Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  569  570  571   ..

 

 

Назначение и сущность учета исторический обзор его развития

Назначение и сущность учета исторический обзор его развития

Назначение и сущность учета,

Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учета

предмет бухгалтерского учета

Обязательства (кредиторская задолженность)

Документация и инвентаризация.

Тема

Тема 4. Система бухгалтерских счетов, двойная запись

Капитал (собственный капитал)

Дебет

Кредит

Сальдо начальное (записываются показатели актива)

Сальдо начальное (записываются показатели пассива)

Дебетовый оборот

Кредитовый оборот

Сальдо конечное (если оно больше кредитовой суммы)

Сальдо конечное (если оно больше дебетовой суммы)

Дебет

Кредит

Сальдо на начало периода

Оборот за месяц (хозяйственные операции, уменьшающие сальдо)

Оборот за месяц (хозяйственные операции, увеличивающие сальдо)

Сальдо на конец периода

Дебет

Кредит

Сальдо на начало периода – 1500 руб.

4) 25000

1) 30000

Оборот дебетовый – 34590

Оборот кредитовый – 33600

Сальдо на конец периода – 2490 руб.

Дебет

Кредит

Оборот за месяц (хозяйственные операции, уменьшающие сальдо)

Сальдо на начало периода

Оборот за месяц (хозяйственные операции, увеличивающие сальдо)

Сальдо на конец периода

Дебет

Кредит

1) 4000

Сальдо на начало периода – 10000

2) 27000

Оборот дебетовый – 37000

Оборот кредитовый – 29000

Сальдо на конец периода – 2000

Дебет

Кредит

Остаток дебиторской задолженности на начало периода

Остаток кредиторской задолженности на начало периода

Увеличение дебиторской задолженности (+)

Увеличение кредиторской задолженности (+)

Сумма всех операций за месяц

Сумма всех операций за месяц

Остаток дебиторской задолженности на конец периода

Остаток кредиторской задолженности на конец периода

Дебет

Кредит

Сальдо на начало периода – 300 руб.

1) 300

2) 2800

Оборот дебетовый – 3300

Оборот кредитовый – 3670

Сальдо на конец периода – 70 руб.

Типы изменений

Изменения в составе

активов

капитала и обязательств

№ п/п

Характеристика

дебет

кредит

дебет

кредит

+

+

1

Факты хозяйственной жизни, меняющие состав средств предприятия. Например, «Получено в кассу с расчетного счета на выплату заработной платы»

Сч. «Касса»

Сч. «Расчетные счета»

2

Факты хозяйственной жизни, меняющие состав источников предприятия. Например, «Удержан из заработной платы налог на доходы физических лиц»

Сч. «Расчеты с персоналом по оплате труда

Сч. «Расчеты по налогам и сборам»

3

Факты хозяйственной жизни, меняющие объем средств и источников в сторону увеличения. Например, «Получены материалы от поставщика»

Сч. «Материалы»

Сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

4

Факты хозяйственной жизни, меняющие объем средств и источников в сторону уменьшения. Например, «Выдана из кассы зарплата работникам»

Сч. «Касса»

Сч. «Расчеты с персоналом по оплате труда

Наименование счетов

Сально начальное

Обороты за месяц

Сальдо конечное

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

ИТОГО:

1-я пара

2-я пара

3-я пара

Признаки классификации

Виды регистров

Назначение регистра

По характеру записи

Хронологические

В этих регистрах различные факты (операции) записывают по времени их совершения или по мере возникновения (журнал регистрации, отчет кассира, книга покупок и продаж)

Систематические

Их используют для записи хозяйственных фактов (операций), определенным образом систематизированных на счетах бухгалтерского учета. В них записывают однородные операции (главная книга, ведомость остатков материалов)

Комбинированные (синхронистические)

В одном регистре выполняется как хронологическая, так и систематическая запись (журналы-ордера и ведомости по сч. «Касса», «Расчетные счета»)

По содержанию записи (по объему и степени обобщения). Это подразделение вытекает из деления бухгалтерских счетов на синтетические и аналитические

Синтетические

В регистрах синтетического учета хозяйственные факты записывают в разрезе синтетических счетов обычно без пояснительного текста (журналы-ордера, ведомости по сч. 50, 51, машинограммы по счетам, главная книга и др.)

