Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  326  327  328   ..

 

 

Аналитический учет производственных затрат ОАО "ОЗМК"

Аналитический учет производственных затрат ОАО "ОЗМК"

Содержание
Виды учетных документов Методы анализа
Оперативные документы

Сравнение с нормативом

Журнал регистрации

Проверка хронологии записей

Бухгалтерские записи

Группировка операций по счетам затрат

Учетные регистры

Сравнение соответствия данных, приведенных в регистрах Оценка конечных данных по каждой записи, особенно величины незавершенного производства
Главная книга

Свод данных из журналов и ведомостей

Баланс Сравнительный анализ динамики и структуры затрат
Приложения к балансу Сравнение с нормативными, плановыми документами и в динамике, факторный анализ состава себестоимости
Бухгалтерский (финансовый) учет Управленческий учет
Связан с результатами деятельности предприятия Связан с процессом формирования, контроля и планирования затрат
Предназначен для внешних пользователей Предназначен для внутренних пользователей
Регулируется системой норм, требований, правил, принципов Самостоятельно регулируется на каждом предприятии в соответствии с потребностями менеджеров высшего и среднего звена
Распространяется не на отдельные подразделения фирмы, а на деятельность предприятия в целом

Большое внимание уделяется оценкам будущих периодов

Оценка результативности финансово-хозяйственной деятельности

Направление

Показатель

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Изменение

Изменение

Оценка

1. Балансовая прибыль 4406 15064 30154 10658 15090
2. Чистая прибыль 4406 11216 21306 6810 10090
3. Выручка от реализации 120081 217964 444270 97883 226306
4. Рентабельность общая 2% 4% 7% 2% 3%
5. Рентабельность основной деятельности 9% 9% 11% 0% 2%

Оценка

1.Оборачиваемость активов 0,58 0,84 1,53 0,26 0,69
2. Оборачиваемость оборотных средств 177,84 191,03 119,34 13,20 -71,70
3. Потребность в доп. внешнем финансировании -165198,53 -291868,08 -683388,35 -126669,55 -391520,26
4.Продолжительность операционного цикла 187,02 197,43 124,25 10,40 -73,17
5.Продолжительность финансового цикла 186,69 197,00 123,99 10,32 -73,01
6.Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности 0,04 0,27 0,06 0,23 -0,21

Оценка эффективности

7.Рентабельность авансированного капитала 0,02 0,04 0,07 0,02 0,03
8.Рентабельность собственного капитала 0,03 0,08 0,13 0,05 0,06
№ карт. скл. учета Наименование материалов Единица измер. Покупная цена без НДС Остаток на начало Приход Расход Остаток на конец
Всего В том числе Всего В том числе
Кол-во Сумма Кол-во Сумма От поставщиков Из производства Кол-во Сумма В производство Отгружено Кол-во Сумма
Кол-во Сумма Кол-во Сумма Кол-во Сумма Кол-во Сумма
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

2.3 Аналитический учет основных средств и их амортизаци я

Главным аналитическим документом по учету основных средств на ОАО «ОЗМК» является «инвентарная карточка учета основных средств» (типовая межотраслевая форма № ОС-6), которая составляется на каждый объект в отдельности. В этой карточке приводятся все сведения об объекте – первоначальная стоимость, срок полезного использования, норма амортизации, год выпуска, инвентарный номер и т.д.

Сумма амортизации для целей налогообложения определяется налогоплательщиками ежемесячно в порядке, установленном 25 главой 2 части Налогового кодекса РФ. Амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.

Аналитический учет поступления и выбытия основных средств ведется на основании «Акта приемки-передачи основных средств» (типовая межотраслевая форма № ОС-1), который составляется на ввод в эксплуатацию объекта или на выбытие в связи с безвозмездной передачей или реализацией объекта.

Ежемесячно на основании данных «инвентарных карточек учета основных средств» составляется «ведомость учета основных средств и амортизации основных средств» (табл. 2.3). Затем в ведомости делаются бухгалтерские проводки на итоги движения основных средств за отчетный период и суммы начисленной амортизации.

Сводный учет прямых затрат на производство ОАО «ОЗМК» осуществляет в ведомости с журналом-ордером по счету 20 «Основное производство». В журнале-ордере по счету 20 отражается списание прямых затрат предприятия по их элементам с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда и амортизационных отчислений основных средств, занятых в сфере производства. Аналитический учет по счету 20 «Основное производство» ведется по видам затрат и по видам выпускаемой продукции.

