Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  601  602  603   ..

 

 

Правоконтролирующие органы СССР и РФ (прокуратура, судебная система, нотариат, адвокатура)

Правоконтролирующие органы СССР и РФ (прокуратура, судебная система, нотариат, адвокатура)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ

1.2 Судебная система в СССР

1.3 Судебная система Российской Федерации

2.1 Понятие адвокатуры

2.2 Адвокатура советского периода


2.3 Адвокатура в Российской Федерации

3.3 Нотариат в Российской Федерации


4. Прокуратура

4.1 Понятие прокуратуры

Прокуратура представляет собой систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации и независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений надзор за исполнением действующих на ее территории законов.[9]

4.2 Прокуратура СССР

24 ноября 1917 года высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров был принят Декрет о суде №1, согласно которому были упразднены существовавшие до Октябрьской революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

Уже в 1922 году, 28 мая было принято Положение о прокурорском надзоре, согласно которому в составе Народного комиссариата (наркомата) юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

· осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;

· непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного Политического Управления;

· поддержание обвинения на суде;

· наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.[17]

23 ноября 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР. Прокурором Верховного суда был назначен П.А.Красиков, которому были предоставлены широкие права: законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

После учреждения Прокуратуры Верховного суда Союза ССР, в стране начали функционировать две системы, организационно не связанные между собой: названная прокуратура и прокуратуры союзных республик в системе наркоматов юстиции.

20 июня 1933 года была образована Прокуратура Союза ССР на которую возлагались:

· надзор за соответствием Конституциям и Постановлениям Правительства Союза ССР постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти;

· наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;

· возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;

· надзор, на основе особого положения, за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска, деятельности исполнительно-трудовых учреждений;

· общее руководство деятельностью органов прокуратуры союзных республик.

Таким образом, несмотря на то, что в союзных республиках прокуратуры еще три года оставались в системе народных комиссариатов юстиции, все прокурорские органы оказались объединены под единым оперативным руководством. Прокуратуру Верховного суда Союза ССР упразднили. Первым прокурором Союза ССР был назначен И.А. Акулов.

Законом, принятым Верховным Советом СССР 19 марта 1946г. Прокурору СССР присвоено наименование Генеральный прокурор СССР.

28 декабря 1955 года было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР, которое впервые четко конкретизировало основные функции высшего надзора по всем его отраслям.

Наиболее заметным нововведением стала статья 29, предусматривающая, что в случае, если Генеральный прокурор СССР усматривает, что постановление пленума Верховного суда СССР не соответствует закону, он обязан войти по этому вопросу с представлением в Президиум Верховного Совета СССР. Таким образом, Генеральный прокурор СССР наделялся законным правом требовать отмены или изменения уже принятого высшим органом судебной власти СССР решения.

30 ноября 1979 года был принят Закон о прокуратуре СССР, в котором впервые законодательно закреплялось то, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.


4.3 Прокуратура Российской Федерации

Согласно федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации", принятый 17 января 1992 года, Прокуратура Российской Федерации определяется как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ч.1 ст.1ФЗ).

Общегосударственная значимость возложенных на прокуратуру функций предопределила ее статус как конституционного органа, закрепленного в главе 7 Конституции Российской Федерации "Судебная власть", принятой 12 декабря 1993 г.

Статья 129 Конституции России определяет, что Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Конституция России устанавливает и особый порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации - законодательным органом власти (Советом Федерации) по представлению Президента Российской Федерации.

Крупным шагом в стабилизации системы, оформлении ее государственно-правового статуса явился принятый 17 ноября 1995 г., впоследствии изменявшийся и дополнявшийся, Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 10 февраля 1999г.).

В результате законодательных преобразований прокуратура России окончательно сформировалась как структурно и функционально самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

Решая возложенные на нее законом задачи обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, прокуратура осуществляет: - надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти отраслевой компетенции, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; - надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; - надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; - надзор за исполнением законов судебными приставами; уголовное преследование;- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

В соответствии с федеральным законом прокуратура осуществляет полномочия независимо от органов государственной власти (как федерального, так и регионального уровней), органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. В законе специально оговорена недопустимость вмешательства в деятельность прокуратуры, воздействия в любой форме на прокурора и следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствовать их деятельности. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных законом, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Отдельные аспекты деятельности прокуратуры регулируются Указами Президента Российской Федерации, например, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

В своей работе по обеспечению законности органы прокуратуры также руководствуются постановлениями Конституционного суда Российской Федерации.

Система органов и учреждений прокуратуры, ее организационная структура строятся и развиваются с учетом интересов оптимального осуществления ее функций. Систему прокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ; прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры; прокуратуры городов и районов, а также межрайонные и приравненные к ним специализированные прокуратуры. В систему прокуратуры РФ входят научные и образовательные учреждения.

