Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, раз (оборотов)
10
13
10
130,00
76,92
Длительность одного оборота оборотных средств, дней
37
29
37
78,38
127,59
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, раз (оборотов)
20
25
18
125,00
72,00
Период погашения дебиторской задолженности, дней
18
14
20
77,78
142,86
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, раз (оборотов)
11
8
12
72,73
150,00
Период погашения кредиторской задолженности, дней
32
44
30
137,50
68,18
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала, раз (оборотов)
149
114
154
76,51
135,09
Приложение
Анализ применения методов бухгалтерского учета в ЗАО «Ххх»
№ п/п
Участки в анализе
Наличие в фирме
Оценка
Документация
1
Наличие графика документооборота
Отсутствует
0
2
Компьютерная технология составления и обработки первичной учетной документации
Присутствует
5
3
Перечень документов, по которым не предусмотрены типовые формы (разрабатываются организацией самостоятельно)
Присутствует
5
4
Перечень должностей лиц, имеющих право подписи первичных документов
Присутствует
(в соответствии с распорядительным документом)
5
5
Правильность оформления и хранения первичных учетных документов
Присутствует
5
6
Обеспечение условий сохранности имущества
документов
Присутствует
5
Инвентаризация
7
Наличие приказа на проведение инвентаризации
Отсутствует
0
8
Наличие положения о сроках и порядке проведения инвентаризации активов и обязательств
Отсутствует
0
9
Проведение инвентаризации имущества и обязательств
Не проводится
0
План счетов
10
Наличие рабочего плана бухгалтерского учета
Не составлен
(используется стандартный план счетов фирмы «1С»)
3
Баланс и отчетность
11
Формы бухгалтерской отчетности
Разрабатываются на основе типовых форм
5
12
Компьютерная технология формирования отчетности
Присутствует
5
13
Своевременность и достоверность составления бухгалтерской отчетности
Присутствует
5
14
Точность заполнения статей бухгалтерского баланса
Присутствует
5
15
Способ представления бухгалтерской отчетности пользователям
На бумажных носителях
5
Денежная оценка и калькуляция
13
Денежная оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций
В соответствии с нормативными документами
5
17
Расчет калькуляции
Присутствует частично
3
Итого оценка
61
выводы и предложения
В данной роботе были рассмотрены методы бухгалтерского учета с использованием средств автоматизации в ЗАО «ххх». Данная организация занимается оказанием научно–технических услуг и консультаций. Она работает на рынке услуг по внедрению информационных технологий более 35 лет и тем самым зарекомендовала себя с положительной стороны. Кроме того, фирма разработала программный продукт– Конфигурация «Универсал» (Бухгалтерский учет – персонал – Производство) совместим с лицензионным программным продуктом 1С/ Фирмы «1С».
Органами управления данной организации по уставу являются: общее собрание акционеров (высший органом управления) и генеральный директор (единоличный исполнительный орган).
В 2005 году предприятие ЗАО «Цеххх» работало менее эффективно, чем в предыдущих периодах, так как уровень рентабельности, размеры валовой и чистой прибыли снизились более чем в два раза, так как себестоимость увеличилась на 30%.
За весь рассматриваемый период стоимость имущества в динамике повышается в следствии роста оборотных активов, которые на конец 2005 года составили более 90% в общей стоимости имущества.
Предприятие ЗАО «Ххх» в 2005 году ухудшило свой финансовый результат, но за весь анализируемый период он имел положительное значение. Так, в 2005 году все показатели прибыли снизились почти на 70 %. Это снижение в большей степени произошло из-за роста себестоимости, которая занимает значительную долю в выручке от реализации, и это значение продолжает расти.
Факторный анализ прибыли показал, что главным образом на прибыль от продаж и чистую прибыль повлияла себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, и это влияние отрицательно.
Анализ финансовой устойчивости показал, что данная организация финансово не устойчива. Предприятие ЗАО «Ххх» зависит от заемных источников и не способно покрывать все свои обязательства за счет собственных средств.
