Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  280  281  282   ..

 

 

Маркетинговая стратегия 2

Маркетинговая стратегия 2

Введение

Существующие

Продукты

Существующие

Проникновение 65% (P = 50% З = 50%) Разработка новой продукции 30% (P = 33% З = 800%)

Новые

Расширение рынка 45% (P = 20% З = 400%) Диверсификация 15% (P = 5% З = 1600%)
2005г. 2006г. 2007г.(01 – 06)
Выпуск продукции ЗАО «БМК» 31848,2 39617,0 23036,5
Продукт/Вариант Ед. изм. 2004г. 2005 г. 2006 г.

Vпродаж

Vпродаж

Tроста, %

Vпродаж

Tроста, %
Молоко 2,5 тыс.л 15 198 15 761 1,04 16 992 1,08
Молоко прочее тыс.л 5 976 6 326 1,06 6 416 1,01
Кефир тыс.л 2 986 3 432 1,15 3 915 1,14
Биопродукция тыс.л 449 504 1,12 594 1,18
Кисломолочная продукция тыс.л 2 478 2 645 1,07 2 952 1,12
Сметана т. 2 378 2 417 1,02 2 808 1,16
Творог т. 834 878 1,05 974 1,11
Масло т. 429 430 1,002 463 1,08
Твердый сыр т. 389 452 1,16 492 1,09
Сыр мягкий т. 28,4 30,5 1,07 34,2 1,12
Сыр плавленый т. 487 507 1,04 546 1,08
Сыр ломтевой т. 189,3 194,8 1,03 234 1,20

Продукция

Основные параметры Соответствие рыночному лидеру Стадия жизненного цикла

Объемы продаж

200 200 2006г.
Молоко 2,5

Стабиль-ные цены, современ-ная техно-логия изго-товления, высокое качество

Соответствует Зрелость 208061 215768 232620
Молоко прочее Зрелость 99228 105075 106570
Кефир Зрелость 52136 59923 68356
Биопродукция Замедленный рост 12181 13768 16115
Кисломолочная продукция Замедленный рост 59992 64035 71468
Сметана Зрелость 97236 98831 114819
Творог Замедленный рост 79563 83761 92920
Масло Зрелость 43530 43632 46980
Твердый сыр Зрелость 40378 46918 51070
Сыр мягкий Зрелость 3388 3639 4080
Сыр плавленый Зрелость 46484 48393 52116
Сыр ломтевой Зрелость 13230 13636 16380
Продукция
Молоко Кисломолочная продукция Сыры
Продуктовые магазины Организации общественного питания Частные (физические) лица Торговые организации
Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,38 0,13 0,13 0,05
Коэффициент быстрой ликвидности 0,74 0,83 0,70 0,78
Коэффициент текущей ликвидности 1,34 1,19 1,10 1,08
Показатели Ед. изм. 2004г. 2005г. 2006г.
Прибыль от реализации тыс.руб. 21308 35280 47226
Чистая прибыль тыс.руб. 20354 28983 40333
Выручка тонн 24069 31848 39617
Рентабельность продаж % 5 6 6

Внутренние сильные стороны:

Внутренние слабые стороны:

- сертифицированная система менеджмента качества.

Возможности внешней среды:

Угрозы внешней среды:

Преимущества Недостатки

Барнаульский молочный комбинат занимает первую позицию в рейтинге среди производителей молока.

Зависимость от ценовой политики торговых сетей и крупных торговых точек.

