Расходы по обычным видам деятельности
|
14537
|
5
|
726,85
|
11363,15
|
15,63
|
+
|
Товарные операции
– это совокупность проверочных процедур для получения информации, о правильности и соответствии закону хозяйственных операций по приобретению и товарных предприятий
Целью аудита товарных операций является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения товарных операций нормативным актам, действующим в РФ.
Задачами аудита товарных операций является:
- все ли товарные операции, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены;
- является ли организация собственником всех товаров, т.е. имеются ли на них имущественные права, а суммы, отраженные как задолженность – обязательствами;
- правильность оценки товаров и связанных с ними обязательств;
- правильно ли выбраны и применялись принципы учета товаров.
Организация аудита товарных операций испытывает влияние различных факторов, в числе которых наиболее значимыми являются:
- вид товарного рынка, на котором совершаются товарные операции, - внутренний или внешний;
- форма выхода на товарный рынок: прямая (продавец или покупатель) или опосредованная (с участием посредника: поверенного или комиссионера);
- право собственности на товар: собственник (продавец или покупатель; доверитель или комитент) или посредник (поверенный или комиссионер);
- содержание товарной операции (купля, продажа, обмен товаров, юридические действия поверенного, совершение комиссионером по поручению комитента одной или нескольких сделок);
- вид товарооборота (оптовый или розничный);
- договорные условия;
- учетная политика предприятия;
- налогообложение.
Классификация и взаимосвязь факторов, оказывающих, влияние на методологию аудита товарных операций представлена на схеме 1:
Также аудитор должен ознакомиться с учетной политикой предприятия «НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ» в части организации товарных операций в аудируемом отчетном периоде, отметив следующее:
- полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);- большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов) (требование осмотрительности);- отражение, в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости);- рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия (требование рациональности). По приказу об учетной политике аудитор знакомится:
- рабочим планом счетов;
- формой бухгалтерского учета и перечнем учетных регистров, составляемых в организации;
- документооборотом первичных документов, связанных с учетом операций расчетов с покупателями и заказчиками;
- перечнем лиц, которым предоставлено право подписи документов, оформляющих операции по расчетам с покупателями и заказчиками и операций по реализации продукции;
- организация инвентаризации этих операций.
Аудит товарных операций есть основные нормативные документы.
Основной задачей аудита товарных операций является оценка состояния синтетического и аналитического учёта товаров в организации. Аудиторы должны изучить состав и структуру товарных операций по данным регистров бухгалтерского учета.
Затратами могут быть:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров;
- таможенные пошлины;
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы товара;
- вознаграждение, уплачиваемое посреднической организации, через которую приобретены товары;
- затраты по заготовке и доставке товаров до места их использования, включая расходы по страхованию;
- затраты по доведению товаров до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях;
- суммовые разницы, возникающие до принятия материально-производственных запасов к бухгалтерскому учету в случаях, когда оплата за товары производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах);
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.
Значение аудиторской проверки товарных операций организации чрезвычайно велико, так как в практике бухгалтерского учета не редко возникают ситуации, когда бухгалтеры допускают ошибки в учете товарных операций, что приводит к искажению бухгалтерской отчетности и неправильному исчислению финансовых результатов деятельности предприятия.
Для достижения основной цели аудита организацией, занимающейся торговлей, необходимо решить целый комплекс взаимосвязанных задач, основными из которых являются:
- установление наличия сохранности условий хранения товаров;
- изучение состояния внутреннего контроля за поступлением и выбытием товарных ценностей;
- проверка правильности полноты оприходование товаров;
- проверка правильности отражения товарных операций в регистрах синтетического и аналитического учета;
- подтверждение отраженных сумм выручки от продажи товаров;
- подтверждение сумм задолженности покупателей на конец отчетного периода;
- определение обоснованности отнесения произведенных расходов к соответствующим торговым операциям;
- подтверждение реальности исчисленного финансового результата от продажи товаров;
- проверка соблюдения налогового и гражданского законодательства при осуществлении товарных операций.
В ходе проведения проверки аудитор должен получить достаточные доказательства для составления объективного и обоснованного аудиторского заключения о проверяемых участках учета. Источниками получения аудиторских доказательств могут быть первичные документы экономического субъекта третьих лиц (счета-фактуры, выданные и полученные, спецификации, товарно-транспортные накладные, путевые листы, журнал учета полученных и выданных счетов-фактур, книга покупок, книга продаж, товарные учеты материально-ответственных лиц); результаты и инвентаризация товаров проверяемой организации (инвентаризационные описи); бухгалтерская отчетность (формы № 1 и № 2).
Проверка учета наличия и сохранности товарных операций
Таким образом, было принято решение провести в ОАО «НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ» внутренний аудит по товарным операциям. Были составлены план и программа проверки. План проверки представлен в табл. 9.Таблица 9. План проверки товарных операций в
ОАО
«НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ».
№ п/п |
Планируемы виды работ |
Исполнители |
1. |
Аудит по поступлению товаров |
2. |
Аудит аналитического учета движения товаров |
3. |
Аудит свободного учета товаров |
Программу внутреннего контроля товарных операций и соответствующих хозяйственных операций обычно не разрабатывают, потому, что у большинства экономических субъектов таких операций немного и издержки на специальный контроль не оправдываются.
