Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  66  67  68   ..

 

 

Дееспособность физического лица. Правовое регулирование деятельности объединений предприятий

Дееспособность физического лица. Правовое регулирование деятельности объединений предприятий

План

Теоретическая часть

1. Дееспособность физических лиц и ее виды

2. Назовите виды объединений предприятий, каков их правовой статус?

Практическая часть

Задача №1

Задача №2

Литература

1. Дееспособность физических лиц и ее виды

Для того, чтобы иметь возможность самостоятельно создавать для себя гражданские права и обязанности, физическое лицо должно быть не только правоспособным, но и дееспособным.

В наиболее простом виде дееспособность, как правовая категория, может быть определена как способность лица своими действиями приобретать права и обязанности. Она может быть определена и иначе — как способность лица совершать действия с правовыми следствиями. В любом случае подчеркивается то, что дееспособное лицо само для себя, своими собственными действиями приобретает права и обязанности, в результате собственных действий становится участником правоотношений.

Для того, чтобы от этих общих характеристик дееспособности перейти к ее определению на отраслевом уровне, необходимо учесть, прежде всего, характер действий, которые может совершать субъект определенной области права, и свойства прав и обязанностей, которые он может создавать для себя.

Указанные требования учтены, в частности, и в определении дееспособности физического лица, содержащейся в ГК Украины.

Дееспособность физического лица — это его способность своими собственными действиями приобретать для себя гражданские права и самостоятельно их осуществлять, а также способность своими действиями создавать для себя гражданские обязанности, самостоятельно их выполнять и нести ответственность в случае их невыполнения(ст. 30 ГК Украины).

Такое определение дееспособности физического лица достаточно полно характеризует эту правовую категорию. Вместе с тем, оно имеет недостаток, так как не содержит указаний на особенности дееспособности именно физического лица, не отмечает черты, отличающие ее от дееспособности юридического лица (которое, однако, в соответствии с концепцией ГК Украины не совпадает с понятием дееспособности физического лица — ст. 92 ГК).

Решение этой коллизии возможно благодаря учету элементов дееспособности, входящих в ее состав в том или ином случае.

Как упоминалось выше, элементами содержания дееспособности физического лица являются:

1)возможность самостоятельного совершения сделок (сделкоспособность);

2)возможность нести самостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность);

3)возможность составлять завещание и быть наследником (тестаментоспособность):

4)возможность избирать себе представителя и самому выступать в качестве представителя (трансдееспособность);

5)возможность заниматься предпринимательской деятельностью (бизиесдееспособность). Целесообразность выделения такого элемента дееспособности, как бизнесдееспособность, обусловлена тем, что этот элемент общего понятия дееспособности не ограничивается лишь общим правом совершать сделки, но и связан с совершением действий в отношении государственной регистрации гражданина, как индивидуального предпринимателя, с одной стороны, и распространением на физических лиц-предпринимателей правил нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность юридических лиц (ст.ст. 50-54 ГК Украины);

6) возможность быть участником семейных отношений (брачно-семейная дееспособность).

На первый взгляд, выделение отдельных элементов дееспособности не имеет практического значения. Однако, это впечатление ошибочное.

Хотя в ст. 30 ГК Украины дано общее определение дееспособности, однако в дальнейших его нормах заметен дифференцированный подход к возникновению отдельных элементов дееспособности.

Так, если сделкоспособность возникает у лица, достигшего 14 лет (при условии, что родители, усыновители или опекуны не возражают против сделки — ст.ст. 32, 221, 222 ГК Украины), то возникновение деликтоспособности связывается с наличием дополнительных условий (в частности, с наличием имущества, достаточного для возмещения — ст. 33 ГК Украины).

Если частичная сделкоспособность имеется даже у лица, не достигшего 14 лет (ст. 31 ГК Украины), то трансдееспособность, как следует из ст. 242 ГК Украины, наступает лишь с достижением совершеннолетия. Хотя завещание является односторонней сделкой, но право на завещание (тестаментоспособность) возникает лишь у лиц с полной гражданской дееспособностью и в отличие от других сделок не может осуществляться через представителя (ст. 1234 ГК Украины).