Показатель Рубли Доллар США
Ставка дисконтирования, % 12 7
Период окупаемости (РВ), мес. 16 16
Дисконтированный период окупаемости (DPB), мес. 18 16
Средняя норма рентабельности (ARR), % 152,10 150,17
Чистый приведенный доход (NPV), ден. ед. 172581772 7228510
Индекс прибыльности (PI) 2,58 2,72
Внутренняя норма рентабельности (IRR), % 132,60 130,80
Модифицированная внутренняя норма рентабельности (MIRR), % 76,86 73,63
Длительность (D), лет 1,43 1,45
Продукт 6-12.2007 год 2008 год 1-5.2009 год
Творожок, шт. 661036,74 763374,78 675552,85
Группа факторов Факторы Влияние на проектна проект
положительное отрицательное
Рыночные факто- Размер рынка Возможность роста
ры Темп роста рынка Возможность роста
Сезонность спроса периодическое
снижение объемов
выручки
Чувствительность эффективность Сложность повы-
цен снижения цен шения цен
Факторы конку- Существование рав- Необходимость
ренции ных конкурентов борьбы за рынок,
вероятность его по-
тери
Трудность входа и Нет барьеров для
выхода фирм в от- входа в отрасль
расль
Взаимоотношения Вертикальная инте- Гарантия своевре-
с поставщиками грация с поставщи- менных поставок
продукции ками
Макроэкономиче- Инфляция Потери
ские факторы Налогообложение В случае снижения: В случае роста:
уменьшение затрат, увеличение затрат,
рост прибыли снижение чистой
прибыли
Социальные фак- Дисциплина работ- Эффективность
торы ников развития
Изменение уровня Рост спроса на Снижение спроса
жизни продукцию на продукцию
Белки, г Жиры, г Углеводы, г Са, мг Энергетическая ценность, ккал
6,1-6,8 2,8-4,0 16,0-16,6 200 120-140

Статья затрат

Количество обо­рудования, ед. Сумма затрат с НДС, руб. Занимаемая площадь, м2
Резервуар РМ-10 2 488000x2=976000 7,7x2=15,4
Резервуар РМ-6,3 1 368000 4,62
Пластинчатая охлаждаю­щая пастеризационная ус­тановка ОКЛ-3 2 120000x2=240000 2,8x2=5,6
Сепаратор-сливкоотделитель Ж5-ОСБ 1 85370 0,74
Пастеризационно-заквасочная установка РЗ-ОЗУ-0,35 1 98000 (НДС не об­лагается)
Пластинчатый теплооб­менник ИПКС 119-1000 1 49111 2,202
Сепаратор для творога 1 350000 0,74
Установка охлаждения и прессования творога УПТ-В 1 390000 (НДС не облагается) 2
Пластинчатый охладитель FR-1 1 48000 1,54
Фаршемешалка ваккум-наяИПКС-019-200В 1 182213 3,088
Фасовочный аппарат М6-АР2С 1 192900 5,84
Насос ротор для вязких продуктов ВЗ-ОР2-А2 3 23900x3=71700 0,115x3=0,345
Статья затрат Количество обо­рудования, ед. Сумма затрат с НДС, руб. Занимаемая площадь, м2
Дозирующий насос ОНВ-8 1 134000 0,14
Мембранный насос НСМ-010 1 38000 0,394
Итого 18 3223294 43,749
Сырье Расход Цена, руб. / кг Стоимость, руб.
Молоко, жирности 3,7% 7430 кг 8 59440
Концентрат бактериаль­ный 20 г 1200 24
Кальций хлористый 4,28 кг 9,6 41,1
Порошок сычужный 12 г 5150 618
Сырье Расход Цена, руб. / кг (шт.) Стоимость, руб.
Молоко, жирности 3,7% 7430 кг 8 59440
Концентрат бактериальный 20 г 1200 24
Кальций хлористый 4,28 кг 9,6 41,1
Порошок сычужный 12 г 5150 618
Сливки, 21% жирности 99 кг 23,26 2302
Фруктовое пюре с сахаром 219 кг 35,34 7739,46
Стаканчик полистирольный 10544 шт. 0,37 3901,28
Итого 74065,84
Продукция Норма расхода на 1 т готовой продукции
Холода, тыс. стандартных ккал пара, т Воды,м3 Электроэнергии, кВт
на технологические нужды на вентиляцию
творог 342 1,4 2,5 53 930
Цистерны Емкость, т Расходы воды на мойку, м3
ручную механизированную
Зил-130 2,8 0,8 1
1 тонна, м3 39 тонн, м3 Стоимость производства 1 тонны продук­ции, руб. Стоимость производства 39 тонн про­дукции, руб.
Производство 53 2067 320,12 12484,68
Ручная мойка автоцистерн 2,4 93,6 14,5 565,5
Мойка произ­водственного помещения 1,6 62,4 9,66 376,9
Мойка техно­логического оборудования 2,97 115,91 17,94 699,66
Всего 59,97 2338,91 362,22 14126,74
Налог 197,9 7718,4
Итого 59,97 2338,91 560,12 21845,14
Вид капиталовложений Стоимость, руб.
Покупка и доставка оборудования 3223294
Строительно-монтажные работы 32232,94
Итого 3255526,94
Наименование Расход на 316320 ед. продукции (производство в месяц) Расход на 1 ед. продукции Затраты на 316320 ед. продукции (производство в месяц), руб. Затраты на 1 ед. продукции, руб.
Вода 2338,91 м* 0,007 м' 21845,14 0,07
Электроэнергия 48091,2 0,15
Бензин 5940 л 0,02 л 71280 0,23

