Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  208  209  210   ..

 

 

Учет и аудит товарных операций в оптовой торговле (на примере ООО "Фирма Элмика")

Учет и аудит товарных операций в оптовой торговле (на примере ООО "Фирма Элмика")

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

№ п/п Хозяйственная операция Дебет Кредит Сумму, руб.
1 Отражена себестоимость товара 41.1 60 23868,76
2 Учтен НДС 19 60 4296,38
3 Произведена оплата поставщику за товары 60 51 28165,14
4 Учтены расходы на транспортные услуги 44 76

2106,78

5 Учтен НДС с транспортных услуг 19 76 379,22
6 Произведена оплата за транспортные услуги 76 51 2486
7 НДС к возмещению 68 19 4675,6

3 АУДИТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ООО «ФИРМА ЭЛМИКА»

3.1 Инициативный аудит как форма внешнего аудита

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ. Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отчетов с целью:

- подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;

- проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

- контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;

- выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки. При этом определяется:

- все ли активы и пассивы отражены в отчете;

- все ли документы используются в отчете и насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.

Инициативный аудит - это аудиторская проверка любого направления деятельности организации, осуществляемая по собственному желанию организации или индивидуального предпринимателя на основе заключенного с аудитором договора, т.е проводится по решению управления организации или учредителей предприятия, а так же партнерами предприятия по бизнесу (потенциальными инвесторами, банками и т.д.). Инициативный аудит так же принято называть "добровольным", так как масштаб и характер проверки определяет сам заказчик.

Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, т.е. в этом случае контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки: полная и сплошная проверка данных учета начиная с первичных документов, проведение инвентаризации активов и обязательств, либо выборочная проверка данных первичного учета или только данных содержащихся в учетных регистрах и отчетности.

Пытаясь застраховаться от возможных финансовых санкций со стороны контролирующих органов, они обращаются в аудиторские фирмы за подтверждением правильности ведения своего бухгалтерского и налогового учета. Это делается с целью контроля работы бухгалтерии, а также подтверждения достоверности и правильности ведения учета при смене (или увольнении) главных бухгалтеров.

Нередко проведение инициативного аудита вызвано необходимостью привлечения финансовых средств (в виде займов, кредитов, целевого финансирования, спонсорской помощи и т.д.). Зачастую кредиторы предоставляют денежные средства только после аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности организации, спонсором которой они планируют быть.

Кроме того, руководители организаций прибегают к аудиту для подтверждения законности и целесообразности расходования полученных денежных средств. Инициативная аудиторская проверка может проводиться в любой период времени и охватывать любой временной период деятельности организации (квартал, год, несколько лет).

При инициативном аудите проверке могут быть подвергнуты отдельные аспекты деятельности образовательной организации (например, налогообложение, ведение кассовых операций, порядок учета выручки и ее расходования на нужды организации и т.д.). Для осуществления контроля над деятельностью организацией по собственному желанию организации или индивидуального предпринимателя на основе заключенного с аудитором договора, может быть осуществлена аудиторская проверка любого направления деятельности организации, что принято называть добровольным или инициативным аудитом.

Данный вид проверки проводится по решению управления организации или учредителей предприятия, а так же партнерами предприятия по бизнесу (потенциальными инвесторами, банками и т.д.) ими же определяется масштаб, характер, цели и направления аудиторской проверки.

Цели инициативного аудита могут быть различны, но чаще всего осуществляется проверка осуществленных расчетов; проводится инвентаризация активов и обязательств; инициируется проверка и анализ данных бухгалтерского учета, а также проводится консультирование по вопросам налогового и бухгалтерского учета.

Инициативный аудит может оперативно решить любые задачи связанные с аудитом, в нашем случае наиболее актуальным, в связи с особой спецификой деятельности ООО «Фирма Элмика», является аудит товарных операций.

