Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  126  127  128   ..

 

 

Служба маркетинга на предприятии ООО Брау Сервис и её функции

Служба маркетинга на предприятии ООО Брау Сервис и её функции

Федеральное агентство по образованию

1.3. Роль и место маркетингового отдела в деятельности предприятия

Эффективное управление производством в услови­ях неустойчивой конъюнктуры рынка предполагает организацию специализированной маркетинговой службы на пред­приятиях.


Обобщенная схема, характеризующая место и роль маркетинго­вых служб предприятия, представлена на рис. 3. Эта схема не является оргструктурой управления, в ней не представлены кон­кретные структурные звенья предприятия, а указаны только важ­нейшие с точки зрения маркетинга функции управления. Руково­дитель маркетинговых служб выполняет опосредующие функции между подразделениями и сотрудниками предприятия, занимаю­щимися разработкой продукта, его производством, стимулирова­нием продаж, распределением, продажей, послепродажным обслу­живанием и потребителями продукции. При этом руководитель маркетинга и его аппарат отслеживают состояние внешней среды маркетинга, обращая в первую очередь внимание на деятельность конкурентов.
Рис. 3. Место и роль маркетинга в системе управления предприятием

Задача службы маркетинга заключается в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно, а также следить за деятельностью конкурентов, определять слабые и сильные их стороны, исходя из этого определять направление со­вершенствования своей деятельности, доводить эту информацию до всех других подразделений предприятия. Таким образом, разра­ботчики получают от маркетинговых служб информацию о разви­тии продукта, о том, в каком направлении нужно совершенство­вать выпускаемую продукцию и какую новую разрабатывать. Про­изводственники узнают, какой должен быть ассортимент выпуска­емой продукции, каковы сроки ее обновления. Подразделения, связанные с ценовой политикой, исходя из информации, получен­ной от службы маркетинга, должны уметь правильно определять цепы. Кадровая служба соответственно решает вопросы увольне­ния и найма, переквалификации и т.д. В то же время служба мар­кетинга должна точно представлять возможности предприятия, чтобы, занимаясь его развитием, не оторваться от реальной жизни предприятия. Рассмотренная схема очень важна как база, основа маркетинговой деятельности. Исходя из этой основы, можно со­ставлять также и должностные инструкции. Это не означает, ко­нечно, что производственные и функциональные звенья предпри­ятия самостоятельно не могут осуществлять связь с потребителя­ми, не изучают ситуацию у конкурентов и т.п.

Однако эта их деятельность направляется и координируется руководителем маркетинговых служб, сотрудники которых прово­дят также конкретные маркетинговые исследования.

Таким образом, маркетинг является ведущей функцией, опре­деляющей техническую, производственную политику предпри­ятия, стиль и характер управления всей предпринимательской де­ятельностью. Специалисты по маркетингу находятся в начале, а не только в конце производственного цикла. Они должны установить и довести до каждого работника, каким потребитель хочет видеть данный продукт, какую цену он готов платить и где и когда потребуется этот продукт.

Маркетинговые службы оказывают влияние на реализацию всех важнейших функций предприятия.

Исследования показывают, что в структуре управления марке­тинговой службой предприятий целесообразны следующие функциональные подразделения:

1. Маркетинговая группа (группа изучения рынка), которая создается на базе планово-экономического отдела хозяйств.

2. Служба сбыта для выполнения следующих функциональных задач: органи­зация продаж; сбор информации о потенциальных покупателях, изучение их вку­сов и потребностей; сбор информации о внешних и внутренних конкурентах; первичный анализ и систематизация собранной информации; организация рек­ламы; изучение стандартов качества и нормативно-правовых документов.

Функциональные задачи маркетинговой группы:

постановка целей и задач предприятия с учетом тенденций развития на краткосрочный и ближайший периоды, дальнюю перспективу;

анализ и оценка собственных возможностей предприятия, в первую очередь производственных, экономических, материально-ресурсных, кадровых;

разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности приме­нительно к специфике и условиям своего предприятия;

создание банка данных для систематизации и анализа всей коммерческо-экономической информации, по конъюнктуре потенциальных рынков сбыта;

ориентация производства на удовлетворение запросов потребителей,

рост эффективности предпринимательской деятельности, прибыли и доходов, повышение конкурентоспособности предприятия;

при необходимости разработка мер по реформированию предприятия;

обучение персонала предприятия методам и принципам маркетинго­вой работы.

