Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  376  377  378   ..

 

 

Понятие и виды договора перевозки по законодательству РФ

Понятие и виды договора перевозки по законодательству РФ

1. Понятие договора перевозки

В отличие от других глав ГК, содержащих достаточно полную регламентацию гражданско-правовых договоров, исключающих во многих случаях необходимость принятия по этим вопросам специальных законов, главы 40 ГК содержит лишь основные нормы о перевозочных договорах, ориентированных в основном на перевозку наземным транспортом. Подробное регулирование перевозок всеми видами транспорта согласно ст. 784 осуществляется транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Перевозка означает перемещение кого–либо или чего-либо в пространстве с помощью транспортного средства. Транспорт является необходимым звеном процесса производства, которое, как известно, получает свое завершение в потреблении. Наряду с добывающей и обрабатывающей промышленностью и сельским хозяйством, транспорт представляет собой относительно самостоятельную отрасль материального производства. Транспортировка делает продукт доступным для потребителя, но она же увеличивает его стоимость. Транспортировка товаров может осуществляться как собственными транспортными средствами изготовителя (поставщика) или потребителя (покупателя), так и специализированными транспортными организациями (индивидуальными предпринимателями). В первом случае условия транспортировки составляют предмет договоров купли – продажи, а во втором – предмет транспортных договоров. В конечном счете, предметом всех транспортных договоров является перемещение грузов, пассажиров и багажа.[1]

Процесс транспортировки опосредуется различными договорами, имеющими неодинаковое значение для доставки грузов, пассажиров и их багажа. В связи с этим не существует единого договора транспортировки, способного охватить все разнообразные отношения, складывающиеся в процессе транспортировки, либо подготавливающие или завершающие этот процесс.

Основным транспортным договором является договор перевозки грузов, пассажиров и их багажа. Если речь идет о перевозке грузов, то с договором перевозки могут быть связаны: договор транспортной экспедиции, договор на эксплуатацию подъездных путей, договор об организации перевозок и др.

Отношения, складывающиеся при перевозке грузов, пассажиров и их багажа, регулируются Гражданским Кодексом РФ и специальными нормативными актами, отражающих специфику различных видов транспорта.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Многие специальные акты были приняты в системе планово – административного регулирования экономики и в настоящее время уже устарели.

Теперь основными нормативными актами в области транспорта являются: Устав железных дорог, Кодекс торгового мореплавания, Устав автомобильного транспорта. Так же большое значение для договоров перевозки имеют международные соглашения России. [2]

Положения главы 40 не исключают применение перевозок к городскому транспорту, условия перевозок на котором определяются правилами, учрежденными органами исполнительной власти соответствующих городов.

Перевозка почты, которая имеет значительные особенности, в данной главе не упоминается. Поэтому почтовая перевозка должна регулироваться нормами соответствующих транспортных уставов и кодексов и издаваемыми в их развитие специальными правилами перевозки почты. Договоры перевозки груза, пассажиров и багажа является публичным.[3]

2. Виды договоров

2.1 Договор перевозки грузов

2.2 Договор перевозки пассажира

2.3 Договор перевозки багажа

Багажом считаются личные вещи или материальные ценности пассажира, имеющего проездной документ (билет) и следующие вместе с ним в пункт назначения. Багаж определяется в багажный отсек и за него вносится определенная плата.

Договор перевозки багажа – договор реальный, так как с момента сдачи пассажиром багажа к перевозке в пункт назначения, данный договор считается вступившим в силу. Договор перевозки багажа – взаимный и возмездный. Так как договор перевозки багажа при помощи общественного транспортного средства считается публичным, то к нему применяется Закон о защите прав потребителя и другие правовые акты. Обязанности по перевозке багажа согласованы с договором перевозки пассажира и оформляется как дополнительное соглашение к договору перевозки пассажира.

Багаж пассажира принимается к перевозке, определяется в грузовой отсек, исключительно по факту предъявления проездного документа – билета.[10]

Договор перевозки багажа может быть прерван в любой момент на пути его следования, то есть не зависимо от срока действия проездного договора пассажира. При заключении договора перевозки багажа, оформляется багажная квитанция, которая передается на руки пассажиру. На основании багажной квитанции пассажир получает на руки багаж, о чем в проездном документе – билете делается определенная отметка.

Багажная квитанция является основанием получить багаж, так как является документом на предъявителя. Плата за перевозку багажа определяется действующими тарифами (иногда – по соглашению сторон). Плата за перевозку багажа производится в момент принятия багажа к перевозке.