Поэтому обзор внутреннего контроля и системы товарных операций необходимо осуществлять при большом количестве. Перечень товарных операций в проверяемой организации может быть незначительным, но операции по их движению могут оказаться многочисленными и риск неэффективности контроля может считаться высоким. Если в организации небольшое количество основных операций и существенный аудит уже проведен, тест контроля обычно не используется. Однако аудиторские процедуры должны быть направлены на изучение системы учета, потому что требуется определить, какая информация может быть получена. Наиболее эффективным способом получения необходимой информации о состоянии внутреннего контроля товарных операций является тестирование по вопросам, приведенным в табл. 10.
Таблица 10
Вопросник для оценки внутреннего контроля: товарных операций и учет соответствующих хозяйственных операций
№ п/п
|
Направление и вопросы тестирования
|
Ответы
|
Примечание
|
Нет ответа
|
Да
|
Нет
|
1.
|
Созданы ли условия обеспечивающие сохранность товаров?
|
|
Х
|
|
|
2.
|
Осуществляют функции контроля сохранности и использования товаров?
|
|
Х
|
|
|
3.
|
Проводятся ли инвентаризации товаров, когда и сколько раз?
|
|
|
Х
|
Один раз в три года
|
4.
|
Проводятся ли проверки полноты и своевременности оприходования товаров?
|
|
|
Х
|
|
5.
|
Сличаются ли первичные данные о расхоже товаров с данными отчетов о их движении
|
|
Х
|
|
|
6.
|
Соответствие критериев, отраженных в учетной политике, критериям, установленным законодательством, и применение положений учетной политики в учете?
|
|
Х
|
|
|
7.
|
Выбраны ли методы оценки и учета товаров в учетной политике
|
|
Х
|
|
|
8.
|
Организован ли эффективный аналитический учет товаров
|
|
Х
|
|
|
9.
|
Соблюдается ли график документооборота по учету движения товаров?
|
|
Х
|
|
|
10.
|
Заключены ли договоры о материальной ответственности с кладовщиками
|
|
|
Х
|
|
11.
|
Бухгалтерский учет
Соответствуют ли данные регистров учета товарных операций данным главной книги?
|
|
Х
|
|
|
12.
|
Периодизация отражаются ли в учете товарные операции на дату утверждения акта приема-передачи?
|
|
Х
|
|
|
Из табл. 10 можно сделать вывод, что в организации не проводится периодически инвентаризация отдельных объектов товарных операций, а только один раз в три года. В учетной политике организации не определен перечень объектов товарных операций и сроки проведения их инвентаризации. Товарные операции не застрахованы на случай стихийных бедствий, что может привести к негативным финансовым последствиям. В организации не выбран вариант учета и финансирования затрат на ремонт товарных операций (отсутствует внутреннее положение или инструкция по данному вопросу), что может стать причиной искажения себестоимости продукции (работ, услуг) из-за использования произвольного варианта учета затрат.
Подготовка и планирование аудиторской проверки товарных операций.
Для проверки товарных операций можно предложить следующие методики:
- проверка соответствия применяемых на практике способов бухгалтерского, управленческого и налогового учета установленным в учетной политике, соответствие их законодательству РФ;
- проверка достоверности отражения движения товаров (предоставления услуг) в документах;
- проверка результатов инвентаризации, наличие всех нужных подписей и печатей, соответствие заключения ревизионной комиссии действительному положению дел;
- проверка наличия и движения поступивших товаров;
- проверка соответствия информации об отгруженных товарах.
В связи с расширением круга организаций, обязанных проводить аудиторскую проверку и у аудиторской фирмы одновременно растет число клиентов по другим вопросам деятельности. В этих условиях оперативное и эффективное проведение аудиторской деятельности требует предварительной подготовки и планирования. Проверка должна проводиться на основании тех документов, которые в полной мере отражают операции по производственным расходам, реализационные расходы. Сюда относится правильность заполнения документов, достоверность отраженной информации в бухгалтерских проводках, наличие обязательных реквизитов, подписей и др.
Свою работу аудиторы должны начинать с ознакомления с проверяемым субъектом, для чего изучаются учредительные документы, вид деятельности, учетная политика организации и т.д. необходимо также ознакомиться с отчетностью организации, ее основными показателями, чтобы выявить масштабы деятельности предприятия и его работы за исследуемый период.
Только в результате предварительного изучения проверяемого субъекта можно определить примерный объем, трудоемкость предстоящих работ, а также продолжительность аудита.
Аудитор проверяет составление таких документов, как:
- акт о приемке товаров (оформляется приемка товаров по количеству, качеству, массе и комплектности);
- акт о приемке товаров, поступивших без счета поставщика;
- акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика;
- акт закупки товарно-материальных ценностей и др.
- проверка документов может быть формальной или арифметической.
Специфика деятельности организации, объем, и сложность работы требуют определения четкой последовательности этапов при проведении аудита и правильного определения обязанностей между аудиторами. Аудиторская проверка ограничена во времени. Поэтому, чтобы своевременно и качественно провести аудит товарных операций к ней следует тщательно подготовиться. Необходимым средством такой подготовки является всесторонне продуманное планирование аудита. Планирование включает в себя составление плана ожидаемых работ и разработку аудиторской программы.
