Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  619  620  621   ..

 

 

Международные стандарты и российское законодательство о правах человека и гражданина

Международные стандарты и российское законодательство о правах человека и гражданина

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Глава 2.

свободах человека и гражданина

2.1. Общие основы и принципы

Вопросы прав, свобод человека и гражданина получили в Конституции РФ, особенно широкую, глубокую и новаторскую разработку, что имело исключительно важное значение, если учесть наше длительное историческое авторитарное и тоталитарное прошлое. Сегодня Конституция РФ вполне может служить примером действительно демократического и гуманистического решения важнейших проблем конституционного права на уровне международных стандартов.

Статья 2 Конституции РФ при определении основ конституционного строя России формулирует основополагающее, положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – обязанность государства.

В конституционном законодательстве нашей страны впервые четко выражена его прямая ориентация на общепризнанные принципы и нормы международного права в области прав и свобод человека и признание естественного, прирожденного характера основных прав и свобод человека, к числу которых относятся права на жизнь, свободу, достоинство и личную неприкосновенность, на частную собственность, свободу мысли, неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружающую среду.

Права человека и гражданина в РФ носят универсальный характер. Ни один из субъектов Федерации не может отказаться от обязанности признать и гарантировать права человека и гражданина на своей территории. И ни один закон или иной правовой акт не может противоречить правам человека и гражданина, закрепленным в Конституции РФ.

Часть 2 ст. 17 Конституции утверждает все права и свободы человека как основные. Тем самым подтверждается их равноценность. Здесь же определены два свойства основных прав. Одно из них состоит в их неотчуждаемости: ни одно из провозглашенных в Конституции прав человека и гражданина не может быть изъято государством или ограничено в объеме без указания оснований ограничения. Права и свободы человека могут быть ограничены государством лишь в строго установленных случаях на основе Конституции и закона. Временные ограничения ряда прав и свобод возможны, например в случае введения чрезвычайного положения (ст. 56). Кроме того, в случаях государственной необходимости возможно принудительное отчуждение имущества лица, но лишь при условии предварительного и равноценного возмещения (ст. 35). Неотчуждаемый характер прав и свобод состоит также в том, что гражданин не может взять на себя обязательство перед кем бы то ни было не пользоваться своим правом или совокупностью прав. Подобные обязательства юридически ничтожны.

Подчеркивая роль и значение конституционных прав и свобод человека и гражданина, ст. 18 Конституции РФ указывает, что они являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Положение о непосредственном действии указанных прав и свобод, означает, что они должны осуществляться с непосредственной опорой на конституцию и вне зависимости от наличия или отсутствия иного законодательства, а в случае нарушения этих прав каждый имеет возможность защищать их в суде, ссылаясь на принцип прямого действия Конституции РФ.

Конституция РФ четко реализует и важнейший демократический принцип – принцип гражданского равноправия - «все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав человека и гражданина независимо от пола, расы национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (ст. 19).

Президент РФ обязан уважать и охранять права и свободы человека и гражданина (ст. 82 Конституции). Управленческий аппарат согласно ст. 2 Федерального закона "Об основах государственной службы" обязан в своей деятельности руководствоваться принципом соблюдения и уважения прав человека и гражданина. Весь правоохранительный механизм государства, который в настоящее время реорганизуется и совершенствуется, подчинен этой цели. Обязанность государственной защиты прав и свобод человека реализуется в деятельности такого органа, как Конституционный Суд РФ. Конституционное судопроизводство обеспечивает применение и толкование конституционных и иных правовых норм о правах и свободах человека и гражданина, обязательных для органов государственной власти (ст. 30, 125).

Конституция РФ в ст. 45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ и указывает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Гражданин может использовать все виды обжалования, обращаться в суд, к общественности, использовать средства массовой информации, создать комитет в свою защиту, провести пикетирование. Закон РФ "Об оружии", принятый 20 мая 1993 г., утвердил новое право гражданина на приобретение определенных видов оружия (охотничье оружие, газовый пистолет)[21] . На основании ст. 13 Закона газовое оружие самообороны (аэрозольные устройства и пневматическое оружие) граждане РФ, достигшие 18 лет, вправе приобретать без получения лицензии. Порядок приобретения гражданами иных видов оружия устанавливается ст. 5, 13 Закона. Согласно ст. 24 граждане РФ могут применять оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны или по крайней необходимости.

Уголовное право РФ признает за гражданином право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости. Наличие в законе нормы о необходимой обороне содействует предотвращению насильственных посягательств: лицо, намеревающееся совершить преступление, знает, что оно может встретить активное противодействие и что закон считает это противодействие, равно как и причинение вреда нападающему, правомерным. Необходимая оборона есть право гражданина на отражение общественно опасного посягательства. Другим новшеством является то, что обороняющийся не обязан обращаться к кому-либо за помощью, а сам вправе пресечь нападение. Основным условием правомерности необходимой обороны является требование о том, чтобы при защите не было допущено превышения ее пределов.

Каждый вправе защищать свои права и свободы и в состоянии крайней необходимости. В этом состоянии, как и при необходимой обороне, человек совершает деяние, внешне схожее с правонарушением, но признаваемое законом правомерным. Такие действия являются общественно полезными, так как направлены на защиту личности, ее прав и свобод, общественных или государственных интересов от угрожающей им опасности. Согласно ст. 39 УК РФ крайняя необходимость заключается в устранении опасности, угрожающей интересам личности и правам данного лица или иных лиц, государства и общества, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Конституция РФ признавая гарантию каждого человека на защиту себя и своих близких - никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ст. 51), внесла поистине революционные изменения в правовой статус лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. Данное содержание полностью согласуется с Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 14) и фактически заявляет об осуждении тех незаконных методов, которые применялись в нашей стране в годы массовых репрессий, когда органы следствия и суда вынуждали людей из страха или под угрозами оговаривать себя и доносить на своих близких. Данная правовая гарантия должна способствовать воспитанию в обществе новых высоких моральных правил.

