|
|
содержание .. 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 ..
7.2. Объем работ по техническому обслуживанию и ремонту Система планово-предупредительного ремонта предусматривает техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты, профилактические и послеремонтные испытания. В связи с большим разнообразием находящихся в эксплуатации электрических машин невозможно дать полный перечень работ по каждому из составляющих этой системы (кроме испытаний), поэтому ограничимся типовыми объемами работ. Перед ремонтом проводятся испытания электрических машин для выявления и последующего устранения дефектов. Типовый объем работ по техническому обслуживанию включает: ежедневный надзор за выполнением правил эксплуатации и инструкций завода-изготовителя (контроль нагрузки, температуры отдельных узлов электрической машины, температуры охлаждающей среды при замкнутой системе охлаждения, наличия смазки в подшипниках, отсутствия ненормальных шумов и вибраций, чрезмерного искрения на коллекторе и контактных кольцах и др.); ежедневный контроль за исправностью заземления; контроль за соблюдением правил техники безопасности работающими на электрооборудовании; отключение электрических машин в аварийных ситуациях; мелкий ремонт, осуществляемый во время перерывов в работе основного технологического оборудования и не требующий специальной остановки электрических машин (подтяжка контактов и креплений, замена щеток, регулирование траверс, подрегулировка пускорегулирующей аппаратуры и системы защиты, чистка доступных частей машины и т. д.); участие в приемо-сдаточных испытаниях после монтажа, ремонта и наладки электрических машин и систем их защиты и управления; плановые осмотры эксплуатируемых машин по утвержденному главным энергетиком графику с заполнением карты осмотра. Типовый объем работ при текущем ремонте включает: производство операций технического обслуживания; отключение от питающей сети и отсоединение от приводного механизма (двигателя); очистку внешних поверхностей от загрязнений; разборку электрической машины в нужном для ремонта объеме; проверку состояния подшипников, промывку их, замену подшипников качения, если зазоры в них превышают допустимые, проверку и ремонт системы принудительной смазки, замену смазки; проверку, очистку и ремонт крепления вентилятора, проверку и ремонт системы принудительной вентиляции; осмотр, очистку и продувку сжатым воздухом обмоток, коллектора, вентиляционных каналов; проверку состояния и надежности крепления лобовых частей обмоток, устранение выявленных дефектов; устранение местных повреждений изоляции обмоток, сушку обмоток, покрытие лобовых частей обмоток покровным лаком; проверку и подтяжку крепежных соединений и контактов с заменой дефектных крепежных деталей; проверку и регулировку щеткодержателей, траверс, короткозамыкающих устройств, механизма подъема щеток; зачистку и шлифовку коллектора и контактных колец, про-дораживание коллектора; проверку состояния и правильности обозначений выводных концов обмоток и клеммных колодок с необходимым ремонтом; замену фланцевых прокладок и уплотнений; проверку герметичности взрывозащищенных машин; сборку машины и проверку защитного заземления; присоединение машины к сети и проверку ее работы на холостом ходу и под нагрузкой; устранение повреждений окраски; проведение приемо-сдаточных испытаний и оформление сдачи машины в эксплуатацию. Типовый объем работ при капитальном ремонте включает: производство операций текущего ремонта; проверку осевого разбега ротора и радиальных зазоров подшипников скольжения с последующей перезаливкой вкладышей; замену подшипников качения; полную разборку машины с чисткой и промывкой всех механических деталей; замену дефектных обмоток (включая ремонт корот-козамкнутых обмоток)*, очистку и продувку сохраняемых обмоток; пропитку и сушку обмоток, покрытие лобовых частей обмоток покровными лаками и эмалями; ремонт коллекторов, контактных колец и щеточных узлов (вплоть до их замены на новые); ремонт магнитопровода статора и ротора, включая частичную замену листов; восстановление прессовки магнитопроводов; ремонт подшипниковых щитов, корпуса, восстановление размеров посадочных мест; ремонт вала; ремонт или замену вентилятора; замену неис- * Обмотки из прямоугольного провода ремонтируются с использованием старого провода. Круглый провод повторно, как правило, не используется.