Аналитические

Ведутся в развитие синтетических. Каждая операция записывается не только в денежном, но и в натуральном и трудовом измерителе. Все операции отражаются в пределах одного счета (карточки учета основных средств, карточки и книги учета материалов)

Комбинированные

Сочетается ведение синтетического и аналитического учета (журнал-ордер № 6 «Расчеты с поставщиками», журнал-ордер № 7 «Расчеты с подотчетными лицами»)

По внешнему виду (применение соответствующих регистров обусловлено объемом и спецификой учитываемых объектов, массовостью хозяйственных операций, способом регистрации и обработки и т.п.)

Карточки

Бланки с отпечатанными таблицами и предназначенными для длительного пользования (как правило, из плотной бумаги). Карточки бывают контокоррентные многографной формы и количественного учета (складского учета). Многографные карточки применяются для учета таких объектов, где требуется детализация (инвентарные карточки по учету основных средств, карточки учета материалов)

Книги

Используют в тех случаях, когда перечень учитываемых объектов незначителен (главная книга, кассовая книга, книга учета покупок и продаж). В них обычно ведут аналитический учет

Свободные листы

Это те же карточки, но отпечатаны они на тонкой бумаге и размер их больше, чем размер карточки. Они предназначены для синтетического или аналитического учета или выполняют роль комбинированных регистров (журналы-ордера, ведомости, машинограммы)

Машинные носители

Магнитные ленты, диски, дискеты. При распечатке получаем любой регистр: карточку, свободный лист, машинограмму – ведомость в письменной форме

Основание (ссылка на документ) или содержание записи

Дебет счета

Кредит счета

Сумма

Накопительная ведомость расхода материалов по лимитно-заборным картам № 1–25

20

10

26000

Дебет

Кредит

Дата

Номер первичного документа

С кредита счетов

Итого по дебету:

Дата

Номер первичного документа

В дебет счетов

Итого по кредиту:

51

71

и т.д.

71

70

и т.д.


Тема

Месяц

Обороты по дебету с кредита счетов

Оборот по кредиту

Сальдо

51

71

76

и т.д.

Дебет

Кредит

Январь

Февраль

и т.д.

Итого за год:

Назначение

Виды отчетности

По содержанию

Бухгалтерская, статистическая, налоговая, оперативная

По пользователям отчетности

Внешняя, представляется вышестоящим и контролирующим органам

По срокам представления

Текущая – месячная, квартальная, носит название промежуточной

По кругу охватываемых субъектов

Первичная – одного субъекта


Тема 6. Виды и модели учета


Тема 7. Организация бухгалтерского учета

ТЕМА 10. БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ: ЦЕЛИ, КОНЦЕПЦИИ, ПРИНЦИПЫ

АКТИВ

ПАССИВ

I. Внеоборотные активы

III. Капитал и резервы

Нематериальные активы

Уставный капитал

Основные средства

Собственные акции, выкупленные у акционеров

Незавершенное строительство

Добавочный капитал

Долгосрочные финансовые вложения

Резервный капитал

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

II. Оборотные активы

IV. Долгосрочные обязательства

Запасы

Займы и кредиты

В том числе:

Прочие долгосрочные обязательства

сырье и материалы

V. Краткосрочные обязательства

затраты в незавершенном производстве

Займы и кредиты

готовая продукция и товары

Кредиторская задолженность

товары отгруженные

В том числе:

расходы будущих периодов

задолженность перед персоналом организации

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

Дебиторская задолженность

задолженность по налогам и сборам

покупатели и заказчики

прочие кредиторы

Краткосрочные финансовые вложения

Доходы будущих периодов

Денежные средства

Резервы предстоящих расходов

Прочие краткосрочные обязательства

БАЛАНС

БАЛАНС


Тема 11. Учет основных средств

ПОНЯТИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ОЦЕНКА

В соответствии с действующими нормативными документами основные средства (ОС) организации представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей – часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ (услуг) либо для управления организацией и действующая в натуральной форме. Согласно ПБУ 6/01, утвержденному приказом МФ РФ № 26н от 30.03.2001 г., к ОС относятся объекты, которые:

1. Используются в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг или для управленческих нужд.

