Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  502  503  504   ..

 

 

Ценовая и неценовая конкуренция в экономических стратегиях российского бизнеса

Ценовая и неценовая конкуренция в экономических стратегиях российского бизнеса

ФГОУ ВПО «Финансовая академия

2 Развитие ценовой и неценовой конкуренции на современном этапе……………………………………………………………………………..…21

2.1 Особенности ценовой конкуренции на современных товарных рынках………………………………………………………………………...……21

2.2 Конкурентоспособность российской промышленности: ценовые и неценовые факторы………………………………………………………………..24

2.3 Методы конкурентной борьбы автомобильного рынка услуг города Москвы………………………………………………………………………….…28

2 Развитие ценовой и неценовой конкуренции на современном этапе

2.1 Особенности ценовой конкуренции на современных товарных рынках

2.2 Конкурентоспособность российской промышленности: ценовые и неценовые факторы

2.3 Методы конкурентной борьбы автомобильного рынка услуг города Москвы

Автомобильные рынки услуг, как продажи, так и сервиса, и аренды, в г. Москве, весьма насыщен и очень подвержен незначительным для компании, но существенным для клиентов, ценовыми колебаниям, поэтому если поступает информация о незначительном изменении цены на какие-либо услуги со стороны конкурентов в сторону уменьшения, то руководители направлений сами принимают решения об изменении цен компании на те же услуги. Однако, если происходят значительные скачки или появляется новый вид услуг, то решение об изменении политики фирмы принимается только на общем собрании директоров, что требует значительной траты времени.

Ценовая политика компании рассчитана на то, чтобы держать цены на свои услуги в середине ценового коридора, установленного на каждом конкретно рынке. Однако, известно, что печатные издания, специализирующиеся на публикациях рекламного характера, которыми пользуется компания, как и многие ее конкуренты, принимают тексты объявлений минимум за две недели до выхода издания, а за это время на рынке цены могут измениться несколько раз. Поэтому, несмотря на не большие, по меркам компании, расходы на такого рода рекламу, – всего порядка 300 тыс. руб. в год, – довольно часто, она сильно проигрывает своим конкурентам, из-за неточностей в «предсказании» ценовых изменений, осуществляемых советом директоров. Так, например, в таблице 1 представлены сведения о ценах на услуги по сервисному и техническому обслуживанию автомобилей, опубликованные в одном из печатных рекламных изданий.

Таблица 1

Цены ремонта и сервисного обслуживания автомобилей в г. Москве[1]

Компания

Цена нормочаса, USD

Шкода

Рено

GENSER-СЕРВИС

35

U.S. IMPEX

25-30*

АВТО`КЕЙ

25-30*

АВТОЛЕГИОН

25

АВТОЦЕНТР на Башиловке

25-30*

ВОССТАНОВЛЕНИЕ

25-30*

Выбор

28

ГРАНД МОТОРС

30-50*

КУНЦЕВО ЕВРОКАР ТРЕЙДИНГ

25-30*

ЛГТ

15-20*

МОСРЕМОНТСЕРВИС

25-30*

35-45*

НИВЮС-СЕРВИС

18-28*

ОЛМИ ТРЕЙДИНГ

22-27*

ОЧАКОВО

14-20*

РЕНО-ЦЕНТР КУНЦЕВО

35

РУС-ЛАН

50-60* DM

СОВИНТЕРАВТОСЕРВИС

25,2

СПАРТ+

18-22*

ЮШАС СЕРВИС

36-60* DM

* – в зависимости от модели

Однако, на момент выхода этого издания в свет, цены в компании ЗАО «Мосремонсервис» уже соответствовали: 19‑29 USD за нормочас на автомобили «Шкода» и 25‑40 USD за нормочас на автомобили «Рено». Налицо явная неэффективность работы совета директоров, прямо отражающаяся на решении конкурентных преимуществ компании. Аналогичная картина сложилась и по остальным направлениям деятельности компании – продажа и аренда автотранспорта.

Но все же, такая реклама работает, – многие звонят, чтобы уточнить цены, и приятно удивляются, когда они оказываются ниже заявленных, так что этот недостаток в работе компании все же можно считать удачным методом конкурентной борьбы, хотя он и влечет потери небольшой, но части клиентов.

Новых клиентов, компания привлекает рядом дополнительных бесплатных услуг. Так, например, при продаже автомобиля в него, совершенно бесплатно для клиента, устанавливают выбранную им, из имеющихся в наличии, автосигнализацию, а также оказывают помощь в страховании покупаемого автомобиля. Помимо этого, компания осуществляет гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт проданного автомобиля.

