Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  539  540  541   ..

 

 

Учет и аудит амортизации

Учет и аудит амортизации

Содержание

Введение

1. Теоретические основы аудита амортизации основных средств

1.1 Экономическая сущность и классификация основных средств

1.2 Амортизация как объект бухгалтерского, налогового учета и область аудита

1.3 Цель, задачи и источники информации аудита амортизации основных средств

2. Планирование аудиторской проверки

2.1 Понимание деятельности аудируемого лица

2.2 Оценка системы внутреннего контроля аудируемого лица

№ п\п

Содержание хозяйственной операции

Документы, являющиеся основанием для отражения операций в бухгалтерском учете

Дт

Кт

1

Начислена амортизация по основным средствам:

Документ, содержащий расчет амортизационных отчислений по основным средствам

08.3

02

2

Начислена амортизация по основным средствам непроизводственного назначения

91.2

02

3

Начислена амортизация по основным средствам, переданным в аренду, если аренда является предметом деятельности организации

20, 23

02

4

Начислена амортизация по основным средствам, переданным в аренду, если аренда не является предметом деятельности организации

91.2

02

5

Начислена амортизация по основным средствам, используемым при выполнении работ (оказании услуг), относимых к расходам будущих периодов

97

02

6

Списана сумма амортизационных отчислений по выбывшим объектам основных средств

Документ, содержащий расчет суммы амортизационных отчислений, подлежащих списанию* [2]

02

01 (01-«Выбытие основных средств»)

Да

Нет

Не характерно

1. Разработана и утверждена схема организационной структуры аудируемого лица по отделам (функциональным обязанностям) с указанием управленческих связей, подчиненности отделов (исполнителей).

+

2. Разработана и утверждена схема организационной структуры подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета с указанием управленческих связей, подчиненности исполнителей.

+

3. Имеется разработанный и утвержденный график документооборота в виде перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых подразделениями и отдельными исполнителями, с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ

+

Разделение обязанностей, полномочий,

4. Распределение обязанностей и полномочий между сотрудниками, обеспечивающими осуществление реальной коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности, и сотрудниками, обеспечивающими отражение этих операций в бухгалтерском учете

+

5. Разделение функций (обязанностей) между работниками, выполняющими операции на определенном участке с возможностью контроля за ведением учета на участке в целом

+

6. Установлен круг должностных лиц, имеющих право подписи первичных документов (на отпуск ТМЦ, на расход денежных средств, на принятие к учету командировочных и представительских расходов и т.д.)

+

7. При наличии в учете дефицитных и дорогостоящих ТМЦ ограничен круг лиц, имеющих право распоряжаться ими

+

8. Назначены приказом материально ответственные лица. Заключены с ними договоры о полной материальной ответственности

+

Обеспечение условий сохранности имущества,

9. Организованы хранение и сохранность ТМЦ, денежных средств:

+

+

10. В целях контроля за сохранностью документации все документы сброшюрованы и последовательно пронумерованы для облегчения их поиска при необходимости

+

11. Учетные регистры хранятся в сейфах или в отдельных, специально оборудованных помещениях

+

12. Утверждены и действуют внутренние контролирующие органы:

+

13. Внутренними контролирующими органами проводятся ревизионные и инвентаризационные плановые и внезапные проверки на предмет выяснения соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию (для подтверждения следует проверить наличие инвентаризационных ведомостей):

+

14. В соответствии с установленными учетной политикой сроками проводится инвентаризация:

+

15. Получение и отпуск ТМЦ со склада производится только на основании доверенностей

+

16. Проводятся мероприятия по обучению, повышению квалификации кадров, например инструктажи и обучение:

+

+

Всего:

14

11

Разделы

Оценка

Последствия

Организационная структура аудируемого лица

1 – средняя

Отлаженный документооборот при наличии четкой организационной структуры аудируемого лица приводит к своевременному отражению финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете

Разделение обязанностей, ответственности

1 – средняя

Распределение обязанностей, ответственности (с определением границ ответственности) является основой действенности СВК, позволяет определять результативность работы каждого сотрудника и контролировать выполнение возложенных на него обязанностей, ограничивает возможность злоупотреблений.

Внутренний контроль активов, обеспечение их сохранности

1 – низкая

Отсутствие инвентаризационных мероприятий, когда не контролируется сохранность ТМЦ и денежных средств, не проверяется соблюдение правил и условий их хранения, не определяется реальная стоимость учтенных на балансе основных и оборотных фондов и т.д., приводит к недостоверности бухгалтерского учета, ставит под сомнение результаты деятельности аудируемого лица в целом

Кадровая политика

1 – средняя

Уровень квалификации, компетенции заслуживающего доверия персонала с четко определенными обязанностями соответствует требованиям занимаемых должностей

Да

Нет

Не характерно

1. Корреспонденция счетов проверяется главным бухгалтером или лицом на то уполномоченным с целью контроля за полнотой отражения в учете всех осуществляемых хозяйственных операций и соответствия бухгалтерских проводок действующей методологии