Требование полной дееспособности, как общее правило, выдвинуто ст. 50 ГК Украины в отношении физического лица, которое хотело бы заниматься предпринимательской деятельностью. Исключение из этого правила установлено ст. 35 ГК Украины, но и здесь есть особенность — возрастным пределом является «нетипичный» для норм ГК Украины возраст — 16 лет.

Поэтому следует признать, что различие указанных элементов дееспособности является целесообразным и с практической точки зрения, поскольку дает возможность дифференцированно подходить (что и делает ГК Украины) к определению требований в отношении предоставления лицу того ли иного вида (элемента) дееспособности.

В отличие от правоспособности дееспособность связана с осуществлением человеком волевых действий, предполагающих достижение определенного уровня психической зрелости. Критериями является возраст, а также состояние психического здоровья.

С учетом этих критериев закон выделяет несколько видов дееспособности физических лиц:

1) полную дееспособность;

2)частичную дееспособность;

3)неполную дееспособность.

1) Полная дееспособность признается за совершеннолетними физическими лицами, то есть достигшими восемнадцати лет (ст. 34 ГК Украины).

Указанный возрастной ценз может быть снижен в двух случаях:

а) регистрация брака лицом, не достигшим 18 лет(ч. 1ст. 34ГК Украины).

Брачный возраст, установленный для мужчин —18 лет и женщин — 17 лет (ст. 22 СК Украины), может быть снижен по решению органов местного самоуправления до 16 лет при наличии уважительных причин. Перечень таких причин законодательство не содержит, но к ним, как правило, относят беременность невесты, рождение ребенка и т.п. Ст. 23 СК Украины допускает также при исключительных обстоятельствах возможность регистрации брака лицами по достижении ими 14 лет.

На снижение брачного возраста согласие родителей или других законных представителей не нужно, но их мнение, при этом, учитывается. Регистрация брака лицами, для которых был снижен брачный возраст, осуществляется в общем порядке.

После регистрации брака несовершеннолетние физические лица приобретают дееспособность в полном объеме;

б) предоставление полной гражданской дееспособности по решению органа опеки и попечительства несовершеннолетнему лицу (ст. 35 ГК Украины).

Предоставление полной гражданской дееспособности (эмансипация) согласно ст. 35 ГК Украины возможно:

—в отношении физического лица, достигшего шестнадцати лет и работающего по трудовому договору;

—в отношении физического лица, достигшего шестнадцати лет и желающего заниматься предпринимательской деятельностью;

—в отношении несовершеннолетнего физического лица, записанного матерью или отцом ребенка.

Основания и порядок эмансипации определяются по-разному:

—для работающих по трудовому договору предоставление полной гражданской дееспособности производится по решению органа опеки и попечительства по заявлению заинтересованного лица с письменного согласия родителей (усыновителей) или опекуна, а в случае отсутствия такого согласия — по решению суда;

—для желающих заниматься предпринимательской деятельностью и достигших 16 лет необходимо получить письменное согласие на регистрацию, как предпринимателя, от родителей (усыновителей), опекуна или органа опеки и попечительства. При наличии указанного согласия такое лицо может быть зарегистрировано как предприниматель. В этом случае оно приобретает полную гражданскую дееспособность с момента государственной регистрации его как предпринимателя;

— для предоставления полной гражданской дееспособности несовершеннолетнему лицу, записанному матерью или отцом ребенка, необходим факт государственной регистрации рождения ребенка, одним из родителей которого является несовершеннолетний. В этом случае согласия родителей несовершеннолетнего, органов опеки и попечительства и т.п. на эмансипацию несовершеннолетнего лица не нужно. В случае прекращения трудового договора, прекращения физическим лицом предпринимательской деятельности, отцовства, предоставленная несовершеннолетнему лицу полная гражданская дееспособность сохраняется.