За отчетный 2005 год платежеспособность предприятия несколько ухудшилась. Это говорит о том, что у предприятия, как и в предыдущие годы, недостаточно средств для уплаты долгов по всем обязательствам, следовательно, недостаточно средств для дальнейшей бесперебойной работы.
Проанализироваврентабельность основной деятельности видно, что предприятие снижает прибыльность своей деятельности, поскольку показатели рентабельности в динамике снижаются.
Согласно коэффициентов деловой активности, расчеты организации ЗАО «Ххх» как с поставщиками, так и с покупателями ухудшились. Об этом говорит рост оборачиваемости кредиторской задолженности и снижение оборачиваемости дебиторской задолженности.
При рассмотрении организации бухгалтерского учета видно, что организация ведет бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством РФ о бухгалтерском учете. В частности, на предприятии разработана учетная политика, утвержденная приказом руководителем организации. Однако к ней утверждены не все приложения, такие, как должностная инструкция главного бухгалтера, рабочий план счетов, график документооборота, порядок проведения инвентаризации. До середины 2004 года должностная инструкция главного бухгалтера не имелась в наличии, но в дальнейшем она была разработана и утверждена руководителем (приложении 11). Бухгалтерский учет ведется одним главным бухгалтером, поскольку данное предприятие является субъектом малого бизнеса и в вводе отдельного подразделения «Бухгалтерия» руководитель не считал необходимым. В приложении 68 разработано положение о бухгалтерии для предприятия ЗАО «Ххх».
Важным моментом является то, что на предприятии ведение бухгалтерского учета полностью автоматизировано, начиная с составления первичной документации и заканчивая формированием отчетности.
На предприятии ЗАО «ххх» используются следующие программы: «1С:Предприятие. Бухгалтерский учет. Типовая конфигурация 7.7 сетевая версия»; «Конфигурация «Универсал» (Бухгалтерский учет – Персонал – Производство / – разработан ЗАО «Ххх» - совместим с лицензионным программным продуктом 1С/Фирмы – «1С»).
Рассмотрев такой метод, как документация видно, что документы в системе 1С:Предприятие играют основную роль для ввода информации о хозяйственной деятельности предприятия точно также как и в ручном бухгалтерском учете. Но в программе они выполняют также роль основания для формирования бухгалтерских проводок на основе этой информации. Другой метод – инвентаризация – не используется.
План счетов в системе «1С:Предприятие» играет основополагающую роль в автоматизации бухгалтерского учета на предприятии. Благодаря данным заложенным в план счетов строятся правила автоматического построения проводок в отдельных разделах автоматизации бухгалтерского учета. Важным в бухгалтерском учете является составление операций и проводок. Эта деятельность на предприятии ЗАО «Ххх» практически полностью автоматизирована. Наиболее мощным средством ввода бухгалтерских операций является автоматическое формирование их документами.
Бухгалтерские регистры и отчетность формируются в установленные сроки в соответствии с законодательством РФ. На предприятии используются в качестве отчетов выходные документы программы «1С:Предприятие. Бухгалтерский учет. Типовая конфигурация 7.7 сетевая версия», условно разделяются на регламентированные и на стандартные отчеты. В состав регламентированных отчетов входят, прежде всего, налоговые и бухгалтерские отчеты. Из стандартных отчетов предприятие составляет следующие:
1. Оборотно-сальдовая ведомость по счету. Данный отчет составляется за месяц по таким счетам, как 20, 26, 60, 62, 71. Для счетов, по которым ведется аналитический учет, можно получить разбиение остатков и оборотов по конкретным объектам аналитического учета, например, 20, 26, 60, 62.
2. Обороты счета (Главная книга). Отчет используется для вывода оборотов и остатков счета за каждый месяц. Данный отчет используется при подведении итогов и составлении отчетности. На предприятии отчет формируется по каждому счету и по всем счетам за месяц.
