Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  316  317  318   ..

 

 

Учет готовой продукции и ее продаж на предприятиии

Учет готовой продукции и ее продаж на предприятиии

Содержание


2.2 Порядок учета выпуска готовой продукции

Фактическую себестоимость готовой продукции можно рассчитать только по окончании отчетного периода (месяца). Движение же продукции происходит ежедневно (выпуск, отпуск, отгрузка, реализация), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции. Текущий, ежедневный учет движения готовой продукции ведется в ООО «Лидер» по плановой (нормативной) производственной себестоимости.

В конце месяца плановая себестоимость доводится до фактической путем расчета сумм и процентов отклонений по группам готовой продукции. Суммы и проценты отклонений рассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и ее поступления за месяц. Отклонения показывают экономию или перерасход, допущенные организацией, и поэтому характеризуют результаты ее работы в процессе производства. Отклонения учитываются на тех же счетах, что и готовая продукция, и записываются сторно - экономия или обычной записью - перерасход. Процент отклонений и плановая себестоимость отгруженной продукции позволяют рассчитать ее фактическую себестоимость и остаток на складах на конец месяца. При организации бухгалтерского учета в данном случае используется дополнительный инструмент для аккумулирования оборотов по плановым величинам затрат (счет 40 «Выпуск продукции»). Что закреплено в учетной политике предприятия.

Учет выпуска готовой продукции находится под постоянным контролем бухгалтерии организации, так как его ритмичность обеспечивает выполнение договорных обязательств по отгрузке продукции покупателям, своевременность реализации и всех расчетов и выплат. Ежедневно документы на выпуск готовой продукции поступают в бухгалтерию, которая ведет натуральный количественный учет выпуска по видам изделий. По окончании месяца общее количество выпущенной продукции оценивается по плановым, продажным ценам и по фактической себестоимости (по данным аналитического учета производства).

Синтетический учет готовой продукции в ООО осуществляется с использованием счета 40 «Выпуск продукции». По дебету счета 40 отражают фактическую себестоимость продукции (работ, услуг), а по кредиту — нормативную пли плановая себестоимость.

Фактическую производственную себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредита счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» в дебет счета 40. Нормативную или плановую себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредита счета 40 в дебет счетов 43 «Готовая продукция».

Сопоставлением дебетовых и кредитных оборотом по счету 40 на 1-е число месяца определяют отклонение фактической себестоимости продукции, от нормативной или плановой и списывают с кредита счёта 40 в дебет счета 90 «Продажи». При этом превышение фактической себестоимости продукции над нормативной или плановой списывают дополнительной проводкой, а экономию — способом «красное сторно». Таким образом, себестоимость продукции, отнесенная в дебет счета 40, списывается с него фактически дважды – сначала нормативная себестоимость, а затем, после считывания необходимой информации, и отклонения между фактической и нормативной себестоимостью. В этом случае на счет 43 относится только нормативная себестоимость готовой продукции. Разумеется, что в этом случае на счет реализации со счета 43 будет также списываться нормативная себестоимость готовой продукции. Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» закрывают ежемесячно, и сальдо на отчетную дату не имеет.

ООО «Лидер»в январе 2007г. была выпущена готовая продукция по нормативной стоимости 2 млн. руб., фактическая себестоимость продукции составила 2,1 млн. руб. Продаж продукции в январе не было. В феврале продано продукции по нормативной себестоимости на сумму 1,9 млн. руб., выпущено продукции по нормативной себестоимости – на 1,8 млн. руб., по фактической себестоимости – на 2 млн. руб. В начале марта продано продукции по фактической себестоимости на сумму 1,7 млн. руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки.

в январе:

дебет счета 43 субсчет «Готовая продукция по учетным ценам» кредит счета 40 – 2 млн. руб. – на сумму нормативной себестоимости выпущенной продукции;

дебет счета 43 субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости» кредит счета 40 – 100 тыс. руб. – на сумму разницы между фактической и нормативной себестоимостью выпущенной продукции.