Ст. 35 ГК Украины не упоминает о значении членства в производственном кооперативе, однако, очевидно, такое членство лица, достигшего 16 лет, по аналогии с трудовым договором, может быть основанием предоставления полной гражданской дееспособности.

2) Частичную гражданскую дееспособность имеют физические лица, не достигшие четырнадцати лет (ст. 31 ГК Украины называет их также «малолетними лицами»).

Их дееспособность ограничивается возможностью самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки (то есть сделки, удовлетворяющие бытовые потребности лица, отвечающие уровню его физического, духовного или социального развития и касающиеся предмета, имеющего невысокую стоимость), а также осуществлять личное неимущественное право на результаты интеллектуальной, творческой деятельности, охраняемые законом.

Все остальные сделки, совершенные малолетними до достижения ими 14 лет, ничтожны и не порождают для них правовых последствий. Однако такая сделка может быть признана судом действительной по требованию его родителей, усыновителя или опекуна, если она совершена в интересах малолетнего лица (ст. 172 ГК Украины).

Малолетнее лицо не несет гражданско-правовой ответственности за причиненный им вред.Это объясняется тем, что малолетние лица еще не могут в полной мере оценивать свои действия и руководить ими, а потому не могут признаваться виновными и нести ответственность за правонарушение. Ответственность за действия малолетних возлагается на их родителей, усыновителей, опекунов, виновных в неосуществлении надлежащего надзора за действиями малолетнего или ненадлежащем воспитании детей. Родители, усыновители, опекуны малолетних могут быть освобождены от ответственности, если докажут, что обязательство было нарушено или вред причинен не по их вине (ст.ст. 33, 1197 ГК Украины).

3) Неполную гражданскую дееспособностьимеют несовершеннолетние лица, то есть лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ст. 32 ГК Украины).

Кроме сделок, предусмотренных статьей 31 ГК Украины, они могут:

—самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или другими доходами;

—самостоятельно осуществлять право на результаты интеллектуальной, творческой деятельности, охраняемые законом;

—быть участником (учредителем) юридических лиц, если это не запрещено законом или учредительными документами юридического лица;

—самостоятельно заключать договор банковского вклада (счета) и распоряжаться вкладом, внесенным таким физическим лицом на свое имя (денежными средствами на счете). Однако, если денежные средства, внесенные в финансовое учреждение на его имя другими лицами, то несовершеннолетнее лицо может распоряжаться ими с согласия родителей (усыновителя) или опекуна.

Несовершеннолетнее лицо совершает другие сделки с согласия родителей (усыновителей) или опекунов. Согласие может быть заменено последующим одобрением в письменной форме сделки, сделанного указанными лицами. В случае возражения против сделки того из родителей (усыновителей), с кем проживает несовершеннолетнее лицо, сделка может быть совершена с разрешения органа опеки и попечительства.

На совершение несовершеннолетним лицом сделки в отношении транспортных средств или недвижимого имущества должно быть письменное нотариально удостоверенное согласие родителей (усыновителей) или опекуна. Нарушение этого правила может послужить основанием признания судом сделки недействительной (ст. 233 ГК Украины).

2. Назовите виды объединений предприятий, каков их правовой статус?

Осуществление предпринимательской деятельности ее субъектами — предприятиями вызывает потребность в непосредственном взаимодействии с другими предприятиями с целью коллективного использования производственного, научно-технического, информационного и финансового потенциала каждого из них для достижения большей эффективности. Это обусловило создание большого числа и разнообразие видов объединений предприятий, возникающих на добровольной основе, с активными «горизонтальными» связями между их участниками — субъектами предпринимательской деятельности.

На практике действует множество различных видов объединений предприятий, что требует их соответствующего правового регулирования.

Согласно ст.119 ХК Украины в зависимости от порядка учреждения объединения предприятиймогут образовываться как хозяйственные объединения или как государственные либо коммунальные хозяйственные объединения.