Аналитический складской учет готовой продукции на ОАО «ОЗМК» по ее видам и местам хранения осуществляется аналогично учету материалов.

Передача материалов в виде готовой продукции из цеха на склад документируется путем составления «требования-накладной» (типовая межотраслевая форма №М-11). По «товарной накладной» на отпуск готовой продукции покупателю (унифицированная форма №ТОРГ-12) отражается выбытие готовой продукции со склада.

Все движение готовой продукции - ее поступление и выбытие отражается в главном аналитическом документе данного раздела - «карточке учета готовой продукции» (типовая межотраслевая форма № М-17) только по количеству.

По окончании отчетного периода бухгалтер перепроверяет организацию складского учета (все первичные документы, требования-накладные и карточки складского учета), подсчитывает итоги карточек и после этого их переносит в «ведомость учета готовой продукции» (табл. 2.4) по учетной цене единицы продукции, рассчитанной в «акте производства (изготовления) готовой продукции» (табл. 2.5). Затем на итоги ведомости делаются бухгалтерские проводки, через которые данные о движении готовой продукции за отчетный период переносятся в главную книгу, а затем в Баланс.


Таблица 2.4

Ведомость учета готовой продукции

Наименование основных средств Учетная стоимость Приход Расход Амортизация основных средств
По занятым в сфере производства По занятым в сфере управления По занятым в социальной сфере
Дата Кол-во Сумма Дата Кол-во Сумма Причина выбытия Норма Сумма Норма Сумма Норма Сумма
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

карт. склад. учета

Наименование готовой продукции

Ед.

измерения

Учетная цена Остаток на начало отчетного периода Приход Расход Остаток на конец отчетного периода
Кол-во Сумма Кол-во Сумма Кол-во Сумма Кол-во Сумма
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Таблица 2.5

Акт производства (изготовления) готовой продукции

Израсходовано Изготовлено Заработная плата и отчисления в фонды соц. страхования Амортизация основных средств Прямые затраты по видам готовой продукции Учетная цена единицы готовой продукции
Материалов Кол-во Цена Сумма Готовой продукции Кол-во Цена Сумма
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Данные о цене готовой продукции, подставляемые в графу 7 «акта производства (изготовления) готовой продукции», берутся из «технологических карт производства (изготовления) готовой продукции», составляемых на каждый вид выпускаемой продукции в натуральном и стоимостном измерении.

По статье 264 II части Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией относятся:

- налог на пользователей автодорог;

- расходы на сертификацию продукции и услуг;

- расходы на оплату услуг по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;

- расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;

- расходы на содержание служебного автотранспорта;

- расходы на командировки;

- расходы на оплату юридических и информационных услуг;

- расходы на оплату консультационных и иных аналогичных услуг;

- расходы на оплату аудиторских услуг;

- представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества;

- расходы на подготовку и переподготовку кадров;

- расходы на канцелярские товары;

- расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков;

- расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках;

- расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;

- расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями;

- взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- амортизация нематериальных активов;

- амортизация основных средств, занятых в сфере управления;

- и другие.

Аналитический учет этих расходов на ОАО «ОЗМК» ведется в ведомости с журналом-ордером по счету 26 «Общехозяйственные расходы» по видам затрат.

По статье 265 II части Налогового кодекса РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким затратам относятся:

- расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу);

- расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида;

- расходы в виде отрицательной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте;

- расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам;

- расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества;

- судебные расходы и арбитражные сборы;

- расходы в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм на возмещение причиненного ущерба;

- расходы на оплату услуг банков;

- налог на имущество организаций;

- и другие.

Так же к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности:

- в виде убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде;

- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, а также суммы других долгов, нереальных к взысканию;

- потери от брака;

- потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;

- не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;

- расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти;

- потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.

Аналитический учет расходов на ОАО «ОЗМК» ведется в ведомости с журналом-ордером по счету 91-2 «Прочие расходы» по видам этих расходов.


Глава 3. Пути совершенствования аналитического учета затрат на производстве в ОАО «ОЗМК»

Выступающим в качестве учредителей организаций, руководителей контролирующих и налоговых органов.