Планирование аудиторских действий и составление программы аудита возможно только на основе предварительного изучения порядка бухгалтерского учета проводимых товарных операций. Кроме этого, на основании полученных сведений определяются конкретные аудиторские процедуры по проверке законности операций осуществляемых торговым предприятием, их объем и детальность проведения. Для получения предварительных сведений о состоянии системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля может использоваться комплекс специально разработанных тестов. Программа тестирования включает вопросы, позволяющие оценить систему бухгалтерского учета товарных операций, а также установить систему средств контроля за их проведением (например, санкционированность операций, проведение проверок расчетов, осуществление установленного документооборота и другое).
Результаты тестирования помогают аудитору правильно оценить эффективность системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля товарных операций. Основываясь на результатах проведенного тестирования, аудитор устанавливает участки бухгалтерского учета, который следует проверять более тщательно в связи с тем, что средства контроля на них слабо функционируют или отсутствуют вообще. Участки бухгалтерского учета с хорошо организованными и надежно функционирующими средствами контроля можно проверять менее тщательно (более выборочно).
Выяснив состояние системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, аудитор формирует план аудиторской проверки товарных операций. В нем определяются следующие показатели: объем выполняемых работ; сроки проведения и продолжительность работ; способы и приемы, применяемые при аудите; проведение инструктажа аудиторов.
в общем, плане на проведение аудита указывается руководитель, состав аудиторской группы, планируемый аудиторский риск, планируемый уровень существенности, планируемые виды работ, период проведения каждого вида работ, исполнители.
На основании плана работ перед началом аудита руководителем бригады аудиторов составляется программа аудиторской проверки товарных операций в которой определяется перечень аудиторских процедур для получения необходимых документов подтверждающих законность и правильность отражения учете товарных операций.
По существу программа является более детальным развитием плана аудита для полного сбора информации, достаточной для составления обоснованного и объективного заключения о проверяемой организации. Программа составляется в виде производственного задания и утверждается руководителем аудиторской фирмы. В программе описываются все процедуры необходимые для реализации плана аудиторской проверки операций по поступлению и реализации товаров, а также цели и задачи по каждому участку проверки. Программа служит одновременно в качестве базы для контроля за выполнением заданий отдельными аудиторами и ассистентами в аудиторской группе.
Аудиторская программа является также средством обслуживания аудиторского места и средством, которое повышает качество работы каждого члена аудиторской группы. Поэтому программу следует рассматривать как производственное задание, а ее нарушение - как нарушение трудовой и производственной дисциплины.
Проверенные аудитором документы записываются в рабочий документ аудитора следующим образом:
а) документы, по которым выявлены нарушения и (или) по которым у аудитора возникли сомнения и вопросы, записываются в рабочий документ аудитора по всем его графам;
б) документы, по которым не выявлены нарушения и (или) по которым у аудитора вопросов не возникло, записываются в рабочий документ аудитора единым пакетом однородных документов с указанием их наименования, номеров и даты составления. Аудитору также следует выборочно просмотреть сопроводительные документы поставщиков и сличить их с накладными, коммерческими актами, актами расхождений по качеству и количеству. При проверке этих документов выясняют, не нарушался ли установленный порядок актирования. Выборочно проверяют правильность оформления акта на несоответствие товаров данным транспортных документов.
Контролируя соблюдение правил количественной и качественной приемки товаров, проверяют правильность и своевременность оформления актов на количественные и качественные расхождения.
Аудит операций по поступлению и оприходованию товаров
Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка проводится по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.
Аудиторская проверка товарных операций начинается с ознакомления с отделом бухгалтерского учета, занимающегося учетом операций связанных с поступлением и оприходованием товаров. На этом этапе устанавливается, кто ведет бухгалтерский учет движению ценностей (образование, бухгалтерский стаж, родственные связи); какими нормативными документами пользуется бухгалтер данного участка; кому подотчетен данный бухгалтер; кто его проверяет по исполняемой работе; наличие плана-схемы документооборота и альбома с перечнем и образцами заполненных первичных типовых документов; обоснованность, оптимальность и целесообразность выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по данному участку учета; наличие схем по поступлению и оприходованию товаров на счетах; какие методы внутреннего контроля используются (инвентаризация, документирование); соблюдаются ли сроки проведения инвентаризации товаров и порядок оформления результатов инвентаризации; следует убедиться в правильности оформления договоров о материальной ответственности с кладовщиками и другими ответственными лицами, которым переданы в подотчет ценности, наличие журналов регистрации документов (журнал регистрации счетов-фактур), приказов о постоянно действующей инвентаризационной комиссии. Сохранность товаров зависит от условий хранения, поэтому следующим этапом контроля является проверка состояния складского хозяйства в данной организации. Аудитор выясняет число и размещение складских помещений, условия хранения ценностей, обеспечение весоизмерительными приборами.
Следующим этапом проверки должна стать инвентаризация товаров. В зависимости от уровня внутреннего контроля определяется необходимость ее проведения.