3. Журнал-ордер и Ведомость по счету. На предприятии ЗАО «Ххх» не используется отдельно «Журнал-ордер» или «Ведомость», а используется отчет объединяющий эти два регистра. «Журнал-ордер и Ведомость по счету» представляет собой отчет по движению на счете (начальное сальдо, обороты с другими счетами и конечное сальдо), детализированный по датам (периодам) или по проводкам (операциям). Строки отчета расположены в хронологическом порядке. Количество колонок зависит от количества счетов, корреспондирующих с данным счетом в этом периоде.
4. Карточка счета. В данный отчет включаются все проводки с выбранным счетом или проводки по выбранному счету по конкретным значениям объектов аналитического учета. Кроме того, в карточке счета показываются остатки на начало и конец периода, обороты за период и остатки после каждой проводки.
5. Анализ счета. На предприятии ЗАО «Ххх» отчет «Анализ счета» составляется по таким счетам, как 51, 60, 62, 71. ). Анализ счета представляет собой таблицу, в которой содержатся дебетовые и кредитовые обороты по счету указанный период, сальдо на начало и на конец периода. Если анализ счета приводится с учетом валют, то отдельно выводятся данные по каждой валюте. Строки в отчете расположены в хронологическом порядке.
Также без нарушения законодательства производится денежная оценка имущества организации. Расчет калькуляция стоимости оказанных услуг формируется по услугам, цены которых не указана в прайс – листе.
В связи с вышесказанным и учитывая выявленные недостатки и нарушения, можно предложить следующие рекомендации. Предприятию ЗАО «Ххх» рекомендуется разработать новую учетную политику на следующий год. При этом необходимо утвердить:
1. Положение о бухгалтерии, которое разработано и приведено в работе;
2. Перечень документов неунифицированной формы, например, акт на списание материалов, журнал учета выданных счетов - фактур, журнал учета полученных счетов - фактур;
3. График документооборота, который был разработан и представлен в работе;
4. Рабочий план счетов на основе нормативных документов, который был разработан и представлен в работе;
5. Порядок проведения инвентаризации в соответствии с нормативными документами, который был разработан и представлен в работе. Так как в программе 1С:Предприятие существует автоматизированная форма инвентаризационной описи предприятию рекомендуется формировать данный документ и по мере необходимости его распечатывать.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом РФ от 28.03.2002 г. № 32-ФЗ).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.2000 г. № 14-ФЗ и часть третья от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ.
4. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ.
5. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.
6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов РФ от 24 марта 2000 г. 31н).
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов». ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н.
9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н.
10. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
11. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Министерством финансов СССР 29 июля 1983 г. № 105.
12. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49.
13. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. – М.: Экспертное Бюро-М, 1997. – 351 с.
14. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник для вузов. – ЮНИТИ, 1999. – 391 с.
15. Банк В.Р., Зверев В.С. Информационные системы в экономике: учебник. – Москва: Экономист, 2005 г. – 477 с.
16. Васькин Ф.И., Свободина М.В. Теория бухгалтерского учета. – М.: Колос, 2000. – 208 с. (Учебники и учеб. пособия для студентов вузов).
18. Ефимов Е.Н., Патрушина С.М. и другие Информационные системы в экономике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: издательский центр «МарТ», 2004 г. – 352 с.
19. Информационные технологии (для экономистов): Учебное пособие / Под ред. А.К. Волкова – Москва: ИНФРА-М, 2001 г. – 310 с.
20. Информационные технологии бухгалтерского учета / О.П. Ильина – СПб.: Питер, 2002 г. – 688 с.
21. Информационные технологии управления: учебное пособие для вузов / под ред. Прф. Г.А. Титоренко. – Москва: ЮНИТИ – ДАНА, 2002 г. – 280 с.
22. Касьянова Г.Ю. Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете. – М: Информцентр XXI века, 2001г.
23. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1995. – 192 с.
