ПАРОХОД ИДЕТ НА БУКСИРЕ
В каждом морском порту, кроме неподвижно стоящих у причалов
крупных судов, можно видеть снующие взад и вперед маленькие
пароходы. Вот один из них, окутываясь облаком дыма, еле тащит за
собой длинный караван груженых барж. Вот другой такой же
пароходик потащил к океанскому судну баржу с топливом, пресной
водой или провизией. Пока морской великан заполняет свои трюмы
грузом, он может одновременно с этим запастись всем необходимым
ему для далекого плавания. Как сильно сокращается от этого
стоянка судна в порту! Иногда пароходики помогают плавучим
гигантам принимать и основные грузы. В северных портах нашей
страны часто можно увидеть такую картину: посредине рейда стоит
океанский лесовоз, а к его борту пароходики подтаскивают одну за
другой баржи с лесом. Баржи эти, прежде чем попасть в морской
порт, совершили длинное путешествие по реке.
А вот еще одна картинка из жизни морского порта. К стальной
громадине, пришвартованной у причала, подскочили два пароходика.
Черные, широкобокие, они напоминают ползающих по воде неуклюжих
жуков. Пароходики приняли с океанского судна канаты. Потом,
задымив высокими трубами, весело перекликаясь гудками друг с
другом, они потащили стального великана к выходу из порта. Один
тащит судно за нос, а другой придерживает корму этого судна,
чтобы оно не ударилось о причал или другой пароход. И морской
великан медленно, как бы нехотя, разворачивается и покорно
следует за маленьким силачом.
Все эти пароходики важная принадлежность порта. Их называют
портовыми буксирами. Почему же они так нужны океанским судам?
Ведь эти суда могут двигаться и сами. Оказывается,
самостоятельное движение крупного судна в порту и опасно, и
неэкономично. Опасно потому, что в тесноте порта разворачиваться
ему трудно, вполне возможно столкновение, а значит — и тяжелая
авария. Неэкономично потому, что приходится применять мощный
двигатель для маневрирования на малых ходах.
Водоизмещение портового буксира 100—200 тонн, а мощность его
машины 200—500 лошадиных сил. Как видите, у портового буксира
довольно большая мощность при сравнительно малых размерах
корпуса. И это не случайно. Благодаря такой особенности буксир
может тащить за собой очень крупные суда и отлично маневрировать
в тесноте порта. Портовый буксир всегда строят с некоторым
наклоном — дифферентом— на корму. Это улучшает его
поворотливость.
Кроме того, можно поставить большой винт и тем самым увеличить
мощность буксира. У портового буксира чаще, чем у других судов,
возможна потеря остойчивости из-за сильной тяги и резких рывков
каната при буксировке. Чтобы улучшить остойчивость, корпус
делают более широким. Портовому буксиру при маневрах приходится
очень часто менять ход и производить немедленные повороты. Тут
дорога каждая секунда. Каждое мгновение можно столкнуться с
другим судном или причалом. Поэтому на портовых буксирах чаще
всего можно встретить дистанционное управление главным
двигателем. При таком управлении все маневры буксира выполняются
прямо с капитанского мостика. Достаточно одного нажатия кнопки —
и передний ход буксира мгновенно сменяется задним, полный ход
уменьшается до малого, мигом отдается буксирный канат. Такое
управление лучше всего подходит буксиру с дизель-электрической
установкой. Ведь эта установка всегда готова к немедленному
действию, что очень важно для буксира.
Во время работы буксир часто сталкивается с другими судами или
береговыми сооружениями. Представляете, какой помятый вид должен
иметь его корпус? На самом деле никаких повреждений буксир не
имеет. Может быть, его корпус сделан из какой-то сверхпрочной
брони? Ничего подобного! Толщина стальной обшивки корпуса
буксира не больше 8 миллиметров. Дело в том, что силу ударов при
столкновениях принимает на себя не борт судна, а привальный
брус. Это особая наделка из деревянных брусьев, которая тянется
на высоте палубы от носа до кормы — с обоих бортов буксира. Нос
и корма буксира также защищены от ударов плетенными из пеньковых
тросов подушками. Такие подушки называют кранцами. А чтобы при
столкновении не повредить якорями борта другого судна, ниши
носовых якорных клюзов буксира так глубоко вдаются внутрь
корпуса, что лапы якорей скрываются в них полностью.
Если буксиру приходится работать во льдах, он имеет еще одну
особенность. Это ледокольная форма носа и кормы и прочные
подкрепления корпуса, особенно в его носовой части. Как же
буксир водит за собой другие суда?
Для этого у него есть специальное буксирное устройство.
Буксирный канат крепят на гаке, установленном по возможности
ближе к середине буксира. При таком креплении лучше
поворотливость буксира, когда он ведет судно. Гак имеет особую
защелку, чтобы канат не отдался сам по себе. А чтобы буксирный
канат, особенно при поворотах, ни за что не цеплялся и не
угрожал людям, — в кормовой части ставят несколько высоких арок.
По ним и скользит канат.