Организация деятельности маркетинговой группы зависит от многих фак­торов: размера предприятия, видов и объемов производимой продукции, ме­тодов ее сбыта и технического обслуживания, специфики рынков сбыта и групп покупателей, условий конкуренции.

Маркетинговая группа при составлении производственной программы должна учитывать следующие основные положения:

долю государственных поставок в структуре товарной продукции;

то, что оставшаяся часть продукции посредством оптовой торговли должна быть самостоятельно реализована товаропроизводителем.

Если предприятие достаточно крупное или группа предприятии решила объединить свои усилия в сбытовой деятельности для противостояния конкурентам на рынке, то в составе службы сбыта целесообразно выделить брокерскую контору Ее основное назначение - продажа оптовых партий про­изводственной продукции, осуществление посреднической деятельности, про­ведение биржевых спекуляций, а по мере перехода к оптовой торговле - осуществление операций по защите ценовых рисков.

Структура службы сбыта включает:

специалистов по анализу и прогнозу конъюнктуры рынка для органи­зации рекламы, сбора информации о конкурентах, расчета индексов позиционной конкурентоспособности товаропроизводителей, обработ­ки информации, поступающей от сбытовых и производственных под­разделений, с целью подготовки оперативных анализов и прогнозов для руководства хозяйств;

специалистов по организации продаж произведенной продукции че­рез мелкооптовую и розничную торговлю, сбору информации на рынке, продажам закупленной у населения продукции, перепродажи не­продовольственных товаров.

Служба сбыта должна приносить предприятиям прибыль от реали­зации произведенной в других хозяйствах продукции, а также от самостоя­тельно проводимых посреднических операций.

Одна из основных задач системы управления маркетингом на предприятиях - защита от предпринима­тельского риска.

В оптовой торговле эту защиту целесообразно осуществлять путем заклю­чения специальных контрактов-сделок, предусматривающих возмещение упу­щенной прибыли вследствие инфляционных процессов при поставках продукции «вперед» с последующей их оплатой, а также спе­циальных положений, предусматривающих компенсацию упущенной прибыли за счет виновной стороны в случае нарушения заключенных договоров.

В мелкооптовой и розничной торговле эффективными будут следующие защитные мероприятия:

предоставление агентам по сбыту и продавцам еженедельных котиро­вок цен с прогнозом тенденций их изменения на ближайшие 10 дней, а в период массового созревания урожая — через 2—5 дней;

использование каналов мобильной связи с руководством в случае воз­никновения непредвиденных ситуаций;

заключение долгосрочных контрактов только с наиболее опытными, проверенными сотрудниками;

введение пороговой цены продажи.

Пороговая цена продажи — минимальная цена реализации, ниже которой продавать нельзя, так как производитель будет нести убытки.

Что касается структур управления маркетингом, то в настоящее время в отечественной и зарубежной практике получили распространение следующие направления.

Функциональная ориентация — как наиболее предпочтительный ва­риант для небольших предприятий, формирующих свою мар­кетинговую службу; при этом разнообразие производимой и продава­емой предприятием продукции, а также число рынков невелико. Функциональная организация маркетинга является наиболее простой, однако ее эф­фективность падает по мере роста номенклатуры выпускаемых продуктов и расширения числа рынков сбыта, поскольку отсутствует лицо (кроме самого руководителя подразделения маркетин­га), отвечающее за маркетинг отдельных продуктов в целом или за маркетинговую деятельность на определенных рынках.

Схема функциональной оргструктуры управления маркетингом представлена на рис. 4.


Рис. 4. Функциональная оргструктура управления маркетингом

Товарная ориентация управления, которая заключается в том, что каждой продукции или группе сходных товаров назначается маркетолог; при такой ориентации маркетинга работники специализируются и имеют возможность координировать свои усилия для решения об­щих задач предприятия; она эффективна, когда требования к рекла­ме, организации сбыта и обслуживания существенно различны для каждого товара.