2. Используются в течение длительного времени, т.е. сроком полезного использования свыше 12 месяцев.

3. Не предполагается их дальнейшая перепродажа.

4. Они способны приносить организации экономические выгоды в будущем.

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:

- правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;

- правильное исчисление и отражение в учете суммы износа;

- точное определение результатов при ликвидации;

- учет затрат на ремонт;

- контроль за сохранностью и эффективностью использования.

Для организации учета основных средств, отвечающего поставленным выше задачам, важное значение имеет научно обоснованная их классификация.

В соответствии с типовой классификацией объекты основных средств организации делятся:

1. По отраслям народного хозяйства: промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговля и др. По этому признаку объекты основных средств принадлежат к той отрасли, к которой относится продукция (услуги), вырабатываемые с их участием.

2. По видам: здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный, хозяйственный инвентарь и др. Эта классификация положена в основу аналитического учета ОС.

3. По назначению: промышленно-производственные и непромышленные. Промышленно-производственные участвуют в производстве промышленной продукции или обслуживают его; непромышленные используются для создания непромышленной продукции или обслуживания личных нужд работников предприятия.

4. По использованию: находящиеся в эксплуатации, в реконструкции и техническом перевооружении, в запасе, на консервации.

5. По принадлежности: собственные и арендованные.

В учете основные средства подразделяются также по местам эксплуатации и материально-ответственным лицам.

Единицей бухгалтерского учета основных средств являются инвентарный объект. Это объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельной конструктивно-обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения отдельной работы. Каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Для отражения в бухгалтерском учете основные средства подлежат оценке. Различают полную и остаточную стоимость основных средств. Полная стоимость не принимает во внимание размер износа основных средств и может быть первоначальной или восстановленной.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации за приобретение, сооружение и изготовление за исключением НДС и иных возмещенных налогов.

Фактические затраты по приобретению ОС включают также проценты по заемным средствам, начисленные до принятия объекта к учету, если они привлечены для приобретения этого объекта.

Фактические затраты по приобретению увеличиваются или уменьшаются на сумму курсовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата происходит в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (в условных денежных единицах) кредиторской задолженности по оплате ОС, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к БУ, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по этому же курсу на дату ее погашения.

Не включаются в фактические затраты на приобретение ОС общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением ОС.

Первоначальной стоимостью ОС, внесенных в УК, признается их денежная оценка, согласованная с учредителями, если иное не предусмотрено законами РФ.

Первоначальной стоимостью ОС, полученных безвозмездно, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к БУ.

Первоначальной стоимостью ОС, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств, признается стоимость обмениваемого имущества, подлежащего передаче, исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно определяется стоимость аналогичных ценностей.

Первоначальная стоимость ОС, возведенных или изготовленных своими силами, складывается из фактических затрат (стоимости материалов, энергоносителей, зарплаты с отчислениями, стоимости услуг сторонних организаций и т.д.).

В первоначальную стоимость объектов ОС включаются также фактические затраты на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Объекты, входящие в состав основных средств, служат длительное время. Первоначальная стоимость со временем перестает отражать реальный уровень общественных затрат. Для приведения в соответствие оценки объектов с действующими ценами периодически проводится переоценка основных средств по восстановительной стоимости, представляющей собой затраты, необходимые для создания объекта в современных условиях.

Остаточная стоимость основных средств определяется вычитанием из их полной (первоначальной или восстановительной) стоимости суммы износа. В балансе основные средства показываются по остаточной стоимости.

Учет поступления основных средств.

Поступление основных средств оформляется актом приемки-передачи типовой формы ОС-1.

