При проведении различных испытаний на надежность, а также при решении
задач диагностики и прогнозирования надежности электрических машин
всегда необходимо знать техническое состояние исследуемого узла или
машины в целом в данный момент времени. Это осуществляется с помощью
критериев работоспособности. Применительно к задачам диагностики
показатели технического состояния называются диагностируемыми
параметрами.
При проведении испытаний перед исследователем стоит противоречивая
задача. С одной стороны, отсутствует единый информативный показатель,
полностью характеризующий работу отдельного узла электрической машины. С
другой стороны, фиксация (наблюдение) большого числа показателей,
характеризующих работоспособность, резко удорожает эксперимент и
наталкивается на определенные технические трудности.
Это противоречие на практике обычно разрешается следующим образом: из
всей совокупности показателей работоспособности данного узла выбираются
наиболее информативные, т. е. наиболее полно описывающие его работу,
причем число этих показателей обычно не превышает двух-трех. В настоящее
время для выбора информативных показателей используется метод экспертных
оценок.
Этот метод отличается от других формализованных методов определения
значимости критериев тем, что не требует проведения специального
эксперимента и достаточно прост в обработке. Метод основан на
использовании опыта и интуитивных догадок экспертов. Иными словами,
экспериментальные данные в этом методе заменяются априорной информацией,
накопленной группой экспертов в процессе их самостоятельной работы. В
основе корректных методов
экспертных оценок лежат пять исходных условий группового выбора решений:
универсальность, понимаемая в смысле наличия достаточного разнообразия
возможностей выбора экспертов;
наличие положительных связей общественных и индивидуальных предпочтений;
независимость несвязанных альтернатив;
наличие суверенности экспертов;
отсутствие диктаторства.
При всей привлекательности метода экспертных оценок он остается
субъективным, и при решении других задач надежности желательно по
возможности использовать
объективные методы выделения доминирующих факторов. Так, при организации
испытаний на надежность необходимо подвергать электрические машины
воздействию большого количества факторов в соответствии со стандартами
или ТУ на эти машины. Однако практическая реализация на испытательных
стендах всех факторов одновременно часто невозможна. В этом случае
выделение основных (существенных) воздействующих факторов с достаточно
высокой степенью достоверности и объективности производится с помощью
методов планирования эксперимента.