Преимущества данного типа оргструктуры управления состоят в следующем:

управляющий, занимающийся определенным продуктом, име­ет возможность координировать различные работы по всему комплексу маркетинга для данного продукта;

управляющий может быстро реагировать на требования рынка;

в поле зрения управляющего постоянно находятся все модели продукта, как пользующиеся повышенным спросом, так и ме­нее популярные у покупателей;

легче выявлять способных сотрудников, так как они привлека­ются к участию во всех сферах оперативной маркетинговой де­ятельности.

Однако данному типу оргструктуры, особенно когда на пред­приятии параллельно существуют и функциональные маркетинго­вые службы, присущи и определенные недостатки:

управляющий, ответственный за определенный продукт, не на­делен полномочиями, которые полностью соответствовали бы его деятельности;

продуктовая организация часто требует больших затрат, чем ожидалось. Первоначально управляющие назначаются для ос­новных продуктов. Однако вскоре в структуре предприятия по­являются управляющие, ответственные и за менее важный продукт, имеющие свой штат помощников;

у сотрудников продуктовых подразделений могут существовать двойные линии подчинения: своим непосредственным руково­дителям и руководителям функциональных маркетинговых служб.

Региональная ориентация структуры управления - за основу здесь берется специализация не по товарам, а по рынкам; она применятся, когда количество рынков велико, тогда как номенклатура продукции не слишком широка или достаточно однотипна и позволяет более глубоко изучать потребности покупателей, специфичные для каждого региона, более адекватно организовывать рекламу и стимулирование сбыта, учитывая местные особенности.

Главным достоинством явля­ется концентрация маркетинговой деятельности вокруг потребно­стей конкретных рыночных сегментов, а не вокруг отдельных продукции, что имеет место в продуктовой организации маркетинга. Недостатки подобны недостаткам продуктовой организации мар­кетинга.

Стремясь свести к минимуму недостатки и воспользоваться достоинства­ми товарной и региональной ориентации, предприятия будут соответ­ственно стремиться к сегментной ориентации службы маркетинга.

Сегментная ориентация состоит в том, что каждый маркетолог отвечает за работу с определенным сегментом потенциальных покупателей.

Выбор перспективных сегментов рынка - один из важнейших вопросов, на решение которого должна быть нацелена система управления маркетингом предприятий. Это обусловлено тем, что государство со­кратило закупки продукции.

Таким образом, управление маркетингом в пред­приятиях предполагает создание специализированной маркетинговой службы, занимающейся вопросами производства и организа­ции сбыта продукции.

Глава II. Служба маркетинга на предприятии ООО «Брау Сервис»

2.1 Общие положения отдела маркетинга на ООО «Брау Сервис»

Положения

1 Отдел маркетинга (далее «ОМ») является самостоятельным структурным подразделением Общество с Ограниченной Ответственностью «Брау Сервис» (ООО «Брау Сервис», далее предприятие).

2 Отдел маркетинга подчиняется непосредственно директору по маркетингу-начальнику отдела маркетинга.

3 Отдел возглавляется начальником, который одновременно является директором по маркетингу, действующим на основе единоначалия. Директор по маркетингу-начальник отдела маркетинга назначается на должность и освобождается от должности Наблюдательным Советом по представлению генерального директора в установленном порядке.

4 ОМ создан в соответствии со «Схемой организационной структуры управления ООО «Брау Сервис» и действует на ее основании и согласно настоящему Положению.

5 ОМ реорганизуется или ликвидируется приказом по ООО «Брау Сервис».

6 Настоящее Положение разработано согласно приказам по предприятию от 31.01.96. № 18, от 28.10.97. № 319 и требованиям СТП 05.1557-98.

7 Положение является организационным и нормативно-правовым актом предприятия, регламентирующим деятельность ОМ, и действует постоянно до замены его новым. Действенность поддерживается путем изъятия устаревших и вводом новых положений и норм, при этом корректировка Положения санкционируется приказом по предприятию и производится в соответствии с СТП 05.1557-98.