+

2. При условии использования аудируемым лицом корреспонденции счетов, не предусмотренной действующим Планом счетов, указанные проводки не приводят к нарушению методологии учета и, как следствие, к существенным искажениям налогооблагаемой базы и финансового результата

+

3. Все хозяйственные операции санкционированы руководством как в целом, так и в конкретных случаях (например, все первичные документы на выдачу денежных средств и счета к оплате визируются руководителем)

+

4. Все финансово-хозяйственные операции отражаются в учете только на основании первичных документов

+

5. Данные остатков по счетам синтетического учета в Главной книге соответствуют остаткам по счетам в журналах-ордерах или заменяющих их других учетных регистрах

+

6. Данные аналитического учета соответствуют данным первичных документов (по наименованиям, в суммовом и количественном выражении) и данным синтетического учета

+

7. В регистрах бухгалтерского учета исходящие сальдо на конец отчетного периода соответствуют входящим сальдо на начало следующего отчетного периода

+

8. Отсутствуют случаи несоответствия сумм по одной и той же бухгалтерской проводке в разных регистрах бухгалтерского учета (например, в журнале-ордере и в Главной книге)

+

9. Отсутствуют случаи несоответствия сумм остатков по одному и тому же счету в разных регистрах бухгалтерского учета (например, сальдо по счету 50 «Касса», отраженное в Главной книге, не соответствует остатку по этому счету в кассовой книге)

+

10. Отсутствуют карандашные, записи и неоговоренные исправления в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета

+

11. Операции в учете отражаются по моменту их совершения

+

12. Назначено ответственное лицо и ведется контроль за сроками оплаты счетов с целью избежания штрафных санкций за нарушение договорных обязательств

+

13. Средства целевого финансирования расходуются по назначению в соответствии с утвержденными сметами

+

14. Все созданные в соответствии с требованиями законодательства и учредительными документами аудируемого лица фонды расходуются по назначению

+

15. Бухгалтерский учет в течение проверяемого периода велся в соответствии с утвержденной учетной политикой

+

16. При проверке договорных обязательств следует обратить внимание на соответствие условий договоров действующему законодательству.

+

Контроль в системе компьютерной обработки данных (КОД)

17. Используемая бухгалтерская программа лицензирована

+

18. Программа защищена от доступа посторонних лиц на случай изменения или уничтожения данных

+

19. Данные электронного учета дублируются на случай потери, уничтожения

+

20. Разработанные аудируемым лицом оригинальные механизированные формы первичных документов (РКО, ПКО, расчетно-платежные ведомости) и регистров учета (журналы-ордера, кассовая книга, Главная книга) соответствуют требованиям унифицированных и утвержденных форм

+

21. В случае изменения порядка ведения бухгалтерского учета, хозяйственного, налогового и иного законодательства существует возможность изменения алгоритмов обработки бухгалтерских данных

+

22. Алгоритмы обработки бухгалтерских данных соответствуют действующему законодательству. При ведении автоматизированным способом учета в целом либо отдельных участков следует проверить (выборочно) и подтвердить правильность расчетов по основным узловым алгоритмам.

+

22

4

2.3 Разработка программы проверки

Разделы

Оценка

Последствия

Оценка системы бухгалтерского учета

Высокая, средняя

Оценка свидетельствует о том, что действующая система бухгалтерского учета обеспечивает выполнение одного из основных требований к ведению бухгалтерского учета — отражение в учете всей финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства

Договорные обязательства

Высокая,

Оценка свидетельствует о действенности и эффективности СВК

Контроль в системе КОД

Средняя, высокая

Система КОД обеспечивает полное и правильное отражение финансово-хозяйственных операций в учете и формирование реальных, неискаженных финансовых результатов

3. Аудит амортизации основных средств в ОАО “ТРАНСЕРВИС”

3.1 Оценка организации бухгалтерского и налогового учета амортизации основных средств

Бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме учета (с применением компьютерной техники).

Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учёта.

Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учёта являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчёты бухгалтерии.

Правила документооборота на предприятии не регламентируются Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете. Эти правила не увязаны с формами бухгалтерского учета на предприятии.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности в организации производится инвентаризация. В данном случае не совсем понятно для чего, и в течение какого времени будет производиться инвентаризация, поэтому главному бухгалтеру следует обратить внимание на записи в учетной политике и внести поправки:

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и отчетности производится инвентаризация:

1) материальных остатков на складе перед сдачей годового отчета (в 4 квартале)

2) инвентаризация основных средств производится один раз в три года

3) обязательная инвентаризация производится в случаях, предусмотренных ст.12 Закона № 129-ФЗ.

В ходе ознакомления деятельностью объекта практики можно сделать вывод, что руководитель, а также главный бухгалтер не считают нужным обращать внимание на многие организационные вопросы, что может привести к неблагоприятной ситуации.

