательству, рационализации и патентному делу. Киев. 1980;

2. Волчинский В.К. Понятие и содержание фирменного наименования // Вестник МГУ. Серия XII. Право. 1973. № 1;

3. Карелина М. М. "Интеллектуальная собственность" в России;

4. Медведев Д.А. Право на фирму в условиях рыночной экономики // Осуществление и защита имущественных прав граждан и организа­ций в условиях формирования социалистического правового государства. Уфа. 1991;

5. Сергеев В.М. О правовой охране знаков обслуживания // Вопросы изобретательства. 1987;

6. Сергеев В.М. Товарный знак как средство рекламы;

7. Сергеев В.М. Фирменное наименование как объект правовой охраны // Практика изобретательской и патентно-лицензионной работы. Л„ 1978;

8. Шретер В. Советское хозяйственное право. М.-Л., 1928.


[1] Карелина М. М. "Интеллектуальная собственность" в России

[2] Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе"

[3] глава 38 ТК РФ "Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров" Таможенного кодекса Российской Федерации

[4] Шретер В. Советское хозяйственное право. М.-Л., 1928. С. 196; Волчинский В.К. Понятие и содержание фирменного наименования // Вестник МГУ. Серия XII. Право. 1973. № 1; Сергеев В.М. Фирменное наименование как объект правовой охраны // Практика изобретательской и патентно-лицензионной работы. Л„ 1978. С. 63—68; Медведев ДА. Право на фирму в условиях рыночной экономики // Осуществление и защита имущественных прав граждан и организа­ций в условиях формирования социалистического правового государства. Уфа. 1991. С. 68.

[5] Адуев А.И., Белогорская Е.М. Товарный знак и его правовое значение. М., 1972. С. 28; Прахов Б.Г., Зенкин Н.М. Справочное пособие по изобретательст­ву, рационализации и патентному делу. Киев. 1980. С. 119; Сергеев В.М. О правовой охране знаков обслуживания // Вопросы изобрета­тельства. 1987. № 12. С. 25.

[6] Интеллектуальная собственность. Правовое регулирование. Практика. Документы под ред. Семенихина В.В. - Cистема ГАРАНТ, 2006 г.

[7] п.1,2 ст.1473 гл.76 ч.IV ГК РФ от 18.12.2006

[8] Интеллектуальная собственность. Правовое регулирование. Практика. Документы под ред. Семенихина В.В. - Cистема ГАРАНТ, 2006 г.

[9] Медведев ДА. Право на фирму в условиях рыночной экономики. С. 70—71

[10] Порядок включения объектов интеллектуальной собственности в состав нематериальных активов, утв. Роспатентом и Министерством науки и техни­ческой политики 13 марта 1995 г. // Патенты и лицензии. 1995. № 6. С. 124.

[11] Приказ Роспатента от 3 марта 2003 года N 28 «О правилах принятия решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака и знака обслуживания в случае ликвидации юридического лица - обладателя исключительного права на товарный знак или прекращении предпринимательской деятельности физического лица - обладателя исключительного права на товарный знак»

[12] п.2 ст.1518 гл.76 ч.IV ГК РФ

[13] п. 2 ст. 96 ГК РФ

[14] .: Шретер В. Советское хозяйственное право. М.-Л., 1928. С. 196; Волчинский В.К. Понятие и содержание фирменного наименования // Вестник МГУ. Серия XII. Право. 1973. № 1; Сергеев В.М. Фирменное наименование как объект правовой охраны // Практика изобретательской и патентно-лицензионной работы. Л„ 1978. С. 63—68; Медведев ДА. Право на фирму в условиях рыночной экономики // Осуществление и защита имущественных прав граждан и организа­ций в условиях формирования социалистического правового государства. Уфа. 1991. С. 68

[15] ГК РФ

[16] п.6 ст.1492 гл.76 ч.IV ГК РФ

[17] п.2 ст.1529 гл.76 ч.IV ГК РФ

[18]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  181  182  183   ..