Понятность относится к раскрытию существа произведенных хозяйственных операций, свидетельствующих о деятельности организации, о ее экономическом состоянии, ресурсах, имуществе, обязательствах и о принятой системе бухгалтерского учета.

Уместной считается информация, если она оказывает помощь пользователям в оценке отдельных событий, прогнозировании финансовых результатов деятельности организации, принятии управленческих решений.

Достоверность — одно из основных требований пользователей, так как это так называемая защищенная информация, необходимая для выводов и решений.

Сопоставимость информации — база для анализа и прогнозирования, т.е. выявления экономического роста хозяйствующего субъекта или нарастания проблем экономического спада. Отсюда требования в постоянстве учетной политики организации из года в год.

Далее назовем международные принципы представления бухгалтерской отчетности. Ее подразделяют на два вида:

- статическую — в виде бухгалтерского баланса, отражающего состояние (остатки) финансово-хозяйственной деятельности организации на определенную дату;

- динамическую — как отчет о прибылях и убытках, отражающий совокупные результаты деятельности организации за определенный период.

При этом в основу формирования бухгалтерского баланса положены следующие принципы: хозяйственной единицы, действующего предприятия, денежного измерения, двойной записи, которые хорошо нам известны как допущения определяющие учетную политику.

В конечном итоге бухгалтерский баланс это: Активы = Обязательства +Капитал,

или равенство сумм хозяйственных средств и их источников.

Динамическая бухгалтерская отчетность состоит из двух частей. Первая часть отражает приток (увеличение) активов и относится к категории доходов; вторая — означает отток (уменьшение) активов, которые были использованы для получения доходов и относятся к категории расходов.

Прибыль рассчитывается как превышение суммы доходов над суммой расходов.

Принципы составления динамической бухгалтерской отчетности (тоже в некоторых случаях соответствуют допущениям): принцип периодичности, консерватизма, начислений, увязки доходов с расходами, последовательности взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета.

Принцип периодичности свидетельствует о необходимости регулярно, в течение установленного учетного периода, иметь информацию о результатах хозяйственной деятельности организации, для оценки ее работы (руководителям, учредителям, контролирующим налоговым органам).

Принцип консерватизма раскрывает свое содержание в двух аспектах:

- доход признается только тогда, когда на это есть обоснованная возможность и необходимость;

- расход признается сразу же, как только возникает обоснованная возможность.

Принцип начисления означает, что при определении прибыли достаточно сопоставить объем реализованной продукции с ее себестоимостью независимо от того, когда произошла оплата.

Принцип увязки доходов с расходами требует при расчете прибыли за определенный период учитывать только расходы текущего периода без участия расходов будущих периодов.

Нормативное обеспечение способствует улучшению организации и ведения бухгалтерского учета. В настоящее время Министерство финансов РФ разрабатывает нормативные документы, приравненные к международным стандартам. В основном это Положения по бухгалтерскому учету и Методические рекомендации по отражению в бухгалтерском учете отдельных операций.

Применение нормативных актов обеспечивает бухгалтерским службам организаций грамотное решение задач при составлении отчетности и защиту информации при общении с налоговыми службами.

Введение нового Плана счетов бухгалтерского учета, составление соответствующих вычислительных программ, выполняющих учетные задачи, задачи анализа и контроля хозяйственной деятельности организации.


Заключение

Вступление в силу 25 Главы Налогового кодекса внесло ряд существенных изменений в бухгалтерский учет в целом и в учет затрат в частности. Вступление в силу данного закона делает бухгалтерский учет по своей сути как бы и не нужным, на первое место ставятся налоги, расчет которых можно сделать на основе данных обязательного ведения налогового учета, а бухгалтерский учет отходит на второй план. Это не правильно по своей сути, потому что именно бухгалтерский учет служит системой контроля над хозяйственной деятельностью предприятия, является системой, обеспечивающей руководителей и специалистов предприятия производственной информацией для принятия эффективных решений, направленных на расширение хозяйственной деятельности, увеличение оборотов, а следовательно и платежей в бюджет с этих оборотов.

С 1 января 2002 года налоговый учет стал таким же обязательным атрибутом учетной системы организаций как и бухгалтерский учет. Однако, окончательно говорить о разрыве бухгалтерского учета и учета с целью налогообложения пока не приходится, поскольку налогооблагаемая база по ряду налогов (НДС, налог на имущество и др.) формируется по данным бухгалтерского учета.