В ходе преддипломной практики были проанализированы основные показатели деятельности предприятия за период на основе бухгалтерской финансовой отчетности.

Для выполнения экспресс- анализа составим уплотненный аналитический баланс за 2008 г. (Таблица 6) .

Таблица 6 – Уплотненный вертикальный баланс

Код (шифр)

Перечень направлений проверки и аудиторских процедур по разделам аудита

Источник информации

Рабочие документы

Пери-од проведения

Исполнители

Примечания

Аудиторские процедуры по проверке оборотов и сальдо по счетам

Раздел "Аудит процесса приобретения"

Область проверки: «Основные средства»

1.

Проверка соблюдения требований гражданского, специального и налогового законодательства

Договоры гражданско-правового характера, учредительные и налоговые документы,

2

Проверка правильности отражения операций в бухгалтерском учете

2.1.

Проверить наличие, правильность и своевременность оформления первичных учетных документов, а также точность содержащихся в них показателей

Первичные учетные документы по принятию основных средств к учету

2.2

Проверить правильность оценки основных средств

Документы, подтверждающие правильность формирования первоначальной стоимости

2.3

Проверить правильность отражения операций в системе счетов бухгалтерского учета

Главная книга, регистры бухгалтерского учета по счету 01, 08 и др.

3

Проверка правильности формирования отчетных показателей

Регистры бухгалтерского учета по счету 01, формы отчетности ф.№ 1, ф. №5)

Наименование показателя

Строка баланса

На 01.01.08, тыс. руб.

На 01.01.08, %

Нематериальные активы

110

0

30

Основные средства

120

28 370

911 500

Незавершенное строительство

130

738 276

33 401

Доходные вложения в материальные ценности

135

0

36076

Долгосрочные финансовые вложения

140

209 421

252 573

Отложенные налоговые активы

145

321

14 570

Запасы

210

127 217

82 433

НДС по приобретенным ценностям

220

19 224

16 800

Краткосрочная дебиторская задолженность

240

230 115

52 865

Краткосрочные финансовые вложения

250

65 903

10 733

Денежные средства

260

2635

889

БАЛАНС

300

1 421 482

1 411 870

Уставный капитал

410

3 875

3 875

Нераспределенная прибыль

470

170 320

170 454

Займы и кредиты

510

545 057

863 978

Отложенные налоговые обязательства

515

10 163

27 050

Прочие долгосрочные обязательства

520

24 773

0

Займы и кредиты

610

570 838

162 519

Кредиторская задолженность

620

96 456

183 994

БАЛАНС

300

1 421 482

1 411 870

В данном случае, валюта баланса сократилась на 9,5 млн. руб., что свидетельствует о незначительном снижении эффективности бизнеса, а, с учетом острой фазы кризиса, пришедшегося на этот период – об успешном его преодолении.

Предварительную оценку финансового состояния предприятия можно сделать на основе выявления «больных статей» баланса, свидетельствующих об определенных недостатках работы предприятия – увеличение дебиторской, кредиторской задолженности, появление убытков отчетного года.

Заметим, что за отчетный период дебиторская задолженность увеличилась на 180 млн.р., что является благоприятным признаком (сокращение неплатежей), но увеличилась кредиторская задолженность на 87 млн.р. (в 2 раза) в основном за счет увеличения задолженности перед поставщиками и подрядчиками.

За отчетный период было введено в эксплуатацию основных средств на 888 млн.р., и их доля в валюте баланса увеличилась более, чем в 30 раз. Это произошло, прежде всего, за счет ввода в эксплуатацию дорогостоящего объекта незавершенного строительства.

На Уставный капитал Общества не изменился.

При анализе платежеспособности с позиций допущения непрерывности деятельности обычно рассчитываются три основных коэффициента:

а) коэффициент текущей ликвидности;

б) коэффициент быстрой ликвидности;

в) коэффициент абсолютной ликвидности;

С помощью таблицы 7 проанализируем показатели ликвидности.


Таблица 7 – Анализ ликвидности ОАО «ТРАНСЕРВИС» за 2008 г.

Коэффициент

Методика расчета

Коэффициент за 2008 г.

К текущей ликвидности

Оборотные активы / кредиторская задолженность

0,472

К быстрой ликвидности

Дебиторская задолженность + денежные средства + краткосрочные финансовые вложения / кредиторская задолженность

0,186

К абсолютной ликвидности

Денежные средства / кредиторская задолженность

0,003

Коэффициент текущей ликвидности дает оценку возможности организации погашать свои долги, показывая, сколько рублей оборотных средств приходится на один рубль кредиторской задолженности.

Этот коэффициент демонстрирует, насколько текущие долги организации покрываются ее оборотными активами.

Обычно приводится критическое нижнее значение показателя текущей ликвидности, равное 2; однако это лишь ориентировочное значение параметра, указывающее на порядок показателя, но не на его точное нормативное значение.

Тем не менее, при сравнении критического и полученного значения коэффициента, становится очевидным неустойчивое финансовое положение организации.

При расчете коэффициента быстрой ликвидности из числителя исключается такой показатель, как запасы, т.е. материалы, полуфабрикаты, готовая продукция и товары.

Логика исключения из числителя суммы оценки запасов состоит не только в значительно меньшей в сравнении с дебиторской задолженностью и денежными средствами степенью их ликвидности, но и, что гораздо более важно, в том, что деньги, которые можно выручить в случае вынужденной продажи запасов, могут быть существенно меньше расходов по их приобретению.

В большинстве современных работ, посвященных анализу отчетности, приводится ориентировочное нижнее значение показателя быстрой ликвидности - 1, однако эта оценка также носит весьма условный характер.

Коэффициент абсолютной ликвидности является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия.

С помощью проведенного анализа был найден коэффициент, равный 0,003. Таким образом, 0,3% краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств. Данный уровень, очевидно, характеризуется как крайне низкий.

Проанализируем отчетность ОАО «ТРАНСЕРВИС» за 2008 год с целью предварительного ознакомления с финансовыми результатами.

Согласно отчету о прибылях и убытках за 2006 г., была получена выручка-нетто в сумме 1 573 639 т.р., себестоимость продаж составила 1 312 691 т.р., поэтому валовая прибыль составила 260 948 т.р.

Коммерческие расходы составили 161 688 т.р., проценты к уплате 81 808 т.р. , прочие расходы 21 764 т.р., а прочие доходы 1 151 т.р.

Таким образом, прибыль до налогообложения составила 3 340 т.р.

Чистая прибыль, полученная ОАО «ТРАНСЕРВИС», составляет 134 т.р.

Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность ОАО «ТРАНСЕРВИС» в отчетном периоде является прибыльной, что объясняется, в первую очередь, высокой наценкой. При этом следует отметить, что в масштабах деятельности организации величина прибыли ничтожно мала, поэтому, при наличии бухгалтерской прибыли, можно говорить о получении экономического убытка.

Таблица 8. Динамика финансовых результатов ОАО «ТРАНСЕРВИС», т.р.

Показатель

Код строки

2007

2008

Изменение

Выручка (нетто) от продажи (за минусом НДС)

010

1655428

1573639

-81789

Себестоимость продаж

020

1469131

1312691

-156440

Прибыль (убыток) от продаж

050

75596

99260

23664

Прибыль (убыток) до налогообложения

140

44208

3340

-40868

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

31567

134

-31433

Таким образом, наиболее благоприятным для предприятия оказался 2007 г., в котором была получена чистая прибыль в сумме 31567 т.р.

С помощью Таблицы 9 рассчитаем также показатели рентабельности продаж за 2007-2008 гг.

Таблица 9. Динамика уровня рентабельности продаж

Показатель

Методика расчета

Год

2007

2008

Рентабельность продаж

Рпр = Прибыль от продаж / Выручка

0,0019

0,000009

Показатель рентабельности продаж свидетельствует об эффективности хозяйственной деятельности и отражает размер прибыли на рубль реализованной продукции.

Важным элементом работы является анализ структуры выручки от продаж. Информация, полученная на предприятии (см. табл. 5), позволяет заключить, что основным направлением, формирующим выручку, остается оптовая торговля ГСМ. Вопреки ожиданиям, связанным с вводом в эксплуатацию объекта основных средств – бизнес-центра «Гринвич», существенного перераспределения источников формирования прибыли не произошло.

Более того, как позволяет оценить Приложение 3 (Оборотная ведомость по счету 02 «Амортизация основных средств»), только величина амортизационных отчислений по данному объекту (28 600 тыс. руб. за 10 месяцев) составляет более 30% от величины выручки, генерируемой данным объектом.


Таблица 10. Структура выручки

№ п/п

Наименование вида деятельности

2007 год

2008 год

Изменение по отношению 2007 году

Рубли

%

Рубли

%

%

1

Оптовая торговля ГСМ

1 630 482 880,97

98,493

1 458 179 762,95

92,663

-10,568

2

Предоставление имущества в аренду

14 265 868,73

0,862

102 238 362,56

6,497

+616,664

3

Предоставление имущества в лизинг

-

-

1 548 143,22

0,098

-

4

Хранение транспортных средств на платных стоянках

-

-

2 387 031,05

0,152

-

5

Услуги по хранению ГСМ

4 493 675,01

0,271

-

0,590

-

6

Прочее

6 186 021,95

0,374

9 285 367,13

-

+50,102

ИТОГО

1 655 428 446,66

100

1 573 638 666,91

100

-4,941

Таким образом, в отношении организации бухгалтерского учета в компании можно отметить следующее: в ходе ознакомления с деятельностью объекта практики установлено, что руководитель, а также главный бухгалтер не считают нужным обращать внимание на многие организационные вопросы, что может привести к неблагоприятной ситуации. По этой причине организацию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля нельзя принять удовлетворительной, риск существенного искажения отчетности (в соответствии с требованием ФПСАД №8) должен быть оценен как высокий, а следовательно, аудитору в ходе проверки рекомендуется проводить расширенный перечень процедур для формирования окончательного мнения.