Молоко, жирно-

222900 кг 0,7 кг 1783200 5,64
Концентрат бак­териальный 600 г 0,002 г 720 0,002
Кальций хлори­стый 128,4 кг 0,04 г 1233 0,004
Порошок сычуж­ный 360 г 0,001 г 18540 0,06
Сливки, 21% жир­ности 2970 кг 0,009 кг 69060 0,22
Фруктовое пюре с сахаром 6570 кг 0,02 кг 232183,8 0,73
Стаканчик поли­стирол ьный 316320 шт. 1 117038,4 0,37
Оплата труда 16000 0,05
ЕСН 4140 0,013
Страховые плате­жи 13430,39 0,04
НДФЛ 2080 0,007

Заключение

Целью работы являлось создание новой маркетинговой стратегии, ведущей к усилению конкурентных позиций предприятия.

Для выполнения поставленной цели в первой главе данной работы были изучены современные методы анализа маркетинговых стратегий предприятия. В основу анализа маркетинговой деятельности ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» был положен SWOT-анализ, поскольку он позволяет оценить, насколько эффективно работает предприятие, и определить, как можно продуктивнее использовать внутренние возможности компании (ее сильные и слабые стороны) и внешнюю ситуацию (частично отраженную в возможностях и угрозах).

Анализу подвергались маркетинговая деятельность предприятия, а также финансовые результаты его деятельности за четыре года, с 2003 по 2006 год.

В ходе анализа финансового состояния ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» было получено первоначальное представление о положении предприятия. ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» является платежеспособным предприятием, сумма его текущих активов больше внешней задолженности, подлежащей погашению, что подтверждается коэффициентами платежеспособности . Коэффициент текущей ликвидности, характеризующий общую обеспеченность предприятия оборотными средствами также больше нормативного значения. Это значит, что у ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» больше средств, чем краткосрочных обязательств, благодаря чему возможна его нормальная хозяйственная деятельность. ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» финансово устойчиво, так как имеет собственные оборотные средства. В составе оборотных активов ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» наибольший удельный вес занимают запасы сырья, материалов, готовой продукции и товаров для перепродажи, что свидетельствует о недостаточно эффективном использовании имеющихся оборотных средств. Предприятие рентабельно. Рентабельность продаж держится на уровне, равном среднеотраслевому показателю. Также наблюдается положительная динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия: прибыли, чистой прибыли, выручки от реализации. Таким образом, предприятие является финансово устойчивым и ликвидным.

Для анализа маркетинговой деятельности ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» был проведен SWOT-анализ предприятия и его основных конкурентов. На их основе были выявлены недостатки и преимущества существующего положения компании на рынке. Предприятие является лидером отрасли. Оно имеет возможность поддерживать высокое качество продукции и обеспечивать ее бесперебойные поставки в торговые точки. Вся продукция производится только из натурального и высококачественного сырья. Производственные мощности компании позволяют постоянно расширять ассортимент выпускаемой продукции, также увеличивать объемы ее выпуска. Барнаульский молочный комбинат имеет собственную торговую сеть «Раздолье», розничную сеть фирменных киосков, а также фирменный магазин при комбинате. Но на предприятии недостаточно эффективно организована маркетинговая деятельность.