25. Макаров В.Г. Теория бухгалтерского учета. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1983. – 271 с.
26. Малышев И.В. Теория бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 1983. – 271 с.
27. Палий В.Ф. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1988. – 279 с.;
28. Шуремов Е.Л., Умнова Э.А. и другие Автоматизированные информационные системы бухгалтерского учета, анализа и аудита: Учебное пособие для вузов. – Москва: Перспектива, 2001 г. – 363 с.
29. Справочно-правовая система «ГАРАНТ».
30. Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Приложение
Рис. 2.1. Динамика прибыли в ЗАО «Ххх»
Рис. 2.2. Динамика рентабельности в ЗАО «Ххх»
Аналитический баланс ЗАО «Ххх» за 2003-2005 гг.
Группировка статей
Годы, тыс. руб.
Изменение, тыс. руб.
Удельный вес, (в % к итогу)
Изменение, %
Темп роста, %
2003
2004
2005
2004
2005
2003
2004
2005
2004
2005
2004
2005
АКТИВ БАЛАНСА
1. Внеоборотные активы
90
74
70
-16
-4
24,46
19,58
9,75
-4,88
-9,83
82,22
94,59
1.1. Нематериальные активы
10
9
9
-1
-
2,72
2,38
1,25
-0,34
-1,13
90
100
1.2. Основные средства
80
65
61
-15
-4
21,74
17,2
8,5
-4,54
-8,7
81,25
93,85
1.3. Незавершенное строительство
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
2. Оборотные активы
278
304
648
+26
+344
75,54
80,42
90,25
4,88
9,83
109,35
213,16
2.1. Запасы
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
2.2. Дебиторская задолженность
174
114
409
-60
+295
47,28
30,16
56,96
-17,12
26,81
65,52
358,77
2.3. Денежные средства
104
163
239
+59
+76
28,26
43,12
33,29
14,86
-9,83
156,73
146,63
2.4. Прочие оборотные активы
-
27
-
+27
-27
-
7,14
-
7,14
-7,14
-
-
3. Стоимость имущества
368
378
718
+10
+340
100,00
100,00
100,00
-
-
102,72
189,95
ПАССИВ АКТИВА
1. Всего собственных средств
22
42
19
+20
-23
5,98
11,11
2,65
5,13
-8,46
190,91
45,24
1.1. Уставный капитал
8
8
8
-
-
2,17
2,12
1,11
-0,06
-1
100
100
1.2. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
14
34
11
+20
-23
3,8
8,99
1,53
5,19
-7,46
242,86
32,35
2. Всего внешних обязательств
346
336
699
-10
+363
94,02
88,89
97,35
-5,13
8,46
97,11
208,04
2.1. Долгосрочные обязательства
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
2.2. Краткосрочные обязательства
346
336
699
-10
+363
94,02
88,89
97,35
-5,13
8,46
97,11
208,04
2.2.1. Займы и кредиты
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
2.2.2. Кредиторская задолженность
184
127
544
-57
+417
50
33,6
75,77
-16,4
42,17
69,02
428,35
2.2.3. Прочие краткосрочные обязательства
162
209
155
+47
-54
44,02
55,29
21,59
11,27
-33,7
129,01
74,16
3. Всего источников финансовых ресурсов
368
378
718
+10
+340
102,72
189,95
100,00
100,00
100,00
-
-
Таблица 2.4
Анализ финансовых результатов в организации ЗАО «Ххх» за 2003 – 2005 гг.
Наименование показателя
Годы, тыс. руб.
Отклонения (+,-), тыс. руб.
Удельный вес в выручке, %
Отклонения удельного веса, %
Темп роста, %
2003
2004
2005
2004
2005
2003
2004
2005
2004
2005
2004
2005
I.Доходы и расходы по обычным видам деятельности
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
1. Выручка (нетто) от продажи товаров, работ и услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
3345
3661
4684
316
1023
100,00
100,00
100,00
0,00
0,00
109,45
127,94
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг