Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  535  536  537   ..

 

 

Учет и анализ сбытовой деятельности предприятия ОАО "АвтоВАЗагрегат"

Учет и анализ сбытовой деятельности предприятия ОАО "АвтоВАЗагрегат"

- рассмотреть учет готовой продукции и ее реализации на предприятии;

- проанализировать выпуск, ассортимент, ритмичность реализации продажи готовой продукции

- предложить рекомендации по созданию резервов увеличения выпуска и реализации продукции

Основные параметры

Методы реализации

Исключительное распределение

Выборочное распределение

Экстенсивное распределение

1. Степень насыщения рынка

Ограниченная

Средняя

Высокая

2. Степень контролирования сбыта

Жесткий, строгий контроль

Значительный контроль

Почти полное отсутствие контроля

3. Издержки сбыта

Низкие

Средние

Высокие

4.Поддержка дилера

Значительная

Ограниченная

Небольшая

5. Подготовка дилера

Значительная

Ограниченная

Небольшая

6. Ассортимент

Узкоспециализированный

Специализированный

Никакой

7.Жизненный цикл

Длительный

Средний

Короткий

8. Реклама производителя

Проводится

Проводится

Почти не проводится

Наименование

Факт 2006 г.

Факт 2007 г.

Факт 2008 г.

Отклонения, %

2007г. к 2006г.

2008г. к 2006г.

1

2

3

Выручка от продажи продукции, тыс. руб.

3212621

4808423

6208835

149,67

193,26

Себестоимость проданной продукции, тыс. руб.

1997777

2610530

3017668

130,67

151,05

Среднесписочная численность работающих, чел.

4715

5115

5257

108,48

111,50

Фонд оплаты труда работающих, тыс. руб.

292572

480195

612092

164,13

209,21

Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб.

2292104

2309707

2600171

100,77

113,44

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.

652519

1808058

2730381

277,09

418,44

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

468136

1253920

1999251

267,85

427,07

Среднегодовая выработка рабочего

2818,09

940,06

8505,25

33,36

301,81

Затраты на 1 рубль товарной продукции

0,62

0,54

0,49

87,30

78,16

Среднемесячная заработная плата рабочего)

21,39

7,82

69,87

36,58

326,71

Затраты заработной платы на 1 рубль товарной продукции

0,09

0,10

0,10

109,66

108,25

Фондоотдача, руб./руб.

1,40

2,08

2,39

148,53

170,37

Фондоёмкость, руб./руб.

0,71

0,48

0,42

67,33

58,70

Фондовооружённость труда

2010,62

451,56

3561,88

22,46

177,15

Рентабельность общая, %

33

69

90

212,05

277,02

Рентабельность расчётная, %

23

48

66

204,98

282,73


2.2 Синтетический и аналитический учет готовой продукции

2.4 Определение и отражение выручки в бухгалтерской отчетности

3. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И СБЫТА ПРОДУКЦИИ ОАО «АВТОВАЗАГРЕГАТ»

3.1 Анализ выпуска и продажи готовой продукции ОАО «АвтоВАЗагрегат»

Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предприятиях являются:

– оценка динамики по основным показателям объема, структуры и качества продукции;

– проверка сбалансированности и оптимальности бизнес-планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;

– выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;

– выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

– разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.

Объекты данного направления анализа следующие:

– объем производства и реализации продукции;

– ассортимент и структура продукции;

– качество продукции;

– ритмичность продукции.

В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно: недостатки в организации производства и труда, нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов, брак продукции.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу в ОАО «АвтоВАЗагрегат» валовая продукция не совпадает с товарной, поскольку есть внутрихозяйственный оборот и незавершенное производство.

Объем реализации продукции определяется по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит, и объем ее производства.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета темпов роста и прироста.


Таблица 3.1

Динамика производства и реализации продукции ОАО «АвтоВАЗагрегат» в сопоставимых ценах за 2006-2008 г.г.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

10 июня 2007 г.

Отражена нормативная себестоимость
продукции (100 ед. х 6000 руб.)

43

20

600 000

20 июня 2007 г.

Списана нормативная себестоимость
реализованной продукции
(70 ед. х 6000 руб.)

90-2

43

420 000

30 июня 2007 г.