Цель аудита товарных операций определяется из общей цели аудита, заключающейся в проверке и подтверждении (или неподтверждении) достоверности финансовой отчетности организации, и установления, совершаемых ею финансово-хозяйственных операций нормативно-правовым актам, действующим в Российской Федерации. А при выявлении каких-либо ошибок в бухгалтерском или налоговом учете, предприятие должно получить своевременные и качественные рекомендации по их устранению.

Целью аудита операций с товарными ценностями является определение законности этих операций и правильности отражения их в бухгалтерском учете для оценки влияния на достоверность бухгалтерской отчетности организации, осуществляющей эти операции. При планировании аудита аудиторской организации следует выделять основные его этапы: предварительный; подготовка и составление общего плана аудита; подготовка и составление программы аудита.

Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита.

Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

a) деятельность аудируемого лица,

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля,

в) риск и существенность,

г) характер, временные рамки и объем процедур

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы,

е) прочие аспекты

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов и экспертов.

В процессе разработки программы аудита следует учитывать вопросы, используемые при разработке общего плана аудита.

3.2 Методологические подходы к технике проведения аудита

Одна из важнейших функций аудита заключается в том, чтобы своевременно выявить негативные явления в хозяйственно-финансовой деятельности проверяемой организации и способствовать их корректировке до того, как эти проблемы перерастут в кризис (до даты составления аудиторского заключения).

Поэтому в аудиторской практике возникает необходимость использования различных форм осуществления — во времени и в пространстве — контроля с целью своевременной выработки для клиента направлений управления финансами и способов использования ресурсов, а также своевременного предупреждения допущения ошибок и их исправления.

Форма осуществления контроля характеризует методологические аспекты и означает технику его проведения. В зависимости от признака, лежащего в основе того или иного методологического подхода, выделяют различные формы проведения контроля. К таким признакам относятся время проведения контроля, источники контрольных данных, способы и приемы осуществления контроля.

В зависимости от времени проведения аудита можно различать предварительный, текущий и заключительный (последующий) контроль. Предварительный аудиторский контроль осуществляется до начала работ, совершения хозяйственных операций, подвергавшихся проверке, и направлен на предупреждение незаконности и нецелесообразности выполнения работ, проведения хозяйственных операций в организации.

В организациях предварительный контроль используется в ключевых областях — по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Форма предварительного контроля играет важную роль в повышении уровня знаний хозяйственных кадров, их профессионализма, ответственности за соблюдение законности, целесообразности и эффективности использования хозяйственных ресурсов.

Предварительный контроль чаще всего проводится внутренними аудиторами и специалистами организации. За последние годы предварительный контроль проводится также внешними независимыми аудиторами и аудиторскими фирмами путем проведения консультационной работы в данной организации, экспертизы различных схем, проектов бизнес-планов и т.п.

Особенно широко предварительный контроль должен применяться для проверки качества материальных ресурсов до их производственного использования, а также планируемых инвестиций, финансовых вложений и финансовых операций. Эта форма контроля необходима также для разработки проектов и экспертизы уже готовых договоров различного характера для заключения с юридическими и физическими лицами, для разработки схем и проектов организации бухгалтерского учета, оптимизации учетной политики, производства продукции (работ, услуг), маркетинга, налогооблагаемых баз, бюджета и других планов организации.

В аудиторской практике предварительный контроль может быть использован также для оценки существенности (материальности) в аудите. Путем предварительного обследования и контроля отдельных систем хозяйственного механизма организации аудиторы оценивают их эффективность и устанавливают уровень аудиторского риска.

Текущий аудиторский контроль проводится непосредственно в ходе осуществления работ или в процессе совершения хозяйственных операций и направлен на оперативное устранение недостатков, распространение (внедрение) научно обоснованного положительного опыта. Преимущества данной формы техники проведения контроля заключаются в возможности своевременного выявления и устранения допущенных ошибок в бухгалтерских проводках, при нарушении положений законодательных и нормативных актов, связанных с начислением налогов, обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и т.д.