Государственное (коммунальное) хозяйственное объединение — объединение предприятий, образованное государственными (коммунальными) предприятиями по решению Кабинета Министров Украины или, в определенных законом случаях, решению министерств (других органов, в сферу управления которых входят предприятия, образующие объединение), или решению компетентных органов местного самоуправления. Такое объединение действует на основе решения о его образовании и устава, который утверждается органом, принявшим решение об образовании объединения.

Хозяйственное объединение— объединение предприятий, образованное по инициативе предприятий, независимо от их вида, которые на добровольных началах объединили свою хозяйственную деятельность.

Хозяйственные объединения характеризуются следующими признаками:

Во-первых, его учредителями (участниками) могут быть только коммерческие юридические лица, то есть организации, ставящие своей основной целью получение прибыли.

Во-вторых, участники объединения сохраняют свою юридическую самостоятельность как субъекты права. Это зафиксировано в ч.1 ст.121 Хозяйственного кодекса. Предприятия — участники объединения предприятий сохраняют статус юридического лица независимо от организационно-правовой формы объединения, и на них распространяются положения этого Кодекса и других законов по регулированию деятельности предприятий. Следовательно, объединение не вправе осуществлять управление и контроль за деятельностью участников и выполнять функции по распоряжению их имуществом.

В-третьих, добровольный порядок создания. Добровольность волеизъявления учредителей на создание объединения находит отражение в учредительном договоре.

В-четвертых, объединение признается новым и самостоятельным субъектом права (юридическим лицом), которому принадлежит имущество, переданное ему учредителями (участниками).

Решение об образовании объединения предприятий (учредительный договор) и устав объединения согласовываются с Антимонопольным комитетом Украины в порядке, установленном законодательством (ч.4 ст.121 ХК).

Возникает объединение на основе добровольного волеизъявления участников, однако это не исключает необходимость его государственной регистрации как юридического лица — субъекта предпринимательской деятельности. Государственная регистрация хозяйственного объединения производится в порядке, установленном законом.

Одно из основных правил, регламентирующих выполнение хозяйственным объединением обязательств, определяет содержащаяся в ч.4 ст. 123 Хозяйственного кодекса норма: объединение предприятий не отвечает по обязательствам его участников, а предприятия-участники не отвечают по обязательствам объединения, если иное не предусмотрено учредительным договором или уставом объединения.

Это положение вытекает из принципа самостоятельной имущественной ответственности юридического лица, закрепленного в ст.96 Гражданского кодекса Украины: юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Поскольку объединение и создавшие его участники являются юридическими лицами и самостоятельными субъектами права, то, по общему правилу, исключается взаимная имущественная ответственность их друг за друга по обязательствам.

Однако указанная норма имеет диспозитивный характер, предусматривая возможность иного решения вопроса в учредительных документах. Следовательно, в порядке исключения из общего правила, в учредительном договоре или в уставе могут быть предусмотрены условия и порядок имущественной ответственности участников по обязательствам объединения. Это в наибольшей степени возможно в концерне, где тесная взаимосвязь участников и значительная централизация управления вызывает целесообразность установления имущественной ответственности участников по долгам объединения и наоборот. Но речь, вероятно, может идти лишь об их дополнительной (субсидиарной) ответственности по обязательствам друг друга. При этом кредитор должен предъявить требование прежде всего к основному должнику (объединению). В случае же отказа основного должника удовлетворить требования кредитора ввиду недостаточности средств и имущества, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Ст. 120 Хозяйственного кодекса Украины называет хозяйственных объединений: ассоциация, корпорация, консорциум и концерн. Первые два вида — договорные, остальные — уставные. Приведение в законодательстве перечня объединений имеет определенное значение для отграничения различных видов используемых в практике объединений, выявления их различий. Вместе с тем важно, что этот перечень не имеет исчерпывающего характера. В законе указано, что возможны и другие объединения предприятий, предусмотренные законом. Это позволяет включать в сферу действия закона новые, ранее не известные, виды объединений.