Отражена сумма отклонений фактической себестоимости продукции от нормативной
(650 000 - 600 000) руб.

43

20

50 000

Списана сумма отклонений фактической себестоимости от нормативной по
реализованной за месяц продукции <6>

90-2

43

35 000

Год

Объем производства продукции, тыс. руб.

Темпы роста, %

Объем реализации, тыс. руб.

Темпы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

2006

3007650

100,0

100,0

258638

100,0

100,0

2007

2691980

89,5

89,5

231581

89,5

89,5

2008

4118760

136,9

153,0

356749

137,9

154,0

Для расчета темпов роста (базисные и цепные) используем следующие формулы:

– для базисного темпа роста:

Тб= , (4)

где ТП0-объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.

– для темпа роста цепного:

Тц= , (5)

где ТПi- объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-ом году;

ТПi-1 - объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 ом году

Из таблицы 3.1 видно, что за три года объем производства возрос на 36,9%, а объем реализации — на 37,9%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации совпадали, то за последний год темпы роста производства ниже темпов реализации продукции, что свидетельствует о реализации остатков продукции на складах предприятия.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

Исчислим его по среднегеометрической:

(6)

Среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 10,7 % а реализации продукции — 10,9 %.

Для наглядности динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически (рисунок 5).

Оценку выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период произведем в таблице 3.2.

Показатели производства и реализации продукции взяты из отчета «выпуск и отгрузка» отдела сбыта предприятия ОАО «АвтоВАЗагрегат».


Рисунок 5. Динамика производства и реализации продукции

ОАО «АвтоВАЗагрегат» за 2006 - 2008 г.г


Таблица 3.2

Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции

ОАО «АвтоВАЗагрегат» за 2006 г.

Изделие

Объем производства продукции в плановых ценах, тыс.руб.

Реализация продукции в плановых ценах, тыс.руб.

план

факт

+,-

% к плану

план

факт

+,-

% к плану

Сиденья ВАЗ-2110/11/12 с подогревом

168330

184630

16300

109,68

168330

188790

20460

112,15

Глушитель основной ВАЗ -21085

6560

8589

2029

130,93

6560

9600

3040

146,34

Нейтрализатор отработавших газов

6625

8735

2110

131,85

6625

9275

2650

140,00

Трубопроводы привода тормозов

13724

11237

-2487

81,88

13724

14570

846

106,16

Всего

195239

213191

17952

109,19

195239

222235

26996

113,83

Из табл. 3.2, 3.3 и 3.4 видно, что в 2006 г. план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 9,19 %, а по реализации - на 13,83%, в 2007 г. план по выпуску готовой продукции недовыполнен на 2 %, а по реализации перевыполнен—на 5,30%, в 2008 г. план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 8,59 %, а по реализации — на 12,38%. Это свидетельствует о снижении остатков нереализованной продукции на складах.

Таблица 3.3

Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции ОАО «АвтоВАЗагрегат» за 2007 г.

Изделие

Объем производства продукции в плановых ценах, тыс.руб.

Реализация продукции в плановых ценах, тыс.руб.

план

факт

+,-

% к плану

план

факт

+,-

% к плану

Сиденья ВАЗ-2110/11/12 с подогревом

148200

152175

3975

102,68

148200

163800

15600

110,53

Глушитель основной ВАЗ -2108

11900

13262

1362

111,45

11900

13345

1445

112,14

Нейтрализатор отработавших газов

10880

1906

-8974

17,52

10880

3536

-7344

32,50

Трубопроводы привода тормозов

11550

11528

-22

99,81

11550

11528

-22

99,81

Всего

182530

178872

-3658

98,00

182530

192209

9679

105,30

Таблица 3.4

Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции ОАО «АвтоВАЗагрегат» за 2008 г.

Изделие

Объем производства продукции в плановых ценах, тыс.руб.

Реализация продукции в плановых ценах, тыс.руб.

план

факт

+,-

% к плану

план

факт

+,-

% к плану

Сиденья ВАЗ-110/11/12 с подогревом

155023

167115

12092

107,80

155023

167580

12557

108,10

Глушитель основной ВАЗ -21085

22142

25264

3122

114,10

22142

24688

2546

111,50

Нейтрализатор отработавших газов

1614

1761

147

109,11

1614

1856

242

114,99

Трубопроводы привода тормозов

11395

12364

969

108,50

11395

19600

8205

172,01

Всего

190174

206504

16330

108,59

190174

213724

23550

112,38

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций.