правных пазовых клиньев, различных изоляционных деталей; маркировку выводных концов в соответствии с ГОСТ 183-74; сборку и окраску машины; проведение приемосдаточных испытаний и оформление сдачи машины в эксплуатацию. 7.3. Испытание электрических машин при ремонте После ремонта электрические машины подвергаются испытаниям на ремонтном предприятии, объем которых зависит от типа машины и вида проведенного ремонта. Заключение о пригодности к эксплуатации дается не только на основании сравнения результатов испытания с нормами, но и по совокупности результатов проведенных испытаний и осмотров. Значения полученных при испытаниях параметров должны быть сопоставлены с исходными, а также с результатами предыдущих испытаний электрической машины. Под исходными значениями понимаются значения, указанные в паспорте машины и (или) в протоколах испытаний завода-изготовителя. При отсутствии таких значений в качестве исходных могут быть приняты значения параметров, полученные при приемо-сдаточных испытаниях или испытаниях по окончании восстановительного ремонта электрической машины. По изложенной далее программе испы-тываются и электрические машины производства иностранных фирм после истечения гарантийного срока эксплуатации. Программа испытаний двигателей переменного тока после капитального ремонта, производимого в сроки, устанавливаемые системой планово-предупредительных ремонтов (для двигателей ответственных механизмов и работающих в тяжелых условиях — не реже одного раза в 2 года), содержит следующие пункты [14]: 1. Испытание стали статора двигателей с обмотками из прямоугольного провода (удельные потери — не более 5 Вт/кг, наибольшее превышение температуры зубцов при Bz = 1 Тл не должно превышать 45 °С, наибольшая разность превышений температуры различных зубцов при той же индукции — не более 30 °С). 2. Измерение сопротивления изоляции обмоток статора, ротора, элементов термоэлектрических преобразователей с соединительными проводами .(если они имеются в данной машине) и подшипников (сопротивление обмотки статора в холодном состоянии — не менее 1 МОм, для двигателей с напряжением до 0,66 кВ — не менее 0,5 МОм при 60 °С, для двигателей напряжением выше 0,66 кВ сопротивление изоляции обмотки статора не нормируется; не нормируются также сопротивления изоляции обмоток ротора, термопреобразователей и подшипников). 3. Испытание обмоток статора и ротора повышенным напряжением промышленной частоты на полностью собранном двигателе. Длительность испытания — 1 мин. Испытательные напряжения приведены в табл. 13 — 1.1. Результаты испытаний Таблица 7.3. Испытательное напряжение при ремонте обмоток статора из прямоугольного провода (двигатели переменного тока)
Таблица 7.4. Испытательное напряжение при ремонте обмоток ротора асинхронных двигателей Примечание. Под Up понимается напряжение на кольцах неподвижного ротора с разомкнутой обмоткой при номинальном напряжении на статоре. Таблица 7.5. Испытательные напряжения при ремонте обмоток из круглого провода (двигатели переменного тока) Таблица 7.6. Испытательное напряжение при капитальном ремонте двигателей без замены обмоток
Таблица 7.7. Испытательное напряжение при частичной замене обмотки статора считаются положительными, если не наблюдалось скользящих разрядов, толчков тока утечки или нарастания его установившегося значения, пробоев или перекрытий и если сопротивление изоляции, измеренное мега-омметром после испытаний, осталось прежним. 4. Измерение сопротивления обмоток статора и ротора постоянному току (проводится для двигателей мощностью 300 кВт и более или для двигателей с UH0M > 3 кВ), а также сопротивления постоянному току реостатов и пускорегулирующих резисторов. Отклонения значений сопротивления обмоток от паспортных и по фазам — не более ±2%, для реостатов — не более ±10%. 5. Испытание витковой изоляции обмоток из прямоугольного провода импульсным напряжением высокой частоты в течение 5 — 10 с. Испытательные напряжения приведены в табл. 7.8. 6. Измерение воздушного зазора (если позволяет конструкция) в четырех сдвинутых на 90° точках. Измеренные зазоры не должны отличаться от среднего более чем на 10%. 7. Измерение зазоров в подшипниках скольжения (допустимые значения зазоров приведены в табл. 7.9); если зазор больше допустимого, необходимо перезалить вкладыш подшипника. Таблица 7.8. Импульсное испытательное напряжение витковой изоляции обмоток статора двигателей переменного тока