Но процесс реализации данного права, особенно в уголовном судопроизводстве идет с большим трудом. Неединичные случаи, когда некоторые суды, а также следственно - прокурорские работники в нарушение требований закона продолжают расценивать отказ допрашиваемого от дачи показаний против себя как признание своей вины, желание уйти таким образом от уголовной ответственности, одно из оснований для избрания мерой пресечения ареста, обстоятельство, отягчающее наказание. При разъяснении положений ст. 51 Конституции РФ допускаются различные формы запугивания допрашиваемого относительно наступления для него неблагоприятных последствий в случае отказа от дачи показаний. Н. Гаспарян отмечает: «Встречаются факты, когда следователь, получив отказ в даче показаний от подозреваемого (обвиняемого), требует объяснения причин и мотивов такого отказа, надеясь, видимо, что допрашиваемый заявит примерно следующее: "Показания давать не желаю, так как хотя я данное преступление и совершил, но мне стыдно в этом сознаться". Подчеркну, что право не свидетельствовать против себя не требует и не предполагает необходимости в каких-либо объяснениях. Равным образом, согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, и перед реализацией этого права гражданин не обязан никому объяснять и мотивировать, зачем ему это право понадобилось»[22] .

Хочется верить, что все-таки настанут те времена, когда в нашей стране будут созданы все условия для реализации гарантированных конституционных прав. А пока Конституция РФ в ч.1 и 3 ст. 46 гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод и закрепляет его право в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Ст. 46 сформулирована в соответствии с международными договорами, в том числе в соответствии со ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства. Именно эти виды судопроизводства, через которые реализуется судебная власть в России, зафиксированы в ст. 118 Конституции.

2.2. Личные права и свободы граждан РФ

Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина по их содержанию обычно включает в себя три их основные группы: а) личные, или гражданские права, свободы и обязанности; б) политические права, свободы и обязанности; в) экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности.

Первые, характеризующие положение личности как таковой - это права на жизнь и достоинство личности, неприкосновенность личности и частной жизни, судебную защиту своих прав, свободы мысли, совести, передвижения и выбора места жительства, обязанность соблюдать законы и др. Вторые, связанные, с участием личности в общественно-политической жизни, - это права избирать и быть избранным, на участие в управлении делами государства, на объединение, свободы слова, печати, собраний, митингов, демонстраций, обязанность защиты страны и др. Третьи, относящиеся к неполитическим сферам жизни и деятельности личности, - это право частной собственности, права на труд, выбор профессии и рода деятельности, забастовку, на образование, охрану здоровья и семьи, на отдых, свободу творчества, обязанности платить налоги и др.

Итак, в систему прав и свобод человека и гражданина входят, прежде всего личные, или гражданские, права и свободы, характеризующие положение личности как таковой. При всем исключительно важном значении и других прав и свобод, именно эти личные права и свободы составляют базисную основу конституционно-правового статуса личности, в то время как другие права и свободы выступают как бы производными, вторичными. Не случайно, что этим правам и свободам уделяется особенно пристальное внимание в конституционном законодательстве демократических стран. Большинство из этих прав являются неотъемлемыми и не подлежат ограничению, имеют повышенный, специализированный характер гарантий, высокую степень их охраны и обеспеченности.[23]

Как и многие другие демократические конституции, Конституция РФ начинает закрепление конкретных прав человека и гражданина с личных (гражданских) прав и, прежде всего с естественного и неотъемлемого права на жизнь как высшую социальную ценность. В ней говорится, что «каждый имеет право на жизнь». (ч. 1 ст. 20). Право на жизнь – наиболее общепризнанное, естественное и неотъемлемое право человека, суть которого состоит в том, что ни один человек не может быть произвольно лишен жизни.

Енгибарян Р.В. Тадевосян Э.В, отмечают, что в отличие от некоторых стран, российское законодательство и правовая практика исходит из того, что жизнь человека начинается с рождения. Поэтому искусственное прерывание беременности не может и не должно рассматриваться как лишение человеческой жизни, в то время как преднамеренное лишение жизни уже родившегося дитя является убийством. Право на жизнь сохраняется с момента рождения человека и до его биологической смерти Болезненные нарушения физиологических и психических функций человеческого организма не лишают его права на жизнь. Право на жизнь обеспечивается как конституционными гарантиями (ст. 21, 31, 39, 41, 42), так и уголовным и иным отраслевым законодательством.[24] . Стоит отметить, что разрешенная в некоторых европейских странах эвтаназия или удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами рассматривается у нас как нарушение права на жизнь и поэтому запрещена по закону.[25]

Часть 2 ст. 20 Конституции РФ регламентирует такой законный способ лишения жизни человека, как смертная казнь, которая у нас применяется в исключительных случаях и только на основании приговора суда. В ней говорится, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей. В УК РФ, вступившем в силу с 1 января 1997 г. составы преступлений, по которым может применяться смертная казнь, были сокращены с 28 до 5. По ряду составов преступления смертная казнь была заменена пожизненным заключением.

Президент РФ, исходя из принципов демократии, в мае 1996 г издал Указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы», в соответствии с которым, смертные приговоры судов за последние годы не приводились в исполнение, приговоренные к смерти были помилованы Президентом РФ, а суды перестали выносить такие приговоры.

Конституция РФ (ст. 21) уделяет серьезное внимание обеспечению достоинства личности. В ней устанавливается, что достоинство личности охраняется государством; ничто не может быть основанием для его умаления; никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Как отмечает В. П. Кошепов, охрана достоинства личности гражданина является одним из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности. Под достоинством личности понимается осознание самим человеком и окружающими факта обладания им определенными нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинство любого человека подлежит защите независимо от его социальной ценности. Каждый человек имеет право на уважение окружающих. Никакие обстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности[26] .

