РАБОТЫ ЯПОНСКИХ, НОРВЕЖСКИХ И БЕЛЬГИЙСКИХ УЧЕНЫХ В АНТАРКТИДЕ (1957—1961)

  Главная     Учебники - География       История открытия и исследования Антарктиды (А. Ф. Трешников)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

 

 

Глава 37 РАБОТЫ ЯПОНСКИХ, НОРВЕЖСКИХ И БЕЛЬГИЙСКИХ УЧЕНЫХ В АНТАРКТИДЕ (1957—1961)

 

 

 Японская станция Сева



Станция Сёва была создана в начале 1957 года. В тот год ледокол «Сойя» после высадки зимовочной партии попал в тяжелые льды, и ему оказали помощь советские моряки — «Обь» вывела «Сойю» из льдов залива Лютцов-Хольм.

На следующий год, в начале февраля 1958 года, «Сойя», пробиваясь к станции, поломал винт. На помощь пришел американский ледокол «Бертон Айленд», плававший в это время вдоль берегов Восточной Антарктиды. Американцы с большим трудом вывели японский корабль из льдов. Легкому американскому вертолету удалось снять с острова 11 зимовщиков. Станция была покинута, так как аварийные запасы, выгруженные при организации станции на айсберг, унесло вместе с айсбергом.

При эвакуации станции было брошено 15 ездовых собак. Этот факт вызвал большое возмущение в японской печати. Различные общества покровительства животным требовали наказания исследователей, оставивших собак в Антарктиде. В городе Осака 6 июля 1958 года была воздвигнута статуя из белого мрамора в память 15 лаек, погибших от голода в Антарктиде.

Изве стный ученый-геофизик и энергичный полярный исследователь Такеши Нагата развил бурную деятельность по восстановлению научных исследований в Антарктиде. Он добился того, что японское правительство ассигновало на экспедицию крупную сумму денег. На них купили четыре вертолета и легкий самолет «Бивер»; в состав экспедиции было включено 12 летчиков.

Когда в начале января 1959 года первая группа японских полярников прилетела с борта «Сойи» на остров Онгул, их встретили две собаки. Они были в хорошом состоянии и приветливо виляли хвостами. Видимо, уцелевшие псы оборвали привязи и питались пингвинами и их яйцами.

На станции Сёва ведут наблюдения по аэрометеорологии, земному магнетизму, за космическими лучами и полярными сияниями.

Станция имеет три щитовых дома, соединенных крытыми переходами. В круглом здании из гофрированного железа разместилась электростанция.

Для маршрутных работ в окрестностях станции используются легкие вездеходы.
В октябре 1960 года со станции Сёва было получено печальное известие: 10 октября во время пурги специалист по космическим лучам Фукушима вышел покормить собак и обратно не вернулся. Его искали и не нашли. Он исчез бесследно.

В январе 1961 года ледокол «Сойя» доставил новую смену на зимовку. Погода и ледовые условия были очень неблагоприятны Ледокол встал на ледовые якоря примерно в 100 километрах от острова Онгул. Два вертолета за 25 дней перевезли на береговую базу дополнительное снаряжение, продовольствие и произвели смену состава. На зиму 1961 года на станции Сёва осталось 16 человек. Возглавил зимовочную партию японской экспедиции М. Мураяма. После смены зимовочного состава японские исследователи с борта ледокола «Сойя» в течение четырех недель проводили океанографические и биологические исследования вдоль кромки плавучих льдов между 50 и 31° восточной долготы. В это же время вертолет доставил в два места побережья Земли Эндерби западнее станции Сёва группу астрономов, которые произвели определения координат двух наиболее приметных пунктов берега.

В начале 1962 года ледокол «Сойя» прибыл к кромке льда к северу от острова Онгул. В феврале 1962 года японцы сняли со станции Сёва перезимовавший состав, прекратили стационарные наблюдения и законсервировали свою антарктическую базу.

По объявленной программе национальным антарктическим комитетом Японии в ближайшие годы планируется океанографическая и гидробиологическая съемка в антарктических водах вокруг всего континента на учебно-экспедиционном корабле Токийского университета «Умитака-мару», который уже выполнил часть этой съемки между 0 и 90° восточной долготы в 1956 году.

Станция Норвегия на Земле Королевы Мод, переданная южноафриканцам

 

 

В течение трех лет норвежские ученые вели непрерывные аэ-рометеорологические и геофизические наблюдения по программе Международного геофизического года. Они совершили много походов в глубь континента с целью изучения геологического строения западного крыла горных массивов Земли Королевы Мод и определения их точного местоположения. Была произведена аэрофотосъемка побережья и гор, простирающихся вдали от берега, между 0° и 15° восточной долготы.