Для обобщения информации об инвестициях в ОС предусмотрен сч. 08 «Вложения во необоротные активы».

Аналитический учет по сч. 08 ведется по капитальным вложениям, связанным со строительством, или иным поступлениям ОС по каждому строящемуся или приобретаемому объекту с обеспечением возможности разделения затрат по статьям и экономическим элементам.

Порядок учета поступления ОС зависит от источников их поступления.

ОС могут поступать на предприятия в результате:

- нового строительства или приобретения за плату;

- безвозмездного получения от других организаций и лиц;

- вкладов в уставный капитал;

- вкладов в совместную деятельность по договору простого товарищества;

- оприходования излишков, выявленных при инвентаризации;

- приобретения ОС приватизированной организацией по конкурсу на аукционе.

При вкладе ОС в уставной капитал учредителями предприятия их стоимость определяется по согласованной оценке учредителей в УК, НДС не облагается (Д-т сч. 08 К-т сч. 75).

Операции, связанные с приобретением ОС за плату представлены в табл. 11.1.

Таблица 11.1 Типовые операции, связанные с приобретением ОС за плату

Параметры

Управленческий учет

Финансовый учет

Главные потребители

Менеджеры всех уровней управления

Менеджеры организации и внешние потребители (вкладчики, правительственные органы)

Свобода выбора

Никаких ограничений кроме себестоимости, сопоставляемой с доходами от лучших управленческих решений

Ограничен общепринятыми принципами ведения бухгалтерского учета

Влияние на поведение работников

Имеет значение то, как сбор данных и сопоставление отчетов будут влиять на повседневную работу менеджеров

Имеет значение то, как фиксировать и анализировать экономические явления. Воздействие на работу сотрудников – вторично

Временной аспект

Нацеленность на будущее: формальное использование смет наряду с данными за прошлый период

Нацеленность в прошлое: оценка прошлого периода

Временной интервал

Переменный, меняющийся от почасового до 10–15 лет

Переменный в меньшей степени, обычно год или квартал

Отчеты

Детализированные, имеют значение детали, части целого, изделия, отделы, участки и т.п.

Итоговые, имеют своим предметом прежде всего предприятие в целом

Набор показателей

Набор до конца не определен. Имеет место применение математики, психологии и системного анализа

Определен точно. Относительные показатели используются незначительно

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

Приняты на забалансовый учет ОС, право собственности на которые не перешло к организации

002

2

Сняты с забалансового учета объекты ОС в момент перехода права собственности на них к организации

002

3

Затраты, связанные с приобретением оборудования, требующего монтажа:

– договорная стоимость оборудования

– услуги, связанные с доставкой

– НДС, предъявленный контрагентами

– стоимость работ по приобретению и доставке собственными силами

– причитающиеся к уплате проценты по кредитам и займам, начисленные до сдачи оборудования в монтаж

07

07

19

07

07

60

60

60

23

66, 67

4

Списана стоимость оборудования, сданного в монтаж

08

07

5

Стоимость работ, связанных с монтажом оборудования

08

60, 23

6

Причитающиеся проценты по кредитам после сдачи оборудования в монтаж

08

66, 67

7

Приобретение оборудования, не требующего монтажа:

– договорная стоимость объектов

– работы, связанные с приобретением объекта ОС

– сумма НДС, предъявленная контрагентами

– причитающиеся к уплате проценты по полученным кредитам и займам, начисленным до принятия объекта к учету

– плата за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок, связанных с ним

08

08

19

08

08

60

60, 23

60

66, 67

76

8

Принят к учету объект ОС

01

08, 08

9

Начислены к уплате проценты по полученным кредитам и займам после принятия объекта к учету в качестве ОС

91

66, 67

10

Списана уплаченная сумма НДС:

– подлежащая налоговому вычету

– подлежащая включению в первоначальную стоимость объекта

68

07, 08, 08

19

19

11

Затраты, связанные с приобретением изданий для использования при производстве продукции, управления организацией