Текущая аудиторская проверка позволяет устранить «наследственные» (типичные для данной организации) ошибки и способствует недопущению таких или аналогичных ошибок в дальнейшем, а также позволяет свести до минимума «наследственный» (присущий) и контрольный риски при последующем аудировании финансовой отчетности организаций.

Текущие проверки проводят как внутренние аудиторы, так и внешние независимые аудиторы и аудиторские фирмы посредством наблюдения, обследования объектов контроля, консультирования специалистов и руководителей организаций путем абонентского обслуживания по возникающим правовым, управленческим, налоговым, аналитическим и другим проблемам.

Кроме того, текущий аудиторский контроль может проводиться аудиторами, аудиторской фирмой на данном экономическом субъекте по договоренности с ним поэтапно, например, помесячно, поквартально и т.д., т.е. не ожидая конца года, когда хозяйственные операции уже завершены и на некоторые из них повлиять фактически уже невозможно.

Текущий аудиторский контроль может быть использован как при инициативном, так и при обязательном аудите с целью подтверждения достоверности данных финансовой отчетности организации в конце проверяемого года. Заключительный (последующий) аудиторский контроль осуществляется после выполнения работ и совершения хозяйственных операций. Хотя заключительный (последующий) контроль осуществляется слишком поздно, чтобы ориентировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее, в аудиторской практике он выполняет важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль дает руководству организации информацию о недостатках и ошибках, рекомендации по их устранению и недопущению в будущем.

Сравнивая фактически полученные и требовавшиеся результаты работы, руководство имеет возможность оценить, насколько реалистично и обоснованно были проведены работы, хозяйственные операции, составлены планы и т.д. Эта процедура позволяет также получить информацию в возникших проблемах и сформулировать новые направления действий, чтобы избежать этих проблем в будущем.

Заключительный (последующий) контроль обеспечивает также объективную оценку деятельности организации и проводится аудиторами, аудиторской фирмой с целью подтверждения достоверности данных периодической, и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Данная форма контроля для отдельных организаций обязателен (согласно законодательству), то есть эти организации подвергаются обязательной аудиторской проверке один раз в году.

Она может быть проведена также по поручению органов дознания, следствия при наличии санкции прокурора, суда и арбитражного суда в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

Заключительный (последующий) аудиторский контроль может быть проведен в необязательном порядке (инициативный аудит) по усмотрению самих организаций с целью устранения ошибок и нарушений в бухгалтерском учете, налогообложении и по другим проблемам (проведение анализа финансового состояния и платежеспособности, прогнозирование развития основных видов деятельности организации и т.д.).

Отличительным свойством заключительного (последующего) аудиторского контроля является полнота охвата им проверяемых объектов, возможность их более глубокого изучения. Это позволяет вскрыть не только недостатки в работе организации, но и неиспользованные резервы повышения эффективности всех видов ее деятельности, наметить и принять меры к ликвидации допущенных в организации нарушений и ошибок.

Наиболее высокая эффективность аудиторского контроля (в рамках поставленной договором цели проверки) достигается путем разумного и четкого сочетания всех форм — по времени проведения контроля и использования организационных систем обратной связи с объектами субъекта аудиторской проверки.

В зависимости от источников контрольных данных выделяют документальный и фактический контроль.

Документальным называется контроль (проверка), осуществляемый по документальным данным с целью установления сущности проверяемой хозяйственной операции и хозяйственной деятельности в целом. Источниками контрольных данных являются при этом первичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, планы и отчеты организации, и другие источники (договоры, учредительные документы и другие документы внутренней регламентации организации).

Специфика источников документального контроля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверными, полными и неполными, что, безусловно, сказывается на выборе аудитором методических и технических приемов его осуществления, которые связаны, главным образом, с проверкой документов.

Фактический контроль заключается в установлении действительного, реального состояния объекта проверки и правильности ее оценки путем пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и иных приемов. Фактический контроль в аудиторской практике применяется с целью установления фактического наличия имущества, его состояния и правильности оценки.

