Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  584  585  586   ..

 

 

Защита прав детей

Защита прав детей

Права учащихся:

· Права и обязанности учащихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.

· Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

· Учащиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

· Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.

· Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

· Привлечение учащихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

· Принуждение учащихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.

· Учащиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

· Учащиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

Право на физическое воспитание

Физическое воспитание и укрепление здоровья тесно связаны между собой. Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, на овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, на достижение высокой работоспособностей. Оно имеет важное значение в подготовке ребенка к труду, жизни.

Кроме физических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость), у детей развиваются при этом ценные психические качества (настойчивость, воля, целеустремленность, решительность, самообладание). Средствами физического воспитания являются разнообразные физические упражнения, подвижные игры и спорт. Ими занимаются в спортивных и туристических секциях, детских и юношеских спортивных школах.

Но так как государство не в достаточном количестве выделяет средства на укрепление физического воспитания, то ребенок остается лишенным этих благ. Спортивные школы закрываются, не хватает тренеров, если даже они работают – низкая заработная плата и они работают на голом энтузиазме.

Дети опять оказываются на улице. А улица учит всему: драться, курить, нецензурно выражаться, употреблять алкоголь, токсические и наркотические вещества. А на это на все нужны средства. Отсюда растет преступность.

Пропагандировать здоровый образ жизни и распространение передового опыта в области физической культуры, спорта, внедрение в практику научно обоснованной системы физического воспитания населения государство должно постоянно проводить спортивные праздники с вовлечением всех учебных заведений населенных пунктов.

Положение детей в Республике Татарстан и нарушения их прав

Самыми неподготовленными к происходящим в стране реформам и поэтому самыми беззащитными оказались дети. В ходе реформ были разрушены многие механизмы защиты их прав.

Одним из показателей системного кризиса, затронувшего все сферы жизни, стал фиксируемый в РТ рост числа детей, лишенных права жить и воспитываться в семье. Из года в год в республике растет число родителей, злостно уклоняющихся от воспитания детей, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие.

Ежегодно в республике выявляется более 2-х тысяч неблагополучных семей, свыше 2-х тысяч родителей привлекаются к ответственности за злостное уклонение от воспитания своих детей. Только в 2001 году было отобрано у родителей, лишенных и ограниченных в родительских правах, 948 детей.

На сегодняшний день в 15 детских домах и в школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается 1753 детей. В семьях граждан республики находятся под опекой (попечительством) 5658 детей. За последнее время размер пособия на подопечных детей увеличился почти в 2 раза - с 350 рублей до 673 рублей.

В РТ начали создаваться приемные семьи, отличающиеся от усыновления и опеки (попечительства) временным характером и договорным способом оформления. Кроме того, в республике сохранены и продолжают функционировать 3 детских дома семейного типа. В 2001 году 81 ребенок из детских домов и школ-интернатов был передан на воспитание в семьи.

Тем не менее проблемы социального сиротства и защиты прав несовершеннолетних остаются острыми в РТ по целому ряду причин.

В РТ не принята нормативно-правовая база, регулирующая деятельность органов опеки и попечительства и координирующая межведомственное взаимодействие по защите прав и интересов несовершеннолетних.

В связи с этим Татарстанское отделение 00Д "За права человека" считает необходимым разработать законопроект об организации деятельности органов опеки (попечительства) детей.

В РТ пока не получили должной поддержки такие формы устройства осиротевших детей, как приемные и патронажные семьи.

В городах и районах республики крайне неблагополучно обстоит дело с выделением жилья детям, лишившимся родительского попечения. Непринятие своевременных мер по обеспечению выпускников государственных образовательных учреждений отдельной жилой площадью (закрепление права на внеочередное получение жилья, предоставление целевых безвозмездных ссуд на приобретение жилья, создание специальных жилищных фондов для этой категории лиц) приводит к тому, что они вынуждены длительное время проживать в общежитиях и бродяжничать.

Большая часть детей в РТ сегодня находится вне сферы заботы государства. В республике растет детская безнадзорность и беспризорность, дети занимаются бродяжничеством и попрошайничеством, что влечет за собой увеличение числа правонарушений и преступлений.

Необходимо предусмотреть расходы на открытие в РТ сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также расходы на содержание несовершеннолетних в специальных учреждениях закрытого типа (спецшколах, спецучилищах).