26

51, 71

12

Приняты к учету в составе ОС приобретенные издания

01

83

Операции по безвозмездному поступлению ОС отражаются по дебету сч. 07, 08 и кредиту сч. 98, субсчет «Безвозмездные поступления». Стоимость, учтенная на сч. 98, в дальнейшем подлежит списанию в К-т сч. 91.1 по мере начисления амортизации по полученным объектам в размере начисленных сумм амортизации. Таким образом, сч. 98.2 используется для учета стоимости безвозмездно полученных ОС до момента признания их в качестве доходов отчетного периода организации. При этом доходы отчетного периода признаются в учете, когда определяются обусловившие их расходы. По мере признания в учете стоимости таких ОС в составе доходов произ-водятся корректировки налогооблагаемой прибыли. Прибыль увеличивается на сумму начисленной амортизации и уменьшается на суммы, отраженные в учете в составе доходов отчетного периода.

Не учтенные ранее объекты ОС, обнаруженные в результате инвентаризации, включаются в состав внереализационных доходов организации и учитываются на сч. 91.1.

Учет выбытия основных средств

ОС предприятия могут выбывать вследствие:

– ликвидации по причине износа, аварий, стихийных бедствий;

– продажи;

– безвозмездной передачи другим предприятиям;

– передачи в счет вклада в уставный капитал другого предприятия;

– передачи в счет вклада в совместную деятельность;

– передачи дочерним и зависимым предприятиям;

– недостачи и порчи;

– передачи в аренду.

ОС организации могут прийти в негодность по причинам физического или морального износа, нарушения нормальных условий эксплуатации и др. Указанное имущество подлежит списанию в случаях, если восстановление его невозможно или экономически не целесообразно, а также не может быть продано (табл. 11.2). ОС, порча которых произошла в результате чрезвычайных обстоятельств, подлежат ликвидации. В этом случае расходы, связанные с их выбытием, относятся к чрезвычайным расходам.

Таблица 11.2 Списание объектов ОС в результате физического (морального) износа

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

Списание первоначальной стоимости объекта

01в

01

2

Списание суммы дооценки

83

01в

3

Списание накопленной амортизации

02

01в

4

Списание остаточной стоимости ОС

91

01в

5

Дополнительные затраты, связанные с ликвидацией объекта ОС

91

23

6

Приняты к учету материалы, запчасти, полученные при ликвидации ОС

10

91

В процессе хозяйственной деятельности организация может продавать ОС юридическим и физическим лицам (табл. 11.3).

Таблица 11.3 Продажа ОС за плату

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

Списание первоначальной стоимости

01в

01

2

Списание суммы дооценки

83

01в

3

Списание накопленной амортизации

02

01в

4

Списание остаточной стоимости

91

01в

5

Списание суммы дополнительных расходов

91

23

6

Отражена договорная стоимость, включая НДС и налог с продаж

62

91

7

Начислен НДС и налог с продаж на реализуемый объект

91НДС

68

Выбытие ОС в качестве вклада в УК других организаций является финансовыми вложениями. Безвозмездная передача ОС имеет место в деятельности предприятия (оказание безвозмездной помощи, дарение и т.д.). Но ГК РФ не допускает дарение между коммерческими организациями. Однако дарение некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательской, не запрещается.

Расходы и поступления, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием ОС, относятся к операционным. Исключение составляет лишь выбытие ОС в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

Учет амортизации основных средств

Нормой амортизации называют размер отчислений, выраженный в процентах от первоначальной (восстановительной) стоимости объекта.

Для обоснованного расчета сумм амортизации необходимо правильное определение:

– объектов ОС, по которым начисляется амортизация;

– срока полезного использования;

– способов начисления амортизации;

– источников погашения стоимости ОС.

Амортизация начисляется по объектам ОС, находящимся в организации на праве собственности, хозяйственного владения или оперативного управления. Начисление амортизации по сданным в аренду ОС производится арендодателем. Исключение составляет финансовая аренда.

