Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  193  194  195   ..

 

 

Нормы, регулирующие отношения создания и регистрации юридического лица

Нормы, регулирующие отношения создания и регистрации юридического лица

СОДЕРЖАНИЕ

1. Теоретические положения о сущности юридического лица


2. Создание юридического лица

2.1 Теоретические и практические аспекты создания юридического лица

2.2 Основные этапы создания юридического лица

Подготовка и создание организации

Учредительные документы юридического лица

2.3 Регистрация юридических лиц: проблемы и пути их разрешения

2.4 Стадия правовой экспертизы документов, представленных для государственной регистрации юридических лиц: аргументы за и против


3. Анализ судебной практики по созданию юридических лиц

3.1 О некоторых нарушениях, влияющих на регистрацию юридического лица

3.2 Анализ практики отказов в регистрации юридического лица

1 июля 2002 года вступил в действие предусмотренный ст. 51 ГК Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее приводится сокращенно «Закон») – закон примечательный, поскольку он установил принципиально новый порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Основными новеллами Закона в части государственной регистрации создания юридических лиц (далее приводится сокращенно «госрегистрация») явились заявительный порядок госрегистрации и укороченный ее срок (всего 5 дней), разделение единой процедуры государственной регистрации на общий порядок регистрации юридических лиц (регистрация всех коммерческих и части некоммерческих организаций) и специальный порядок регистрации юридических лиц (регистрация общественных объединений, средств массовой информации, кредитных и религиозных организаций и ряда других юридических лиц), закрепленное в ст. 10 Закона установление ограниченного закрытого перечня оснований для отказа в госрегистрации (ст. 23 Закона) и, самое главное, отсутствие у регистрирующего органа на этапе госрегистрации права на проведение правовой экспертизы поданных документов; кроме того, Закон способствовал консолидации законодательства о госрегистрации и, как следствие этого, большей его прозрачности для правоприменителя.

До вступления в силу Закона госрегистрация регулировалась преимущественно Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (далее приводится сокращенно «Закон РСФСР») и утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 Положением «О государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности».

В отличие от предыдущего положения дел, отказ в госрегистрации допускается лишь в 4 случаях, прямо предусмотренных Законом (ст. 23 Закона): непредоставление определенных Законом необходимых для госрегистрации документов (ст. 12, 14 Закона), предоставление документов в ненадлежащий регистрирующий орган и, кроме того, по критерию субъекта - если учредителем создаваемого юридического лица является другое юридическое лицо, находящееся в состоянии ликвидации, либо создаваемое юридическое лицо образуется в результате реорганизации ликвидируемого юридического лица. В отличие от Закона РСФСР, Закон не содержит норм о соответствии поданных документов закону и иным правовым актам, таким образом, государственный контроль на этапе госрегистрации сводится лишь к формальной его части, материальная же часть (правовая экспертиза) на этом этапе отсутствует.

Как уже не раз справедливо отмечали многие авторы[80] , отсутствие полномочий у регистрирующего органа на проведение правовой экспертизы документов сводит на нет всю идею госрегистрации как важнейшего правоустанавливающего акта публичной власти, результатом которого является появление в гражданском обороте нового субъекта права. Следствием этого абсурда явилось появление за последнее время огромного числа «фирм-однодневок», зарегистрированных на подставных лиц, либо по украденным или утерянным паспортам, либо по фиктивным или несуществующим адресам, и злоупотреблений, причем, несмотря на очевидность этих фактов, у регистрирующих органов отсутствует реальная, закрепленная законодательно возможность отказа в госрегистрации, т.е. предупреждения указанных фактов. Именно следствием указанных недоработок явилось появление целого спектра услуг по продаже и обслуживанию юридических лиц.

Несмотря на то, что со дня вступления в силу Закона прошло уже почти 5 лет, и в Закон было внесено уже 5 изменений, а все научные работы, которые хоть как-то затрагивают указанную тематику, в один голос указывают на упущения Закона, проблемные законоположения так и не были пересмотрены.

Для того чтобы хоть как-то наладить положение дел в этой сфере, Министерство РФ по налогам и сборам (МНС), переименованное в Федеральную налоговую службу (ФНС)[81] , предприняло целый ряд мер.