Так, путем проведения фактического контроля устанавливают наличие денежных средств и ценных бумаг в кассе организации, товарно-материальных средств на складах и прилавках организации, состояние эксплуатационной стоимости основных средств, а также достоверность и объективность оценки имущества, дебиторских и кредиторских задолженностей организации. Фактический контроль сам по себе не дает полного представления о состоянии объекта проверки. Количественную и качественную характеристику объекта можно получить, использовав данные его документального контроля.

По способам осуществления контроля различают следствие (расследование), хозяйственный спор, проверку (обследование), экономический анализ и ревизию.

Следствие (расследование) представляет собой такой способ контроля, при котором выявляются виновность физических лиц и размер причиненного ими ущерба.

Специфика этого способа контроля в аудиторской проверке заключается в том, что он может осуществляться аудиторами и аудиторскими фирмами по поручению судебно-следственных органов в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

В зависимости от поставленной цели аудита, полноты охвата проверяемых объектов и необходимости получения разнообразной, доказательной информации о хозяйственно-финансовой деятельности проверяемого субъекта аудиторы при проведении проверок могут использовать различные методические приемы и технические способы аудирования.

Так, например, аудиторы при выполнении процедур контроля могут пользоваться приемами фактического контроля, к которым относятся инвентаризация, лабораторный анализ, экспертная оценка, контрольные проверки и устный опрос.

Целью аудита операций с товарными ценностями является определение законности этих операций и правильности отражения их в бухгалтерском учете для оценки влияния на достоверность бухгалтерской отчетности организации, осуществляющей эти операции.

При планировании аудита аудиторской организации следует выделять основные его этапы: предварительный; подготовка и составление общего плана аудита; подготовка и составление программы аудита.

Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица,

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля,

в) риск и существенность,

г) характер, временные рамки и объем процедур

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы,

е) прочие аспекты

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов и экспертов.

В процессе разработки программы аудита следует учитывать вопросы, используемые при разработке общего плана аудита.

3.3 Аудит товарных операций на предприятии

В ходе проверки организации складского учета товаров аудитору следует установить, определен ли круг лиц, отвечающих за приемку и отпуск товаров со склада. Аудитор должен убедиться в наличии договоров о полной материальной ответственности и соблюдении порядка приемки и оприходования товаров на склад.

Аудитору необходимо подтвердить фактическое наличие товаров соответствующими документами - товарными накладными, актами о приемке товаров, установить соблюдение порядка документального оформления внутреннего перемещения, отпуска и списания товаров со склада, а также метод ведения складского учета (сортовой или партионный) и правильность ведения аналитического учета. Он должен проверить обоснованность записей в регистрах аналитического учета (карточках складского учета товаров и журнале учета движения товаров на складе) и своевременность сдачи товарных отчетов и отчетов по таре, а также правильность формирования показателей отчетов.

Аудит учета товаров включает в себя проверку правильности оценки товаров. Аудитору следует проконтролировать состав затрат, связанных с приобретением товаров, правомерность их включения в стоимость, документальное подтверждении, правильность формирования издержек обращения, безошибочность определения и признания выручки от продажи.

В процессе контроля выполняют взаимную счетов-фактур, товарных накладных и регистров по учету продаж. При этом выясняют соответствие указанных в первичных документах и учетных регистрах показателей - номенклатуры товаров, цен на нее, количества и сумм, дат осуществления операций, а также осуществляют проверку организации аналитического учета товаров и правильность бухгалтерских записей по счетам 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 90 «Продажи».

На ООО «Фирма Элмика» учет товаров ведет материально-ответственное лицо - товаровед. Товаровед ведет учет движения товаров в натуральном и стоимостном измерениях.

Данные о количественном учете обобщаются бухгалтером в ведомостях движения товаров, которые являются документами их аналитического учета. На первое число каждого месяца составляют оборотную ведомость по аналитическим счетам и счету 41 "Товары", где по каждому наименованию товаров указывают в натуральном и денежном выражении остаток на начало месяца, приход и расход за месяц, а также остаток на конец месяца. Суммовые итоги этой ведомости должны быть равны оборотам и сальдо синтетического счета 41 «Товары». Таким образом, синтетический учет движения товаров ведется в сводной ведомости, составляемой на основании данных аналитического учета.