До начала инвентаризации аудитор должен: составить перечень подлежащих инвентаризации ценностей и договориться с руководителем проверяемой организации о создании комиссии.
Руководитель создает соответствующее распоряжение (приказ) и вручает его текст членам инвентаризационной комиссии, а председателю комиссии передает контрольный пломбир. В состав инвентаризационной комиссии, кроме материально-ответственного лица, обычно включают представителей руководства предприятия, а также соответствующих специалистов и работников бухгалтерии. Присутствие при инвентаризации материально-ответственного лица обязательно.
Некоторые аудиторы делают ошибку, когда решают по какой-либо причине проводить инвентаризацию в отсутствие материально-ответственного лица. Если в результате проверки будет установлена недостача товаров, ответственное лицо в этом случае может впоследствии оспорить результаты инвентаризации и оспорить факт недостачи.
Перед началом инвентаризации материально-ответственное лицо составляет отчет по поступлению и отпуску товаров на дату начала инвентаризации в двух экземплярах. Один экземпляр передается в бухгалтерию предприятия, а другой – аудитору. С ответственного лица берется расписка в том, что все документы, относящиеся к движению товаров, сданы в бухгалтерию, и что никаких не оприходованных или не списанных на реализацию ценностей в их распоряжении нет.
Во время инвентаризации аудитор должен: установить использовались ли складские помещения по назначению; правильно ли складируются товары; проверить, отвечают ли складские помещения требованиям, как они охраняются; удостовериться в аккуратном проведении процедур инвентаризационной комиссии; потребовать пересчета, обмера, взвешивания товаров, если это необходимо; фиксировать результаты инвентаризации по каждому виду товаров в инвентаризационных описях, составляемых по месту нахождения (хранения) и по материально-ответственным лицам в единицах измерения принятых в учете.
Если при проверке на складе выявлены товары не принадлежащих предприятию, то на них составляется отдельная опись. А потом встречной проверкой выясняется, кому они принадлежат и почему хранятся на складе другой фирмы.
При проверке также необходимо проверить составляются ли сличительные ведомости в бухгалтерии по товарам, по которым выявлены отклонения от учетных данных (которые подписываются главным бухгалтером и материально-ответственным лицом); нужно получить от материально-ответственных лиц письменные объяснения о причинах выявленных недостач и излишков товарных ценностей; проверить правильность отражения в учете выявленных недостач или излишков ценностей.
Таблица 11. Корреспонденция счетов по излишки и недостачи
№
|
Содержание операций
|
Корреспонденция счетов
|
Дебет
|
Кредит
|
1
|
На оприходование излишков выявленных при инвентаризации
|
41
|
91.1
|
2
|
На отражение недостачи в учете:
а) за счет виновных
б) если виновное лицо не установлено
|
94
73.2
94
91
|
41.1
94
41.1
94
|
Особое внимание при проверке поступления товаров следует обратить на расхождение фактического наличия с наличием указанным в сопроводительных документах.
В случаях, когда при приемке товаров выявлены расхождения по количеству и качеству, то приемка должна быть оформлена актами:
коммерческим актом, если недостача или порча произошла по вине транспортной организации (он составляется с участием представителя от транспортной организации);
приемным актом, если недостача произошла по вине поставщика, а также, если недостача произошла по вине экспедитора.
Все акты должны быть составлены комиссией, которая создается по распоряжению руководителя.
Поэтому аудитор при проверке должен обратить внимание на правильность документального оформления недостач и отражение их в учете.
В учете недостача по вине поставщика должна быть оформлена следующей бухгалтерской проводкой: Д 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсч. 2 «Расчеты по претензиям» К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Без надлежащего оформления актов, претензии не могут быть предъявлены виновной стороне и не могут быть признаны действительными, а, следовательно, они не могут отражаться в учете за счет виновных лиц.
Зачастую возникают ошибки в учете при переоценке товарных ценностей. Поэтому при проведении аудита следует обратить внимание на правильность переоценки товаров, в результате которой изменяется их продажная цена и порядок переоформления документов по переоценке, и их отражения в бухгалтерском учете.
Результаты переоценки должны быть оформлены письмом-актом, где помимо наименования, количества и другой информации о товаре указывается старая и новая цена, стоимость товаров в новых и старых ценах, сумма до оценки при повышении цен и сумма уценки при снижении цен. Результаты переоценки должны быть отражены на счете 14 «Переоценка материальных ценностей».
Особого внимания при проведении аудиторской проверки оприходования товаров заслуживает правильность учета ценностей в розничной торговле (магазинах, палатках, лотках). В рознице товары должны учитываться в стоимостном выражении, кроме ювелирных изделий из золота, платины, серебра, драгоценных камней и других ценных товаров, которые должны учитываться по количеству, цене и сумме.
При проверке правильности установления розничных цен, следует помнить, что на многие продовольственные товары существуют предельные размеры наценок, превышение которых ведет к взысканию с организации определенных штрафных санкций.
Из большого числа разнообразных ошибок, которые выявляют аудиторы в ходе проверок операции связанных с поступлением и оприходованием товаров, к наиболее часто встречающимся относятся следующие:
1. не проводится инвентаризация товаров;
2. не заключается договор о материальной ответственности с кладовщиком;
3. нарушается правильность оформления первичных документов по оприходованию товаров;
4. не проводится (или нерегулярно проводится) сверка данных по поступившим и оприходованным ценностям в бухгалтерии и на складах организации.