Ассоциация— договорное объединение, созданное в целях постоянной координации хозяйственной деятельности объединившихся предприятий путем централизации одной или нескольких производственных и управленческих функций, развития специализации и кооперации производства, организации совместных производств на основе объединения участниками финансовых и материальных ресурсов для удовлетворения преимущественно хозяйственных потребностей участников ассоциации (ч.2 ст.120 ХК). Хотя цель ассоциации в законодательстве определена как координация деятельности, обычно это не единственная цель. Другими целями ассоциации могут быть обеспечение защиты прав участников, представление общих интересов и т.п.

Ассоциация может осуществлять координацию общих разработок и исследований, оказывать участникам услуги, в частности юридические (консультации по вопросам правового регулирования предпринимательской деятельности, включая экспортно-импортные операции, кредитование); информационные (обеспечение участников рыночной информацией, рекламой для стимулирования спроса на рынках, обеспечение информацией по техническим разработкам, промышленным стандартам и промышленной статистике); иные (поиск новых рынков сбыта, сфер потребления, разработка и установление стандартов ассоциации по вопросам отраслевых классификаторов качества, надежности, условий труда, уровня квалификации работников и др.).

Ассоциация получила широкое распространение как один из ведущих видов хозяйственных объединений, поскольку является универсальным способом ведения совместной деятельности, выгодно отличаясь от концерна и корпорации невысокой степенью централизации, от консорциума — широкой направленностью. Она привлекательна для ее участников возможностью сочетания участия в ее деятельности с участием в других ассоциациях и хозяйственных объединениях с сохранением всей полноты юридической самостоятельности. Эти особенности ассоциации в сочетании с выполнением ею функций по координации деятельности участников, оказании им и другим организациям производственных, коммерческих, информационных услуг способствуют объединению усилий участников, налаживанию хозяйственных связей, кооперированию производства, вызывают большой рост числа ассоциаций.

В рамках ассоциаций их участники обычно координируют выполнение отдельных своих задач либо совместно осуществляют лишь часть не основных функций. Такая ограниченность связи между участниками делает невозможным взаимную имущественную ответственность по долгам участников и ассоциации в целом. Это же делает возможным участие одного и того же юридического лица в различных ассоциациях. Управление в ассоциации может осуществляться как специально создаваемыми органами управления, так и головным юридическим лицом (по согласованию участников). Орган управления, создаваемый в ассоциации, для участников, в основном, является информирующим, координирующим центром, обеспечивающим согласованные действия по отдельным видам деятельности. Он может быть и центром, аккумулирующим средства для осуществления инвестиций и общих задач.

Учитывая нежесткость связи между участниками ассоциации и незначительную степень централизации, Закон предусматривает: ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность любого из ее участников.

В целях обеспечения защиты конкуренции и недопущения ее неправомерного ограничения Антимонопольным комитетом Украины разработаны Принципы обеспечения соответствия антимонопольному законодательству создания и деятельности ассоциации предпринимателей (информационное письмо Антимонопольного комитета Украины от 20.12.95 г. № 5/03).

Объединение предпринимателей в ассоциацию с учетом этих Принципов рассматривается Антимонопольным комитетом Украины как осуществление предпринимателями их законного права на договорное добровольное объединение с целью, определенной Законом, и в виде, который не противоречит антимонопольному законодательству, то есть без создания монопольного образования, монополизации рынков и без ограничения конкуренции.

Принципы применяются к ассоциациям, которые создаются предпринимателями, являющимися конкурентами, или предпринимателями, не являющимися конкурентами, однако их объединение на иных условиях, нежели определено в Принципах, может привести к появлению монопольного образования, монополизации рынка, ограничению конкуренции.

Создание ассоциации признается не приводящим к нарушениям антимонопольного законодательства при соблюдении следующих условий:

- ассоциация создается как договорное лицо, которое не является хозяйственным обществом или предприятием; не осуществляет предпринимательской деятельности; учредители и участники ассоциации не получают прямых доходов (дивидендов) от ее деятельности;

- филиалы и представительства ассоциации имеют статус ее структурных подразделений;

- ассоциация является свободной для вступления (выхода) новых участников (учредителей) на основах соблюдения ими учредительных документов ассоциации и соответствия этим принципам;

- предмет деятельности ассоциации включает координацию хозяйственной деятельности участников без права вмешиваться в их производственную и коммерческую деятельность и принятия управленческих решений;

- функции и полномочия ассоциации исключают возможность осуществления действий, ограничивающих конкуренцию среди учредителей и других участников рынка;

- ассоциация не основывает и не выступает соучредителем новых хозяйствующих субъектов, не осуществляет контроль или управление, в том числе доверительного, относительно хозяйствующих субъектов.