3.2 Аудит правильности ведения бухгалтерского учета амортизации основных средств

Так как объектом исследования в ходе прохождения преддипломной практики являлась амортизация объектов основных средств, то автором данный вопрос изучался особенно детально.

Для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств Планом счетов и Инструкцией по его применению предназначен счет 02 Амортизация основных средств». Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств.

Как указано в учетной политике (Приложение 1) Общества, амортизация начисляется линейным методом, единообразно в бухгалтерском и налоговом учете.

Основную долю стоимости объектов основных средств составляют здания и сооружения, из которых выделяется объект «Гринвич», первоначальной стоимостью 725 936 923,65 руб. Амортизация по данному объекту, в соответствии с Постановлением Правительства от 01.01.2002 года №1, начисляется с применением срока полезного использования 372 месяца. Начисление амортизации, в соответствии с Актом 1/107/11/1 от 14 февраля 2008 года, ведется с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (с марта 2008 года). Сумма амортизационных отчислений за 2008 год составила 28 632 627,78 руб. Данный объект, а также ряд объектов, входящих в комплекс «Гринвич» (кафе, столовая, парковка) относятся к 10-й амортизационной группе (свыше 30 лет). Начисление по данным объектам было проверено в ходе прохождения практики, на предмет соблюдения задекларированного в учетной политике и в актах линейного способа начисления амортизации, а также правильности определения сумм амортизации. Расхождений не выявлено.

Помимо данного объекта, значительная величина амортизационных отчислений приходится на группу объектов «Грузовой транспорт». Данные объекты относятся к Пятой амортизационной группе (объекты со сроком полезного использования от 7 до 10 лет). Сумма начисленной амортизации составляет 2 285 786, 09 рублей за 2008 год, что составляет около 12% от общей стоимости грузового автотранспорта на балансе Общества. По указанной группе активов в течение года также имелись операции, связанные с приобретением и выбытием единиц основных средств, в том числе неполностью самортизированных. Тем самым, в бухгалтерском учете Общества имели место операции по дебету счета 02, в корреспонденции со счетами учета продаж.

Отдельной строкой в учете выделяются объекты «без права собственности» - это объекты основных средств, право собственности, по которым уже перешло лизингополучателю. В то же время, амортизация по данным объектам продолжает начисляться, так, в 2008 году было начислено 356 414,76 руб.

Кроме того, в учете имеются объекты внешнего благоустройства (небольшая зона отдыха около центра «Гринвич». За 2008 год на указанный объект начислена амортизация в размере 212 тысяч рублей (в учете сделана запись Дебет 29 Кредит 02). Данный факт является нарушением действующего бухгалтерского законодательства по учету основных средств, так как объекты внешнего благоустройства, в соответствии с ПБУ 6/01, не амортизируются (на них начисляется износ). Данный факт искажает данные бухгалтерского учета (занижает на 212 тысяч показатель по строке 120 бухгалтерского баланса, завышает на эту же величину данные по строке 020, занижает показатель по строке 190 и др. Отчета о прибылях и убытках, искажает сумму к уплате налога на имущество организаций.

Других нарушений в ходе практики выявлено не было.

Таким образом, по итогам данного раздела проверки можно сделать вывод, что указанное в предыдущем разделе существенное ослабление эффективности функционирования систем учета и контроля приводит к возникновению неустраняемых ошибок и искажений в учете, что влечет за собой искажение отчетности.

3.3 Аудит правильности ведения налогового учета амортизации основных средств

Учет начисленной линейным методом амортизации в ОАО «ТРАНСЕРВИС» ведется по каждому объекту амортизируемого имущества, в соответствии с требованиями абз. 2 ст. 323 НК РФ. Учетной политикой для целей налогообложения указано, что амортизация, которая начисляется нелинейным методом, учитывается по каждой амортизационной группе (подгруппе). В то же время таких объектов основных средств на момент прохождения практики на балансе не имелось.