Работник склада сверяет данные документов с фактически пришедшим товаром. При полном соответствии фактически пришедшего товара с документами, ОАО «“НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ”» подписывает акт оказания транспортных услуг с ООО «Деловыми Линии» и накладную на отправку товара.
Отражение поступления товара в бухгалтерском учете показано в Таблице 12:
Таблица 12. Поступление товара
№ п/п
|
Хозяйственная операция
|
Дебет
|
Кредит
|
Сумму, руб.
|
1
|
Отражена себестоимость товара
|
41.1
|
60
|
23868,76
|
2
|
Учтен НДС
|
19
|
60
|
4296,38
|
3
|
Произведена оплата поставщику за товары
|
60
|
51
|
28165,14
|
4
|
Учтены расходы на транспортные услуги
|
44
|
76
|
2106,78
|
5
|
Учтен НДС с транспортных услуг
|
19
|
76
|
379,22
|
6
|
Произведена оплата за транспортные услуги
|
76
|
51
|
2486
|
7
|
НДС к возмещению
|
68
|
19
|
4675,6
|
Правила и сроки приемки товаров, и их документальное оформление определяется техническими условиями, договорами поставки или купли-продажи.
Аудит операций по реализации и списанию товаров с материально- ответственных лиц
При выражении мнения о достоверности учета товарных операций особенно тщательно аудитор должен изучить операции связанные с реализацией товаров и списанием их с материально-ответственных лиц.
Проверку целесообразно начать с проверки договоров на наличие печатей, подписей руководителей, обязательных реквизитов и существенных условий сделки. Исходя из данных, полученных при изучении договоров заключенных между поставщиком и покупателями, аудитор должен установить момент перехода права собственности на товар.
Особое внимание следует также обратить на правильности оформления первичных документов. К ним относятся: накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры выставленные покупателям и другие документы. Их необходимо проверить на наличие порядковых номеров и дат выписки; наименования, адреса и ИНН покупателя; печатей, подписей и других реквизитов.
После тщательной проверки этих документов аудитор должен определить, отпускались ли товары покупателям без взвешивания, обмера, пересчета или без испытания их качества. Не редко подобные нарушения приводят к образованию скрытых от учета излишков товаров.
Важным при проведении аудита является проверка Книги продаж. Аудитор должен убедиться, что все счета-фактуры зарегистрированы в том налоговом периоде, в котором возникло налоговое обязательство, и что оформление Книги продаж соответствует требованиям установленным законодательством.
Особое внимание аудитору при проверке следует обратить на правильность оценки товаров при их списании с материально-ответственных лиц. Стоимость отпущенным покупателям ценностей законодательством разрешается определять одним из следующим вариантов метода оценки товаров:
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени закупок- ФИФО;
- по себестоимости единицы приобретения товаров.
Из указанных вариантов оценки организация выбирает один в учетной политике самостоятельно. Поэтому аудитору необходимо проверить обоснованность, полезность для управления и правильность использования выбранного в учетной политике варианта оценки товаров. Для того чтобы проверить правильность оценки списанных товаров, аудитор должен самостоятельно сделать расчет за любой период и сравнить свои данными с расчетами представленными бухгалтером.
При проведении аудита проверяющий должен обратить внимание на правильность и своевременность составления материально-ответственными лицами товарных отчетов. Сроки сдачи отчетов в зависимости от объема реализации должны соответствовать установленным срокам (от 1 до 10 дней).
На основании этих отчетов производится списание ценностей с материально-ответственных лиц. Поэтому аудитор должен убедиться в правильности исчисления этой суммы. Для этого аудитор может самостоятельно осуществить балансовыми расчетами стоимость товаров списанных с МОЛ:
Р = Н + П - К,
где Р -стоимость товаров проданных в отчетном периоде,
Н и К -стоимость начального и конечного остатка товаров на счете 41 «Товары»,
П–стоимость поступивших ценностей (дебетовый оборот по счету 41 «Товары».)
Полученные данные сравниваются со стоимостью товаров списанных с, МОЛ, за определенный период.
При проведении аудита проверки операций по реализации товаров необходимым является встречная сверка данных первичных документов по продаже товаров с данными книг продаж, регистров бухгалтерского учета по счетам 41 «Товары», 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и данными Главной книги по этим счетам.
Все эти регистры взаимосвязаны между собой, а поэтому в них необходимо проверить полноту и своевременность отражения в учете себестоимости отгруженных товаров и выручки от их продажи, правильность списания себестоимости отгруженных товаров.
Все суммы отраженные в первичных документах должны соответствовать суммам, указанным в Книге продаж, ее данные в свою очередь должны соответствовать данным регистров бухгалтерского учета по счетам 90 «Продажи», субсч. 1 «Выручка», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», а итоговые суммы по этим регистрам должны быть сопоставимы с суммами по этим счетам отраженные в Главной книге и сданными отчета о прибылях и убытках.
