Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  43  44  45   ..

 

 

Автоматизация бухгалтерского учета расчетов по долгам между предприятиями

Автоматизация бухгалтерского учета расчетов по долгам между предприятиями

Автоматизация бухгалтерского учета расчетов по долгам между предприятиями


Содержание

1. Автоматизация учета расчетов с использованием простых векселей

1.1.Особенности организации учета и документооборота

1.2. Методология учета

2. Автоматизация расчетов с дебиторами / кредиторами

3. Автоматизация учета расчетов с контрагентами

Заключение


Введение

Актуальность темы данного а обусловлена тем, что автоматизация бухгалтерского учета на предприятии и подготовка финансовой отчетности в налоговые органы в условиях переходной экономики России является одной из наиболее важных задач. Ситуация такова, что сам по себе бухгалтерский учет на предприятии может рассматриваться как внутреннее дело предприятия, а основой для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия со стороны государства служит отчетность (бухгалтерский баланс и многочисленные другие отчетные формы), которая должна ежеквартально предоставляться в налоговую инспекцию по месту регистрации предприятия.

Взаимные расчеты - способ осуществления расчетов между предприятиями, организациями, фирмами, каждая из которых должна осуществить платежи другой, так как обладает по отношению к ней задолженностью. Существо способа состоит во взаимном погашении долгов без перечисления денежных средств.

Многие компании автоматизировали учет кредиторской задолженности, исходя из соображений, рассмотренных в предыдущих главах. Большинство систем автоматически отслеживает и сообщает о сроках погашения задолженности и подсчитывает итоговую задолженность по каждому поставщику. В целом, конечно, автоматизированные системы учета сильно облегчают жизнь. Они обеспечивают: - правильное отражение информации в регистрах учета задолженности по каждому поставщику; - перенос итогов из регистра учета кредиторской задолженности в Главную книгу; - открытие специальных регистров, в которых отражаются и группируются определенным образом определенные виды задолженностей и платежей. В автоматизированной системе учета предусмотрено формирование информации по тем же направлениям, что и в регистрах, которые ведутся вручную: дата операции, поставщик, наименование товара, сумма задолженности, условия оплаты. На основании этой информации автоматизированная система перенесет необходимые данные в регистр учета кредиторской задолженности, которые затем будут сгруппированы по дате, и общий итог будет перенесен в Главную книгу.

Цель а – выяснить, в чем заключается сущность автоматизации взаиморасчетов и учета расчетов между предприятиями.

Задача – изучить литературу по теме а.


1. Автоматизация учета расчетов с использованием простых векселей

1.1 Особенности организации учета и документооборота

Система расчетов с покупателями, поставщиками и подрядчиками на любом достаточно крупном предприятии включает в себя различные виды: безналичные и наличные платежи, зачет взаимных требований, расчеты векселями и др. В основном расчеты производятся в безналичной форме. Тем не менее, операции с векселями, не занимая порой существенного объема в общем денежном обороте предприятия, отличаются значительным разнообразием, что требует создания соответствующей системы их учета и контроля.

Операции с векселями довольно разнообразны. Прежде всего, предприятие принимает банковские векселя в оплату за поставленную продукцию. Полученные векселя могут быть предъявлены банку-эмитенту к оплате либо переданы поставщику или подрядчику за полученное сырье или выполненные работы. Кроме того, предприятие может производить выпуск собственных векселей, которые передаются поставщикам и подрядчикам, что позволяет получить определенную отсрочку по обязательствам, увеличивает оборотные средства. При предъявлении векселедержателями векселя данного предприятия оплачиваются денежными средствами или продукцией.

За выпуск векселей и регистрацию их приемки-передачи отвечает финансовый отдел предприятия. При этом функции по работе с векселями распределены между несколькими специалистами отдела: они проводят приемку и проверку банковских векселей, оформляют акты приемки-передачи, заполняют бланки для эмиссии собственных векселей и т.д.

Бухгалтерский и налоговый учет всех операций по учету расчетов с использованием векселей ведет бухгалтерия. Бухгалтерия проверяет правильность и полноту оформления первичных документов и отражает операции по учету расчетов векселями в регистрах бухгалтерского учета.

Развитый документооборот и распределение функций по обработке документов между большим количеством пользователей были учтены при автоматизации. Разработанные электронные документы и справочники обеспечили отражение в программе на базе "1С:Предприятие 7.7" необходимых хозяйственных операций, автоматическое заполнение печатных форм и требуемое разграничение прав доступа.