Помимо этого в отношении каждого объекта амортизируемого имущества в ОАО «ТРАНСЕРВИС» должным образом организован аналитический учет, в котором, в соответствии с требованиями законодательства, содержится информация (ст. 323 НК РФ):

- о первоначальной стоимости амортизируемого имущества (величина первоначальной стоимости рассчитывается в соответствии с правилами формирования первоначальной стоимости для целей налогообложения) ;

- изменениях первоначальной стоимости таких основных средств при достройке, дооборудовании, реконструкции, частичной ликвидации (в проверяемом периоде имели место ситуации постройки объектов основных средств, однако дооборудования и реконструкции, изменяющей первоначальную стоимость, не проводилось);

- принятых организацией сроках полезного использования амортизируемого имущества (Сроки полезного использования для целей налогового учета принимаются равными срокам для целей бухгалтерского учета);

- сумме начисленной амортизации с даты начала ее начисления до конца месяца, в котором амортизируемое имущество реализовано (выбыло), - для объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом;

- сумме начисленной амортизации и суммарном балансе каждой амортизационной группы и подгруппы (при применении нелинейного метода начисления амортизации);

- остаточной стоимости (определенной на основании п. 1 ст. 257 НК РФ) объектов амортизируемого имущества, входящих в амортизационные группы (подгруппы), - при их выбытии;

- цене реализации амортизируемого имущества исходя из условий договора купли-продажи;

- дате приобретения и дате реализации (выбытия) имущества;

- дате передачи имущества в эксплуатацию, дате исключения из состава амортизируемого имущества по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 256 НК РФ, дате расконсервации имущества, дате окончания договора безвозмездного пользования, дате завершения работ по реконструкции, дате модернизации;

- понесенных расходах, связанных с реализацией (выбытием) амортизируемого имущества, а также расходах по хранению, обслуживанию и транспортировке реализованного (выбывшего) имущества.

В ходе исследования налогового учета установлено, что выявленное нарушение порядка ведения бухгалтерского учета (начисление амортизации на объекты внешнего благоустройства) приводит к искажению и налогового учета, и к недоплате налога на прибыль организаций.


Заключение

В целом, вне зависимости от формы государственного устройства, формы собственности и других факторов, понимание термина амортизации остается неизменным. Амортизация это процесс постепенного перенесения стоимости основных производственных фондов на изготовляемую их помощью продукцию (выполняемые работы, оказываемые услуги). Данного понимания придерживаются как отечественные, так и зарубежные теоретики учета, и оно находит свое отражение как в научных трудах, так и в нормативных документах.

Бухгалтерский и налоговый учет амортизации основных средств является важной составной частью учета основных средств.

Начисленная сумма амортизации основных средств отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции с разными счетами в зависимости от направлений фактического использования конкретных объектов основных средств.

Целью аудита амортизации основных средств является выражения мнения относительно реальности оценки и достоверности отражения в учете и отчетности амортизации объектов основных средств.

Аудитору важно учитывать, что неверное отражение в бухгалтерском и налоговом учете амортизации является долговременным процессом и для более точного и достоверного определения себестоимости продукции, а также финансовых результатов организации необходимо регулярно осуществлять контроль за правильностью начисления и учета амортизационных отчислений, при этом контроль должен проводиться со стороны как внешних, так и внутренних аудиторов.

Величина части этой стоимости, включаемая в затраты на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) в данном отчетном периоде, называется амортизационными отчислениями, в экономическом смысле накапливаемые амортизационные отчисления являются одним из главных источников финансирования воспроизводства и обновления основных фондов и других амортизируемых активов.

По всем фактам неправильного начисления амортизации определяются суммы излишне начисленной или недоначисленной амортизации.

Устанавливается, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты, выявляются причины нарушений и виновных в этом лиц, предлагаются меры к недопущению подобных недостатков в будущем. В процессе аудиторской проверки следует рекомендовать администрации внести соответствующие изменения в бухгалтерский учет и отчетность.

В отношении организации бухгалтерского учета в компании в процессе написания работы установлено следующее: в ходе ознакомления с деятельностью объекта практики получена информация, что руководитель, а также главный бухгалтер не считают нужным обращать внимание на многие организационные вопросы, что может привести к неблагоприятной ситуации. По этой причине организацию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля нельзя принять удовлетворительной, риск существенного искажения отчетности (в соответствии с требованием ФПСАД №8) должен быть оценен как высокий, а следовательно, аудитору в ходе проверки рекомендуется проводить расширенный перечень процедур для формирования окончательного мнения.

По итогам изучения организации и ведения бухгалтерского учета ОАО «ТРАНСЕРВИС» можно сделать вывод, что указанное в предыдущем разделе существенное ослабление эффективности функционирования систем учета и контроля приводит к возникновению неустраняемых ошибок и искажений в учете, что влечет за собой искажение отчетности.

В ходе исследования налогового учета установлено, что выявленное нарушение порядка ведения бухгалтерского учета (начисление амортизации на объекты внешнего благоустройства) приводит к искажению и налогового учета, и к недоплате налога на прибыль организаций.


Список использованных источников

1. Гражданский Кодекс РФ. – Новосибирск: Кодексы и законы, 2009. – 475 с.

2. Налоговый кодекс – часть 1 и 2.– М.: Нормативные документы +, 2009. – 520 с.

3. План счетов и все ПБУ – в новой редакции. – М.: Финансы и право, 2009. – 211 с.

4. Приказ Министерства финансов от 30 марта 2001 г. N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 N 156н) // Система Консультант плюс.