К настоящему моменту стало уже традицией[82] упоминать дополнительные требования (дополнительные, по отношению к указанным в Законе), предъявляемые как к документам, представляемым для госрегистрации, так и к порядку их подачи в орган, осуществляющий госрегистрацию. В основном данные требования закреплены в письмах МНС и ФНС, намного реже в приказах (всего около 20 актов).

В качестве примеров можно привести:

- Письмо ФНС РФ от 13.09.2005 г. № ЧД-6-09/7612, в котором разъясняется, что при поступлении в регистрирующий (налоговый) орган документов для государственной регистрации в случае указания в них в качестве единоличного постоянно действующего исполнительного органа юридического лица дисквалифицированных лиц регистрирующий (налоговый) орган принимает решение об отказе в государственной регистрации;

Письмо ФНС РФ от 01.02.2005 г. № 14-1-04/253 (документ опубликован не был) определяет, что ФНС России считает возможным отказ в государственной регистрации юридического лица, указавшего в документах адрес (место нахождения), в отношении которого имеется документированная информация о незаконном использовании юридическими лицами адресов, указанных в документах при государственной регистрации в качестве места нахождения организации.

И перечень таких примеров можно продолжить. Основание отказа формально одно и то же - п. «а» ч. 1 ст. 23 Закона, т.е. непредставление необходимых для госрегистрации документов.

Все эти требования обычно воспринимаются как неизбежный факт, хотя и вызывающий известные эмоции и разговоры о произволе чиновников. Проведем правовую оценку ситуации.

Данные письма не имеют юридической силы, поскольку не являются нормативными правовыми актами - см. пп. «б» и «в» п. 4 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314, п. 2 «Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 и п. 7 Положения «О федеральной налоговой службе» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 (согласно этому Положению ФНС вообще не может осуществлять нормативно-правового регулирования, кроме случаев, прямо предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ), и, вследствие этого, не являются и источниками права как таковые. Кроме того, в абз. З ст. 1 Закона закрепляется, что законодательство РФ о государственной регистрации состоит из ГК РФ, Закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ. Стоит упомянуть также, что многие из этих писем даже не были опубликованы, тем не менее, defacto широко применяются работниками регистрирующих органов.

В самих письмах указывается, что они представляют собой «методические рекомендации», сами же эти рекомендации содержат, мягко говоря, расширительное толкование Закона, а на самом деле просто прямое его искажение.

Таким образом, применяя подобные рекомендации, регистрирующие органы нарушают Закон, а соответствующие должностные лица должны, в соответствии со ст. 24 Закона, нести установленную ответственность по ч. 1 и 2 ст. 169 УК РФ или ст. 14.25 КоАП. Уголовное дело, связанное с обвинением лица в преступлении, предусмотренном ст. 169 УК РФ, является в соответствии с ч. 5 ст. 20 УПК уголовным делом публичного обвинения, и, соответственно, представляет собой предмет прокурорского надзора.

Кроме того, если провести квалификацию действий лиц, издавших указанные акты, то получается, что в соответствии с п. 8 Положения «О федеральной налоговой службе» руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций, а поскольку в ряде писем прямо закреплен призыв к выполнению содержащихся в них «рекомендаций», то формально издание подобных актов с учетом последствий можно квалифицировать по ст. ч. 1 и 2 ст. 169 УК РФ со ссылкой на ч. 4 ст. ЗЗ УК РФ, то есть как подстрекательство.

Что до приказов МНС и ФНС, то на наш взгляд – да, ряд положений Закона абсурден и не выдерживает никакой критики, но закон есть закон, а Российская Федерация – правовое государство с позитивной системой права, и это значит, что, по крайней мере, государственные органы (а тем более органы исполнительной власти, которая на то и является именно исполнительной, а не законодательной) должны в своей деятельности руководствоваться прежде всего законом, а не субъективным представлением о правопорядке.

Таким образом, подводя итог приведенным рассуждениям, скажем, что в Закон должны быть внесены соответствующие поправки, суть этих поправок и их текст весьма полно и точно приводятся в работе В.В. Тонияна[83] ; тем не менее, до принятия этих изменений регистрирующим органам надлежит руководствоваться Законом, а не противоправными актами ФНС и МНС. И, кроме того, необходимо рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц за издание этих актов к ответственности, поскольку указанный выше прецедент имеет тенденцию к тому, чтобы стать правилом, что будет способствовать усилению чиновничьего самоуправства и уменьшению уважения к закону.