Аудит документации на поступление товара включает проверку товаросопроводительных документов: накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом и счетом-фактурой.

Накладная в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом. В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Количество оформляемых экземпляров в накладной зависит от условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара и т.д. (код по ОКУД 0903016). Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом (коды по ОКУД 0903801, 0903802, 0903803, 0903804). Если товар отправлялся по железной дороге в контейнерах, то проверяется "Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере".

Учет поступления товаров рассмотрим на примере ООО «Фирма Элмика» за сентябрь 2009 года согласно Таблице 3.

Таблица 3 - Корреспонденция счетов по учету товаров от поставщиков

№ п/п Хозяйственная операция Дебет Кредит Сумму, руб.
1 Выручка от продажи 62 90 10779,54
2 Учтен НДС 90 68 1940,32
3 Получена оплата от покупателя 51 62 12719,86
4 Себестоимость товара 90 41 7363,21
Содержание операции Корреспондирующий счет Сумма (тыс. рублей)
Дебет Кредит
Уплачено поставщику за товары из кассы 60 51 1980,76
Оприходованы товары:

а) на покупную стоимость товара,

б) зачтен НДС

41-1

19

60

60

1715,07

308,70

В сентябре 2009 года от поставщиков поступили товары на сумму 2023,77 тысяч рублей, в том числе НДС 308,70 тысяч рублей. Эти суммы вносят в ведомость по Дебету счета 41 на общую сумму 2023,77 тысяч рублей в графу «Итого» по Дебету счета 41 "Товары". По кредиту счета 41 «Товары» отражается расход по товарному отчету за сентябрь месяц (см. Приложение Ф), который составлен с учетом остатка товаров на первое сентября, прихода товаров и расхода, считается остаток на конец месяца.

По окончании месяца в учетном регистре по счету 41 «Товары» подсчитывают итоги, которые сверяют с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам.

Например, сумму товаров, полученных от поставщиков, сверяют с учетным регистром по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

По данным Таблицы 3 «Корреспонденция счетов по учету товаров от поставщиков» на 30 сентября 2009 года ООО Фирма Элмика» должна поставщикам 43,02 тысячи рублей

Для оплаты поступающих товаров может быть использован счет, содержание которого аналогично счету-фактуре. Счет выписывается поставщиком на поставляемую партию товара и является основанием для оплаты товара (типовая форма N 868). Если товар оприходован, то на сопроводительном документе должен стоять штамп.

Приемка товаров по количеству в торговой организации предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и/или расчетных документах, в соответствии с "Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству" и Гражданским кодексом РФ, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиям к качеству товаров, предусмотренных в договоре.

Также проверяется учет первичных документов по приходу товаров в "Журнале поступления товаров", который должен содержать название приходного документа, его дату и номер, краткую характеристику документа, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах.

Следует обратить внимание, оприходованы ли поступившие товары в день окончания их приемки по фактическому количеству и сумме. Оформление и учет реализации товаров в торговой организации зависит от способа расчета за приобретаемый товар между покупателем и продавцом.

Товары на ООО «Фирма Элмика» реализуются только по безналичному расчету. Безналичные расчеты регулируются "Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации" от 09.07.92.

Сумма товарооборота определяется по сумме выручки за реализованные товары. Нумерация товарных отчетов на ООО «Фирма Элмика» должна быть последовательной с начала и до конца года с первого номера. Следует учесть, что товарные отчеты материально ответственных лиц, приступивших к работе не с начала года, нумеруются с начала их работы.