Таблица 7.9. Максимально допустимые зазоры в подшипниках скольжения 8. Проверка работы двигателя на холостом ходу (для двигателей мощностью 100 кВт и более, напряжением 3 кВ и выше). Ток холостого хода не должен отличаться более чем на 10% от указанного в каталоге. Продолжительность испытания 1 ч. 9. Измерение вибрации подшипников (для двигателей напряжением 3 кВ и выше и двигателей ответственных механизмов). Максимально допустимые амплитуды вибраций равны: для двигателей с п = = 3000 об/мин - 50 мкм, 1500 об/мин -100 мкм, 1000 об/мин - 130 мкм, 750 об/мин и менее - 160 мкм. 10. Измерение разбега ротора в осевом направлении (для двигателей с подшипниками скольжения, двигателей ответственных механизмов и при выемке ротора при ремонте). Допустимый разбег - не более 4 мм. 11. Проверка работы двигателя (напряжением свыше 1 кВ или мощностью 300 кВт и более) под нагрузкой. Нагрузка - не менее 50% номинальной. 12. Гидравлическое испытание воздухоохладителя проводится в течение 5 — 10 мин избыточным давлением 0,2-0,25 МПа. 13. Проверка исправности стержней ко-роткозамкнутых обмоток роторов электродвигателей мощностью 100 кВт и более (все стержни должны быть целыми). 14. Проверка срабатывания защиты машин напряжением до 1000 В при питании от сети с заземленной нейтралью (проводится у машин с итм > 42 В, работающих в опасных и особо опасных условиях, а также у машин с !7Н0М > 380 В). При текущих ремонтах двигателей переменного тока нормы регламентируют проведение испытаний (проверок) по пп. 2 (обмотки статора и ротора) и 14. Программа испытаний машин постоянного тока после капитального ремонта производится в сроки, устанавливаемые системой планово-предупредительного ремонта (для двигателей ответственных механизмов и работающих в тяжелых условиях — не реже 1 раза в 2 года), и содержит 7 пунктов: 1. Измерение сопротивления изоляции обмоток и бандажей (сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм). 2. Испытание изоляции повышенным напряжением промышленной частоты. Длительность испытания 1 мин, величины испытательных напряжений приведены в табл. 7.10. Эти испытания не производятся для машин мощностью до 200 кВт на напряжение до 440 В. 3. Измерение сопротивления обмоток, реостатов и пускорегулирующих резисторов постоянному току в практически холодном состоянии. Значения сопротивлений обмоток возбуждения не должны отличаться от за- Таблица 7.10. Испытательное напряжение для изоляции машин постоянного тока
водских значений более чем на ± 2 %, обмотки якоря — более чем на ± 10%. В цепях реостатов и пускорегулирующих резисторов не должно быть обрыва. 4. Снятие характеристик холостого хода и испытание витковой изоляции. Характеристика холостого хода снимается только у генераторов; максимальное напряжение — до 1,3 С/ном; отклонение характеристики от заводской не нормируется. Продолжительность испытания витковой изоляции 5 мин, при этом испытании среднее напряжение между соседними коллекторными пластинами не должно превышать 24 В, если 2р > 4. 5. Измерение воздушного зазора под полюсами машин мощностью более 3 кВт. Зазоры в диаметрально противоположных точках не должны отличаться более чем на + 10% от среднего зазора. 6. Проверка работы машины на холостом ходу в течение не менее 1 ч. (Ток холостого хода двигателя не нормируется.) 7. Определение пределов регулирования частоты вращения для двигателей с регулируемой частотой вращения проводится в режиме холостого хода и под нагрузкой. Полученные пределы регулирования должны соответствовать технологическим данным приводного механизма. При текущих ремонтах машин постоянного тока нормы регламентируют проведение испытаний только по п. 1.