Заключение

Выполнив анализ предложенных источников по выбранной теме, изучив и обобщив необходимый материал, в заключении можно сформулировать основные выводы теоретического и практического характера, сделанные мной по результатам дипломного исследования.

В нашем исследовании выяснили, что юридическое лицо – это субъект права, искусственно созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений.

Любая организация, имеющая статус юридического лица, должна обладать определенными признаками. Признаки юридического лица – это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе – достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права.

Первым признаком юридического лица является организационноеединство (наличие четкой внутренней структуры, органов управления и соответствующих структурных подразделений для выполнения своих функций); Оно состоит в том, что объединение лиц обладающих общим интересом или иначе организация, как одно лицо (субъект права), как единое целое способное решать определенные задачи должна иметь четкую внутреннюю структуру, а так же органы управления и соответствующие структурные подразделения для выполнения своих функций (их деятельность должна быть подчинена общему руководящему органу). Организационное единство юридического лица определяется действующим законодательством и должно быть закреплено учредительными документами (устав, учредительный договор). В уставе обязательно определяются – наименование организации, предмет и цели деятельности, его место нахождения, органы управления и контроля, их компетенция, порядок образования и расходования имущества, условия реорганизации и прекращения его деятельности.

Следующим признаком юридического лица можно назвать наличие у него обособленного имущества ( наличиев собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении» имущества которым юридическое лицо отвечает по своим обязательствам). Любая практическая деятельность невозможна без соответствующих инструментов: предметов техники, знаний, наконец, просто денежных средств. Объединение этих инструментов в один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничение его от имуществ, принадлежащих другим лицам, и называется имущественной обособленностью юридического лица. Степень имущественной обособленности имущества у различных видов юридических лиц может существенно различаться. Так, хозяйственные товарищества и общества, кооперативы обладают правом собственности на принадлежащее им имущество, тогда как унитарные предприятия — лишь правом хозяйственного ведения или оперативного управления.

Третьим признаком юридического лица является наличие самостоятельной имущественной ответственности. Любая организация (юридическое лицо) несет определенную ответственность за результаты хозяйственной деятельности, и отвечает по своим долгам своим имуществом. Необходимой предпосылкой такой ответственности является наличие у юридического лица обособленного имущества, которое при необходимости может служить объектом притязаний кредиторов. Существующие исключения из правила о самостоятельной ответственности юридического лицани в коей мере не затрагивают общий принцип, поскольку ответственность иных субъектов права по долгам юридического лица является лишь субсидиарной (т. е. дополнительной к ответственности самого юридического лица).

Четвертым признаком юридического лица является выступление в гражданском обороте от своего имени. Означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Это –итоговый признак юридического лица и одновременно та цель, ради которой оно и создается. Наличие организационной структуры и обособленного имущества, на котором базируется самостоятельная ответственность, как раз и позволяют ввести в гражданский оборот новое объединение лиц и капиталов - нового субъекта права.

Согласно основным признакам, отраженным в Гражданском кодексе Российской Федерации – « Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету».

В работе изучена нормативная база по вопросам создания и регистрация юридического лица, проведена характеристика действующего и перспективного законодательного регулирования порядка создания и регистрации юридического лица.

Одним из институтов требующих совершенствования, является институт государственной регистрации юридических лиц. В связи с этим, важно выявление наиболее проблемных моментов в порядке государственной регистрации юридических лиц при их создании в Российской Федерации, т.е. исследование российской регистрации юридических лиц с точки зрения ее соответствия указанным нами объективным целям. Безусловным достоинством новой системы являются:

во-первых, принцип «одного окна», сделавший возможным легитимацию юридического лица в значительно упрощенном порядке, что отразилось на снижении административных барьеров в этой сфере;

во-вторых, введение в практический оборот единого информационного ресурса – Единого государственного реестра юридических лиц, вобравшего в себя сведения о зарегистрированных на территории Российской Федерации практически всех юридических лицах.

Установленный в Законе порядок регистрации юридического лица более чем демократичен, однако нормы этого закона имеют свои недостатки:

- закон не содержит норм о соответствии поданных документов закону и иным правовым актам: государственный контроль на этапе государственной регистрации сводится лишь к формальной его части, материальная же часть (правовая экспертиза) на этом этапе отсутствует.