Товарные отчеты ежемесячно сдаются материально-ответственным лицом в бухгалтерию по окончании периода. Надо обратить внимание на исправления и следы подчисток на товарных отчетах, т.к. это не допускается законом. В организации может не совпасть дата проведения инвентаризации с установленным периодом отчетности, то должно быть два отчета: один - с начала установленного периода до начала инвентаризации, второй - от даты окончания инвентаризации до установленного срока представления товарного отчета. Товарные отчеты содержат сведения об остатках, приходе и расходе товаров не только в стоимостном, но и количественном выражении, а также остатки, приход и расход могут указываться не только в целом, но и по каждому наименованию товаров.

Аудитор обязан проверять своевременность и полноту оприходования поступивших товаров, правильность их списания, а также правильность составления отчетов материально ответственными лицами.

Во время проверки отчетов материально ответственных лиц аудитор обязан установить:

- подлинность документов и правильность записей в отчете, сделанных на основании приложенных документов,

- соответствие даты документов периоду, за который представляется отчет;

- соответствие в данном отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода остаткам, показанным в предыдущем отчете на конец отчетного периода;

- соответствие в отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода фактическим остаткам в инвентаризационных описях на дату проведения инвентаризации;

- даты всех ли первичных документов, приложенных к отчету, свидетельствуют, что товары получены до инвентаризации, а не после инвентаризации; законность и обоснованность хозяйственных операций (прием, отпуск, списание товара и т.д.);

- наличие в документах всех необходимых реквизитов, подписей материально ответственных лиц, распорядительных подписей руководителя организации на внутреннее перемещение товаров;

- полноту оприходования в отчетном периоде товаров по выданным доверенностям, оплаченным или принятым к оплате документам;

- правильность цен на товары, и подсчетов в отчете и приложенных к нему документах;

- соответствие записей, сделанных материально ответственными лицами в карточках (книгах) складского учета с первичными приходно-расходными документами.

Реализация товаров регулируется договорами розничной купли - продажи, поставки и комиссии в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, принятым Государственной Думой 22.12.95


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С 1 февраля 2010 года вступил в силу принят Закон «О торговле», в котором говорится о регулировании товарных операций. Он был принят с целью удержания цен на товары первой необходимости. Закон определяет правовые требования к организации и осуществлению торговой деятельности, включая вопросы антимонопольного и технического регулирования, а также информационного обеспечения. Документ регулирует отношения между органами власти в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности и вводит ряд новых понятий: торговая деятельность, торговый объект, торговая сеть, продовольственные товары. Закон также определяет методы государственного регулирования данной сферы. Также предприятий оптовой тоговли коснулось отмена сертификации товара в с 15 февраля 2010 году.

Мы провели исследования исследование документального оформления и учета товарных операций в ООО «Фирма Элмика» и выявили, что бухгалтерский учет ведется в соответствии с Федеральными законами, нормативно-методическими документами и инструктивными материалами. На предприятии утверждена и действует учетная политика, в которой раскрыты особенности ечета товаров и ведения налогового учета, порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации, методы оценки активов и обязательств, правила документооборота и технология обработки учётной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями. В учетной политике нашли отражение ключевые моменты учета товарных операций, она составлена грамотно, с соблюдением необходимых законодательных актов и в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/2008). Предприятие ведет свою деятельность в соответствии с разработанным планом счетов, с использованием форм первичных документов.

Главной целью бухгалтерского учёта в оптовой торговле являются: контроль за сохранностью товаров; своевременное предоставление руководству организации информации о фактическом валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.

Проведенный на основе данных бухгалтерского учета аудит товарных операций в ООО «Фирма Элмика» позволяет сделать вывод, что

- система бухгалтерского учета по ведению товарных операций находится в хорошем состоянии, существенных ошибок не обнаружено

- учет ведется в соответствии с Планом счетов и другими нормативными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета в торговых организациях,

- сохранность и правильность оформления операций по движению товарных запасов подтверждаются результатами инвентаризаций,

- все товарные операции отражаются в бухгалтерском учете,

- все документы оформляются в соответствии с действующим законодательством,

- со всеми потсавщиками и покупателями заключенные договору на поставку товара.