5. Приказ Министерства финансов РФ от 13 октября 2003 г. N 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 N 156н) // Система Консультант плюс.

6. Сборник нормативных документов бухгалтера. – М.: Нормативные документы +, 2009. – 429 с.

7. Альянский Р.Б. Бухгалтерский и налоговый учет начисления амортизации. // Аудит и налогообложение, 2009, N 4. – с. 52-55

8. Амортизация в бухгалтерском и налоговом учете. / под ред. Старновской Е.Ю. – М.: Про-М, 2009. – 220 с.

9. Андросов А.М. Бухгалтерский учет и отчетность в России. - М.: МЕНАТЕПИНФОРМ , 2006. – 628 с.

10. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2007.-304 с.

11. Барановский Т.Ю.Аудит достоверности расчета сумм амортизации по основным средствам. //Финансовая газета. Региональный выпуск, 2007, N 14. – с. 12-14

12. Бобылев Ю.Г. Выбор метода начисления амортизации в целях оптимизации налогообложения прибыли. // Финансовые и бухгалтерские консультации, 2007, N 1. – с. 35-37

13. Бойкова М.Ю. Особенности учета и налогообложения отдельных доходов и расходов предприятия при формировании финансового результата // Экономика и жизнь. – 2009. - N 2(4). - с. 15-18.

14. Борщева О.Ю.Начисляем амортизацию. // Аудит и налогообложение, 2006, N 5. – с. 22-24

15. Бухгалтерский учет: Пер. с англ. – М.: ТОО «ДеКА», 2005. – 425 с.

16. Василенко Л.П. Налоговый учет амортизационных отчислений на неиспользуемые объекты основных средств. // Учет. Налоги. Право, 2009, N 22. – с. 12-15

17. Виктюк О.Ю., Виктюк Д.Ю. Амортизация после модернизации. // Учет. Налоги. Право, 2006, N 47. – с. 22-25

18. Волошин Д.А. Основные средства по-новому. // Главбух, 2006, № 78. – с. 26

19. Воробьева Е.И. Праздники прошли, а вопросы остались. // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». – 2005. - N 6. – с. 11-13.

20. Гащевская К.Л. Комплекс ОС амортизировать проще. // Учет. Налоги. Право, 2009, N 46. – с. 26-28

21. Дьяков А.Н.Аудит достоверности расчета амортизации по основным средствам. //Аудиторские ведомости, 2007, N 6. – с. 12-20

22. Ефремова А.А. Отдельные проблемы учета основных средств // Главбух, 2009, №10.-с.15-16

23. Захарьин В.Р. Расходы фирмы: бухгалтерский и налоговый учет. – М.: Гросс-медиа, 2009. – 368 с.

24. Как правильно рассчитать амортизационную премию и амортизацию. // Налоговая политика и практика, 2007, N 2. – с. 8-9

25. Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 489 с.

26. Комментарий к части второй налогового кодекса РФ / Под общей редакцией д.ю.н., профессора Лабуганова О.Д. – М.: Юрист –Н, 2007. – 458 с.

27. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие (на основе Нового Плана счетов).-4-е изд.,перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2007.-640 с.

28. Луговой В.А. Учет основных средств, нематериальных активов, долгосрочных инвестиций - М.: АО "Инкосаудит", 2006. – 356 с.

29. Макарьева В.И. Практические советы по применению ПБУ. –М.: Книги издательства «Налоговый вестник», 2009. – 450 с.

30. Начисление износа по основным средствам и нематериальным активам: сборник документов - М.: ПРИОР, 2006. – 245 с.

31. Орлов П.А., Орлов С.А. Проект новой системы амортизации. - Бизнес-информ, 2007. – 268 с.

32. Основные средства по-новому. / под ред. Василенко О.Ю. – М.: Знание, 2007. – 356 с.

33. Палий В.Ф. Бухгалтерский учет основных средств // Бухгалтер, 2005.- с. 35-39.

34. Палий В.Ф. Бухгалтерский учет. – М: Бухгалтер, 2009.- 225 с.

35. Пятов М.Л. Учетная политика - бухгалтеру и финансисту. – М.: Финансы, 2005. – 470 с.

36. Рассрочка платежа препятствует амортизации (Комментарий к Письму Минфина России от 16.11.2006 N 03-03-04/2/247 «Об амортизации основного средства, приобретенного в рассрочку») // Новое в бухгалтерском учете и отчетности, 2006, N 23. – с. 14

37. Рахман З.О., Шеремет А.С. Бухгалтерский учет в рыночной экономике. - М.: ИНФРА- М,2006. – с. 566

38. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учёта. - М:. Финансы и статистика, 2006. – 526 с.

39. Справочник корреспонденции счетов бухгалтерского учета / под ред. Бакаева А.С. – М.: Институт профессиональных бухгалтеров России, 2005. – 605 с.