Таблица 3.5

Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции ОАО «АвтоВАЗагрегат» за 2006 г.

Изделие

Потребитель

План поставки по договору

Фактически отгружено

Недопоставка продукции

Зачетный объем в пределах плана

Сиденья ВАЗ-2110/11/12 с подогревом

1

83700

93000

0

83700

2

84630

86025

0

84630

Глушитель основной ВАЗ -21085

2

6560

7600

0

6560

Нейтрализатор отработавших газов

3

5035

6625

0

5035

2

1590

3975

0

1590

Трубопроводы привода тормозов

1

13724

15792

0

13724

Итого

195239

213191

0

195239

Из таблицы 3.8 видно, что за отчетный период недопоставки продукции по договорам не было. Продукция была поставлена всем потребителям, что положительно характеризует деятельность предприятия.

Таблица 3.6

Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции ОАО «АвтоВАЗагрегат» за 2007 г.

Изделие

Потребитель

План поставки по договору

Фактически отгружено

Недопоставка продукции

Зачетный объем в пределах плана

Сиденья ВАЗ-2110/11/12 с подогревом

1

148200

140400

-7800

140400

Глушитель основной ВАЗ -21085

2

11900

11050

-850

11050

Нейтрализатор отработавших газов

3

10880

12240

10880

Трубопроводы привода тормозов

1

11550

15182

11550

Итого

182530

178872

-8650

173880

В 2007 г. имело место недопоставка продукции потребителям на сумму 8650 тыс. руб. или на 4,97% . Имело место недопоставка Сидений ВАЗ-2110/11/12 с подогревом и Глушитель основной ВАЗ -21085. Продукция была недопоставлена по вине транспортной организации.

Таблица 3.7

Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции ОАО «АвтоВАЗагрегат» за 2008 г.

Изделие

Потребитель

План поставки по договору

Фактически отгружено

Недопоставка продукции

Зачетный объем в пределах плана

Сиденья ВАЗ-2110/11/12 с подогревом

1

51554

55706

51554

3

51035

50170

-865

50170

2

52419

65415

52419

Глушитель основной ВАЗ -21085

2

10465

10010

-455

10010

1

11548

15379

11548

Нейтрализатор отработавших газов

3

1440

2844

1440

Трубопроводы привода тормозов

1

11413

13817

11413

Итого

189874

213341

-1320

188554

Из таблицы 3.7 видно, что за отчетный период недопоставлено продукции по договорам на сумму -1320 тыс. руб. или на 0,7%. Недопоставлены были также Сиденья ВАЗ-2110/11/12 с подогревом и Глушитель основной ВАЗ -21085. Продукция была недопоставлена по вине транспортной организации.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д.

Рисунок 6. Выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции ОАО «АвтоВАЗагрегат» за 2006 г.

Рисунок 7. Выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции ОАО «АвтоВАЗагрегат» за 2007 г.


Рисунок 8. Плановая и фактическая поставка готовой продукции ОАО «АвтоВАЗагрегат» за 2008 г.

Сравнение плановой и фактической поставки продукции ОАО «АвтоВАЗагрегат» предоставлено на рисунках 6, 7, 8. В целом отгружено продукции больше чем было запланировано, но недопоставка продукции имела место в 2007 голду и в 2008 году по позициям «Сиденья ВАЗ-2110/11/12 с подогревом» и «Глушитель основной ВАЗ -21085». [31, 102-104;]

3.2 Анализ ассортимента и структуры продукции ОАО «АвтоВАЗагрегат»

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции ОАО «АвтоВАЗагрегат» учитывает, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

– определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

– оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

– изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

– оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Таблица 3.8

Выполнение плана по ассортименту продукции ОАО «АвтоВАЗагрегат» за 2006 г.

Изделие

Объем производства продукции в плановых ценах, тыс.руб.

Процент вып -ия плана

Объем продукции, зачтенный в вып-ие плана по ассортименту, тыс. руб.