Организация работы

1В своей деятельности ОМ руководствуется приказами по предприятию, стратегическими планами развития и задачами предприятия в области маркетинга, основными положениями Политики в области качества продукции, Руководством ООО «Брау Сервис» по качеству продукции, нормативными документами, Правилами внутреннего трудового распорядка и настоящим Положением

2 Структура и штаты ОМ утверждается в установленном на предприятии порядке, исходя из условий и особенностей производства, а также объема работ, возложенных на отдел.

3 ОМ комплектуется через управление по работе с персоналом руководителями и специалистами, располагающими высшим образованием, необходимой профессиональной подготовкой и достаточным опытом работы в области маркетинга.

4 Порядок назначения работников на соответствующие должности и освобождения от должности, распределения между ними служебных обязанностей, прав и ответственности определяется на основе настоящего Положения, закрепляется и регулируется конкретными должностными инструкциями.

5 Отдел разрабатывает номенклатуру дел, ведет необходимое делопроизводство, обеспечивает сохранность своей документации, определяет время (по инструкции) хранения ее в ОМ, а затем, в установленном порядке, передает в архив предприятия.

6 Работники ОМ в своей повседневной практической работе строго соблюдают все требования настоящего Положения и соответствующих должностных инструкций.

7 Деятельность ОМ организуется по текущему плану работы, составляемому на месяц, квартал, год. Результаты его выполнения регулярно рассматриваются на совещании сотрудников ОМ.

8 ОМ для более четкой организации работ по повышению качества труда исполнителей разрабатывает (внутри отдела) инструкции, регламентирующие определение требований выполнения конкретных работ (их объемы, сроки, качество). Такого рода внутренние документы утверждаются, вводятся в действие, пересматриваются, корректируются и отменяются директором по маркетингу –начальником отдела.

Стратегия маркетинга

Основой стратегии маркетинга является обеспечение устойчивого конкурентного преимущества предприятия, для чего решаются следующие вопросы:

1. Совершенствование товара (увеличение рынка за счет создания новой продукции на существующих рынках).

2. Более глубокое внедрение на рынок (изыскание путей увеличения сбыта существующей продукции на уже освоенных рынках)

3. Расширение границ рынка путем:

- проведения работы по изучению рынков сбыта

- рассылки коммерческих предложений с приложением рекламных проспектов

- проведения опроса потенциальных потребителей посредством анкетирования по почте и телефонной связи.

В случае сохранения в ближайшие годы создавшейся экономической ситуации, отсутствия финансовых средств у заказчиков службой маркетинга будут предприниматься меры по развитию системы взаимозачетов с выходом на межгосударственный уровень. Большое внимание будет уделяться установлению прямых контактов с представителями железных дорог, служб и ведомств, заинтересованных в приобретении товарной продукции.

К сожалению, в настоящее время работа службы маркетинга ограничена финансовыми средствами. Надлежащее финансирование позволит решить следующие вопросы:

- повышение профессионального уровня работников службы маркетинга;

- участие в различных тематических выставках, в том числе зарубежных;

- внесение информации о заводе и выпускаемой им продукции в специализированные каталоги и тематические сборники;

- создание качественной рекламной продукции;

- формирование фирменного стиля и имиджа предприятия;

- формирование информационной системы;

- организация сети представительств и дистрибьюторов ООО “ Брау Сервис “ в странах СНГ;

Все эти мероприятия служат распространению информации о предприятии и соответственно приведут к увеличению доли контролируемого рынка.

2.2 Цели, функции и задачи отдела маркетинга на ООО «Брау Сервис»

Цели и задачи

1 Основной целью ОМ является проведение комплекса маркетинговых исследований и обеспечение руководства предприятия необходимой информацией для принятия хозяйственных решений с учетом реальных и потенциальных потребностей покупателей и производственно-сбытовых возможностей предприятия.

2 Основными задачами отдела маркетинга являются:

2.1 Разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга. Ориентация разработчиков и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции.

2.2 Исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявленных к ней покупателями требований.

2.3 Исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, конъюнктуры рынка.

2.4 Изучение спроса на продукцию предприятия и разработка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов потребности в выпускаемой продукции.