Высшее звено системы - Генеральная прокуратура Российской Федерации. Она является своего рода штабом отрасли, аппаратом Генерального прокурора России, который непосредственно и при помощи этого аппарата осуществляет надзор за исполнением законов, руководит деятельностью органов прокуратуры, контролирует их работу.

Второе звено прокурорской системы - прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуратуры.

Организация территориальных прокуратур соответствует федеративному устройству России. В каждой республике, крае, области, городах федерального значения, автономной области, автономных округах Российской Федерации имеются соответствующие прокуратуры.

На правах прокуратур субъектов Федерации действуют военные прокуратуры: прокуратуры военных округов, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы и других войск, приравненные по своему статусу к прокуратурам субъектов Федерации и подотчетные Генеральному прокурору РФ.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является особым видом федеральной государственной правоохранительной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

Законом определяется совокупность условий, соблюдение которых необходимо при решении вопроса о зачислении на службу в органы и учреждения прокуратуры. Так, прокурорами и следователями могут быть только граждане Российской Федерации.

Прокурорами и следователями могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование, полученное в высшем образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

К лицам, назначаемым на должность прокуроров и следователей, предъявляются повышенные требования, сформулированные в законе. Так, на службу в органы и учреждения прокуратуры не может быть принято лицо, которое не только имеет, но и имело судимость за любое преступление.На должность прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, на должность прокуроров субъектов РФ (и к ним приравненным) - не моложе 30 лет, имеющие определенный в законе стаж работы в органах прокуратуры (не менее 3 или 5 лет соответственно). Лица, впервые назначаемые на должность прокурора или следователя, принимают Присягу прокурора (следователя).


Заключение

В данной работе были рассмотрены основные моменты в истории правоохранительных органов СССР и РФ. Подводя итог можно сказать что, начиная с революционного периода и революции 1917 года, разрушившей все институты власти и подменившей закон «правосознанием революционного класса», в правоконтролирующих органах происходили поэтапные изменения, направленные на создание полноценной системы права в государстве и построение правового государства. Происходил постепенный отход от революционных идеалов к общепринятым человеческим ценностям.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что правоконтролирующие органы России в настоящее время отвечают требованиям мировых стандартов и стоят на защите прав и законных интересов человека.

Библиография

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА - М, 1998.

2. Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации” от 17.01.1992 №2202-1 (в редакции Федерального закона от 17.11.1995 №168-ФЗ) с последующими изменениями и дополнениями // Российская газета N 39, 18.02.92.

3. Федеральный конституционный закон от 31.12.96 N 1-ФКЗ “Судебной системе Российской Федерации” // Российская газета N 3, 06.01.97.

4. Федеральный закон РФ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (с изменениями на 29 июля 2000 года)” // Российская газета, N 206, 19.10.99; 01.08.2000.

5. Адвокат в уголовном процессе / Под ред. П.А. Лупинской. – М., 1997.

6. Басков В.И. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. - М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1998 .

7. Беркович Е.Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов. – М.: Экспертное бюро-М, 1998.

8. Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение. Общая теория права. Курс лекций. - Нижний Новгород, 1993.

9. Вязов В. Адвокатура вчера и завтра. // "Юридический вестник", N 9, 1994.

10. Гражданский процесс Российской Федерации / Под ред. М.С. Шакаряна. – М., 1996.

11. Гражданский процесс. / Под ред. Ю.К. Осипова, - М.: Издательство БЕК, 1996.

12. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. - М., 1996.

13. Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Современная социология права: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 1995.

14. Лубшев Ю.Ф. Адвокат в уголовном деле. – М., 1997.

15. Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. В.П. Божьева. – М., 1997.

16. Проблемвы российской адвокатуры: Сб. статей. – М., 1997.

17. Прокурорский надзор в Российской Федерации. / Под ред. В.И. Рохлина. – СПб.: Санкт-Петербургский институт экспертов, 2000.

18. Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум. /Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. М.: “Экзамен”, 2000 .

19. Российский прокурорский надзор. / Под ред. А.Я. Сухарева.– М.: Норма, 2001.

20. Семенов В.М. Правоохранительные органы в СССР. М, ЮЛ, 1990.

21. Стецовский Ю.И. Если человек обвинен в преступлении. - М., 1988

22. Теория государства и права. / Сост. М.М. Рассолов, А.Б. Венгеров, В.Е. Чиркин и др. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2000.

23. Теория государства и права: Учебник для вузов / Сост. С.С. Алексеев, С.И. Архипов, В.Н. Корельский и др. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА-Инфра - М, 2000.

24. Уголовный процесс / Под ред. П.А. Лупинской. – М., 1995.

25. Хаски Ю. Российская адвокатура и советское государство. М, 1993.

26. Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы. Учебное пособие. - М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  601  602  603   ..