7.4. Организация электроремонтного производства При организации электроремонтного предприятия (завода, станции, цеха), предназначенного для обслуживания определенного района, следует учитывать следующие факторы: размеры обслуживаемого района; расположение обслуживаемых объектов и размеры их ремонтного фонда; условия транспортировки машин в ремонт и возвращения их после ремонта, обеспечения предприятия электроэнергией, водой, топливом и рабочей силой. Наряду с территориальными электроремонтными предприятиями организуются ремонтные заводы и цехи по ведомственной принадлежности (для заводов черной и цветной металлургии, электрических станций, предприятий пищевой промышленности и т. д.). В последнем случае существенно снижается номенклатура ремонтируемых изделий, что позволяет создавать обменные фонды по всей номенклатуре, вводить на ремонтных предприятиях специализированное оборудование для увеличения производительности труда. Для планирования производства и определения годовой Программы ремонтного предприятия необходимо иметь сведения о количестве, мощности, режимах и условиях работы электрооборудования, которое будет обслуживаться этим предприятием, с учетом возможного развития обслуживаемых предприятий района (обычно на 5 — 7 лет вперед). Все электрические машины, находящиеся в эксплуатации, разделяются на группы в зависимости от типа (синхронные, асинхронные, постоянного тока и коллекторные), мощности (малой — до 1,1 кВт, средней — до 100-400 кВт и большой - свыше 400 кВт), напряжения (низковольтные — до 1000 В и высоковольтные — свыше 1000 В), исполнения и длительности межремонтного периода. При наличии указанных сведений по номенклатуре машин, подлежащих ремонту, годовую производительность электроремонтного завода в физических единицах можно рассчитать по формуле Ре = Кр(AJny + А2/п2 + ... +Л„Я), (7.1) где А1, А2, ..., Ап — количество электрических машин в каждой группе; п1, п2, ..., пп — длительность межремонтного периода (средняя) для каждой группы машин (см. табл. 7.1); Кр — коэффициент, учитывающий развитие предприятий обслуживаемого района, а также возможные внезапные отказы электрических машин (обычно принимают Кр = 1,3 -г 1,6). Та же годовая программа ремонтного предприятия в денежном выражении составит Р д = "iPi + а2р2 + ... + апр„, (7.2) где р1г р2, ..., р„ — стоимость ремонта по каждой группе электрических машин в соответствии с действующим прейскурантом; Oj, a2, ..., а„ — количество электрических машин (по группам), проходящих ремонт за год. Годовую трудоемкость работ по ремонту рассматриваемого парка электрических машин можно представить в виде Т = а1т1 + а2т2 + ... + аптп, (7.3) где т1, т2, ..., т„ — нормативное время ремонта по каждой группе машин. Нормативное время (трудоемкость) ремонта зависит от типа электрической машины, частоты вращения, класса напряжения, вида ремонта. Для асинхронных двигателей с короткозамкнутой обмоткой ротора на-
пряжением до 660 В включительно, частотой вращения 1500 об/мин и мощностью до 630 кВт можно рекомендовать нормы трудоемкости, приведенные в табл. 7.11. Для расчета норм трудоемкости ремонта электрических машин других типов и асинхрон- Таблица 7.11. Нормы трудоемкости ремонта, чел • ч
Таблица 7.12. Значения коэффициента трудоемкости
ных машин с другими частотой вращения и напряжением можно пользоваться коэффициентами трудоемкости, приведенными в табл. 7.12. Количество производственных рабочих, необходимых для выполнения годовой программы Г, составляет N = Т/Ф, где Ф — годовой фонд времени одного рабочего (исчисляется исходя из числа рабочих дней в году, их продолжительности, длительности отпуска), ч. Годовой фонд времени равен в среднем 1910—1930 ч.
содержание .. 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 ..
|
|
|