При перевозке багажа воздушным видом транспорта предусмотрены определенные нормы багажа, при соблюдении которых плата за багаж не взимается. При превышении определенных норм, оплата за провозку багажа осуществляется по установленному тарифу.

При сдаче багажа к перевозке, пассажир может заявить багаж как ценный, оплатив при этом предусмотренный дополнительный сбор.

Срок доставки багажа определяется сроком передвижения транспорта в пункт назначения.

Хранение доставленного багажа в месте назначения предусмотрено бесплатное в течение 24 часов. За все последующее хранение багажа (ограниченное 30 сутками) взимается определенная плата за хранение.

По истечении 30 суток багаж заявляется как невостребованный и подлежит реализации.

Перевозчик несет полную ответственность за своевременную доставку багажа в пункт назначения, ответственность за сохранность багажа, принятого к перевозке. Если по вине перевозчика произошла утрата багажа (полная или частичная), багаж оказался испорченным, то перевозчик несет ответственность, подобную ответственности за несохранность перевозимого груза (статья 796 ГК РФ), Оплачивает определенный штраф.

В случае, когда по вине перевозчика произошла просрочка доставки багажа в пункт назначения, повлекшая за собой порчу багажа, то перевозчик и оплачивает штраф за просрочку доставки и полностью возмещает стоимость багажа. [11]

3. Правоотношения, возникающие между грузоотправителем и перевозчиком

Правоотношения, возникающие между грузоотправителем и перевозчиком на стадии согласования обязанностей по подаче перевозчиком транспортных средств под погрузку и предъявлению отправителем грузов к перевозке, а также порядка погрузки (выгрузки) груза в поданные транспортные средства регламентируются статьей 791 ГК РФ.

В соответствии с указанной статьей, перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.[12]

Как видно, взаимоотношения, складывающиеся между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком на этой стадии перевозок грузов, имеют договорную основу. Причем указанные взаимоотношения не охватываются в полном объеме теми договорами, опосредующими отношения по перевозкам грузов, которые названы в главе 40 ГК РФ.[13]

Прежде всего, необходимо дать правовую оценку отношениям, возникающим в связи с подачей грузоотправителем заявки (заказа) на перевозку грузов и принятием ее перевозчиком. Из этого юридического факта (принятия перевозчиком заявки грузоотправителя), как это предусмотрено ГК РФ (п. 1 ст. 791), следует обязательство перевозчика подавать транспортные средства под погрузку, а также обязательство отправителя предъявить соответствующие грузы к перевозке.[14]

В современной юридической литературе имеются разные взгляды на правовую природу отношений, связанных с подачей грузоотправителем заявки (заказа) на перевозку грузов и принятием ее перевозчиком, а также обязательств по подаче транспортных средств и использованию их отправителем. Так, например, одно из мнений, высказанных в юридической литературе, состоит в том, что подача и принятие заявки на перевозку груза представляют собой не сделку и не гражданско-правовое обязательство, а так называемые организационные предпосылки договора перевозки. Заключение договора перевозки груза требует наличия организационных предпосылок. Они воплощаются во встречных действиях сторон обязательства перевозки: перевозчик должен подать под погрузку транспортные средства, а грузоотправитель – предъявить груз к перевозке (ст. 791 ГК). При системе заявок (заказов) грузоотправители представляют перевозчику сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок. Подача заявки обеспечивает завязку процесса транспортировки груза, но не считается офертой в договоре перевозки.

С указанной позицией сходна и точка зрения В.А. Егиазарова, который пишет: «Подачей заявки грузоотправитель действительно способствует выполнению перевозочного процесса. Заявка в этом случае является основанием для завязки грузоперевозочного процесса и окончательно уточняет и конкретизирует порядок выполнения перевозки грузов в данный период. Естественно, здесь можно говорить только об оперативно-регулирующих функциях заявки, с помощью которой происходит впоследствии заключение договора перевозки грузов».

Из факта подачи грузоотправителем и принятия перевозчиком заявки возникает типичное двустороннее гражданско-правовое обязательство консенсуального характера: перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку, а грузоотправитель – использовать транспортные средства для перевозки груза, указанного в заявке, и в срок, установленный заявкой (ст. 791 ГК РФ).

Таким образом, источником возникновения прав и обязанностей перевозчика и грузоотправителя является их соглашение, заключаемое путем подачи заявки и ее принятия, которое и является договором.