Наиболее характерными видами координационной деятельности и функций ассоциации, которые рассматриваются Антимонопольным комитетом Украины как не приводящие к появлению монопольных образований, монополизации рынков, ограничению конкуренции, являются следующие:

- обеспечение участников ассоциации информацией по техническим разработкам промышленных стандартов и промышленной статистики;

- предоставление участникам услуг, которые наиболее эффективно могут предоставляться на отраслевом уровне или централизованно, в частности таких, как юридические консультации, помощь в осуществлении экспорта, страхование, кредитование, также обучение;

- утверждение норм поведения ассоциации, ее участников или принятие внутреннего кодекса поведения с учетом указанных в информационном письме принципов. Целью норм является стимулирование лучшей предпринимательской политики участников, справедливого обращения с потребителями, правил и честных обычаев в предпринимательстве;

- поддержка интересов участников в государственных органах;

- координация совместных исследований и разработок.

Другими видами координационной деятельности и функций ассоциации могут быть:

- обеспечение участников ассоциации рыночной информацией; осуществление рекламы для содействия развитию экспорта и стимулирования спроса на внутренних рынках; осуществление поиска новых рынков сбыта, сфер снабжения;

- разработка и установление стандартов ассоциации по вопросам отраслевых классификаторов качества, надежности, по вопросам условий труда или уровня квалификации работников, по вопросам поведения в отношениях с потребителями;

- содействие законным интересам участников в осуществлении иных видов деятельности, которые не противоречат учредительному договору.

Вышеуказанные виды координационной деятельности и функций ассоциации могут осуществляться с учетом следующих положений:

- ассоциация ни при каких обстоятельствах не рекомендует цены, не осуществляет обмен информацией относительно средних цен или среднего уровня затрат, не предупреждает о запланированных изменениях в действиях участников на рынках;

- сведения о деятельности отдельных участников ассоциации не публикуются и не передаются другим участникам ассоциации, кроме как в общем виде, без определения отдельных участников и не раньше, чем через месяц после их сбора. Они собираются, сохраняются и используются как информация с ограниченным доступом в соответствии с действующим законодательством об информации. К этим сведениям следует отнести такую информацию относительно участника, как цены, объемы и стоимость реализации, действительное положение получения заявок, объемы и стоимость невыполненных заявок, перечень поставщиков и заказчиков, прогнозируемый коэффициент использования мощностей, а также какая-либо иная информация, с помощью которой можно определить поведение отдельного участника ассоциации.

В учредительных документах ассоциации могут быть предусмотрены на основе соответствующих норм действующего законодательства дополнительные допустимые виды деятельности ассоциации, которые связаны с особенностями функционирования отраслей, рынков, их сегментов, в частности их государственным регулированием и контролем, особенностями промышленной политики в отрасли.

Корпорациейпризнается договорное объединение, созданное на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов объединившихся предприятий, с делегированием ими отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников органам управления корпорации (ч.3 ст.120 ХК).

Следовательно, в корпорации возможна централизация функций — их перечень определяется в договоре. Корпорация выполняет лишь те функции и осуществляет те полномочия, которые добровольно переданы ей участниками. Следовательно, участники могут предусматривать изъятие отдельных функций из своего ведения либо уменьшения их объемов с передачей соответствующих исключенных полномочий корпорации в целом.

Однако корпорация как договорное объединение не может распоряжаться имуществом предприятий, входящих в ее состав на правах учредителей.