Исходя из вышесказанного можно сделать главный вывод о том, что для оптимизации процесса ведения бухгалтерского учета на предприятии необходимо с 2002 года максимально приблизить методологию ведения бухгалтерского учета к требованиям налогового учета, изложенным в 25 Главе второй части Налогового кодекса Российской Федерации. То есть построить учетную политику для целей бухгалтерского учета таким образом, чтобы необходимая информация из накопительных и аналитических регистров бухгалтерского учета попадала в регистры налогового учета напрямую, без дополнительных расчетов и корректировок. Тем самым будет серьезно облегчен труд бухгалтера и, возможно, отпадет потребность в привлечении дополнительных специалистов для ведения непосредственно налогового учета.

В результате проведенного исследования была изучена процедура учета затрат на предприятии ООО «БИКС». Были выявлены следующие недостатки:

по части основных средств, занятых в сфере управления, амортизация начислялась на счет 20 «Основное производство», чем завышался налог на имущество, а в свою очередь налог на прибыль занижался;

не на все основные средства имелись заполненные инвентарные карточки;

по результатам инвентаризации была обнаружена недостача материалов, свыше норм естественной убыли, шедших на производство продукции, что явилось следствием бесхозяйственности, вызванной отсутствием зон ответственности среди работников предприятия;

постоянно нарушались правила расчетов с подотчетными лицами, например новая подотчетная сумма выдавалась работнику, не полностью отчитавшемуся за прежнюю, на хозяйственные нужды выдавались суммы на срок более 10 дней;

списание затрат часто происходило на основании не правильно заполненных платежных документов, особенно отчетливо это видно в отчетах подотчетных лиц.

На основании вышеперечисленного руководству ООО «БИКС» было предложено пересмотреть правильность начисления амортизации на основные средства, занятые в сфере управления, привести в порядок всю документацию на основные средства, распределить зоны ответственности среди работников и ужесточить систему контроля отпуска материалов в производство, привести в надлежащее состояние систему расчетов с подотчетными лицами и провести инструктаж среди них на тему требований к заполнению товарно-транспортных и платежных документов.


Список использованной литературы

1. Бажин И.А. Налоговый аудит: объект, цели, задачи // Аудиторские ведомости. - 2006. - N 4. - С. 56, 60.

2. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: Финстатинформ, 2004. - 533 с.

3. Земсков В.В. Финансовый и статистический анализ в аудите // Аудиторские ведомости. - 2006. - N 6. - С. 66.

4. Карпова Т.П. Управленческий учет. Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 350 с.

5. Управленческий учет: Учеб. пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2005. - 512 с.

6. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 416 с.

7. Бороненко С.А., Маслова Л.И., Крылов С.И. Финансовый разбор предприятий. – Екатеринбург: Изд. Урал. государственный университета, 2003. – 340 с.

8. Бочаров В.В. Финансовый разбор.: – СПб. Питер, 2003. – 240с.

9. Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. - М.: ПРИОР-СТРИКС, 2000 - 315 с.

10. Ван Хорн Д.К. Основные принципы управления финансами. - М.: Финансы и статистика. 2006. – 740 с.

11. Нагловский С.Н. Логистика проектирования и менеджмента производственно-коммерческих систем. — Калуга: Манускрипт, 2004.- 336 с.

12. Финансовый менеджмент: / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. – 408 с.

13. Гиляровская Л.Т. Экономический разбор. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-615с.

14. Голоденко Б.А. Логистика в системном представлении /Воронеж, государственный технол. акад. Воронеж, 2006. – 145с.

15. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия:.– Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2005. – 576 с.

16. Зайцев М.Г. Методы оптимизации управления для менеджеров: Компьютерно - ориентированный подход: Учебное пособие. - М.: Дело, 2004. - 304 с.

17. Казак А. Ю., Финансовая политика хозяйственных субъектов: проблематики разработки и внедрения. - Екатеринбург, Издательство АМБ, 2005 – 412с.

18. Каплан, Роберт С. Организация, ориентированная на стратегию. - М.: Олимп-Бизнес, 2006. - 392 с.

19. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 768 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  326  327  328   ..