Процент отклонений определяется как частное от деления суммы отклонений на начало месяца (на начало февраля по нашим условиям остатка отклонений не было) и отклонений в течение месяца на сумму остатка готовой продукции на начало месяца и стоимостью продукции, выпущенной в течение месяца. В данном случае процент отклонений будет равен

5 = (0 + 100) : (0 + 2000).

в феврале месяце будут оформлены проводки:

дебет счета 90 кредит счета 43 субсчет «Готовая продукция по учетным ценам» - 1,9 млн. руб. – на сумму стоимости проданной продукции по нормативной себестоимости;

дебет счета 90 кредит счета 43 субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости» - 95 тыс. руб. (1900 тыс. руб. * 5%) – на сумму отклонений в части, соответствующей стоимости проданной продукции;

дебет счета 43 субсчет «Готовая продукция по учетным ценам» кредит счета 40 – 1,8 млн. руб. – на сумму нормативной себестоимости выпущенной продукции;

дебет счета 43 субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости» кредит счета 40 – 200 тыс. руб. – на сумму разницы между фактической и нормативной себестоимостью выпущенной продукции.

Процент отклонений будет равен 7,89% (100 + 200) : (2000 + 1800). При этом сальдо по счету 43 субсчет «Готовая продукция по нормативной себестоимости» составит 1,9 млн. руб. (2000 + 1800 – 1900), субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости» 205 тыс. руб. (100 + 200 – 95). То есть фактически размер отклонений превысит 20%.

в марте будут сделаны проводки:

дебет счета 90 кредит счета 43 субсчет «Готовая продукция по учетным ценам» - 1,7 млн. руб. – на сумму нормативной себестоимости проданной продукции;

дебет счета 90 кредит счета 43 субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости» - 134130 руб. (1,7 млн. руб. * 7,89%) – на сумму отклонений в части, относящейся к проданной продукции.

ООО «Лидер» использует журнально-ордерную форму учета, то сумма фактической себестоимости выпущенной продукции указывается в журнале-ордере № 10 в дебете счета 43 «Готовая продукция» и кредите счета 40 «Основное производство». Счет 43 «Готовая продукция» - активный, инвентарный. Сальдо счета показывает фактическую себестоимость остатка готовой продукции на складах организации; оборот по дебету - фактическую себестоимость выпущенной продукции основного производства и прочих изделий, возвращенной покупателями продукции и полуфабрикатов собственного производства, отгруженных на сторону; оборот, но кредиту - фактическую себестоимость отгруженной отчетном месяце продукции.

Выпущенная готовая продукция переходит из сферы производства в сферу обращения. Этот процесс фиксируется в первичных документах - приемо-сдаточных накладных, актах, ведомостях, планах-картах и др.

Отпуск готовой продукции покупателям осуществляется в ООО на основании накладных (форма №М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону»). Основанием для оформления накладной на отпуск готовой продукции на складе, является распоряжение директора предприятия, а также договор с покупателем.

В январе 2007г. была отгружена готовая продукция ООО «ЛИДЕР» по нормативной себестоимости прямых производственных затрат на сумму 250 тыс. руб., по продажным ценам на сумму 450 тыс. руб. Общехозяйственные расходы за месяц составили 80 тыс. руб., расходы на продажу – 50 тыс.руб., экономия по выпущенной продукции - 30 тыс.руб., НДС по проданной продукции - 75 тыс.руб.

Прибыль полученная от продажи продукции в бухгалтерском учете отражается записью:

Д-т сч.90 «Продажи» К-т сч.99 «Прибыли и убытки».

Составленные бухгалтерские записи по отражению выручки от продаж, для наглядности, представлены в табл.2.3.