В целях проведения активности работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, дальнейшего совершенствования систем защиты их прав необходимо:

· принять Закон о комиссиях по делам о несовершеннолетних и защите их прав;

· предусмотреть в законодательном порядке стимулирование предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности, выделяющих квоты рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних;

· в целях эффективного взаимодействия учебных заведений и органов внутренних дел по ранней профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, выявлению родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей, фактов жестокого обращения с детьми предусмотреть введение в учебных заведениях штатной единицы освобожденного педагога-воспитателя;

· предусмотреть разработку специальной программы по подготовке на базе профильных учебных заведений специалистов по работе с подростками с девиантным поведением;

· расширить сеть специализированных учреждений (приютов) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и помощи со стороны государства;

· в системе органов здравоохранения продолжить создание подростковых наркотических кабинетов и дополнительно ввести штатные единицы психиатров-наркологов.

Защита прав несовершеннолетних

· Ст. 56 Семейного Кодекса РФ говорит о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

· Защита прав и законных интересов осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом (в частности, когда органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители лишены родительских прав, граждане, чья дееспособность ограничена вследствие злоупотребления алкоголем) органом Опеки и попечительства, прокурором, судом.

· При нарушении прав и законных интересов ребенка, при злоупотреблении родительскими правами, жестоком обращении ребенок вправе обратиться за их защитой в орган Опеки и попечительства при администрации района, а по достижении 14-ти лет в суд.

· Должностные лица организации, иные граждане , которым станет известно об угрозе жизни, здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, фактов жестокого обращения, обязаны сообщить в органы Опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган Опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

· Функции защиты прав несовершеннолетних (в частности и при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком) возложены на Органы опеки и попечительства при Администрациях районов, Прокуратуру (помощника прокурора по защите прав несовершеннолетних), инспекцию по делам несовершеннолетних при РОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних.

· Ст. 156 уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.

· Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.

· Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их половую неприкосновенность является основанием (согласно статье 69 Семейного Кодекса РФ) для лишения родителей родительских прав.

Как осуществляется защита прав ребенка?

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).
К первым относятся:
- Прокуратура,
- Органы внутренних дел.

Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

- предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК);

- предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);

- непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);

- внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»);

- опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»).


Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп. 14 ст. 10 Закона "О милиции", ст. 3, 6 Указа Президента РФ "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ"). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.


Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в обязанности этих комиссий входит:

предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;

осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;

организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;

подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.


В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет как правило один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д. Таким образом у органов опеки и попечительства нет возможности защищать права детей должным образом, в связи с чем предлагается провести реформу этих органов. Основными элементами реформированного органа опеки и попечительства будут являться:

- расширение круга детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства;

- введение системы социального патроната над детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите (К семье, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите "прикрепляется" патронатный воспитатель, оказывающий необходимую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи.);

- составление Плана по защите ребенка – акта органа опеки и попечительства, в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, сроки их исполнения, устанавливается четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка;

- распределение полномочий по опеке и попечительством между несколькими уполномоченными главой органа местного самоуправления службами (очевидно, что вышеуказанный объем полномочий не может осуществляться одним специалистом по охране детства);

- создание (перепрофилирование) учреждения, предоставляющего патронатное воспитание (учреждения для содержания, воспитания и подготовки ребенка, нуждающегося в государственной защите, к помещению в семью а также по поиску, отбору и обучению патронатных воспитателей, оказанию содействия в воспитании и проведении реабилитационной работы с детьми и т.д.);

- разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем;

Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по разному, в зависимости от конкретной ситуации. Важной предпосылкой защиты этими органами прав несовершеннолетнего является тесный контакт и взаимодействие с прокуратурой, ОВД, Комиссиями по делам несовершеннолетних и другими государственными и общественными организациями. К сожалению, основная часть законов, принятых до настоящего времени, направлена на прописывание роли ведомств и определение границ их деятельности. Это привело к усилению межведомственных барьеров и потенциировало борьбу ведомств за бюджетные средства, в то время как механизм взаимодействия ведомств и их ответственности за невыполнение возложенных на них функций по защите прав ребенка законодательно не прописан.

Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

Один из ранее неизвестных способов защиты прав ребенка – закрепленная в ст.56 СК РФ возможность самостоятельно защищать свои права в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Однако реальных предпосылок для осуществления данного права пока не существует, так как действующее гражданско-процессуальное законодательство не определяет положение несовершеннолетнего участника гражданского процесса, утратившего родительское попечение.