Правильность оборотов по кредиту счета 90 и 62 можно также установить путем встречной сверки этих данных с записями по дебету счета 50 «Касса» и 51 «Расчетный счет».
Необходимо также произвести встречную сверку оборотов по дебету счета 45 «Товары отгруженные» с дебетовым оборотом по счету 90 «Продажи», субсч. 2 «Себестоимость продаж» и с кредитовым оборотом по счету 41 «Товары». Все эти суммы должны соответствовать сумма указанным в Главной книге по этим счетам и данным отчета о прибылях и убытках.
В ходе проверки особое внимание аудитор должен обратить на правильность отражения в бухгалтерском учете операций по продаже товаров и списанию их с материально-ответственного лица. С точки зрения правильности отражения торговых операций в бухгалтерском учете аудитору необходимо проверить основные счета, участвующие в отражении операций по реализации товаров. К таким счетам можно отнести следующие: 41 «Товары», 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 50 «Касса» и 51 «Расчетный счет».
Одним из самых важных вопросов проверки операций по продаже товаров является подтверждение отраженных в учете объема реализации и суммы дебиторской задолженности организации. В первую очередь аудитор должен убедиться, что на счетах 41 «Товары» и 45 «Товары отгруженные» не числятся товары, право собственности на которые уже перешло к покупателю. Для этого аудитор сопоставляет момент перехода права собственности на товар, определенный договором, с фактом, подтверждающим выполнение условия перехода права собственности в отношении проверяемой партии товара. Такими фактами могут выступать поступление денег на счета или в кассу организации, доставка товара в определенное место, передача товара перевозчику и другие определенные сторонами действия.
В процессе проверки данного объекта контроля аудитор должен проанализировать правильность выбранного варианта определения выручки от продажи товаров.
Для подтверждения отраженного в учете объема реализации товаров аудитор может определить его за тот или иной период самостоятельно и сравнить полученные результаты с данными организации.
Реализация должна отражаться в учете на момент перехода права собственности от продавца к покупателю, поэтому целесообразно провести выборочные проверки по крупным договорам на своевременность отражения выручки от продажи в учете.
Параллельно с проверкой реализации аудитор проверяет формы расчетов с покупателями и заказчиками, изучаются сроки поступления платежей, выявляются случаи товаров в кредит. Анализируются причины дебиторской задолженности покупателей за отгруженные товары. На этом этапе необходимо выявить большие и небольшие суммы, разобраться в причинах их возникновения. В конечном итоге аудитор должен убедиться, что существующая дебиторская задолженность достоверна, наиболее действенным приемом для достижения этой цели является получение подтверждения задолженности покупателем товара. Для этого аудитор должен направить запрос с просьбой подтвердить факт существования задолженности и его сумму.
Очень часто в учете возникают ошибки связанные с несвоевременным отражением реализованных и отгруженных товаров. Можно выделить два варианта таких ошибок:
- отражение в учете товаров как реализованных, в то время как в соответствии с договором они еще не могут быть реализованы, а должны быть отражены в учете как отгруженные;
- отражение в учете ценностей как отгруженных, в то время как в соответствии с договором они уже проданы, то есть момент перехода права собственности от продавца к покупателю уже состоялся.
Документальное оформление товарных операций
Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются действующими техническими условиями, условиями поставки, договорами купли-продажи и инструкциями о порядке приемки товаров по количеству, качеству и комплектности.
Движение товаров от поставщика к потребителю в ОАО “НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ” оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом-фактурой).
Накладная в учёте ОАО “НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ” выступает как приходным, так и расходным товарным документом, при отпуске товаров со склада выписывается материально-ответственным лицом. В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя, наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учётом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Накладная подписывается материально-ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя. Количество оформляемых экземпляров в накладной зависит от условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара.
Накладная должна содержать обязательные реквизиты, такие как:
- номер и дата выписки накладной;
- наименование поставщика и покупателя (склада);
- наименование и краткое описание товара;
- количество (в единицах) товара;
- цена и общая сумма товара с учетом налога на добавленную стоимость.
При закупке товара или его приемке тому, кто принимает товар необходимо проследить за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар. Далее необходимо проверить фактическое наличие товара и его качество.
Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит их двух разделов: товарного и транспортного.
При доставке товаров железнодорожным транспортом, в качестве сопроводительного документа выступает железнодорожная накладная.
Оприходование поступивших товаров оформляется путем наложения штампа на сопроводительном документе: товарно-транспортной накладной, счете-фактуре, и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров.
Оприходование поступивших товаров оформляется путем наложения штампа на сопроводительном документе: товарно-транспортной накладной, счете-фактуре, и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров.
Если приемка товара осуществляется на складе ОАО “НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ, то проверяется соответствие фактического наличия товара, данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и расчетных документах.
Приемка товара на складе поставщика осуществляется материально-ответственным лицом по доверенности. Если товар находится в таре, то приемка может производиться по количеству мест. Если количество и качество товара соответствует указанным в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанных в сопроводительных документах.
В случае несоответствия фактического наличия товаров, составляется акт, который является юридическим основание для предъявления претензий поставщику. В сопроводительном документе делается отметка об актировании. Акт составляется комиссией, в состав которой входят материально-ответственное лицо ОАО “НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ, представитель поставщика.