Кроме портовых, бывают еще более мощные — морские и океанские
буксиры.
Океанский отличается от морского только большими размерами
корпуса и мощностью механизмов. Морские буксиры водят за собой
баржи или другие суда морем из одного порта в другой. Иногда
приходится водить и огромнейшие плогы сигарообразной формы. В
такие плоты увязано несколько тысяч кубометров леса.
Водоизмещение морского буксира 300—500 тонн, а мощность его
механизмов до 1500 лошадиных сил. Такой буксир может плавать в
море 25—30 дней, не нуждаясь в пополнении запасов. А за это
время в море может быть разная погода: от мертвого штиля до
беснующегося шторма. Поэтому буксир хорошо приспособлен для
плавания в штормовую погоду. Да и по внешнему виду он сильно
отличается от портового. У морского буксира имеется носовая
надстройка — возвышенный бак, и она гораздо длиннее, чем у всех
обычных торговых судов, занимая иногда больше чем половину длины
буксира. С таким баком ему легче всходить на волну, палуба
меньше заливается водой. Под палубой бака можно разместить много
жилых и служебных помещений. На портовом буксире особой нужды в
таких помещениях нет. Здесь команда состоит из нескольких
человек, да и те, отбыв свою вахту, уходят на отдых домой.
Другое дело на морском буксире. Экипаж его достигает сорока
человек. Для них буксир — дом родной. Им нужны и каюты, и
столовая, и место отдыха, и другие бытовые помещения. На палубе
надстройки установлены спасательные шлюпки. Выше надстройки
расположен капитанский мостик, где сосредоточены новейшие
приборы управления и довольно мощная радиостанция.
Недавно у морского буксира появилось замечательное устройство
для того, чтобы принять с парохода буксирный конец при любом
шторме.
Вот судно терпит бедствие в открытом море. А на море страшный
десятибальный шторм. Крутые волны мешают буксиру подойти к
аварийному пароходу. Тогда капитан буксира берет специальное
ружье и заряжает его ракетой, к которой прикреплен тонкий трос —
линь. Курок нажат, и светящаяся
ракета летит к пароходу. А за нею тянется
линь длиной до 400 метров. Ракета и конец линя падают на палубу
парохода. А другой его конец остается на буксире. Матросы
парохода крепят к линю буксирный канат. Взятое на буксир
аварийное судно отводится в ближайший порт.
Морскому буксиру приходится водить в море по нескольку барж или
других судов. На сотни метров растягивается такой караван.
Морской буксир ведет суда на более длинном канате, чем портовый.
Длина этого каната до 300 метров.
Работа с таким длинным канатом требует от команды большого
умения и сноровки. Тут на помощь приходит еще одно специальное
устройство — буксирная лебедка автоматического действия. Стоит
только натянуть канат до опасности разрыва, как механизм сам
включит лебедку и та потравит канат. Если буксирный канат
чересчур повиснет, тот же механизм заставит лебедку выбрать его
до нормального натяжения.
Существует еще особый тип буксира. Это буксир-спасатель. В его
обязанность входит не только буксировать аварийное судно, но и
оказывать ему срочную помощь на месте аварии. Водоизмещение
такого буксира еще больше, а мощность механизмов достигает 4 000
лошадиных сил. Буксирно-спасатель-ное судно чаще всего
оборудовано дизель-электрической установкой. Электрической
энергии здесь вырабатывается столько, сколько ее нужно для
целого завода. Это потому, что, помимо-главного ее потребителя —
гребного винта, — на судне установлены такие «пожиратели»
электрического тока, которых не встретишь на обычных торговых
судах. Вот высятся в носовой части спасателя два гидромонитора,
похожих на короткоствольную пушку с лафетом. Их так и называют —
лафетные пожарные стволы. Они далеко и высоко подают под
огромным давлением струи воды. Кроме них, на горящее судно
обрушивают воду больше десяти пожарных шлангов. А сколько
электрического тока «съедают» мощные водоотливные насосы! За час
каждый из них может откачать из отсека аварийного судна до 1000
тонн воды. Немало электроэнергии затрачивается на работу
пожарных насосов и других противопожарных средств, мощных
лебедок и кранов, на выработку сжатого воздуха.
Много электрической энергии потребляют прожекторы судна, которые
хорошо освещают место аварии океанского великана.
Наконец очень крупным потребителем тока является
ремонтно-механическая мастерская. Здесь ток нужен для вращения
станков и электрической сварки. В мастерской ремонтируются и
изготовляются вновь части механизмов и устройств потерпевшего
аварию судна. На всякий случай в обширном трюме
буксирно-спасательного судна всегда хранится спасательное
имущество: пластыри для заделки пробоин, водолазные
принадлежности, тросы разных размеров, бочки с цементом, доски и
парусина. А на палубе надстройки, кроме спасательных шлюпок,
стоит мореходный моторный бот.
Буксирно-спасательные суда можно встретить повсюду, за
исключением морей суровой Арктики. Здесь их обязанности
выполняют мощные ледоколы.
|