1.2 Методология учета

Бухгалтерский учет операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги, регламентирован письмом Минфина России от 31.10.1994 № 142.

Для учета векселей, полученных от покупателей в счет оплаты поставок продукции, на заводе используется субсчет 58.1 "Долговые ценные бумаги" так же, как и для учета векселей, приобретенных у банков. Сохранятся схема проводок, используемых для учета операций по поступлению векселей (таблица 1).

Таблица 1.

Содержание проводки Дебет Кредит
Поступил вексель от покупателей в счет оплаты за отгруженную продукцию (услуги, ТМЦ) 58.1 "Долговые ценные бумаги" 62.1 "Расчеты с покупателями в рублях"
Поступил вексель от покупателей в счет аванса за продукцию (услуги, ТМЦ) 58.1 "Долговые ценные бумаги" 62.2 "Расчеты по полученным авансам в рублях"

При дальнейшей передаче векселей, полученных от покупателей, в оплату за продукцию (товары, работы, услуги) используется схема проводок (учетная политика "по оплате"), приведенная в таблице 2. Если в приведенных схемах проводок вместо счета 58.1 мы бы использовали счет 62.3 "Векселя полученные", схема проводок получилась бы идентичной рекомендованной Минфином.

Таблица 2

Содержание проводки Дебет Кредит
Поступил вексель от покупателей в счет оплаты за отгруженную продукцию (услуги, ТМЦ) 58.1 "Долговые ценные бумаги" 62.1 "Расчеты с покупателями в рублях"
Поступил вексель от покупателей в счет аванса за продукцию (услуги, ТМЦ) 58.1 "Долговые ценные бумаги" 62.2 "Расчеты по полученным авансам в рублях"
Содержание проводки Дебет Кредит
Вексель, полученный от покупателя, списан с баланса и передан поставщику или подрядчику, в счет оплаты за полученные товары или услуги 91.3 "Прочие расходы" 58.1 "Долговые ценные бумаги"

60.0 "Расчеты с поставщиками за материалы"

60.1 "Расчеты с подрядчиками за выполненные работы и услуги"

60.2 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками по капитальным вложениям"

60.3 "Расчеты с поставщиками за СПС"

60.5 "Расчеты с поставщиками за энергоресурсы"

60.6 "Расчеты с поставщиками за товары для столовой"

60.8 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками по содержанию объектов непроизводственного назначения"

76.1 "Расчеты с организациями-поставщиками"

91.1 "Прочие доходы"
"Отложенный" НДС по отгруженной продукции начислен к оплате в бюджет 76.2 "НДС на продукцию отгруженную, но неоплаченную покупателями (организациями и сотрудниками)" 68.2 "НДС (расчеты с бюджетом по НДС)"
НДС с аванса начислен к оплате в бюджет 62.2 "Расчеты по полученным авансам в рублях" 68.2 "НДС (расчеты с бюджетом по НДС)"
Принят к зачету НДС по полученным от поставщиков и подрядчиков товаров и услуг 68.2 "НДС (расчеты с бюджетом по НДС)" 19 "НДС по приобретенным ценностям"

В соответствии с письмом Минфина России № 142 бухгалтерский учет векселей при расчетах за поставленные товары, продукцию (работы, услуги) у организаций, выдавших вексель, осуществляется на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Для учета собственных векселей, выдаваемых поставщикам и подрядчикам, на заводе был открыт субсчет 60.7 "Расчеты по векселям выданным". Схема проводок по учету собственных векселей, выданных в оплату за товары и услуги поставщикам и подрядчикам, отражена в таблице 3.

Таблица 3

Содержание проводки Дебет Кредит
Передан собственный вексель в оплату поставщикам и подрядчикам

60.0 "Расчеты с поставщиками за материалы"

60.1 "Расчеты с подрядчиками за выполненные работы и услуги"

60.2 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками по капитальным вложениям"

60.3 "Расчеты с поставщиками за СПС"

60.5 "Расчеты с поставщиками за энергоресурсы"

60.6 "Расчеты с поставщиками за товары для столовой"

60.8 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками по содержанию объектов непроизводственного назначения"

76.1 "Расчеты с организациями-поставщиками"

60.7 "Расчеты по векселям выданным"

Отражение в бухгалтерском учете операций по оплате собственного векселя, предъявленного векселедержателем, приведено в таблице 4.