2.5 Формирование спроса и стимулирование сбыта продукции предприятия.

2.6 Своевременная подготовка и заключение контрактов на поставку готовой продукции.

2.7 Обеспечение выполнения планов реализации продукции в срок и по номенклатуре в соответствии с контрактами.

2.8 Своевременное декларирование и таможенное оформление получаемой и поставляемой предприятием продукции зарубежным партнерам.

2.9 Проведение тематических экскурсий для делегаций и групп, с целью ознакомления их с деятельностью предприятия, рекламирование современной серийной и опытной продукции предприятия, достижений в области качества и передовых технологий, а также производственных возможностей предприятия и трудового коллектива в разные годы.

2.10 Участие в мероприятиях, создающих условия для реализации Политики в области качества по кругу своих функциональных обязанностей.

Функции

1 Анализ и прогнозирование основных конъюнктурообразующих факторов потенциальных рынков сбыта выпускаемой предприятием продукции:

- коммерческо-экономических, включая экономическую ситуацию и финансовое состояние потенциальных покупателей, реальный платежеспособный спрос на выпускаемую предприятием продукцию и соотношение спроса и предложения на конкретные виды продукции;

- объемов поставки, технического уровня и качества конкурирующей продукции, ее преимуществ и недостатков по сравнению с продукцией предприятия;

- наличие новых рынков сбыта и новых потребителей выпускаемой предприятием продукции.

2 Исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор информации об удовлетворенности ими покупателей.

3 Выявление передовых тенденций в мировом производстве продукции.

4 Анализ конкурентоспособности продукции предприятия, сопоставление ее потребительских свойств, цены, издержек производства с аналогичными показателями конкурирующей продукции, выпускаемыми другими предприятиями.

5 Разработка на основе изучения конъюнктуры и емкости рынка прогнозов по платежеспособному спросу на новую и серийно-выпускаемую продукцию.

6 Сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации по конъюнктуре потенциальных рынков сбыта продукции предприятия; создание информационно-статистического банка данных по маркетингу, включая данные по заявкам на поставку продукции, ее производству, наличию запасов, использование этих данных для ускорения сбыта продукции.

7 Определение географического места расположения потенциальных потребителей продукции.

8 Организация обратной связи с потребителями: изучение мнения потребителей и их предложений по улучшению выпускаемой продукции; анализ рекламаций и их влияние на сбыт продукции предприятия.

9 Анализ сильных и слабых сторон конкурирующей продукции.

10 Разработка стратегии рекламы по каждому изделию и плана проведения рекламных мероприятий.

11 Организация рекламы при помощи средств массовой информации (газет, телевидения, радио); организация и подготовка статей и информации для журналов, газет, радио; подготовка сценариев для кинорекламных роликов, фильмов.

12 Осуществление наружной, световой, электронной рекламы, прямой почтовой рекламы (плановых и разовых рассылок писем, бандеролей, посылок с информационными материалами).

13 Разработка предложений по формированию фирменного стиля, организация рекламы с помощью фирменных изделий (плакатов, буклетов, афиш, экспресс-информации).

14 Организация участия предприятия во всероссийских, региональных и отраслевых выставках, ярмарках, выставках-продажах; подготовка необходимых документов и материалов; организация выставок-продаж, выставок на предприятии.

15 Обеспечение представителей предприятия, направляющихся на выставки, ярмарки, выставки-продажи, рекламными проспектами и другой рекламной документацией.

16 Обеспечение фирменного оформления рекламных материалов и инструментария исследования рынка и спроса на выпускаемую предприятием продукцию.

17 Анализ действенности рекламы, ее влияния на сбыт продукции, информированности потребителей о продукции предприятия; определение эффективности рекламы; разработка предложений по совершенствованию организации рекламы.

18 Изучение и использование передового опыта рекламы и стимулирования спроса в стране и за рубежом.

19 Анализ состояния реализации продукции предприятия, оценка эффективности работы сбытовой сети, выявление продукции, не имеющей достаточного сбыта, определение причин этого.

20 Разработка предложений по созданию принципиально новой продукции.