В начале 1960 года норвежские ученые передали станцию ученым Южной Африки. На зимовку сюда прибыло десять человек под руководством Г. ля Гранжа — участника трансконтинентального похода Фукса.

Станция Норвегия находится на леднике, в 40 километрах от барьера на высоте 56 метров от уровня моря. Там имеется

большой жилой дом и два дома поменьше: один занят радиостанцией, второй метеорологической станцией. В них также оборудованы жилые помещения. Вблизи барьера имеется небольшая вспомогательная база.

Бельгийская станция законсервирована

 

 

 

Бельгийцы позже всех приступили к антарктическим исследованиям. В конце 1957 года к Земле Принцессы Ранхильды подошли два норвежских судна — «Полярхав» и «Полярсир-кель», зафрахтованных Бельгийской полярной экспедицией.

Зимовочная база, названная «Король Бодуэн», была создана на шельфовом леднике в 12 километрах от ледяного барьера бухты Брейдвик.

На первую зимовку остались 17 человек под руководством Гастона де Жерлаша. Для станции были построены сборнощитовые домики с поперечными металлическими балками, поддерживающими крышу.

На станции был организован комплекс наблюдений по аэрометеорологии, земному магнетизму, ионосфере, за космическими лучами и полярными сияниями.

В декабре 1958 года четыре бельгийских полярника вылетели на одномоторном самолете для проведения топографических и геологических работ в глубине материка, в районе Кристальных гор. Самолет при посадке налетел на ледяной бугор и разбился. Люди остались живы, но с весьма ограниченным запасом пищи и без радиосвязи.

Для поисков пропавших без вести со станции дважды пытались пройти к Кристальным горам на вездеходах. Но оба раза поезд встречал зону непроходимых ледниковых трещин. Один вездеход и двое саней провалились и погибли. Использовать для поисков вертолет, имевшийся в распоряжении экспедиции, было невозможно, так как единственный лечтик Де-Линь находился в числе пропавших.

На помощь вылетел из Мирного самолет под управлением летчика В. М. Перова. Советские летчики после длительных поисков нашли людей, потерпевших аварию, и 16 декабря 1958 года доставили их на базу. Позднее, в 1960 году, бельгийцы одну из вершин к югу от станции назвали горой Виктора Перова.

Следующая, вторая, смена бельгийцев шла в Антарктиду на «Полярхав». В 30 милях от берега в конце декабря 1958 года судно было затерто льдами. Бельгийцы обратились за помощью к американцам. Только 4 февраля 1959 года сюда пришли из моря Росса американские ледоколы «Глетчер» и «Эдисто».

«Глетчер» вывел «Полярхав» на кромку льда и, приняв на борт зимовочную партию со снаряжением, доставил на ледяной барьер бухты Брейдвик.

 

 

Для разведки пути к берегу был взят один из трех вертолетов с ледокола «Эдисто». Этот ледокол оставался около «По-лярхава» до возвращения «Глетчера», который отправился за перезимовавшей в Антарктиде партией Жерлаша.

Зимовочную партию 1959 года возглавлял капитан Бастэн Она состояла из 21 человека, включая одного англичанина, одного француза и одного американца.

Кроме продолжения стационарных наблюдений участники зимовки произвели походы в глубь континента, где выполнили геологические и гляциологические исследования.

В январе 1960 года бельгийцы обратились к начальнику Пятой советской экспедиции Е. С. Короткевичу с просьбой выполнить ледовую разведку в районе станции Король Бодуэн, к ко-торой пробивалось через пояс льдов судно «Эрика Дан».

В это время на станции Лазарев находился самолет ЛИ-2, обеспечивший снабжение полевых баз геологов. Е. С. Корот-кевич поручил выполнить просьбу бельгийцев командиру самолета А. Г. Барабанову и начальнику станции Лазарев Л. И. Дубровину. Одновременно экипажу самолета было поручено завезти на бельгийскую станцию авиабензин, необходимый при перелетах из Мирного в Лазарев и обратно.

22 января 1960 года ледовая разведка была выполнена, и после нее самолет сел у бельгийской станции. Советские полярники вручили бельгийцам карту состояния льда на подходах к бухте. Зная распределение льдов, «Эрика Дан» подошла к ледяному барьеру самостоятельно. Третью смену зимовщиков на бельгийской станции возглавил майор Дэром.

Во время девятнадцатидневной стоянки судна аэрофотосъе-мочная группа, возглавляемая Де-Линем и прибывшая на летний сезон, выполняла на одном самолете аэрофотосъемку побережья Антарктиды ка участке протяженностью 400 километров (от станции Лазарев до бельгийской базы).

В январе 1961 года бельгийская станция из-за отсутствия средств на продолжение работ была законсервирована.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..