Согласно ст. 150 ГК РФ достоинство личности, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, как и иные личные неимущественные права, принадлежащие гражданам от рождения или в силу закона, неотчуждаемы. Охрана государством достоинства личности выражается в том, что оно четко определяет основания и формы ограничения неприкосновенности личной жизни граждан. Для обеспечения уважения достоинства личности должно быть исключено произвольное, без законных оснований вмешательство государственных органов и должностных лиц в частную жизнь граждан и нарушение порядка проведения процессуальных действий

Так, при производстве выемки и обыска следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при этом обстоятельства интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц (ст. 170 УПК РФ). Личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола (ст. 172 УПК). Освидетельствование в тех случаях, когда это следственное действие сопровождается обнажением освидетельствуемого лица, производится в присутствии понятых того же пола.

Реальная правовая защита достоинства граждан гарантированная Конституцией РФ осуществляется, нормами уголовного и гражданского права. Предусматривая в уголовном законодательстве составы преступлений против чести и достоинства граждан (ст. 129 и 130 УК), а в гражданском законодательстве - гражданские правонарушения (ст. 150 - 151 ГК), законодатель стремится оградить неимущественные интересы личности, ибо защита доброго имени человека - это, прежде всего восстановление его правильной общественной оценки.

Конституция запрещает применение пытки, насилия или другого обращения и наказания, которые рассматриваются как оскорбление человеческого достоинства и осуждаются как нарушение прав человека и основных свобод. Включение в Конституцию запрета пыток, другого унижающего достоинство человека обращения или наказания - новое установление российского конституционного права. Оно соответствует также ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Еще одно важное демократическое личное право, закрепленное в Конституции РФ, - это право на свободу и личную неприкосновенность. Статья 22 формулирует это право так: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению; до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Право на свободу означает возможность для каждого совершать любые действия, не запрещенные законом или иным правовым актом, и в то же время ограничение свободы действия других людей, могущих противозаконно нарушить свободу данного лица. От этого неотделима личная неприкосновенность человека, распространяющаяся не только на жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность и половую свободу (физическая неприкосновенность), но и на честь, достоинство и нравственную свободу (нравственная неприкосновенность), нормальное течение психических процессов (психическая неприкосновенность), на индивидуальную свободу человека, предполагающую возможность располагать собой, своим свободным временем, выбирать свое место расположения, не находится под наблюдением или охраной (личная безопасность).

С учетом рассмотренных международных демократических стандартов Конституция РФ впервые в нашем конституционном законодательстве ввела судебный порядок ареста, задержания, заключения под стражу и содержания под стражей, судебный контроль за законностью и обоснованностью ограничения свободы личности. Ранее у нас срок задержания до судебного решения составлял 72 часа, а теперь 48 часов.

Важное место в Конституции РФ занимает закрепление и обеспечение права на частную жизнь (ст. 23 и 24). Основные черты института неприкосновенности частной жизни граждан получили отражение в ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой "никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств". Неприкосновенность частной жизни означает запрет государству, его органам и должностным лицам вмешиваться в личную жизнь граждан, право последних на свои личные и семейные тайны, наличие правовых механизмов и гарантий защиты чести и достоинства граждан от любых посягательств. От уровня гарантированности сохранения тайн личной жизни граждан зависят степень свободы личности в государстве, демократичность и гуманность существующего в нем политического режима.

К личным тайнам относится тайна почтово-телеграфной корреспонденции (переписки, иных почтовых отправлений, телефонных переговоров и иных сообщений). И государство гарантирует тайну связи: «тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством. Осмотр и вскрытие почтовых отправлений, осмотр их вложений, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения. Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. Информация об адресных данных пользователей услуг связи, о почтовых отправлениях, и переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, и сами эти отправления, и иные сообщения являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям»[27] . За нарушение тайны связи, в УК РФ предусмотрена уголовная ответственность [28] .

Гарантии сохранения личных и профессиональных тайн так же предусмотрены законом. Так, обыск, выемка, осмотр помещения у граждан, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях могут производиться только на основаниях и в порядке, установленных уголовно - процессуальным законом (ст. 12 УПК). При этом следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске и выемке обстоятельства интимной жизни лица, занимающего обыскиваемое помещение, или других лиц.

Одним из ограничений права на тайну телефонных переговоров является полномочие следственных органов вынести постановление об их прослушивании при наличии достаточных обоснованных данных о том, что обвиняемый или подозреваемый в особо опасном преступлении ведет телефонные переговоры, в ходе которых могут быть сообщены сведения, имеющие значение для уголовного дела. При наличии указанных оснований, а также фактов телефонного хулиганства проведение этого следственного действия допускается только по решению судьи.

В случаях, не терпящих отлагательства, допускается проведение оперативно - розыскных действий, ограничивающих конституционные права граждан, на основании мотивированного постановления одного из органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, с обязательным уведомлением судьи (суда) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно - розыскного мероприятия орган, осуществляющий его, обязан получить судебное решение о проведении такого мероприятия либо прекратить его проведение. Закон предусматривает основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно - розыскных мероприятий (ст. 9).

Теперь переходим к следующим правам - в Конституции РФ закреплены право на свободу передвижений и места жительства. В ст. 27 говорится, что каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства; каждый может свободно выезжать за пределы РФ, а гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ. Важнейшую роль в плане регулирования указанного права играют нормы административного права, в которых подробно «расписаны» правила и порядок свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства. Данное право также закреплено в Законе РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» - «в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона»[29] . В законе также указаны и основания ограничения данного права граждан РФ. Данный закон гарантирует и защиту, в соответствии с которой действия или бездействие государственных или иных органов, учреждений, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, затрагивающие право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу либо непосредственно в суд.