Консорциум— это временное уставное объединение предприятий для достижения его участниками определенной общей хозяйственной цели (реализации целевых программ, научно-технических, строительных проектов и т.п.). Консорциум использует средства, которыми его наделяют участник, централизованные ресурсы, выделенные на финансирование соответствующей программы, а также средства, поступающие из других источников, в порядке, определенном его уставом. При достижении цели его создания консорциум прекращает свою деятельность (ч.4 ст. 120 ХК).

По смыслу закона, консорциум создается на основе временного соглашения участников об объединении ресурсов и усилий с целью финансирования осуществления каких-либо задач. Признание законом консорциума самостоятельным видом объединений позволяет считать его юридическим лицом.

Это объединение создается для решения конкретных задач реализации крупных целевых программ и проектов. После выполнения этой задачи консорциум ликвидируется либо преобразуется в другой вид объединения.

Таким образом, консорциумы не предполагают высокую степень централизации и концентрации управления. Будучи объединением предприятий с целью решения определенных задач инвестиционного, научно-технического или финансового характера, создаваемым на добровольных началах, консорциум, как и ассоциация, больше характеризует координационные, нежели субординационные отношения участников.

Концерномпризнается уставное объединение предприятий, а также других организаций, на основе их финансовой зависимости от одного или группы участников объединения, с централизацией функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и другой деятельности. Участники концерна наделяют его частью своих полномочий, в том числе правом представлять их интересы в отношениях с органами власти, другими предприятиями и организациями. Участники концерна не могут быть одновременно участниками другого концерна (ч.5 ст.120 ХК).

Концерн дает возможность объединить ресурсы и усилия его участников при сохранении их полной правовой самостоятельности и юридической возможности вступления в иные отношения с другими субъектами предпринимательской деятельности.

Отличие концерна от других видов хозяйственных объединений (в особенности, от ассоциации) — в высокой степени централизации и глубине связи между участниками. Свойственная концерну централизация значительной части производственно-хозяйственных функций и осуществление всеми его участниками единой политики в рамках концерна приводит к наделению его широким кругом собственных полномочий осуществления производственной деятельности, в том числе к образованию централизованных финансовых фондов, созданию новых субъектов хозяйственной деятельности в интересах участников концерна с тесными хозяйственными связями и отношениями его участников внутри концерна.

Особенностью концерна является то, что он, в сравнении с другими видами объединений, — наиболее централизованная структура с жесткими связями его участников, которые согласованно осуществляют основную деятельность. Поэтому учредительными документами концерна может быть запрещено его участникам состоять одновременно в нескольких концернах, однако они вправе быть членами различных ассоциаций. Жесткая взаимосвязь участников в концерне делает возможным существование дополнительной имущественной ответственности участников по обязательствам объединения в целом, о чем могут договориться участники концерна.

Высокая степень централизации делает необходимым обязательное создание обособленного аппарата управления. Концерн вправецентрализовать любые функции управления, если это предусмотреноуставом.

Таким образом, концерн является единым производственно-хозяйственным комплексом, участники которого тесно связаны между собой технологическим и кооперационным единством. Они передают концерну значительно больше полномочий, нежели участники ассоциации, и централизуют выполнение основных направлений своей деятельности (производственной, научной, инвестиционной, внешнеэкономической и т.д.). Участники концерна наделяют его правом решать вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением, сбытом (реализацией) продукции и др.

Хозяйственные объединения— добровольные объединения юридических лиц, созданные ими в целях координации деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в государственных и иных органах, а также в международных организациях. Целью таких объединений являются защита и реализация интересов его участников, консолидация усилий в обеспечении работы его структур.

Задача №1

После смерти матери Иванова получила по наследству жилой дом. Поскольку Иванова уже имела жилой дом для проживания она решила продать полученный по наследству дом. Считая свою жену недостаточно практичной, муж получил от нее расписку, в которой она обязалась продать дом только с его согласия. Через некоторое время муж уехал в командировку. В его отсутствие Иванова продала дом Ларионову. Вернувшись из командировки и узнав о продаже дома, Иванов потребовал от Ларионова доплатить 30% стоимости цены, за которую дом продан, либо возвратить дом, отчужденный без его согласия.