Таблица 2.3

Бухгалтерские записи по отражению выручки от продаж готовой продукции на счетах бухгалтерского учета

Показатели На 01.01.2006 На 01.01.2007 Абсолютное отклонение

Темп

1 2 3 4 5
1.Чистые продажи, руб 533000 584920 51920 109,7
2. Себестоимость продаж,руб. 459078 507984 48906 110,7
3.Валовая прибыль, руб (строка1-строка2). 73922 76936 3014 104
4.Чистая прибыль, руб. (строка 150) 15401 17229 1828 111,9
5.Стоимость основныхфондов, руб. (строка 090) 325584 303838 -21746 93,3

6.Среднесписочная численность человек;

21

21

-

-

7.Производительность труда 1, работника, руб

31352,9 34407 3054,1 110

8.Фондоотдача 1 рубля чистых продаж,

1,64 1,93 0,29 118
9.Фондоемкость на 1 рубль чистых продаж, руб (строка5/строку1) 0,061 0,52 -0,09 85
10. Рентабельность (строка4/строка5) 0,047 0,057 0,01 121,3
11.Фонд оплаты труда, руб 126875,1 126964,6 89,5 100
Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма, тыс.руб.
Отражена выручка от продажи изделий 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" 90-1 «Выручка» 450
Отгружена покупателю готовая продукция по нормативной себестоимости 90-2 «Себестоимость продаж» 43 «Готовая продукция» 250
Списаны общехозяйственные расходы 90-2 «Себестоимость продаж» 26 «Общехозяйственные расходы» 80
Сторнировано превышение плановой себестоимости выпущенных изделий над фактической (экономия) 90-2 «Себестоимость продаж» 40 «Выпуск продукции» (красное сторно) 30
Начислен НДС по проданным изделий 90-2 «Себестоимость продаж» 68 «Расчеты по налогам и сборам» 75

Бухгалтерские записи по отражению выручки от продаж готовой продукции составлены правильно, суммы отражены достоверно.

Все записи по счетам 43, 62, 90 и 99 производятся в регистре синтетического учета продаж готовой продукции, которым является журнал – ордер № 11. В конце каждого месяца обороты по указанным счетам переносятся из журнала – ордера № 11 в Книгу «Журнал – Главная» .


Глава 3. Пути совершенствование учета готовой продукции и ее продажи

Порядок учета готовой продукции ООО «Лидер» соответствует порядку, закрепленному в учетной политике, которая, в свою очередь, соответствует положениям действующих нормативных документов. Данные бухгалтерской отчетности соответствуют данным, разнесенным в учетных регистрах предприятия (журналах-ордерах и накопительных ведомостях) и подтверждены данными инвентаризации.

Однако в учете готовой продукции на ООО «Лидер» имеют место недостатки.

В оформлении первичных учетных документов по выпуску готовой продукции имеют место нарушения по заполнению дополнительных реквизитов первичных документов, например, в товарной накладной №908 от 21.07.2004г. не заполнено наименование организации, которой отпустили продукцию, нет расшифровки подписи лица, отпустившего продукцию со склада и нет даты отгрузки.

По ряду договоров, заключенных с покупателями, истек срок их действия, а дополнительные соглашения не заключены. Данный факт является существенным упущением бухгалтерских работников и работников отдела продаж.

Наряду с внутренним контролем, предприятию предлагается осуществлять контроль эффективности сегментов бизнеса. Сегмент бизнеса - это любой элемент коммерческой деятельности предприятия, который может быть рассмотрен в аспекте расширения или сокращения этой деятельности. ООО «Лидер» рекомендуется в качестве сегментов бизнеса выделить: вид продукции, тип покупателя, географический район сбыта. В связи с этим целесообразно составлять внутреннюю сегментарную отчетность по указанным элементам. Это позволит выявить наиболее рентабельные сегменты и направления бизнеса, требующие более продуманной сбытовой политики.


Таблица 3.2

Контроль организации бухгалтерского учета продажи

готовой продукции

Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов

Сумма по данным

бух.