Амортизация не начисляется по объектам ОС:

– бюджетных организаций;

– полученных по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации (ОС, принятые до 01.01.2000 г.);

– жилищного фонда;

– объектов внешнего благоустройства;

– продуктивного скота;

– многолетних насаждений, не достигших эксплуатационного возраста;

– приобретенных изданий, учитываемых в составе ОС;

– потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки, объекты природопользования).

Начисление амортизации может приостанавливаться:

– в случае перевода ОС по решению руководства на консервацию на срок более 3 месяцев;

– для ОС, находящихся на восстановлении более 12 месяцев.

В состав амортизируемого имущества в целях налогообложения (гл. 25 НК РФ) не включается имущество, первоначальная стоимость которого составляет до 10000 руб. включительно. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Во всех остальных случаях, в том числе и при простоях оборудования по разным причинам, амортизация начисляется в общеустановленном порядке.

Амортизация начисляется в течении периода эксплуатации ОС, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к БУ. При этом моментом принятия объекта к учету считают дату ввода в эксплуатацию на основании утвержденного руководителем акта (накладной) приемки-передачи.

Начисление амортизации производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания его с БУ. Начисление амортизации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания объекта с БУ.

Срок полезного использования – это период, в течении которого использование объекта призвано приносить доход или служить для выполнения целей деятельности организации. Он определяется при принятии объектов ОС к БУ. Для отдельных групп ОС он определяется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования объекта ОС.

В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет ОС» начисление амортизации ОС производится одним из следующих способов:

– линейным;

– способом уменьшаемого остатка;

– способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

– способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из способов по группе однородных объектов ОС производится в течение всего его срока полезного использования.

При линейном способе амортизация рассчитывается исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и нормы амортизации, рассчитанной по продолжительности его полезного использования.

Пример: организация приобрела объект ОС стоимостью 200000 руб. и сроком полезного использования 10 лет. Годовая норма амортизации 10%. Сумма ежегодных амортизационных отчислений составляет 200000 х 0,1 = 20000 руб.

При способе уменьшаемого остатка, исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной по общему сроку его полезного использования и коэффициенту ускорения, установленному в соответствии с законодательством РФ, сумма амортизации за последующие годы (см. пример) будет рассчитываться следующим образом:

за второй год – (200000 –20000) х 0,1% = 18000 руб.;

за третий год – (180000 – 18000) х 0,1% = 16200 руб.;

за четвертый год – (162000 – 16200) х 0,1% = 14580 руб. и т.д.

При способе списания стоимости по сумме чисел лет амортизация рассчитывается путем деления первоначальной стоимости объекта на общую сумму чисел лет всего срока его службы и умножения полученного частного на число лет, остающихся до конца срока службы объекта. Например, организация приобрела объект ОС за 120000 руб. Срок полезного использования 5 лет. Общая сумма порядковых номеров лет эксплуатации = 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15.

Амортизация, начисленная за первый год эксплуатации – 120000 х 5 : 15= 40000 руб.; за второй год – 120000 х 4 : 15 = 32000 руб.; за третий год – 120000 х 3 : 15 = 24000 руб.; за четвертый год – 120000 х 2 : 15 = 16000 руб.; за пятый год – 120000 х 1 : 15 = 8000 руб.; всего списано на себестоимость за пять лет – 40000 + 32000 + 24000 + 16000 + 80000 руб. = 120000 руб.

При списании стоимости пропорционально объему продукции амортизация рассчитывается путем деления первоначальной стоимости объекта на предполагаемый объем продукции за весь срок полезного использования объекта и умножения на объем продукции отчетного периода в натуральном умножении. Например, объект ОС стоит 90000 руб. Предполагаемый объем продукции, произведенной с помощью этого объекта, 300000 шт. В отчетном периоде объем произведенной продукции составил 6000 шт. Годовая сумма амортизации составит 90000 : 300000 х 6000 = 1800 руб.

Применение трех последних, а иногда и первого способа начисления амортизации должно сопровождаться корректировкой налогооблагаемой прибыли. Таим образом, методы начисления амортизации, предусмотренные в ПБУ 6/01, применяются только в целях бухгалтерского учета.