В системе показателей деятельности предприятий оптовой торговли основным показателем является валовой товарооборот. Основным объектом бухгалтерского учёта в оптовой торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации оптовой торговли обязана обеспечить полный учёт поступающих товаров и своевременное отражение в учёте операций, связанных с их выбытием.

Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. Являясь начальным этапом проведения аудита, планирование состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской организации.

Нами разработаны следующие предложения для улучшения результатов хозяйственной деятельности:

1) Увеличить расходы на рекламу для усиления своей роли в условиях жесткой конкуренции. Практика показывает, что в настоящее время очень действенной рекламой является реклама в интернете.

2) Проводить внезапную инвентаризацию товаров с целью контроля за товарами

3) В целях осуществления оценки надежности и состояния системы внутреннего контроля ООО «Фирма Элмика», ввести в использование формы для проведения внутреннего аудита.

4) Усилить аналитический учет по товарам, для улучшения контроля за его сохранностью.

Данные предложения нашли практическое отражение в деятельности предприятия и в настоящий момент внедряются в учет.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гражданский кодекс РФ

2. Налоговый кодекс РФ

3. Кодекс об административных правонарушениях РФ

4. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

5. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

6. Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами»

7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. 34н

8. ПБУ 1/98: Учетная политика организации. Положение по бухгалтерскому учету. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. 60н

9. ПБУ 4/99: Бухгалтерская отчетность организации. Положение по бухгалтерскому учету. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. 43н.

10. ПБУ 5/01: Учет материально-производственных запасов. Положение по бухгалтерскому учету. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 9 июня 2001 г. 44н

11. ПБУ 9/99: Доходы организации. Положение по бухгалтерскому учету. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. 32н

12. ПБУ 10/99: Расходы организации. Положение по бухгалтерскому учету. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. З3н.

13. Методические рекомендации по разработке норм естественной убыли. Приказ Министерства экономического развития и торговли от 31 марта 2003 г. 95

14. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2001 г. 119н

15. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приказ Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. 49

16. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. 94н

17. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации. Центральный банк РФ от 2 октября 2002 г. 2-П.

18. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете. Утв. Приказом Министерства финансов СССР от 29 июля 1993 г. 105.

19. Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций. Утв. Постановлением ГК РФ по статистике от 25 декабря 1998 г. 132

20. Методические рекомендации по применению главы 21 Налог на добавленную стоимость Налогового Кодекса Российской Федерации. Утв. приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 20 декабря 2000 г. БГ-3-03/447.

21. Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Утв. постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. 914.

22. О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 21 мая 2001 г. ВГ-6-03/404

23. Анциферова И.В. Бухгалтерский финансовый учет. - М.: Перспектива, 2003

24. Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет. - М.: ИКЦ МарТ, 2004

25. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет. - М.: ВЗФЭИ Вузовский , 2003

26. Бакаев А.С. Нормативное обеспечение бухгалтерского учета. Анализ и комментарии. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2004

27. Варламова Т.П., Фофанов В.А. Безналичный расчет: организация и учет. - М.: «Экзамен», 2004

28. Геворкян Е. А. Бухгалтерский учет товарных операций в торговле. - М.: «Феникс», 2003

29. Голиков Е.А. Оптовая торговля. - М.: Издательство «Экзамен», 2004

30. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.

31. Иванов Г.Г. Экономика торговли. - М.: Издательский центр «Академия», 2004

32. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт. - М.: ИНФРА-М, 2000

33. Макарова Л.Г., Широкова Л.П., Быков С.П. Аудит операций с материалами. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

34. Подольский В.И. Аудит операций с денежными средствами на счетах в банках. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

35. Подольский В.И. Аудит. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

36. Тумасян Р.З. – Бухгалтерский учет. – М.: «Нитар Альянс», 2004

37. Шишкин А.П. Бухгалтерский учёт и финансовый анализ на коммерческих предприятиях. – М., Финстатинформ, 1996


[1] Баканов М.И. Бухгалтерский учет в торговле. – М.: Издательство «ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА», 2006. – С. 74

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  208  209  210   ..