учета тыс.руб

Сумма по

расчету

провер-

ки тыс.руб

Суммо-вые

Расхож-дения

Характер

нарушений

Дебет Кредит
1 2 3 4 5 6 7
Учет готовой продукции ведется по нормативной (плановой) себестоимости на счете 43 «Готовая продукция» с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

Оприходована готовая продукция на склад по нормативной (плановой) себестоимости

Отражена фактическая себестоимость выпущенной из производства продукции

Списана нормативная себестоимость отгруженной за месяц продукции

Сторнировочная запись в конце месяца на сумму превышения (экономии) нормативной себестоимости над фактической по отгруженной за месяц продукции

Обычная запись в конце месяца на сумму снижения (перерасхода) нормативной себестоимости над фактической по отгруженной за месяц продукции

43

40

90-2

90-2

90-2

40

20

43

40

40

6000

5997

5000

3

-

6000

5997

5000

3

-

-

-

-

-

-

Нарушений не выявлено

Нарушений не выявлено

Нарушений не выявлено

Нарушений не выявлено

-

Учет продажи готовой продукции по мере ее отгрузки

Отражена выручка от продажи готовой продукции

Отражена сумма НДС по отгруженной продукции

Поступила выручка на расчетный счет

Списаны расходы на продажу

Отражен результат от продажи готовой продукции

- прибыль

62

90-3

51

90-2

90-9

90-1

«Выручка»

68

62

44

99

9600

1600

9600

700

2303

9600

1600

9600

700

2303

-

-

-

-

-

Нарушений не выявлено

Нарушений не выявлено

Нарушений не выявлено

Нарушений не выявлено

Нарушений не выявлено

В процессе контроля необходимо также установить достоверность сумм аналитического и синтетического учета по счетам, отражающим движение готовой продукции, на основании первичных учетных документов. С этой целью суммы, отраженные в первичном документе, сопоставляются с данными регистров аналитического и синтетического учета по анализируемому счету за определенный период.

Присвоение группы риска покупателю (заказчику) и установление параметров коммерческого кредита. В целях контроля различных аспектов взаимоотношений с покупателями по коммерческим договорам каждому покупателю рекомендуется присвоение категории риска: высокий, средний, низкий.

Внедрение предложенных мероприятий по совершенствованию контроля учета готовой продукции продажи значительно улучшит финансовые результаты от выпуска и продажи продукции, уменьшит риск возникновения дебиторской задолженности.


Вывод

Каждое предприятие в условиях рынка стремиться производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. Ее получение является условием экономического роста предприятия. В то же время в условиях рынка нет гарантии, что предприятие получит прибыль. Это, прежде всего, зависит от того, насколько правильно предприятие определяет, адекватно спросу, перечень (ассортимент), количество и качество товаров, которые оно собирается производить, и методы их реализации, а так же от многих обстоятельств: правильного определения желаний покупателей и ориентации предприятия на их производство, уровня издержек производства, которые должны быть меньше, чем доходы, полученные от продажи своей продукции. Это требует от каждого предприятия определенной организации хозяйствования, проведения определенной экономической и производственной политики, поиска своего пути развития, своего маркетинга, своих форм хозяйствования и точного бухгалтерского учета.

В соответствии с поставленными в курсовой работе задачами были раскрыты основные особенности бухгалтерского учета, в соответствии с законодательными и нормативными актами, составлено мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого предприятия и соответствие совершенных им в отчетном периоде финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, сделаны выводы и разработаны рекомендации по их совершенствованию.

На каждом предприятии можно по-своему рационализировать систему внутреннего контроля исходя из внутренних и внешних условий и степени ее развития (эффективности). Реализация предлагаемых ООО «ЛИДЕР» направлений совершенствования внутреннего контроля должна обеспечить снижение возможности злоупотреблений должностных лиц и сохранность имущества организации, а также совершенствование, упрощение и снижение трудоемкости контрольной работы и, как следствие, - повышение эффективности системы внутреннего контроля в целом.