Износ (амортизация) ОС начисляется по всем группам ОС, включая и недостроенные, оборудование и транспортные средства, находящиеся в запасе, резерве, на складе и числящиеся на балансе предприятия.

Начисленная амортизация ежемесячно включается в себестоимость продукции по местам использования ОС. Для обобщения информации об амортизации ОС, накопленной за время эксплуатации объектов, используется сч. 02 «Амортизация ОС». Кредитовое сальдо по данному счету показывает сумму накопленной амортизации.

Таблица 11.4 Типовые операции, связанные с начислением амортизации ОС

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

Начислена амортизация по ОС:

1.1. Используемым при осуществлении капитального строительства

08.3

02

1.2. Находящимся в эксплуатации в основном производстве

20

02

1.3. Находящимся во вспомогательном производстве

23

02

1.4. Общепроизводственного назначения

25

02

1.5. Общехозяйственного назначения

26

02

1.6. В обслуживающих производствах и хозяйствах

29

02

1.7. Используемых при работах, связанных с продажей продукции

44

02

2

Начислена амортизация по ОС непроизводственного назначения

91

02

3

Амортизация по ОС, переданным в аренду

91

02

4

Амортизация по ОС, используемым при выполнении работ, относимых к расходам будущих периодов

97

02

5

Списана амортизация по выбывшим ОС

02

01в

Учет аренды основных средств

Аренда может быть краткосрочной (до 1-го года, а по зданиям, сооружениям и нежилым помещениям в жилых домах – до 5-ти лет) и долгосрочной (свыше 1-го года, а по зданиям, сооружениям и нежилым помещениям в жилых домах – свыше 5-ти лет). Передача объекта в аренду оформляется актом приемки-передачи ОС. На арендный период к арендатору переходит только право владения арендованным имуществом, а право собственности на него остается у арендодателя. Поэтому объект, сданный в краткосрочную аренду, с баланса арендодателя не списывается и на баланс арендатора не принимается. Амортизацию на сданный в аренду объект начисляет арендодатель. Однако сумма начисленной амортизации относится арендодателем не на издержки производства, а на убытки. Одновременно арендодатель начисляет причитающуюся ему арендную плату.

Договор аренды на срок более года, а юридическим лицам независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме Договор аренды здания и сооружения сроком не менее года подлежит государственной регистрации.

Арендная плата может быть установлена в виде:

– определенной суммы платежей;

– установленной доли полученных в результате использования арендованных ОС продукции, доходов;

– представления арендаторам определенных услуг и т.д.

Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества.

Операции по учету арендованных ОС представлены в табл. 11.5, 11.6, 11.7.

Таблица 11.5 Текущая аренда у арендодателя

1. Сдача в текущую аренду ОС

Акт приема-передачи ОС

01 аренда

01

2. Начисление арендной платы (с НДС) за отчетный период

Расчет

76

91

3. Начисление арендной платы (с НДС) за полный период аренды

Справка

76

98

4. Начисление НДС по арендной плате

Расчет

91

68 НДС

5. Начисление доли арендной платы в отчетном периоде

Расчет

98

91

6. Начисление амортизации арендованных ОС

Расчет

91

02

7. Поступление арендной платы

Выписка из расчетного счета

50, 51

76

8. Возврат арендованных ОС

Акт приема-передачи ОС

01

01 аренда

Таблица 11.6 Текущая аренда у арендатора

1. Получение в аренду ОС

Акт приема-передачи ОС

001

2. Начисление арендной платы

сумма арендной платы

– НДС

Расчет

20, 23, 25

26, 44 (97)

19

76

76

3. Отнесение доли арендной платы на затраты

Расчет

25, 26, 44

97

4. Перечисление арендной платы

Выписка из расчетного счета

76

51, 52

5. Списан НДС в зачет бюджету (после оплаты)

Расчет

68 НДС

19

6. Возврат арендованных ОС арендодателю

Акт приема-передачи ОС

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  569  570  571   ..