С одной стороны, государственная регистрация юридического лица, которая не сопровождается проверкой соответствия закону учредительных документов, во многом превращается в простую формальность, в своего рода уведомительную процедуру. С другой стороны, закон все же не отказывается в принципе от необходимости государственной регистрации юридических лиц. В результате законодателем на настоящий момент создана такая система образования юридических лиц, которую нельзя однозначно отнести ни к нормативно-явочной, ни к явочной в чистом виде.

- законодатель допускает смешение понятий «создание», «учреждение» и «образование» юридических лиц и зачастую в нормативных правовых актах применяет как синонимы, не давая определения ни одному из них, а в других случаях включает одно понятие в другое, как составляющую часть. Отсутствие единообразного использования указанных понятий на практике может привести к путанице при применении норм права и свидетельствует о невысоком уровне юридической техники.

- в настоящее время не предусмотрена проверка наименований создаваемых коммерческих организаций на уникальность, в связи с этим широкое распространение получила практика создания коммерческих организаций с дублирующими друг друга наименованиями. Такая ситуация влечет нарушение прав различных групп лиц, так как в данном случае фирменное наименование не выполняет свою важнейшую функцию - функцию индивидуализации участника делового оборота. Таким образом, проблема обеспечения уникальности фирменных наименований требует разработки и введения правовых норм, регламентирующих соответствующие процедуры.

- минимальный уставный капитал, требуемый при создании общества с ограниченной ответственностью, в силу закона составляет 10000 рублей. Такая же сумма установлена и для закрытого акционерного общества. Однако названная величина является слишком незначительной для того, чтобы гарантировать интересы кредиторов современной коммерческой организации.

- закон о регистрации не содержит прямого указания на отказ вследствие недостоверности и ложности документов, предоставляемых в регистрирующий орган. Некоторые авторы предлагают расширительно толковать эту норму: под непредставлением понимать и недостоверность предоставленных документов, их заведомо ложное содержание. Однако судебная практика указывает на недопустимость расширительного толкования регистрирующим органом определенного законом случая отказа в государственной регистрации по причине непредставления необходимых документов.

- проблема обеспечения контроля, за местом нахождения коммерческих организаций. Значительное количество данных субъектов указывают в документах, подаваемых для государственной регистрации при создании, адреса, по которым фактически не находятся.

- следствием упрощения порядка регистрации на законодательном уровне, стали попытки регистрирующего органа самостоятельного решения практических проблем государственной регистрации, выразившиеся в издании многочисленных подзаконных актов в основном в форме писем и приказом ФНС (МНС) России. В соответствии с п. 7 Положения «О федеральной налоговой службе», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 данные письма и приказы не имеют юридической силы, поскольку не являются нормативными правовыми актами. Стоит упомянуть также, что многие из этих писем даже не были опубликованы, тем не менее, широко применяются работниками регистрирующих органов. Безусловно, решение названных проблем тесно связано с решением таких общегосударственных экономических задач, как дальнейшее развитие рыночных отношений, легализация теневой экономики, оптимизация налогообложения, оптимизация государственного контроля в целях расширения реального контроля со стороны акционеров, кредиторов, потребителей, иных участников рыночных отношений.

Л итература

I . Нормативно-правовые акты

1. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-Ф3 "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"" // Российская газета. 2007. 5 декабря. N 272.

2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145; 2006. N 6. Ст. 636.

3. Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 22. Ст. 2562;

4. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ "О Российской корпорации нанотехнологий" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 30. Ст. 3753;

5. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" // Собрание законодательства РФ 2007. 23 июля N 30. Ст. 3799;

6. Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии"" // Российская газета. 2007. 26 ноября. N 264п;

7. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 1; 2006. N 31. Ч. 1. Ст. 3454.

8. Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" // Собрание законодательства РФ. 2007. 5 ноября. N 45. Ст. 5415;

9. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ред. от 2 июля 2005 г.) // Российская газета. 2001. 10 августа. N 154, 155.

10. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 50. Ст. 4870.

11. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 20. Ст. 2321.

12. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» //СПС «КонсультантПлюс»

13. Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (в ред. на 21 марта 2002 г.) //

14. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 30. Ст. 1788; Собрание законодательства РФ. 1997. N 28. Ст. 3306.

15. Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (в ред. от 8 декабря 2003 г.) // Российская газета. 1993. N 154.

16. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм документов используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению".

17. Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. N 104 "Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ" // Собрание законодательства РФ. 2000. N 6. Ст. 777.

18. Приказ Минэкономразвития России от 25 августа 2005 г. N 205 "Об утверждении примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения" //

19. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 40.

II . Научная и специальная литература

1. Алисевич Е.С. Юридические лица как субъекты прав, закрепленных в Европейской Конвенции о защите прав человека // Гражданин и право. 2003. N 6, ноябрь-декабрь.

2. Бондаренко Д.В. Практические вопросы регистрации учредительных документов юридического лица // Право и экономика. 2006. № 45.

3. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.): Очерки теории и практики. М., 2001.

4. Гамбаров Ю.С. Курс гражданского права. Общая часть. Спб., 1911.

5. Гражданское и торговое право капиталистических государств М., 1993.

6. Гражданское право. Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. Ч. 1. М.: ТЕИС, 1996.

7. Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 1.

8. Гражданское уложение. Проект Высочайше учрежденной Редакционной Комиссии по составлению Гражданского уложения. С объяснениями, извлечениями из трудов Редакционной Комиссии и с приложением законопроекта об авторском праве, одобренного Государственной Думой / Под ред. И.М. Тютрюмова. Т. 2.

9. Грибанов В.П. Юридические лица. М., 1961.

10. Грось Л.А. К вопросу о соотношении понятий: юридические лица, коммерческие организации, субъекты предпринимательской деятельности, хозяйствующие субъекты // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России. 2004. № 3.

11. Для одноразовых фирм настанут тяжкие времена? // Налоговый курьер. 2006. № 4.

12. Долинская В.В. О балансе корпоративных интересов из практики Конституционного Суда РФ // Российская юстиция. 2006. № 2.

13. Зыкова И.В. Юридические лица: создание, реорганизация, ликвидация. М.: Издательство "Ось-89". 2005.

14. Иванов Е.В. Расчетный форвардный контракт как срочная сделка. М.: Волтерс Клувер, 2005.

15. Иоффе О.С. Советское гражданское право: Курс лекций. Л., 1958. Ч. 1.

16. Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учебное пособие. М., 2003.

17. Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М.: Статут, 2005.

18. Комментарий к Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд-во Тихомирова М.Ю, 2003; Документ содержится в системе "Гарант".

19. Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (постатейный) // Под ред. Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинникова. Статут. 2006.

20. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Спб., 1914.

21. Косякова Н.И. Юридические лица: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 1989. № 12.

22. Красавчиков О.А. Сущность юридического лица // Советское государство и право. 1976. № 1.

23. Кузнецов В. Конституция и права юридических лиц // Российская юстиция. 1997. № 4.

24. Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. М., 1997.

25. Мейер Д.И. О юридических вымыслах и предположениях, о скрытых и притворных действиях // Учен. записки Казанского ун-та. Кн. IV. 1853.

26. Мейер Д.И. Русское гражданское право. М., 1997. Ч. 1.

27. Моисеев И. Технология заглота. Как бороться с захватами предприятий // Российская газета. 2004. 1 октября

28. Носков Б.П., Чуряев А.В. К вопросу об ответственности при государственной регистрации юридических лиц // Юрист. 2005. № 3.

29. Носков Б.П., Чуряев А.В. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании: проблемы и решения // Юрист. 2005. № 5.

30. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989.

31. Переладов А.В. Принцип «одного окна» – больше минусов, чем плюсов // Налоговые споры. 2006. № 8.

32. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998.

33. Прус Е. Нерушимая стена государства // "ЭЖ-ЮРИСТ". 2004. № 1.

34. Рахмилович А.В., Сергеева Э.Э. О правовом регулировании расчетных форвардных договоров // Журнал российского права. 2001. № 2.

35. Савенко Т.В. Судебная защита налогоплательщика // Бухгалтерский учет. 2002. № 3.

36. Толстой Ю.К. К разработке теории юридического лица... // Проблемы современного гражданского права. М., 2000.

37. Тониян В.В. Актуальные проблемы совершенствования законодательства о создании коммерческих организаций // Юрист. 2005. № 8.

38. Хвостов В.М. Система римского права: Учебник. М., 1996.

39. Чиркин В.Е. Юридические лица публичного права. М.: Норма, 2007.

40. Чуряев А.В. Государственная регистрация юридических лиц в России: отдельные аспекты // Адвокат. 2006. N 4.

41. Шевчук Д.А. Создание собственной фирмы: Профессиональный подход. М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007.

42. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995.

III. Материалы судебной практики

1. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по делу N К4-Н-7/2648. Официально опубликовано не было. Доступно в экспертной системе "Дельта-4".

2. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15 ноября 2006 г. по делу N Ф04-7634/2006 (28386-А45-38) // СПС "Гарант".

3. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 марта 2006 г. по делу N А79-8739/2005 // СПС "Гарант".

4. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 февраля 2005 г. по делу N Ф09-90/05-ГК // СПС "Гарант".

5. Постановление ФАС ВСО от 21.03.02 N А19-12767/01-22-Ф02-693/02-С2 // СПС "Гарант".

6. Постановление ФАС ЗСО от 05.12.05 N Ф04-8728/2005(17545-А67-39) // СПС "Гарант"..


[1] Гражданское и торговое право капиталистических государств М., 1993. С.77.

[2] Толстой Ю.К. К разработке теории юридического лица... // Проблемы современного гражданского права. М., 2000. С. 91.

[3] Моисеев И. Технология заглота. Как бороться с захватами предприятий // Российская газета. 2004. 1 октября

[4] Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 144.

[5] Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995. С. 89.

[6] СУ РСФСР. 1922. N 36. Ст. 423.

[7] Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г.//Ведомости ВС СССР. 1961. N 50.Ст. 525.

[8] ГК РСФСР 1964 г.//Ведомости ВС РСФСР. 1964. N 24. Ст. 406.

[9] Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик//Вестн. ВС СССР. 1991. N 26. Ст. 733.

[10] Грибанов В.П. Юридические лица. М., 1961. С. 8.

[11] Грибанов В.П. Юридические лица. М., 1961. С. 8.

[12] Красавчиков О.А. Сущность юридического лица // Советское государство и право. 1976. N 1. С.52.

[13] Иоффе О.С. Советское гражданское право: Курс лекций. Л., 1958. Ч. 1. С. 123-131.

[14] Мейер Д.И. О юридических вымыслах и предположениях, о скрытых и притворных действиях // Учен. записки Казанского ун-та. Кн. IV. 1853.

[15] Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1996. Ч. 1. С. 112; Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 1998. Т. 1. С. 183.

[16] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 589

[17] Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. М., 1997. С. 221

[18] Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 1. С. 188.

[19] Косякова Н.И. Юридические лица: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 1989. N 12. С.59.

[20] Кулагин М.И. Указ. соч. С.221.

[21] Мейер Д.И. Русское гражданское право. М., 1997. Ч. 1. С. 120.

[22] Ожегов С.И. Указ. соч. С.589.

[23] М.И. Кулагин отмечал, что зарубежный законодатель идет по пути создания самых общих и очень кратких формулировок понятия юридического лица (Кулагин М.И. Указ. соч. С. 221).

[24] Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995. С. 90.

[25] Гражданское уложение. Проект Высочайше учрежденной Редакционной Комиссии по составлению Гражданского уложения. С объяснениями, извлечениями из трудов Редакционной Комиссии и с приложением законопроекта об авторском праве, одобренного Государственной Думой / Под ред. И.М. Тютрюмова. Т. 2. С. 813.

[26] Хвостов В.М. Система римского права: Учебник. М., 1996. С. 110.

[27] Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С.89.

[28] Гамбаров Ю.С. Курс гражданского права. Общая часть. Спб., 1911. С.447-450.

[29] Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Спб., 1914. С. 148.

[30] Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учебное пособие. М., 2003. С. 289.

[31] Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 148.

[32] Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 148.

[33] Там же. С. 149.

[34] Гражданское право. Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. Ч. 1. М.: ТЕИС, 1996. С . 117 - 119

[35] Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М.: Статут, 2005. С. 176-181.

[36] Там же. С. 160

[37] Комментарий к Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд-во Тихомирова М.Ю, 2003; Документ содержится в системе "Гарант".

[38] Комментарий к Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд-во Тихомирова М.Ю, 2003; Документ содержится в системе "Гарант".

[39] Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145; 2006. N 6. Ст. 636.

[40] См., напр.: Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 22. Ст. 2562; Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ "О Российской корпорации нанотехнологий" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 30. Ст. 3753; Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" // Собрание законодательства РФ 2007. 23 июля N 30. Ст. 3799; Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" // Собрание законодательства РФ. 2007. 5 ноября. N 45. Ст. 5415; Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии"" // Российская газета. 2007. 26 ноября. N 264п; Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-Ф3 "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"" // Российская газета. 2007. 5 декабря. N 272.

[41] Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 1; 2006. N 31. Ч. 1. Ст. 3454.

[42] См.: приказ Минэкономразвития России от 25 августа 2005 г. N 205 "Об утверждении примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 40.

[43] См. также: постановление Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. N 104 "Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ" // Собрание законодательства РФ. 2000. N 6. Ст. 777.

[44] Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 20. Ст. 2321.

[45] Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 50. Ст. 4870.

[46] Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (в ред. на 21 марта 2002 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 30. Ст. 1788; Собрание законодательства РФ. 1997. N 28. Ст. 3306.

[47] Шевчук Д.А. Создание собственной фирмы: Профессиональный подход. М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007.

[48] ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.

[49] Зыкова И.В. Юридические лица: создание, реорганизация, ликвидация. М.: Ось-89, 2005. С. 59.

[50] Там же

[51] Закупень Т.В. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Научно-практическое пособие. М.: Норма, 2001. С. 49.

[52] См.: Овсянников К. Правовая природа государственной регистрации юридического лица // Российская юстиция. 1997. N 2.

[53] См.: Парций Я.Е. О государственной регистрации юридических лиц // Гражданин и право. 2001. N 11.

[54] См.: Ломакин Д.В. О проекте Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц // Законодательство. 2001. N 6.

[55] Там же.

[56] См.: Зыкова И.В. Указ. соч. С. 62

[57] Приложение N 1 к постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" // Российская газета. 2002. 26 июня.

[58] Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»// СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.

[59] Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-I "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

[60] 1 февраля 2007 г. вступила в силу новая редакция ст. 51 Гражданского кодекса РФ в редакции Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

[61] Сомов Л. Новые правила регистрации юридических лиц // Услуги и цены. 2002. N 10. С. 14.

[62] Там же

[63] Решение Верховного Суда РФ от 1 августа 2006 г. N ГКПИ06-735 и решение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 28 сентября 2006 г. N КАС06-350

[64] Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ред. от 2 июля 2005 г.) // Российская газета. 2001. 10 августа. N 154, 155.

[65] Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (постатейный) // Под ред. Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинникова. Статут. 2006.

[66] Чуряев А.В. Государственная регистрация юридических лиц в России: отдельные аспекты // Адвокат. 2006. N 4.

[67] Ломакин Д.В. О проекте федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" // Законодательство. N 6. 2001

[68] Носков Б.П., Чуряев А.В. К вопросу об ответственности при государственной регистрации юридических лиц // Юрист. 2005. N 3. С. 5-6.

[69] Чуряев А.В. Указ. соч.

[70] Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15 ноября 2006 г. по делу N Ф04-7634/2006 (28386-А45-38) // СПС "Гарант"

[71] Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 марта 2006 г. по делу N А79-8739/2005 // СПС "Гарант".

[72] Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 февраля 2005 г. по делу N Ф09-90/05-ГК // СПС "Гарант".

[73] Для одноразовых фирм настанут тяжкие времена? // Налоговый курьер. 2006. N 4. С. 5, 6.

[74] Переладов А.В. Принцип "одного окна" - больше минусов, чем плюсов // Налоговые споры. 2006. № 8. С. 72

[75] В практике возник вопрос о том, может ли организация, не зарегистрированная в Едином государственном реестре юридических лиц, иметь гражданские права и нести соответствующие своей деятельности обязанности? Как известно, государственная регистрация не названа среди других необходимых признаков юридического лица, однако о ее надобности прямо сказано в ст. 51 ГК РФ. Из этого можно заключить, что статус (правоспособность) юридического лица приобретается организацией не ранее чем с момента ее государственной регистрации в этом качестве. Так, по одному из дел судом установлено, что налогоплательщик заключил договор поставки с организацией, именующей себя хозяйственным обществом, но при этом не зарегистрированной в базе данных Единого государственного реестра налогоплательщиков ни по наименованию, ни по ИНН и не состоящей на налоговом учете. По этой причине суд признал организацию-контрагента не имеющей статуса юридического лица, т.е. не обладающей правоспособностью и не подпадающей под понятие, определенное ст. 48 и 49 ГК РФ, а следовательно, не обладающей способностью гражданского права и несения связанных со своей деятельностью обязанностей (постановления ФАС СЗО от 11.01.06 N А52-3212/2005/2, от 06.02.06 N А05-6724/2005-29.