21 Разработка предложений и рекомендаций к плану производства продукции предприятия по номенклатуре и количеству, исходя из результатов изучения конъюнктуры рынка и спроса на конкретные виды продукции.

22 Разработка предложений по организации маркетинга на 1-2 года с целью обеспечения доставки покупателям продукции предприятия в необходимые сроки и в достаточном количестве, своевременной информации о ее потребительских свойствах, установления прямых контактов с потребителями, активного участия в выставках-ярмарках, выхода на новые рынки.

23 Разработка предложений по стимулированию сбыта продукции, не имеющей спроса, путем повышения качества и технического уровня, организации дополнительной рекламы.

24 Подготовка и заключение контрактов с покупателями с учетом нормативных актов на поставку продукции.

25 Осуществление обеспечения проведения анализа контракта и координации этой работы, осуществление регистрации данных анализа контрактов.

26 Увязка планов запуска в производство и поставки продукции с производственными службами и цехами предприятия, с целью обеспечения сдачи готовой продукции в сроки и номенклатуре в соответствии с заключенными контрактами; участие в формировании годовых, квартальных и месячных номенклатурных планов производства и сдачи готовой продукции для обеспечения поставок в сроки и номенклатуре в соответствии с заключенными контрактами.

27 Составление и увязка с производственным отделом, экономическими и другими службами предприятия годовых, квартальных и внутримесячных планов производства и сбыта продукции в соответствии с условиями контрактов и контроль за их выполнением.

28 Разработка предложений по технически обоснованному планированию и выпуску запасных частей, участие в разработке и согласовании номенклатуры запасных частей, изготовляемых предприятием.

29 Ведение работы с таможенными управлениями РФ по таможенному оформлению грузов. Контроль за соблюдением законов и таможенных правил при оформлении таможенной документации и заключении контрактов по всем подразделениям предприятия.

30 Прием, сдача и оформление таможенной документации на получаемую и отправляемую продукцию.

31 Разработка предложений и рекомендаций по изменению характеристик, конструкций и технологии производства выпускаемой и новой продукции с целью улучшения ее потребительских свойств с учетом мнения покупателей и передовых достижений; представление указанных предложений в инженерный центр, отдел главного технолога, другие технологические службы; участие совместно с ними в определении параметров новых и модернизированных вагонов и технологий.

32 Разработка совместно с экономическим бюро, бюро цен и другими службами предприятия ценовой политики предприятия.

33 Участие совместно с экономическими, конструкторскими и технологическими отделами в определении себестоимости новых изделий и разработке мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции, выявление возможного экономического эффекта у потребителей и суммы прибыли предприятия от продажи новой и серийно выпускаемой продукции.

34 Разработка предложений по совершенствованию гарантийного обслуживания и гарантийного ремонта совместно с другими службами, а также мероприятий по повышению качества и надежности выпускаемой продукции.

35 Ежемесячный, ежеквартальный анализ выполнения плана поставок и принятия мер по восполнению цехами задолженности по поставке продукции.

36 Ведение работы по регистрации данных анализа контракта и маркетинговых исследований.

2.3 Связи отдела маркетинга с другими подразделениями ООО «Брау Сервис»

1. С отделом надежности продукции:

Получает: информацию и отчеты по уровню надежности изготовляемой упаковки, о выявленных дефектах.

Представляет: первичную информацию о выявленных дефектах; предложения по усовершенствованию с целью повышения его надежности; данные анализа контракта и маркетинговых исследований.

2. С отделом патентно-исследовательской и информационной работы:

Получает: сведения и информацию о разработке и патентовании изобретений, полезной продукции; предложения по закупке лицензий; переводы на маркетинговую, коммерческую и другую информацию поступающую в ОМ.

Представляет: имеющуюся информацию на перевод; сведения о намерениях покупок лицензий на основании изучения патентных материалов и исходя из потребности предприятия.