При закупке товаров товароведы следят за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар.
Учёт первичных документов по приходу товаров регистрируется в «Журнале документов прихода товаров», который содержит название приходного документа, его дату и номер, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах.
Оформление и учёт реализации товаров в ОАО “НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ зависит от способа расчета за приобретаемый товар между поставщиками и ОАО “НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ. Товары приобретаются как за наличный, так и по безналичному расчету. Стороны, заключившие договор, вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов.
Внутреннее перемещение товаров между структурными подразделениями ОАО “НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ (складами, магазинами), где работают разные материально-ответственные лица, проводятся на основании письменного распоряжения старшего товароведа, и оформляется накладной в установленном порядке. Подпись материально-ответственного лица заверяется круглой печатью фирмы. Внутреннее перемещение товаров учитывается отдельной строкой в товарном отчёте.
ОАО “НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ является как покупателем, так и продавцом товаров. ОАО “НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
ведет книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.
Счета-фактуры, полученные от продавцов, регистрируются в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
При частичной оплате оприходованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) регистрация счета-фактуры в книге покупок производится на каждую сумму, перечисленную продавцу в порядке частичной оплаты, с указанием реквизитов счета-фактуры по приобретенным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) и пометкой у каждой суммы «частичная оплата».
Регистрация в книге покупок счетов-фактур с одинаковыми реквизитами производится (допускается Правилами), только в случаях перечисления средств в порядке частичной оплаты.
В книге покупок не регистрируются счета-фактуры, полученные:
- при безвозмездной передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг), включая основные средства и нематериальные активы;
- комиссионером (поверенным) от комитента (доверителя) по переданным
- для реализации товарам.
Если
ОАО “НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ, перечисляет денежные средства продавцу в виде авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), счета-фактуры по этим средствам в книге покупок не регистрируют.
Книга покупок
ОАО “НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ прошнурована, а ее страницы пронумерованы и скреплены печатью.
Контроль за правильностью ведения книги покупок осуществляется главным бухгалтером ОАО “НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ.
Книга покупок хранится в течение полных 5 лет с даты последней записи.
ОАО “НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
является продавцом товаров и ведет книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур, составляемых при совершении операций, которые облагаются налогом на добавленную стоимость, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
Регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство.
При получении денежных средств в виде авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) бухгалтером ОАО “НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ составляется счет-фактура, который регистрируется в книге продаж.
При отгрузке товаров в счет полученных авансовых или иных платежей в книге продаж производится корректировочная запись, уменьшающая ранее начисленную сумму налога по этим платежам.
Регистрация счетов-фактур с одинаковыми реквизитами в книге продаж делается только в случаях поступления средств, в порядке частичной оплаты, а также отгрузки товаров под полученную сумму авансовых или иных платежей с соответствующей корректировкой (зачетом) ранее начисленных сумм налога по платежу.
Книга продаж прошнурована, ее страницы пронумерованы и скреплены печатью. Контроль за правильностью ведения книги продаж осуществляется главным бухгалтером
ОАО “НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ. Книга продаж хранится в течение полных 5 лет, с даты последней записи.
Совершенствование аудита товарных операций в условиях компьютерной обработки данных
Применение компьютерной технологий обработки информации о хозяйственных операциях оказывает определенное влияние на организацию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля на проверяемом предприятии. В условиях компьютерной обработки данных для оформления хозяйственных операций наряду с традиционными первичными документами используются первичные учетные документы на машиночитаемом носителе.
На практике вместе с традиционными ручными формами счетоводства широко применяются формы учета, основанные на использовании стандартных или оригинальных компьютерных программ обработки учетной информации. Это позволяет реализовать прогрессивные методы обработки данных, формирование выходной информации и обеспечения ее достоверности, совмещение синтетического учета с аналитическим и синтетического с хронологическим, повысить оперативность и удобства использования учетной и отчетной информации.
Компьютерные системы расширяют возможности администрации в проведении анализа, оценки и контроля деятельности предприятия. Наличие дополнительного инструментария обеспечивает укрепление системы внутреннего контроля в целом и снижение риска его неэффективности.
Компьютерная обработка данных предполагает использование одних и тех же команд при выполнении идентичных товарных операций бухгалтерского учета, что практически исключает появление случайных ошибок, обыкновенно присущих ручной работе.
Компьютерная система может осуществлять множество процедур внутреннего контроля, которые в не компьютеризированных системах выполняют разные специалисты.
Применение на предприятии компьютерных систем обработки учетно-экономической информации оказывает определенное влияние и на проведение аудита. Это влияние проявляется в изменении планирования, изучения систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета на предприятии и методов сбора аудиторских доказательств. Использование информационных технологий при обработке бухгалтерских данных дает определенные гарантии того, что данные будут обработаны без пропусков и повторов операций.