[76] Приведем один из типичных примеров, иллюстрирующих данную ситуацию. Согласно письму Управления по налоговым преступлениям Главного управления внутренних дел Новосибирской области руководитель общества "СибКонтракт" Д.В.К. по месту регистрации не проживает, ведет антиобщественный образ жизни, злоупотребляет спиртными напитками, неоднократно привлекался к административной и уголовной ответственности; к финансово-хозяйственной деятельности организации отношения не имеет, паспорт на имя Д.В.К. был утрачен (постановление ФАС ВСО от 28.02.07 N А33-10448/06-Ф02-722/07 по делу N А33-10448/06).

[77] См. например, постановления ФАС ВСО от 21.03.02 N А19-12767/01-22-Ф02-693/02-С2; ФАС ЗСО от 05.12.05 N Ф04-8728/2005(17545-А67-39).

[78] Иной вывод сделал ФАС ЗСО, указав, в частности, следующее. Отсутствие в Законе о государственной регистрации юридических лиц обязанности регистрирующего органа по проведению правовой экспертизы не означает, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации. На основании этого окружной суд признал решение налогового органа о регистрации вносимых в учредительные документы общества изменений незаконным. Оспариваемые записи о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, сделаны на основании недостоверных сведений об участниках общества и принадлежности им долей в уставном капитале (постановление ФАС ЗСО от 07.08.07 N Ф04-7277/2006(36317-А27-11) по делу N А27-39980/2005-5н.р.). Отмечая стремление суда установить истину в данном деле, необходимо отметить, что кассационная инстанция не обосновала, каким образом регистрирующий орган должен устанавливать достоверность информации, представляемой учредителями. Для этого необходим, по меньшей мере, прописанный в законе механизм, позволяющий участникам отношений четко понимать пределы проводимой проверки, чего в настоящем случае нет.

[79] «С того времени, как акционерное товарищество решает прекратить свою деятельность и единственной его целью становится раздел имущества, изменяется и круг его возможных действий (правоспособность). Все сделки, заключенные его представителями и выходящие за рамки направленных непосредственно на ликвидацию, должны быть признаны недействительными. Ввиду опасности для третьих лиц информацию о моменте перехода товарищества к ликвидации необходимо довести до всеобщего сведения». См.: Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 1: Введение. Торговые деятели. М., 2003. С. 440.

[80] См., например, Зыкова И.В. Юридические лица: создание, реорганизация, ликвидация. М.: Издательство "Ось-89". 2005. С. 63-70; Чуряев А.В. Государственная регистрация юридических лиц в России: отдельные аспекты // Адвокат. 2006. N 4. С.53-70; Носков Б.П., Чуряев А.В. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании: проблемы и решения // Юрист. 2005. N 5. С.27 -31

[81] Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 // СЗ РФ. N 11. 2004. Ст. 945.

[82] Бондаренко Д.В. Практические вопросы регистрации учредительных документов юридического лица // Право и экономика. 2006. N 45. С.9-14.

[83]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  193  194  195   ..

 

Введение 3
Глава I Теоретические положения о сущности юридического лица 6
1.1 Развитие легального определения юридического лица в истории гражданского законодательства нашей страны 7
1.2 Теоретические положения о конструкции юридического лица 10
Глава II Создание юридического лица 20
2.1 Теоретические и практические аспекты создания юридического лица 20
2.2 Основные этапы создания юридического лица 29
2.3 Регистрация юридических лиц: проблемы и пути их разрешения 39
2.4 Стадия правовой экспертизы документов, представленных для государственной регистрации юридических лиц: аргументы за и против 45
Глава III Анализ судебной практики по созданию юридических лиц 54
3.1 О некоторых нарушениях, влияющих на регистрацию юридического лица 54
3.2 Анализ практики отказов в регистрации юридического лица 61
Заключение 67
Литература 70