Таблица 4

Содержание проводки Дебет Кредит
Оплачен собственный вексель, предъявленный векселедержателем 60.7 "Расчеты по векселям выданным" 51 "Расчетные счета"
Принят к зачету НДС по полученным от поставщиков и подрядчиков товарам и услугам 68.2 "НДС (расчеты с бюджетом по НДС)" 19 "НДС по приобретенным ценностям"

2. Автоматизация расчетов с дебиторами / кредиторами

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия или организации возникают расчетные отношения, отражающие взаимные обязательства, связанные с получением или продажей материальных ценностей, выполнением работ или оказанием услуг, с расчетами по налогам и сборам, с банками по кредитам, а также с другими юридическими и физическими лицами.

Дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Довольно большая ее часть в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую стойкость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании.

Необходимость автоматизации расчетов с дебиторами и кредиторами - неизбежное следствие существующей в настоящее время системы расчетов между юридическими и физическими лицами.

Модуль « Расчеты с дебиторами и кредиторами» ERP системы Виртуоз-тм предназначен для автоматизации процессов учета расчетов с дебиторами и кредиторами.

Функциональность модуля « Расчеты с дебиторами/кредиторами » характеризуется такими свойствами:

- Расчеты с дебиторами и кредиторами в различных валютах;

- Расчеты с дебиторами и кредиторами в разрезе договоров, адресов, конкретных счетов или платежей;

- Контроль сроков платежей. Скидки за досрочный платеж. Штрафы за задержки платежей;

- Контроль за превышением лимита кредита;

- Письма-напоминания о просроченных платежах;

- Структуризация расчетов в разрезе открытых позиций;

- Контроль оплаты по счету для поставок в кредит;

- Контроль поставок по авансовым платежам;

- Связь с кассовыми и банковскими книгами;

- Контроль взаиморасчетов (в т.ч. бартер);

- Гибкая система скидок;

- Аналитическая статистика и отчетность.

Бизнес-процессы: расчеты с дебиторами, расчеты с кредиторами.

Для структурирования расчетных отношений с дебитором/ кредитором используется специальный регистр - Открытая позиция (ОП).

ОП служит для классификации документов одного дебитора/ кредитора.

Форма позволяет получать оперативную информацию о текущем состоянии расчетов с клиентами и кредиторами предприятия.

С помощью формы можно получить информацию о непогашенной дебиторской и/или кредиторской задолженности в разрезе открытых позиций.

С помощью Журнала производят контроль взаиморасчетов.


3. Автоматизация учета расчетов с контрагентами

Бухгалтерский учет расчетов с контрагентом зависит от методики взаиморасчетов, определяемой в договоре.

Сведения о договоре с контрагентом и условия расчетов должны быть введены в информационную базу. Причем с одним контрагентом может быть заключено несколько договоров с разными условиями расчетов.

В договоре может быть выбран один из следующих вариантов измерения взаимной задолженности между предприятием и контрагентом:

- в рублях,

- в условных единицах,

- в иностранной валюте.

Последний вариант подходит для расчетов с иностранным партнером, а первые два могут использоваться для расчетов с отечественными партнерами. Причем вариант расчетов в условных единицах означает следующее: взаимные задолженности по договору фиксируются в иностранной валюте, выбранной в качестве условной единицы договора, но платежи выполняются в рублях. Для регистрации изменения состояния взаиморасчетов суммы платежей пересчитываются в условные единицы по курсу иностранной валюты на день платежа.

Расчеты с контрагентами могут учитываться с разной степенью детализации:

- по договору в целом,

- по каждому расчетному документу (отгрузки, оплаты и т.п.).

Во взаимоотношениях с контрагентами распространена практика, когда конкретная оплата привязывается к конкретной поставке: либо сначала регистрируется оплата поставки (по предварительно выписанному счету), а затем регистрируется сама поставка — поставка по предоплате, либо сначала регистрируется поставка, а затем регистрируется оплата — последующая поставка. Подобной практике деловых взаимоотношений больше подойдет детализация расчетов по каждому расчетному документу.