Следовательно, можно сделать вывод о договорной основе отношений, связанных с подачей грузоотправителем заявки и ее принятием перевозчиком, а также обязательств по подаче транспортных средств под погрузку и их использованию, возникающей из принятой перевозчиком заявки, поскольку еще «заявка грузоотправителя включает в себя все существенные условия обязательства по подаче транспортных средств и их использованию и отвечает всем требованиям, предъявляемым к оферте (ст. 435 ГК). Принятие указанной заявки (оферты) перевозчиком может квалифицироваться как акцепт оферты (ст. 438 ГК)».

Таким образом, обязательство по подаче транспортных средств и их использованию всегда возникает из договора: договора перевозки, договора об организации перевозок либо из договора, заключаемого путем принятия перевозчиком заявки грузоотправителя.


Заключение

Договор перевозки проявляет себя в определениях ряда конкретных отдельных видов договоров, которые содержаться в главе 40 действующего Гражданского кодекса РФ, составляющих определенную систему договоров перевозки, которые регулируют отношения, связанные с перевозкой грузов, пассажиров и багажа в современных условиях.

Рассмотрев отдельные виды договора перевозки, и определив их значение в транспортной деятельности, можно сделать вывод о том, что все договоры, которым было уделено внимание в данной работе, можно считать в качестве отдельных видов гипотетического договора перевозки, выделяемых по указанным выше классификационным признакам.

Как известно, перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что данная организация обязана осуществить перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Договор перевозки транспортом общего пользования признается публичным договором (ст. 426 ГК РФ). Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, должны публиковаться в установленном порядке (ст. 789 ГК РФ).


Список используемой литературы

1. Гражданский кодекс РФ части 1 и 2 (по состоянию на 1.01.2009 г.) ГАРАНТ.

2. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части второй, ИНФРА – М, 1998. – 799 с.

3. Ансон В. Договорное право. – М., 1988. – 143 с.

4. Брагинский М.И. Договорное право. Книга 4. – М.: Статус, 2003. – 266 с.

5. Волынец В.С. Гражданское право. Особенная часть. Ростов – на – Дону: «Феникс», 2000. – 288 с.

6. Егоров Н.Д. Гражданское право: Практикум. Часть 2. – М., 1997. -324 с.

7. Елизаров В.А. Транспортное право. Учебное пособие. – М., 1999. – 234 с.

8. Егиазаров В.А. Транспортное право. Учебник. М., ЗАО Юстицинформ, 2008 г.-592 с.

9. Залесский В.В. Гражданское право. Часть 2, М.: Восточный экспресс, 1998. – 656 с.

10. Калемина В.В., Рябченко Е.А. Договорное право. Учебное пособие. М., ОМЕГА-Л, 2008 г.-239 с.

11. Сергеев А.П. Гражданское право, часть 2. – М.: ПРОСПЕКТ, 1999. – 592 с.

12. Суханов Е.А. Гражданское право: Учебник, том 2, М., 1993. – 345 с.

13. Стяжкина Т.А. Сборник типовых договоров. М., 2005 г.


[1] Брагинский М.И. Договорное право. Книга 4. – М.: Статус, 2003. – 266 с.

[2] Сергеев А.П. Гражданское право, часть 2.- М.: ПРОСПЕКТ, 1999. – 592 с.

[3] Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части второй, ИНФРА – М, 1998. – 799 с.

[4] Суханов Е.А. Гражданское право: Учебник, том 2, М., 1993. – 345 с.

[5] Елизаров В.А. Транспортное право. Учебное пособие. – М., 1999. – 234 с.

[6] Елизаров В.А. Транспортное право. Учебное пособие. – М., 1999. – 234 с.

[7] Брагинский М.И. Договорное право. Книга 4. – М.: Статус, 2003. – 266 с.

[8] Елизаров В.А. Транспортное право. Учебное пособие. – М., 1999. – 234 с.

[9] Волынец В.С. Гражданское право. Особенная часть. Ростов – на – Дону: «Феникс», 2000. – 288 с.

[10] Залесский В.В. Гражданское право. Часть 2, М.: Восточный экспресс, 1998. – 656 с.

[11] Елизаров В.А. Транспортное право. Учебное пособие. – М., 1999. – 234 с.

[12] Ансон В. Договорное право. – М., 1988. – 143 с.

[13] Волынец В.С. Гражданское право. Особенная часть. Ростов – на – Дону: «Феникс», 2000. – 288 с.

[14] Сергеев А.П. Гражданское право, часть 2.- М.: ПРОСПЕКТ, 1999. – 592 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  376  377  378   ..