Наряду с внутренним контролем, предприятию предлагается осуществлять контроль эффективности сегментов бизнеса, в качестве сегментов бизнеса выделить вид продукции, тип покупателя, географический район сбыта. Присвоение группы риска покупателю (заказчику) и установление параметров коммерческого кредита.

В целях предупреждения ситуации роста просроченной дебиторской задолженности, покупателям с учетом категории риска их заказов ставятся в соответствие параметры коммерческого кредита (лимит суммы дебиторской задолженности и предельный срок коммерческого кредитования). Установление параметров кредитования следует возложить на начальника отдела реализации и маркетинга и главного бухгалтера.

Для снижения риска потерь в результате злоупотреблений (сговор с заказчиками) отдельных должностных лиц, санкционирующих заключение договоров с условиями коммерческого кредита, а также отгрузки по таким договорам, при разработке сбытовой политики следует отдавать предпочтение заключению крупных и долговременных договоров при детальном обсуждении ключевых условий таких договоров на собрании учредителей.

Так же ООО «ЛИДЕР» рекомендуется разрабатывать планы продаж по видам продукции (ассортиментным группам) с учетом программ реализации новых видов продукции, при этом необходимо учитывать развитие организации на перспективу, максимально возможный объем продаж, определенный на основе исследования рыночной конъюнктуры.


Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I) от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ (в редакции от 05 февраля 2007г.)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть II) от 26 января 1996г. №14-ФЗ (в редакции от 21 января 2007г.)

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ (в редакции от 09 февраля 2007г.)

4. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть I от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2006г.) и Часть II от 05 августа 2000 г. N 117-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2006г.)

5. Федеральный закон Российской Федерации от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в редакции от 03 ноября 2006г.)

6. Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" (в редакции от 18 сентября 2006г.)

7. Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99" (в редакции от 18 сентября 2006г.)

8. Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01" (в редакции от 27 ноября 2006г.)

9. Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998г. N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (в редакции от 30 декабря 1999г.)

10. Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" (в редакции от 23 апреля 2002г.)

11. Алборов Р.А. Выбор учетной политики предприятия: Принципы и практические рекомендации.- М.: Бухгалтерский учет, 2005г. - 150с.

12. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2004г. – 524 с.

13. Барногльц С.Б., Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития, М.: Финансы и статистика, 2004г. – 284 с.

14. Вулканов А. Учетная политика-2005. Как ее составить с выгодой для себя //"Московский бухгалтер", N 1, январь 2005г.

15. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет -М.: ВЛАДОС, 2004г. – 385 с.

16. Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета. - Система ГАРАНТ, 2006г.

17. Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. - М.: Финансы, 2005г. – 289 с.

18. Методика экономического анализа деятельности промышленного предприятия / Под. ред. А. И. Бужинского, А. Д. Шеремета – М.: Финансы и статистика, 2005г. – 457 с.

19. Новодворский В. Д. , Хорин А. Н. Балансовое обобщение как метод бухгалтерского учета /Бухгалтерский учет, № 3 –2005г. – с.15-21.

20. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник. – М.: Финансы, «ЮНИТИ», 2004г. – 437 с.

21. Финансы: Учебное пособие / Под ред. Ковалевой А.М. – М.: Финансы и статистика, 2005г. – 581 с.

22. Фомичева Л.П. Комментарии к Положениям по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/98-20/03). - Система ГАРАНТ, 2005г.

23. Шеремет А. Д., Сейфулин Р. С. Методика финансового анализа. –М.: Финансы и статистика, 2005г. – 396 с.

24. Шеремет А.Д., Сейфулин Р. С., Негашев Е. В.. Методика финансового анализа предприятия – М.: ВЛАДОС, 2005г. – 441 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  316  317  318   ..