Ларионов отказался как от доплаты так и от возврата дома, пояснив, что цена была определена Ивановой, являющейся собственником дома. Иванов предъявил в суде иск к Ивановой и Ларионову о признании сделки недействительной. В исковом заявлении он ссылался на то, что его жена совершила сделку в нарушение принятых на себя письменных обязательств.

Какое решение должен вынести суд?

После смерти матери Иванова получила по наследству жилой дом. Она находится в браке. Согласно ст. 57 Семейного Кодекса Украины данный жилой дом является личной частной собственностью Ивановой, а именно: п. 2 ч. 1 ст. 57 СК Украины имущество, приобретенное ею во время брака, но на основании договора дарения или в порядке наследования является личной частной собственностью жены. Иванова имеет право распоряжаться данным имуществом так, как сочтет нужным без согласия мужа. Расписка, которую Иванова написала мужу, является недействительной, т.к. она ограничивает право распоряжения имуществом собственника. Согласно ст. 321 ГК Украины никто не может быть противоправно лишен права собственности или ограничен в его осуществлении. Здесь речь уже идет о моральных принципах взаимоотношений супругов: почему так поступила супруга, а не с юридической точки зрения.

Задача №2

Петрухин продал приватизированную квартиру Соловьеву. Когда последний стал готовиться к переезду, то выяснил, что одна из комнат в приобретенной квартире сдана внаем Гришину сроком на 5 лет, о чем при включении договора купли-продажи квартиры Петрухин не поставил в известность Соловьева. Соловьев потребовал от Петрухина возврата уплаченной за квартиру суммы денег. Последний отказался выполнить требование Соловьева, ссылаясь на то, что Соловьев сам должен был навести справки о лицах, проживающих в квартире, и что договор не только заключен, но уже и исполнен. Соловьев обратился с иском в суд.

Каковы особенности продажи жилых помещений? Какое решение должен вынести суд?

По условию задачи Петрухин продал приватизированную квартиру Соловьеву. Однако одна из комнат в приобретенной квартире была сдана внаем Гришину сроком на 5 лет и при заключении договора купли-продажи квартиры Петрухин не поставил в известность Соловьева. Согласно ст. 814 ГК Украины в случае изменения собственника жилища, переданного в наем, к новому собственнику переходят права и обязанности наймодателя, т.е. договор найма не прекращает свое действие в связи с оформлением договора купли-продажи квартиры. Согласно ст. 659 ГК Украины продавец обязан предупредить покупателя обо всех правах третьих лиц на товар, который продается (права нанимателя, право залога, право пожизненного пользования и т.п.). В случае неисполнения этого требования покупатель имеет право требовать снижения цены или расторжения договора купли-продажи, если он не знал и не мог знать о правах третьих лиц на товар.

В связи с этим суд вынесет решение о расторжении договора купли- продажи, так как Петрухин (продавец) не предупредил о правах третьих лиц на квартиру в момент заключения договора купли-продажи, потому что Соловьев не знал о том, что Петрухин заключил договора найма с гражданином Гришином, тем более сроком на 5 лет.


Используемая литература

1. Гражданский Кодекс Украины – Х. «Одиссей», 2001.- 160.

2. Гражданское право.- К.: Вентури., 1997

3. Гражданское и семейное право Украины / Под ред. Е.О.Харитонова.-Х.: «Одиссей», 2000.-544с.

4. Харитонов Е.О., Саниахметова Н.А. Гражданское право,- К.: А.С.К., 2001,-832с.

5. Харитонов Е. О., Саниахметова Н. А.; Гражданское право Украины: Учебник. – Х.: ООО «Одиссей», 2004. – 960 стр.

6. Харитонов Е.О., Саниахметова Н.А. Гражданское право: Частное право. Цивилистика. Физические лица. Вещное право. Обязательства. Виды договоров. Авторское право. Представительство: Учеб. пособие. – К.: А.С.К.,2001.-832с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  66  67  68   ..