план

факт

Сиденья ВАЗ-2110/11/12 с подогревом

168330

184630

109,68

168330

Глушитель основной ВАЗ -21085

6560

8589

130,93

6560

Нейтрализатор отработавших газов

6625

8735

131,85

6625

Трубопроводы привода тормозов

13724

11237

81,88

11237

Всего

195239

213191

109,19

192752

В 2006 г. план по ассортименту продукции выполнен на 109,19 % , в 2007 г. недовыполнен на 2%, а в 2008г. перевыполнен на 8,59%, это говорит о том, что в 2007 году имел место спад деловой активности предприятия. Причем недовыполнение плана поставки наблюдается по позиции «Трубопроводы привода тормозов», где процент выполнения плана поставки составил 82%. Значительное перевыполнение плана поставки наблюдается по позициям «Глушитель основной ВАЗ -21085» и «Нейтрализатор отработавших газов».

Причиной перевыполнения плана стало заключение дополнительных договоров в начале текущего периода на производство продукции.

Таблица 3.9

Выполнение плана по ассортименту продукции ОАО «АвтоВАЗагрегат» за 2007 г.

Изделие

Объем производства продукции в плановых ценах, тыс.руб.

Процент выполнения плана

Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.

план

факт

Сиденья ВАЗ-2110/11/12 с подогревом

148200

152175

102,68

148200

Глушитель основной ВАЗ -21085

11900

13262

111,45

11900

Нейтрализатор отработавших газов

10880

1906

17,52

1906

Трубопроводы привода тормозов

11550

11528

99,81

11528

Всего

182530

178872

98,00

173534

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске.


Таблица 3.10

Выполнение плана по ассортименту продукции ОАО «АвтоВАЗагрегат» за 2008 г.

Изделие

Объем производства продукции в плановых ценах, тыс.руб.

Процент выполнения плана

Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.

план

факт

Сиденья ВАЗ-2110/11/12 с подогревом

155023

167115

107,80

155023

Глушитель основной ВАЗ -21085

22142

25264

114,10

22142

Нейтрализатор отработавших газов

1614

1761

109,11

1614

Трубопроводы привода тормозов

11395

12364

108,50

11395

Всего

190174

206504

108,59

190174

Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов (таблица 3.14)

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.


Таблица 3.11

Анализ структуры продукции произведенной ОАО «АвтоВАЗагрегат» в 2006 г.

Изделие

Оптовая цена за ед. тыс. руб.

Объем производства продукции в натуральных измерителях

Структура продукции, %

Стоимость выпущенной продукции в ценах плана, тыс. руб.

Изменение товарной продукции за счет структуры

план

факт

план

факт

план

Факт при плановой. структуре

факт

Сиденья ВАЗ-2110/11/12 с подогревом

1,55

1086

1193

83,99

82,11

168330

189158

184630

-4528

Глушитель основной ВАЗ -21085

0,80

82

108

4,64

7,43

6560

5394

8589

3195

Нейтрализатор отработавших газов

2,65

25

33

3,22

2,27

6625

12398

8735

-3663

Трубопроводы привода тормозов

0,94

146

119

8,23

8,19

13724

11241

11237

-4

Всего

-

1339

1453

100

100

195239

218191

213191

-4998

Данные факта при плановой структуре получены умножением показателя графы плана по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по выпуску продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах.

Коэффициент выполнения плана (Квп) рассчитывается по следующей формуле:

К вп = , (8)


где - фактический объем производства продукции в натуральных измерителях, шт.

- плановый объем производства продукции в натуральных измерителях, шт.

К вп2006 = =

К вп2007 = =

К вп2008 = =

Если бы план производства был равномерно перевыполнен в 2006 г. на 108,5% по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 218191 тыс. руб. При фактической структуре он ниже на -5000 тыс. руб.

Таблица 3.12

Анализ структуры продукции произведенной ОАО «АвтоВАЗагрегат» в 2007 г.

Изделие

Оптовая цена за ед. тыс. руб.

Объем производства продукции в натуральных измерителях

Структура продукции, %

Стоимость выпущенной продукции в ценах плана, тыс. руб.

Изменение товарной продукции за счет структуры

план

факт

план

факт

план

Факт при плановой. структуре

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  535  536  537   ..