Компания ведет жесткую борьбу за качество, оказываемых ею услуг. Достаточно сказать, что, например, по качеству выполнения ремонтных работ компания предоставляет годовую гарантию, несмотря на то, что закон РФ считает достаточной гарантию на полгода. В парке автомобилей, сдаваемых в аренду, нет ни одного автомобиля, старше трех лет – подобные автомобили продаются компанией по их остаточной стоимости. Все автомобили обязательно проходят предпродажную подготовку, подготавливающую их к российским условиям эксплуатации.

Для обеспечения качества оказываемых услуг, компания расходует большие средства. Например, в 2009 г. было потрачено 15 млн. руб., на:

- обновление и пополнение оборудования, предназначенного для ремонта и сервисного обслуживания автомобилей;

- обновление ремонтного инструмента;

- закупку расходных материалов мировых лидеров;

- закупку новейших технологических разработок ведущих мировых лидеров;

- переквалификацию персонала.

Отдельного внимания требуют очень высокие, можно сказать завышенные, но полностью оправданные требования компании, предъявляемые персоналу, непосредственно занятого выполнением ремонтных работ. Политика компании, в этом направлении, не позволяет брать на работу людей без высшего технического образования, обязательно связанного с автомеханическими работами.

За всю историю компании было только два случая, когда клиенты были недовольны выполненной работой. И в обоих случаях клиентам возвращались деньги и проводился повторный ремонт за счет компании, – за этим следовало обязательное увольнение виновных, при этом, в последнем случае, произошедшем в 2009 г., сотрудника пришлось уволить с формулировкой «сокращение штата» и компания произвела ему все выплаты, предусмотренные действующим законодательством РФ.


3 Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг в сфере производства и обслуживания

В сфере производства важнейшими путями повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров являются

обеспечение заданного уровня их качества или проектирование и разработка новых видов продукции, упаковывание в привлекательную по внешнему виду и размерам упаковку, уменьшение издержек производства.

В отличие от производства, где возможны значительные изменения при формировании основополагающих характеристик потребительной стоимости товаров, в сфере обслуживания усилия исполнителей направлены на сохранение достигнутого уровня качества, предотвращение ко­личественных и качественных потерь. Однако за счет этого нельзя повысить конкурентоспособность реализуемых това­ров или предоставляемых услуг.

В то же время существуют определенные пути повы­шения их конкурентоспособности, связанные с экономичес­кими критериями: уменьшение торговых надбавок на това­ры и снижение тарифов на услуги за счет использования внутренних резервов, экономии затрат на процессы обслу­живания без снижения уровня его качества, что позволит установить более низкие цены при реализации товаров и оказании услуг.

Ограничение активного воздействия на повышение кон­курентоспособности товаров и услуг в сфере обслуживания требует обоснованного отбора и применения методов обеспе­чения конкурентоспособности, которые необходимо рассмат­ривать как наиболее эффективные пути повышения конку­рентоспособности.

Одним из путей повышения конкурентоспособности то­варов и услуг в сфере обслуживания является обеспечение их организационного и информационного подкрепления в форме предоставления дополнительных сервисных услуг, а также доведение до потребителей необходимой и достовер­ной информации. Кроме того, повысить конкурентоспособ­ность товаров и услуг в сфере производства и обслуживания можно путем разработки и внедрения систем обеспечения конкурентоспособности.

Система обеспечения конкурентоспособности (СОК) — совокупность систем управления организаций, направлен­ных на создание потребительских предпочтений.

Данный термин предложен Фахрутдиновым Р.А. по его мнению, СОК состоит из внешней среды (вход, выход, связь с внешней средой, обратная связь) и внутренней струк­туры (подсистемы научного сопровождения, целевая, обес­печивающая, управляемая и управляющая).

Компонентами "входа" СОК товаров и услуг являются материальные и нематериальные ресурсы (сырье, материа­лы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудова­ние, информация), которые необходимы для производства и получения на выходе готовой продукции или результата услуги. Для обеспечения конкурентоспособности таких това­ров или услуг необходимо, чтобы на "входе" были конкурен­тоспособные ресурсы (по качеству и цене). Вероятность по­лучения таких ресурсов тем больше, чем выше конкурен­ция среди поставщиков.

Связь с внешней средой позволяет организации учиты­вать ее неконтролируемые факторы, которые влияют на конкурентоспособность товаров и услуг. К ним относятся со­циально-экономические, правовые, экологические, природ­ные, научно-технические и другие факторы.

К компонентам обратной связи относятся потребительс­кие предпочтения (их формирование и поддержание), рек­ламации потребителей, информация от потребителей о при­емлемости качества и цены.