40. Стоянова М.Ю. Амортизация и амортизационная премия на производственном предприятии: бухгалтерский и налоговый аспект – М.: Финансы и право, 2007.- 250 с.

41. Стоянова М.Ю. Основные средства и НМА – налоговый учет сегодня. – М.: Финансы и право, 2006.- 225 с.

42. Стоянова М.Ю. Отдельные аспекты налогового учета основных средств // Налоги и право, 2007, №10.-с. 22-23

43. Строкин М.О. Налогообложение в хозяйственных операциях с основными средствами и инвестициями в основные средства // Экономика и жизнь, 2006, №42. – с. 25-29

44. Фомичева Л.П. Совместная деятельность: учет и налогообложение. – М.: Бератор-Пресс, 2007. – 345 с.

45. Шеремет А.С. Бухгалтерский учет в рыночной экономике. - М.: ИНФРА- М, 2006. – 395 с.

46. Щадилова С.Н. Основы бухгалтерского учета и аудита: Учебное пособие. М.: ИКЦ "ДИС", 2007. – 459 с.


Приложение А

Связь этапов учетного процесса с инструментами (элементами метода)

бухгалтерского учета и его результатами

Основные этапы учетного процесса

1) Первичное наблюдение

2) Стоимостное измерение

Текущая группировка информации

Итоговое обобщение и интерпретация информации

Инструменты бухгалтерского учета

- документация

- инвентаризация

- оценка

- калькуляция

- счета

- двойная запись

- балансовое обобщение

Результаты

учетного процесса

Товарная накладная на поступление объектов основных средств, Акты ОС-1, Карточки ОС-4 (в части информации по начислению амортизации).

Ведомость начисления амортизации

Строка 120 бухгалтерского баланса (уменьшает первоначальную стоимость), составляющая строки 020 Отчета о прибылях и убытках, отдельно указывается в форме №5


Приложение Б

Задачи, решаемые аудитором с целью подтверждения предпосылки подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности

Предпосылки

Характеристика

Задачи

Существование

Наличие актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности, по состоянию на определенную дату

Данная предпосылка выполняется с момента принятия объекта к учету. В том случае, если актив принят на баланс, не находится на консервации и отвечает другим требованиям к амортизируемому имуществу, данная предпосылка признается выполненной.

Права и обязанности

Принадлежность аудируемому лицу актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности, по состоянию на определенную дату

Для объектов, не подлежащих государственной регистрации, данная предпосылка признается выполненной при наличии правоустанавливающих документов (договор на приобретение, акт ввода в эксплуатацию). Для объектов, подлежащих регистрации – акт государственной регистрации (например, объекты недвижимости)

ОАО «ТРАНСЕРВИС» осуществляет контроль юридического оформления документов, нарушений не выявлено.

Возникновение

Хозяйственная операция или событие, имевшие место в течение соответствующего периода, относящиеся к деятельности аудируемого лица

Данная предпосылка считается выполненной, если объект основных средств начинает амортизироваться с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию. ОАО «ТРАНСЕРВИС» не допускает нарушения данного требования ПБУ.

Полнота

Отсутствие неотраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета

Данная предпосылка выполняется, если амортизация начисляется каждый месяц на каждый из объектов, подлежащих амортизации, в полном объеме. Данная предпосылка ОАО «ТРАНСЕРВИС» выполняется надлежащим образом.

Стоимостная оценка

Отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства

Величина амортизационных отчислений устанавливается, исходя из срока полезного использования (определяется на основе Постановления правительства №1 от 01 января 2002 года) и первоначальной стоимости, формируемой в порядке, установленном ПБУ, а также метода начисления амортизации, также закрепленном в учетной политике (выбирается из предлагаемых ПБУ 6/01). В ОАО «ТРАНСЕРВИС» закреплен линейный способ начисления амортизации по всем объектам.

Точное измерение

Точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени

ОАО «ТРАНСЕРВИС» последовательно распределяет начисляемую амортизацию между видами деятельности, к которым относятся объекты основных средств (например, здания, передаваемые в аренду, амортизируются с отнесением сумм амортизации на расходы по указанному сегменту бизнеса)

Представление и раскрытие

Объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности

Для каждой из групп объектов основных средств Общество открывает отдельные субсчета к счету 02 «Амортизация основных средств». В дальнейшем информация агрегируется и попадает в строку 120 бухгалтерского баланса.


[1] Порядок консервации основных средств, числящихся на балансе, устанавливается и утверждается руководителем организации. При этом могут быть переведены на консервацию, как правило, основные средства, находящихся в определенном комплексе, объекты, имеющие законченный цикл производства.

[2] Унифицированной формы первичного учетного документа не существует. Расчет может производиться непосредственно в акте на списание основных средств (ОС-4), акте на списание автотранспортных средств (ОС-4а), акте (накладной) приемки-передачи основных средств (ОС-1)

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  539  540  541   ..