3. С отделом стандартизации:

Получает: проекты приказов и распоряжений по внедрению новых и изменению действующих стандартов; информацию о введении новых и изменении действующих стандартов; нормативно-техническую документацию по стандартизации (по заявкам), в том числе на тару, упаковку, окраску, гальванопокрытия; проекты стандартов на отзыв; план работы по стандартизации и унификации; подтверждение показателей качества продукции; предложения по использованию экспресс-методов для оценки качества продукции и услуг, отвечающих требованиям международных стандартов; информацию о результатах сертификации и при этом предусматривается сохранение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну; сведения о качестве для включения в рекламные материалы.

Представляет: отзывы на проекты стандартов, заявки на нормативно-техническую документацию по стандартизации; предложения по проектам планов по стандартизации и унификации; номенклатуру обязательных показателей (безопасности для потребителей и окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости) для введения их в стандарты и другие виды нормативных документов; сведения о рынке, который предстоит освоить; информацию о конкурентах; анализ эффективности рекламных мероприятий.

4. С производственным отделом:

Получает: оперативные месячные планы-графики сдачи продукции на склад готовой продукции; изменения, вносимые в планы выпуска продукции.

Представляет: данные анализа контракта и маркетинговых исследований; сведения по объему и номенклатуре запасных частей производства предприятия, необходимых для гарантийного обслуживания выпускаемой техники, с целью включения их в графики производства и отгрузки запасных частей; задания по оперативному решению вопросов гарантийного обслуживания, не предусмотренные планом работ; суточные справки об отгрузке продукции; ежедневный рапорт об отгрузке продукции и запасных частей на экспорт; оперативные заявки на ускорение изготовления отдельных видов продукции; помесячные данные об общем количестве продукции по номенклатуре, предусмотренной заключенными контрактами; плановую номенклатуру резервного фонда запасных частей на год для выдачи цехам заданий на их изготовление; проекты ежемесячных заданий на изготовление деталей и узлов в резервный фонд запасных частей; месячный план производства комплектующих и запасных частей, изменения и дополнения к нему.

5. С отделом материально-технического снабжения:

Получает: графики завоза материалов на предприятие; заключение о возможности обеспечения изготовления продукции по контрактам со сторонними организациями; сведения о заключенных контрактах на поставку сырья, материалов; сведения об отказах по контрактам на поставку продукции.

Представляет: данные анализа контракта и маркетинговых исследований.

6. С отделом организации труда и заработной платы:

Получает: рекомендательные и руководящие материалы по организации оплаты труда и материального поощрения, соблюдению трудового законодательства; штатное расписание; положение о премировании; коллективный договор, график работы предприятия.

Представляет: предложение по совершенствованию организации труда, систем оплаты труда и материального поощрения, проектам штатных расписаний; отчеты о выполнении мероприятий коллективного договора, необходимые данные и материалы для анализа состояния организации труда и заработной платы.

7. С экономическим бюро и бюро ценообразования:

Получает: годовые, квартальные и месячные планы производства продукции; оптовые цены на выпускаемую технику и запасные части к ней; изменения цен; проекты цен на новую продукцию; планы по хозрасчетным показателям деятельности отдела; сведения о планировании производства определенной продукции для удовлетворения выявленных потребностей с учетом производственных возможностей.

Представляет: данные анализа контракта и маркетинговых исследований; на утверждение сметные калькуляции на работы и услуги, выполняемые отделом маркетинга; сметы на содержание отдела и сервисных центров; предложения по изменению цен, исходя из конъюнктуры рынка и состояния спроса на данную продукцию; данные о недопоставке продукции, сумме недопоставленной по контрактам продукции за отчетный месяц и нарастающим итогом с начала квартала (года); сведения о выполнении плана поставок с учетом заключенных контрактов; месячный план производства комплектующих и запасных частей, изменения и дополнения к нему; необходимые сведения о поставке продукции для составления отчетности.

8. С главной бухгалтерией:

Получает: бухгалтерские данные о движении, реализации и остатках готовой продукции за отчетный период для анализа и планирования; итоги инвентаризации готовой продукции; данные о наличии на складе готовой продукции в суммарном выражении на 1-е число каждого месяца; сведения о неплатежеспособности отдельных заказчиков; извещение о применении санкций к покупателям и заказчикам.