В ходе работы была сформулирована новая маркетинговая стратегия на ближайшие 3-5 лет, позволяющая усилить конкурентную позицию предприятия. Первоначально была определена миссия и рассмотрены возможные последствия для развития предприятия, возникающие в связи с формулировкой: широкое конкурентное поле, широкий сегмент концентрации усилий — многообразие молочных продуктов, обеспечение ими различных слоев населения. Было определено видение деятельности комбината: увеличение доли рынка на 5-7%, наличие полного ассортимента продукции и так далее. Предложено использовать стратегию дифференциации. Также было изложено представление о том, что будут представлять собой новые продукты, на кого они будут ориентированы и почему предприятию удастся их реализовать. Одной из стратегий развития может быть выпуск питьевых йогуртов в пластиковых бутылочках. Другой — выпуск диетических продуктов. Еще один вид продукции, которая пока не выпускается ЗАО «Барнаульский молочный комбинат», — это продукция для детей. Эти продукты будут успешны, так как они призваны удовлетворять определенную потребность. Для четкого позиционирования новых товаров можно воспользоваться построением трехуровнего ядра товара. В качестве еще одного инструмента для четкой разработки стратегии и реализации видения товара является создание портрета товара. Для продвижения новых товаров была разработана система маркетинговой коммуникации. Барнаульскому молочному комбинату при реализации любой стратегии предлагается продолжать использовать стимулирующие продажи действия — прямую и косвенную стимуляцию.

Перечислим некоторые из мероприятий по улучшению деятельности предприятия. Необходимы изменения в кадровой политике: отбор специалистов должен вестись на основе их профессиональных качеств, чтобы они могли максимально соответствовать занимаемой должности. Размер заработной платы квалифицированных специалистов должен соответствовать сложившемуся уровню на рынке труда. Для повышения заинтересованности персонала необходимо разработать систему бонусов и поощрений. Стратегически важно оперативно реагировать на изменения потребностей рынка, не ослаблять контроль качества продукции, постоянно внедрять новые технологии. Для введения новинок необходим тщательный маркетинговый анализ и предварительное тестирование продукции. Несмотря на то, что география реализации продукции ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» не ограничивается городом Барнаулом и Алтайским краем и у компании есть представительства в таких городах как Новосибирск, Новокузнецк, Томск, Кемерово, необходимо расширять географию реализации продукции за счет других соседних регионов. Для снижения угроз со стороны торговых сетей и крупных розничных точек, необходимо ориентироваться на развитие собственной сбытовой сети, улучшать качество сервиса в торговых точках, расширяя ассортимент продукции, а также увеличивая количество торговых точек. Тщательно отслеживать изменения потребностей и вкусов покупателей. Важно отслеживать действия конкурентов, учитывать их сильные и слабые стороны. Например, такую внешнюю возможность ООО «Лакт», как расширение ассортимента продукции за счет сотрудничества с другими предприятиями на условиях аутсорсинга, можно использовать в собственных интересах. Недостаточно широкий ассортимент выпускаемой конкурентами продукции можно использовать как собственное конкурентное преимущество в работе с розничной сетью. То же самое можно сказать о недостаточно четко отлаженной схеме поставок продукции конкурентов в розничную сеть. Сильный менеджмент «Столицы молока» должен способствовать внедрению новых методов управления на собственном предприятии.

Значение создания новой маркетинговой стратегии велико, поскольку очень важно поддерживать стратегическое равновесие между целями и возможностями организации в изменяющихся рыночных условиях, определить наиболее перспективные направления деятельности организации, обеспечивающие ее рост и процветание.


Список использованных источников

1. Виссема, Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания / Пер. с англ. — М.: Издательство «Финпресс», 2000. — 272 с.

2. Годин, А.М. Маркетинг: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко », 2005. — 728 с.

3. Голубков, Е.П. Основы маркетинга: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Финпресс», 2003. — 688 с.

4. Журавлева, Л.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие по разработке и реализации стратегии. — Новосибирск: Издательство НГАЭиУ, 1999. — 268 с.

5. Иванов, А.В. Настольная книга маркетолога. — СПб.: Питер, 2004. — 256 с.

6. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. — 656 с.

7. Котлер, Ф., Армстронг, Г., Сондерс, Д., Вонг, В. Основы маркетинга: Пер. с англ. — 2-е европ. изд. — М.; Спб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 2003. — 944 с.

8. Кэмпбелл, Д., Стоунхаус, Д., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. с англ. Н.И. Алмазовой. — М.: ООО «Издательство проспект», 2003. — 336 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  280  281  282   ..

 

Наименование Расход на 316320 ед. продукции (производство в месяц) Расход на 1 ед. продукции Затраты на 316320 ед. продукции (производство в месяц), руб. Затраты на 1 ед. продукции, руб.
Транспортный налог 720 0,002
Амортизационные отчисления 26860,78 0,09
Производственное помещение 30000 0,09
Итого 2456422,71 7,77