Вместе с тем перечисленных компонентов внешней сре­ды недостаточно для обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг. В дополнение к ним важную роль играют компоненты внутренней структуры. При создании, реализа­ции и поддержании подсистем внутренней структуры (науч­ного сопровождения, целевой, обеспечивающей и т. п.) ре­шающее значение имеет персонал.

Управление персоналом как одним из компонентов под­системы внутренней структуры отличается следующими ха­рактерными признаками:

• нацеленность работы персонала на обеспечение и под­держание конкурентоспособности товаров и услуг по всему технологическому циклу.

• быстрая адаптация к постоянно изменяющейся кон­курентной среде;

• постоянное повышение своей квалификации;

• систематический анализ конкурентной среды, а так же преимуществ своей организации, реализуемых ею това­ров, оказываемых услуг и организации-конкурента, ее то­варов и услуг;

• учет факторов, влияющих на формирование и под­держание потребительских предпочтений;

• знание методов обеспечения конкурентоспособности и умение применять их в сфере обслуживания.

В связи с тем что указанные методы обеспечения кон­курентоспособности имеют важное значение.

Заключение

В экономике России важное значение имеет решение проблемы повышения конкурентоспособности через повышение качества производимой продукции. В настоящее время продукция отечественных товаропроизводителей помимо высокой цены характеризуется невысокими показателями качества по сравнению с аналогичной продукцией промышленно развитых стран. Это обуславливает низкую конкурентоспособность промышленных товаров.

Часто имеют место случаи, когда продукция предприятия не пользуется спросом и длительное время находится на складе предприятия, зачастую теряя при этом свои качественные свойства. В связи с этим проблема повышения конкурентоспособности является в настоящее время достаточно актуальной.

Таким образом, конкурентоспособность товара определяется его удельной ценой, под которой понимается отношение цены товара к полезному эффекту, отражающему оправданную отдачу его востребованных потребительских свойств в конкретных условиях.

Цена должна оправдывать предложение при реализации товара, а предложение новой продукции стимулироваться ценой. Таким образом, если "цена" выступает и является всего лишь инструментом сбыта продукции, то "конкурентоспособное качество" остается единственным фактором развития рынка - тем стержнем, под которым следует понимать уже не определенные показатели продукта, а весь комплекс мероприятий, направленный на его получение и подачу конечному пользователю.

Кроме этого, принимая во внимание то обстоятельство, что конкурентоспособность обуславливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей, в рамках оценки конкурентоспособности продукции следует рассмотреть ценовую политику предприятия и оценить ее влияние на конкурентоспособность производимой продукции.

Ценовая политика представляет собой совокупность мероприятий по управлению ценами и ценообразованием и заключается в установлении на товары (услуги) таких цен, которые компенсируют затраты на производство, соответствуют конъюнктуре рынка, удовлетворяют спрос покупателя и приносят плановую прибыль. Ценовая политика рассматривается только в контексте общей политики фирмы.

Основой установления цен на продукцию служат затраты на ее производство и качественные характеристики товара. Кроме этого, специалисты отдела маркетинга постоянно отслеживают уровень и динамику цен на продукцию, производимую фирмами-конкурентами и при необходимости вносят предложения об изменении уровня цен.

Список использованной литературы

1. Залозная Г.М. Повышение конкуренции российской экономики // Современная конкуренция. – 2008. – № 5. – С.12-16.

2. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учеб. – М.: Дело, 2002. – 416 с.

3. Копылов М. Конкурентная политика и конкурентная среда в РФ // Современная конкуренция. – 2009. – №5. – С.14-18.

4. Курс экономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович, М.Г.Муталимов. – Мн.: Интерпрессервис, 2003. – 496 с.

5. Курс экономичесткой теории / Под.ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2007. – 848 с.

6. Лукьянов С. Входные барьеры: важнейший инструмент политики ограничения конкуренции на российских рынках // Современная конкуренция. – 2009. – № 1.

7. Лымарь Е.Н. Особенности рынков монополистической конкуренции в региональном аспекте // Вестник Челябинского университета. – 2009. – №2. – С.71-76.

8. Максимов С.В. На страже честной конкуренции // Современная конкуренция. – 2009. – №5. – С.70-81.

9. Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма // Общество и экономика. – 2009. – № 4/5.

10. Николаева Л.А., Черная И.П.Экономическая теория: учебник. – М.: КНОРУС, 2006.

11. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. – М.: Эксмо, 2008. – 448 с.

12. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 714 с.

13. Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 592 с.

Приложение 1

Виды конкуренции


 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  502  503  504   ..