Представляет: товарно-транспортные накладные и прилагаемые к ним документы на отгрузку готовой продукции; документы для балансового отчета; справку о нормативной стоимости резервного фонда запасных частей; документы по приходу и расходу готовой продукции.

9. С финансовым отделом:

Получает: сведения об оплате продукции согласно заключенных контрактов; извещения банка о выставленных покупателями и заказчиками аккредитивах (для исполнения); утвержденные нормативы оборотных средств по готовой продукции; сведения о покупателях, допустивших просрочку с оплатой счетов, платежных требований за отгруженную продукцию или отказавшихся от их акцепта; финансовые условия для крупных, важных сделок; утвержденные основные уступки в цене; анализ сбытовых издержек, издержек на маркетинг.

Представляет: план сбыта для планирования доходов предприятия и составления оперативных бюджетов; смету расходов на систему формирования спроса и стимулирования сбыта; планы отгрузки товарной продукции; ежедневные справки об отгрузке и остатках готовой продукции на складах; контракты на поставку готовой продукции (для согласования

согласования); данные анализа контракта и маркетинговых исследований; платежные требования для выставления счетов на инкассо предприятия и на взыскание сумм за некачественную продукцию с поставщиков запасных частей.

10. С отделом кадров и бюро подготовки персонала:

Получает: рекомендации по подбору и расстановке кадров; планы подготовки и повышения квалификации специалистов, служащих и руководителей.

Представляет: отчетность по вопросам движения, подбора, расстановки и воспитания кадров; резерв на выдвижение на руководящие должности; заявки на потребность в кадрах; табели или другие документы учета рабочего времени; заявки на повышение квалификации работников отдела.

11. С производственными цехами:

Получает: сведения о принятых мерах по устранению брака.

Представляет: сведения о выявленных браках по вине цехов

12. Внешние связи:

Получает: различные сведения и информацию, от государственных, научных, коммерческих и др. организаций, по вопросам маркетинговой деятельности, связанной с изучением спроса и рынка вагоностроения.

Представляет: сведения и информацию (включая статистические данные) сторонним организациям по вопросам деятельности предприятия (не коммерческого характера).

Заключение

Для плодотворного осуществления маркетинговой деятельности в условиях нашей страны отсутствуют пока многие необходимые условия, например: рыночные отношения в сфере инвестиций, средств производства, сырья и материалов, рабочей силы и др., законодательные акты по многим аспектам предпринимательства. Однако отдельные функции маркетинга возможно применять уже сегодня в условиях неразвитого рынка - организовать систему маркетинговых исследований, учет и анализ товародвижения, рациональную систему сбыта, осуществлять рекламно-пропагандисткую деятельность с целью завоевания прочного положения на рынке.

Поставленные задачи курсовой работы выполнены.

Рассмотрены теоретические и методические основы функционирования маркетинга в системе предприятия;

Прежде всего, маркетологи занимаются исследовательской работой: исследованием рынка, потребителей, товара, конкурентов. Некоторые директора предприятий недооценивают и даже игнорируют исследования маркетинга, что впоследствии прямым образом отражается на финансовом благосостоянии фирмы. Хотя исследования дороги, нельзя приуменьшать их роль, потому что в будущем они принесут только прибыль: предприятие, особенно молодое, почувствует себя уверенней на новой почве неосвоенного рынка. При помощи исследований можно выбрать наиболее оптимальный и прибыльный рынок, потребителей, способ рекламы и т. д., и таким образом маркетинговые исследования повышают прибыльность предприятия.

В заключение нужно отметить, что предприятия являются основными звеньями хозяйствования и формируют основу экономического потенциала государства.

Чем прибыльнее фирма, чем стабильнее её доход, тем большим становится её вклад в социальную сферу государства, в её экономический потенциал, наконец, тем лучше живут люди, работающие на таком предприятии.

Список использованной литературы

1. Андреева О. Д. Технология бизнеса: маркетинг. Учебное пособие М., 2006

2. Афанасьев М. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М., 2005.

3. Багиев Г. Л. Маркетинг. Учебник для ВУЗов. М., 2001

4. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. М., 2004.

5. Ильющенко Е. В. Маркетинг на предприятии. Минск, 2004

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  126  127  128   ..