Что касается жалоб в орган опеки и попечительства, в прокуратуру или в какие-либо иные органы, занимающиеся защитой прав детей, то несмотря на кажущуюся простоту этой процедуры, ребенок чаще всего не может ею воспользоваться, отчасти потому, что не знают своих прав, и не имеют доступа к независимым источникам правовой помощи. Кроме того, учитывая, что виновником насилия часто является директор или сотрудник детского дома или иное должностное лицо, дети не верят в возможность добиться справедливости.

Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.

Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах, являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы Российской Федерации, и имеющей преюдициальное значение.

В настоящее время Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ. Конвенция о правах ребенка, механизмом реализации положений которой является Комитет–универсальна – единственными странами, не ратифицировавшими ее, являются США и Сомали. Конвенция не только идентифицирует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но также делает возможным для ребенка утверждение своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12 Конвенции). Многие эксперты считают, что одним из самых значительных вкладов, сделанных Конвенцией в законодательство по правам человека, является именно внедрение принципа трансформации ребенка из пассивного объекта "защиты" в активного субъекта.

По итогам рассмотрения представленного государством Доклада, альтернативных докладов неправительственных организаций и ответов государства на дополнительно поставленные вопросы, Комитет выносит рекомендации по усовершенствованию ситуации с правами ребенка в России и особой защите отдельных категорий детей. Россия уже представила в Комитет два Доклада (1993, 1999 гг.) по итогам рассмотрения которых были вынесены соответствующие рекомендации, и должна представить следующий периодический Доклад в 2003 году.

Еще одним международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком. Обычно интересы детей перед Европейским судом представляют их родители, но если это по каким-либо причинам невозможно, ребенок может воспользоваться помощью адвоката или общественной организации, в соответствии с национальным законодательством.

При этом в прецедентах Европейского Суда особо указывается, что несовершеннолетние могут самостоятельно или через представителей инициировать подачу жалобы.

Большое количество дел о защите прав детей в Европейском суде касаются назначения опеки над ребенком, контактов с родителями и другими родственниками, а также – права на уважение личной и семейной жизни, недопустимости применения физических наказаний и права на обучение.

Дела такого рода против России также уже подаются.

Заключение

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Таким образом, дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

И тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи. Сегодня во многих странах детям в лицо смотрят голод, болезни, социальное отчуждение - ужасные спутники нищеты, порождающие отчаяние и конфликт.

Сегодня одна из наиболее болезненных проблем во всем мире - это дети, лишенные семьи, оказавшиеся выброшенными на улицу в результате трудных жизненных обстоятельств. Уличные и работающие дети обычно живут в ужасных обстоятельствах и являются жертвами всех видов насилия. Многие из них страдают различными заболеваниями. Многие из них едва ли когда-нибудь ходили в школу или уже не ходят больше в школу. Если эти дети переживут голод, проституцию, сексуальное насилие, болезни, социальное отчуждение, притеснение полиции, проблемы, связанные с нарушением закона, тюремное заключение, употребление дешевых разрушительных наркотиков, опасную и низкооплачиваемую работу, включая равносильные рабству домашние работы, они вырастут и превратятся в безграмотных взрослых.

Ответственность за радикальное решение проблемы социального отчуждения детей лежит на государстве.

В заключение позвольте мне призвать всё наше общество к солидарности и действию.

Я глубоко убеждена, что моя работа будет способствовать укреплению уважения прав детей и улучшению их жизненных условий.

Список использованной литературы

· Конституция Российской Федерации: Официальный текст, (Б-ка российского законодательства). – М.: Издательство «ОМЕГА-Л», 2005.-40с.

· Семейный кодекс Российской Федерации: Официальный текст, действующая редакция.- М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2005.-64 с. (Серия «Кодексы и Законы»)

· Коробова С.Р., Защита прав ребенка в Российской Федерации: Сборник нормативных документов, - Издательство: Виктория-плюс, -2003, -91с.

· Защита прав ребенка в современной России,- Издательство: Институт государства и права РАН , -2004 г., - 196- с.

· Кришнамурти, - Образование и смысл жизни,- М.: Издательство «София», 2003.- 192с.

· Чумаков Б.Н., - Основы здорового образа жизни., - М.: Издательство «Педагогическое общество России», 2004г.- 416с.


· Захаров А.И. - Психологические факторы формирования неврозов у детей., М.: Издательство – «Автореф. дис. Л.», 2002.

· Буянов М.И. - «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога»., 2003 г.

· Сергей Козин – Газета «Вечерняя Казань»- 2005г. № 56

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  584  585  586   ..