Но при долгосрочных взаимоотношениях с надежными деловыми партнерами может быть установлено, что платежи не привязываются к конкретным поставкам. Например, по условиям договора контрагент может поставлять предприятию товары в течение месяца по разовым заявкам подразделений предприятия, а по завершении месяца финансовая служба предприятия будет оплачивать контрагенту все выполненные поставки и перечислять частичную предоплату на очередной месяц. Для подобной практики взаимоотношений подойдет вариант детализации расчетов с контрагентом по договору в целом, хотя можно выбрать и вариант детализации по каждому расчетному документу.

При регистрации расчетного документа в информационной базе бухгалтерские проводки формируются автоматически. При этом в целях аналитического учета контрагент будет указан в проводке в качестве субконто дебета или кредита. В качестве второго субконто проводки может быть указан договор, в качестве третьего — расчетный документ.

Конфигурация может вести аналитический учет по расчетным документам даже в случае, когда пользователям это непосредственно не требуется, то есть в описании договора указана детализация расчетов по договору в целом. Если для договора выбран вариант учета расчетов в условных единицах, то для корректного определения курсовых разниц при регистрации каждого изменения состояния взаиморасчетов потребуется привязка к конкретному расчетному документу, при этом расчетный документ будет подбираться из информационной базы автоматически по методу ФИФО.

Суммы документов автоматически разделяются на погашения задолженностей и авансы, поскольку по правилам бухгалтерского учета эти суммы должны отражаться раздельно.

Бухгалтерские счета для учета расчетов с контрагентами, используемые в проводках, указываются в расчетном документе.

Но пользователю вряд ли потребуется самостоятельно указывать бухгалтерские счета в документе, поскольку они подставятся автоматически сразу после того, как он укажет контрагента и договор. Для подстановки счетов по умолчанию автоматически подберется наиболее подходящая запись из специального списка, хранящегося в информационной базе.

Благодаря автоматической подстановке бухгалтерских счетов ввод расчетных документов можно поручить пользователям, не являющимся бухгалтерами. А бухгалтеры могут оставить за собой лишь функцию контроля за состоянием списка, используемого для автоматической подстановки бухгалтерских счетов в расчетные документы.

"1С:Бухгалтерия 8" предоставляет средства для автоматизации сверки взаиморасчетов с контрагентами и их корректировки. Одним из таких средств является документ "Корректировка задолженности".

С помощью представленного документа можно провести взаимный зачет дебиторской и кредиторской задолженностей, образовавшихся по разным договорам с одним контрагентом. Можно перенести задолженность с одного контрагента на другого контрагента (например, при их реорганизации), можно зарегистрировать списание безнадежного долга.


Заключение

Таким образом, в ходе подготовки данного а мы пришли к следующим выводам:

- В целом, конечно, автоматизированные системы учета сильно облегчают жизнь. Они обеспечивают: - правильное отражение информации в регистрах учета задолженности по каждому поставщику; - перенос итогов из регистра учета кредиторской задолженности в Главную книгу; - открытие специальных регистров, в которых отражаются и группируются определенным образом определенные виды задолженностей и платежей. В автоматизированной системе учета предусмотрено формирование информации по тем же направлениям, что и в регистрах, которые ведутся вручную: дата операции, поставщик, наименование товара, сумма задолженности, условия оплаты.

- Система расчетов с покупателями, поставщиками и подрядчиками на любом достаточно крупном предприятии включает в себя различные виды: безналичные и наличные платежи, зачет взаимных требований, расчеты векселями и др. В основном расчеты производятся в безналичной форме.

- Развитый документооборот и распределение функций по обработке документов между большим количеством пользователей были учтены при автоматизации. Разработанные электронные документы и справочники обеспечили отражение в программе на базе "1С:Предприятие 7.7" необходимых хозяйственных операций, автоматическое заполнение печатных форм и требуемое разграничение прав доступа.

- Необходимость автоматизации расчетов с дебиторами и кредиторами - неизбежное следствие существующей в настоящее время системы расчетов между юридическими и физическими лицами.


Список использованной литературы

1. Арапов А. М. Автоматизация учета расчетов с использованием простых векселей.- Уфа, 2004

2. Мишин В.С. Расчеты с дебиторами / кредиторами.- Пермь, 2007

3. Комплект вопросов сертификационного экзамена по программе "1С:Торговля и Склад" версия 7.7 с примерами решений.- М., 2007

4. О выходе новых редакций типовых конфигураций "Бухгалтерский учет" и "Торговля+Склад" системы программ "1С:Предприятие 7.7" – М., 2005

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  43  44  45   ..