В современных условиях аудиторские организации все чаще используют в процессе проверок компьютерные информационные технологии. Применение таких технологий в аудите позволяет:
анализировать содержание формируемой в бухгалтерии предприятия базы данных, если таковая существует и доступна;
контролировать показатели, содержащиеся в регистрах бухгалтерского учета предприятия;
тестировать алгоритмы, используемые в компьютерной системе бухгалтерского учета;
контролировать соответствия показателей, содержащихся в формах бухгалтерской отчетности, данным бухгалтерских регистров или баз данных, формируемой в бухгалтерии при обработке первичных документов;
снизить трудоемкость аналитических процедур;
оценить количественное влияние выявленных в ходе проверки отклонений на показатели бухгалтерской отчетности;
использование возможностей справочно-поисковых информационных систем в области нормативных и законодательных актов, регламентирующих бухгалтерский учет и аудит в Российской Федерации;
формировать аудиторскую документацию.
Применение информационных таких технологий в системе бухгалтерского учета и аудита значительно облегчает работу аудиторов при .осуществлении проверок. У аудитора появляется возможность более точно определить степень риска, надежность системы внутреннего контроля, участки учета, которые необходимо подвергнуть обязательной проверке, а также ускорить процесс проверки.
Заключение
С развитием рыночных отношений торговля занимает все более значительное место в структуре общественного производства. Все большее количество организаций, предпринимателей занимаются продажей товаров, как собственного производства, так и приобретенных для перепродажи.
Торговля
— престижный вид деятельности. Она нужна, полезна, необходима.
В ходе аудиторской проверки товарных операций ОАО «НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ» было выявлены следующие нарушения:
1. Не заключены договоры о материальной ответственности с кладовщиками.
2. Не регулярно проводится сверка данных по движению товаров в бухгалтерии и на складах рисков, укладываются в одно из тех направлений контроля, которые приведены ниже:
1.) ОАО «НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ» следует исследовать все хозяйственные операции, требующие санкционирования, и установить средства контроля, которые для этого требуются, это – распоряжения, приказы, устанавливающие круг лиц, которые имеют право санкционировать те или иные операции.
2.) В ОАО «НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ» должна существовать юридическая служба, анализирующая проекты заключаемых договоров во избежание заключения договоров, противоречащих законодательству или в которых могут содержаться условия, способные вызвать последствия, негативно влияющие на деятельность предприятия.
3.) При распределении полномочий в ОАО «НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ» следует руководствоваться правилом: в одних руках нельзя сосредотачивать полномочия по санкционированию или, управленческой, налоговой отчётности в ОАО «НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ» должны обеспечить формирование достоверной отчётности.
4). Система складского учёта ОАО «НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ» должна предусматривать определённый порядок хранения, расположения, маркировки, порядок ограничения доступа в каждое складское помещение. Кроме того, должен быть определён круг лиц, имеющих доступ к наличности в кассе, а также порядок обращения с наличностью.
Для совершенствования учета товарных операций в приказ об учетной политике следует включить пункт, в котором обозначить назначение субсчета 41-2 следующим» можно порекомендовать систему скидок, указанную в Положении о скидках, предоставляемых принципы и механизмы совершенствования организации учета и контроля товарных операций, изучены материалы предприятия ОАО «НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ» дана оценка организации учета и контроля и разработаны рекомендации по совершенствованию учета и контроля в ОАО «НТЦ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ».
Для достижения основной цели аудита организации, занимающейся торговлей, необходимо решить целый комплекс взаимосвязанных задач, основными из которых являются:
- установление наличия сохранности условий хранения товаров;
- изучение состояния внутреннего контроля за поступлением и выбытием товарных ценностей;
- проверка правильности полноты оприходования товаров;
- проверка правильности отражения товарных операций в регистрах синтетического и аналитического учета;
- подтверждение отраженных сумм выручки от продажи товаров;
- подтверждение сумм задолженности покупателей на конец отчетного периода;
- определение обоснованности отнесения произведенных расходов к соответствующим торговым операциям;
- подтверждение реальности исчисленного финансового результата от продажи товаров;
- проверка соблюдения налогового и гражданского законодательства при осуществлении товарных операций.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996;
3. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
4. Федеральный закон от 08.02.1998 № 4-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
5. Положение по бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей в торговле \ Бухгалтерский учет 200 1 №4.
6. Методические указания по бухгалтерскому учету товарных операций
7. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135 н.;
8. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные Комитетом Российской Федерации по торговле от 10.07.1996 №1-79/32-5.
9. Алборов Р.А., Концевая С.М. Практический аудит. Курс лекций. - Дело и Сервис, 2011 - 301 с;
10. Бычкова С.М., Фомина Т.Ю. Практический аудит. - Эксмо, 2009 - 300 с;
11. Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. Аудит. Учебник. – Инфра -М, 2008 - 368 с;
12. Подольский В.И., Савин А.А. Аудит. Учебник. - Юрайт, 2011 - 605 с;
13. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебник. – Инфра - М, 2008 - 447 с;
14. Веселова М.П. Бухгалтерский учет товарных операций организаций. - СПб, 2008
15. Геворкян Е. А. Бухгалтерский учет товарных операций в торговле. - М.: «Феникс», 2009
16. Керимов В.Э., - Бухгалтерский учет на производственных предприятиях. М.: «Дашков и К»,2001
17. Корощенко Л.В. Место и роль оптово-розничных транснациональных корпораций в трансформации современной торговли. - М., 2009
содержание ..
482
483
484 ..
|
|