Порядок осуществления права на выезд более конкретно изложен в Федеральном Законе «О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года. Основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане осуществляют выезд и въезд в РФ, являются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка. Отказ гражданину в праве на выезд из РФ может быть обжалован в суде.

Среди личных прав и свобод человека и гражданина РФ, в Конституции также закреплены свобода совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28). Вопрос о свободе совести и вероисповедания подробно регламентируется ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. там конкретизированы гарантии свободы вероисповедания, в частности запрещено обязывать человека сообщать о своем отношении к религии - «никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих. Воспрепятствование осуществлению права на свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом»[30] . За религиозными объединениями закреплены права в области совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространения религиозной литературы, предметов религиозного назначения и т.д. законодательство преследует те религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, совершением противоправных действий. В целях воспрепятствования таким акциям, Федеральный закон устанавливает обязательную ежегодную перерегистрацию религиозных объединений в течение 15 лет после образования.

Свобода мысли и слова – это одна из самых демократических конституционных свобод, закрепленных в ст. 29 Конституции РФ, состоит из пяти частей. а) Каждому гарантируется свобода мысли и слова. б) Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. в) Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. г) Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. д) Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Каждая из перечисленных частей имеет свое специфическое назначение, значение и конкретное, относительно самостоятельное содержание, хотя все части взаимосвязаны, дополняют и развивают друг друга.

Особо следует сказать о том, как Конституция РФ по-новому, демократично регулирует вопрос об определении национальной принадлежности лица. В ст. 26 Конституции РФ гарантируется демократическое и цивилизованное право: каждый вправе указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Вряд ли надо специально доказывать, насколько все это важно для такого многонационального государства, как Россия, где проживают представители около 150 национальностей.

2.3. Политические права и свободы в Российской Федерации

Политика – это та сфера общественной жизни, которая связана с осуществлением публичной власти. В связи с этим политические права и свободы человека и гражданина – это те права и свободы, которые определяют политический статус личности, позволяющий ей участвовать в общественно-политической жизни, в осуществлении политической власти, управлении обществом и государством и т.д. Поскольку политическая правосубъективность наступает в полном объеме обычно лишь к моменту совершеннолетия (18 лет), а иностранцы и апатриды достаточно редко и весьма ограниченно пользуются такими правами и свободами, постольку эти права и свободы – это, по сути дела, права гражданина, неразрывно связанные с обладанием личностью гражданством данного государства. К числу важнейших политических прав и свобод гражданина следует отнести: а) право участвовать в управлении делами общества и государства, право избирать и быть избранным, право на равный доступ к государственной службе, право обращений и др.; б) свобода печати и информации; в) свободы объединения, собраний и манифестаций; г) право и обязанность защиты страны; д) право на сопротивление угнетению и др. Многие из этих прав и свобод закрепляются во Всеобщей декларации прав человека ООН и Международных пактах о правах человека 1966 г.

Профессор Енгибарян Р.В., анализируя политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ пишет, - «эти права и свободы, к сожалению, получили в Конституции РФ менее широкую и глубокую разработку, чем личные права и свободы. Это, в частности, нашло свое выражение и в том, что о ряде очень важных политических правах и свободах в ней говорится слишком лаконично и не прямо, а как бы косвенно и мимоходом, в отличие от большинства демократических конституций мира» [31] .

Так, о свободе печати говорится лишь в плане гарантирования свободы слова, права свободно писать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свободы массовой информации и запрещения цензуры (ст. 29). Поэтому задачей и делом первостепенной актуальности является укрепление правовой базы этого демократического института. В этом плане, в первую очередь выделяется Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г, но в настоящее время требуется принятие нового, более демократического и квалифицированного закона о СМИ. Существенное значение имел принятый в январе 1995 г. Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Чрезвычайно важны Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 9 февраля 1995 г.; Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» и другие правовые акты. Все они вместе взятые гарантируют реализацию ст. 29 ч. 4-5 Конституции РФ, служат делу обеспечения свободы информации и печати, демократического соблюдения основ конституционного строя России, но в тоже время, они не учитывают многие реалии «современности».

Неотъемлемый элемент гражданского общества - развитая система общественных объединений. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь.

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов (ч. 1 ст. 22). По Всеобщей декларации прав человека, никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию (ч. 2 ст. 20). Свобода деятельности общественных объединений, ее гарантирование, как и ограничение, также осуществляются согласно принципам и нормам международного права. В ч. 2 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах говорится, что пользование правом на свободу ассоциации не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, охраны здоровья и нравственности населения, для защиты прав и свобод других лиц. Возможно лишь введение законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции.

Конституционное право каждого на объединение и является юридической основой образования и деятельности таких общественных институтов, включая профсоюзы. В статье 30 Конституции ничего не говорится о политических партиях, но право на их создание вытекает из ч. 3 ст. 13 Конституции. Часть 4 этой же статьи закрепляет принцип равенства общественных объединений перед законом. Названные конституционные положения конкретизируются в законодательстве, которое регламентирует содержание права на объединение, его основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. К основным актам в этой сфере относятся федеральные законы от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях", от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Другие законы касаются отдельных видов общественных объединений, например федеральные законы от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»,[32] от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» и др.

Действие ФЗ "Об общественных объединениях" распространяется и на общественные объединения, особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией которых еще не урегулированы специальными законами. Это касалось, например, политических партий. Правда, в 1998 г. в Закон была включена новая статья 12 ("Политические общественные объединения"), а также внесены изменения, кратко отразившие некоторые аспекты статуса, государственной регистрации политических организаций, в том числе политических партий и движений (ст. 4, 7, 20, 21, 23, 27, 31). Тем не менее, статус политических партий и иных политических объединений требовал специальной законодательной регламентации. И вот с 14 июля 2001 г. действует ФЗ «О политических партиях». В нем раскрыты и статус политической партии, и содержание права граждан РФ на объединение в политические партии - которое включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий[33] . Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, и в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. (ч.1 ст.3)

Стоит отметить, что в некоторых случаях законодательством может быть предусмотрено ограничение пользования этим правом, как для российских, так и для иностранных граждан. Возможность таких ограничений для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства, допускается, например, в п. 2 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Так, согласно ст. 9 ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих»[34] , военнослужащие могут состоять лишь в тех общественных, в том числе религиозных, объединениях, которые не преследуют политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

Важное политическое значение имеют также право участия граждан в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право на равный доступ к государственной службе и право участвовать в отправлении правосудия (ст. 32), право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33)

Эти конституционные положения, находят отражение и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств имеет право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин РФ, достигший на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума[35] .

2.4. Экономические, социальные и культурные права

Экономические, социальные и культурные права относятся к правам второго поколения. Их продвижение в международное право было инициировано социалистическими государствами в соответствии с их правовой концепцией. Как отмечает И.И. Лукашук, - основным международно-правовым актом в этой области является Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., который нашел ограниченное признание[36] . Для реализации рассматриваемых прав необходимы экономические, социальные и политические предпосылки, которые отсутствуют во многих странах.

В связи с переходом России к рыночной экономике и социальной демократии в рассматриваемых группах прав и свобод человека и гражданина РФ содержится немало нового. Прежде всего, речь идет о праве на свободную экономическую деятельность и на частную собственность. Конституция РФ впервые устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной, не запрещенной законом экономической деятельности; не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренции (ст. 34). Согласно ГК РФ, предпринимательская деятельность понимается как « самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»[37] . Одновременно право предпринимательской деятельности подлежит определенным ограничениям: государство запрещает определенные виды экономической деятельности, такие, например, как производство оружия, изготовление орденов и др., или обуславливает такого рода деятельность специальными разрешениями (лицензиями).

В целом же, конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируется значительным числом законодательных актов: в первую очередь Гражданским кодексом РФ, его первой и второй частями; и рядом других актов (ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 14 октября 1995 г., «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г.

Статья 35 Конституции РФ указывает, что право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется.

Право частной собственности и его охрана предполагают право индивида самому или совместно с другими лицами - физическими и (или) юридическими - создавать в установленных законом порядке и формах хозяйственные общества и товарищества, организация и деятельность которых регламентируются ГК и изданными в соответствии с ним специальными законами. Такие общества и товарищества, выступающие в качестве юридических лиц (гл. 4 ГК), в то же время, как и сам индивид, являются частными лицами, и их собственность является частной собственностью.

Российское законодательство охраняет право частной собственности. В первую очередь, охрана частной собственности осуществляется такими отраслями, как уголовное, гражданское, административное, финансовое, налоговое право, иные отрасли законодательства и права. Отчетливо такая линия прослеживается в уголовном кодексе РФ, который предусматривает ответственность за такие преступления против собственности, как кража, мошенничество, присвоение, грабеж, разбой, вымогательство и др. гражданский кодекс РФ закрепляет основания приобретения и прекращения права собственности. ГК РФ устанавливает, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать[38] .

Регулируя трудовые права и свободы, Конституция РФ (ст.37) закрепляет целый комплекс важных положений: труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; принудительный труд запрещен; каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ; признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку; каждый имеет право на отдых, работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Трудовой кодекс РФ, защищая трудовые права, запрещает любую дискриминацию в сфере труда - Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда[39] .

Конституция РФ гарантирует для отстаивания прав трудящихся право на забастовку, и наиболее распространенный её вид - это обычная забастовка, когда работники прекращают производство и покидают свои рабочие места. Именно он является предметом внимания законодателя. В Российской Федерации Законом предусмотрена возможность проведения двух видов забастовок: обычной и предупредительной. Отличие предупредительной забастовки от обычной состоит в том, что она: может быть объявлена в период прохождения примирительных процедур - после пяти календарных дней работы примирительной комиссии; может быть проведена однократно (в данном конкретном споре); ее продолжительность не может быть более одного часа; о предупредительной забастовке работодателя необходимо известить в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Право на забастовку связано с правом на индивидуальные и коллективные трудовые споры, но коллективный трудовой конфликт не адекватен забастовке. Прежде чем объявлять забастовку, требуется использовать примирительные процедуры, которые предусмотрены Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г. и новым Трудовым Кодексом РФ.

В соответствии с Конституцией РФ граждане так же имеют право на защиту от безработицы. Это право предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую обеспечению полной занятости.

Среди собственно социальных прав и свобод человека и гражданина особого внимания заслуживают статьи, посвященные защите материнства, детства и семьи (ст. 38), право на социальное обеспечение (ст. 39), праву на жилище (ст. 40), праву на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др.

Социальное обеспечение . Каждый человек в демократическом обществе обязан обеспечивать свое существование сам, но в любом обществе живут люди, которые от рождения, в силу болезни или старости не в состоянии это делать. Недостаточно предприимчивые люди, одинокие женщины, инвалиды, многодетные граждане часто оказываются нуждающимися, нетрудоспособные люди требуют ухода и лечения и т.д. Общество не может бросить таких людей на произвол судьбы, а потому создает государственную систему их обеспечения материальными благами (социальное обеспечение) за счет общества. В этом проявляются человеческая солидарность и гуманизм. Каждый человек должен помнить, что рано или поздно он может оказаться в трудном положении, требующем общественной помощи. Конституция РФ четко и достаточно развернуто регламентирует вопрос о праве на социальное обеспечение: Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Таким образом, Конституция РФ предусматривает целый комплекс конкретных случаев и обстоятельств, наступление которых является основанием для предоставления обозначенного в Конституции РФ социального обеспечения, поскольку в каждом из перечисленных выше случаев констатируется утрата заработка или его недостаточность для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи. Дальнейшей конкретизацией конституционного права на социальное обеспечение стал Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995г. Названным законом предусмотрены различные виды социальной помощи, оказываемой государственной системой социальных служб, - материальная помощь, предоставление временного приюта, дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь.

Право на жилище - одна из частей социальной сферы. Ст. 40 Конституции РФ предусматривает: Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами

К социальной сфере примыкает и конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В ст. 41 Конституции РФ установлено: Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В РФ финансируются федеральные программы охраны в укреплении здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Развитие этих принципиальных положений находит свое продолжение в ряде законов. Так, осуществление права на охрану здоровья и медицинскую помощь регулируется Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, принятым 22 июля 1993 г., - «Граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ»[40] .

Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. также включал право граждан на медицинскую помощь. Нужно отметить что интересам охраны и укреплению здоровья служат многие нормы трудового, гражданского, уголовного, административного, экологического и других отраслей права. Так условия охраны труда урегулированы федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации»[41]

В центре культурных прав и свобод находится право на образование. Статья 43 закрепляет это право и указывает, что: гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях и на предприятиях: каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении и на предприятии; основное общее образование обязательно; РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживающие различные формы образования и самообразования и др. В целом, помимо Конституции РФ, организация осуществления права на образование имеет законодательную основу: это ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 2 августа 1996 г. и ряд других нормативно-правовых актов, относящихся к сфере образования.

Специальная статья (ст. 44) гарантирует свободу творчества – литературного, художественного, научного, и др., преподавания. Она указывает, что интеллектуальная собственность охраняется законом. Здесь же закрепляется право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Вместе с тем устанавливается обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Но все эти культурные блага провозглашаются и закрепляются в общей форме в Конституции РФ. Основы законодательства Российской Федерации о культуре 1992 года изначально несли в себе элементы просветительства и декларативности. Там в частности, сказано, что «в Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.»[42] В целом, в современный период правовая база культурной сферы крайне слаба, она нуждается в укреплении, расширении, конкретизации и охвате наиболее актуальных и востребуемых народом сфер и участков культурной деятельности.

Как мы уже отмечали, во второй половине XX в. появилась новая группа прав - экологических, вызванная к жизни противоречиями научно - технической революции и проблемой выживания человечества как биологического вида.

Так, в соответствии со ст. 42 Конституции РФ «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, а также право на возмещение ущерба.

Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, принимать участие в собраниях, митингах, по охране окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с заявлениями, жалобами, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан; при причинении вреда здоровью, требовать его возмещение. Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления - за счет средств государственных экологических фондов.

Согласно ст. 13 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды"[43] от 19 декабря 1991 г. государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственности по закону.

Федеральный закон "Об экологической экспертизе" был принят 23 ноября 1995 г. Многие его положения, к сожалению, до сих пор не вошли в практику и грубо нарушаются. В нем закреплено, в частности, что граждане и общественные организации имеют право получать от специально уполномоченных государственных органов, отвечающих за проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов, данные о ее результатах. Более того, при подготовке заключения экспертная комиссия обязана рассмотреть материалы, отражающие общественное мнение. Из этого следует (хотя прямо в Законе об этом не говорится), что, раз эксперты должны рассмотреть подобные материалы, они могут их получить, лишь запросив такое мнение. А оно сложится только в случае, если общественность, население поставлены в известность о предстоящей государственной экологической экспертизе.

Существует большой пакет законодательных актов, реализующих конституционное право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Так в соответствии со ст. 29 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на: информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него; участие в проведении мероприятий по охране атмосферного воздуха и их финансирование; участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха; обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества. Представители общественных объединений имеют право доступа на территории объектов хозяйственной и иной деятельности, имеющих источники загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ. Граждане и общественные объединения имеют право предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей природной среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха[44] .

В заключение следует уделить внимание и вопросу о соотношении и взаимосвязи прав и свобод с обязанностями, также устанавливаемыми Конституцией. В иерархии конституционных предписаний верховенство явно принадлежит правам и свободам; об этом говорит текст статьи 2 Конституции РФ и название Главы 2. Права и свободы человека и гражданина. В них об обязанностях человека и гражданина не упоминается вовсе, хотя в конце текста данной главы есть несколько статей об этих обязанностях. Это значит, что конституционные права и свободы сводят обязанности, в том числе перед государством, к необходимому минимуму, а обязанности могут в некоторой (определяемой Конституцией, а на ее основании - законом) степени ограничивать многие, хотя и не все права и свободы. В некоторых статьях Конституции также раздельно говорится об обязанностях человека, т.е. "каждого", например платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), охранять природу и окружающую среду (ст. 58), а также об обязанностях гражданина, например по защите Отечества (ст. 59). Эти и другие обязанности, как правило, нуждаются в конкретизации законом применительно к отдельным их носителям.


Заключение

Подводя итоги работы, можно сделать вывод, о том, что современная концепция прав и свобод – плод длительного исторического развития. В этом развитии выделяется три основных этапа, подробно рассмотренные в работе.

Общепризнанным воплощением современной доктрины прав и свобод человека является Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г Генеральной Ассамблеей ООН, представляющая собой важнейший социально-политический и юридический документ, закрепивший в мировом масштабе основополагающие принципы и нормы, определяющие общий современный политический, социально-экономический и духовно-культурный статус личности. Во второй половине ХХ в. было также принято значительное число международных документов и конвенций по отдельным группам прав человека и гражданина. Согласно этим документам были созданы международный Комитет по правам человека и Европейский Суд по правам человека, призванные следить за соблюдением этих прав.

Анализ Конституции РФ и федерального законодательства показывает, что Российская Федерация признает права и свободы человека и гражданина, предусматриваемые международным правом. В соответствии с этим Конституция инкорпорирует в национальную правовую систему подавляющее большинство положений Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., являющихся основными международными источниками прав и свобод человека и гражданина.

Признавая принятые международным сообществом права и свободы человека, Российская Федерация одновременно обязуется со своей стороны не допускать их нарушения, создавать условия для их реализации и гарантировать их осуществление. Но, относя содержащиеся в этих документах предписания к общепризнанным принципам и нормам международного права, следует принимать во внимание то обстоятельство, что, по данным 2000 года, участниками названных пактов являются 144 государств из 200 членов ООН. Следовательно, почти для 60 государств-членов ООН пакты не являются юридически обязательными. Это объясняется тем, что Особенностью большинства международно-правовых актов, определяющих права и свободы, является то, что создаваемые ими нормы сформулированы в самой общей форме и не являются самоисполнимыми, т.е. их положения не могут непосредственно регламентировать отношения между российскими субъектами права. Всеобщая декларация принята "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства" (преамбула), поэтому большинство ее положений выдержано в духе декларации. По существу, государства ограничились лишь тем, что согласились содействовать уважению согласованных ими прав и свобод.

Но Конституция РФ вполне может служить примером действительно демократического и гуманистического решения важнейших проблем конституционного права на уровне международных стандартов. Она вобрала в себя все то лучшее, что достигнуто на современном этапе развития конституционализма, и в то же время отразила качественно новый подход к проблемам в конституционном развитии нашей страны. В конституционном законодательстве нашей страны впервые четко выражена его прямая ориентация на общепризнанные принципы и нормы международного права в области прав и свобод человека и признание естественного, прирожденного характера основных прав и свобод человека.

Помимо этого Конституция РФ и существующий на данный момент пакет правовых актов России, приведенных в соответствие с международными стандартами, и международные договоры РФ гарантируют соблюдение законных прав и свобод граждан, где бы они ни находились, и способствуют комплексному решению вопросов, связанных с гражданством Российской Федерации.

Главной задачей и делом первостепенной актуальности сейчас является укрепление правовой базы этого демократического института, поэтому помимо Конституции РФ, организация осуществления прав и свобод граждан РФ имеет законодательную основу в многочисленных федеральных законах, Указах Президента РФ, Правительства РФ, регулирующих деятельность граждан и организаций и др. Интересам охраны и гарантированности основных прав и свобод граждан служат многие нормы трудового, гражданского, уголовного, административного, экологического и других отраслей права.. За прошедшее время законодательство РФ существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений. Но характерной чертой современного российского законодательства является его нестабильность, обусловленная существенными изменениями и колебаниями экономического курса, чрезмерной ролью субъективного фактора и т.д. Поэтому в ближайшие годы для России будет оставаться актуальной проблема неукоснительного соблюдения Конституции, духа и буквы каждого ее положения. Это стратегическая задача. Следует также ускорить принятие федеральных законов, которые направлены на развитие и конкретизацию положений Конституции, что позволит избежать многих правовых коллизий и произвольного толкования отдельных ее статей.


Список использованных источников и литературы

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации // "Российская газета" от 25 декабря 1993 года

2. Международный Пакт от 16.12.1966 "Об экономических, Социальных и культурных правах" // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994.

3. "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) - // СЗ РФ от 08.01.2001, № 2, ст. 163.

4. Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. 1032-1 РФ «О занятости населения в РФ» (ред. от 07.08.2000) // "Российская газета", N 84, 06.05.1996.

5. Закон РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" (в ред. от 21 июня 1995 г.) // СЗ РФ, 1995, № 26, ст. 2399

6. Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 19 ноября 1992 г., № 46, ст. 2615

7. ФЗ РФ от 3 июня 1993 г № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 9 февраля 1995 г. // "Российская газета", № 39, 22.02.1995

8. ФЗ РФ от 3 июня 1993 г 5242-1«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». - // "Российская газета", № 152, 10.08.1993

9. ФЗ РФ № 5485-1от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» // "РГ", № 182, 21.09.93

10. ФЗ от 22 июля 1993 года № 5487-I ''Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан'' // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 19 августа 1993 г., № 33 ст. 1318

11. ФЗ РФ от 25 ноября 1994 г. № 41-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства"// СЗ РФ от 28 ноября 1994 г., № 31, ст. 3192

12. ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях"// "Российская газета" от 25 мая 1995.

13. ФЗ от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. № 47, ст. 4472.

14. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ// СЗ РФ 17.06.96 . № 25, ст. 2954

15. ФЗ от 15 декабря 1996 г. №152-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства"// СЗ РФ от 16 декабря 1996 г., № 51, ст. 5683

16. ФЗ от 26 мая 1997 г. № 83-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию"// "Российская газета" от 29 мая 1997.

17. ФЗ РФ от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" //СЗ РФ, 1998, № 22, ст. 2331

18. ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"// СЗ РФ от 29 сентября 1997 г., № 39, ст. 4465.

19. ФЗ РФ от 28 марта 1998 г № 44-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и Протоколов к ней"// СЗ РФ от 30 марта 1998 г., № 13, ст. 1466.

20. ФЗ от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" // СЗ РФ от 6 апреля 1998 г., № 14, ст. 1514.

21. ФЗ РФ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"//СЗ РФ от 3 мая 1999 г., № 18, ст. 2222

22. ФЗ от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" // СЗ РФ от 31 мая 1999 г., № 22, ст. 2670

23. ФЗ РФ от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"/Российская газета" от 24 июля 1999 г.

24. ФЗ РФ от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ "О почтовой связи"// СЗ РФ от 19.07.99 № 29, ст. 3697

25. ФЗ от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях"// "РГ" от 14.07.2001 г. № 133

26. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ от 7 января 2002 г., № 1, ст.3,

27. ФЗ РФ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" //СЗ РФот 3 июня 2002 г., № 22, ст. 2031

28. ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ от 17.06 2002 г., № 24, ст. 2253

Научная и учебная литератруа

29. Енгибарян Р.В. Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник – М.: Юность, 2000.

30. Богуславский М.М. Международное частное право – М. ЮрИнформ. – 1998.

31. Водолагин.С, Конвенция о правах человека как составная часть правовой системы России//Российская юстиция. 2001. №. 8.

32. Гаспарян Н. Праву не свидетельствовать против себя нужны дополнительные гарантии. // Российская юстиция. 2000. №. 12.

33. Иваненко В.С. Всеобщая декларация прав человека в Конституции Российской Федерации //Правоведение. 1998. № 4.

34. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. / под общей редакцией профессора Баглая М.В. – М. Издательство НОРМА 2001

35. Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России. – М.:Юристъ, 1996

36. Колобова С. Как защитить трудовые права?//"Российская юстиция" № 10, 2000.

37. "Комментарий к Конституции Российской Федерации" /под ред. Л.А. Окунькова - Издательство БЕК, 1996.

38. "Комментарий к Гражданскому Процессуальному кодексу РСФСР'' /под. ред. М.К. Треушникова- "Спарк", юридическое бюро "Городец", 1997

39. "Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации " /2-е издание, измененное и дополненное /под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева – М ИНФРА М-НОРМА, 1997.

40. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. 2-е изд переработанное и дополненное – М. Издательство БЕК, 2001

41. Матузов Н.И. Теория и практика прав человека в России //Правоведение . 1998. № 4.

42. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред д-р юрид наук, проф. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб и доп – М.:Юристъ, 2002

43. Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. Составитель Шестаков Л.Н. - М., 1990.

44. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. - М.; Юрайт-М, Новая Правовая культура, 2002.-959.


[1] Федеральный закон от 28 марта 1998 г № 44-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и Протоколов к ней"// СЗ РФ от 30 марта 1998 г., N 13, ст. 1466

[2] Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" // СЗ РФ от 6 апреля 1998 г., N 14, ст. 1514

[3] Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. / Под общей редакцией профессора Баглая М.В. – М. Издательство НОРМА 2001 С. 81- 83

[4] Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева .- М.: Юристъ, 2002 C.444

[5] Баглай М.В Указ соч.. C.82

[6] Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. – М. Издательство БЕК, 2001,С. 4 -5

[7] Конституционное право зарубежных стран. Баглай Указ соч. С. 90-92

[8] Енгибарян Р.В. Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник – М.: Юность, 2000 C.141

[9] См: Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. - М. :Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.

[10] Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" //СЗ РФ от 3 июня 2002 г., № 22, ст. 2031

[11] См: комментарий к ст. 6. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича .- М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.

[12] ФЗ от 25 ноября 1994 г. № 41-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства"// СЗ РФ от 28 ноября 1994 г., № 31, ст. 3192

[13] ФЗ от 15 декабря 1996 г. № 152-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства"// СЗ РФ от 16 декабря 1996 г., № 51, ст. 5683

[14] ФЗ от 26 мая 1997 г. № 83-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию"// "Российская газета" от 29 мая 1997 г.,

[15] ФЗ от 2 января 2000 г. № 18-ФЗ "О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства"// Бюллетень международных договоров, март 2000 г., № 3

[16] ФЗ от 1 мая 1999 г. N 89-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан"// Бюллетень международных договоров, июль 1999 г., № 7

[17] СЗ РФ 2000, №7, ст. 786.

[18] СЗ РФ 1997, № 30, ст. 3596

[19] ст. 15. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" // СЗ РФ от 31 мая 1999 г., № 22, ст. 2670

[20] ч. 2 ст. 7. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // СЗ РФ от 3 июня 2002 г., № 22, ст. 2031

[21] ВВС. 1993. N 24. Ст. 860; РГ. 1994. 18 августа

[22] Гаспарян Н. Праву не свидетельствовать против себя, нужны дополнительные гарантии / / Российская юстиция. 2000. №. 12.

[23] Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России. – М.:Юристъ, 1996. С 198.

[24] Енгибарян Р.В. Тадевосян Э.В. указ соч. С.176

[25] См. ст. 45 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 19 августа 1993 г., N 33 ст. 1318

[26] " Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации " /под ред. Л.А. Окунькова - Издательство БЕК, 1996.

[27] Статья 15 Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи"// Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г., N 29, ст. 3697

[28] См.: ст. 138 Уголовного кодексп РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ// СЗ РФ, 17 июня 1996 г., N 25, ст. 2954

[29] Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ от 12 августа 1993 г., N 32, ст.1227

[30] п. 5, п.6 ст. 3 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"// СЗ РФ от 29 сентября 1997 г., N 39, ст. 4465

[31] Енгибарян Р.В. Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник – М.: Юность, 2000 C.180

[32] Федеральный закон от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» //СЗ РФ, 1995, N 27, ст. 2503

[33] Ст. 2 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"// "Российская газета" от 14 июля 2001 г. N 133

[34] ФЗ от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" //СЗ РФ, 1998, N 22, ст. 2331

[35] п. 1,2 ст.4 Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ от 17 июня 2002 г., N 24, ст. 2253

[36] Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник 2001 С. 6-7

[37] ст. 2 Гражданского кодекса РФ

[38] ч. 1, ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации

[39] ст. 3 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // СЗ РФ от 7 января 2002 г., N 1, ст.3,

[40] ст. 17 Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 19 августа 1993 г., N 33 ст. 1318

[41] Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"/Российская газета" от 24 июля 1999 г.

[42] ст. 8. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 19 ноября 1992 г., N 46, ст. 2615

[43] ВВС. 1992. N 10. Ст. 457.

[44] Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"// СЗ РФ от 3 мая 1999 г., N 18, ст. 2222

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  619  620  621   ..